Научная статья на тему 'Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия'

Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаев Алексей Владимирович

Термин «виртуальная реальность» был предложен в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х годов ХХ века для трехмерных макромоделей, реализованных с помощью компьютера, такие модели позволяют осуществить идею присутствия человека в пространстве, создаваемом средствами компьютерной техники. Затем этот термин стали использовать применительно к компьютерной сети Internet, а также в качестве метафор («виртуальные предприятия», «виртуальная корпорация»). В настоящее время виртуальная реальность находит широкое применение в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия»

№>5(11)2007

А.В. Катаев

Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия

Термин «виртуальная реальность» был предложен в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х годов ХХ века для трехмерных макромоделей, реализованных с помощью компьютера, такие модели позволяют осуществить идею присутствия человека в пространстве, создаваемом средствами компьютерной техники. Затем этот термин стали использовать применительно к компьютерной сети Internet, а также в качестве метафор («виртуальные предприятия», «виртуальная корпорация»). В настоящее время виртуальная реальность находит широкое применение в бизнесе.

Развитие информационных технологий позволило создать виртуальные информационные системы и виртуальные предприятия. Под виртуальными информационными системами понимают системы, основанные на понятии «виртуальная реальность» (лат. virtus — мнимый, воображаемый), созданной компьютерными средствами модели реальности, которая обеспечивает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами [19].

Рассмотрим примеры виртуальных систем.

Виртуальные банковские системы.

Программа технологического прогнозирования правительства Великобритании идентифицировала «виртуальное банковское дело» (virtual [reality] banking) в качестве одного из применений информационных технологий, которое может иметь большое влияние на способы распространения и доставки финансовых услуг.

Виртуальный банк использует технологию мультимедиа для создания реалистического компьютерного образа банковского филиала, который может быть доступен через информационную сеть и способен предоставлять ряд банковских услуг. Виртуальный банк сейчас пока находится на стадии

разработки. Одной из главных задач является обеспечение безопасности. Остается открытым вопрос, будут ли розничные банки подходящими для выполнения этой услуги.

Виртуальный офис — технология, которая позволяет состыковать различные форматы информации, генерируемые разными подразделениями офиса, в некоторую целостную структуру, а также связать эти подразделения, даже если они удалены, через компьютерную сеть.

Создавать виртуальные офисы можно на платформе фирмы Silicon Graphics. Основу такого офиса представляет рабочая станция Silicon Graphics — SGI Indy. На базе нее появляется возможность строить офисные системы, объединяющие в единое целое текст, звук, графику, телевизор, видеокамеру, аудиомагнитофон, связывать между собой удаленные офисы и поддерживать сетевые проекты.

Виртуальная корпорация — объединение фирм, применяющих виртуальные технологии. В широком смысле большие транснациональные корпорации и есть виртуальные корпорации. В узком смысле, классическим примером виртуальной корпорации выступает сам Internet. Любая компьютерная сеть является виртуальной

li95(11)2007

с точки зрения работы с пространством охвата своих пользователей.

Можно выделить главные составляющие виртуальной корпорации, опирающейся на компьютерную сеть: наличие корпоративного духа «доверия», который может сплотить людей в некотором общем пространстве или среде работы; наличие связанных друг с другом контрагентов, составляющих узлы компьютерной виртуальной сети такой £ корпорации; выделение проектной группы (групп), разрабатывающей и продвигаю-g щей проекты в среде такой виртуальной ^ корпорации. Подобная виртуальная корпо-| рация может осуществлять различные про-г§ екты, не являясь структурированной ни под b один из них.

I

g Виртуализация предприятий

Виртуальные предприятия — это сете-g вые, компьютерно-опосредованные орга-sg низационные структуры, состоящие из не-^ однородных взаимодействующих агентов, « расположенных в различных местах. § Зачастую термин «виртуальность» ис-| пользуют довольно произвольно. «Виртуаль-£ ное» интерпретируется и как искусственно ! образованное, и как мнимое, не существую-| щее в реальном пространстве, и как расширенное за счет совместных ресурсов и т.д., Й что имеет отдаленное отношение к вирту-g альности как к психологическому феномене ну и реальному явлению мира [7]. Однако Ц этот термин достаточно «прижился» для оп-| ределения таких явлений, как виртуальный « рынок, виртуальная реальность и виртуаль-¡^ ная организация, виртуальное предпри-I ятие, виртуальные корпорации примени-з тельно к деятельности предприятий. ! Пространство виртуализации предпри-| ятий можно условно разделить на три ос-§ новные категории:

о

• виртуальный рынок — рынок товаров J и услуг, существующий на основе коммуни-■Ц кационных и информационных возможно-sa стей глобальных вычислительных сетей (Internet);

12

• виртуальная реальность — отображение и имитация реальных объектов и процессов производства в кибернетическом пространстве;

• виртуальные организационные формы — динамические сети предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей, совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

Определения виртуального предприятия

Словосочетание «виртуальное предприятие» нередко используют для определения предприятий, действующих на виртуальных рынках и в сети Internet. В некоторых работах виртуальные предприятия называют сетевыми предприятиями [10, 9], безграничными предприятиями [10], виртуальными корпорациями и виртуальными организациями. Как правило, речь идет о динамической сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

Существуют различные определения виртуального предприятия.

«Под виртуальным предприятием понимается сеть самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении предприятий, которые на основе общих целей поставляют на рынок определенную услугу» [3].

«Виртуальное предприятие — это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» [1].

«Виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерно-опосредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах» [12].

«Виртуальное предприятие (промышленное, коммерческое, эксплуатационное

№>5(11)2007

и др.) — это такое предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия» [2].

«Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок» [12].

«Виртуальное предприятие — это динамичная открытая бизнес-система на основе прогрессивных Internet-технологий, представляющая собой совокупность временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способных на основании координации и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу» [5].

Обобщив эти определения и не принимая во внимание правовые аспекты виртуальных предприятий, можно выделить в качестве ключевого момента партнерство (кооперацию) нескольких предприятий для создания, производства и сбыта продукции.

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия — это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но виртуальные предприятия, во-первых, достигают этого за счет объединения ресурсов партнеров, и, во-вторых, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей какого-то усредненного сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей

(заказчиков). Как отмечается в [1], первым § импульсом к образованию виртуального £

ае

предприятия является именно поступление ^ рыночного заказа. ^

С практической точки зрения, обычному предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок, требуется привлечение значительных ресурсов. Виртуальное предприятие, напротив, ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы и люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Партнерство, заключается, как правило, на определенный срок или до достижения заданного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны действовать согласованно. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям, в сеть объединяется большое множество предприятий, чаще всего удаленных территориально, тогда очевидно, что таким предприятиям трудно согласовывать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий. В некоторых трудах отмечается, что сама возможность коренной перестройки деловых процессов и вызвана развитием и внедрением информационных и коммуникационных технологий [8, 13]. Также необ-

Ив5(11) 2007

I

Л

5 §

Л I

§ I

I

со со

0

«

8 §

£ л

и

1

г

! с

0

1 к

Р

е

ё и

I

0 §

1

ходимо подчеркнуть, что использование новых компьютерных и информационных технологий не является основой виртуального предприятия. Главным является именно единая информационная система, под которой понимается совокупность методов и средств поиска, сбора, хранения, обработки, анализа и передачи внутренней и внешней информации, требующейся для функционирования виртуального предприятия и принятия совместных управленческих решений.

С учетом вышеизложенного можно дать такое общее определение: виртуальное предприятие — это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа; базирующаяся на единой информационной системе.

Можно выделить также основное достоинство виртуальных форм организаций — это возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы,знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества и возможности виртуальных предприятий, как скорость выполнения рыночного заказа, снижение совокупных затрат, более полное удовлетворение потребностей заказчика, гибкая адаптация к изменениям окружающей среды, снижение барьеров выхода на новые рынки.

При этом основными характеристиками виртуальных форм организации можно считать открытую распределенную структуру, гибкость, приоритет горизонтальных связей, автономность и узкую специализацию членов сети, высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

К недостаткам виртуального предприятия, вернее, к его слабым сторонам, можно отнести практическое отсутствие материальной и социальной поддержки своих членов вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; предпочтение специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как многие современные направления, напротив, выступают за многоплановую квалификацию общего профиля; чрезмерная зависимость от кадрового состава, и, следовательно, подверженность рискам, связанным с текучестью кадров; опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия [10].

В связи с этим кроме вопросов структуры и целей виртуального предприятия интересен процесс объединения и совместной деятельности предприятий.

Согласно модели, представленной на рис. 1, предприятия, работающие в опреде-

Генеральная совокупность предприятий

Динамическая сеть

Динамическая организация

о

о 0 О о ° о о о о 0 О о О о 0 °

о

о

Общая цель

Рыночная возможность или рыночный заказ

Рис. 1. Трехслойная модель организации виртуального предприятия

14

Не5(11) 2007

ленной области, объединяются в динамическую сеть, преследуя общую цель [20]. Далее в пределах сети по мере поступления рыночных заказов формируются динамические связи между предприятиями при выполнении конкретных работ и проектов.

Таким образом, виртуальное предприятие формируется на базе некоторой динамической сети при выявлении рыночной возможности или поступлении специфического заказа. Другими словами, предприятия, получившие заказ или выявившие рыночную возможность, ищут потенциальных партнеров в первую очередь среди предприятий с которыми есть различные связи и договоренности. Тем более, если учесть, что один из ключевых моментов — это скорость выполнения рыночного заказа, то время на поиск, оценку, отбор, привлечение и объединение партнеров может быть критично.

Виды виртуальных предприятий

Трудности в разграничении виртуальных организационных форм и других форм сотрудничества и децентрализации связаны с тем, что на практике существует множест-

во в той или иной степени «виртуализиро-ванных» организаций. Следует отметить, что довольно часто под виртуальными организациями в производстве понимают ту или иную форму организации взаимодействия предприятий в области логистики и материально-технического снабжения.

В целом виртуальные организационные формы — это динамические сетевые объединения людей, коллективов и предприятий. Далее виртуальные организационные формы можно разделить на внутриоргани-зационные (в пределах одного предприятия) и межорганизационные (объединения различных предприятий, коллективов и людей). Одна из классификаций виртуальных организационных форм, базирующаяся на видах и описаниях реально действующих предприятий [1], отображена на рис. 2.

Согласно этой классификации виды виртуальных предприятий можно охарактеризовать следующим образом:

• временная модульная сеть, объединяющая партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость

£

Е £ со

Рис. 2. Виртуальные организационные формы

15

Н95(11)2007

партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична;

• целевое сетевое объединение в опре-£ деленной сфере рассчитано на совместные ¡1 решения и оптимизацию услуг клиентам. ¡5 Кооперация в таких сетях, отличающихся ^ высокой степенью открытости и симмет-| ричной зависимостью партнеров, ориенти-г§ рована на предложение общих решений;

Ь • централизованно-управляемая сеть § характеризуется тем, что одна фирма спе-| циализируется на координации и управлении производственными процессами действующей в мировом масштабе сети с односторонне заменяемыми партнерами; ^ • долгосрочный сетевой пул ориентиро-« ван на постоянное получение различных § рыночных заказов. Основой сотрудничестве ва является доверие к партнерам и общие £ ценностные ориентиры. Свойственна сим-| метричная зависимость сетевых партнеров. Л Наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые Й благодаря такой кооперации обеспечивают I возможность получать заказы и снижать из-Ц держки;

Ц • междисциплинарная сеть знаний явля-| ется объединением носителей ноу-хау. Ха-5 рактеризуется централизованным управле-¡^ нием, выходящим за рамки выполнения от-I дельных заказов, и симметричной зависи-з мостью партнеров;

| • сеть для крупных проектов открывает-| ся организациями, нацелена на рациональна ное объединение ресурсов для выполнения | крупного(долгосрочного) проекта; § • специальные сети ориентированы на выполнение отдельных заказов с цифровой ■Ц передачей данных. Для организации и ко-5а ординации таких виртуальных предприятий

широко используются глобальные вычис-

лительные и коммуникационные сети, чтобы привлечь известных высококлассных партнеров.

Приведенная классификация не совсем четко разграничивает виды виртуальных предприятий, что связано с попыткой учесть множество признаков: тип управления (централизованное или децентрализованное), зависимость партнеров, «время жизни» сети, количество проектов во времени, используемые технологии, сферы деятельности и интересов.

С точки зрения организационных и управленческих моментов, наиболее важны следующие признаки: тип управления и «время жизни» сети (выполнение одного или нескольких проектов в течение определенного времени).

По «времени жизни» сети можно выделить два основных типа: временные сети — возникают при выявлении рыночной возможности или поступлении рыночного заказа и распадаются после выполнения заказов; постоянные сети — ориентированы на постоянный поиск и получение заказов в определенной сфере деятельности.

По типу управления можно выделить три вида виртуальных предприятий: с централизованным типом управления, когда один из участников сети управляет сетью и осуществляет контроль за выполнением рыночных заказов; с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками сети; с распределенным типом управления, когда сохраняется общий координационный центр [11].

Организация и управление виртуальными предприятиями

Определение виртуального предприятия как временной кооперационной сети предприятий, обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующейся на единой информационной системе, описывает в об-

№>5(11)2007

щем виде только организационно-структурную сторону виртуальных предприятий, но, несмотря на определенный положительный опыт функционирования виртуальных предприятий, остаются открытыми вопросы, касающиеся социальных, правовых, общехозяйственных, управленческих, технических и других аспектов организации и функционирования виртуальных предприятий. В связи с этим возникает вопрос о трансформации определенных положений теории управления [10, 17, 20, 21].

Виртуальная организация может быть изображена как целеустремленная система, которая состоит из набора взаимосвязанных элементов. Характеристики ее элементов и характер отношений между ними определяют свойства системы. Образующие элементы виртуальной организации — это набор независимых организаций и их взаимоотношений, обладающих характеристиками (ключевыми компетенциями), которые позволяют им функционировать как отдельная организация для достижения общей цели. На рис. 3 отображена концептуальная модель организации и функционирования виртуального предприятия.

Легко заметить, что созданное виртуальное предприятие может концентрировать свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. Так, автор большого числа публикаций о виртуальной организации [20], на теоретические разра-

ботки которого ссылаются многие, отмечает, § что виртуальная организация — это пред- £ приятие, работающее под метаменеджмен- ^ том, где последний характеризует управле- ^ ние виртуально организованной задачей. Виртуально организованная задача — это целенаправленная деятельность, которая осуществлена соответствующим распределением или перераспределением конкретных удовлетворителей (исполнителей, ресурсов) по абстрактным требованиям задачи.

Основными функциями метаменеджмен-та являются [21]:

1. Анализ абстрактных требований, т.е. определение задач.

2. Выделение возможных удовлетвори-телей (исполнителей, ресурсов) — определение потенциальных исполнителей (организаций, предприятий, коллективов, отдельных людей), которые наилучшим образом могут выполнить задачу (обладают ключевой компетенцией).

3. Переключение и отслеживание распределения удовлетворителей к требованиям.

4. Поддержание и, возможно, пересмотр процедуры распределения удовлетворите-лей к требованиям.

5. Пересмотр и наладка оптимальных или удовлетворяющих критериев процедуры распределения.

Другими словами, метаменеджмент виртуальных предприятий заключается

Генеральная совокупность предприятий

Динамическая сеть

Динамическая организация и функционирование

Реорганизация

Общая цель или объединяющие стимулы

Рыночная возможность или рыночный заказ

Динамическая конкуренция

Рис. 3. Концептуальная модель организации и функционирования виртуального предприятия

17

Н95(11)2007

в определении абстрактных требований (задач), выделении возможных исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам; распределении; постоянном отслеживании и перераспределении (если это необходимо) их по задачам.

Описанный подход в большей степени затрагивает вопросы динамической организации и функционирования сети исходя из поступившего рыночного заказа. Что £ больше подходит для временных и центра-¡1 лизованно управляемых сетей. Многие виды ¡5 виртуальных предприятий, такие как цент-^ рализованно-управляемые сети, создаваема мые вокруг крупных предприятий, и сети г§ для выполнения отдельных заказов, практи-Ь чески не сталкиваются с проблемами раз-;§ работки долгосрочной стратегии развития | и функционирования сети. Это объясняется относительной кратковременностью существования таких организаций и ориентацией на выполнение конкретных заказов либо за-^ висимостью от стратегии и решений головно-« го предприятия. Однако долгосрочным сете-§ вым пулам, междисциплинарным сетям зна-

2 ний, целевым сетевым объединениям необ-

<5

£ ходимо разрабатывать стратегию развития | сети (виртуального предприятия) в целом. Л В условиях объединения разнородных предприятий (групп, объединений, людей) Й с различными целями, стратегиями, воз-I можным «временем жизни» в сети и ориен-Ц тацией на постоянный поиск и выполнение Ц различных заказов и проектов необходимо | решать определенные задачи, связанные « с выработкой и согласованием целей, раз-¡^ работкой различных стратегических реше-I ний и, главное, реализацией долгосрочной

3 стратегии.

| Анализ практической деятельности та-| ких виртуальных предприятий показывает, § что одним из выходов в данной ситуации яв-| ляется создание некоего стратегического § управленческого центра, в состав которого войдут представители основных предпри-■Ц ятий; либо привлечение в сеть предприятия, 5а обладающего соответствующими ключевыми компетенциями.

Основные функции (ключевые компетенции) такой группы (предприятия), которая концентрирует свои усилия на стратегическом планировании и управлении компетенциями других участников сети, можно разбить на три блока.

1. Организационно-управленческие функции — разработка стратегий, организация и управление хозяйственным процессом, выполнение отдельных заказов и проектов.

2. Маркетинговые функции — организация поиска рыночных заказов, привлечения клиентов, реализация продуктов или услуг.

3. Функции управления знаниями — идентификация, накопление и привлечение ключевых компетенций.

Одним из основных этапов эффективного управления виртуальным предприятием является оптимальное и оперативное распределение заказов среди участников сети (партнеров).

Можно выделять три вида задач распределения заказов в рамках виртуального предприятия.

1. Задачи оперативного выбора партнера, который наилучшим образом может выполнить поступивший заказ.

2. Задачи оптимального распределения совокупности партнеров на выполнение совокупности несвязанных заказов за определенный период времени, когда один заказ полностью выполняет только один партнер.

3. Задачи оптимального распределения заказа по партнерам, когда один заказ требует участия нескольких агентов.

В общем случае при выборе и распределении партнеров по заказам необходимо минимизировать стоимостные характеристики и время выполнения заказа с одновременной максимизацией качества и количественных характеристик.

В связи с этим определены следующие группы характеристик заказа, которые мо-

№>5(11)2007

гут выступать и как критерии оптимальности, и как ограничения:

• стоимостные;

• временные;

• качественные;

• количественные.

Учитывая, что полной информацией по независимым и автономным партнерам и их возможностям нет, необходимо производить оценку и отбор в соответствии с той информацией, которую они предоставляют сами, и внешними результатами и оценкой их деятельности.

Также выделены возможные показатели состояния и деятельности агента.

1. Уровень компетенции агента в конкретной сфере деятельности (может оцениваться на основе мнения других участников сети, бывших и настоящих клиентов и заказчиков, независимых экспертов).

2. Надежность агента (может определяться как отношение количества ранее выполненных заказов к принятым).

3. Мощность, потенциал и величина агента (могут определяться на основе выполнения количества типовых заказов за единицу времени или имеющегося количества определенных ресурсов).

4. Степень автономности (самостоятельности) агента (возможность выполнять определенные задачи без привлечения других агентов виртуального предприятия).

По этим и другим показателям могут быть введены ограничения (фильтры) при первоначальном отборе потенциальных исполнителей заказа из всей совокупности агентов и при оптимизации распределения заказов. Также эти критерии могут быть решающими при возникновении спорных ситуаций, когда по всем параметрам один заказ одинаково могут выполнить несколько партнеров.

Показатель уровня компетенции агента может служить критерием максимизации качества выполнения заказа. То есть для

увеличения качества выполнения заказа ig необходимо выбирать агентов с максималь- fe ным уровнем компетенции в требуемой ^ сфере деятельности. <

Задача распределения заказов может быть сформулирована как задача о назначениях. Классическая постановка однокрите-риальной задачи о назначениях в исследовании операций состоит в нахождение пар «исполнитель-работа», которые обеспечивают минимум суммарных затрат на выполнение всех работ, причем каждый исполнитель выполняет только одну работу и для одной работы требуется только один исполнитель. То есть исполнители не делимы между работами, а работы не делимы между исполнителями.

Модели оптимизации

В общем виде модель задачи распределения заказов выглядит следующим образом:

n m

L(*) = ££ CjXj ^ min;

(=i j=1

' m _

£ Xj = 1, i = 1, n;

(1)

j=1

n _

£Xij = 1, j = 1, m;

i =1

[0, . . Xj = <j 1 i = 1, n; j = 1, m.

Исходные параметры модели:

• п — количество партнеров;

• т — количество заказов;

• Оц — затраты (стоимость) выполнения /-го заказа /-м партнером. Также о ц может быть компетентностью /-го партнера при работе на /-й должности; временем выполнения заказа и др.

Искомые параметры:

• х ц — факт распределения или нераспределения /-го заказа /-му партнеру:

_ Г0, если /-мупартнеру не передана/-я работа; г'_]1, если /-мупартнеру передана/-я работа;

• ЦХ) — общая (суммарная) характеристика качества распределения заказов по партнерам.

19

Ne5(11) 2007

t I

5 §

Л I

'S §

I

t со со

0 п

<8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

S?

Ü U

=1

! с

0

! к

1

К §

U

IE

Q §

! t

Следует заметить, что для решения данной задачи с помощью модели (1) п должно равняться т. В случае несовпадения количества партнеров и заказов, необходимо ввести либо фиктивные заказы, либо фиктивных партнеров с присвоением соответствующих им значений ву больших, чем у реальных сочетаний.

Далее построим модели распределения заказов с учетом трех критериев — стоимость в/у (матрица С), компетентность исполнителя (матрица Q), время выполнения заказа ¡у (матрица Т).

Учитывая, что значения критериев имеют различные единицы измерения, приведем их к безразмерному виду и произведем свертку с учетом важности каждого критерия. В итоге получим матрицу интегральных коэффициентов (суперкритериев) SK, элементы которой можно получить с помощью следующей формулы:

+ 1 1-vq

Cj -min(C)

SK а = vc---+

j c max(C) - min(C)

q а -min(Q) ^ tj -min(T)

(2)

+v

max(Q) -min(Q) ) max(T) -min(T)

где SK — матрица интегральных коэффициентов;

vc, vq, vt — коэффициенты важности соответствующих критериев, причем

vc + vq + vt =1.

n m

L(X) = ££SKjXj ^ min;

(=i j=1

£ a^Xj < j, i = 1, n;

j=1

n _

£Xj = 1, j = 1, m;

=1

n _

£ tijXij < Tmj, j = 1, m;

=1

n _

£ qijXj > Qmj, j = 1, m;

(3)

£ cijXij < Cmj, j = 1, m;

,0, . . ,— Xj = <j 1 i = 1,n; j = 1,m.

nm

L(X) =££SKiX ^ min;

=1 j =1

m _

£ Xj < kj, i= 1, n;

j=1

n _

£Xj= 1, j = 1, m;

i =1

n _

£ tijXij < Tmj, j = 1, m;

i=1

n _

£ qijXij > Qmj, j = 1, m;

(4)

£ c,jX,j < Cmj, j = 1, m;

Xj = <j 1' i = 1,n; j = 1,m,

где ку — количество возможных заказов; э/у — количество (объем) требуемых ресурсов для выполнения заказа; гу — возможное количество (объем) ресурсов, которое может выделить партнер для выполнения всех заказов; Тту — максимальное время, за которое необходимо выполнить у-й заказ; Qmj — минимальная компетенция партнера, которая необходима для выполнения у-го заказа;

Сту — максимальная стоимость выполнения у-го заказа.

Для распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия классическая модель (1) мало применима в связи с ограничениями по объемам используемых ресурсов и количеству заказов, которое может взять один партнер. В постановках же(3)и(4) не требуется совпадения количества исполнителей и работ в модели, также учтены возможные ограничения по стоимости заказа, времени и качеству его выполнения.

В модели (3) и (4) могут быть добавлены ограничения на невозможность, отказ или запрет выполнения работ /-м партнером у-го заказа.

Модель (4) применима, когда заказы индивидуальные, но используются типовые

i =1

i =1

i =1

20

Не5(11) 2007

ресурсы (количество сотрудников, фонд времени, площади и т. п.).

Описанные выше модели применимы в случае, когда один заказ может быть выполнен полностью одним партнером. Иначе, используют следующие подходы.

1. Разбивка заказа на независимые части (подзаказы) и распределение их по партнерам с помощью моделей (3) и (4).

2. Построение сетевого графика выполнения проекта (рис. 4) с разбиением заказа на отдельные связанные работы и учет топологии сети в модели (5), которая будет рассмотрена ниже. Данный подход применим, когда администратор имеет информацию и возможность спроектировать выполнение заказа по этапам, работам, срокам, требуемым ресурсам и т. п.

3. Выделение ключевых компетенций, требуемых для выполнения заказа, и формирование группы партнеров, которой полностью перейдет заказ. Этот подход применим в том случае, если администратор может выделить необходимые ключевые компетенции и общие требования, но не может спроектировать ход выполнения заказа.

4. Определение партнера, который может наилучшим образом выполнить или организовать выполнение заказа, а затем вместе с этим партнером находятся пути улучшения

параметров (сроков, качества, стоимости и т. п.) выполнения заказа за счет передачи отдельных задач (работ) другим партнерам.

ЦX) _ХХSKjXj

/ _1 /_1

• пит;

Тр( д) - Тр( к) -1! (к, д X j > 0, / _ 1т Тр(1) _ 0;

Тр(5тах ) — Тт ; (5)

п т

XX °/Х1/ - С т ; /_1 / _1

п _

XX/ _ 1,/ _ 1, т;

/_ 1, п; / _ 1, т; Тр(э) > 0; I(к,д) > 0;

Е £ со

где Тр (э) — ранний срок наступления события э. То есть время, которое необходимо для выполнения всех работ, предшествующих данному событию э; Тр(к) и Тр(д) — ранние сроки наступления начального и конченого события для работы Р(к, д);

(к, д) — время выполнения работы Р(к, д) /-м партнером; Тт и Ст — максимальные длительность и стоимость выполнения всего заказа соответственно;

Рис. 4. Пример сетевого графика выполнения заказа (проекта)

21

/_1

H95(11)2007

Tp(Smax) — срок наступления конечного для проекта события (срок окончания проекта).

Построенные модели (3)-(5) с введением дополнительных критериев и ограничений на отдельные характеристики покрывают большую область задач распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия.

I

Список литературы

Ц 1. Вютрих Х.А., Филипп А. Ф. Виртуализация & как возможный путь развития управления //Про-

0 блемы теории и практики управления. 1999. № 5. ig 2. Дмитров В. И. CALS как основа проектиро-¡^ вания виртуальных предприятий //Автоматиза-§ ция проектирования. 1997. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ 3. Зибер П. Управлению сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории § и практики управления. 2000. № 3. su 4. Зиндер Е. Новое системное проектирова-^ ние: информационные технологии и бизнес-ре-S инжиниринг // СУБД. 1995. № 4. § 5. Зиндер Е. Бизнес-реинжиниринг // СУБД.

1 1996. № 1. та

2 6. Зиндер Е. Методы нового системного про-s

I ектирования // СУБД. 1996. № 2.

<3 7. Иванов Д.А. Виртуальные предприятия и

S^ логистические цепи: комплексный подход к ор-с

ганизации и оперативному управлению в новых ss формах производственной кооперации. СПб.:

ÎÏ Изд-во СПбГУЭФ, 2003. »

Ц 8. Катаев А.В. Анализ влияния новых инфор-

! мационных технологий на изменение методов

s маркетинга // Известия ТРТУ. 2000. № 1. ¡^ 9. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.:

I Аграф, 2000.

3 10. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг

! бизнеса: реинжиниринг организаций и инфор-

ss мационные технологии. М.: Финансы и статисти-

а ка, 1997. i

g 11. Патюрель Р. Создание сетевых организа-§ ционных структур // Проблемы теории и практи-J ки управления. 1997. № 3.

§ 12. Райсс М. Границы «безграничных» пред-ss приятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. 22

13. Скобелев П.О. Самоорганизация и эволюция в открытых мультиагентных системах для холонических предприятий // Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в 21 веке», Дивноморское, 3-8 сентября 2001. Т. 1. М.: Физматлит, 2001.

14. Тарасов В. Виртуальное предприятие: ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов // Электронный офис. Октябрь, 1996.

15. Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.

16. Тарасов В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций — предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4.

17. Тарасов В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования. 1998. № 4.

18. Davidow W.H. and Malone M.S. The virtual corporation, Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. N.Y.: Harper-Collins, 1993.

19. Faucheux C. How virtual organizing is transforming management science // Association for Computing Machinery. Communications of the ACM. N.Y., Sep. 1997.

20. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution. N.Y.: Harper Business, 1993.

21. Hammet F. Virtual reality. N.Y., 1993.

22. Mowshowitz A. Virtual organization // Association for Computing Machinery. Communications of the ACM. N.Y., Sep. 1997.

23. Mowshowitz A. The Switching Principle in Virtual Organization // Proceedings of the 2nd International VoNet — Workshop, September 23-24. 1999; http://www.virtual-organization.net

24. Saabeel W, Verduijn T.M., Hagdorn L, KumarK. A model of virtual organization: a structure and process perspective // Electronic Journal of Organisational Virtualness. 2002. V. 4; http://www. virtual-organization.net

25. Strader T. J., Lin F. and Shaw M. J. Information structure for electronic virtual organization ma-nagement// Decision Support Systems. 1998. V. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.