специализированному Региональному инновационному центру на базе университета. По мере необходимости для выполнения междисциплинарных НИР и НИОКР могут быть привлечены специалисты из академических и отраслевых институтов и промышленных предприятий.
Национальный исследовательский университет «ПГТУ» должен стать элементом национальной научной системы России и обеспечить устойчивое развитие региона благодаря решению разнообразного круга фундаментальных и прикладных научных задач.
GALKIN V., ANOSHKIN A. TECHNICAL UNIVERSITY AS THE CENTER OF SCIENTIFIC RESEARCH AND DEVELOPMENT
The place, role, forms and directions of the scientific activities at the Perm State Technical University are described. The creation of innovative research-and-production divisions, higher school-academic chairs, the basic research projects, their role in formation of the national innovative system of Russia and of the region are considered.
Keywords: scientific activity, national research university, researching and development.
Н.А. ШЕВЕЛЕВ, профессор, Информационные
проректор по новым
образовательным технологиям ресурсы университета
Рассмотрены ход выполнения инновационной образовательной программы как способа развития инновационного потенциала и ее важнейшая составляющая - ИТ-активы. Представлены состав ИТ-активов вуза и проблема управления ими, т.е. целенаправленное воздействие на информационную инфраструктуру для обеспечения выполнения миссии вуза в регионе.
Ключевые слова: концепция информатизации, электронные образовательные ресурсы, IT-активы.
Важнейшими задачами, которые решались при реализации инновационной образовательной программы (ИОП), являлись следующие: разработка ГОС третьего поколения, создание научно-образовательных комплексов («Наноструктурные материалы и продукты», «Газотурбинные технологии», «Наукоемкие технологии переработки нефти и газа», «Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений и руд»), расширение области применения ИКТ в университетском менеджменте и учебном процессе, обеспечение доступа студентов, преподавателей и сотрудников к современным информационным ресурсам.
При этом университет постоянно уделяет большое внимание информационной составляющей всех направлений своей многосторонней деятельно-
сти: учебной, научной, воспитательной. В связи с интенсивным развитием информационных технологий электронные ресурсы становятся важнейшим элементом информационного обеспечения.
В концепции информатизации ПГТУ выделено несколько приоритетных задач в области электронных ресурсов вуза:
■ создание мощного вычислительного центра;
■ формирование университетской компьютерной сети передачи данных и информационного обмена с выходом ее в Интернет;
■ интегрирование возможностей научной библиотеки университета;
■ разработка и создание собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) силами подразделений и кафедр;
■ широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс;
■ внедрение в управленческую деятельность деканатов, служб и подразделений вуза современных информационных технологий.
На сегодняшний день по всем перечисленным выше направлениям имеются существенные достижения.
В ходе реализации ИОП в ПГТУ создано 37 новых ЭОР, 40 учебно-методических комплексов, основанных на применении компетентностного подхода в обучении, получила развитие практика применения технологий электронного тестирования студентов, разработано 59 новых учебников и пособий. Общий объем новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, изданных на электронных носителях (компакт-диски и система дистанционного обучения), оценивается в 1100 условных печатных листов.
В электронной библиотеке факультета дистанционных образовательных
технологий в настоящий момент содержится 500 полнотекстовых изданий, оформлена подписка на 120 электронных периодических изданий, подключены 52 российские и зарубежные библиотеки и книжные магазины. В качестве новых электронных ресурсов студентам с 2008 г. доступно более 50 электронных учебников, электронных учебных пособий, электронных практикумов и тренажеров, конспектов лекций, электронных баз данных, учебно-технологических комплексов.
Объем электронного каталога научной библиотеки на начало 2009 г. составляет 200 тыс. записей (64% общего фонда). Наблюдается увеличение количества читателей, ведущих поиск необходимых изданий по электронному каталогу, непрерывно растет количество соответствующих запросов. Расширяются ресурсы на цифровых носителях. Сейчас в фонде научной библиотеки находится 440 электронных изданий различной тематики на компакт-дисках.
Оформлена подписка на научнообразовательные периодические издания (583 названия), электронные периодические издания (75 названий).
С начала 2008 г. открыт доступ читателей к электронным научным ресурсам издательства Elsevier: к коллекциям полнотекстовых журналов по различным научным направлениям (биохимия, генетика, молекулярная биология, химия, инженерия, научное оборудование, научные материалы) и коллекциям электронных научных книг (187 названий).
По данным 2007 г., научная библиотека университета организовала доступ читателей к мощным информационным ресурсам таких систем, как Elsevier (1937 наименований), Springer (1500 наименований), AIP Journals, Oxford Journals, CSA Illumina, ЭБД РГБ (128 000 диссертаций), НЭБ РФФИ, УИС «Россия», СПС «Консультант
Плюс», СПС «Кодекс», СПС «Дельта» (5 000 000 документов). 60% обучающихся получили возможность доступа к современным проблемно-ориентированным источникам научно-технической информации.
В течение пяти лет в рамках факультета дистанционных образовательных технологий успешно функционирует система дистанционного обучения (СДО) на базе оболочки MOODLE. Отличительная особенность версии, адаптированной нами для российских условий, - ее высокая гибкость и интерактивность. Она позволяет проводить занятия как в on-line, так и off-line режимах, предполагает разнообразные формы проведения занятий (чат-семинар, телеконференция, электронное тестирование, электронный удаленный практикум, виртуальные лабораторные работы). Результаты обучения фиксируются в электронных журналах групп. Более 400 преподавателей университета охвачены системой дистанционного обучения и 150 участвуют в работе по наполнению оболочки СДО качественным интерактивным образовательным материалом. Часть материалов получила широкое российское признание («Виртуальная физика», «Виртуальная электротехника», «Моделирование систем»).
В системе дистанционного образования задействованы 14 выпускающих кафедр. Из 35 образовательных программ, реализуемых с применением современных информационных и образовательных технологий, 17 программ реализуются на факультете дистанционных образовательных технологий.
На факультете повышения квалификации преподавателей проводится переподготовка преподавателей по курсам «Формы и методы дистанционного обучения», «Средства компьютерной поддержки интеллектуальной
деятельности », «Современные технологии обучения и активизации мышления».
В Региональном центре информатизации ПГТУ разработана уникальная технология производства ЭОР, представляющая виртуальный мир учебной дисциплины с помощью управляемых студентом моделей изучаемых объектов. В процессе сборки моделей студент получает возможность наблюдать свойства проектируемых им систем и управлять их поведением. В зависимости от педагогического жанра (демонстрация, репетитор, тренажер, интерактивная задача, тест, лабораторная работа) модель взаимодействует с обучаемым через специально проектируемый интерфейс. Создание информационной оболочки, сборка учебно-методических комплектов осуществляются преподавателями с использованием разработанной нами технологии педагогического проектирования.
Изучая информационные и педагогические технологии на факультете повышения квалификации, преподаватели вуза получают квалификацию пользователей ИТ и приобретают навыки по направлению «педагогический дизайн». 20 преподавателям присвоено звание «Европейский преподаватель инженерных дисциплин» (ГС1Р). 102 преподавателя в 2007-2008 гг. прошли стажировку в ведущих университетах Англии, Австрии, Франции, Италии, Германии, Великобритании.
В настоящее время в вузе имеется 12 аудиторий для видеоконференций, 25 классов коллективного доступа к ЭОР, аудитории электронного текущего контроля знаний студентов (240 мест одновременно), 21 лаборатория для научно-образовательных комплексов, 25 поточных аудиторий лекторского мастерства, оснащенных комплексом средств мультимедиа.
Приобретен многопроцессорный
вычислительный кластер с производительностью 4 Tflops, оснащенный программируемыми ускорителями вычислений (увеличение производительности в 200-300 раз). Наш кластер - это 64 двухпроцессорных сервера с четырехъядерными процессорами AMD Opteron, 2 вычислительных двухъядерных сервера с ускорителями компании Се1охка, 2 управляющих узла, 3 файловых сервера системы хранения данных, сеть управления скоростью передачи данных КС ЮЬД, сеть и сервер мониторинга и управления аппаратной частью системы бесперебойного питания и охлаждения.
Построение кластера позволило поставить на повестку дня новые перспективные инженерные задачи развития ракетно-космической техники, нанотехнологий, машиностроения, строительства, которые было немыслимо решать ранее. Наш вычислительный кластер занял престижное место в рейтинге 50 самых производительных суперкомпьютеров России и стран СНГ.
Большой инновационный ресурс университета составляет современное лицензионное программное обеспечение, приобретенное в рамках реализации ИОП. Программные комплексы системного, офисного и инженерноаналитического назначения позволяют организовать полнофункциональное взаимодействие различных элементов ГГ-инфраструктуры вуза, поставить учебный процесс на современную педагогическую основу, гармонично сочетая современные педагогические технологии с информационными, обеспечить высокое качество научно-исследовательских разработок, привести приобретаемые студентами компетенции в соответствие с требованиями динамично развивающейся экономики края.
Вуз является крупнейшим телекоммуникационным провайдером для учреждений образования Пермского края. Региональный центр информатизации ПГТУ обеспечивает выход в Интернет по 14-Мбт каналу и 2-Мбт резервному спутниковому каналу, входя стратегическим узлом в сеть RUNNet. Количество компьютеров, объединенных в университетскую телекоммуникационную сеть, составляет более 2700 единиц. Вуз реализует программу поддержки краевой образовательной сети «Персона», объединяющей более 230 школ, ссузов, вузов. В ПГТУ действует современная полиграфическая и издательская база «Издательство ПГТУ», лаборатория производства мультимедиа-ресурсов, лаборатория разработки современных информационных технологий обучения.
Развивается вузовская информационно-аналитическая сеть «Иннонет» путем наполнения ее инновационными проектами. Дополнительно к порталу университета создан портал ИОП ПГТУ.
В вузе функционирует интегрированная информационная система АСУ-ВУЗ, обеспечивающая комплексную информационную поддержку учебного процесса.
По заказу Администрации Пермского края на базе вуза разработана функционально-целевая модель управ-
ления краем, демонстрировавшаяся на выставке в Совете Федерации.
Стратегическим вопросом стало управление 1Т-активами вуза, то есть целенаправленное воздействие на информационную инфраструктуру вуза для выполнения им миссии в регионе и эффективного развития. Управление подразумевает учет и возобновление лицензий на программное обеспечение, введение стандартов использования ПО, централизованные закупки, контроль установленного ПО, повышение информационной компетентности персонала и преподавателей ПГТУ.
Комплексное освоение вузом ИТ включает в себя следующие составляющие: материальную (создание сети, вы-
числительных кластеров, компьютерного парка, обеспечение выхода во внешние сети), программную (мощное лицензионное программное обеспечение), информационную (содержательный контент: собственные электронные образовательные ресурсы, внешние информационные ресурсы, доступ к информационному мировому и российскому пространству), институциональную (системы повышения квалификации, способствующие росту ИТ-компе-тентности, внедрению новых информационных и педагогических технологий), технологическую (технологии создания ЭОР нового типа), а также предполагает повсеместное применение информационных технологий в практике вуза.
SHEVELEVN. INFORMATION RESOURCES OF THE UNIVERSITY The results of the innovative educational program as a method of the development of the innovative potential are viewed. The composition of the university IT actives and the problem of its management are considered.
Keywords: informatization conception, electronic educational resources, IT actives.
В.Н. О!.ЕГНИЙ, профессор Л.Н. КУРБАТОВА, доцент Пермский государственный технический университет
Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода
Анализируется взаимосвязь между качествами инженера и эффективностью его деятельности. Рассматриваются компетентностные характеристики в области профессиональной деятельности, производственного менеджмента, социального менеджмента, экономики и финансового менеджмента, гражданственности, здоровье-сбережения, гигиены и санитарии.
Ключевые слова: компетенции инженера, профессиональная модель инженера.
Профессиональная сторона инженерной деятельности определяется как научно-техническим прогрессом общества, так и характером сформировавшейся в условиях вуза модели организационного поведения выпускника. Сегодня весьма актуальна проблема подготовки инженера как специалиста применительно к конкретному ра-
бочему месту. Отношение к специалисту на рынке труда носит функциональный характер, поскольку для каждого рабочего места четко прописан определенный перечень требований; при этом, наряду с профессиональными (специальными) качествами, предполагается наличие и деловых качеств, реализация которых прямо связана с