2. Шадрина Л.Ю., Мартова Т.В., Морозова Н.Г. Управленческий аспект исследования некоммерческих организаций с позиции социологии управления // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 90-92.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-310-313
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
Фофанова К.В., Борисов Д.М.
Мордовский государственный университет, г. Саранск, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема информационных ресурсов как фактора адаптации мигрантов и переселенцев. Авторами выделено 6 групп информационных ресурсов, используемых мигрантами. Авторы делают вывод, что официальные источники информации должны давать более конкретную информацию, приближенную к реальным нуждам мигрантов.
Ключевые слова: миграция; переселенцы; информационные ресурсы; миграционная политика.
INFORMATION RESOURCES AS A FACTOR OF ADAPTATION OF MIGRANTS
Fofanova К. V., Borisov D.M.
Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
The paper discusses the problem ofinformation resources as the factor of adaptation of migrants and displaced persons. The authors highlight
six groups of informational resources used by migrants. They conclude that the official sources of information should give more specific data, meeting to the real needs of migrants.
Keywords: migration; out-migrants; information resources; migration policy.
Информационные технологии все больше и больше определяют жизнь современного человека, внедряются в различные сферы жизни. В социальной политике необходимо учитывать возможности, которые предоставляют информационные технологии. Сфера миграции не является исключением. Для мигрантов чрезвычайно актуальным является вопрос адаптации к новым жизненным условиям. Традиционно используемые методы адаптации, закрепленные на институциональном уровне, в большей степени ориентированы на объективные внешние факторы и условия жизни в принимающих регионах, а не на субъективные и индивидуальные условия и возможности мигрантов и переселенцев.
Многочисленные исследования, проведенные российскими учеными в последние десятилетия, ориентированы на изучение проблем, с которыми сталкиваются мигранты в процессе жизнеустройства в принимающем сообществе [1,3,4]. Отдельным направлением выступает адаптации переселенцев в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятая в 2006 году [2]. Миссия этой программы не столько в том, чтобы открыть возможность для людей к переселению на историческую Родину, сколько в создании благоприятных условий для обустройства и проживания. Фактором успешной адаптации мигрантов в принимающем сообществе является эффективное использование ресурсов: материальных, культурных, информационных.
Если материальным и социальным ресурсам уделяется достаточно пристальное внимание, то проблема влияния информационных ресурсов на адаптацию мигрантов и переселенцев остается на периферии научных исследований. Традиционные ресурсы для
адаптации мигрантов и переселенцев не могут рассматриваться в отрыве от информационных, доступных в сети Интернет. Человек, принимая решение о переезде, нуждается в информации о жилье, работе, уровне заработных плат, социальной инфраструктуре и т.д. С целью выявления доступной для мигрантов и переселенцев информации был проведен контент-анализ информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет, которые могли бы способствовать их обустройству и адаптации на новом месте. Выявленные ресурсы можно разделить на несколько групп.
Первая — государственные информационные ресурсы. К их числу относится информация нормативно-правовой направленности, представленная на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России. В рамках данного ресурса мигранты и переселенцы могут проверить готовность документов на вид жительства, на гражданство, временное проживание.
Вторая группа - коммерческие информационные ресурсы, по типу многофункциональных центров помощи мигрантов. Данные источники предлагают скорее посреднические услуги, с указанием конкретной стоимости, видов услуг, сроков исполнения.
Третья группа - сайты некоммерческих общественных организаций, на которых, как правило, представлена информация правового характера, также как и в предыдущих источниках нет полезной информации о конкретных действиях мигрантов и переселенцев (аренда квартир, трудоустройство, размер заработной платы, доступность социальной инфраструктуры и т.д.).
Четвертая группа - социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук), форумы («Домой в Россию», «Форум содружества соотечественников» и т.д.). Эти ресурсы позиционируются как открытые группы в поддержку мигрантов; реклама, политические материалы запрещены. Основные темы для обсуждения связаны с конкретными проблемами по переселению, реальным опытом адаптации мигрантов.
Пятая группа ресурсов - тесты для самопроверки знаний по русскому языку, культуре и истории России.
Шестая группа источников - сайты бесплатных объявлений, которые являются источником для поиска жилья, работы.
Таким образом, анализ Интернет-пространства показывает, что практические советы, способы решения реальных проблем мигранты могут найти в рамках социальных сетей. Официальные источники информации должны давать конкретную информацию, приближенную к реальным нуждам мигрантов.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, грант № 17-03-00370
Список литературы
1. Борисов Д.М. Оценка миграционного настроения молодежи в регионе (на примере Республики Мордовия) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 163-173.
2. Национальные проекты и реформы 2000-х годов: Модернизация социальной политики. М.: ЦСПиГИ, 2009. 277 с.
3. СычевА.А. [Рецензия на книгу] Воронов В.В., Дмитриев A.B. Региональные проблемы диаспорно-земляческих сообществ: экспертное измерение. М.: Новый хронограф, 2016.144 с. Регионология. 2016. №4(97). С. 214-215.
4. Фофанова К.В. Факторы межэтнической консолидации в контексте миграционных процессов // Регионология. 2014. № 4 (89). С.130-140.