ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
по пунктам 1 — 5» две отводятся на специальные замечания по отдельным главам, абзацам, предложениям, графикам с их точным указанием. Эта работа студента-заочника оплачивается в размере 14 ЭМ за каждый раздел курса.
Выполненная работа высылается в адрес кафедры, обеспечивающей курс. После ознакомления с ней автора курса критический анализ, составленный студентом, обсуждается на кафедре.
А. в. смольянов,
директор Научной библиотеки МГУ имени Н. П. Огарева, руководитель секции методики информационно-библиотечного обеспечения РУО, доцент
И. В. ОТСТАВНОВА, зав. отделом автоматизации Научной библиотеки МГУ имени Н. П. Огарева
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ
УЧЕБНОГО ОКРУГА
Среди проблем, связанных с реформой образования и науки, организацией учебного процесса и научных исследований, библиотечно-информационное обеспечение является, пожалуй, одной из самых актуальных. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что успех образования, проведение научных исследований, подготовка кадров специалистов в немалой степени зависят от технической оснащенности библиотеки, служащей центром информационного обеспечения для духовного и нравственного становления и формирования личности.
Информационная насыщенность вузовских библиотек новейшими технологиями, расширение доступа ко всем ее источникам, автоматизация внутрибиблиотечных технологических процессов — все это должно отвечать возрастающим запросам читателей. Более полное решение этой проблемы предполагает создание электронной автоматизированной информационной системы, способной ускорить процесс поиска читателями необходимой информации. Становление и развитие автоматизированной ин-
формационно-библиотечной . системы (АИБС) в Мордовском университете предусматривает интегрирование всех ее подсистем и функций, поскольку ее построение рассчитано на достижение основной цели библиотечной деятельности — максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей.
Информация в условиях рыночных отношений неизменно превращается в товар, потребительский спрос на который постоянно увеличивается. Неуклонно растет и число читателей библиотеки. Причем среди всех читательских категорий все заметнее лицеисты и гимназисты, студенты колледжей, учащиеся средних школ и других учебных заведений, которые входят в состав Регионального учебного округа. Закон „О библиотечном деле“ подписанный Президентом России в конце прошлого года, расширяет права читателей, открывая свободный доступ ко всем источникам информации, если не установлен особый порядок их использования.
Сотрудники Научной библиотеки
им. М. М, Бахтина Мордовскою унивср-
СИТСТЯ ил
че только стремятся сохранить
традиционные формы межбиблиотечной
и-ГРаЦИИ И коопсР^Иии (книгообмен,
А, пропаганда книги и массовая ра-та с читателями), но и активно осваивают другие направления: проводят
совместные методические семинары-сове-
щания, консультации, осуществляют научно-исследовательскую и библиографическую деятельность, повышают квалификацию библиотечных работников, а также внедряют новые формы делового сотрудничества. Например, на базе отдела автоматизации прошла учеба библиотекарей техникумов, колледжей и
профессионально-технических училищ г. Саранска и районов республики. Разворачивается сотрудничество с библиотекой Мордовского педагогического института и Национальной библиотекой Мордовии.
На основании результатов социологи-
#
ческого исследова н и я „Совер шенствова-ние интеграции образования в практике субъектов РУО“, проведенного среди руководителей учебных заведений республики, учителей школ и преподавателей вузов Мордовии, являющихся членами научно-методических секций РУО, можно говорить о возрастании роли Научной библиотеки университета как центра информационного обеспечения в системах „школа — вуз“, „учитель (преподаватель) — учащийся (студент)“. Отмечая качественное улучшение содержания учебно-практической работы, участники анкетирования внесли предложение о переводе субъектов округа на единый библиотечный абонемент. Однако в работе библиотек учебного округа все еще преобладают традиционные формы: ведение картотек, обзоры литературы, выставки. Вместе с тем анкетируемые (19 %) отметили острую потребность в оперативном информировании на базе компьютерных библиотечных технологий.
В этом направлении Научной библиотекой Мордовского университета осуществлен ряд мероприятий. Так, первая попытка интегра ци и и нформа цион н ых ресурсов региона успешно реализовалась в создании единого республиканского информационного фонда, в котором интегрируются и нформа ционн ы е ресурсы
вузов и НИИ Саранска Однако источники финансирования этого фонда до сих пор не определены. И здесь необходима помощь Правительства РМ.
Особенно важна интеграция информационных ресурсов в организации дистанционного обучения. Шведская модель, по которой каждый третий житель страны повышает свой образовательный уровень через систему непрерывного обучения, показывает преимущество новых информационных технологий в образовании. Создание единой системы дистанционного образования в России предполагает и новую философию преподавания и обучения. Организация учебного процесса в этом случае осуществляется через глобальные (региональные) компьютерные сети. При этом из простого потребителя знаний студент превращается в их интерпретатора. А преподаватель, вооруженный компьютерными технологиями передачи информации, из толкователя знаний превращается в их творца. Вполне понятно, что создание такой системы обучения — дело не одного года. Но перспектива образования связана именно с этим направлением.
Базовый университет с его фундаментальной библиотекой через компьютерные сети связан с дополнительным университетом дистанционного обучения, преподавателем и отдельными студентами. При этом библиотека университета как источник информационных ресурсов обеспечивает доступ к необходимой информации при подготовке учебных работ и проведении научных исследований. Таким образом, библиотека должна быть оснащена современной вычислительной техникой и информационно-библиотечными технологиями. Библиотека должна стать „электронной“, т. е. иметь в своих фондах информацию не только (и, пожалуй, не столько) на традиционных бумажных носителях, но и на современных носителях информации (аудиовидеокассеты, СЭ-ЯОМ, электронные учебники и учебно-методические пособия, электронные книги и журналы на видеодисках). Такая библиотека должна
См.: Макаркип //. Я., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования: Из опыта работы Регионального учебного округа Мордовского университета. Саранск, 1996.
¡55ЙЙ5Е* ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ш
Г
иметь электронные каталоги и картотеки актуальных изданий, периодики, библиографических указателей и информационных изданий.
Важнейшим условием эффективного использования любой информационной среды является ее постоянное содержательное накопление. Первые шаги сделаны. Работа по формированию адекватного и представительного электронного каталога (ЭК), наиболее полно отражающего поступления литературы и ее ретроспективный фонд, началась с июля 1994 г. За это время сводный каталог значительно вырос и насчитывает свыше 15 тысяч наименований. Но это далеко не полные сведения обо всех информационных ресурсах Научной библиотеки: сводный ЭК ежедневно пополняется новыми библиографическими записями. Создание отдельных тематических баз данных даст возможность пользователю достаточно легко и быстро получить необходимую информацию. Так, уже сформированы базы данных по М. М. Бахтину („Труды М. М. Бахтина и литература о нем“) и газетно-журнальной периодике. Планируется формирование электронных каталогов „Редкая книга в фондах Научной библиотеки университета“, „Н. П. Огарев: библиографический указатель“.
На основе имеющегося электронного каталога осуществляется выпуск бюллетеней как по новым поступлениям литературы, так и по различным темати-
ческим запросам для всех субъектов РУО. Были выпущены тематические бюллетени экономической, юридической, медицинской, художественной, .учебной литературы, которые оказывают большую помощь читателям библиотеки в выборе и получении необходимой информации. Справочно-библиографическое обслуживание читателей обеспечивается в различных режимах, в том числе осуществляется поиск необходимой информации в ЭК библиотеки. С внедрением новых компьютерных технологий, СБ-ИОМ и оборудования для чтения компакт-дисков станет возможным оперативный доступ к информационным ресурсам библиотек субъектов РУО. Сегодня нельзя сосредоточить в каждом учебном заведении все информационные ресурсы, накопленные человечеством в научном и образовательном пространстве, поэтому оснащение библиотечной компьютерной сети модемом и применение электронной почты обеспечат использование баз данных других библиотек с целью доступа читателей ко всей информационной продукции на любых носителях информации в регионе.
Оперативность и полнота предоставления доступа к информационным ресурсам, накопленным в библиотеке, — важнейший критерий оценки ее деятельности в целом. Интеграция образования и организация информационной среды обучения — перспективная цель высшей школы и вузовских библиотек.