14/2013
5. Артемов В.А. История социологии. К истории возникновения исследований бюджетов времени // Социс. -2003. - №5.
6. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1999.
7. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987.
8. Патрушев В.Д. Динамика использования бюджетов времени городским и сельским населением // Социологические исследования. - 2005. - №8.
9. Социальные исследования. Проблемы бюджета времени трудящихся / под ред. В.И. Болгова. - М.: Наука, 1970.
10. Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М.: Экономиздат, 1961.
11. Матвеева Е.В. Социология досуга. - Улан-Удэ,
2009.
12. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия // Социс. - 2006. - №12.
13. Азарова Р.Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. - 2003. - №10.
Жамсуева Ольга Сергеевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Zhamsueva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 101.1:316.3
© А.В. Козыревская
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются негативные и позитивные стороны информатизации образования как составные части современной социальной реальности.
Ключевые слова: образование, информационные процессы, информационно-образовательная система, информационные технологии, информатизация образования.
A.V. Kozyrevskaya
INFORMATIONAL PROCESSING IN EDUCATION AS A MODERN SOCIAL REALITY
The article discusses negative and positive aspects of informatization of education as integral parts of modern social reality.
Keywords: education, informational processes, informational and educational system, informational technology, informatization of education.
В современном мире под влиянием информационных процессов меняется система ценностей, наиболее востребованными становятся знания на базе компьютерных технологий.
М. Кастельс пишет: «В новом, информацио-нальном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационально-го способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» [1]. Информационный продукт становится основой развития общества.
По существу, мы имеем новый этап научнотехнической революции XXI в. Информационные процессы проникают во все сферы человеческой жизни: материальное производство, науку, духовную жизнь. Особенно это затрагивает
образование, воспитание, начиная с самого раннего возраста и заканчивая вузовским, поству-зовским и дополнительным образованием. Как отмечает Д.Ш. Цырендоржиева, «на рубеже III тысячелетия цивилизованное общество живет в условиях ускоряющихся социальных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Противоречивость и многоплановость различных социальных процессов сделали актуальным теоретическое осмысление динамики общественных явлений и направленности происходящих в обществе изменений» [2].
С помощью новых технологий информация стала более доступна, появилась возможность быстро обрабатывать огромные объемы данных. Активно развиваются наука и техника. В то же время нельзя не видеть некоторые негативные моменты процесса информатизации. Каждый из этих процессов обычно рассматриваются изолированно друг от друга, вне их взаимной связи, задача же состоит в том, чтобы рассмотреть их комплексно как элементы системы. Позитивные изменения почти всегда несут с собой и нега-
тивные последствия. Необходимо найти тот баланс, который бы вел к устойчивому и поступательному развитию общества и личности.
Как справедливо отмечает Д.Ш. Цырендор-жиева, «для древнегреческих философских школ была характерна трактовка, где часть всегда меньше и проще целого, где, исследовав каждую из составляющих целого (часть), можно выявить свойства целого. И вплоть до последнего времени в естествознании такой подход вполне подходил. Однако после и в обществознании, и в естествознании пришли к признанию необходимости холистического (целостного), системного подхода к изучению объектов» [2]. Анализ информационных процессов и их влияния на жизнь человека, на образование представляет собой комплексную междисциплинарную проблему. Она включает в себя специальные знания, философию науки и философию техники, теорию познания и философию образования, антропологию и социальную философию. Поэтому рассмотрение этой проблемы, на наш взгляд, плодотворно только в рамках системноструктурного подхода.
В центре этой системы находится антропология, учение о человеке, его происхождении, развитии, существовании в природной (естественной) и культурной (искусственной) среде. Следующий уровень - это теория познания и социальная философия, на третьем уровне располагаются философия науки и техники, философия образования.
Информационный образовательный процесс представляет собой открытую систему, в которой происходит взаимодействие элементов и осуществляется внешнее воздействие за счет практики повседневной и творческой деятельности педагогов и их учеников.
Так как же внутренние и внешние факторы информационной системы влияют на духовную сферу жизни человека? Если рассмотреть все эти вопросы в контексте значения образования, то центральное место здесь должны занимать философия и практика образования.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс стало приоритетным. Информатизация образования - это сложный многоуровневый процесс, в котором не только важно снабжение образовательных учреждений компьютерами, электронными учебниками и подключением к Интернету, но и важна содержательная сторона самой информации.
Весьма плодотворно, на наш взгляд, использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся непосредственному восприятию. Например,
преподаватель может наглядно продемонстрировать большинство физических или химических процессов с помощью компьютерного моделирования.
С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Для этого используются специальные компьютерные самоучители, всевозможные тренажеры и программы.
Однако, на наш взгляд, не допустима ситуация, когда компьютерные тесты полностью заменяют преподавателя как на стадии обучения, так и на этапе оценки знаний. Это порождает развитие у обучающихся так называемого «галочного синдрома», когда ученики натаскиваются на конкретные задания и не могут мыслить самостоятельно даже при легком изменении формулировки теста.
Чрезмерная увлеченность обучающими программами, в которых каждое действие расписано как последовательность нажатий клавиш приводит к освобождению ума от необходимости развиваться. Допустима следующая аналогия: внедрение машин приводит к гиподинамии с угасанием связанных с ней некоторых физиологических функций человека. Не может ли такое увлечение компьютером привести к деградации homo sapiens как целостного биопсихосо-циального существа, его способности к творческой деятельности? А, может, неслучайно наблюдается рост коррекционных групп и количества детей с задержкой развития?
Иногда встречаются такие случаи в преподавательской деятельности, когда некоторые студенты настолько натренированы, что по номеру вопроса легко выдают правильный ответ, но совершенно никак не реагируют на саму формулировку вопроса, поскольку не вникают в смысл, а просто пытаются воспроизвести информацию, совершенно не думая, автоматически.
Интересно, что такие неглубокие знания по основным предметам все чаще проявляются у студентов первокурсников, успешно сдавших ЕГЭ. Преподаватели иногда отмечают тревожную тенденцию: приходится упрощать содержимое экзаменационных билетов, т.к. студенты не в состоянии выполнить задания, с которыми легко справлялись их предшественники.
Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование, где компьютер является связующим звеном между учеником и учителем. Но, на наш взгляд, это вынужденная мера в силу разных обстоятельств, таких как удаленность учебного заведе-
14/2013
ния, невозможность посещать занятия из-за проблем со здоровьем. Но никакая даже самая уникальная программа не сможет заменить живого общения с учителем.
По мнению британского философа М. Полани:
• науку делают люди, обладающие мастерством;
• искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно передается лишь в непосредственном общении с мастером;
• люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания;
• в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность [3].
В этой связи интересно отметить и точку зрения одного из основоположников социологии знания К. Манхейма. Он рассматривает образование как социальный феномен на уровне личных отношений, а не как взаимный обмен между двумя индивидами, учителем и учеником. По его мнению, образование «представляет собой часть общего социального прогресса» и социологический подход к образованию должен базироваться на признании этого обстоятельства [4].
Существует много примеров, когда воспитанные на дому, высокоинтеллектуальные дети не смогли научиться жить в согласии с обществом, что привело к личным трагедиям.
В концепции неявного знания М. Полани подчеркивает, что большая часть визуальной информации воспринимается «боковым зрением». Человек и не догадывается, что использует неявное знание, полученное с помощью неосознанного восприятия ^иЬсерйоп), существенно воздействующее на его поведение [3].
В поддержку этой теории надо отметить, что вывод каких-либо результатов на доске преподавателем и его образные последовательные комментарии, гораздо лучше усваивается учащимися, чем просто сухое декларативное знание, данное в готовом виде. Современное образование часто направлено на простое увеличение объема информации. При этом теряется нить вывода знаний, от чего страдает развитие логики учащихся, способность самостоятельно приходить к заключению.
Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг
пользователей включает и учащихся, и учителей.
И.И. Осинский замечает, «забота учителя о своих знаниях, эрудиции, технологии формирования интереса у учащихся к постоянному поиску и овладению ими необходимыми знаниями, общекультурными навыками сегодня в век телевидения, Интернета приобретает особое значение. В этих условиях в значительной мере видоизменяются функции и роль самого учителя»
[5].
Однако современный пользователь может захлебнуться в бескрайнем информационном море, т.к. имеет доступ к огромному количеству «шумовой» информации, не имеющей конкретного смысла, значения, чаще носящей рекламный характер. В этой связи возникает проблема информационного голода, поиска ценных и полезных данных. Происходит перегрузка человека, который должен среди этого компьютерного шума уметь отобрать нужную информацию, что и становится одной из задач современного образования.
Для достижения этой цели большинство учебных заведений имеет собственные сайты, локальные сети. С помощью внутренней сети в образовательном учреждении возможна обработка баз данных учащихся, сотрудников, мониторинг успеваемости, разработка учебных планов, расписания, программно-методического обеспечения, нормативных документов. В процесс информатизации вовлекаются все заинтересованные стороны: учащиеся, родители, преподаватели, администрация, библиотекари, психологи и другие работники образовательных учреждений.
Это позволяет создать единый блок данных, осуществлять выборку по запросу, получать полную и достоверную информацию, решать задачи планирования, отслеживать результаты, обеспечивать контроль организации учебновоспитательного процесса, унифицировать процесс формирования штатного расписания и составления тарификации, выполнять стандартные формы отчетов.
Такое применение информационных технологий, на наш взгляд, является весьма уместным и продуктивным, т.к. влечет за собой повышение качества обучения, совершенствование управления, интеграцию с внешней средой. Но при этом наблюдается тенденция к сокращению рабочих мест, что порождает социальную напряженность в обществе.
В то же время чрезмерное увлечение Интернетом, агрессивными компьютерными играми может перерасти и в реальную опасность. В си-
лу неудовлетворенности человеком окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т.д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется. Люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в виртуальную действительность, оставляют свои дела, работу и даже семью.
Темпы развития Интернета высоки и продолжают нарастать, он стал не просто удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека. Это оригинальное жизненное пространство со своими обитателями и специфическими особенностями коммуникативного процесса. В. Плешаковым в 2005 г. был предложен термин «киберсоциализация человека» - локальный процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий в контексте социализации человека в киберпространстве internet-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации» [6].
У этого пространства имеется свой интернет-сленг и новые социальные «on-line» коммуникации, такие как социальные сети («Одно-классники.т», «Facebook»), службы сетевых дневников («Twitter»), службы мгновенного обмена сообщениями. Такое общение становится новым этапом развития эпистолярного жанра, своего рода уходом от очного общения, снятием стрессов, «изливанием на бумагу».
В этом можно усмотреть и подтверждение нарастающего одиночества, неуверенности, бес-покойности, и стремление это одиночество компенсировать, доказательством тому являются стихийно создаваемые интернет-сообщества, которые не требуют личного присутствия и являются новым кругом доверия.
Среди молодежи усиливаются тенденции самостоятельности, индивидуализма, сужения круга общения, что, конечно же, негативно отражается на формировании личности как члена общества и гражданина. В этой связи уместно упомянуть мнение философов П. Бергера и Т. Лукмана, «человек (индивид) не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности. Гражданином он становится в ходе длительного процесса социализации. В силу этого знание трактуется как совокупность того, что каждый владеет информацией о социальном мире: правила поведения, моральные принципы, предписания, ценности, верования и т. д.» [7].
Процессы социализации в современном обществе находятся под влиянием виртуального
мира, рекламы, образов и смыслов, создаваемых средствами массовой информации. Они создают столь насыщенную образно-смысловую среду, что с ней трудно конкурировать другим социальным институтам, (семья, школа, университет). При этом роль СМИ не всегда является положительной. Гораздо чаще средства информации, особенно телевидение, не столько способствуют социализации, сколько используют неумение анализировать ненужную и недостоверную информацию, критически относиться к мнениям и идеям. Поэтому, когда личное общение заменяется виртуальным, утрачивается возможность обмена опытом и впечатлениями, человеческая близость меняет свои формы и утрачивается чувство соучастия людей в жизни друг друга, возникают стрессовые ситуации, депрессии, срывы, которые нередко заканчиваются нежелательными проявлениями в обществе.
Научно-технический прогресс неумолимо ведет к тому, что уменьшается доля физического труда, отпадает необходимость в большой двигательной активности. Поэтому сейчас очень остро стоит вопрос о спортивном развитии молодого поколения. Наряду с этим необходимо возрождать доступные секции, клубы по интересам, чтобы люди имели возможность общаться лично, а не виртуально в социальных сетях.
Литература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 608 с.
2. Цырендоржиева Д.Ш. Динамика общества: синергетический анализ // Известия Томского политехн. ун-та. -
2010. - №6. - С. 79-82.
3. Полани М. Личностное знание. На пути к посткри-тической философии // под ред. В.А. Лекторского, В.А. Аршинова; пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. - М., 1995. - 344 с.
4. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. -М., 2000.
5. Осинский И.И. Социологический портрет современного учителя // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. Культурология. - 2011. -№14. - С. 108-112.
6. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. / под ред.
B.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М., 2005. - №21 -
C. 48-49.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. - 211 с.
Козыревская Анна Владимировна, аспирант, старший преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Kozyrevskaya Anna Vladimirovna, postgraduate student, senior lecturer, Irkutsk State University of Means of Communication, Irkutsk, e-mail: [email protected].