М. В. Данилов и др. Информационные предпочтения провинциального электората
ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 324:316.6
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОЦЕНКА АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАТА В ПРЕДДВЕРИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ (анализ результатов массового социологического опроса и фокус-групповых исследований)
М. В. Данилов, А. А. Казаков, Д. В. Попонов
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected] Н. О. Назаров
АНО «Центр региональных политических исследований», Саратов E-mail: [email protected]
С. Г. Сергеев
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: [email protected]
В статье анализируются результаты массового социологического опроса и серии фокус-групповых исследований, проведенных в ноябре-декабре 2015 г. в муниципальных районах Саратовской области, входящих в состав Саратовского избирательного округа. Исследовались информационные предпочтения населения, его отношение к власти, конкретным политикам, институту выборов и т. д. Сформулированы конкретные рекомендации по выработке электоральных стратегий накануне выборов в Государственную думу РФ.
Ключевые слова: выборы, Саратовская область, фокус-группа, массовый опрос, избирательная кампания, политические предпочтения населения.
Information Preferences, Current Problems' Evaluation, and Attitude to the Government of the Provincial Constituents in Anticipation of the Federal Parliamentary Elections (Analysis of the Massive Social Surveys and Focus-group Investigations' Results)
M. V. Danilov, A. A. Kazakov, D. V. Poponov, N. 0. Nazarov, S. G. Sergeev
The authors analyze the results of the massive social surveys and focus-group investigations conducted in November-December, 2015 in municipal districts of Saratov region which are the parts of Saratov district constituency. People's informational preferences, their attitude to the government, politicians, and elections were probed. Specific recommendations on elaborating electoral strategies in the run-up to the State Duma elections have been formulated. Key words: elections, Saratov region, focus-group investigation, massive social survey, electoral campaign, political preferences of the population.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-2-193-196
В сентябре 2016 г. в России начнется новый избирательный цикл. Одной из важнейших его составляющих станут выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации.
© Данилов М. В, Казаков А. А., Попонов Д. В., Назаров Н. О., Сергеев С. Г., 2016
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 2
С целью выяснения политических предпочтений и установок жителей Саратовской области в ноябре-декабре 2015 г. - фактически за полгода до старта электоральной кампании - Центром региональных политических исследований (г. Саратов) была проведена серия опросов населения.
В общей сложности было опрошено 210 человек. Из них 60 проинтервьюированы в формате фокус-групп и 150 граждан - в режиме массового социологического опроса. Исследования проводились на территории Базарно-Карабу-лакского, Новобурасского, Петровского и Тати-щевского муниципальных районов Саратовской области. В настоящей статье содержатся обобщенные результаты аналитической обработки мнений жителей данного региона по наиболее актуальным вопросам политической повестки дня, общей оценке деятельности власти и ожиданиям от предстоящих выборов.
Начать считаем целесообразным с общей осведомленности граждан о текущей политической ситуации в стране и с того, откуда - из каких источников - люди предпочитают получать информацию о происходящем в мире политики. Анализ ответов на соответствующие вопросы, заданные респондентам в ходе массового социологического опроса и фокус-групп, позволяет констатировать следующее.
Прежде всего, интерес к политике жителей Саратовской области структурирован и весьма высок. За событиями в политической сфере люди следят достаточно регулярно. При этом особенно отчетливо это проявляется у представителей старших возрастных групп.
Основным источником политической информации вполне предсказуемо оказались СМИ: главным образом - телевидение (в первую очередь, федеральные телеканалы). Стоит отметить, что интернет-СМИ в целом используются, но не так регулярно, как телевидение. Для многих Интернет по-прежнему остается развлекательным ресурсом и источником получения профессиональной информации. При этом активные пользователи Интернета, как правило, составляют отдельный сегмент аудитории: те, кто черпают информацию из Сети, чаще всего не смотрят новости по телевизору.
Что же касается прессы, то печатные издания занимают в структуре политической информации периферийные позиции. В большинстве своем люди читают районные газеты, партийную прессу и другие издания, которые обычно раздаются бесплатно.
Центральное место в структуре интересов населения занимают федеральные новости. Региональная повестка структурирована, но ее восприятие обусловлено социальным положением или сферой деятельности человека, хотя в целом спрос на информацию о том, что происходит в поселке/городе/районе/регионе, достаточно высок и устойчив.
В целом можно заметить, что люди не испытывают особой необходимости обращаться к разным источникам информации, поскольку содержание новостей, транслируемых по различным каналам, не сильно разнится. Вместе с тем имеется и слой людей, которые стараются сопоставлять разные информационные потоки, формируя на этой основе собственное мнение о текущей политической ситуации и привлекая для этих целей в том числе оппозиционные федеральные и региональные издания.
При анализе того, как респондентами оценивалось общее положение, в котором находится наша область, отчетливо просматриваются две сформировавшиеся картины восприятия сложившейся ситуации: «Саратовская область - обычный по среднероссийским меркам периферийный регион» и «Саратовская область -"болото", "дыра", забытая властями». При этом второй позиции, как правило, придерживаются более мобильные слои населения, на собственном опыте знакомые с жизнью в других субъектах Российской Федерации, а также жители районов, не имеющих «точек роста». В качестве регионов-лидеров наряду со «столицами» чаще всего называются Калужская, Липецкая, Самарская, Астраханская, Пензенская области, а также Мордовия и Татарстан. Что характерно, в качестве наиболее уязвимых «сфер» жизни в нашем регионе респонденты называли дороги, ЖКХ, уровень медицинского обслуживания, качество жизни и культуру населения. При этом механизмы и пути улучшения ситуация у большинства, как правило, не отрефлексированы.
Наибольший оптимизм у населения вызывает сфера образования. Более четверти опрошенных считают, что она находится в хорошем состоянии, почти половина - что в удовлетворительном. Более 70% респондентов уверены в том, что отношения между различными этносами и конфессиями не являются напряженными и конфликтными. Элемент напряженности и потенциальной дестабилизации в этих коммуникациях усматривают чуть более 15% участников опроса; открытые столкновения на межнациональной или межконфессиональной почве допускают только 7,5%.
Стоит также отметить, что ситуация в регионе/районе чаще всего воспринимается отдельно от внешнеполитической, причем в основном негативно и с противопоставлением, которое условно можно сформулировать так: «Мы гордимся своей страной и хотим гордиться своим регионом/районом/городом/поселком».
Население без ощутимого алармизма наблюдает за развитием социально-экономической обстановки в стране, своем населенном пункте и собственной семье. При этом ситуация в месте проживания вызывает даже больший оптимизм, чем благополучие внутри своей семьи. Так, 29% респондентов убеждены, что ситуация в насе-
194
Научный отдел
М. В. Данилов и др. Информационные предпочтения провинциального электората
ленном пункте за последние полгода улучшилась, 43% - что осталась без изменений и лишь 23% отметили ухудшение обстановки. Ухудшение обстановки в семье отметили только 16% опрошенных.
По результатам анализа ответов людей складывается ощущение, что граждане в целом научились справляться с реальными и потенциальными трудностями и готовы поддерживать оптимистический настрой. На ближайшую перспективу (год-два) улучшения экономической ситуации в семье ожидают более 42% респондентов, а в своем населенном пункте - почти треть. Однако при таком относительно высоком уровне социального оптимизма уверенность населения в том, что все наладится, несмотря на непростую ситуацию, четко проявляется только в условиях артикуляции властями более или менее определенных экономических и социальных перспектив. В целом, неблагоприятный социально-экономический климат сегодня воспринимается весьма спокойно в качестве фонового фактора повседневной жизни, хотя при этом существенно ограничивая потенциал местного патриотизма, нивелируя чувства гордости за свой район/город/поселок.
Отдельный блок вопросов в рамках фокус-групп и массового опроса был посвящен выявлению представлений граждан о наиболее актуальных на сегодняшний день проблемах. В целом, можно сказать, что иерархия проблем на каждом уровне власти не выстроена достаточно четко. В массовом сознании проблемные вопросы оформлены в весьма структурированные проблемные комплексы, выступающие основой для восприятия текущей ситуации и выстраивания на этой базе собственных поведенческих стратегий.
В качестве главной проблемы называется сложившаяся на местах ситуация, связанная с отсутствием условий для жизнедеятельности - как в плане работы, получения достойной зарплаты, приобретения жилья и улучшения жилищных условий, так и в плане организации досуга и отдыха. Следствием этой ситуации являются отток с периферии молодежи и работоспособного населения, которые не могут реализовать себя на малой родине, с последующей деформацией института семьи и семейных ценностей, а также воспроизводство деструктивных поведенческих практик разного уровня и масштабов.
Более половины респондентов ждут решения проблем от местных и региональных властей. Политические партии, общественные организации и предпринимательское сообщество не рассматриваются в качестве эффективных инструментов решения проблем.
Каждый третий участник опроса не будет предпринимать никаких действий, если волнующие его вопросы не будут решаться. Остальные готовы использовать для этого различные институциональные инструменты. В числе наиболее
результативных шагов рассматривается обращение за помощью в местную администрацию (17,3% опрошенных) и средства массовой информации (12,7%).
Дополняет эту во многом универсальную картину специфически формирующийся на каждой конкретной территории комплекс местных проблем, также сужающих пространство социального оптимизма локального сообщества.
Отчетливо просматривается сформировавшийся кризисный тип мышления, усугубленный отсутствием четких сценариев выхода из сложившейся ситуации (неопределенности) и невозможности планировать свои поведенческие стратегии не только в долгосрочном, но и в средне- и краткосрочном форматах.
В оценке текущей социально-экономической ситуации определяющим для почти половины опрошенных является личный опыт. В свою очередь, сама ситуация характеризуется как серьезный экономический кризис, затронувший в том числе и Саратовский регион. На фоне общей неуверенности в завтрашнем дне и минимальных сроков планирования высоким (причем как у старшего, так и среднего поколений) остается уровень рефлексии позитивного и весьма благополучного образа прошлого.
Стратегии развития локальных сообществ связываются, главным образом, со сферой производства, при этом доминирует мнение о том, что каждый регион может развиваться исключительно с опорой на местные ресурсы. Эта идея добавляет системности в сложившуюся «картину мира» и четко оформляет запрос на новый функциональный образ власти, которая, безусловно, несет ответственность за сложившуюся ситуацию.
Ответственность власти за сложившуюся ситуацию дифференцирована. Для трети респондентов главным объектом недовольства в этой связи является федеральное правительство, которое, по мнению опрошенных, не имеет четких целевых установок и стратегии в отношении будущего регионов, комплексной программы социально-экономического развития страны, а также воспроизводит неэффективные институты и практики в отношениях центра и регионов. Каждый четвертый опрошенный разделил ответственность за существующие трудности между властью в целом и внешними обстоятельствами.
Образ президента фактически не вписан в проблемную повестку, поскольку он решает другие задачи (в первую очередь - обеспечивает безопасность страны). Вообще, глава государства стабильно удерживает верхние позиции в рейтинге органов власти. Положительно деятельность В. В. Путина оценивают более 76% респондентов, отрицательно - чуть менее 17%. Наибольшую поддержку вызывает внешнеполитическая деятельность главы государства, предпринимаемые им усилия по борьбе с
Политология
195
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 2
международным терроризмом, а также комплекс мероприятий по укреплению вертикали власти. Менее очевидны для участников опроса успехи в реализации экономической, региональной, социальной политики, борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Из проблемной повестки выпадают также региональные и местные власти, ресурсный потенциал которых несоизмерим с масштабом существующих проблем. Оценка деятельности правоохранительных органов, прокуратуры и органов МЧС выше, чем региональных органов власти и органов местного самоуправления. При этом если в оценке деятельности регионалов и муниципалов преобладают отрицательные оценки, то федералы в целом оцениваются в глубоком плюсе.
Хорошей деятельность правоохранительных органов считают более 30% опрошенных, органов прокуратуры - почти 40%, органов МЧС - почти 50%. Плохими результаты работы полиции считают около 10% респондентов, органов прокуратуры - почти 7%, органов МЧС - менее 4%.
Деятельность губернатора, регионального правительства, областной думы, а также местной администрации и депутатского корпуса называет хорошей лишь каждый пятый участник опроса. Плохо деятельность местной власти оценил каждый четвертый, региональной власти - каждый третий респондент. Наиболее успешными признаны усилия главы региона по взаимодействию с федеральными органами власти, лоббированию интересов региона на федеральном уровне, а также реализации программы импортозаме-щения. Недостаточно эффективно, по мнению участников опроса, в регионе реализуются мероприятия по снижению долговой нагрузки на бюджет, созданию новых рабочих мест, программы в сфере строительства и ЖКХ, кадровая и антикоррупционная политика.
Одним из ключевых индикаторов оценки властных структур можно рассматривать результаты работы органов власти в сфере здраво-
охранения, а также образования и ЖКХ, которая представляется сельским жителям наиболее важной и значимой. В данном отношении невысокие оценки деятельности региональных и муниципальных властей можно объяснить как раз отсутствием сколь-нибудь значимых успехов в развитии этих сфер. Напротив, относительно высокие показатели работы полиции и службы спасения связаны с тем, что актуальность проблем в сфере безопасности, обеспечении правопорядка и защиты от чрезвычайных ситуаций для граждан менее очевидна.
Четко прослеживается тенденция, согласно которой более высокие властные этажи позитивнее оцениваются населением. Одновременно с этим большие сегменты граждан (более 40%) либо ничего не знают о деятельности того или иного органа власти, либо затруднились представить свою оценку в контексте данного исследования.
Таким образом, подводя промежуточные итоги, можно предположить, что смысловая нагрузка избирательной кампании в сельских районах потенциально может быть отстроена вокруг социально-экономических проблем, учитывая и показатели социального и экономического самочувствия избирателей, и сложившееся проблемное поле, и оформившийся общественный запрос на наведение порядка в этой сфере.
Готовность партий и кандидатов позиционировать себя на этой площадке и содержательно вести социально-экономическую дискуссию можно рассматривать в качестве одного из факторов их успеха в избирательной кампании. Вместе с тем на фоне растущего общественного запроса на данный сегмент электорального дискурса велика вероятность использования некоторыми политическими силами социально-экономической проблематики при планировании протестных мероприятий, что, безусловно, снизит содержательность самого дискурса и не приведет к проработке конкретных сценариев социально-экономического развития общества.
УДК 323.2
ИНВЕРСИЯ ОППОЗИЦИОННОГО СТАТУСА ПАРТИИ «ЯБЛОКО» В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А. В. Головченко
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
В статье речь идет об эволюции оппозиционного статуса «Яблока» в постсоветский период, о тех факторах, которые обусловили его особую позицию на либеральном фланге и его взаимоотно-
шения с другими либеральными силами. Акцент сделан на анализе тех изменений, которые произошли в политических месседжах партии в условиях кризиса российско-украинских отношений и обострения международной ситуации. Ключевые слова: оппозиционный статус «Яблока», социальный либерализм как ядро программы «Яблока, эволюция отношения к власти, инверсия оппозиционного статуса «Яблока».
© Головченко А. В., 2016