Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 1 (50). С. 31-35.
УДК 340
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
INFORMATION LEGAL RELATIONSHIPS: GENERAL-THEORETICAL ASPECT
К. Ж. АМИРЖАН (К. ZH. AMIRZHAN)
Рассматриваются информационные правоотношения через призму теории права. Освещается несколько разных подходов к понятию информационных правоотношений, приводятся мнения авторов. Также упоминаются особенности информационных правоотношений, их содержание, структура. Важной составляющей данной статьи является то, что информационные правоотношения можно определить как общественные (социальные) отношения, урегулированные нормами права.
Ключевые слова: информационные правоотношения; признаки правоотношений; содержание правоотношений; объект; структура; теория права.
In present article will be considered information legal relationship through the prism of theory of law. It covers several different approaches to an understanding of the information legal relationship and authors views. Also, the particularies of information legal relationships will be mentioned here, as well as their content and structure. The core constitute of this article is that information legal relationship can be determined as public (social) relations regulated by the law.
Key words: information legal relationships; attributes of legal relationships; content of legal relationships; object; structure; theory of law.
В общей теории государства и права основное внимание в разработке проблем правоотношения уделяется определению его понятия, соотношению с нормой права, месту в системе правового регулирования общественных отношений, элементам. В частности, до сих пор остро дискутируется вопрос об объекте правоотношения, его соотношении с содержанием правоотношения, о характере прав и обязанностей, входящих в его состав. Однако в результате дискуссий не выкристаллизовались ещё достаточно прочные, общепризнанные основы теории правоотношения. Споры по вопросу о понятии правоотношения иногда носят терминологический характер, а иногда являются результатом различных методологических позиций отдельных исследователей [1].
На сегодняшний день существует множество определений понятия «правоотношение». Так, по мнению М. Н. Марченко, правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных
© Амиржан К. Ж., 2017
прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством [2].
Вместе с тем автор выделяет следующие характерные признаки правоотношений:
1. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений.
2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля.
3. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. Это отличает их от экономических, а точнее, производственных отношений, составляющих базис общества, которые возникают независимо от воли и сознания людей.
4. Правовые отношения представляют собой многочисленные и многообразные
связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей. Наряду с совокупностью реальных действий, направленных на их использование и осуществление, они составляют юридическое содержание правоотношения [3].
Следует иметь в виду, что правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т. е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам.
Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещённым государством.
Под правоотношением в узком смысле понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемым государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными [4].
Так, В. В. Лазарев отмечает, что право -отношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм, т. е. формируют общественную, а значит, и государственную волю. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт. Они реализуют государственную волю, содержащуюся в юридических нормах, носящих общий (безличный) характер, гарантируются и охраняются государством. Их особый, волевой характер выражается в том, что, во-первых, государственная воля независима от субъекта правоотношения, выражается в юридических нормах и, во-вторых, проявляется индивидуальная воля участников правоотношений при их возникновении, изменении и прекращении. Государство в этом случае создаёт необ-
ходимые условия для полной реализации этого вида правоотношений. Если же нарушается мера свободы управомоченного или обязанного лица, вступающего в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению. Правоотношения в широком смысле обеспечиваются самими их участниками, без участия государства [5].
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что проблема правоотношений является центральной в теории государства и права и вызывает наибольшие споры в юридической науке. Правовые отношения возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление. В строгом смысле слова правоотношения - это законноотношения.
Итак, краеугольным камнем данной статьи являются информационные правоотношения. Изначально необходимо определить три их аспекта:
1) все общественные отношения имеют информационную составляющую;
2) информационные правоотношения являются одним из видов правоотношений;
3) информация является одним из объектов правоотношений.
Информационный обмен в современном обществе играет роль системообразующего фактора, связывая между собой различные социальные группы, территориальные общности и рынки устойчивыми высокоскоростными и подвижными средствами массовой коммуникации и услугами связи. В условиях развития рынка информации и неуклонно возрастающего значения информационных систем и технологий для всех без исключения отраслей хозяйства очевидна актуальность совершенствования механизмов правового регулирования информационных отношений [6].
Исходя из изложенного следует, что информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании и отчётности, нормы Земельного кодекса РФ о мониторинге земли и информировании, нормы Уголовного -процессуального кодекса РФ о процессуальных действиях со свидетелями и другими лицами и т. п.) [7].
Вместе с тем можно выделить информационные отношения, представляющие собой
одновременно и средство для достижения конкретных целей, и определённый результат именно информационной деятельности (например, отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации, при применении механизмов информационной безопасности, при создании и функционировании ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие» и др.) [8].
Итак, как мы трактуем понятие «информационные правоотношения»?
Информационные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которых являются носителями информационных прав и обязанностей [9]. Т. Ш. Иззатов даёт более конкретное определение, понимая под информационными правоотношениями процесс целевого перераспределения в обществе сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [10].
Регулирование информационных правоотношений с помощью права осуществляется посредством установления определённых информационно-правовых норм, т. е. путём установления правил поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права [11]. Иными словами, информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения, а именно:
• первичность информационно-правовых норм;
• идеологический (мировоззренческий) характер, так как возникновение, изменение и прекращение информационных отношений проходят через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание;
• волевой характер, так как информационные отношения всегда являются результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон;
• двусторонний или многосторонний характер, т. е. всегда предполагается связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности;
• взаимосвязанный, корреспондирующий характер, т. е. это всегда означает наличие свя-
зи между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности;
• наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;
• регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю [12].
Что же касается особенностей информационных отношений, то, как полагает В. А. Копылов, они сводятся к тому, что эти отношения:
- возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
- опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
- отражают особенности применения публично-правовых и частно-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учётом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов [13].
Правоотношение - это средство, посредством которого норма приобретает своё реальное бытие [14].
Вместе с тем следует остановиться на структуре информационных правоотношений. Информационные правоотношения, так же как и правоотношения вообще, имеют традиционную структуру (субъект, объект, содержание).
По субъектам информационное правоотношение принципиально не отличается от иных правоотношений, поскольку субъектами информационного правоотношения считаются его правосубъектные участники - носители субъективных юридических прав (управомоченные) и обязанностей (правообя-занные), которыми могут быть:
• индивиды: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;
• организации (государственные органы, государственные учреждения и предприятия, негосударственные общественные
объединения, хозяйственные организации, религиозные конфессии и др.);
• социальные общности (народ, нации, население, трудовой коллектив) [15].
Содержанием информационного правоотношения, так же как и иных правоотношений, являются:
- связывающие его участников взаимные субъективные юридические права (определяющие защищённую законом возможность того или иного поведения) и юридические обязанности (определяющие должное поведение) - юридические связи (юридическое содержание);
- совокупность реальных действий по использованию и осуществлению прав и обязанностей (фактическое содержание) [16].
Здесь уже проявляется отличие, состоящее в том, что в информационных правоотношениях реальные действия имеют в основном информационный характер, т. е. фактическое содержание таких правоотношений имеет главным образом информационную природу [17].
Субъективные права имеют общую внутреннюю структуру, которая традиционно проявляется в наличии следующих трёх основных элементов:
• правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;
• правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;
• правомочие на защиту, заключающее -ся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей [18].
Юридическая обязанность также обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих традиционных элементов:
- необходимостью совершить определённые действия или воздержаться от них;
- необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;
- необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав дру-
гих участников правоотношений или за неисполнение их законных требований [19].
Объектами информационного правоотношения являются все материальные, духовные и иные социальные блага, действия (воздержание от действий), продукты творчества (результаты авторской, изобретательской и иной деятельности), по поводу которых субъекты вступают в информационные правоотношения и которые лежат в основе их интересов, прав и обязанностей [20].
В связи с этим мы считаем плюралистический подход к пониманию объекта информационных правоотношений наиболее правильным. Согласно монистической теории объектом правоотношения выступает лишь поведение обязанного лица (О.С. Иоффе), причём ряд авторов считают, что объектом информационного правоотношения являются действия сторон, а его предметом - информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, информационные продукты и услуги [21].
В заключение следует констатировать, что в отечественной литературе до сих пор продолжаются дискуссии относительно сущности, правовой природы феномена информации, необходимости выделения из системы правовых отношений информационных правоотношений. Актуальным является анализ и обобщение накопленного материала научного и законодательного характера, направленные на разработку концепции информации как правовой категории, позволяющие получить целостную характеристику информационных правоотношений и в свете этого выявить особенности и проблемы правового регулирования информационной сферы. Это обогатит правовую науку в плане изучения юридической природы информации как особого объекта права, позволит решить такую научно-исследовательскую задачу, как выявление содержания и особенностей информационных правоотношений, а также разработать предложения по повышению эффективности правового регулирования информационной сферы. Решение названных задач служит обеспечению права граждан на объективную информацию, что прямо связано с действием принципов свободы и справедливости, и по-
зволит укрепить нормативно-правовые основы информационной безопасности в современном российском государстве [22].
1. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. - М. : Юрид. литература, 1974. - URL: http://www.twirpx.com/file/179264/ (дата обращения: 11.12.2015).
2. Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - С. 585.
3. Там же. - С. 586, 587.
4. Лазарев В. В. Общая теория права и государства : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Юристъ, 2002. - С. 225, 226.
5. Там же. - С. 226.
6. Алексеев Г. В. Классификация информационных правоотношений // Информационное право. - 2008. - № 3 (14). - С. 9.
7. Ловцов Д. А. Информационные правоотношения: особенности и продуктивная классификация // Информационное право. - 2009. -№ 3 (14). - С. 3.
8. Там же.
9. Ковалева Н. Н. Информационное право России : учебное пособие. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. - С. 40.
10. Иззатов Т. Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию
в РФ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2002. - С. 11.
11. Ковалева Н. Н. Указ. соч. - С. 40.
12. Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики : учебное пособие. - М., 2003. - С. 178.
13. Копылов В. А. Информационное право : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005. - С. 98.
14. Ковалева Н. Н. Указ. соч. - С. 42.
15. Ловцов Д. А. Указ. соч. - С. 4.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. Рассолов И. М. Информационное право : учебник для магистров : для студентов высших учебных заведений обучающихся по юридическим направлениям и специальностям. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2013. - С. 119.
21. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право : учебник. - М. : Юни-ти-Дана : Закон и право, 2004. - С. 51.
22. Рожкова А. И. Теоретические аспекты правового регулирования информационной сферы : дис. . канд. юрид. наук. - Тамбов, 2005. -URL: http ://www.dslib. net/teoria-prava/teoreti-cheskie-aspekty-pravovogo-regulirovanija-infor-macionnoj-sfery.html (дата обращения: 10.12.2015).