УДК 796.077
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Людмила Борисовна Мануковская, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В данной статье представлены результаты проводимого исследования информационных потребностей учителя физической культуры. На основе деятельностного подхода была определена тематика информационных материалов. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что на информационные потребности учителя физической культуры влияет специфика профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информация, информационные потребности, учитель физической культуры.
INFORMATION NEEDS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER OF
PHYSICAL CULTURE
Lyudmila Borisovna Manukovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
This article presents the results of a study of the information needs of teachers of physical culture. On the basis of the activity approach was used to define the subject of information materials. The results obtained in the study allow us to conclude that the information needs of teachers of physical culture affected by both the specificity of professional activity.
Keywords: information, information needs, the teacher of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в настоящее время, выдвинули принципиально новые требования к образованию. Процессы, происходящие сегодня в ней, вскрыли множество неотложных проблем. Мы полагаем, что для их успешного решения необходимы новые подходы. На наш взгляд, эффективным может стать информационный подход, который предполагает возрастание роли информации в профессиональной деятельности учителя, в том числе и учителя физической культуры. Без обновления информации в учебно-воспитательном процессе невозможно реализовать один из самых актуальных дидактических принципов обучения - принцип оптимизации и интенсификации. Практическое выполнение этой задачи связано с совершенствованием системы информации, включающей организацию ее сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения.
Своевременное получение информации учителем является в настоящее время одной их актуальных задач. Это продиктовано необходимостью в максимально сжатые сроки получать нужную информацию для перестройки психологического мышления учителя физической культуры как специалиста, успешно владеющего методикой обучения, организаторскими способностями, знанием распорядительных регламентирующих работу документов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение информационных потребностей осуществлялась следующими методами:
- эмпирические - наблюдение, беседа, интервью, анкетирование;
- теоретические - анализ и обобщение литературных данных по проблеме;
- системный подход - структурный, компонентный, функциональный.
Исследование проводилось в общеобразовательных школах города Воронежа. Всего было опрошено 202 учителя физической культуры. Организация опроса осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе было проведено пилотажное исследование методов и техники сбора информации. Оно позволило конкретизировать и улучшить пункты в опросной анкете, убедиться в измерительных индикаторах, уточнить технику опроса.
На втором этапе проведено полевое исследование, которое обеспечило сбор основного материала.
На третьем этапе осуществлялась обработка полученных анкет: их тщательный просмотр по полноте заполнения. Не полностью заполненные анкеты отбраковывались.
На четвертом этапе проводилась обработка данных по стандартным программам в вычислительном центре Воронежского государственного педагогического университета.
На пятом этапе анализировались полученные данные.
Интервьюирование применялось для выявления мнений, оценок взглядов и суждений учителей физической культуры по интересующей нас проблеме.
РЕЗУЛЬТУТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учителям физической культуры было предложено в анкете указать тематику интересующих их информационных материалов из шести тем. Конечно же, используемая тематика не исчерпывает всего многообразия тематических интересов учителей. Однако данные темы дают представление о том, как можно организовать информационное обеспечение учителя физической культуры (рисунок 1).
1 - экономическая, политическая, правовая; 2 - психолого-педагогическая; 3 - медико-биологическая; 4 - физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая; 5 - спортивная тренировка; 6 - тренажеры и технические средства обучения.
Рисунок 1 - Тематика информационных потребностей учителей физической культуры
Результаты исследования позволяют заключить, что тематические интересы учителей разнообразны и все виды информационных материалов, включенные в анкету, они используют в своей профессиональной деятельности. Полученные данные показали, что в большей степени их интересуют тематические материалы, связанные с физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой (71,7% опрошенных респондентов) и очень высок интерес к информационным материалам психо лого-педагогического (62,6%) и медико-биологического (50,5%) характера.
Такое разнообразие интересов к тематике информационных материалов у учителей не случайно, потому что специфика самого предмета требует компетентности в плане интеграции медико-биологических и психолого-педагогических основ физического развития ребенка. Информация, связанная непосредственно с их профессиональной деятельностью также необходима для проведения учебно-воспитательного процесса на высоком организационно-методическом уровне. Однако результаты анкетного опроса показали, что слабо выражен интерес у учителей физической культуры к информационным материалам, связанным с тренажерами и техническими средствами обучения. Лишь 20% опрошенных респондентов интересуются данной тематикой. Мы полагаем, что недо-
оценка тренажеров и технических средств обучения в их деятельности учителя может только снизить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Всего 15,2% опрошенных респондентов проявляет интерес к экономической, политической, правовой тематике. В связи с тем, что социальная значимость педагогического труда учителя физической культуры связана с подготовкой будущих специалистов для всех сфер народного хозяйства, они обязаны обладать широким кругозором. Таким образом, на наш взгляд, учителю необходимо пересмотреть свое отношение к информационным материалам, связанным с социальной информацией.
ВЫВОДЫ
На информационные потребности учителей физической культуры влияет специфика профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим, в деятельности учителей профессионально значимая информация и качество профессиональной деятельности находятся в диалектическом взаимодействии, становясь то причиной, то следствием. Содержание социальной ответственности учителей формируется под воздействием потребностей общественного развития: социально-экономических, политических, духовных. Отсюда растут и информационные потребности учителей во всех видах социальной информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Л.Н. Информация в деятельности преподавателей физической культуры вузов : монография / Л.Н. Акулова, С.С. Михайлов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2009. - 96 с.
2. Мануковская, Л.Б. Информационное обеспечение в профессиональной деятельности учителя физической культуры : дис... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мануковская Людмила Борисовна. - СПб., 1996. - 176 с.
3. Филиппов, С.С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Akulova, L.N. and Mikhailov, S.S. (2009), Information in the activities of physical education teachers of higher educational institutions, monograph, VGPU, Voronezh.
2. Manukovskaya, L.B. (1996), Information support ofprofessional activity of teacher ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.
3. Filippov, S.S. and Voronin, S.E. (2001), "Analysis of the use of legal information in the management of physical culture and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2017
УДК 796.01
ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОДВИЖНОЙ СРЕДЕ
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва, Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация
Современный человек, с детства привыкший к комфорту, особенно профессионал, вынужден проводить сравнительно большую часть своей жизни в подвижной среде - машине, поезде, са-