Научная статья на тему 'Информационные потоки в СМИ: особенности формирования и фактор информационной безопасности РА'

Информационные потоки в СМИ: особенности формирования и фактор информационной безопасности РА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные потоки / СМИ / Армения / информационная безопасность / информационная политика / information flows / media / Armenia / information security / information policy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аветисян Паркев Сергеевич, Тадевосян Мери Рафиковна

Прошло немного времени с тех пор, как философы и социологи зафиксировали возникновение информационного общества, но, как выясняется, и само информационное общество не заморожено, нестабильно, не останавливается в своем развитии. И мы все заинтересованы в том, чтобы происходящие в нем – подчас довольно сложные процессы – изучались и разъяснялись. Подобные исследования в случае удачи будут как способствовать дальнейшему развитию ряда гуманитарных дисциплин, так и повысят самосознание гражданского общества, с которым мы связываем социальный прогресс. На одну из связанных с актуальнейшим состоянием информационного общества тем и посвящается наше исследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information flow in the media: features of formation and information security factor of RA

A little historical time has passed since philosophers and sociologists recorded the emergence of the information society, but, as it turns out, the information society itself is not frozen, unstable, and does not stop in its development. And we are all interested in the – sometimes quite complex – processes occurring in it being studied and explained. Such research, if successful, will both contribute to the further development of a number of humanities disciplines and will increase the self-awareness of civil society, with which we associate social progress. Our research is devoted to one of the topics related to the current state of the information society.

Текст научной работы на тему «Информационные потоки в СМИ: особенности формирования и фактор информационной безопасности РА»

ЖУРНАЛИСТИКА

DOI 10.24412/1829-0450-2024-2-119-132 УДК 070

Поступила: 29.01.2024г. Сдана на рецензию: 10.02.2024г. Подписана к печати: 07.05.2024г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В СМИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РА1

П.С. Аветисян1, М.Р. Тадевосян2

Российско-Армянский (Славянский) университет parkev. avetisyan@rau. ammary. tadevosyan@rau. am2 ORCID: 0000-0003-3335-42541 ORCID: 0000-0002-8731-37842

АННОТАЦИЯ

Прошло немного времени с тех пор, как философы и социологи зафиксировали возникновение информационного общества, но, как выясняется, и само информационное общество не заморожено, нестабильно, не останавливается в своем развитии. И мы все заинтересованы в том, чтобы происходящие в нем - подчас довольно сложные процессы - изучались и разъяснялись. Подобные исследования в случае удачи будут как способствовать дальнейшему развитию ряда гуманитарных дисциплин, так и повысят самосознание гражданского общества, с которым мы связываем социальный прогресс. На одну из связанных с актуальнейшим состоянием информационного общества тем и посвящается наше исследование. Ключевые слова: информационные потоки, СМИ, Армения, информационная безопасность, информационная политика.

Введение

Традиционная цепочка «пресса-радио-ТУ» сегодня трансформировалась в «канал-контент-платформа», таким образом, сформировав «новую экосистему медиа», которая приводит к значительным изменениям в конфигурации понятия «аудитория», порождает глубокие изменения в самой профессии; предъявляются кардинально новые требования к журналисту; трансформации подвергаются традиционные форматы и жанры журналистики. В связи с

'Статья выполнена в рамках базового финансирования Комитета по высшему образованию и науке МОНКС РА и из средств Программы развития РАУ на 2023-2025гг. (23-РЯ:Ии-еаис-63313).

этим появляется потребность в пересмотре и расширении прежних концепций медиа, поскольку на авансцену выходят новые игроки.

Все эти веяния в современной медиаиндустрии не могли не сказаться на медиа-системе нашей страны и региона в целом. Кроме того, усложнение геополитической ситуации в мире, усиление противоречий между ведущими державами, что непосредственно сказывается на нашем регионе, события Второй Карабахской войны и массовый исход армян из Арцаха, многолетнее противостояние западных стран с Ираном, нестабильная ситуация в регионе Ближнего Востока, внутриполитический кризис - все это, в целом, привело к интенсификации информационных потоков как внутри государства, так и стало причиной пристального внимания зарубежных СМИ к нашей стране и, в целом, к региону. Кроме того, в условиях информационного противостояния с Турцией и Азербайджаном, когда хаотичность и бесконтрольность информационных потоков (ИП) представляет собой угрозу информационной безопасности страны - этот факт и все вышеприведенные обстоятельства, можно сказать, как никогда делают актуальной тему нашего исследования.

Республика Армения является страной, вовлеченной в региональные, мировые процессы, является полноправным участником многих политических, социальных, экономических событий как региональных, так и международных. С этой точки зрения, интересы Республики Армения в вопросах международной безопасности объективно пересекаются с интересами других государств, включая борьбу с незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, урегулированием региональных конфликтов, решением острых экологических проблем и нерешенных вопросов в области международного сотрудничества. Национальные интересы нашей страны в вышеперечисленных сферах, в сфере их информационной безопасности, включающей информационные составляющие всех сфер и уровней общественной и государственной деятельности, определяют сущность ее информационной безопасности. Армения, находясь в сложном геополитическом регионе, вовлечена в активные информационные процессы. С целью не только минимизировать негативное влияние угроз национальным интересам страны в области информации, но и проявить инициативу в процессе безопасной реализации национальных и государственных целей, необходимо предельно грамотно и осторожно присутствовать на информационном поле - и внутреннем, и внешнем - и, в частности, особое внимание необходимо уделить вопросу формирования инфопотоковв СМИ Армении [1]. Изучению данного вопроса посвящена настоящая статья. К сожалению, степень научной разработанности данной тематики в Армении невысока: ограничивается отдельными научными статьями (в своем большинстве на армянском языке) и экспертными заявлениями. Именно недостаточной степенью исследованности изучаемой проблемы обусловлена актуальность и научная новизна нашего исследова-

ния. Методология: применяя междисциплинарный подход и на основании анализа научной литературы и экспертных заключений выявлены основные особенности формирования информационных потоков и даны возможные решения существующим вызовам.

Казалось бы, использование в медийной лексике выражения, зафиксированного в название исследования - «информационные потоки в СМИ» является ничем иным, как тавтологическим словосочетанием. Но учитывая многоплановость и разнохарактерность инфопотоков, то, что система распространения массовых информационных потоков, как, собственно, и система их производства полиструктурна - одни формируются через СМИ, другие - через соцсети, третьи - через мессенджеры, иные - посредством мобильных приложений и т.д. - мы решили разграничить, обособить потоки в СМИ, при этом прекрасно понимая о непосредственном влиянии «иных» потоков на ин-фопотоки в СМИ.

Теоретическая разработанность проблемы

Учитывая то, что избранная тема исследования находится на стыке нескольких научных дисциплин, это заставило нас обратиться к широкому кругу научных работ. Теоретическую базу исследования составляют труды следующих западных теоретиков: Ж. Бодрийяр («В тени молчаливого большинства, или Конец социального») [2], Э. Тоффлер («Третья волна») [3], К. Шир-ки ("Cognitive Surplus") [4], М. Кастельс («Информационная эпоха: экономика, общество и культура», «Медиабизнес, медиаконвергенция и конвергенция в журналистике») [5, 6] и т.д. Значительный вклад в понимание места и роли СМИ в структуре современных информационных потоков внесла большая группа российских ученых, среди которых: Е. Вартанова [7], Е. Олешко [8], Е. Прохоров [9], Л. Свитич [10], Е. Ахмадулин [11], А. Ковалев [12], Е. Черникова [13] и некоторые другие.

Обзор литературы демонстрирует, что к теме информационных потоков, именно по части той позиции, которую СМИ занимают в современном мире, обращались многие западные исследователи и ученые, чьи труды сформировали современный целостный научный взгляд на ситуацию трансформации роли масс-медиа в условиях становления информационного общества. Необходимо отметить, что российских исследователей в этом вопросе больше интересовала та роль, которую СМИ выполняют именно в системе российского общества. Все вышеперечисленные работы стали теоретической основой для данного исследования, позволив изучить основные условия и причины трансформационного процесса, выявить возникшие в его результате проблемы и противоречия. Говоря об отечественных исследованиях в рамках изучения информационных потоков, мы, к сожалению, вынуждены констатировать,

что их практически нет или же разработаны в недостаточной степени. В рамках нашей работы мы обратились к работам профессора С.С. Ерицяна («¿шлшитшйпШ hhnnLuшшшhunLp]nLÜ. qшpqшgUШü 50 тшр^» [14], «frn-hhp4 Цшцр^д qntpu (¿ЬnnшmшlpшqpnLpjшü шЬипър]шй U цршЦш^Цш]^ hшpghp)» [15], «¿ЬппштштЬиш;фй ^u^q^mntpjnLÜühp. ^ppntpjntü^g U^ü^U ^шрцЬшп!р]пъй» [16]), к весьма интересной и содержательной работе «Актуальные вопросы массовой информации и политических коммуникаций», составленной группой армянскими и российскими авторами (С. Ану-фриенко, А. Атанесян, А. Боташева, Н. Мелконян, О. Волочаева, Г. Овчарова,

A. Мкртичян, И. Румачик, Л. Саадян, Н. Мартиросян, А. Тер-Арутюнян) [17], научным статьям медиаэксперта С. Мартиросяна [18], а также к работам ряда следующих авторов: Н. Мартиросян [19], Д. Петросян [20], Р. Ованнисян [21],

B. Закарян [22] и др.

Основная часть

Цифровые технологии сегодня создают новые вызовы для традиционных медиа: новые форматы общения, новые языки, новую грамматику. Мульти-канальность и мультиплатформенность, цифровое пространство, авторствую-щая публика, трансмедийная журналистика, журналистика лонгридов, виртуальной реальности и больших данных - это итог тех революционных преобразований, которые совершаются сегодня в мире масс-медиа. Сегодня наблюдается рекомпозиция новостных медиа, то есть захват журналистики различными цифровыми платформами (Google, Facebook, Apple и т.д.): платформы платят новостным медиа, и они же создают инструменты для редакции журналистов (Facebook Journalism Project, Google News Labs, etc.), тем самым приводя к тому, что платформы поглощают новостные медиа. Эти изменения сильно повлияли на структура информационных потоков и систему их формирования. Понимание этих изменений расширит наше представление о медиа, системе становления инфопотоков в СМИ, продемонстрирует связь транс- и мультимедийности с креативными индустриями, а медиакоммуника-ций - с цифровой экономикой.

Наиболее полно сложившуюся ситуацию на медиапространстве описывает синергетическая парадигма. Принципы синергетики применительно к массмедиа позволяют выявить такие характеристики информационных потоков, как динамизм, открытость, нелинейность, дискретность, диссипатив-ность, которые в условиях неравновесности формируют конструкции, начинающие впоследствии господствовать, становятся примерами для образца и центрами самоорганизации. Все вышеозначенные характеристики информационных потоков делают их адекватными современному состоянию информации в мире и могут рассматриваться в качестве основных признаков информационных потоков в условиях глобализации и эпохи постмодерна.

Применив вышеуказанные конспекты к армянскому медиаполю, мы сможем определить ключевые характеристики информационных потоков и структуру их формирования. На данный момент мы можем конспектировать следующие моменты. Основываясь на собственных и экспертных наблюдениях, отметим, что на сегодняшний день информационное пространство Армении представляется весьма «разношерстным» субъектом. Оно делится на несколько категорий. Есть информационное поле, где действуют традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, информационные агентства), поле новых медиа (электронные СМИ) и поле с т.н. «альтернативными масс-медиа» (социальные сети, блогосфера). Помимо прочего, Интернет постоянно предоставляет все новые способы общения с аудиторией, сегодня активно применяются возможности различных мессенджеров (Telegram, WhatsApp, Viber и т.д.). Но все эти площадки, естественно, не действуют вне связи друг с другом, они активно контактируют меж собой, обмениваясь массивами информации, и подобная взаимоинтегрированность медиа-площадок сказывается на качестве информационных потоков: это и пример работы нашей прессы с электронными изданиями (многочисленные «сливы» и «утечки»), и то, как посты в Telegram-каналах становятся инфопо-водами, как они комментируются и освещаются в прессе, на телевидении и радио, и, наоборот, как сказанное во время телевизионного политического ток-шоу высказывание муссируется в соцсетях и тех же Telegram-каналах, становится «мемом», по этой теме создается видео-контент, получающий большое расхождение на платформах Youtube и Instagram. По этой причине мы отмечаем, что инфообразующим началом армянского медиапространства выступают государственные акторы, внутренние и внешние СМИ, внутренняя и внешняя аудитория, пользователи социальных сетей, блогов и мик-роблогов, мессенджеров (причем как фейковые, так реальные юзеры). Информационные потоки формируются стихийно - различными спонтанными событиями, и целенаправленно - с дальнейшим продвижением в международную повестку дня. Информационные потоки не только влияют, но и является объектом пристального внимания государственных властей, в этой погоне за ИП и формируется государственная повестка дня.

Изучая армянское информационное пространство, можем отметить высокую степень политизированности контента, обусловленную сложными геополитическими реалиями региона, информационной войной, в которую активно вовлечена наша страна, как минимум, с двумя соседними странами -Азербайджаном и Турцией, тяжелыми социально-экономическими условиями, внутриполитическим кризисом. Либеральность информационного поля нашей страны, что, в свою очередь, создает определенную хаотичность информационных потоков: в них можно выделить различные, абсолютно сум-

бурные и неуправляемые течения, им характерно отсутствие скоординированных действий; инфопотоки включают в себя множество «сливов», «утечек», «фейков». Серьезное внешнее влияние на ИП в СМИ Армении как со стороны достаточно многочисленной армянской диаспоры (в особенности, посредством социальных сетей), так и со стороны региональных (и внерегио-нальных) акторов.

Выделим и следующую характеристику - это влияние инфопотоков в СМИ Армении на уровень национальной и информационной безопасности страны. В этом заключается специфика информационных потоков региона и, в частности, нашей страны. Данное обстоятельство также объясняется политизированностью контента. Неотрегулированность и бесконтрольность формирования ИП как со стороны государства, так и иных структур, например, тех же СМИ, может стать уязвимой точкой для страны. Во-первых, в силу резкого увеличения объема информационных потоков (где оказалось очень много информационного «сора»: лживых, непроверенных, недостоверных сообщений, информации, распространение которой запрещено законом) граждане той или иной страны, если к тому же уровень медиаграмотности в этом государстве низок, начинают, в буквальном смысле, теряться в этом огромном массиве сообщений, и таким образом «снижается» их способность адекватно воспринимать и понимать происходящие вокруг них события и «фильтровать» получаемые сообщения. Очевидно, что мы сталкиваемся с новым механизмом по манипуляции общественным сознанием. А этим, во-вторых, могут воспользоваться наши противники на международной арене, нанеся значительный ущерб информационным процессам и информационной системе государства. По этой причине для Армении, исходя из ее геополитического окружения и внутриполитической ситуации вопрос формирования информационных потоков нужно рассматривать в контексте стратегии национальной и региональной безопасности государства. Информации в вакууме самой по себе не бывает. Информация - часть сложной сети силовых отношений. И, следовательно, и информационный поток - всегда политический -прямо или косвенно, т.е. всегда отражает силовые отношения и служит проводником того или иного влияния.

В этом контексте стоит сказать о разрабатывающейся (ныне вступившей в силу) в 2017 году концепции кибербезопасности Республики Армения, в которой следующее: «Чтобы регулировать сферу кибербезопасности, необходимо проводить общую политику, бороться с вызовами, необходимо разработать, изменить и усовершенствовать законодательство РА в области кибер-безопасности, чтобы обеспечить его реализацию на основе лучшего международного опыта» [23]. Однако, если рассмотрим и вспомним примеры с массовыми вбросами фейковых сообщений в армянское медийное пространство,

кейсы с «коронавирусным» сливом 2020 года, DDoS-атаки в период Тавуш-ских столкновений в июле 2020г., во время Второй Карабахской войны и в октябре 2023г., к сожалению, свидетельствуют, что накоплено слишком много проблем в области кибербезопасности РА [24].

Конечно, начиная с 2009 года, когда впервые была принята концепция информационной безопасности Армении, начался этап реализации ряда мер по совершенствованию информационной политики и информационной безопасности страны, в частности, модернизации подверглось нормативно-правовое поле, регулирующее данную сферу (Законы РА о «Государственной секретной службе», «Свободе информации», «Архивном деле», «Личных данных», «Электронных сообщениях», «СМИ»; Национальное Собрание Армении ратифицировало Конвенцию Совета Европы о киберпреступности, дополнительный протокол к той же Конвенции о криминализации расистских и ксенофобных действий через компьютерные системы; вопросы обеспечения кибербезопасности и борьбы против кибертерроризма включены в Национальную программу по повышению эффективности борьбы с организованной преступностью (2011 год), а также в Национальную стратегию по борьбе с терроризмом (2012 год); в 2014 году правительство утвердило стратегический план электронного управления, которым взяло на себя ответственность за обеспечение безопасности электронных услуг и обязательства по борьбе с киберугрозами; программа правительства Республики Армения от 2017 года предусматривает улучшение систем информационной безопасности, модернизацию методов прогнозирования информационных угроз [25]). Но в то же время анализ ситуации с информационной безопасностью в нашей стране показывает, что ее уровень еще не соответствует текущим требованиям общества и государства. И основная причина недостаточно развитой системы информационной безопасности нашей страны заключается в том, что законодательство не рассматривает кибербезопасность как отдельную сферу регулирования [26].

В этом контексте медиаэксперт В. Сароян в экспертном интервью справедливо отмечает: «Действующая сегодня концепция устарела и не соответствует информационной политике противостояния современным вызовам. Она должна быть изменена и обновлена, и не только концепция, но и информационная политика и некоторые законодательные положения, имею в виду пересмотр финансовых ограничений СМИ. Известно, что если СМИ лишаются финансирования, то оно со временем перестает существовать. А информационная система имеет и общественно-воспитательную функцию, ее нужно использовать во имя общества и государства, а не наоборот. Концепция должна измениться».

В продолжении темы медиаэксперт А. Бегларян в экспертном интервью отмечает следующее: «Поскольку мы находимся в противостоянии с Азербайджаном и Турцией и есть необходимость в т.н. контроле медиа, хотела бы отметить, что та концепция, которая должна была быть принята в 2018 году, состояла из двух направлений. Первая часть предполагала именно информационную политику, вторая - кибербезопасность. Информационная политика включала в себя именно вопросы и подходы информационной войны и в то же время методы регулирования деятельности медиа согласно закону о СМИ. Вместе с тем в военное время у нас действует закон - «Закон о правовом режиме военного положения» - принятый в 2006 году, согласно которому в военное время начинают действовать определенные ограничения в отношении деятельности СМИ. В не военное время мы может производить подобные ограничения только благодаря внутренним коммуникациям, исходя из принципов медиаграмотности, управляя информационными потоками, противодействуя проникновению из азербайджанского медиапространства в наше медиапространство антиармянских тезисов и в то же время в ответ им выдвигая свои положения».

Таким образом, исходя из вышесказанного, выделим ряд вызовов информационной безопасности РА:

Не отрегулирован и не координируется процесс обмена информационными потоками между различными ветвями государственной власти.

□ Не обеспечивается содержательно-технический цикл информационных потоков на уровне личность-общество-государство.

Не созданы условия для эффективного управления государственными и общедоступными информационными ресурсами, а также посредством сотрудничества с негосударственными информационными структурами, не обеспечивается полное присутствие Армении на международном информационном поле и не наблюдается активного участия с нашей стороны в инициировании международных информационных потоков.

Не обеспечена «защита» индивидуального и общественного сознания, мировоззрения от внутренних и внешних потоков информации, угрожающих психологическому состоянию нашего народа, его национальной культуре, историческим традициям, при помощи психолого-педагогических механизмов, вытекающих из национальной системы ценностей.

□ Отсутствие информполитики по противодействию антиармянской пропаганде на международном информационном пространстве; не проводится активная информационная политика в армянских общинах за рубежом с целью повышения престижа и репутации армянских общин в этих странах, усиления их влияния в углублении межгосударственных отношений.

Недостаточная координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в разработке и реализации единой государственной политики в области информационной безопасности.

Недостаточное состояние правовых основ, регулирующих отношения в сфере информации, а также правоприменительной практики.

□ Неразвитость институтов гражданского общества.

□ Недостаточное финансирование принимаемых мер по обеспечению информационной безопасности.

Низкая эффективность системы образования, нехватка высококвалифицированных кадров в области информационной безопасности и т.д.

□ Отсутствие единого подхода в вопросе управления киберсферы. Каждое учреждение самостоятельно занимается обеспечением безопасности, однако это секторальные шаги. Нет скоординированного и универсального национального подхода (ответственность за обеспечение ки-бербезопасности страны возложена на Полицию, Службу Национальной безопасности и Министерство обороны (МО) Республики Армении) [27]. Ответом на вышеуказанные вызовы является выработка следующих концептов-предложений, которые, возможно, поспособствуют разрешению существующих проблем на медиаполе нашей страны:

1) Совершенствование стратегии информационной политики страны, регулирующей информационную систему Республики Армения и включающей в себя цели, задачи и комплекс основных мер по ее практической реализации. Информационная политика должна быть предметом ответственности органов государственной власти и управления всех уровней. Информационная политика - инструмент формирования устойчивых связей с общественностью, призванная обеспечить прозрачность процесса государственного управления и не применяться в цензурных целях.

2) Подготовка предложений по модернизации правового, нормативно-методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной политики Республики Армения, в том числе совершенствование, прежде всего, исходя их текущих событий, нормативно-правовой базы, регулирующей сферу информационную безопасности страны, разработка Концепции информационной безопасности РА с учетом современных геополитических вызовов и рисков.

3) Развитие фундаментальных, прикладных научных исследований в области информационной политики, информационной безопасности. Развитие и совершенствование единой системы подготовки кадров в области информационной политики, информационной безопасности. Распространение и введение в систему образования страны обязательных программ по повышению уровня информационной и медиаграмотности.

Заключение

Как уже нами выше отмечалось, бесконтрольность и хаотичное существование информационных потоков нашей страны представляют собой угрозу информационной безопасности государства. А вследствие воздействия подобного рода угроз ключевым интересам Республики Армения в политической, экономической, оборонной и других областях государственной деятельности может быть нанесен серьезнейший ущерб, социально-экономических урон может причинён социуму и отдельным гражданам.Кроме того, в результате подобного воздействия определенные препоны и преграды могут быть созданы по направлению полноправного партнерства и сотрудничества Армении с развитыми государствами, препятствия могут возникнуть в процессе принятия важных политических, военных, экономических и иных решений, также может быть ослаблена (или же вовсе подорвана) государственная власть и авторитет Республики Армения на мировой арене. Далее, в стране может сформирована и создана атмосфера политической напряженности и нестабильности, могут быть спровоцированы социальные конфликты, инициированы массовые беспорядки, дискредитирована и нарушена деятельность органов власти, систем государственного управления, в том числе систем управления вооружениями, войсками и военной техникой, объектов повышенной опасности. Усовершенствование стратегии информационной политики государства, модернизация ряда правовых аспектов - в этом случае, возможно будет отрегулировать многие медийные вопросы-проблемы, «поставить под контроль» информационные потоки в СМИ и, тем самым, воспрепятствовать существующим угрозам информационной безопасности страны или же «смягчить» их последствия [28].

В связи с этим, экспертному сообществу необходимо заняться исследованием данной проблемы, изучить имеющиеся угрозы и риски в вопросе формирования МИП страны. На основании данного исследования нашим властям необходимо принять меры по обеспечению безопасности нашей информационной системы и заняться выработкой национальной информационной доктрины, которая, в частности, позволит нашим СМИ придерживаться единой логики действий. В противном случае, мы можем понести серьезные потери. Ведь по состоянию и насыщенности информационных потоков той или иной страны сегодня можно судить о сложившейся в этом государстве социально-политической ситуации. И уязвимость информационной системы государства говорит об уязвимости самой страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тадевосян М.Р. Медиаобразование как ответ на вызовы региональной безопасности в период пандемии СОУГО-19 // Вопросы СМИ и вопросы к СМИ: формулирование

новых реалий. Материалы международной конференции, посвященной 65-летию Общественной телекомпании РА и 95-летию Общественной радиокомпании. Ер.: Изд-во ЕГУ, 4 (16), 2022. CC. 110-123.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Гуманитарный портал [Эл. ресурс]. URL: https ://ethical journalism network.org/resources/publica-tions/ethics-in-the-news/% (дата обращения: 18.01.2024г.)

3. Тоффлер Э. Третья волна. М.: «АСТ», 2010. 784с.

4. Ширки С. Когнитивный избыток. Нью-Йорк: "The Penguin Press", 2010. 256с.

5. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. 608с.

6. Кастельс М. Медиабизнес, медиаконвергенция и конвергенция в журналистике // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века / Мир-Россия-Урал: мат-лы XIII Всерос. науч.-практ. конф. Гуманитарного ун-та: доклады: в 2-х т. Екатеринбург, 2010. Т. 2. 148с.

7. Вартанова Е. К определению современной журналистики // «Меди@льманах», № 3, 2014. СС. 8-9.

8. Олешко Е.В. Структура современных информационных потоков и роль СМИ в их формировании // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры, № 2 (150), 2016. 178с.

9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник. М: «Аспект Пресс», 2009. 351c.

10. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000. 252с.

11. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.В. Ахмадулин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 358с.

12. КовалевА.А. Телевидение как историко-культурный феномен: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011. [Эл. ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/televi-denie-kak-istoriko-kulturnyi-fenomen (дата обращения: 04.01.2024г.).

13. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. Пособие, 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. 414с.

14. Ерицян С.С. 50 лет развития телевидения в Армении. Ер.: Изд-во «Тигран Мец», 2007. 368с. (на арм. языке).

15. Ерицян С.С. Мысли за кадром (вопросы теории и практики телевидения). Ер.: Изд-во Ереванского университета, 2002. 495с. (на арм. языке).

16. Ерицян С.С. Телевизионные профессии. От образования к мастерству. Ер.: «Эдит Принт», 2007. 626с. (на арм. языке).

17. Актуальные вопросы массовой информации и политических коммуникаций: коллективная монография / С.В. Ануфриенко, А.В. Атанесян, А.С. Тер-Арутюнян, А.К. Бо-ташева, Н.А. Мелконян, О.Ф. Волочаева, Г.Б. Овчарова, А.Е. Мкртичян, И.А. Ру-мачик, Л.К. Саадян, Н.Н. Мартиросян; под общей ред. доктора полит. наук, профессора А.В. Атанесяна, канд. полит. наук И.А. Румачик. Ер.: Изд-во Ереванского государственного университета, 2017. -214 с.

18. См.: Мартиросян С. Скудость информационных потоков - вопрос критической важности. [Эл. ресурс]. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php7ELEMENT_ID-=15708 (дата обращения 15.02.2019г.); Мартиросян С. Армения в международной рейтинговой системе кибербезопасности. [Эл. ресурс]. URL: http://www.norava-nk.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=16085 (дата обращения: 19.01.2024г.) и т.д.

19. МартиросянН.Н. Новые и альтернативные медиа: этико-правовые вопросы, Ер.: типография ООО «Айкарли», 2012. 128с. (на арм. языке).

20. Петросян Д. Журналист и внутренний адресат армянских медиатекстов. Дпратун: журнал научных статей, 1 (4), 2016. 58с. (на арм. языке).

21. Оганесян Р. «Журналистика. Профессиональные технологии и этика», Ер., 2005 (на арм. языке).

22. Закарян В.П. Армянское телевидение. Этапы развития армянского телевидения и тележурналистики. Ер.: Изд-во РАУ, 2012. 150с.

23. Концепция кибербезопасности Армении (2017). Единый веб-сайт для публикации правовых актов. URL: https://www.e-draft.am/projects/581/about (дата обращения: 22/09/2020).

24. Аветисян П.С., Тадевосян М.Р. Основные приоритеты развития кибербезопасности Армении в контексте медиаобразования // «Регион и мир», № 1, 2023. СС. 18-22.

25. Почему новый проект концепции кибербезопасности Армении пишут эксперты, а не чиновники (2017). DIGITAL REPORT. URL: https://digital.report/pochemu-novyiy-proekt-kontseptsii-kiberbezopasnosti-armenii-pishut-ekspertyi-a-ne-chinovniki/ (дата обращения: 22/09/2020).

26. Аветисян П.С., Тадевосян М.Р. Основные приоритеты развития кибербезопасности Армении в контексте медиаобразования // «Регион и мир», №1, 2023. СС. 18-22.

27. Тадевосян М.Р. Информационные потоки Армении: к вопросу о стратегии национальной и региональной безопасности. СМИ и информация в войнах XXI века / Материалы конференции. Ер.: «Актуальное искусство», 2021. СС. 60-71.

28. Там же.

REFERENCES

1. Tadevosyan M. Media education as a response to the regional security challanges during the COVID-19 pandemic // Questions from the media and questions to the media: articulating new realities. Materials of the international conference dedicated to the 65th anniversary of the Public Television Company of the Republic of Armenia and the 95th anniversary of the Public Radio Company. Yer.: Yerevan State University Publishing House, 4 (16), 2022. PP. 110-123 (in Rus.).

2. Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majority or the End of the Social. Humanitarian portal URL: https://ethicaljournalismnetwork.org/resources/publications/ethics-in-the-news/% (access date: 01.18.2024).

3. TofflerE. The Third Wave. M.: "AST", 2010. 784p. (in Rus.).

4. Shirky С. Cognitive Surplus. N.Y.: "The Penguin Press", 2010, 256р.

5. CastellsM. Information era: economics, society, culture. M., 2000. 608p. (in Rus.).

6. Castells M. Media business, media convergence and convergence in journalism // Unexpected modernity: the changing realities of the 21st century // World-Russia-Ural: materials of the XIII All-Russian. scientific-practical conf. Humanitarian University: reports: in 2 volumes. Ekaterinburg, 2010. Vol. 2. 148p. (in Rus.).

7. Vartanova E. Toward the definition of modern journalism // "Medi@lmanakh", № 3, 2014. PP. 8-9. (in Rus.).

8. Oleshko E. The structure of modern information flows and the role of media in shaping them // Izvestia of the Ural Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture, № 2 (150), 2016. 178p. (in Rus.).

9. ProkhorovE. Introduction to the theory of Journalism: Textbook. M.: "Aspect Press", 2009. 351p. (in Rus.).

10. Svitich L. The phenomenon of journalism. M., 2000. 252p. (in Rus.).

11. Akhmadulin E. Fundamentals of the theory of journalism: textbook and workshop for academic undergraduates / E.V. Akhmadulin. 2nd ed., rev. and additional M.: "Urait", 2017. 358p. (in Rus.).

12. KovalevA. Television as a historical and cultural phenomenon: abstract. dis. ...Phd. cultural studies. M., 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/televidenie-kak-istoriko-kultur-nyi-fenomen (access date: 01/04/2024) (in Rus.).

13. ChernikovaE. Fundamentals of creative activity of a journalist: textbook. Manual, 2nd ed., rev. and additional M.: School of Publishing and Media Business, 2012. 414p. (in Rus.).

14. Yeritsyan S. 50 years of television development in Armenia. Yer.: "Tigran Mets" Publishing House, 2007. 368p. (in Arm.).

15. Yeritsyan S. Thoughts behind the scenes (issues of theory and practice of television). Yer.: Yerevan University Publishing House, 2002. 495p. (in Arm.).

16. Yeritsyan S. Television professions. From education to skill. Yer.: "Edith Print", 2007, 626p. (in Arm.).

17. Current issues of mass information and political communications: collective monograph / S. Anufrienko, A. Atanesyan, A. Ter-Harutyunyan, A. Botasheva, N. Melkonyan, O. Volo-chaeva, G. Ovcharova, A. Mkrtichyan, I. Rumachik, L. Saadyan, N. Martirosyan; under general editorship doctor polit. Sciences, Professor A. Atanesyan, Ph.D. watered Sciences I.A. Rumachik. Yer.: Yerevan State University Publishing House, 2017. 214p. (in Rus.).

18. See: Martirosyan S. The paucity of information flows is a matter of critical importance. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=15708 (accessed 02/15/2019); Martirosyan S. Armenia in the international cybersecurity rating system. [El. resource]. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=16085 (date of access: 01/19/2024), etc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Martirosyan N. New and alternative media: ethical and legal issues, Yer.: "ICarli" LLC, 2012. 128 p. (in Arm.).

20. Petrosyan D. Journalist and internal addressee of Armenian media texts // Dpratun: journal of scientific articles, № 1 (4), 2016. 58p. (in Arm.).

21. Oganesyan R. "Journalism. Professional technologies and ethics", Yer., 2005 (in Armenian).

22. Zakaryan V. Armenian television. Stages of development of Armenian television and television journalism. Yer.: "RAU publishing house", 2012. 150 p. (in Rus.).

23. Cybersecurity Concept of Armenia (2017). A website of legal acts. URL: https://www.e-draft.am/projects/581/about (access date: 09/22/2020).

24. Avetisyan P., TadevosyanM. Key priorities for Armenia's Cybersecurity Development in the context of Media Education // "Region and The World", №1, 2023. PP. 18-22 (in Rus.).

25. Why the new Concept of Cybersecurity in Armenia is being written by experts, not officials (2017). Digital Report. URL: https://digital.report/pochemu-novyiy-proekt-kontseptsii-kiberbezopasnosti-armenii-pishut-ekspertyi-a-ne-chinovniki/ (date of access: 09/22/2020) (in Rus.).

26. Avetisyan P., TadevosyanM. Key priorities for Armenia's Cybersecurity Development in the context of Media Education // "Region and The World", № 1, 2023. PP. 18-22 (in Rus.).

27.

28.

INFORMATION FLOW IN THE MEDIA: FEATURES OF FORMATION AND INFORMATION SECURITY FACTOR OF RA

P. Avetisyan, M. Tadevosyan

Russian-Armenian (Slavonic) University

ABSTRACT

A little historical time has passed since philosophers and sociologists recorded the emergence of the information society, but, as it turns out, the information society itself is not frozen, unstable, and does not stop in its development. And we are all interested in the - sometimes quite complex - processes occurring in it being studied and explained. Such research, if successful, will both contribute to the further development of a number of humanities disciplines and will increase the self-awareness of civil society, with which we associate social progress. Our research is devoted to one of the topics related to the current state of the information society. Keywords: information flows, media, Armenia, information security, information policy.

TadevosyanM. Information flows in Armenia: on the issue of national and regional security strategy / Media and information in the wars of the 21st century. Conference materials. Yer., "Contemporary Art", 2021. PP. 60-71. The same.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.