5. Журавлева Е.Ю. Эпистемические обещания «цифровых гуманитарных наук» // Вопр. философии. 2014. № 9.
References
1. Slyadneva N.A. Bibliografija v sisteme Universuma chelovecheskoj dejatelnosti: opyt sistemno-dejatelnostnogo analiza [The bibliography in the system of the Universum of human activity: experience of the system and activity analysis]. Moscow, 1993.
2. Lotman Yu.M. Vnutri mysljashhih mirov. Chelovek - tekst - semiosfera - istorija [In the conceiving worlds. The person - the text - semiosfer - history]. Moscow, 1996.
3. Gordukalova G.F. Documentary stream in bibliographic activity: history, theory, technology of development: synopsis of the thesis ... PhD (pedagogical). Saint Petersburg, 1992.
4. Fokeev VA. Priroda bibliograficheskogo znanija [Nature of bibliographic knowledge]. Moscow, 1995.
5. Zhuravleva E.Yu. Epistemic promises of «the digital humanities» // Voprosy filosofii. 2014. № 9.
УДК 025. 5:81'374 В.В. ГОНЧАРОВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЛЕКСИКОГРАФИИ
Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), [email protected]
Аннотация. В статье анализируется информационный потенциал учебной литературы по общей и частной лексикографии, изданной на территории Российской Федерации. Рассматриваются информационные особенности данного вида литературы, оказывающие непосредственное влияние на информационный поиск и справочно-библиографическое обслуживание.
Ключевые слова: учебная литература, лексикография, библиография, лексикографический информационный ресурс, справочно-библиографическое обслуживание.
UDC 025. 5:81'374 V.V. GONCHAROVA
INFORMATION FEATURES EDUCATIONAL LITERARTURE ON LEXICOGRAPHY
Goncharova Victoria Vladimirovna, PhD (pedagogical science), associate professor of Saint Petersburg state university of economics (Saint Petersburg, Sadovaya str., 21), [email protected]
Abstract. The article analyzes the information potential of the educational literature on general and special lexicography published in Russia. The paper examines information features of this type of literature with a direct impact on information search and reference and bibliographic service. Keywords, educational literature, lexicography, bibliography, lexicographic information resource, reference and bibliographic service.
В течение последних двадцати лет в результате увеличения количества высших и средних учебных заведений с лингвистической направленностью, кардинального изменения образовательных стандартов, перехода на Болонскую систему и т.д. появилось
большое количество новых лингвистических и лексикографических дисциплин. Они либо преподаются в рамках утвержденной образовательной программы, либо факультативно в виде спецкурсов, курсов повышения квалификации и др.
Все это потребовало разработки нового учебно-методического обеспечения и привело к существенному количественному и тематическому увеличению лексикографических информационных ресурсов (ЛИР) учебной направленности. Предмет исследования - учебная литература по лексикографии, изданная на территории Российской Федерации. Цель исследования - выявление информационных особенностей данного вида литературы.
Учебная литература издается по уже традиционным лексикографическим направлениям (например, национальная лексикография - английская, немецкая, русская; учебная) и новым (например, авторская, кибернетическая лексикография и др.). Появляются учебные пособия, отражающие основные тенденции лингвистической науки конца ХХ - нач. XXI в., например, «Русская лексикография XXI века» М.А. Бобуновой [1, 2].
Данный вид литературы отличается жанровым многообразием, например, учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, конспект лекций, ответы на экзаменационные вопросы, практикум и т. д.
Следует подчеркнуть, что преобладание того или иного вида учебной литературы зависит и от характерных особенностей языка, например, среди англоязычных ЛИР данного вида многочисленны издания, которые объединяются английским словом «vocabulary». Для отечественных специалистов неанглийской ориентации это словарный практикум. Тем не менее ЛИР с таким названием может быть и тематическим словарем по разговорному английскому языку, например, «English Vocabulary» А. Васильева [14], представляющим собой книжку-раскладушку, содержащим 1500 слов, и лексикографическим отраслевым изданием, например, в области экономики «Vocabulary and Grammar Tests» К.А. Солодушкиной [14] и др.
Многие издания, особенно подготовленные высшими и средними учебными заведениями, существуют только в электронном виде и входят в состав электронного учебно-методического комплекса. Репрезентативно представим основные жанры учебной литературы по лексикографии в табличном варианте.
Таблица
Жанры учебной литературы по лексикографии
№ п/п Жанр учебного издания Пример
1. Контрольно-тренировочные задания Н.С. Болотнова «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография» [2].
2. Методическое пособие Ю.Н. Марчук «Основы терминографии» [9].
3. Методические рекомендации к спецкурсу О.М. Карпова, О.В. Менагаришвили «Электронные словари и кибернетическая лексикография» [6].
4. Практикум В.В. Леденёва Лексикография современного русского языка [7].
5. Программа спецкурса Л.Л. Шестакова «Русская писательская лексикография» [16].
6. Семинар Т.Г. Никитина «Современная русская лексикография: актуальные вопросы теории и практики» [10].
7. Тематическая тетрадь Е.А. Ивлиева «Лексикография. Типы и виды словарей» [5].
8. Учебник Лексикография русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации [8].
9. Учебное пособие И.В. Федорова «Учебная лексикография. Теория и практика» [15].
10. Учебное электронное и печатное издание Т.В. Попова «Русская неология и неография» [11].
11. Хрестоматия «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография» [13].
Для учебных изданий лексикографической тематики характерно включение отдельных небольших словарных статей в качестве примера к тексту. Следует отметить учебное пособие Э.Г. Шимчука «Русская лексикография», в котором большие по объему словарные статьи собраны в три приложения, занимающие 214 страниц книги [17, с. 206-320].
Многие работы являются уникальными благодаря собранному и проанализированному в них материалу. Так, в рецензии на книгу В.Д. Девкина «Немецкая лексикография» С.Ю. Потапова пишет: «Для нас, читателей, с выходом данной книги, являющейся, по сути, словарем о словарях, появилась еще одна уникальная возможность с ее помощью лучше познать вселенную» [12].
Отдельно следует выделить прикнижные библиографические списки лексикографических ресурсов социально-гуманитарной направленности, которые довольно редко встречаются и большей частью представлены в виде отдельных приложений в конце книги или тематических списков в конце глав, параграфов. Библиографические списки лексикографической тематики в изданиях учебной литературы были подробно проанализированы [4,13,15,16].
Отличительными чертами учебной литературы по лексикографии следует считать: систематичность подачи материала; рекомендательную направленность; авторскую аналитико-синтетическую обработку большого массива ЛИР; многоплановую библиографическую составляющую; уникальный разноплановый вид ЛИР; высокий уровень информативности для читателя; разноплановость читательского адресата - от школьника до лингвиста; наличие различных приложений: глоссарии, тезаурусы, корпус словарных статей, библиографические указатели и др.
Вышеперечисленные информационные особенности отечественной учебной литературы по лексикографии существенно влияют на информационный поиск в целом и на справочно-библиографическое обслуживание в частности.
Литература
1. Бобунова М.А. Русская лексикография XXI века. М., 2009. 200 с.
2. Болотнова Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. М., 2009. 224 с.
3. Васильев А. English Vocabulary. М., 2014. 6 с.
4. Гончарова В.В. Современные библиографические ресурсы социально-гуманитарной лексикографии в России // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2016. № 3 (107). С. 166-173.
5. Ивлиева Е.А. Лексикография. Типы и виды словарей: тематическая тетрадь. URL: http://ivlieva 65.ucoz.ru/kartgotrab.asp
6. Карпова О.М., Менагаришвили О.В. Электронные словари и кибернетическая лексикография: метод. рекомендации к спецкурсу. Иваново, 2002. 24 с.
7. Леденёва В.В. Лексикография современного русского языка: практикум. М., 2008. 648 с.
8. Лексикография русского языка. СПбГУ, 2013. 704 с.
9. Марчук Ю. Н. Основы терминографии. М., 1992. 76 с.
10. Никитина Т.Г. Современная русская лексикография: актуальные вопросы теории и практики: спец. семинар. Волгоград, 1997. 48 с.
11. Попова Т.В. Русская неология и неография. Екатеринбург, 2005. 96 с.
12. Потапова С.Ю. Рец. на кн. В.Д. Девкина «Немецкая лексикография». URL : http: //www. muenchen-ru. de
13. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. СПбГУ, 2002. 496 с.
14. Солодушкина К.А. Vocabulary and Grammar Tests. СПб., 2008. 352 с.
15. Федорова И.В. Учебная лексикография. Теория и практика. М., 2006. 128 с.
16. Шестакова Л.Л. Русская писательская лексикография: программа спецкурса. URL: http://www. curator. ru/pedagog/program 1 /pro_shest.html
17. Шимчук Э.Г. Русская лексикография. М., 2003. 320 с. References
1. Bobunova M.A. Russkaja leksikografija XXI veka [Russian lexicography of XXI s.]. Moscow, 2009. 200 p.
2. Bolotnova N.S. Sovremennyj russkij jazyk: Leksikologija. Frazeologija. Leksikografija [Modern Russian: Lexicology. Phraseology. Lexicography]. Moscow, 2009. 224 p.
3. Vasil'ev A. English Vocabulary. Moscow, 2014. 6 p.
4. Goncharova V.V. Modern bibliographic resources of social and humanities lexicography in Russia // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. V. 3 (107). P. 166-173.
5. Ivlieva E.A. Leksikografija. Tipy i vidy slovarej [Lexicography. Types and types of dictionaries]. URL: http://ivlieva 65.ucoz.ru/kartgotrab.asp
6. Karpova O.M. Elektronnye slovari i kiberneticheskaja leksikografija [Electronic dictionaries and cybernetic lexicography]. Ivanovo, 2002. 24 p.
7. Ledenjova V.V. Leksikografija sovremennogo russkogo jazyka [Lexicography of the modern Russian language]. Moscow, 2008. 648 p.
8. Leksikografija russkogo jazyka [Lexicography of the Russian language]. Saint-Petersburg, 2013. 704 p.
9. Marchuk Ju.N. Osnovy terminografii [Fundamentals of Terminology]. Moscow, 1992.
76 p.
10. Nikitina T.G. Sovremennaja russkaja leksikografija: aktual'nye voprosy teorii i praktiki [Modern Russian lexicography: topical issues of theory and practice]. Volgograd,1997. 48 p.
11. Popova T.V Russkaja neologija i neografija [Russian neology and neography]. Ekaterinburg, 2005. 96 p.
12. Potapova S.Ju. Recenzija na knigu V.D. Devkina «Nemeckaja leksikografija» [Book review V.D. Devkin "German lexicography"]. URL: http://www.muenchen-ru.de
13. Sovremennyj russkij jazyk: Leksikologija. Frazeologija. Leksikografija [Modern Russian language: Lexicology. Phraseology. Lexicography]. Saint Petersburg, 2002. 496 p.
14. Solodushkina K.A. Vocabulary and Grammar Tests. Saint Petersburg, 2008.
15. Fedorova I.V. Uchebnaja leksikografija. Teorija i praktika [Educational lexicography. Theory and practice]. Moscow, 2006. 128 p.
16. Shestakova L.L. Russkaja pisatel'skaja leksikografija [Russian writer's lexicography]. URL: http://www.curator.ru/pedagog/program1/pro_shest.html
17. Shimchuk Je.G. Russkaja leksikografija [Russian lexicography]. Moscow, 2003. 320 p.
УДК 025. 5:81'374 В.В. ГОНЧАРОВА
АДРЕСНАЯ И УТОЧНЯЮЩАЯ СПРАВКИ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), [email protected]
Аннотация. Статья дает представление о видовом многообразии адресных и уточняющих виртуальных справок лексикографической направленности социально-гуманитарной тематики. Под виртуальной справкой лексикографической направленности понимается справка любого типа, выполненная в рамках справочно-библиографического обслуживания, осуществляемого библиотеками, содержащая