УДК 518.9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МНОЖЕСТВА В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ИГРЕ ПОИСКА С НАРЯДОМ УБЕГАЮЩИХ*)
С, В, Меетников
Одной из важных задач теории дифференциальных игр является определение, построение и аппроксимация информационных множеств о состоянии игроков [1-7].
В настоящей работе рассматривается антагонистическая дифференциальная игра поиска с предписанной продолжительностью [8-11] со стороны прячущегося. Для игры поиска в классе смешанных стратегий с помощью игр с нарядом из т убегающих определяется информаци-Е {ч-, где могут находиться еще не пойманные до момента £ прячущиеся игроки при условии, что ищущий поймал меньше чем т* убегающих. Исследуются свойства и вопросы аппроксимации информационного множества ПШ'Ш*(£)• Для случая, когда т = 2, т* = 1, дается один способ построения аппроксимирующего информационного множества при заданной стратегии одного из убегающих.
т т*
В работах [13-20] игра поиска рассматривалась со стороны ищущего. В классе смешанных стратегий с помощью игр с нарядом из к
преследователей определено информационное множество Пк,к*(£), где
к*
ми наряда из к преследователей до момента Исследовались частные к к*
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации № 02.740.11.0609.
© 2010 Меетников С. В.
1. Постановка задачи
Пусть уравнение движения игроков Р и Е, где Р — ищущий, а Е — прячущийся, описывается системой дифференциальных уравнений
для Р х = /(г,х,и), и е и, х е К", (1)
для Е у = д(г, у, V), V е V, у е К", (2)
где и {V) — непустое компактное множество в евклидовом пространстве Мр (К9), Ь е [¿о, Т]. Вектор-функция / (д) в правой части уравнения (1) ((2)) непрерывна па [Ьо, Т] х К" х и ([Ь0, Т] х К" х V) и па этом множестве удовлетоворяет неравенству
\Ц(г,х,и)у < м1 + ||хЮ {\Шу^)у < а2(1 + \\у\\)) (з)
и для любой ограниченной области е К" удовлетворяет условию Липшица по х (у) с постоянной А^Со) т. е. справедливо
неравенство
\\^г,х1,и) - /(г,х2,и)\\ < \\х2 - хУ , ч
4)
(\\д(ь,У1^) - д(г,у2^)\\ < А2(О0)\\т - тЮ•
Кроме того, предполагается, что множество
Е(г,х) = {£ | £=№,х,и),и е и}
(5)
(С(г,у) = {п | п = е V})
выпукло и замкнуто при любых (Ь, х) е [Ьо, Т] х К" ((Ь, у) е [Ьо, Т] х К"). Здесь А, А2, А^Со), — постоянные, \\ • \\ — евклидова норма.
Хорошо известно, что из непрерывности вектор-функции / (д) и условий (3), (4) для каждой измеримой на промежутке [¿о,Т] вектор-функции и = и(Ь) (V = '(Ь)), удовлетворяющей геометрическим ограничениям и(Ь) е и ('(Ь) е V), существует единственное решение х(Ь) = х{г,га,ха,и) (у(Ь) = у(г,г0,у0,')), Ь е [Ь0,Т], уравнения (1) ((2)), удовлетворяющее начальному условию х(Ьо) = Щ (у(Ьо) = уо)-
Состояние информации в игре следующее. В начальный момент времени Ь = Ь0 ищущий (прячущийся) игрок знает, что прячущийся
игрок находится в точке уо € Уз (ищущий игрок находится в точке щ € Хо), и динамику игры (1), (2). В дальнейшем он не получает никакой текущей информации о местоположении противника. Компактное множество Уо с К" (Хо с К") является множеством неопределенности начального местоположения игрока Е (Р).
Множество допустимых управлений Др (Де) игрокаР (Е) состоит из всех измеримых па промежутке [¿о, Т] вектор-функций и = и(Ь) (у = удовлетворяющих геометрическим ограничениям и(Ь) € и €
V).
Предположим, что для каждого состояния х € К" определено множество Б(х) С К", которое в дальнейшем будем называть областью обнаружения игрока Р.
На состояниях х(1) и у (£) введем функцию следую-
щим образом:
„ , Г 1> если у{1) €
[и в противном случае.
Определение 1. Будем говорить, что в момент времени £ € [¿о, Т] произошло обнаружение игрока Е ищущим игроком, если у{Ь))
= 1. На траекториях х(•) = х(-,1а,ха,и) и у(•) = у(игроков определим следующие функционалы:
•),у(■))= тах
«е [«о,т]
¥1 (х(•)М•)) = тах Щх(г),у(г)), т < Т. «е [«о,т]
Р
вдоль траектории х( ^обнаруживает игрока Е (движущегося вдоль траектории у(•)), если Е2(х(•),у(•)) = 1.
Под чистыми стратегиями игрока Р (Е) будем понимать пары а = (х0, и(•)), х0 € Х0, и = и(•) € Др (Ь= (у0, •)), у0 € У0, V = •) € Де)-Игра рассматривается в программных стратегиях.
Функцию выигрыша К((х$,и(•)),(уо,'(•))) игрока Р в ситуации ((щ,и(•)), (уо,'(•))) определим по правилу
К((х0,и(•)), (у0,'(•))) = •,10,х0,и),у{•,10,у0,')).
Поскольку мы рассматриваем только антагонистические игры,
ЕР
обратным знаком.
Таким образом, мы определили антагонистическую игру
в нормальной форме в классе чистых стратегий, А (Б) — множество
РЕ
Р
8(х) является открытым кругом радиуса I > 0:
Игру поиска будем рассматривать в классе смешанных стратегий [11]. Под смешанной стратегией ^ игрока Р (Е) будем понимать конечную смесь ^ = = (^1, • • •, ^т)), заданную на ко-
нечном подмножестве {а±,... ,ак} С А ({Ьх, • • • ,Ьт} С Б) таком, что ^г = 1/к, г = 1, • • •, к [уг = 1/т, г = !,•••, т). Тогда выигрыш М(р, Ь) (М(а, где ^ (V ) — смешанная стратегия, заданная на множестве {а1, • • •, ак} С А ({Ьх, • • •, Ьк} С Б), определяется следующим образом:
где Xi(•) (уД•)) — траектория движения игрока P (E), порожденная стратегией ai (6¿).
Заметим, что выигрыш M(p, b) (M(a, v)) игрока P имеет смысл вероятности обнаружения игрока E в ситуации (р, b) ((a, v)) в смешанных стратегиях.
Г = {A, B, K>
^^ {z е Rn | Ух - zII < I}.
(6)
Определение 3. Будем говорить, что смешанная стратегия ^ игР
если Ъ) > Г для любого Ъ € В, 0 < Г < 1.
Определение 4. Будем говорить, что смешанная стратегия V игЕ
если Ща, и) < У для любого а € ДО < У < 1.
РЕ
[15], то она гарантирует ему вероятность обнаружения, равную 1 (0). Выясним, какую вероятность обнаружения может гарантировать Е
рующих стратегий. В работах [13-20] игра поиска рассматривалась со стороны ищущего игрока, в настоящей работе игра поиска рассматривается со стороны прячущегося игрока.
2. Информационные множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих
2.1. Определение информационного множества в дифференциальной игре поиска с нарядом убегающих. Рассмотрим
Р
дом однотипных убегающих (прячущихся) Е = {Е,..., Ет}, действующих как один игрок под воздействием системы (2). В начальный момент игрок Р и каждый из уклоняющихся Е^ наряда Е выбирают начальное местоположение щ € X, у\ € ^,г=1,...,т, и допустимое управление и( •), уД •), г = 1,. ..,т. Тогда у ищущего и у прячущихся реализуются траектории х(•) = х(-,£о,хо,и) и уД•) = у(-,£о,уо г = ... ,т, соответственно.
На состояниях у\{Ь),..., ут( и х(1) введем функцию ¥з(х(£), у\ ... ,ут{следующим образом:
т г=1
Определение 5. Будем говорить, что в момент времени г € [¿о, Т] произошло т,-уклонение наряда от ищущего (т, < т), если уЛ^), • • •,ут{¿)) = т — m,•
На траекториях уг(• ), г = 1, • • • ,т, и х(• ) игроков определим следующие функционалы:
т
вд • ), т( • ), • • •, утХ • )) = Е ЪХ • ), у Л • )),
г=1
т
(х( •),•••,ут •)) = хош •) )•
г=1
Определение 6. Будем говорить, что при движении наряда Е вдоль траекторий у\(• ), • • •, ут(• ) пронсходит т,-уклонение от игрока Р (движущегося вдоль траектории х(• )), если Е^(х(• ), ^ (• ), • • •, ут( • )) = т - т,
Р
х т - т,
у\{• ), • • • ,ут(• )> а т, убегающих избегают поимки.
Определение 7. Стратегия Ь = • )),•••, (ут,ут(• )) наря-
да Е называется гарантирующей то*-уклонение (1 < то* < то), если ^(х(• • ),•••,Уm{• )) ^ т — т, для любой стратегии а = (щ,и(• )) игрока Р, где х(• ) = х{• ,г0,хо,и) и у*{ • ) = у(• ,г0,уо,«О' г = • • • ,'т,
Определение 8. Информационным множеством Пт'т*(¿) в м0~ мент времени г € [¿о, Т называется множество
Пт-тЧ¿о, Уо) = {у € М" | Зу(г) € N(г, у*), у* € Уо, г = 1, • • •, т,
ух • ) е44( х • • ), • • • ,ут • )) < т — т*},
где У(г,г0,уо) — множество достижимости игрока Е в момент г € [¿о, Т у
Заметим, что информационное множество Пт'т* (¿) — ЭТ0 такое подмножество М", где могут находиться убегающне Е*,г = 1, • • • ,т, из
Е
живает не больше т — т* убегающих го этого наряда до момента Ь. При т = т, = 1 получается информационное множество П^^1 (Ь) —
Е
жен до момента ¿игроком Р — область уклонения, свойства которого рассматривались в работе [12].
Свойство 1. Если в момент Т множеств о Пт'т*( Т является непустым, то у наряда Е существует стратегия гарантирующая т,-уклонение; если у наряда Е существует стратегия, гарантирующая то*-
От.т. /гт1\
Е *( Т ) является непустым.
Доказательство. Действительно, если множество пт'т*(Т в Т
ряда Е существуют такие траектории у\(•),... ,ут{.0> чт0 Для любой траектории х(•) выполняется неравенство (х(•),у\(•),...,ут(•)) ^ т — т,. По определению 7 это означает, что соответствующая стратегия Ъ = (уо,у 1(-)), • • •, (уЕ1, Ут(-)) наряда Е, порождающая траектории ух(•),... ,ут{•), является гарантирующей т,-уклонение.
Обратно, если стратегия Ъ = (г/ц, (•)),..., (у^-,-ут(-)) наряда Е т,
что для любой стратегии (щ,и(•)) игрока Р условие ^(х(•), уг(•)) = 1, у®( •) = у(Ь,Ьо,уЪ, Уг) выполняется самое боль шее для т — т, номеров из набора {1.., т} или
Р4Т (х( О (0 ,...,ут{ •)) < т — т*. Из определения 8 следует, что множество Пт'т* (Ь не является пустым.
Е
т,
Е
наруження, не большую чем т^та*.
Доказательство. Пусть стратегия Ъ= (0) ,...,(ут •))
наряда Е является гарантирующей то*-уклонение. Тогда из определения 7 следует, что для любой стратегии (щ,и(•)) игрока Р условие
F2(x(• ),yi(• )) = 1, y¿(• ) = y(t,to,y¿,Vij выполняется самое большее для m — m, номеров из набора {1,..., m} или
F¡(x(• ),yí(•),...,ym{•)) < m — m
Рассмотрим смешанную стратегию v = (vi = \/m,... ,vm = 1/m) игрока E, заданную та конечном подмножестве (y¿,v^, i = 1,... ,m. Тогда выигрыш M(a, v) не менее s' т^та* для любой стратегии игрока Р.
2.2. Игра поиска с одним ищущим и двумя убегающими Предположим, что m = 2, и рассмотрим случай, когда m, = 1. Это означает, что из двух убегающих хотя бы один избегает поимки.
Пусть X(t,to,Xo) (Y(t,to,Yo)) — множество достижимости игрока P (E) в момент t £ [to, T 113 множества X (Yo), a X(• ,to,Xo) (Y(• , to, — множество всех траекторий игрока P (E) из множества X (Yo), Для множества X, с К" определим начальное множество точек, из которых можно достигнуть в момент t, это множество по некоторой траектории, соответствующей допустимому управлению
X0(t0, t,,X,) = {xo £ X | 3u £ Dp, x(t,,t0, xa, u) £ X,}.
Для фиксированной стратегии b = (yo,v(• )) игрока E (одного из убегающих) обозначим через
üp(t, t0, X, Уо, v) = {x £ X(t) | 3x(t) = x, y(t)= y(t, t0, yo, v) £ S(x(t))}
Pt
щегося по траектории y(• ) = y(• ,t0,yo,v). Пусть X^p(t) = X0(t0,t,üp(t)) — начальное множество точек, из которых можно достигнуть в момент t множеств о ílP (t) = ftP (t,tg, Xo,yo,v), a Xq p (t)( • ) — все траектории, соединяющие два множества Xqp^ и ílP(t). Рассмотрим траектории x(•) £ Xfip(t)(• ) и определим Л^;1 (t,yo,v) как множество
ПЕ1 (t,t0,Y0,y0,v) = {y £ Y(t) | З(y,,v*) £ Y0 х De,y = y(t,to,y*Q,v*),
Vx(•) £ Xp(t)(• ),Vr £ [to,t] y(r,t0,y*0,v*) £ S(x(r))}, (7)
t
tP
движущегося по траектории у(Ь) = у(Ь, Для интервала време-
Ь, Т Е
П^1 (Ь,уо,у) — множество У(Т,Ь,С1 д1 (Ь,у0,у)). В работе [12] определе-
Е
чущимся как подмножество У(Т, Ь,С1Е1 (Ь, уд, у)), где может находиться убегающий, если ищущий его не ловит при любом способе движения, зная траектории движения убегающего. Для фиксированного момента Ь € Ь , Т Ь, у , у
множества П^1 (Ь, уо, у):
Я(Т,Ь,Ъ2/(Ь,у0,у)) = {у € У{Т) | 3у = у{Т) € У(Т,Ь,П^(Ь,у0), Ух(.)€ X (;Ь,Х0пр), Ут € [Ь,Т] у(т) € Б(х(т))}. (8)
Для фиксированной стратегии Ъ = (уа, •)) игрока Е (одного из убегающих) обозначим через
Ьсар!;(ус»у) = {Ь € [Ь0,Т] | 3х(Ь) = х(Ь,Ь0,х0,и),
у(Ь) = у(Ь,Ь0,у0,у) € Б(х(Ь))} (9)
РЕ
движущегося по траектории у(•) = у(
Определение 9. Информационным множеством Е1 (уо,у)(Т) в Т
П2/ (Т,уо,у)= П <Э(Т,Ь,&/ (Ь,уо,у)). (10)
tetc.pt
Информационное множество П^1 (Т, уд, V) имеет следующий смысл. В игре с двумя убегающими если один из убегающих выбрал стратегию уо, V и множеств о П^1 (Т,уо,у) непусто, то у второго убегающего существует стратегия, при которой ищущий не ловит обоих убегающих. Сформулируем это утверждение в виде теоремы.
Теорема 1. Если для стратегии первого убегающего
0,2/ (Т, у®, VI) Ф 0,
то у второго убегающего существует такая стратегия (у°, «2), что для траекторий у\(■ ) = у( ■ и у2{■ ) = у(■ ,¿0^2,«2) значение функ-
ционала ■ ), у1 (■ ), уг(■ )) не менее 1 для любой траектории х(■ ) ищущего.
Доказательство. Рассмотрим стратегию (у?, «1) е У0 х Бе первого убегающего и предположим противное, что для любой стратегии (у®,«?) е ^ х второго убегающего существует такая стратегия преследователя (х°,и) е (Х$,ВР), что значение функционала Ра(х(■ ■ ),ш(■ )) равно 2. Это означает, что игрок Р ловит обоих убегающих в некоторые моменты времени ¿±,¿2 е ^о, Пусть для определенности ищущий ловит первого убегающего в момент ¿1. Тогда множество (область уклонения) ^(Т,^^2^1 (¿1,уо,у)) непусто, так как по условию теоремы П^1 (Т, у®, «1) ф 0, а последнее множество определено с помощью операции пересечения (10). По построению множества П^1 (¿1, уо, (7) можно выбрать такую стратегию (у2,«2) второго убегающего, что у{Ь1,Ьо, у\, «2) е О2/(¿1, уо, у) и ищущий не ловит второго убегающего, двигающегося по траектории у (¿1, ¿о, у%, «2) ДО момента ¿1.
С другой стороны, для момента е [¿о, Т] информационное множество 2;1 уо, у)) определено как область уклонения из множества П^1 (Ь,уо,у)) (8) и непустым. Значит, можно подобрать такую стратегию (у®, «2) второго убегающего, что у{Ь\, Ц, у%, «2) е Од1 {Ь\,уо, у) и ищущий не ловит второго убегающего, двигающегося по траектории у(ь, ¿1, у(£1, ¿о, у%, «я), «2) при £ е [10, Т]. Теорема доказана.
Мы показали, что в игре с двумя убегающими если один из убегающих выбрал стратегию (уо, у) и множеств о П 21 (Т,уо,у) непусто, то у второго убегающего существует стратегия, при которой ищущий не ловит обоих убегающих. Определим информационное множество П^1 (Т) как объединение информационных множеств П 2?1 (Т,у$,у) по всем стратегиям (уо, у) прячущегося
02/ (Т)= и Г^1 (Т,у,,у). (11)
(уо,у)ЕУ0 хСЕ
Теорема 2. Если
^ {Т)ф 0,
то в игре поиска с одним ищущим и двумя убегающими у убегающих существуют такие траектории уг (•) = у(пу2(•) = у(■,Ь0,у^,у2), при которых значение функционала Е^(х(•),у\(•),у2(•)) не менее 1 для любой траектории х( •) ищущего.
Доказательство. По определению информационного множества П^1 (Т) (11) если это множество непусто, то существует стратегия (уо, у) € Уо х Е е для определенности первого убегающего, при которой множество П^1 (Т,у1,у) непусто. Тогда из теоремы 1 следует выполнение утверждения теоремы 2.
Из теоремы 2 вытекает, что если множество П^1 (Т) непусто, то у убегающих существуют стратегии, при которых ищущий не ловит обоих убегающих — хотя бы один из убегающих избегает поимки.
2.3. Аппроксимация информационного множества игры поиска с одним ищущим и двумя убегающими при заданной стратегии одного из убегающих. Пусть задано конечное разбиение
К I Ь" = Ь0 + к(Т — Ь0)/2", к = 0,1,...,2"}, п = 0,1,2,....
Обозначим через Б(Х(Ь)) открытую /-окрестность множества достижимости Х{Ь) игрока Р в момент времени Ь € [Ьо,Т]:
Б(Х(Ь)) = {г € М" | 3х € (Х(Ь)), ||х — г|| < I}.
Для заданной чистой стратегии Ъ = (уо,у(•)) игрока Е рассмотрим множество Ьсар1;(уо,у) (9) моментов времени, в которые ищущий
Ь
Ьсарг(уо, у) выберем любой момент Ь\ € Ьсщ>ъ(у$, V). Для состояния у(Ь\), Ь\ € Ьс^ непустое множество точек ХС Х(Ь1), в которых игрок Р может поймать убегающего в этот момент, определяется по соотношению Х ^ = Б(у(Ь1)) П Х(Ь1). Рассмотрим начальное множество точек Х0ХУ(М), го которых можно достигнуть в момент Ь\ множество Х
а Xу^Ц■ ) — все траектории, соединяющие два множества Х^^) и X
Для момента е ícapt построим аппроксимирующее множество Се\ ) (¿) = С^ , (¿,^о,Уо,уо,у)), t е [¿о,^], информационного множества П^1 (Ь,Ь0,У0,у0,у) (7) следующим образом:
с2£<„, (м = Уо \ ^(Х),
91 Г у(¿,Ч,о2/ (Ц)), ц < ^ < ¿п,
У{Ь, ц, С2/ (¿0)) \ Б(ХуЫ(г)), г = г'
,
2Д _[У №)), ¿П < ¿<1п+1,
где t е [¿о,^], ^ = ¿П+1 < ¿1-
Заметим, что С^^ (¿) С (¿), ^ е п = 0,1,2,..., так
как разбиение ш(п+ 1) содержит все точки разбиения ш(п). Обозначим через С^1 (¿) = С/ (1,Ц,У0,у0,у)), 4 е [¿о,Ь], множество
с2£(¿)= П (12)
Теорема 3. Если для фиксированной стратегии Ь = (уо,у(■ )) игрока Е множество СД1 (¿) = ОД1 (1,Ьо,Уо,уо,у)), t е [¿о,^], непусто, то множества СД1 (¿) = С^1 {1,1а,Уа,уа,у)) н П2/ (¿) = П^1 {1,1а,Уа,уа,у)) равны.
Доказательство. Из определения множеств П^1 (¿) и С^1 (¿) следует, что П^1 (¿) С СД^1 (¿). Покажем обратное включение. Предположим противное, что множество Ш = ОД1 (¿) \ ПД1 (¿) непусто. Возьмем любую точку у е Ш. Из построения множества С^1 (¿) получаем, что у е Сд1 ^ (¿) для всех п = 0,1, 2,..., т. е. в частности существуют такие управления прячущегося игрока уп и точки уП е У), что
^^ у (т ^ уП, «п) е т е ^ уф = у.
Из условий (1)-(5) в [21] следует существование такой последовательности чисел {mn}, что
lim sup \\y(r,to,ymn,vmJ - y{r,tQ,yQ,v) 11=0
T e [t0,t]"
для некоторых £ Gq = G^ ^ (to) и v £ DE. Из того, что y = y(t, tg, yo,v) £ ft f (t), следует существование момента т £ [to, t], в котором y(r, tg, yo, v) £ S(x(t)) для некоторой траектории x(■) = x(■, to, щ, u) игрока P. С другой стороны, го построения множества G^1 (t) имеем, что для любого момента tП, к = О,...,2n, разбиения ш(п), п =
0,1,2,..., выполняется соотношение
y(tn,to,ynm,vmJ £s(x(tn)).
Для любого разбиения w(n) существует такой интервал [tn,tn+i]> что т £ [tm, tJO+i]. № каждого разбиения ш(п) возьмем по такому моменту tn = tm (удовлетворяющему условпю т £ [tm,tm+i])- Тогда получим числовую последовательность to ^ t± ^ ■ ■ ■ ^ tn ^ ■ ■ ■ ^ т и по определению разбиения w(n) имеем lim tn = т. Поэтому из условий
n—
(1)-(5) получаем
lim x(tn,to,xo,u) = x(r), lim ^tn,t0,y°n,v„in) = y{r).
n—n—
Множество S(x(t)) (область обнаружения) по нашему предположению для любого t £ [to,ti] открыто. № определения множества G^1 (t) получаем, что
y{tn) = y(tn,t0,ymn ,vmJ £ S{x{tn)), а из замкнутости Y(r, to, Gq) \ S(x(t)) следует, что
y{r)= lim yitn, to, y°n ,vmJ £ Y{r,to,Go) \ S{x{t)),
n—
т. e. y{r) £ S(x(t)).
Из полученного противоречия следует, что П^1 (t) = G^1 (t) для любого момента t £ [to,ti]. Теорема доказана.
Рассмотрим моменты времени t £ [ti,T]. Для любого разбиения w(n) найдется такой интервал [tП, tn+1], что t\ £ (tП , tni+1] при t\ ф t0.
Построим аппроксимирующее множество Qu(n) (T, ti, fi21 (t\, y$, v)) области уклонения Q(T,ti,il^ (t,y$,v)) (8) следующим образом [12]:
Q t)-iY (t'ti'Gß1 (ti,yo,v)), tfc < t < q+1,
п \ Y(t,t1,Gf (h,yo,v)) \ SiX^t^Xv^ (hm, t = tnk+1,
где t £ [h,T], k > ki.
Обозначим через Q (T, t\, fi^1 (t\,yo,v)) множество
Q(T,t1,n2/^ьУо^)) = П Qu(n) (ti,yo,v^- (13)
Теорема 4. Если для фиксированной стратегии b = (yo, v(■ )) игрока Е множество Q(T, t\, fi^1 (ti, yo,v)) непусто, то множества Q(T, t, Ы2/(ti,yo,v)) nQ(T,t,if/(t1,y0,v)) (10) равны.
Доказательство теоремы 4 аналогично доказательству теоремы 3.
Пример 1. В качестве простого примера рассмотрим одновременную игру поиска [8,10] с одним ищущим и двумя прячущимися. Пусть на плоскости дан квадрат 0 со стороной а. Начальные множества Xo и Yq равны и совпадают с этим квадратом, X = Y> = Ищущий P и прячущиеся E, E одновременно выбирают точки £ О.
Прячущиеся считаются пойманными, если попадают в открытый круг радиуса I с центром в точке х0. Тогда при а/л/2 < I информационное множество П^1 пусто, так как у игрока P существует гарантирующая обнаружение стратегия — выбор центра квадрата. В случае, когда а/у/2 ;:г I, информационное множество П^1 не является пустым и совпадает с частью квадрата с вырезанным открытым кругом, центр которого совпадает с центром квадрата. Тогда у убегающих существуют стратегии, например выбор угловых точек квадрата, лежащих на одной диагонали, при применении которых ищущий ловит только одного из убегающих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петросян Л. А. Дифференциальные игры преследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
2. Красовский H. П., Субботин А. И. Позиционные дифференциальные игры. М.: Наука, 1974.
3. Субботин А. П., Ченцов А. Г. Оптимизация гарантии в задачах управления. М.: Наука. 1981.
4. Куржанский А. В. Управление и наблюдение в условиях неопределенности. М.: Наука, 1977.
5. Ватухтин В. Д. Об одной игровой задаче наведения с неполной информацией // Прикл. математика и механика. 1980. Т. 44, вып. 4. С. 595-601.
6. Меликян А. А., Черноусько Ф. А. Некоторые минимаксные задачи управления с неполной информацией // Прикл. математика и механика. 1971. Т. 35, вып. 6. С. 952-961.
7. Черноусько Ф. Л. Оценивание фазового состояния динамических систем. М.: Наука", 1988.
8. Петросян Л. А., Зенкевич П. А. Оптимальный поиск в условиях конфликта. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
9. Петросян Л. А., Томский Г. В. Дифференциальные игры с неполной информацией. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1986.
10. Петросян Л. А., Гарнаев А. Ю. Игры поиска. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.
11. Зенкевич П. А., Местников С. В. Динамический поиск подвижного объекта в условиях конфликта // Вопросы механики и процессов управления. 1991. T."l4. С. 68-76.
12. Местников С. В. Области неопределенности и уклонения в дифференциальных играх поиска и их аппроксимация // Управляемые системы и приложения. Якутск, 1994. С. 63-71.
13. Mestnikov S. V. Estimates for the detection probability and uncertainty domain in a differential search game // Мат. заметки ЯГУ. 1994. T. 1, вып. 2. С. 99-104.
14. Mestnikov S. V. Information sets and mixed strategies in a differential search game. // Мат. заметки ЯГУ. 1996. T. 3, вып. 1. С. 87-94.
15. Зенкевич П. А., Местников С. В. Существование гарантирующих стратегий в дифференциальной игре поиска // Проблемы теории игр в общих системах. Якутск, 1988. С. 57-69.
16. Местников С. В. Аппроксимация области неопределенности в дифференциальных играх поиска // Дифференц. уравнения. 1992. Т. 28, № 6. С. 967-972.
17. Местников С. В. Об информационных множествах в дифференциальных играх поиска // Уч. зап. ЯГУ. Серия: Математика, Физика. Якутск, 1994. С. 32-42.
18. Mestnikov S. V. Information sets in differential search games // Preprint volime. Sixth intern, sympos. on dynamic games and applications. St.-Jovite, Quebec, Canada, 1994. C. 623-628.
19. Mestnikov S. V. Approximation of the information sets in differential search game with detail of pursuers // Proc. of the Tenth intern, sympos. on dynamic games and applications. St. Petersburg, Russia. 2002. P. 630-631.
20. Местников С. В. Аппроксимация информационного множества дифференциальной игры поиска с нарядом ищущих // Мат. заметки ЯГУ. 2002. Т. 9, вып. 1. С. 58-71.
21. Филиппов А. Ф. Дифференциальные уравнения с разрывной правой частью. М.: Наука, 1985.
г. Якутск
1 апреля 2010 г.