Научная статья на тему 'Информационнокоммуникационные технологии как фактор социальной адаптации студентов'

Информационнокоммуникационные технологии как фактор социальной адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКАЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL ADAPTATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / SELF-REALIZATION OF A PERSON / ICT-COMPETENCY / EUROPEAN SCORE RATING SYSTEM / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Валериан Фокеевич

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации студентов, значение и роль информационно-коммуникационных технологий (ИТК) в этом многогранном процессе. Модернизация российского образования происходит в условиях интенсивного и динамичного развития информационных и коммуникационных процессов, которые формируют ИКТ-компетентность личности. В процессе перехода к статусу студента значительная роль принадлежит образовательной подготовленности абитуриента, его мотивированности и готовности к обучению в вузе, где значительная роль отводится ИТК. Статья имеет практическое значение для управленческого звена, педагогов и учащихся системы общего и высшего гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Валериан Фокеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF STUDENTS’ SOCIAL ADAPTATION

The article deals with the problems of social adaptation of the first-year students of the international relations faculty. The author considers significance and role of the information and communication technologies (ICT) in this many-sided process. Modernization of the education in Russia is going on in the conditions of intensive and dynamic development of informational and communicational processes, which form ICT-competency of a person. Such factors as future student's background education, motivation, being ready to study at higher school influence the successful acquiring of the ICT-competency. The research can be implemented by mangers, teachers and students of the general and higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Информационнокоммуникационные технологии как фактор социальной адаптации студентов»

УДК 101.1 : 316 : 004 Петров Валериан Фокеевич

заведующий учебно-научной лабораторией коммуникационного менеджмента, доцент кафедры международных отношений и связей с общественностью Марийского государственного университета [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Petrov Valerian Fokeevich

Head of the Laboratory for Academic Affairs and Research in Communication Management, Assistant Professor of the International and Public Relations Department, Mari State University [email protected]

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF STUDENTS’ SOCIAL ADAPTATION

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации студентов, значение и роль информационно-коммуникационных технологий (ИТК) в этом многогранном процессе. Модернизация российского образования происходит в условиях интенсивного и динамичного развития информационных и коммуникационных процессов, которые формируют ИКТ-компетентность личности. В процессе перехода к статусу студента значительная роль принадлежит образовательной подготовленности абитуриента, его мотивированности и готовности к обучению в вузе, где значительная роль отводится ИТК. Статья имеет практическое значение для управленческого звена, педагогов и учащихся системы общего и высшего гуманитарного образования.

Ключевые слова:

социальная адаптация, информатизация образования, качество образования, самореализация личности, ИКТ-компетентность, европейская, балльно-рейтинговая система, информационнокоммуникационные технологии, информационная культура.

Summary:

The article deals with the problems of social adaptation of the first-year students of the international relations faculty. The author considers significance and role of the information and communication technologies (ICT) in this many-sided process. Modernization of the education in Russia is going on in the conditions of intensive and dynamic development of informational and communicational processes, which form ICT-competency of a person. Such factors as future student's background education, motivation, being ready to study at higher school influence the successful acquiring of the ICT-competency. The research can be implemented by mangers, teachers and students of the general and higher education institutions.

Keywords:

social adaptation, informatization of education, quality of education, self-realization of a person, ICT-competency, European score rating system, informational and communicational technologies, informational culture.

Современный этап развития российского общества, модернизация всех сфер социальной жизни России осуществляется в условиях перехода от индустриального к информационному обществу. Современное общество предъявляет и будет предъявлять в дальнейшем высокие требования к профессиональным качествам кадров, в том числе и к компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В условиях интенсивного и динамичного формирования и развития информационного общества, которое характеризуется высокой степенью вовлеченности в процессы информатизации различных социальных пространств общественного бытия - материальнопроизводственного, политического, духовного и социального, образовательного, главными будут информационные и коммуникационные процессы. Одной из основных сфер развития информационно-коммуникационных технологий современного общества является система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей [1, с. 166-167].

Проблема социальной адаптации студентов в современном классическом вузе становится одной из важнейших. Решение данной проблемы позволит вузу (факультету) реализовать политику в отношении качества образования - обеспечить качественное образование обучаемым, поддерживать на высоком уровне уровень подготовки студентов, организовывать научноисследовательскую работу со студентами, подготовить потенциальных магистрантов, в конечном счете сохранить поступивший контингент студентов до выпуска.

Мы в своем исследовании исходили из того, что:

а) основа формирования и развития профессиональных качеств и компетенций будущих кадров для всех отраслей политической, социально-экономической и духовной жизни заклады-

вается в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Этот процесс продолжительный и зависит от психофизиологических, психических и других личностных характеристик, экономических условий, социальной мобильности обучаемого;

б) актуальность исследования применения информационно-коммуникационных технологий в образовании заключается в том, что человек современного общества, особенно студент, без использования информационно-коммуникационных технологий не представляет свою жизнь и любой вид своей деятельности, в частности учебной;

в) информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности выступают не только как инструмент и средство производства, обработки, передачи, хранения информации, а также как социальный феномен. «Широкая информатизация всех сфер человеческой деятельности создаст условия для самореализации личности, раскрытия его творческих возможностей и способностей в обстановке свободного доступа к любой информации, включенной в социальные коммуникации и информационные банки на базе новейших информационных технологий» [2, с. 85].

Одним из факторов, который оказывает значительную роль в успешной учебной деятельности и формировании основ профессиональных компетенций является социальная адаптация студентов первых курсов в образовательный процесс вуза. Адаптация - это социально значимый, взаимосвязанный, взаимопроникающий целостный процесс.

Социальная адаптация выпускников общеобразовательных учреждений в образовательный процесс вуза происходит в условиях модернизации высшего профессионального образования на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта, перехода на многоуровневую систему подготовки кадров с высшим образованием и представляет собой многогранный процесс. На этот процесс оказывают свое существенное влияние следующие факторы: экономические, социальные, психологические, психофизиологические, конкретно собственно образовательные (обученность, способность осуществлять познавательно-мыслительную деятельность, мотивированность и готовность к получению знаний и формированию профессиональных компетенций, самостоятельно принимать решения в процессе учебной деятельности).

На современном этапе развития российского общества в системе высшего профессионального образования происходит интеграция современных информационно-коммуникационных технологий во все виды образовательной деятельности: научно-исследовательской, учебной, воспитательной и производственной, и в силу своих функций она играет важнейшую роль в формировании ИКТ-компетентности, информационной культуры личности как один из основных компонентов профессиональной подготовленности специалиста современной цивилизации.

Учебная деятельность в вузе требует от студента высокой концентрации не только знаний, умений и навыков, приобретенных в общеобразовательном учреждении, но и огромных физических, моральных сил и интеллектуального потенциала. В процессе реализации интеллектуального потенциала проявляются как психические и психофизиологические качества студентов, так и более высокие познавательные и мыслительные характеристики индивида.

Учебно-научная лаборатория коммуникационного менеджмента факультета международных отношений Марийского государственного университета в течение 2009-2012 гг. реализует научно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности студентов факультета международных отношений: социологический мониторинг». В рамках проекта изучается проблема социальной адаптации студентов к образовательному процессу на факультете. В научно-исследовательской работе по этой проблематике приоритетное направление занимает изучение вопросов, связанных с ролью и значением знаний, умений и навыков студентов в области информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и учебной деятельности.

Одной из сторон социальной адаптации студентов является социальная среда факультета, основными компонентами которой являются информационная образовательная среда, профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал, сам учебновоспитательный процесс, реализующий образовательные программы по следующим направлениям подготовки: Документоведение и архивоведение, Лингвистика, Международные отношения, Реклама и связи с общественностью, Сервис. Учебно-воспитательный процесс имеет свои характерные только для факультета специфические особенности, а именно:

- обучение студентов двум иностранным языкам по всем направлениям подготовки;

- ежемесячная аттестация студентов на основе промежуточного контроля знаний;

- применение европейской, балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов параллельно с российской;

- использование системы зачетных единиц по типу ECTS (European Credit Transfer System).

С другой стороны, успешной социальной адаптации первокурсников способствует их образовательная подготовленность, в том числе в области информационнокоммуникационных технологий.

Результаты мониторинга свидетельствуют о разных уровнях подготовки студентов в области информационно-коммуникационных технологий. На наш взгляд, это связано следующими факторами в учебном процессе общеобразовательных учреждений в области ИКТ:

- различие в материально-технической оснащенности образовательных учреждений в области компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса [3, с. 7-9];

- разноуровневая ИКТ-компетентность педагогов, что создает информационные и социальные барьеры в формировании знаний, умений и навыков в области информационнокоммуникационных технологий учащихся [3, с. 7-9; 4, с. 15-18];

- наличие экономического барьера у выпускников (не все имеют персональные компьютеры и доступ в Интернет в домашних условиях).

Эти факторы оказывают значительное влияние на формирование ИКТ-компетентности, который базируется на соответствующей подготовке в области знания и применения информационно-коммуникационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; в овладении основами необходимых знаний и накоплении личного опыта практического использования компьютерных технологий в учебной деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют, что действенное и разумное применение ИКТ-компетентности позволяет студенту успешно реализовать себя на ранней стадии обучения в вузе в различных видах учебной деятельности. Абсолютное большинство студентов используют информационно-коммуникационные технологии в подготовке к занятиям, в самостоятельной работе с электронными образовательными ресурсами, в том числе с информацией в интернет-пространстве и аудиовидеоинформацией в учебных целях, значительно меньше работают с целью обучения работе новым компьютерным программам. Этому способствует определенный уровень ИКТ-компетентности студентов: знания и умения в осуществлении поиска информации в Интернете, применении возможностей операционной системы; умение работать со стандартным приложением Microsoft Office 2003/2007, в социальных сетевых сообществах Интернета, создавать свои электронные ресурсы. С этой целью первокурсник в среднем отводит работе с ПК и в 2-3 часа в сутки, наиболее успешная в социальной адаптации часть студентов всю самостоятельную работу выполняет в течение 4 и более часов.

В процессе социальной адаптации значительная роль принадлежит организации взаимодействия среди студентов, формирования таких личностных качеств, как коммуникабельность, толератность, общая и информационная культура. Кроме личного общения в процессе учебной деятельности студенты используют доступные и возможные информационно-коммуникационные технологии для социального взаимодействия. Для них распространенным способом общения и информационного обмена является «электронная почта», наиболее популярной вирутальной - социальная сеть «ВКонтакте», популярным средством аудиовизуального общения - технология Skype, а также участие в форумах социальных сообществ, в том числе профессиональных и на иностранном языке.

В информационном обществе требования к личности как субъекту современной цивилизации значительно возрастут. Профессиональная компететность не представляется без соответствующего уровня культуры в широком смысле этого толкования, и информационной культуры в частности.

«Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений и соответственно о природе вещей в целом» [5, с. 178]. Формирование представления «о природе вещей в целом», о современном мироустройстве у студентов происходит на основе информации и знаний, приобретенных и осознанных в общеобразовательном учреждении, в вузе. Использование информационно-коммуникационных процессов и интернет-технологий в учебной деятельности, по мнению 81 % студентов, трансформирует знания о мироустройстве, мироздании и формирует глобальное сознание и представление о современной картине мира.

Самооценка студентов свидетельствуют о том, что интернет-общение способствует развитию общей и информационной культуры человека. С применением ИТК, в том числе технологий социальных сетей, студенты расширяют горизонты своих знаний о политике и экономике, духовной и социальной сферах, высшем профессиональном образовании и современной массовой культуре, что способствует формированию общекультурных и профессиональных знаний в системе гуманитарного образования.

Социальная адаптация студентов в образовательный процесс вуза - это двусторонний взаимопроникающий процесс. С одной стороны, теоретическая и практическая образовательная

подготовленность к освоению информаций и восприятию образовательных услуг факультета и вуза студентами, а с другой - предоставление факультетом и вузом условий для учебной деятельности, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий. С этой целью факультет международных отношений предоставляет образовательные услуги согласно регламентирующим учебный процесс документам (ФГОС и ОПП по направлениям подготовки, учебные планы, учебно-методические комплексы и рабочие программы в электронной версии на сайте факультета) и организует учебную деятельность с использованием ИТК (автор статьи все лекционные и семинарские занятия по изучению дисциплины «Основы теории коммуникации» проводит с использованием мультимедийных технологий), контроля знаний, информационный обмен между преподавателями и студентами различными интернет-технологиями.

Под руководством автора статьи в учебно-научной лаборатории коммуникационного менеджмента выпускается студенческая электронная газеты «^F^», которая доводится до каждого студента способом электронной рассылки, через электронный адрес газеты [email protected] официального сайта факультета международных отношений [6].

По самоценкам студентов факультета (80 %), ИКТ-компетентность «способствует и незначительно способствует» социальной адаптации к современной цивилизации и достаточна для успешной учебной деятельности в вузе.

Средний балл сдачи экзаменов по факультету студентов за 2011/2012 учебный год

составил 4,2 балла, что предоставляет нам возможность составить мнение об успешной

социальной адаптации к учебной деятельности. На наш взгляд, в этом процессе значительное место занимают информационно-коммуникационные технологии в образовании [7, оп. 14].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, интеграции их и информационной образовательной среды факультета и вуза в интересах учебно-воспитательного процесса, занимают значительное место во всех видах образовательной практики. Успешная социальная адаптация студентов к образовательному процессу - это не самоцель, а объективная необходимость в условиях модернизации высшего профессионального образования.

Ссылки:

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М., 2000.

2. Абдеев Р.Ф. Единое мировое распределенно-локальное информационно-сотовое сообщество на пути к информационно-космической цивилизации // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. М.,

1997.

3. Швецова Г.Н. Региональная модель современной школы в условиях информатизации образования // Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 9.

4. Ее же. Особенности информационной среды образования Республики Марий Эл // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2008. № 1 (11).

5. Ощепков И.В. Вещь // Грицанов А.А. История философии : энциклопедия. Минск, 2002.

6. Официальный сайт факультета международных отношений. [Электронный ресурс]. URL: http://fir.marsu.ru (дата обращения: 15.09.2012).

7. Текущий архив ФМО МарГУ: Деканат. Годовой отчет о работе факультета за 2011/2012 учебный год. Д. 74-24.

References (transliterated):

1. Kolin K.K. Fundamental'nie osnovy informatiki: sotsial'naya informatika. M., 2000.

2. Abdeev R.F. Edinoe mirovoe raspredelenno-lokal'noe informatsionno-sotovoe soobshchestvo na puti k informatsionno-kosmicheskoy tsivilizatsii // Problemy informatsiologii i mirovogo informatsionnogo soobshchestva. M., 1997.

3. Shvetsova G.N. Regional'naya model' sovremennoy shkoly v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 9.

4. Eadem. Osobennosti informatsionnoy sredy obrazovaniya Respubliki Mariy El // Vestnik Moskovskogo gorodskogo peda-gogicheskogo universiteta. Series «Informatika i informatizatsiya obrazovaniya». 2008. № 1 (11).

5. Oshchepkov I.V. Veshch' // Gritsanov A.A. Istoriya filosofii : entsiklopediya. Minsk, 2002.

6. Ofitsial'niy sayt fakul'teta mezhdunarodnykh otnosheniy. [Electronic resource]. URL: http://fir.marsu.ru (date of access: 15.09.2012).

7. Tekushchiy arkhiv FMO MarGU: Dekanat. Godovoy otchet o rabote fakul'teta za 2011/2012 uchebniy god. D. 74-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.