Афонин Вадим Вячеславович
адъюнкт кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России (тел.:89202878036)
Информационное взаимодействие как форма сотрудничества подразделений ГИБДД МВД России со страховыми компаниями
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы сущности информационного взаимодействия подразделений Госавтоинспекции со страховыми компаниями. Проводится анализ статьи Федерального Закона, посвященной данной форме взаимодействия, а также обосновывается особый взгляд на дальнейшее развитие и укрепление взаимодействия посредством создания автоматизированной информационной системы.
Annotation
The article under consideration touches upon the issues of informational cooperation of State Auto Inspection Departments and insurance companies. There is also an analyze of the Federal Law Article which deals with this form of cooperation. Also there is a special view of the following development and strengthening of the cooperation with the help of creating an automatic informational system.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, страховые компании, подразделения Госавтоинспекции, дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, автострахование, транспортные средства.
Key words: informational cooperation, insurance companies, state Auto Inspection Departments, traffic accidents, security of Street Traffic, auto insurance, vehicle.
ктивная политика государства в /V области дорожного движения, а в частности в сфере ш \ автострахования, свидетельствует о возросшем интересе со стороны государства к общественным отношениям, возникающим в сфере проблем аварийности на дорогах, а также в сфере возмещения вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием и актуальных вопросов взаимодействия подразделений ГИБДД и страховых организаций в целях безопасности дорожного движения. Это подтверждается внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся ответственности за правонарушения в области дорожного движения, динамично развивающееся законодательство в сфере безопасности дорожного движения, автострахования, страхового дела свидетельствуют о заинтересованности государства в решении задач в области безопасности дорожного движения.
Тем не менее, административно-правовые основы взаимодействия подразделений ГИБДД и страховых компаний в целях обеспечения безопасности дорожного движения разработаны недостаточно, имеются значительные пробелы в законодательстве, возможности страховых компаний и ГИБДД используются не в полной мере, нет строго выработанной системы взаимодействия, что способствует порождению проблем в процессе взаимодействия рассматриваемых субъектов.
Одной из форм взаимодействия подразделений ГИБДД МВД России со страховыми компаниями является информационное взаимодействие, которое нашло свое нормативное закрепление в статье 30 "Информационное взаимодействие" Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [1]. На данный момент актуальной проблемой по мнению 57 из 80 опрошенных респондентов из числа сотрудников страховых
_244
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 2 (29)
организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области, является отсутствие реального сотрудничества между структурными подразделениями ГИБДД МВД России и страховыми компаниями, которое, как предписано в пункте 4 рассматриваемой статьи, должно осуществляться посредством создания автоматизированной информационной системы. В соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", данная информационная база по обязательному страхованию относится к государственным информационным системам, создаваемым в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обменом информацией между этими органами, а так же в иных, установленных Федеральным Законом целях [2].
Начало созданию автоматизированной информационной системы было положено Постановлением Правительства РФ от 21.06.2007 года № 391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [3]. Указанным Постановлением установлены органы и организация, ответственные за сбор и обработку информации. Указано, что информация, содержащаяся в информационной базе, должна предоставляться на основании письменного запроса в течении 10 рабочих дней, перечисляются пользователи информации -страховщики, страхователи, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные лица, предполагается что обмен информацией будет осуществляться на регулярной основе путем использования сайтов сети Интернет. Информационной базой по обязательному страхованию вправе пользоваться как любые лица для доступа к общедоступным сведениям, так и строго определенные лица и органы, которые наделены правом пользования информацией ограниченного доступа. Такими органами и лицами являются органы государственной власти, страховщики и их объединения, а также иные органы и организации в соответствии с их компетенцией.
Необходимо отметить, что реализация мер, перечисленных данным Постановлением действительно способствовала бы развитию информационного взаимодействия, однако 57 из 80 опрошенных респондентов из числа сотрудников страховых организаций,
осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области показали, что о существовании автоматизированной информационной системы ничего не знают.
Реализация мер по созданию информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, планомерное развитие взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и страховых компаний будет способствовать активному, динамичному и оперативному решению задач, поставленных перед Министерством внутренних дел в лице ГИБДД МВД России в Федеральной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 100 "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", в том числе задача разработать научно-обоснованные формы, методы и механизмы привлечения к работе по обеспечению безопасности дорожного движения страховых компаний [4].
После создания информационной системы и доступности к ней пользователей, для того чтобы данная информационная база была актуальной, необходимо ее своевременно пополнять. Ответственными за эти действия являются Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство обороны РФ, но в соответствии с исследуемой нами темы мы рассмотрим Министерство внутренних дел РФ в лице ГИБДД МВД РФ, Федеральную службу страхового надзора, некоммерческую организацию "Российский союз автостраховщиков" [5].
МВД РФ в лице ГИБДД МВД РФ пополняет информационную систему сведениями о владельцах автотранспортных средств и прицепов к ним:
зарегистрированных автотранспортных средствах и прицепов к ним;
дорожно-транспортных происшествиях [6]. Говоря об информационной форме взаимодействия структурных подразделений ГИБДД МВД России со страховыми компаниями, необходимо отметить, что помимо Госавтоинспекции рассматриваемую единую информационную базу данных формируют и страховые организации, а в частности в связи с их широким перечнем, информацию от них аккумулирует некоммерческая организация "Российский союз автостраховщиков" ("РСА"), который в свою очередь формирует сведения о: страхователях и лицах, имеющих право на управление транспортным средством;
договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных, продленных
245
и прекративших свое действие;
размере причиненного ущерба и страховых выплатах, совершенных в связи со страховыми случаями;
размере произведенных компенсационных выплат[ 7].
В целях реализации статьи 30 "Информационное взаимодействие" Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 года № 40-ФЗ и Соглашения о сотрудничестве от 24.06.2005 года № 1/4157/16 между МВД России и РСА была создана система информационного взаимодействия ГИБДД МВД России и РСА в "пилотных" регионах России. Предметом данного Соглашения является обеспечение эффективной работы подразделений ГИБДД и страховщиков по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным завладением и использованием транспортных средств и страховым мошенничеством, на основе формирования информационных ресурсов необходимых для учета полисов ОСАГО и их контроля, учета сведений об угнанных транспортных средствах и сведений о ДТП [8].
Для реализации данного проекта и по его управлению создана межведомственная рабочая группа РСА-ГИБДД с целью проведения организационно-технических мероприятий, таких, как организация информационного обмена между ГИБДД, РСА и страховыми компаниями и оснащение подразделений ГИБДД необходимыми стационарными и мобильными средствами мониторинга движения автотранспорта и т.д [8].
Хотелось бы отметить, что с момента начала реализации данного проекта прошло более четырех лет, но, к сожалению, о результатах программы ни в средствах массовой информации, ни в печатных изданиях, ни где бы то ни было еще не упоминалось. Пока, по результатам опроса респондентов из числа сотрудников страховых организаций и сотрудников структурных подразделений Госавтоинспекции,
осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области, их взаимодействие сводится к проведению семинаров, совместных совещаний, "круглых столов", научно-практических конференций.
Из вышеизложенного следует, что к формам взаимодействия ГИБДД МВД России со страховыми компаниями в целях обеспечения безопасности дорожного движения относится информационная форма взаимодействия, реализация которой возможна посредством
создания автоматизированной информационной системы для обмена информацией об обязательном страховании и контроля за его осуществлением. Наряду с указанными формами немаловажными являются проведение семинаров, совместных совещаний, "круглых столов", научно-практических конференций.
Считаем, что более активное участие в решении обозначенной проблемы взаимодействия подразделений ГИБДД МВД России со страховыми компаниями приведет к снижению уровня аварийности на дорогах, оперативному реагированию сотрудников милиции на неправомерные действия граждан, нарушающих правила дорожного движения и лиц, совершивших дорожно-транспортные происшествия.
1. См.: Федеральный Закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
2. См.: Федеральный Закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статья 14.
3. См.: Постановление Правительства РФ от 21.06.2007 года № 391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
4. См.: Постановление Правительства РФ от
20.02.2006 г. № 100 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движение в 2006-2012 годах". С изм. и доп. от 14.02.2009 г.
5. См.: Постановление Правительства РФ от
21.06.2007 года № 391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
6. Cм.: Приложение к Постановлению Правительства РФ от 21.06.2007 года № 391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
7.См.: Сокол П.В. Комментарий к Федеральному Закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". М.: 2007.
8. См.: www.autoins.ru/ru/target_grant/Rsa_gibdd.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 2 (29)
246