Научная статья на тему 'Информационное сопровождение деятельности полиции региона глазами омичей'

Информационное сопровождение деятельности полиции региона глазами омичей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информирование / интернет / средства массовой информации / информационный контент / отделы информации и общественных связей / полиция / преступность / informing / the Internet / mass media / information content / information and public relations departments / police / crime

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Светлана Александровна Тимко, Андрей Валерьевич Новоселов

В статье анализируется мнение населения об информативности, востребованности, качестве размещаемого в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет контента, характеризующего деятельность полиции. Обосновывается целесообразность более активного использования региональных групп в социальных сетях, имеющих большое число подписчиков, а также необходимость взаимодействия с телекомпаниями на предмет распространения интересной, востребованной аудиторией, формирующей позитивное мнение о работе полиции информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Светлана Александровна Тимко, Андрей Валерьевич Новоселов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational Support of the Regional Police Activities as viewed by Omsk Residents

The article analyzes the opinion of the population about the informational content, demand, quality of the content describing police activities posted in the mass media and information and telecommunication Internet network. The article substantiates the expediency of more active use of regional groups in social networks with a large number of subscribers, as well as the need to interact with television companies to disseminate information, which is interesting, demanded by the audience and forms a positive opinion about the work of the police.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение деятельности полиции региона глазами омичей»

УДК 343.9

doi: 10.24412/1999-625X-2024-495-354-357 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Информационное сопровождение деятельности полиции региона глазами омичей

Светлана Александровна Тимко

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений 1,

И [email protected] Андрей Валерьевич Новоселов

помощник заместителя председателя Правительства Омской области 2, И [email protected] 1 Омская академия МВД России (Омск, Россия), 2 Аппарат Губернатора и Правительства Омской области (Омск, Россия)

В статье анализируется мнение населения об информативности, востребованности, качестве размещаемого в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет контента, характеризующего деятельность полиции. Обосновывается целесообразность более активного использования региональных групп в социальных сетях, имеющих большое число подписчиков, а также необходимость взаимодействия с телекомпаниями на предмет распространения интересной, востребованной аудиторией, формирующей позитивное мнение о работе полиции информации.

Ключевые слова: информирование, интернет, средства массовой информации, информационный контент, отделы информации и общественных связей, полиция, преступность

Для цитирования: Тимко С. А., Новоселов А. В. Информационное сопровождение деятельности полиции региона глазами омичей // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 4(95). С. 354-357.

Informational Support of the Regional Police Activities as viewed

by Omsk Residents

Svetlana А. ^mko

Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Criminology and Prevention of Crime 1,

И [email protected] Аndrey V. Novoselov

Assistant of the Vice Chair of the Government of the Omsk region 1, И [email protected] 1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia), 1 Apparatus of the Governor and Government of the Omsk Region (Omsk, Russia)

The article analyzes the opinion of the population about the informational content, demand, quality of the content describing police activities posted in the mass media and information and telecommunication Internet network. The article substantiates the expediency of more active use of regional groups in social networks with a large number of subscribers, as well as the need to interact with television companies to disseminate information, which is interesting, demanded by the audience and forms a positive opinion about the work of the police.

Keywords: informing, the Internet, mass media, information content, information and public relations departments, police, crime

Citation: Timko S. А., Novoselov А. V. Informational Support of the Regional Police Activities as viewed by Omsk Residents. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No 4(95). Pp. 354-357 (In Russ.).

Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в нашей стране криминальная обстановка становится все более благоприятной. Абсолютные показатели состояния преступности снижаются. Многие относительные показатели, характеризующие интенсивность, структуру российской преступности, также говорят о стабилизации криминального фона. Причин этому много. Одна из них — успешная работа правоохранительных орга-

нов. При этом ведущая роль в борьбе с преступностью принадлежит Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники ОВД (полиции) несут основную нагрузку по защите граждан, общества, государства от противоправных посягательств. Закономерным следствием этого является очень высокая включенность сотрудников ОВД (полиции) в процесс социального взаимодействия, пристальное внимание к их

© Тимко С. А., Новоселов А. В., 2024

354

личностным, профессиональным качествам и деятельности в целом со стороны населения. Неизбежная конфликтность в пресечении, предотвращении противоправной деятельности, применение ограничительных мер к правонарушителям не лучшим образом сказывается на отношении к полиции.

Снизить негатив со стороны населения, повысить имидж полицейских способно качественное профессиональное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, их безупречный моральный облик, а также информационный фон, формируемый в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интерне. Некоторые авторы небезосновательно утверждают, что положительный образ (имидж) полиции является одним из ключевых факторов, влияющих на отношение общества к ОВД '. Поэтому грамотному информационному сопровождению полицейской деятельности силами МВД России ведомство сегодня уделяет большое внимание. Тем более что криминальная и околокриминальная тематика у населения всегда вызывает интерес. Основными структурными подразделениями ОВД РФ, в обязанности которых непосредственно входит своевременное и объективное освещение деятельности МВД России, являются подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОИиОС).

Наиболее активно информационное сопровождение деятельности ОВД осуществляется в сети Интернет, где ОИиОС размещается около 85% всех материалов о деятельности полицейских. На втором месте — телевидение (8%), на третьем — печатные информационные ресурсы СМИ (5%). Смещение приоритетов использования информационных ресурсов в сторону электронных источников вполне обоснованно отражает современные социальные и технические реалии: «74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля „heavy users" — тех, кто в Интернете проводит более четырех часов в день, — составляет 35%, это каждый третий» 2 . По данным исследований, 4 из 10 респондентов получают информацию о происходящем вокруг из интернет-изданий, треть — из соцсетей. Однако нужно указать и тот факт, что 2/3 россиян называют телевидение основным источником получения новостей, причем

чем старше респондент, тем чаще он отдает приоритет именно этому источнику 3.

Говоря об информационном наполнении интернет-пространства, следует отметить, что существенную часть информационного контента о происходящих противоправных событиях и антикриминальной деятельности полицейских сотрудники ОИиОС размещают на официальном сайте регионального УМВД, в социальных сетях, в первую очередь на своих официальных страницах «ВКонтак-те», телеграм-каналах. Омичам эти ресурсы хорошо знакомы. По данным опроса, о функционировании официального сайта УМВД России по Омской области знают 2/3 респондентов. Каждый четвертый знает об официальном аккаунте «ВКонтакте» «Управление МВД России по Омской области». Каждый одиннадцатый знаком с официальным аккаунтом в «Одноклассниках» «Омская полиция» и телеграм-каналом «Омская полиция». Примечательно, что ак-каунт «ВКонтакте» и группа в телеграм-канале наиболее востребованы населением до 45 лет.

Тем не менее, как удалось установить, источниками информации о деятельности омской полиции для 55% опрошенных омичей становится телевидение 4 (новостные сюжеты пресс-службы). Основная аудитория здесь — лица от 60 лет и старше. Хотя для возрастной категории 45-59 лет телевидение также нередко служит источником получения указанных сведений.

40% респондентов обращаются к новостным сайтам-агрегаторам (Яндекс, Мэйл, Гугл и др.). Обычно это средняя возрастная группа — 30-59 лет. Четверть получают такую информацию посредством радио. Почти половина радиослушателей — в возрасте от 60 лет. Каждый пятый узнает новости от знакомых, коллег, друзей, родственников и др.; 30% таких лиц не достигли 30 лет, а 20% — от 60 лет и старше. Каждый пятый получает информацию из официальных аккаунтов УМВД России в социальных сетях. Преимущественно это лица до 45 лет. 14% граждан предпочитают интернет-версии журналов/газет, новостные порталы, в основном это молодежь до 30 лет. Каждый десятый получает информацию на официальном сайте регионального УМВД. Возрастных особенностей здесь не выявлено. Также каждый десятый респондент (большей частью лица 60 лет и старше) получает информацию о деятельности полиции из периодической печати (газет, журналов).

1 Об этом пишут, например, В. Е. Нестерова [1]; Т. В. Малкова, Н. А. Генералов [2]; С. А. Гаврилин [3] и другие.

2 Цифровой детокс - 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego?ysclid=lm66luvm3h752080484 (дата обращения: 10.03.2024).

3 Основные источники информации россиян. URL: https://www.levada.ru/2022/11/03/osnovnye-istochniki-informatsii-rossiy an/?ysclid=lm66s963wb667717907 (дата обращения: 11.03.2024).

4 Следует сказать о том, что в целом информационные, аналитические телевизионные передачи у старшего поколения в два раза более востребованы, чем у молодежи; последние более ориентированы на развлекательный контент. См.: Молодежь новой России: ценностные приоритеты. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_2.html (дата обращения: 08.04.2024).

Знакомство с новостным контентом происходит не всегда целенаправленно. Часть аудитории получает информацию о работе полиции в контексте иной информации, просматривая новости, иные публикации или передачи. Более половины респондентов (53%) время от времени интересуются деятельностью УМВД России по Омской области, 29% их не стремятся искать такую информацию, получают сведения о работе полиции случайно, в процессе ознакомления с новостями в СМИ, сети Интернет, 10% абсолютно не интересуются работой региональных полицейских, эта информация не представляет для них никакой ценности. Лишь 7% опрошенных ответили, что активно следят за деятельностью полиции. Поэтому практическую ценность для правоохранителей имеет размещение информации профилактического характера, о разыскиваемых лицах, о произошедших в регионе значимых событиях с участием полицейских, приглашений на службу в ОВД в тематических сообществах региона, имеющих большое число подписчиков. Активнее нужно задействовать информационные передачи телеэфира, размещать полезный и интересный для целевой аудитории контент на радио.

При этом опросы показали, что если омичам потребуется официальная информация о работе УМВД по Омской области, подавляющее большинство обратится к официальному сайту УМВД.

Примечательно, что сообщения региональных СМИ о работе полицейских пользуются высокой степенью доверия у аудитории. Каждый пятый респондент полностью доверяет таким сообщениям, 70% скорее доверяют, чем не доверяют (то есть в целом уровень доверия составляет 90%). Чем младше респондент, тем более критично он относится к излагаемой информации. Респонденты, не доверяющие сообщениям СМИ о работе полиции, указывают, что совершенно не интересуются работой последних, эта информация не представляет для них никакой ценности.

Из сказанного следует, что ОИиОС целесообразно выстраивать более гибкую информационную политику, обратив внимание на целевую аудиторию более молодого возраста, формируя контент с учетом их интересов, каналов получения информации.

Однако не вызывает сомнений, что криминальная тематика пользуется вниманием населения в любом обществе и в любое время, поскольку для любого человека «есть три темы, апеллирующие к бессознательным пластам и почти всегда вызывающие интерес: секс, криминал, связанный с насилием, и успех» [4, с. 39]. Мастерство сотрудников, транслирующих информацию о деятельности

полицейских, как раз должно выражаться в том, чтобы привлечь внимание аудитории и в рамках сообщения сформировать определенное представление о событии.

Закономерно выглядят информационные приоритеты омичей в анализируемой сфере. В ходе исследования респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале, в какой степени их интересует та или иная информация, представленная в медиа-пространстве правоохранительными органами («1» — совсем не интересует, «5» — интересует»). Более всего у омичей востребованы информационные сообщения криминального характера (средний балл 3,6) и сведения профилактической направленности (средний балл 3,5). Менее интересны сообщения о дорожно-транспортных происшествиях (средний балл 3,4). Слабо привлекают внимание аудитории публикации о достижениях сотрудников полиции и ведомства в целом, важнейших событиях и незаурядных фактах, связанных с деятельностью органов внутренних дел, направленных на формирование и укрепление имиджа полиции (средний балл 3), особенно это касается молодежи. У российской молодежи нередко «отсутствует такой важнейший компонент гражданской позиции, как активное социальное и общественное участие» 5, осознание своей гражданской позиции и ответственности за происходящее, в том числе в сфере борьбы с преступностью.

Сообщения о криминале и ДТП вызывают интерес чаще у мужчин, нежели женщин, в целом чаще других интересуются этой информаций лица в возрасте 30-59 лет.

Соответственным образом распределяются представления омичей о приоритетах информационной работы правоохранителей. Высказывая мнение о том, какую информацию в большей степени должны освещать в средствах массовой коммуникации правоохранительные органы, 50% респондентов указали на информацию о пресечении действий злоумышленников. Характерно, что чем моложе респонденты, тем чаще они выбирали этот вариант ответа. Чуть меньше опрошенных — 46% — хотят видеть сообщения профилактического характера, 30% их считают важным информировать граждан о работе, проводимой сотрудниками правоохранительных органов с населением, 15% — о патриотическом воспитании и только 11% — о мероприятиях имиджевого характера. При этом возрастные предпочтения имеют некоторые отличия. Старшее поколение (60 лет и старше), ставя на первое место информирование о пресечении преступных действий, чаще других

5 Молодежь новой России: ценностные приоритеты. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_2.html (дата обращения: 08.04.2024).

указывают на важность освещения работы полиции с населением, а также патриотического воспитания. В отличие от лиц, не достигших 45 лет, они не видят смысла в имиджевых мероприятиях.

Важной закономерностью ответов на указанный вопрос стало то, что мужчины отдают приоритет развлекательной составляющей — сюжетам о пресечении действий злоумышленников. Женщины же ориентированы на то, что правоохранительные органы в первую очередь должны решать задачи противодействия преступности путем профилактики преступлений с использованием СМИ, популяризации работы с населением, освещения социально значимых акций с участием полицейских.

Учитывая такие особенности интереса к размещаемому контенту, следует обратить внимание на важность сочетания информационной составляющей сообщений, привлекающей внимание аудитории, с демонстрацией успешных действий полицейских по противодействию криминалу, позволяющей формировать положительный имидж службы.

Однако вне зависимости от того, насколько целенаправленно и регулярно омичи ищут в медиа-пространстве сообщения о работе полиции, их внимание направлено часто на сюжеты о пресечении действий преступников, о профилактике преступлений, о работе полицейских с населением. Выпуски, освещающие социально значимые акции с участием полицейских, имиджевые мероприятия, а также направленные на патриотическое воспитание, аудитории не интересны.

Вполне логичным выглядит здесь и тот факт, что чем меньше интерес граждан к сообщениям о деятельности регионального УМВД, тем больше степень недоверия к информации, в этих сообщениях содержащейся.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить следующее. Сообщений, так или иначе связанных с работой полиции в СМИ и сети Интернет, очень много 6. ОИиОС осуществляет активную работу по информационному сопровождению деятельности ОВД (полиции). Тот факт, что население целенаправленно не интересуется деятельностью полиции, для ознакомления с новостями отдает предпочтение телевидению, говорит нам о том, что ОИиОС следует более активно сотрудничать с региональными СМИ, размещая соответствующие сведения о криминальных событиях и работе полиции в первую очередь в информационных выпусках на телевидении, а также электронных СМИ; высокий уровень доверия к ним обеспечит восприятие информации в нужном ключе и формирование положительного имиджа полиции. Следует также использовать возможности региональных групп в социальных сетях («Омск с огоньком», «Инцидент Омск», «Жесть Омска», «Омск Live» и т. п.). Нужно понимать, что аудиторией движут любопытство, интерес. Поэтому контент должен быть информативно и эмоционально привлекателен разным целевым аудиториям, при этом приносить пользу гражданам и органам внутренних дел (полиции), повышая правосознание населения, формируя позитивное отношение к полиции, готовность сотрудничать и противодействовать преступности.

Список источников

1. Нестерова В. Е. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел средствами массовой информации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2021. № 1(54).

2. Малкова Т. В., Генералов Н. А. Полиция и общество: пути взаимодействия // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 3(7).

3. Гаврилин С. А. Формирование положительного медийного образа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 5.

4. Грошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6.

6 Ежемесячно только в средствах массовой информации размещается в среднем около 2 тыс. материалов с упоминанием УМВД России по Омской области, что в три раза больше, чем сообщений с упоминанием прокуратуры Омской области, в четыре раза больше, чем сообщений с упоминанием СУ СК РФ по Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.