ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ, УГРОЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье дифференцированы ключевые понятия. Раскрыты формы и методы информационного противоборства, реализуемого США и их союзниками. Приведены примеры деструктивного воздействия на сферы функционирования российского общества. Показана роль средств массовой информации в этом процессе. Выделены критические угрозы, противостояние которым является важным условием обеспечения безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: информационное противоборство, информатизация, информация, глобализация, угрозы, средства массовой информации, сферы функционирования общества.
viadimir Shevtsov INFORMATION WARFARE IN THE GLOBALIZED
WORLD: RELEVANCE, DIFFERENTIATION OF CONCEPTS THREAT TO POLITICAL STABILITY
Annotation. The article differentiated key concepts. Revealed forms and methods of information warfare, implemented the US and its allies. The examples of the destructive effects on the functioning of the Russian sphere of society. The role of the media in this process. Highlighted the critical threats, opposition which is essential for the security of the Russian Federation. Keywords: information warfare, information, information, globalization, threats, media, areas of functioning society.
Стремительные перемены, проходящие в современном мире, формируют множество новых вопросов перед человечеством. Так, в последние годы на различных уровнях говорится о том, что необходимо формировать новый тип общества, в основе которого лежит информатизация - один из ключевых показателей уровня развития государства. Однако построение такого общества ко многому обязывает по причине активной взаимной интеграции сфер его функционирования. К числу этих сфер традиционно относят политическую, экономическую, правовую, социальную, духовную, образовательную, научно-исследовательскую и ряд других.
Однозначного понимания того, что представляет из себя информатизация, нет. Так, в рамках ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [6], указывается, что информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Однако данный ФЗ утратил свою юридическую силу с принятием ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7], в котором данное понятие отсутствует. Анализ документа показал, что рассматриваемый термин в нем не представлен, однако из контекста документа можно понять, что под информатизацией понимается производство и распространение информации с применением информационных технологий. Вместе с тем, в научной литературе под информатизацией чаще понимается процесс, направленный на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, призванной объединить территориально распределенные информационные ресурсы.
Рост востребованности информационных ресурсов обозначил ряд проблем, стоящих перед человеком, который включен в систему общественных отношений, и перед государством - как регу-
УДК 327 В.С. Шевцов
© Шевцов В.С., 2015
лятором этих отношений. Проблемы человека, как правило, сводятся к обеспечению конфиденциальности предоставляемой информации, а государственные - к обеспечению защиты стратегически важных информационных систем в киберпространстве. Государственный контроль в указанном сегменте позволяет обеспечить стабильность функционирования политических структур в целом, выстраивать социально-значимые фильтры, ограждающие общество от негативной информации.
В условиях глобализации активно развиваются средства информатизации (технические, программные, информационные обеспечение) и информационные технологии (теоретические, базовые и прикладные), лежащие в основе построения информационного общества. Однако в последние десятилетия прослеживается устойчивая тенденция, свидетельствующая о том, что информация утрачивает объективность, а интерпретация фактов осуществляется в интересах конкретных политических сил - таковы реалии современности. Так, еще китайский стратег и мыслитель в области военного искусства Сунь-цзы подчеркивал, «...кто владеет информацией, тот владеет всем и правит миром». В современном мире положение несколько изменилось и владеть информацией стало недостаточно, поскольку необходимо обеспечить ее своевременную и адресную доставку. При этом ряд западных стран открыто спекулируют на теме «Свобода слова», демонизируют политические режимы, ограждающие свое государство от негативного информационного воздействия со стороны Запада. Открыто поощряют государства и коалиции стран, сознательно искажающие информацию в интересах Соединенных Штатов Америки. Вместе с тем, сами США активно контролируют средства массовой информации (СМИ), дискредитируют тех, чья позиция противоречит принципу Американской исключительности.
Если после Второй мировой войны со стороны западного сообщества чаще звучали призывы к холодной войне, которая, как правило, охватывала информационные ресурсы и психологические технологии актуализации той или иной информации в сознании больших и малых социальных групп, то сегодня лозунги звучат несколько иначе. Еще с середины 1980-х гг. эпоха холодной войны перешла в политико-дипломатическую сферу, наметились тенденции на сближение США и СССР. На словах в мире стал прослеживается курс на демократизацию государств, либерализацию ценностей, что сделало слово «война» нарицательным. Именно поэтому в XXI в. чаще говорят об «информационном противоборстве» [4, с. 16.], а о войне как об исключительной мере.
В контексте рассматриваемого вопроса под информационным противоборством (ИП) следует понимать нанесение противнику (сопернику, конкуренту) ущерба посредством использования информационной техники (информационных технологий) и защита от подобных действий противника, противодействие им. Оно включает информационно-техническое и информационно-психологическое противоборство [5, с. 32-34.]. Указанное понятие чаще применяется в политической плоскости, однако ИП осуществляется также при проведении специальных и боевых операций. Так, понятие информационного противоборства стало активно употребляться в прессе после проведения США операции «Буря в пустыне» в 1991 г., где новые информационные технологии встраивались в систему боевых действий (операций), совокупный потенциал которых был направлен на свержение легитимного правительства Ирака. В этот период американские эксперты апробировали методику глобального информационного воздействия через СМИ, которые давали искаженную оценку событиям в интересах США и ослабляли политический режим Саддама Хусейна.
Следует отметить, что США активно делают ставку именно на информационное противоборство, которое включает комплекс необходимых информационных операций (ОИ). Под ИО понимается интегрированное использование в ходе военной операции информационных возможностей в соответствии с целями операции. ИО направлены на нарушение, искажение или контроль процесса принятия решения потенциальным или реальным противником при одновременной защите своих сил и средств от аналогичных действий противника [10, р.144].
В рамках информационного противоборства США применяют современные средства коммуникации и широко используют СМИ, что позволяет им более оперативно формировать необходимый «контекст», донося до аудитории информацию о причинах, целях и важности появления американских специалистов или вооруженных сил в том или ином месте, а также обеспечивается создание положительного образа страны. В условиях глобализирующегося общества эти технологии привели к тому, что Россия из защитника интересов своей страны превратилась в агрессора и оккупанта, угрозой одного ряда с вирусом «Эбола» и террористической группировкой «Исламское государство» [12]. Развивая тему информационного противоборства, следует особо подчеркнуть, что командование ВС США определило целью информационных операций установление соотношения применения оружия летального и не летального воздействия для повышения эффективности применения информационных возможностей войск (сил) [11].
Описанный выше спектр мероприятий, проводимых США и их союзниками в рамках ИО, направлен на достижение полного превосходства над политическими оппонентами (потенциальными противниками). Это, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования государственной политики России в области информационной безопасности. Для решения этой задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». Согласно утвержденным Основам, основной угрозой в области международной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий в качестве информационного оружия в военно-политических целях, в террористических целях, для совершения преступлений, вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Отметим, что США ведут активное внедрение вышеуказанных технологий в государствах, входящих в сферу их интересов. Целями такой деятельности являются формирование позитивного имиджа своего государства, подмена базовых ценностей, контроль СМИ, дискредитация органов власти (в государствах не лояльных западному режиму), организация общественного бунта, свержение легитимной власти и др. В свете этих событий государственная политика Российской Федерации направлена на установление международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности на всех уровнях. Однако, инициатива России в рамках ООН по разработке и принятию Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности не находит поддержки в первую очередь среди Западных стран.
В качестве промежуточного вывода можно отметить, что информация - это одно из наиболее эффективных средств не летального противоборства в современном мире. Оговоримся, что информационное противоборство стран может переходить в плоскость военных конфликтов, а также встраиваться в систему боевых операций (действий).
Немаловажным является выявление факторов, которые оказывают влияние на возможность ведения полномасштабного информационного противоборства [1]:
информатизация ведущих областей функционирования государств и сфер общества (политической, экономической, научной, социальной и др.);
форсированные темпы развития глобальной информационной инфраструктуры (механизмы регулирования информационных потоков защиты государства, общества и личности отстают от темпов технологичного переоснащения);
- построение такой системы глобального регулирования, в которой информационное пространство будет выступать базисным элементом жизнедеятельности мирового сообщества (геополитическое превосходство в мире получает тот, у кого хранится информация, кто владеет технологиями ее реализации в рамках создания единого высокотехнологичного общества);
значительные достижения в развитии информационных способов воздействия на полити-
ческое сознание и подсознание, волю и чувства людей (внушение, манипуляция, искажение и подмена информации, создание информационной зашумленности, зависимости от интернет и иных сетевых ресурсов);
- активное развитие программно-технических средств нанесения ущерба компьютерным и телекоммуникационным системам (высоко технологичные вирусы: «Flame» вызывал программные сбои в Иране, в скрытой форме собирал и отправлял информацию своему создателю (предположительно США и Израиль); «Stuxnet», «Duqu» - выводил из строя оборудование в рамках реализации Иранской ядерной программы; «Flashback» - троянская программа, заразившая более 550 тыс. рабочих станции под управлением «Mac OS» в целях сбора конфиденциальной информации);
недостаточный уровень развития средств и методов обеспечения защиты национальных информационных ресурсов, политического сознания населения (попытка ограничения доступа к негативной информации в любой стране США их союзниками автоматически расценивается как нарушение свободы слова и демократических основ);
несовершенство информационной политики (сложность ее регулирования в целом, наличие правовых вакуумов, не позволяющим защитить граждан от негативного информационно-психологического воздействия и т.д.)
Функционирование общества является достаточно сложным процессом, особенно в условиях современных геополитических реалий, поэтому и воздействие на него оказывается на различных уровнях. Так, Орловым И.Б., исследовавшим сетевые войны и их влияние на национальную безопасность, выделяется четыре таких уровня: социально-политический, информационный, когнитивный и физический (последствия для человека) уровень [2, с. 87-89]. Автор статьи полагает, что такой подход не имеет единого основания в обобщении, поэтому предлагает рассматривать ИП в контексте основных сфер жизнедеятельности (функционирования) общества. К числу таковых традиционно относят политическую, экономическую, правовую, социальную, духовную, образовательную, научно-исследовательскую деятельность.
В рамках информационного противоборства может осуществляться дискредитация органов власти через СМИ. Для реализации этой задачи США скупают контрольные пакеты акций СМИ в различных государствах. Данный сценарий активно применялся и в Европе, где масс медиа дают необъективную оценку событиям, происходящим на Украине, вовлекают Россию в конфликт в качестве участника, пресекают инакомыслие.
Экономическая сфера также является одной из самых уязвимых. Напомним, что при Б.Н. Ельцине Западные советники выступали активными реформаторами экономики России, которая, в последующем вошла в стадию глубокой рецессии. Спустя годы Запад признал, что их советники решали задачи исключительно в интересах своего государства, но не России. Не стоит забывать, что США ведут активную экономическую экспансию стран многих «третьего мира», которые искренне верят, что им помогают.
В рамках правовой сферы дискредитируются конструктивные инициативы. Так, в свете попирания норма международного права западным сообществом, в России было предложено конституционно закрепить верховенство национального над международным правом. В свою очередь это вызвало критику со стороны Европы и США, а Российская Федерация была приставлена как государство, идущее по пути авторитаризма.
В последние десятилетия актуализировалось воздействие на социальную сферу. Активная пропаганда Запада способствует формированию либеральных ценностей, в частности у молодежи. Так, популярность приобретают телепроекты, приводящие к снижению интеллектуального потенциала нации. Исторические события и факты, за которые не одно поколение испытывало гордость, являющиеся примером для подражания, - дискредитируются. Прозападные фонды материально стиму-
лируют любую инициативу найти и показать российскому обществу исторические примеры непристойности тех, чьи поступки считаются героическими [3, с. 42.]. К числу проблем данного уровня относят инфантилизм современного поколения, вследствие чего замедляется процесс социализации, а также формируется некритичность мышления (искаженные факты принимаются за истину без четкого логического осмысления). Девальвируется образовательная и научно-исследовательская деятельность. Достаточно много нареканий вызывает система образования России, которая слишком активно включилась в Болонский процесс.
Вышеуказанные обстоятельства в достаточной мере свидетельствуют о необходимости приоритетного обеспечения информационной безопасности в ключевых сферах функционирования общества, которые теперь невозможно отделить от киберпространства. Политическая история знает немало примеров того, как под эгиду защиты свободу слова и информационной свободы американские аналитики разрабатывали алгоритмы «раскачивания» политической ситуации России. В качестве примера можно привести протестные движения в нашей стране в период с 2011 по 2013 г.
Попытки трансформации неугодных политических режимов возникали и в других странах, однако принцип понятен: при ослаблении экономической системы через подконтрольные Западу средства массовых коммуникаций и СМИ диверсифицируется социальная сфера, поскольку «общественный бунт» формирует кризис государственной власти, растущее волнение и желание перемен [8, с. 288].
С психолого-политологической точки зрения такая стратегия является вполне обоснованной, поскольку государства в своих действиях исходят из необходимости реализовывать национальные интересы даже за рубежом. Руководствуясь данным принципом, В.В. Путин обратился к американскому обществу с попыткой разъяснить позицию России американскому народу по ряду ключевых вопросов, однако в США это было расценено, как грубое вмешательство во внутриполитические дела государства и подверглось жесткой критике [9]. В западном сообществе все чаще закрепляется принцип: демократично лишь то, что выгодно Америки, а то, что не выгодно, - антидемократично. В свете данной проблемы постоянный представитель Российской Федерации при ОНН и в Совете Безопасности ООН В.И. Чуркин отметил, что «куда бы Вашингтон не обратил свой взор ... везде дестабилизация, кризис, кровь» [13].
В качестве итога следует сказать, что информация на сегодняшний момент выступает достаточно эффективным источником манипулятивных воздействий на общественное мнение, которые в масштабе геополитического противостояния государств выстроились в систему информационно-психологического противоборства в политической плоскости. Угрозы и проблемы нынешнего века достаточно размыты, однако США заявляют о намерениях и в будущем сохранить роль мирового лидера. Для этого они формируют адекватную их интересам политическую и стратегическую обстановку, а в случае провала - готовность к силовому сценарию решения проблем (Ирак, Ливия, Сирия и др. государства). Вместе с тем, боеспособность Вооруженных сил Российской Федерации пока оставляет желать лучшего, а оптимизация расходов в условиях кризиса может привести к затягиванию процесса их реформирования. Недостаточны расходы на противодействие информационным угрозам в кибер-пространстве. Бюджетные расходы США и России в этой области не сопоставимы. Все эти факторы создают благоприятную почву для информационно-психологического давления на руководство страны и ослабляют позиции России международной арене. Таким образом, создается объективная необходимость организации и дальнейшего совершенствования защиты общества, в целом, и политической системы общества, в частности, от дестабилизирующего информационно-психологического воздействия извне.
Библиографический список
1. Воронцова, Л. В. История и современность информационного противоборства : научное издание / Л. В. Воронцова, Д. Б. Фролов. - М. : Горячая линия - Телеком, 2006. - 192 с.
2. Орлов, И. Б. Сетевые войны - угроза национальной безопасности России / И. Б. Орлов // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. - М. : Научный эксперт, 2010. -С. 87-89.
3. Основы теории национальной безопасности / В. Г. Гусаим, А. И. Поздняков, В. С. Шевцов. - Голицыно, 2013.
4. Поздняков, А. И. Информационное противоборство в жизни общества и современных войнах: тенденции и перспективы развития / А. И. Поздняков. - М. : ВАГШ, 1998.
5. Поздняков, А. И. Обеспечение информационно-психологической безопасности сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности: монография / А. И. Поздняков. - Голицыно, 2012.
6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 9.03.2015).
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 9.03.2015).
8. Шевцов, В. С. Информационно-психологическое противоборство в современной политике // Социально-гуманитарные знания / В. С. Шевцов. - 2012. - № 4. - С. 288-295.
9. A Plea for Caution From Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ria.ru/ New York Times_12092013
10. Joint Publication 3-13.1 Electronic Warfare February 2012. - p. 144.
11. Proceedings of the conference «Development of Information Operations Forces US to 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pentagonus.ru/publ (дата обращения : 9.03.2015).
12. Speech by President of the United States at the UN [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.rt.com/article/51488 (дата обращения : 9.03.2015).
13. Statement by the Permanent Representative of the Russia the UN V. Churkin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.rt.com/article/70109 (дата обращения : 9.03.2015).