Научная статья на тему 'Информационное общество: социально-философские возможности'

Информационное общество: социально-философские возможности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2517
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS / MANUFACTURING VIRTUALIZATION / COMMUNICATIVE SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарасова М. И.

Современное общество характеризуется как «информационное», что обуславливает особенности его социально-философского исследования. В статье рассмотрены теоретические и практические перспективы социально-философского исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY: SOCIALLY-PHILOSOPHICAL POSSIBILITIES

Modern society is characterized as information-oriented, which specify features its socially-philosophical research. In this article theoretical and practical prospects of the socially-philosophical research are described

Текст научной работы на тему «Информационное общество: социально-философские возможности»

ББК 87.6

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

М.И. Тарасова

Современное общество характеризуется как «информационное», что обуславливает особенности его социальнофилософского исследования. В статье рассмотрены теоретические и практические перспективы социальнофилософского исследования

Ключевые слова: информационное общество, социально-философский анализ, виртуализация производства, коммуникативное пространство

В настоящее время все чаще совершаются попытки обозначить состояние и векторы исследования современного общества, все чаще именуемого в литературе как информационное, и выявить методологический потенциал его социально-философского анализа.

Термин «информационное общество» характеризует важнейшие изменения природы

социального развития [1].

Теория информационного общества сложилась на основании экономических, социальных, политологических концепций.

Теоретиками информационного общества период с начала 70-х до конца 90-х годов ХХ века признается началом становления нового типа общества, появление которого связано с радикальным ускорением технического прогресса, изменением структуры занятости, становлением качественно новой системы ценностей и т.д. [2].

Основные тенденции, характеризующие

информационное общество - это ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, инновационная природа и виртуализация производства, конвергенция и динамизм социальных процессов, представления об

эффективности личности как о человеке, владеющем информационно-коммуникационными технологиями; мнения о высокопроизводительном коллективе как рабочей группе,

взаимодействующей на основе информационнокоммуникационных технологий; теории интегрированных предприятий, обладающих целостной информационной структурой и демонстрирующих деловую активность в межсетевой среде.

Период становления информационного

общества совпал с процессом глобализации, который отразил основные вызовы стремительно меняющегося мира: сверхбыстрое развитие

электронной коммерции, скоординированность финансовых рынков, развитие наднациональных организаций, трансфер вкусов.

Радикальный характер рассмотренных процессов, затрагивающих первоосновы социальной организации жизни людей, не вызывает

Тарасова Мария Ивановна - ВГТУ, соискатель, тел. (4732) 46-42-22

сомнений. Социальная теория не могла не откликнуться на это пересмотром собственных предпосылок, категориальных структур, изменением статуса и задач теоретического знания. В этом приняли участие ведущие философы и социологи современности: Ю. Хабермас, Ж.

Бодрийяр, Э. Гидденс, У. Бек, Н. Луман, И. Кастельс, И. Валлерстайн и др. Об информационном обществе сегодня пишут экономисты, психологи, естествоиспытатели, информационные специалисты. Приверженность определенным подходам, разным дисциплинам влияет на расстановку акцентов и находит выражение в разнообразии предлагаемых трактовок нового состояния социума.

К числу методологически продуктивных социально-философских подходов к современному обществу следует отнести общественноформационный, системно-функциональный

подходы, а также постмодернистскую доктрину.

Популярные теории постэкономической формации, переосмысливающие сегодня марксизм, исходят из тезиса о том, что человеческая деятельность в информационном обществе, не теряя своего разумного характера, утрачивает специфические трудовые мотивы. В центре внимания оказывается синтетический тип активности, который определяется как творчество. В. Иноземцев отмечает, что историческая граница между трудом и творчеством, определяемая К. Марксом как «скачок из царства необходимости в царство свободы», в современной терминологии означает переход от экономической общественной формации к постэкономической [1]. Современное экономическое состояние трансформирующегося социума имеет тенденции к творчеству, гуманизации, пронизано культурными интенциями. «Постэкономическая общественная формация -последняя ступень общественного бытия человеческих существ, за ее пределами начинается историческая эпоха, на протяжении которой человечество выходит за рамки социальности»,-полагает В. Иноземцев [1]. По мнению В. Иноземцева, сегодня мы переходим из общества, основные закономерности которого лежат в социологической системе координат, к социуму, в котором доминируют сугубо личностные, психологические связи и отношения [3].

Коммуникативное пространство информационного общества также насыщено мифами, символами, идеологемами, которые регулировали и нормировали массовое сознание в прежние эпохи. Исследовательское внимание к этим аспектам формирования информационного общества

позволит распознавать и контролировать пропагандистскую направленность идеологических посланий, которые латентно заключены в любой информации [4].

Необходимо отметить, что теоретики

постмодернизма одними из первых указали на опасности, подстерегающие человека в информационном обществе. Ими осмыслены

парадоксы работы с компьютером (феномен компьютерного отчуждения), понятие виртуальной реальности, симулирующей действительность и превращающей человека в объект манипулирования.

С философской позиции важно выявить онтологические и гносеологические факторы появления нового исторического типа общества, в нашем случае - информационного. Онтологически и гносеологически данный тип общества представлен информационной парадигмой, которая, в свою очередь, берет начало в теории коммуникаций. Согласно информационной онтологии, реальность тождественна информации. В рамках такой парадигмы человеческая личность сводится к заключенной в ней сумме информации. Понятие информационного общества указывает на принцип, вокруг которого организована эта социальная форма - информация и знания. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, и где большинство работающих занято производством, хранением и реализацией информации, особенно ее высшей формы - знания. Именно обработанная информация как знание имеет практическое значение для социума. Она изменяет общество на каждом структурном уровне его организации. Умение добывать, накапливать и использовать информацию - условие развития социума. Информация социальна по своей природе. Социализация становится возможной при осуществлении определенных форм обмена информацией между членами общества. Поэтому информацию можно считать элементарной функцией человеческого поведения. Традиционное понимание информации как содержательного описания объекта или явления уступает сегодня место определению информации как средства передачи разнообразия. На этом основана «качественная», или «ценностная», теория информации, призванная учитывать смысловое и эстетическое содержание информации, ее поскольку информация и знания действенны только на базе энергии.

Точно так же электронное голосование как политическая практика информационного общества есть всего лишь социально предопределенный

аксиологический потенциал. Сохранение культурного разнообразия представляется в этой связи одной из проблем и задач информационного общества.

Информационное общество, таким образом, отнюдь не бесконфликтно. Причиной конфликтов является несовпадение технократии и новых массовых движений, индивида и технократии.

Концепция информационного общества не является уникальной. В чистом виде информационное общество не существует нигде в современном мире, и маловероятно его появление в будущем. Речь скорее идет о новой стадии индустриализации, породившей индустриальноинформационное общество, в котором существует паритет между новыми и традиционными ценностями и социальными механизмами. Информационное общество - это новая форма цивилизации, генерирующая современные

структуры и соответствующие социально-

политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии [5].

Структура информационного общества

сложнее, чем структура предшествующих обществ, поскольку основополагающее звено этого общества - компьютерные коммуникации - не является самостоятельной производственной единицей, а

есть продукт специфической индустрии. В этом смысле понятие информационного общества должно указывать на специфические характеристики, наиболее полно отражающие суть данного общественного устройства. Некоторые ученые трактуют информационное общество, проводя аналогию с индустриальным, подчеркивая его индустриальную основу. Обосновывать концепцию информационного общества как эволюционное продолжение индустриального общества склонны, в частности, Й. Масуда, Ф. Махлуп, О. Тоффлер.

Например, кластер «новой экономики» информационного общества интерпретируется в литературе как парадигмально отличный от старой экономики индустриализма. Но при этом как-то выпадает из поля зрения, что само появление «новой экономики» стало возможно лишь на фундаменте старой экономики. Наступление качественно новой информационной экономики не исчерпывается просто переводом массы рабочих в «информационные рабочие». Это недостаточное основание для вывода о появлении нового социального качества. Новые подходы в экономике создаются посредством электронных практик, базирующихся на Интернете, технологиях логистики, маркетинга, применимых к реальному материальному производству, однако основным ресурсом его по-прежнему остается энергия, инструмент, который не может изменить те условия, которые лежат в основе фундаментальных структур общества, сложившихся в прежние эпохи. Один и тот же западный рационализм породил и современное естествознание, и современную

политическую философию. Способы применения компьютера будут так или иначе продиктованы политикой в широком смысле слова. А политика в нашу эпоху определяется представлениями об обществе, коренящимся в том же самом представлении о разумной рациональности,

которым произведено на свет новое

взаимопереплетение искусств и наук.

С каких же позиций подходить к изучению информационного общества? Многие имеющиеся подходы устарели, неадекватны, либо ограничены в определенной системе интерпретации. Анализ многочисленных теоретических обобщений и интерпретаций эмпирической информации в

современной литературе склоняет к выводу, что предпочтителен комплексный подход,

позволяющий достичь стереоскопического видения фундаментальных качественных характеристик информационного общества. Комплексный подход предполагает междисциплинарный характер исследования информационного общества с позиций не только теорий информации и

коммуникации, но и социологии, психологии, культурологии, этики, политологии, экономики.

Новые формы жизни, порожденные информационным обществом, формулируют вызовы современной социальной теории. Социальная теория сегодня - это акцентированный анализ наличных форм общественной жизни, объемная феноменология повседневности, понятийное схватывание новых реалий жизненного мира. Выработка нового образа социального заставляет обр ащаться к методологическим категориям и понятиям в рамках социальнофилософского анализа информационного общества, к числу которых могут быть отнесены:

1) социальные отношения в информационном

обществе (интернетный стиль жизни,

информационное поведение, информационная грамотность и культура, информационное общение, компьютерофобия и др.);

2) социальные общности, возникающие в информационно-коммуникационном пространстве, или в инфосфере (экологические, когнитивные, гендерные);

3) социальные процессы в информационном обществе (глобализация социальных процессов и их столкновение с приватным жизненным миром, зомбирование общества, цифровой раскол,

информационные войны, компьютерная

преступность, антиглобализм).

Само выделение информационного общества как особого объекта исследования имеет общенаучное звучание и значение. Информационные взаимодействия входят в предметные области самых различных научных дисциплин. Синтезирующий вектор социальнофилософского анализа информационного общества направлен на прогнозирование его дальнейшего развития, на поиск стратегических решений и новых нормативных концепций, на возможности локализации этого процесса в социально желательном русле, избегая при этом как чрезмерного оптимизма, так и крайнего пессимизма.

Динамизм современной цивилизации определяется информационной системой. Глобализационные процессы, тесно

взаимосвязанные с тенденциями информационного развития, зависят от ряда определенных факторов, к которым относятся: характер технического

прогресса, зрелость политических отношений, состояние теоретических знаний и практических навыков в экономике [6].

Место России в глобальном пространстве будет определяться результатами информационной трансформации.

Литература

1. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. М., 2000 . 304 с.

2. Чугунов А.В. Перспективы развития в России

«информационного общества» (Социальный портрет российской интернет-аудитории по данным

социологических опросов) [электронный ресурс] / А.В. Чугунов // Полис. 2002. № 5.

3. Лукина Н.П. Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования [электронный ресурс] / Н.П. Лукина // Гуманитарная информатика. 2007. № 1.

4. Гуленко В.В. Коммуникативное пространство [электронный ресурс] / В.В. Гуленко. Киев, 1994.

5. Иванов Н. А. Концепция информационного общества в современной философии / Н.А. Иванов. М., 1995. 29 с.

6. Неклесса А. Первая война XXI века [электронный ресурс] / А. Неклесса // Русский архипелаг. 2001. № 9.

Воронежский государственный технический университет

INFORMATION SOCIETY: SOCIALLY-PHILOSOPHICAL POSSIBILITIES

M.I. Tarasova

Modern society is characterized as information-oriented, which specify features its socially-philosophical research. In this article theoretical and practical prospects of the socially-philosophical research are described

Keywords: information-oriented society, socially-philosophical analysis, manufacturing virtualization, communicative space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.