Л. К. Гейхман
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:
ОТ ПЕДАГОГИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ К ПЕДАГОГИКЕ УЧЕНИЯ
Ключевые слова: компетентность, информационное общество, учение, обучение, образование, дистанционное образование, дистанционное обучение.
В статье рассматриваются перспективы развития информационного общества и особенности педагогической деятельности в условиях информационной революции. Автор показывает необходимость перехода от педагогики преподавания к педагогике учения, проводит дифференциацию этих двух подходов. В качестве реальной практической модели реализации педагогики учения рассматривается дистанционное образование, где определяющей является индивидуальная самостоятельная деятельность студентов. Описан опыт исследования проблем дистанционного образования, осуществляемый под руководством автора в Пермском государственном техническом университете.
Key words: competence, information society, learning, teaching, education, distance
education, E-learning.
The article presents distance education as a real practical model of a learning approach based on individual and self-dependent students’ activity. It describes the researches of the problems of distance education provided at Perm State Technical University.
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз [7]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрос вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.
Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
Будущее информационное общество порождает массу вопросов: Каковы реальные последствия (как позитивные, так и негативные) информационной революции для
человечества в целом и каждого человека в отдельности? Каким будет информационное общество, насколько люди психологически готовы жить в условиях этого общества? Каким будет человек в информационном обществе? Какой будет и какой должна быть школа (общеобразовательная, высшая и др.) в информационном обществе? Что нужно изменить и нужно ли что-либо менять в системе образования и воспитания для того, чтобы подготовить молодежь к жизни в условиях информационного общества?
Главная особенность информационного общества - экономика, основанная на знаниях. В основной цепочке конструирования информационного общества «данные -информация - знание» следует обратить особое внимание на тот процесс и вид деятельности, который приводит к превращению информации в знание. Это и есть образование и самообразование, становящееся доминантным видом деятельности многих социальных групп в информационном обществе [1].
Информационное общество - это «образовательное общество», что означает:
1) образование по своей мощности и по своему качеству обеспечивает восходящее воспроизводство качества общественного интеллекта - науки, культуры и образования, опережающее научно-техническое развитие цивилизации, социально-экономические и экологические изменения в пространстве качества жизни;
2) образовательная система как социальная система не замыкается системой образовательных учреждений, а экспансируется в своих границах на общество в целом; функция образования уже становится ведущей функцией фирм в развитых странах, поскольку интеллектуальный ресурс является важнейшим фактором конкуренции;
3) образование становится ведущим механизмом в решении экологических и экономических проблем;
4) образование становится «образовательно-педагогическим производством» человека, общественного интеллекта;
5) образование синтезируется со средствами массовой информации, формируются образовательно-информационные массовые системы.
Актуальный вопрос - о характере и специфике образования и самообразования в информационном обществе. Суть кардинальных изменений, которые будут становиться все более характерными для этого общества, заключается в постепенном смещении соотношения «образование - самообразование» в сторону последнего. Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования [2].
На наших глазах рождается новая педагогика. До этого момента в центре внимания всегда был учитель, преподаватель - сегодня приходит понимание, что в центре внимания находится учащийся, студент, и для него должно быть создано иное окружение, новые ролевые отношения, новые центры поддержки, новые социальные отношения, новые формы контроля и т.п. Цели педагогики - формирование человека, готового к практической жизни, т.е. способного на эффективную ориентацию в реальных практических, жизненных ситуациях. Реализация этой цели сегодня предполагает акцент на выработке у учащегося способности к самостоятельной ориентации в мире, способности к самообучению и критической самооценке.
Качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается, прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы или колледжа, уже не являются «передним краем» знания. Сообщество педагогов уже не может быть основным
носителем всех новейших знаний. Мощные компьютерные системы, интегрированные в глобальные сети, открывают принципиально иные перспективы для творчества. Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя научной информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты. Реализация принципа непрерывности образования все больше мыслится не как научение, а как развитие индивида в самом процессе обучения и в сопряженной деятельности вне образовательной сферы. Недалек тот день, когда учитель и преподаватель станут не столько носителями знаний, сколько организаторами процесса самообучения людей, их проводниками в мире и море информации. Все это требует от самой системы образования существенных изменений, быстрого наращивания мощностей, развития ее материально-технической и кадровой базы, гибкости и адекватности социальным и экономическим процессам, происходящим в мире.
В последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям (прежде всего, в связи с широчайшим распространением глобальной международной компьютерной сети Интернет) и на основе идеи Открытого образования возникает качественно новый, прогрессивный вид обучения - дистанционное образование (ДО) [3, 5,
6, 8]. ДО - это и способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Дистанционное обучение можно использовать как для непрерывного повышения квалификации и переподготовки специалистов, так и в вузе.
ДО - это и совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Дистанционная система образования имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционной системой образования, в частности, она рассчитана, прежде всего, на самообучение студентов. Появление дистанционного образования повлекло за собой изменение роли и статуса преподавателя и необходимость его оперативной технологической подготовки и переподготовки.
Сущность педагогической деятельности в системе дистанционного образования заключается в смене парадигмы образования. Если раньше приоритет в системе обучения был за деятельностью преподавателя, то сейчас, в период информатизации общества, приоритет четко обозначается за деятельностью учения. Отсюда следует, что старая парадигма образования: «преподаватель - учебник - студент» уступила место новой: «студент - учебник - преподаватель», где учебник выступает как в традиционной форме, так и в электронной. Задача педагога в условиях дистанционного обучения - организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
Прежде всего, важно различать учение и преподавание (learning and teaching), т.е. то, как учатся сами студенты, и то, как их обучают. Реально это, конечно, взаимосвязанные процессы, часто с трудом различимые, в том числе и семантически (в русском языке). Тем не менее, это достаточно различные способы деятельности. От акцента на той или другой стороне фактически зависит выбор стратегии организации учебного процесса.
Обозначим некоторые различия между учением и преподаванием, опираясь на ряд современных исследований проблемы [5].
1. При акценте на преподавании внимание, прежде всего, концентрируется на количестве и качестве вовлекаемых в учебный процесс ресурсов. Исходным пунктом
учебной деятельности выступает исключительно преподаватель, а исходным ее измерением - то, насколько хорошо преподаватель представляет материал студентам, т.е. «учит» их. Формируется непререкаемая установка, что учебный процесс имеет место только там и тогда, где и когда присутствует преподаватель: аудитория оказывается основным местом любой учебной деятельности, а аудиторное занятие - главным средством передачи знаний. Этой же установкой определяются объем изучаемого материала, объем времени, выделяемого на конкретный курс, и т.п. Отсюда распространенное убеждение, что для того, чтобы лучше делать нашу работу, нам нужно только больше ресурсов, скажем, аудиторных часов. Если ресурсы ограничены, то мы, соответственно, и хуже работаем. Акцент на учении в значительной степени снимает подобные ограничения. Очевидно, что самые лучшие ресурсы не гарантируют столь же хороших результатов. Если преподаватель переносит внимание со входа на выход, мы получаем значительные преимущества, мобилизуя студенческие ресурсы. Учеба продолжается вне аудитории, и нет пределов тому, каким образом ее организуют сами студенты. Студенты учатся, как учиться, как самостоятельно конструировать свои знания. В итоге мы обретаем возможность использовать в наших курсах более высокие стандарты.
2. Акцент на преподавании подчиняет учебный процесс жесткой структуре расписания, возникает непреодолимая граница между учебными курсами и студенческими группами. При акценте на учении эти искусственные барьеры разрушаются. Учение может происходить везде - в аудитории, вне аудитории и, так сказать, между аудиториями. Основным при этом оказывается интеграция знаний, учет их междисциплинарного характера, свобода выбора при четком определении того, что студенты должны сами сделать, чтобы соответствовать выходным стандартам.
3. Различие между преподаванием и учением выражается и в отношении к студенту. В случае акцента на преподавании студент оказывается пассивным объектом воздействия. Считается, что преподаватель все уже знает и правильно говорит, а студенту нужно только воспринять предлагаемую информацию и воспроизвести ее на экзамене. Если студент не справляется с этим, то виноват он сам, ибо ему все уже давно правильно рассказали. Индивидуальные особенности и стиль обучения студентов не учитываются.
При акценте на учении в центре оказывается студент, а знания формируются в процессе и в результате взаимодействия преподавателя и студента. Преподаватель при этом решает, прежде всего, следующий вопрос: что я должен и могу сделать, чтобы студент активно и эффективно учился? Учение активно, не стандартизировано, имеет кооперативный характер; здесь постоянно учитывается движение конкретных студентов в поле предмета [3]. При этом нужно учитывать, что результаты такого учения не являются ни автоматическими, ни очень скорыми. Далеко не всегда к этому расположены и студенты, предпочитая пассивно усваивать информацию. Сопротивление студентов неизбежно и его нужно преодолевать умело и постепенно.
Иными словами, речь идет о модели обучения, центрированной на студенте, а не на преподавателе. При этом имеется в виду: формирование ответственности студентов за материал, непосредственно не рассматриваемый на занятиях; выдвижение проблем открытых и требующих критического и креативного мышления, поскольку их нельзя решить, следуя примерам из учебника или лекции; вовлечение студентов в симуляции и ролевые игры; предложение различных нестандартных письменных заданий и т.п.
При традиционном обучении основные задачи преподавателя ограничиваются проведением занятий, разработкой заданий и тестов и оценкой результатов их выполнения; при центрированном на студенте обучении преподаватель выполняет и эти функции, но
одновременно предоставляет студентам возможности для независимого учения и обучения друг у друга, формируя у них навыки эффективной работы. Понятно, что тем самым также предполагается высокий уровень ответственности студентов в учебных ситуациях, активный выбор ими целей и способов учебы. Преподаватель, ориентированный на подобную организацию учебного процесса, должен, прежде всего, концентрировать внимание на формировании у студентов навыков действительно самостоятельного учения.
Дистанционное образование уже сегодня осуществляется в соответствии с основными направлениями педагогики информационного общества: оно базируется на мотивации студента, т.е. на ценностно-смысловом отношении к образованию; стратегия дистанционного образования - приоритет учения, а не преподавания; активно используется все существующие ИКТ - технологии и ресурсы.
Сегодня кафедра прикладной лингвистики и информационных технологий образования является одним из ведущих российских центров развития педагогики информационного общества. Это обусловлено работой кафедры по следующим направлениям:
• Ведутся разработки научных теоретических и методологических основ педагогики.
• Проводятся международные научно-методические конференции, семинары, форумы.
• Организовано обучение учителей школ, преподавателей колледжей и вузов по проблемам использования ИКТ и дистанционного образования.
• Осуществляется в дистанционном режиме практическое обучение студентов 1-2 курсов факультета дистанционных образовательных технологий ПГТУ русскому и иностранным языкам по разработанным преподавателями учебным материалам.
Литература
1. Гейхман, Л. К. Дистанционное образование как основа педагогики информационного общества / Л.К. Гейхман // Иностранные языки в дистанционном обучении. Матер. III Межд. науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Пермского гос. техн. ун-та. - 2009. - С.62-85.
2. Гейхман, Л.К, Организация учебной деятельности студентов (к новым формам обучения): учеб. метод. пособие / Л.К. Гейхман, Э.И. Клейман. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. - 86с.
3. Кречетников, К.Г. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации (аналитический обзор) [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников, Н.Н. Черненко // Интернет-журнал «Эйдос». - 2001.
4. Миненков, Г.Я. Трансформация университета и учебный процесс: метод. пособие для преподавателей / Г.Я. Миненков. - Минск: Изд-во Европ. гуманит. ун-та , 2004. - 163с.
5. Овсянников, В.И. Введение в дистанционное образование: учебное пособие / В.И.Овсянников, А.В.Густырь. - М.: Межвузовский центр дистанционного образования, РИЦ «Альфа». - 2001. -183с.
6. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат - М.: Изд. центр «Академия». - 2004. - 416с.
7. Урсул, А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации / А.Д. Урсул // Вестник РОИВТ. - 1993. - № 1-3. С. 35-45.
8. Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.
© Л. К. Гейхман - д-р пед. наук, профессор каф. прикладной лингвистики Пермского государственного технического университета, [email protected]