A UNlVERSUM:
№ 11 (114)_ноябрь. 2024 г.
DOI - 10.32743/UniSoc.2024.114.11.18634
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Бурнашев Ринат Фаритович
доц. кафедры «Гуманитарные науки и информационные технологии», Самаркандский государственный институт иностранных языков,
Республика Узбекистан, г. Самарканд E-mail: [email protected]
Холмаматова Азиззода Шохруххоновна
студент,
Самаркандский государственный институт иностранных языков
Республика Узбекистан, г. Самарканд
INFORMATION SOCIETY AND PERSONALITY TRANSFORMATION: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THREATS AND OPPORTUNITIES
Rinat Burnashev
Associate Professor
of the Department of Humanities and Information Technologies Samarkand State Institute of Foreign Languages Republic of Uzbekistan, Samarkand
Azizzoda Kholmamatova
student,
Samarkand State Institute of Foreign Languages Republic of Uzbekistan, Samarkand
АННОТАЦИЯ
В научной статье проводится социально-философский анализ трансформации личности в условиях информационного общества; рассматриваются как угрозы, так и возможности, возникающие в связи с растущим влиянием информационных технологий на человеческую жизнь; анализируются процессы изменения идентичности, социальных связей и ценностных ориентаций, вызванные цифровизацией и виртуализацией взаимодействий. Авторы предлагают пути минимизации негативных последствий и раскрывает потенциал информационных технологий для развития личности и общества в целом.
ABSTRACT
The scientific article provides a socio-philosophical analysis of personality transformation in an information society; examines both threats and opportunities arising from the growing influence of information technology on human life; analyzes the processes of identity change, social ties and value orientations caused by digitalization and virtualization of interactions. The authors propose ways to minimize negative consequences and reveal the potential of information technology for the development of personality and society as a whole.
Ключевые слова: информационное общество, трансформация личности, цифровизация, философия, этика, безопасность, конфиденциальность.
Keywords: information society, personality transformation, digitalization, philosophy, ethics, security, privacy.
Введение
Информационное общество, базирующееся на свободном доступе к информации, сетевой коммуникации и высокотехнологичных возможностях, оказывает значительное воздействие на личность современного человека. В таких условиях изменяются формы взаимодействия, восприятие времени и пространства, а также структуры мышления.
Высокая скорость передачи данных и обмена знаниями формирует новые формы коммуникации и профессиональной деятельности, обуславливая появление сетевой идентичности и влияя на восприятие окружающей реальности. Постепенно происходит стирание границ между реальной и виртуальной личностью, что меняет традиционные представления о самосознании, межличностных отношениях и жизненных ценностях.
Библиографическое описание: Бурнашев Р.Ф., Холмаматова АШ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ УГРОЗ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 11(114). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/18634
Цифровизация и развитие социальных сетей привели к появлению новых социальных структур, что породило вопросы, связанные с трансформацией личности в этих условиях. Социальные сети и цифровая среда предоставляют широкие возможности для самовыражения, однако нередко приводят к феномену «маски» или «виртуального образа», который может не соответствовать реальной личности. Увеличивается степень влияния общественного мнения и стереотипов, что порождает давление на человека в вопросах самопрезентации. В результате возникает необходимость изучения, как эти трансформации влияют на психологическое благополучие, личностные установки и ценности, а также на способность поддерживать гармоничное саморазвитие в условиях цифровой эпохи.
Обзор литературы и методология исследования
Философия техники рассматривает технику как неотъемлемый элемент современной культуры, влияющий на способы мышления, восприятия и самосознания личности. В информационном обществе техника и технологии становятся основой социальных взаимодействий, определяя нормы, ценности и даже повседневное поведение индивида. Например, использование социальных сетей и мобильных приложений формирует новый тип взаимодействий, основанный на виртуальном присутствии и временных границах, при этом вливая в сознание нормы быстрого обмена информацией и реакции. Мартин Хайдеггер отмечает, что техника в данном случае выступает не просто как средство, а как фактор, формирующий наше восприятие и меняющий представление о реальности [1].
Постмодернизм, исходящий из идеи плюрализма истины и деконструкции традиционных социальных структур, также является значимым подходом для анализа информационного общества. Жан Бодрийяр, например, говорит о «гиперреальности», когда виртуальные образы и симулякры заменяют реальную действительность [2]. В условиях цифровизации создается ситуация, когда массовое сознание все больше основывается на информации, воспринимаемой через фильтры и интерпретации, предоставляемые медиа. Например, пользователь в социальных сетях может создать желаемый образ или «аватар», который отражает не столько реальную личность, сколько идеализированное представление о себе. Это явление формирует новую социальную реальность, где границы между оригиналом и копией становятся расплывчатыми.
Мануэль Кастельс, развивая теорию сетевого общества, описывает, как цифровые сети становятся основой социальной организации, трансформируя экономику, политику и культуру. В сетевом обществе ключевым становится «узел» в сети, через который проходят потоки информации и ресурсов. В условиях цифровизации человек выступает как один из таких узлов, постоянно включенный в сеть и поддерживающий связь с другими людьми и ресурсами. На уровне личности это может выражаться через феномен цифрового самовыражения, когда индивид
«существует» и «идентифицируется» через свой цифровой профиль и активность. К примеру, популярность в социальных сетях или объем фолловеров нередко начинает определять социальный статус и авторитет, что оказывает значительное влияние на самоидентификацию и стремление к общественному признанию [3].
Сетевое взаимодействие в информационном обществе представляет собой новый тип коммуникации, отличающийся мгновенностью, множественностью участников и гибкостью форм. Примером может служить феномен «виртуальной общины», где пользователи, не зная друг друга в реальной жизни, объединяются вокруг общих интересов, идей или целей. Этот феномен меняет структуру социальной принадлежности, делая ее гибкой и временной. Люди могут одновременно принадлежать сразу к нескольким сообществам, что значительно расширяет их социальные связи, но также может приводить к «размыванию» личностной идентичности [4].
Самоидентификация в условиях цифрового общества претерпевает значительные изменения. Благодаря социальным сетям каждый человек получает возможность представить себя так, как он хочет быть воспринятым. Это создает феномен цифровой идентичности, которая может значительно отличаться от реальной. Например, человек может акцентировать внимание на определенных аспектах своей жизни (путешествия, профессиональные достижения, внешность), оставляя за кадром проблемы и неудачи. Такой выборочный подход к самопрезентации способствует формированию идеализированного образа, что часто приводит к «диссонансу идентичности» - когда разница между реальной личностью и её образом в сети становится источником психологического напряжения [5].
Виртуализация сознания отражает влияние постоянного присутствия в цифровой среде на восприятие реальности и самосознание. При этом индивидуум начинает воспринимать реальность через призму виртуальных медиа, порой погружаясь в нее настолько, что границы между физическим и цифровым миром стираются. Например, популярность видеоигр с элементами дополненной реальности или виртуальные миры (как в метавселенных) создают условия, в которых человек может буквально «жить» альтернативной жизнью в виртуальной реальности. Это явление виртуализации сознания может приводить к смещению акцентов в личностных ценностях и целеполагании, создавая новую «реальность», подверженную влиянию цифровых технологий и виртуальных пространств [6].
Историко-философский анализ позволяет проследить, как изменялась личность под влиянием различных социальных и культурных формаций, начиная с доиндустриального общества и заканчивая современным информационным обществом. Суть этого метода заключается в сопоставлении изменений представлений о личности, её самоидентификации, целей и ценностей в разных исторических эпохах.
Можно рассмотреть, как изменения в социальной организации и технологическом развитии
влияли на восприятие личности в эпоху индустриализации. В этот период произошло формирование «механической» модели человека, где личность воспринималась как часть производственного процесса, подчиняясь правилам и нормам массового труда. С переходом к постиндустриальному, а затем и к информационному обществу происходит смещение акцента: личность больше не является частью производственной машины, а становится «центром информации» и «активным потребителем». Благодаря этому историческому анализу можно выявить, как и почему современные социальные сети и цифровые технологии начали активно формировать виртуальную идентичность и индивидуальное представление о себе.
Компаративный анализ позволяет сопоставить различные современные философские концепции, исследующие вопросы цифровизации и её влияния на субъективность. Этот метод особенно важен для выделения общего и различного в подходах, а также для понимания многообразия философских интерпретаций цифровой трансформации личности.
Например, компаративный анализ можно использовать для сопоставления теории гиперреальности Жана Бодрийяра и теории сетевого общества Мануэля Кастельса. Бодрийяр утверждает, что цифровое общество создает симулякры, заменяющие реальность, и порождает ситуацию, когда личность погружается в «гиперреальность», теряя связь с объективной реальностью. В противоположность этому, Кастельс считает, что цифровые сети дают людям новые возможности для самоидентификации и выражения, создавая «сетевую личность», которая функционирует через взаимосвязь и распределение информации. Сопоставление этих подходов помогает выявить, как разные философские школы по-разному оценивают влияние цифровизации на личность: от утраты аутентичности до расширения самовыражения.
Таким образом, использование компаративного анализа позволяет более глубоко понять, как современные теории объясняют сложные процессы трансформации субъективности под воздействием цифровых технологий и виртуальных сетей.
В исследовании информационного общества и трансформации личности будем опираться на работы ведущих философов и социологов, чьи труды рассматривают различные аспекты цифровизации, её влияние на социальную реальность и самосознание индивидов.
В своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» Мануэль Кастельс подробно исследует формирование сетевого общества, в котором цифровые технологии и информационные сети играют центральную роль [7]. По Кастельсу, сети способствуют как глобализации, так и индивидуализации, создавая новые модели самоидентификации и социального статуса, зависящие от цифровых активностей и связей.
В книгах «Символический обмен и смерть» [8] и «Симулякры и симуляция» [9] Жан Бодрийяр анализирует переход к гиперреальности, где виртуальные образы и медиа заменяют реальную жизнь. Его
работы помогают понять, как социальные сети и цифровые платформы создают «мир симулякров», где границы между реальным и искусственным стираются, а личность создаёт и поддерживает свою идентичность в виртуальном пространстве.
В книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» [10] Маршалл Маклюэн утверждает, что каждая новая технология становится продолжением человеческих возможностей и тем самым изменяет структуру восприятия и взаимодействия с миром. В условиях информационного общества это особенно актуально, поскольку медиа расширяют и изменяют восприятие личности, которая теперь существует в двух реальностях - физической и виртуальной.
Зигмунт Бауман в своих трудах, таких как «Индивидуализированное общество» и «Текучая современность» [11], исследует, как современное общество утратило устойчивость, а связи и идентичности стали гибкими и изменчивыми. Это актуально для анализа влияния социальных сетей, которые дают человеку возможность конструировать и постоянно изменять свою личность, адаптируясь к ожиданиям аудитории.
В книге «Культура нового капитализма» Ричард Сеннет анализирует, как личностные качества и самоидентификация формируются под влиянием изменений на рынке труда и постоянной неопределённости. Это важно для понимания того, как в условиях цифрового общества личность адаптируется к нестабильной социальной реальности, обретая новые формы самовыражения и самоопределения [12].
Рассмотренные литературные источники составляют основную базу для анализа информационного общества и трансформации личности, помогая связать теоретические концепции с реальными социальными и психологическими изменениями.
Результаты исследования
В условиях информационного общества, где цифровизация и развитие технологий меняют традиционные формы коммуникации, самоидентификации и взаимодействия, личность претерпевает значительные изменения.
В информационном обществе самоидентификация все чаще формируется через цифровые образы и присутствие в сети, где создается «сетевое Я». Личность становится подвержена постоянной оценке, сравнениям и влиянию общественного мнения, что усиливает давление на индивида. Например, в социальных сетях человек часто сознательно выбирает, каким образом представлять себя, акцентируя внимание на желаемых аспектах (профессиональные достижения, стиль жизни), что приводит к разрыву между реальной и виртуальной личностью. Возникает феномен сетевой идентичности, основанный на самооценке и восприятии цифрового образа, который может быть источником как самореализации, так и эмоционального выгорания и стрессов.
Одним из наиболее очевидных рисков является утрата приватности. Сбор данных, их хранение и анализ стали стандартом для большинства цифровых платформ, и пользователи часто оказываются уязвимыми перед лицом массового слежения.
Например, крупные технологические компании отслеживают активность пользователей для создания рекламных профилей, что снижает уровень конфиденциальности и вызывает опасения относительно утечки и неправильного использования данных.
С распространением цифровых технологий всё большее количество взаимодействий происходит в виртуальной среде, где общение теряет личностные качества. Часто обмен информацией упрощается до сообщений, эмодзи и реакций, что может приводить к утрате эмпатии и снижению качества межличностных связей. Такой тип общения приводит к дефициту глубины отношений, где человек становится «аватаром» или «профилем», а не живым участником общения.
Алгоритмы, которые определяют, какие новости и публикации пользователь видит, формируют уникальное «информационное пузырь», подверженное манипуляциям. Платформы социальных сетей используют алгоритмы для поддержания вовлеченности, подбирая контент на основе прошлой активности, что может создать одностороннюю картину мира и усилить влияние цифровой пропаганды. Это особенно опасно в контексте распространения ложной информации и усиления предвзятости, влияющих на общественные мнения и политические настроения.
Цифровое пространство открывает широкие возможности для самовыражения и творчества. Платформы, такие как YouTube, TikTok, Medium и Instagram, дают возможность людям демонстрировать свои таланты, делиться знаниями и строить личный бренд. Этот процесс способствует развитию индивидуального потенциала, формированию цифрового портфолио и расширяет социальные и профессиональные связи. Например, цифровые художники, блогеры и специалисты по образованию могут привлечь внимание глобальной аудитории и воплотить свои идеи на практике.
Информационное общество также создает условия для новых форм солидарности и коллективного взаимодействия. Платформы, такие как Twitter, Reddit и Change.org, позволяют людям объединяться для решения актуальных социальных проблем, проводить акции и распространять информацию. Например, такие движения, как #MeToo, получили глобальное распространение благодаря социальным сетям, что стало мощным фактором социальной трансформации. Таким образом, цифровые платформы становятся инструментом для коллективной деятельности, способствуя возникновению новых форм взаимодействия и поддержки.
В информационном обществе трансформация личности происходит под влиянием противоречивых процессов. С одной стороны, цифровая среда предоставляет человеку новые возможности для самовыражения, творчества и участия в общественной жизни. С другой стороны, возрастают риски утраты приватности, дегуманизации общения и манипуляции сознанием. Эти аспекты требуют глубокого анализа и осмысления, поскольку формируют будущее не только отдельных личностей, но и общества в целом.
ноябрь, 2024 г.
Обсуждение
Философы, такие как Мартин Хайдеггер и Жан Бодрийяр, предостерегали от негативных последствий технологизации. Хайдеггер в своей концепции «Gestell» («постав») рассматривал технологии как средство превращения человека в ресурс, утрачивающий аутентичность и свободу. В современном контексте, с усилением социальных сетей, многие пользователи становятся зависимыми от внешней оценки (лайков, комментариев, числа подписчиков), что ведет к утрате аутентичности. Бодрийяр же подчеркивал, что виртуальная реальность создает «гиперреальность» - симулякр, где человек взаимодействует с искусственно созданным миром, теряя истинное восприятие себя и окружающей действительности.
Современные социальные сети нередко оказывают влияние на самооценку и выбор жизненных целей, когда люди пытаются подражать идеализированным образам, увиденным в интернете. Этот процесс ведет к «массовой идентичности», где индивидуальные особенности теряются, заменяясь стандартизированными образами.
Цифровые технологии и интернет меняют представления о морали и этике, поскольку позволяют формировать анонимные и зачастую безответственные формы взаимодействия. Например, в социальных сетях распространены феномены буллинга, травли и хейта, что порождает вопросы об ответственности и этических нормах в цифровой среде. Кроме того, системы искусственного интеллекта и алгоритмы могут манипулировать информацией, создавая «фейковые новости» и поддерживая необъективные или дискриминационные суждения, что ставит под угрозу доверие к информации и справедливость.
В случае с рекомендательными алгоритмами социальных сетей, пользователи часто видят информацию, которая подтверждает их взгляды, способствуя формированию «информационных пузырей» и поляризации. Это затрудняет понимание альтернативных точек зрения и снижает уровень терпимости и объективности, что влияет на моральные нормы взаимодействия в обществе.
Цифровая среда открывает широкий спектр возможностей для саморазвития и самовыражения. Человек может обучаться онлайн, участвовать в вебинарах, осваивать новые профессии и взаимодействовать с единомышленниками по всему миру. Например, цифровые платформы, такие как Coursera и Khan Academy, позволяют получать качественное образование независимо от места жительства. Также блоги, YouTube, социальные сети предоставляют возможность заявить о себе, демонстрировать свои таланты и привлекать единомышленников, создавая уникальные «сети поддержки».
Многие цифровые художники и фотографы начали свой творческий путь именно в социальных сетях, где они могут презентовать свои работы глобальной аудитории. Это помогает молодым авторам набирать популярность, получать заказы и привлекать внимание к их работам, создавая возможность для самореализации в условиях цифровой среды.
В философии свобода и самореализация в цифровом обществе рассматриваются как новые формы автономии, однако ограниченные структурой и правилами цифровой среды. Сартр и экзистенциалисты подчеркивали, что свобода должна быть осознанной и нести ответственность за личные выборы. В условиях цифровой среды свобода также сопряжена с необходимостью осознанного выбора: пользователю важно уметь критически анализировать информацию, ставить личные границы и формировать личную идентичность.
Социальные сети дают людям свободу выражать свои мысли и идеи, но одновременно ограничивают их правилами и стандартами, что создает дилемму. Так, свобода слова может ограничиваться модерацией контента или правилами платформы, и эта «свобода» становится управляемой, оставляя пользователю только ощущение выбора.
Заключение
Современное информационное общество оказывает двойственное влияние на личность: с одной стороны, оно расширяет возможности для самореализации, творчества, обучения и коллективного взаимодействия. С другой стороны, цифровая среда ставит новые этические и моральные вызовы, создавая риски утраты аутентичности, приватности и усиления манипуляций. Эти аспекты требуют осознанного подхода как со стороны общества, так и от каждого индивида, чтобы избегать угроз и максимально использовать открывающиеся возможности.
Для минимизации негативного воздействия цифровой среды и поддержки позитивных изменений необходимо создавать условия, способствующие ответственному использованию технологий. В частности:
Компаниям следует внедрять и соблюдать этические стандарты, поддерживая приватность и обеспечивая прозрачность алгоритмов.
Важно у пользователей развивать навыки критического мышления, управления цифровой идентичностью и безопасного взаимодействия в сети, что позволит личности развиваться, осознавая потенциал и риски цифровой среды.
Законодательные меры и институциональные механизмы, направленные на сохранение приватности и безопасности пользователей, помогут защитить личные данные и предотвратить нежелательные последствия цифровизации.
Цифровая эпоха задает новые условия для человека, где он сталкивается с необходимостью непрерывного переосмысления себя и своего места в мире. Важной задачей становится сохранение человеческой аутентичности и ценностей, несмотря на мощное воздействие технологий. Необходимо подчеркнуть, что в этом стремительном переходе к цифровому человеку важно сохранить свою индивидуальность, критическое мышление и этические ориентиры. В условиях, где реальное и виртуальное тесно переплетаются, роль человека заключается в том, чтобы осмысленно использовать технологии для собственного развития и гармоничного существования в цифровой среде.
Список литературы:
1. Демин И.В. Экзистенциально-онтологическое обоснование техники в философии М. Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2010. - №. 2. - С. 126-137.
2. Новиков В.Г., Ковалева С.В. Гиперреальность, симулякры и симуляции в виртуальном пространстве как феномен «антисоциальной» теории Жана Бодрийяра //Цифровая социология. - 2019. - №. 1. - С. 39-45.
3. Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО университета. - 2013. - №. 5 (32). - С. 213-220.
4. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление //Вопросы философии. - 2008. - №. 7. -С. 61-75.
5. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. - №. 3. - С. 207-218.
6. Лурье Д.А. Проблемы виртуализации современного общества и их социологическое осмысление // Философия и общество. - 2009. - №. 4. - С. 164-168.
7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. 3-е изд., испр. - М.: РИПОЛ-классик, 2021. -510 с.
9. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
10. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
11. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
12. Вершинина И.А. Социология города Ричарда Сеннета: трансформация публичной сферы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. - №. 4. - С. 154-161.