Научная статья на тему 'Информационное общество и новая философия образования'

Информационное общество и новая философия образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев А. Н.

Рассматриваются современные тенденции развития цивилизации, обусловливающие переход от общества индустриального к обществу информационному, а также задачи, стоящие перед системой образования России на современном этапе. Предлагаются основные принципы новой философии образования, отражающие тенденции развития человеческого общества в эпоху глобальной информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-oriented society and the new philosophy of education

The contemporary issues of the civilization development tends that determine the transition from the industrial society to the information-oriented society are considered in the article as well as the tasks of the Russian educational system at the present time. The main principles of the new philosophy of education reflecting the tendencies of the human society development in the epoch of global informatization are suggested.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и новая философия образования»

24

А.А. Никитина

информации в процесс осмысления, корректировки и самокорректировки деятельности на основе опережающего осмысления и решения теоретических и практических проблем.

9. Социально-психологическая функция. Определяет изменение существующих стереотипов мышления в поиске, методах и средствах работы с информацией в сторону активного восприятия и системного познания окружающей действительности на основе осознания информационной картины мира и освоения разнообразных методов работы с информационными моделями и системами.

Таковы основные функции формирования физкультурного тезауруса.

Можно сделать вывод о том, что действие законов при формировании физкультурного тезауруса проявляется как внутренние, необходимые, существенные и всеобщие связи педагогической действительности. Выделенные тенденции подчеркивают важность работы по формированию физкультурного тезауруса. Закономерности проявляются в дидактических процессах формирования физкультурного тезауруса, отражающих систему отношений и связей в современном образовательном процессе. Функции определяют деятельность преподавателя по его формированию и функционированию в образовательной среде. Все вместе, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность педагогического процесса формирования физкультурного тезауруса.

Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление: М., 1981.

2. Большая советская энциклопедия. М., 1970—1977. Т. 9. С. 307—309.

3. Выдрин В.М. Структура учебной дисциплины «Теория физической культуры» / / Актуальные проблемы теории физической культуры как учебной дисциплины: Сб. науч. тр. Л., 1986. С. 3 — 10.

4. Готт В.С. Категории современной науки. М., 1984.

5. Друянов Л.А. Категория «Закон» // Философские науки. 1983. № 4.

6. Извозчиков В.А., Шилова О.Н. Информационно-педагогический тезаурус: Учеб. пособие. СПб., 1996.

7. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

8. Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 2001. Т. 1: А-М.

9. Философский словарь М., 1981.

Об авторе

А.А. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, а1ап-Мк@тЪох. ги.

УДК 008:378.1

А.Н. Григорьев

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются современные тенденции развития цивилизации, обусловливающие переход от общества индустриального к обществу информационному, а также задачи, стоящие перед

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 24—29.

системой образования России на современном этапе. Предлагаются основные принципы новой философии образования, отражающие тенденции развития человеческого общества в эпоху глобальной информатизации.

The contemporary issues of the civilization development tends that determine the transition from the industrial society to the information-oriented society are considered in the article as well as the tasks of the Russian educational system at the present time. The main principles of the new philosophy of education reflecting the tendencies of the human society development in the epoch of global informatization are suggested.

Современный период развития цивилизации вполне обоснованно квалифицируется как глобальный кризис. На пороге третьего тысячелетия человечество оказалось перед лицом ряда взаимосвязанных глобальных проблем, дальнейшее развитие которых реально угрожает самому существованию человека как биологического вида. Быстро истощаются естественные природные ресурсы нашей планеты, все более часто проявляет себя опасность глобальной экологической катастрофы.

В этих условиях многие ученые современности видят выход из все более быстро нарастающего кризиса на пути перехода цивилизации к новой парадигме развития, которая должна быть основана на эффективном использовании последних достижений в области науки и техники. Возможности практической реализации этой парадигмы в значительной степени зависят от того, сумеет ли человечество освоить и эффективно использовать информацию как новый и практически неисчерпаемый ресурс развития, а информационные технологии — как мощный фактор и катализатор этого развития.

В этой связи минувший XX век вошел в историю как период колоссальных изменений, связанных с быстрым научно-техническим и технологическим развитием в области обработки информации и телекоммуникации. При этом каждый информационно-технологический прорыв, характеризующийся значительным увеличением объемов используемых человечеством знаний, оказывается все более глобальным, изменяющим облик цивилизации.

Рост информации в последней четверти XX века достиг таких рекордных величин, что большинство исследователей стали говорить об «информационной революции», которая в настоящее время по праву считается доминирующим фактором современного этапа развития цивилизации. Информационная революция является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов — процесса постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, и процесса развития и совершенствования технологий накопления и распространения информации.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, характеризующихся преобразованием общественных отношений в результате изменений в области обработки ин-

25

26

формации. Современную информационную революцию связывают с появлением новых информационно-коммуникационных технологий, основанных на объединении традиционных средств массовой информации и компьютерных систем передачи массовой информации по телекоммуникационным сетям. Процесс постоянного развития и распространения в глобальном масштабе информационных технологий, имеющий краткосрочные и долгосрочные, подчас непредсказуемые последствия, можно назвать процессом «глобальной информатизации», являющим собой новый этап в развитии производительных сил, при котором обмен информацией, ее оперативная обработка и эффективное применение становятся определяющими условиями всестороннего развития общества [2; 5, с. 3]. «Информатизация, — отмечает профессор В.И. Добреньков, — не просто локальная сфера общественной жизни, по существу, она охватывает все области жизни общества, а ее последствия глубоко затрагивают жизнь человека, общества, государства, и это влияние становится все более значимым» [3].

Сущностное изменение мирового информационного пространства, являющееся ключевым фактором прогресса современной цивилизации, определило основные направления общественного развития в конце XX века от общества индустриального к обществу информационному. Если теоретики постиндустриального и информационного общества Д. Белл, Дж. Гелбрейт, В.М. Глушков, у. Дайзард, Г. Канн, Дж. Мартин, И. Масуда, Н.Н. Моисеев, Ф. Полак, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и другие четверть века тому назад только предсказывали переход наиболее развитой части человечества к новому типу производства и общества на базе новых (компьютерных) технологий, то со второй половины 70-х годов прошлого века многие ученые заговорили о становлении «информационного» общества как о некоей данности. На рубеже XX и XXI столетия свершилось то, о чем так долго писали, — практически полностью создана единая информационная система планеты. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна. Причем речь идет и о технической, и о содержательной ее стороне.

В основе концепции информационного общества, являющейся разновидностью теории общества постиндустриального, лежит точка зрения на информацию как на главный фактор общественного развития. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.

Вполне закономерно, что отмеченные тенденции развития экономической сферы жизнедеятельности современного общества настоятельно требуют переосмыслить и роль человека в условиях информационной экономики, где экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных ресурсов и источников. Главным носителем последних является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не

только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов. Именно творческий подход заставляет человека совершенствоваться на каждом новом этапе его деятельности, получая непрерывное образование, необходимое для осуществления трудовой деятельности. Информационное общество обнаруживает все большую зависимость от креативного потенциала человека. Формирование человеческого капитала, способного к саморазвитию и творческой инициативе в доминирующей отрасли производства и распространению информации, является одним из ключевых факторов становления информационной экономики.

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов.

1. Экономическое развитие страны в настоящее время возможно на основе знаний. Россия, если действительно желает сделать скачок в экономическом развитии, должна обеспечить себе доступ к глобальным источникам знаний и суметь адаптировать эти знания в целях развития собственной экономики.

2. Ведущая роль в построении экономики базируется на знаниях, принадлежащих высшей школе, формирующей человеческий капитал.

3. Знания сами по себе не трансформируются в экономику. Для того чтобы они приносили выгоду, необходимо создание «национальной инновационной системы». Отсутствие такой системы создает дополнительные риски для капиталовложений в высшее образование страны.

4. Высшее образование должно стать не только источником знаний и квалифицированной рабочей силы, но и фактором создания инвестиционной системы России.

Принципиальные изменения практически во всех сферах жизни современного общества, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационных и коммуникационных технологиях, формирующимся глобальным рынком труда, политическими переменами диктуют новые требования к специалистам. Не претендуя на исчерпывающий перечень, назовем лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные.

Современный специалист должен:

— уметь перевести получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения;

— знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний;

— иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

— владеть методологическими знаниями и аналитическими навыками, учитывая, что одним из важных последствий научно-технического процесса является ослабление акцента на запоминании множества фактов и базовых данных;

— владеть навыками проведения научных исследований;

— владеть базовыми знаниями и навыками, обеспечивающими способность постоянно учиться;

— иметь способность осуществлять письменное и устное общение, работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности;

28

— владеть ценностями необходимыми для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, быть его ответственным гражданином, обладать необходимыми социальными компетенциями;

— развивать в себе все аспекты человеческого интеллектуального потенциала;

— владеть современными информационными технологиями.

Вместе с тем, несмотря на то, что актуальность и основные направления формирования глобального информационного общества на нашей планете сегодня уже зафиксированы в официальных международных документах развитых стран мирового сообщества, эта исключительно важная новая тенденция развития человеческого общества практически не отражена в содержании современной системы российского образования. Поэтому призыв Президента России В.В. Путина: «Не проспать информационную революцию!», который содержится в его ежегодном обращении к Государственной думе России [6], представляется не только обоснованным, но и весьма своевременным. Ведь сегодня мир наиболее быстро изменяется именно в информационной сфере, и эта тенденция, безусловно, сохранится в XXI веке. Следовательно, России сегодня нужна принципиально новая философия образования [1; 4; 6], основными принципами которой, по нашему мнению, должны стать следующие.

1. Формирование у людей нового, информационного научного миропонимания и ноосферного мировоззрения, основанного на биоцентрической парадигме, экологическом императиве и высокой личной ответственности каждого человека за сохранение всех форм жизни на нашей планете.

2. Ориентация на инновационный тип развития общества на основе эффективного использования научных знаний и новых, «прорывных» информационных технологий, которые дадут возможность сократить ресурсопотребление и уменьшить антропологическую нагрузку на нашу планету до уровня, обеспечивающего устойчивое развитие цивилизации.

3. Принципиальная ориентация системы образования на будущее (концепция опережающего образования) для того, чтобы успеть своевременно подготовить миллионы людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях уже формирующегося глобального информационного общества.

Нам представляется, что формирование новой философии образования на основе перечисленных выше принципов позволит не только существенным образом повысить качество образования, но и, самое главное, сделать его адекватным по содержанию тем новым условиям, в которых предстоит жить и работать людям в XXI веке — веке информации и научных знаний.

Список литературы

1. Белая книга российского образования. Ч. 1 / Ж. Адриан, Э. Бентабет, А. Винокур и др. М., 2000.

2. Белов В. Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Л. Бачило М., 2002. С. 32—38.

3. Добреньков В. И. Проблемы построения стратегического сообщества на основе положений Окинавской Хартии // Глобальная информатизация и безопасность России: Материалы круглого стола «Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества (МГУ, октябрь 2000 г.) / Под ред. проф. В. И. Добренькова. М., 2001. С. 21-28.

4. Колин К. К. Информационная революция и фундаментальная информатика//НТИ. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2001. № 6. С. 1-7.

5. Мешкова Т.А. Безопасность в условиях глобальной информатизации: новые вызовы и новые возможности: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.

6. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» // Российская газета. 2000. 11 июля.

Об авторе

А.Н. Григорьев — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта

29

УДК 37.01:001.82

К.Ю. Грачев

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Рассматриваются проблемы использования целостного и других подходов в педагогических исследованиях.

The problems of using of the wholestic and other approaches in the pedagogical researches are shown in the article.

В последние годы особую остроту приобрел вопрос, связанный с повышением качества научно-педагогических исследований. Не последнюю роль в решении данного вопроса играет качество методологического обеспечения исследовательской деятельности. В частности, в значительной части современных исследований по педагогике декларируется использование идей целостного подхода, однако фактически данный регулятив не применяется, а лишь упоминается в рубрике, посвященной описанию методологических основ исследования. На наш взгляд, это объясняется отсутствием единого понимания сущности целостного подхода и, как следствие, недостаточным использованием возможностей и особенностей его применения в качестве методологического регулятива педагогического исследования.

Как отмечает Н.К. Сергеев, после работ 70—90-х годов ХХ в. (исследования Ю.К. Бабанского, В.С. Ильина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др.), развитие методологии целостного подхода осуществлялось лишь в контексте специальных проблем конкретных исследований и отдельных вопросов современного образования [8, с. 12]. В то же время сложность и многоаспектность педагогических объектов и явлений диктует исследователю необходимость последовательного и грамотного применения целостного подхода в качестве одного из ос-

Вестник РГУ им И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 29—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.