1. Общие сведения.
2. Нормативная и нормативно-правовая документация.
3. Отечественная агронаука. Ведущие ученые агронауки.
4. Сайты агронауки.
5. Прикладные разработки и инновационные проекты.
6. Планы и программы работ по организации разработок агронауки.
7. Веб-публикации - электронные библиотеки агронауки.
8. Информационно-консультационное обслуживание.
9. Базы данных и знаний.
10. Пакеты прикладных программ в онлайновом режиме.
11. Дистанционное обучение.
В дальнейшем планируется доработать четвертый уровень портала, на котором должна найти место информация в указанном выше разрезе о Веб-представительствах научноисследовательских учреждений Минсельхоза РФ и РАН, высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля, агропромышленных издательствах, сельскохозяйственных библиотеках и т.п.
Отсутствие финансирования позволило лишь заложить основы содержимого портала. В частности, был разработан типовой сайт НИИ, на котором частично отображены вышеперечисленные разделы. Для того чтобы реализовать около 150 баз данных, свыше 800 пакетов
прикладных программ и комплексных систем управления сельскохозяйственным производством, создать электронные библиотеки публикаций ученых РАСХН [2, 3], осуществить связь портала РАСХН с информационно-консультационной системой [4] необходимо около 800 млн р., что значительно меньше тех средств, которые выделены на создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, а по актуальности и по значимости значительно превосходит. Расчеты также показывают [2], что повсеместное внедрение комплексных систем информационных систем управления сельскохозяйственным производством даст экономический эффект порядка 50 млрд р.
Источники
1. Отчет о НИР «Развитие информатизации АПК на основе его мониторинга». - ВИАПИ РАСХН, 2002.
2. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ РАСХН, 2004.
3. Отчет о НИР «Разработать проект программы развития информатизации аграрной науки». -ВИАПИ РАСХН, 2005.
4. Лайнер, А.Г., Меденников, В.И. Предложения по проектированию интегрированного сайта с использованием единого Интернет-пространства для информационно-консультационной службы АПК/ А.Г.Лайнер, В.И. Меденников. - Информационный бюллетень МСХ РФ. - 2007. - № 11-12.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Е.В. Закшевская, д.э.н., проф. Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки
Теория и практика управления за многие века доказала факт функциональной зависимости эффективного хозяйствования организации от принятия эффективных управленческих решений на основе своевременной и достоверной информации. И действительно, как только появляется необходимость качественно изменить ресурсы, их структуру или процесс их движения (изменения интенсивности расходования, восстановления и воспроизводства и т.п.), сразу же возникает и необходимость принятия обоснованного управленческого решения, которое требует качественно новых подходов к сбору и анализу информации. В частности, информация о внешней среде предприятия становится все более важной для поиска новых рыночных ниш и целевых покупателей. Достоверная информация
о положении дел внутри предприятия позволяет эффективно оперировать ресурсами и издержками, направляя их на создание конкурентоспособной продукции и услуг, пользующихся спросом или востребованных обществом.
В современных условиях большинство субъектов агропродовольственного рынка сталкиваются с огромными трудностями мак-ро- и микроэкономического характера:
- с отсутствием социально-востребованных идей в агробизнесе;
- с большим объемом предварительной исследовательской и аналитической работы и ее дороговизной;
- с преодолением разрывов в хозяйственных связях, в том числе между структурными подразделениями самого предприятия;
- с необходимостью выхода на новый уровень взаимодействия с поставщиками ресурсов, кредиторами, посредниками, органами власти и общества в целом и т.д.
Для решения подобных задач, особенно в условиях глобализации экономики и нестабильности экономической обстановки в стране, требуется переход к прогностическому моделированию и сценарному анализу, применению экспертных систем и моделей поддержки принятия решений, внедрению прогрессивных информационных технологий. Именно в этой связи возникает потребность в управленцах и специалистах принципиально новых квалификации и мировоззрения.
К сожалению, специалистов требуемой квалификации и необходимую систему информационного обеспечения сегодня имеют очень немногие субъекты агропродовольственного рынка. Особенно это относится к предприятиям аграрной сферы АПК. Поэтому создание эффективной системы информационного обеспечения в каждой области является приоритетным направлением развития агропродовольственного рынка, поскольку способствует решению задач, которые не могут быть решены его субъектами самостоятельно из-за отсутствия необходимой компетенции или других объективных и субъективных факторов.
Рынок информационных услуг в нашей стране уже существует и быстро развивается. Примером этому могут служить системы электронной торговли (GRIS, Faktura и др.), позволяющие анализировать информацию, размещать каталоги товаров, осуществлять поиск, оформлять и исполнять заказы, вести переговоры, заключать и отслеживать исполнение сделок в режиме реального времени.
Развивая указанные выше направления информационного обеспечения агропродоволь-ственного рынка и его субрынков, необходимо помнить, что круг потребителей данной информации весьма широк: сельские товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, поставщики ресурсов, торговые и другие посреднические организации и прочие субъекты рынка.
В частности, производителей сельскохозяйственной продукции интересуют, в первую очередь, данные о наличии удобрений и ценах на них, о семенах, сельскохозяйственную технику и запасных частях к ней, а также информация о потенциальных покупателях их продукции. Перерабатывающие предприятия тоже заинтересованы в получении такого рода информации о сырье, материалах, и возможностях реализации своей продукции. Торговые предприятия ищут поставщиков товаров и
стремятся реализовать их с максимальной для себя выгодой.
Во всех случаях речь идет о поиске информации, сопровождающей соответствующие материальные потоки. Но поскольку это касается агропродовольственного рынка, то большинство торговых операций будет произведено на ограниченном географическом пространстве. Это значит, что глобальные системы электронной торговли в данном случае будут задействованы далеко не на 100%, а платить за их использование придется полностью. Однако эти издержки можно сократить, так как номенклатура продукции, интересующей сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия региона, как правило, ограниченна и повторяется. Для этого необходимо в каждой области создать информационно-консультационную службу (ИКС), которая с помощью Интернета будет входить в системы электронной торговли на правах корпоративного пользователя.
Данный канал коммуникации благодаря своим свойствам (характерное время коммуникативной сессии, стремящееся к нулю; интерактивность; высокая степень структурирования информации) является весьма привлекательным с двух точек зрения: взаимодействия с потребителями услуг ИКС на расстоянии и ценой «предложения».
Зарегистрированным пользователям специалисты ИКС на своем сайте будут выкладывать информацию о новейших достижениях в науке и технике, технологии производства различных видов сельскохозяйственного сырья, продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в экономике, организации, управлении и планировании производства и сбыта.
Посредством Интернета можно организовывать учебные курсы, направленные на постоянное повышение профессионального уровня специалистов и руководителей заинтересованных предприятий и фирм. При этом ИКС может стать связующим звеном между товаропроизводителями и учебными и научными учреждениями, а также посредниками, между поставщиками ресурсов и их потребителями, и т.д.
Такой подход предпочтителен еще и тем, что кроме обычных участников рынка, которых интересует «что, где, почем», информацией такого рода структур могли бы пользоваться региональные органы управления, призванные регулировать производство продукции, ее распределение и потребление. Информационные запросы их также достаточно широки, так как они должны влиять на формирование цен на рынке, контролировать определенные про-
довольственные запасы, учитывать демографические и социальные факторы, уровень платежеспособности и т.д.
Несомненно, что любое сотрудничество основано на некотором равноценном обмене: потребитель услуг ИКС обменивает свои деньги на полезную информацию, соответствующую его интересам и потребностям. Именно этой концепции на современном этапе следуют все формы «новых» маркетинговых коммуникаций в Интернете. К ним относятся создание промосайтов, брэндов, спонсирование Интернет-ресурсов или отдельных рубрик на них, а также орйп маркетинг (или - маркетинг, основанный на доверии, согласии). Кроме того, эти технологии особенно важны и полезны при продвижении (рекламе) сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия.
В отличие от потоков материальных (продуктовых) для информационных потоков сегодня практически не существует границ. Тем не менее определенным требованиям региональная информационная система должна удовлетворять: быть доступной, распределенной, многоуровневой, сетевой системой, инвариантной по отношению к постоянно меняющемуся составу использующих ее органов и организаций, предприятий и физических лиц.
Считаем также необходимым определить и ряд основных требований, предъявляемых в современных условиях к специалистам ИКС.
Консультант должен: обладать отработанными технологиями решения задач в сфере, интересующей заказчика, в сочетании с навыками их описания и структурирования; уметь слушать, понимать и излагать суть получаемой
и передаваемой информации; быть независимым от других поставщиков информационных услуг; быть объективным и основываться только на достоверных данных; оказывать помощь руководителям и специалистам предприятия, а также обладать обучающим воздействием на персонал предприятия, обратившегося к нему за услугами.
Несмотря на то, что уже сегодня ИКС оказывают определенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в АПК, накопилось немало проблем, снижающих их эффективность:
- слабо осуществляется внедрение инновационных технологий;
- не отработан механизм обратной связи, вследствие чего многие научно-технические разработки остаются не востребованными производством;
- не в полной мере используются возможности телекоммуникационных систем, особенно в отдаленных сельских районах;
- недостаточна государственная поддержка финансирования ИКС;
- не решен вопрос по аккредитации служб и лицензированию их услуг;
- недостаточно число высококвалифицированных специалистов для консультационной деятельности в системе АПК.
Предстоит еще большая работа по устранению этих недостатков, завершению формирования эффективно работающей общегосударственной системы ИКС, которая должна органично вписаться в структуру агропромышленного комплекса России.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
Ш.И. Шарипов, к.э.н., доц., нач. управления Минсельхоза Дагестана
Способы формирования и распределения информации на верхних уровнях управления АПК могут быть подобны тем, что применяются в других отраслях экономики. На нижнем же уровне требуются разнообразие и специфика, обусловленные географическими особенностями, типом расселения, сложившимися формами хозяйствования и другими условиями в каждой конкретной местности.
Одним из важнейших факторов, определяющих достижение целей ПНП «Развитие АПК», является его информационное сопровождение, позволяющее вовлечь в проект максимальное число сельских жителей. Это обусловлено современной структурой аграр-
ной экономики, где личные подворья играют ведущую роль, а в таких регионах, как Республика Дагестан, они занимают ключевое место. Имеют значение и специфические особенности обустройства сельской жизни, ограничивающие разнообразие каналов получения информации.
С самого старта национальных проектов их стало широко освещать телевидение - наиболее доступный для сельской аудитории канал получения информации. Это важно, так как до объявления сельского хозяйства национальным приоритетом личные подсобные хозяйства или просто сельские жители были вне системы государственной аграрной политики, и у них просто