ставит 2,2-2,3 раза, что больше, чем по прогнозу МЭР(1,9-2,1).
Цены на мясо могут расти и более быстрыми темпами вследствие роста мировых цен, существенно не реагируя на циклические снижения последних
(аналогичный пример - динамика внутренних цен на нефтепродукты). Темпы роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (в 5,0-5,4 раза в 2020 г. в сопоставлении с 2007 г.) также выше прогнозных (4,5-4,8 раза).
35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 63 65 67 69 71 73 75 77 79 81 83 85 87 89
покупательная способность, кг/мес.
Рисунок 1 - Среднедушевое потребление мяса: фактическое (точки) и предсказанное (сплошная линия) по модели (1-2)
Таким образом, доходы будут расти медленней, а цены быстрей, чем по прогнозам МЭР. Подобные диспропорции будут способствовать снижению роста скорректированных денежных доходов в сопоставлении с потребительскими ценами. Как следствие, покупательная способность доходов и потребительский спрос на мясо, в лучшем случае, существенно не увеличатся к концу прогнозного периода, а среднедушевое потребление мяса населением России к 2020 г., как показывают расчеты, не превысит уровень 65-68 кг. Чтобы рекомендуемые нормативы среднедушевого потребления мяса (70-75 кг в год) были обеспечены платежеспособным спросом, покупательная способность среднемесячных скорректированных денежных доходов в расчете на душу населения, согласно проведенным расчетам, должна соответствовать стоимости 96110 кг мяса, в то время как достигнутый в 2009 г. уровень составил 87,3 кг, прогнозируемый на 2012 г. - еще ниже (80-85 кг). Приведенные расчеты свидетельствуют, что экономическая доступность обсуж-
даемых нормативов потребления мяса будет достигнута, по нашим оценкам, не ранее 2025 г.
Представленная аналитика подтверждает продуктивность применения предложенной модели для анализа тенденций развития агропродовольст-венного сектора России.
Источники
1. Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987. - С. 192-194.
2. См., например, Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. 2005-2009.
3. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации: Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.- М.: Минэкономразвития России. Июль, 2009.
4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 гг.: Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: Минэкономразвития России. М.: август 2008.
66
62
60
56
52
48
44
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
И.И. Новикова, м.н.с. НИИ экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ
В условиях рыночной экономики производственно-экономическая стабильность и финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций определяется следующими факторами: складывающимися на рынке ценами; объемами производства и реализации продукции; уровнем себестоимости производства и величиной прибыли.
Вопросы повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство являются особо важными и актуальными в настоящее время, так как наиболее острой проблемой большинства сельскохозяйственных организаций является непрогнозируемый и в большинстве случаев не поддающийся контролю рост затрат.
Следует отметить, что эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости, поскольку затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены, и информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и
управления производством. Поэтому разработка эффективной системы управления затратами и ее информационное обеспечение приобретает значение важнейшей составляющей стратегии производства конкурентоспособной продукции.
На уровне сельскохозяйственной организации одной из составляющих информационного обеспечения системы управления являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, так как именно бухгалтерский учет выполняет важнейшую информационную функцию. Система бухгалтерского учета может быть определена как информационная система, целью которой является предоставление соответствующей финансовой информации по совокупности ресурсов организации и эффективности их использования.
Однако, несмотря на то, что ведение бухгалтерского учета в большинстве предприятий районов Воронежской области, а также в ЗАО «Давыдов-ское» Лискинского района, осуществляется с помо-
щью программного продукта 1С, это не смогло обеспечить управленческих работников необходимой информацией, которая позволяла бы получать достоверные данные о затратах на производстве.
Деление производимых затрат на предприятии производится по классической схеме с разбивкой по отраслям на «Растениеводство», «Животноводство», «Промышленное производство», что закономерно.
Однако, распределение затрат на конкретные виды производимой продукции производится не полностью, в результате чего точное определение себестоимости каждого вида продукции практически невозможно. Кроме того, не в полной мере осуществляется отражение произведенной продукции по ее видам в стоимостном и в количественном выражении.
Информационная модель управления затратами
Первичные подразделения
Цех растениеводства Цех животноводства У Цех механизации
I
Бригада №1
Бригада №2
МТФ №1
МТФ №2
ИНФОРМАЦИЯ О ФАКТИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗАТРАТАХ И ПРОДУКЦИИ
(Производственный отчет структурного подразделения)
Информация о фактических постоянных затратах
Информация о фактических переменных затратах
Информация о незавершенном производстве
Бухгалтерия (Сводный производственный отчет, Ведомость учета и контроля отклонения затрат)
Информация об объеме произведенной продукции и плановых затратах на нее
Планово-экономический отдел
I
Автотранспорт
Тракторный парк
РММ
Станция ТО
Информация об объеме произведенной и реализованной продукции, коммерческих расходах
Расчет отклонений фактических затрат от плановых
Плановые калькуляции расходов, определение отклонения от фактических
Оптимальная смета коммерческих расходов и ее соблюдение
Контроль затрат и их минимизация
Рисунок 1 - Схема информационных потоков в модели управления затратами ЗАО «Давыдовское»
Лискинского района Воронежской области
Эти недостатки затрудняют проведение анализа затрат на произведенную продукцию, а также приводят к несвоевременному принятию решений, направленных на минимизацию себестоимости.
В связи с этим, для формирования системы управления затратами и ее информационного обеспечения необходимо начинать учет затрат с первичных подразделений организации, который будет включать получение исчерпывающей информации о затратах и доходах по каждому центру ответственности, с выявлением тех участков, где чаще всего возникают отклонения, а также виды продукции с низкой рентабельностью. А это в свою очередь будет способствовать своевременному и правильному отражению фактических затрат по соответствующим статьям калькуляции; оперативному контролю за использованием производственных ресурсов и предупреждению непроизводительных расходов и потерь; выявлению резервов снижения себестоимости продукции.
Для повышения уровня контроля и эффективности управления затратами в подразделениях целе-
сообразно при определении отклонений фактических затрат от нормативных, группировать их по следующим признакам:
- определить влияние на уровень себестоимости продукции (с точки зрения учета и анализа их целесообразности);
- выявить места возникновения и степень ответственности за них (подразделения, ответственные лица, зависимость от деятельности подразделения);
- установить причины и виновников (внутренние и внешние, бригады, звенья);
- зафиксировать время обнаружения, календарный промежуток и технологический процесс (до (в, после) производства, период, месяц, декада процесс, передел работ);
- обеспечить полноту выявления (документирование за период, месяц или при инвентаризации незавершенного производства).
При внедрении элементов системы управления затратами в ЗАО «Давыдовское» трудоемкость
учета затрат возрастет, но не сильно, а оперативность информации как первичного, так и бухгалтерского учета повысится и, следовательно, лучше будут выполняться их контрольные функции управления производством. Достичь этого можно путем усовершенствования учетной документации, документооборота, регистров бухгалтерского учета и порядка постановки учета затрат.
В связи с этим необходим ряд документов и регистров по учету и контролю затрат на производство продукции: Производственный отчет структурного подразделения; Сводный производственный отчет по структурным подразделениям; Ведомость аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных норм (лимитов). Эти документы и регистры приспособлены для внедрения управления затратами в сочетании с применяемым нормативным методом учета затрат.
Общая схема информационных потоков по управлению затратами в зАо «Давыдовское» представлена на рис. 1.
Разработанные формы документов для учета затрат позволяют своевременно формировать, систематизировать и структурировать аналитическую информацию, обеспечить внедрение четкого графика документооборота и обосновать и документально зафиксировать регламентацию правил и механизмов управления для каждого управленческого звена.
Таким образом, информационное обеспечение управления затратами - важнейшее направление в формировании их оптимального уровня для сельскохозяйственных организаций. Совершенствование учета затрат на производство и их анализ является непременным условием укрепления внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственной организации и ее структурных подразделениях и возможностью оперативно принимать обоснованные управленческие решения, а также получать необходимый экономический эффект и повысить конкурентоспособность организации на рынке.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА
С.Н. Плотникова, ст. преп., Л.А. Козлова, к.э.н., доц., Л.А.Фуфачева, к.э.н., доц. Вятской государственной
сельскохозяйственной академии
Информационные системы (ИС) инвестиционного анализа поддерживают пользователя при принятии обоснованного решения о целесообразности реализации инвестиционного проекта.
Основной функцией ИС является расчет, анализ, оптимизация показателей экономической эффективности. Так же система позволяет оценить различные сценарии инвестиционных проектов и инвестиционные риски. По завершении исследования формируются текстовые заключения (резюме) по результатам анализа проекта.
В настоящее время сложились два подхода к способу построения ИС инвестиционного анализа:
1 способ - построение ИС на основе специализированных систем бизнес-планирования и инвестиционного анализа. Эти системы позволяют провести комплексный прединвестиционный анализ деятельности предприятия, оценить его инвестиционную привлекательность. Отдельные модули системы позволяют составить бизнес-план проекта, определить его основные условия, выявить объем начальных вложений и ожидаемую прибыль проекта. Инвестиционный анализ является одной из составляющих специализированных систем, на основе ранее сформированных бизнес-планов система реализует все аналитические функции. В качестве таких специализированных систем могут использоваться зарубежные решения (COMFAR, PROPSPIN созданные ЮНИДО), и российские разработки (PROJECT EXPERT- разработчик «Export Systems», ИНЭК-Инвестор - разработчик фирма ИНЭК и др).
Преимуществами данного способа является комплексное и интегрированное решение задач бизнес-планирования и инвестиционного анализа. Следует отметить высокое качество инвестиционного анализа, основанное на лучших российских и международных методиках.
Ограничениями для практического использования специализированных систем являются их высокая стоимость, повышенные системные требования, необходимость корректной установки и настройки системы, а так же подготовки и обучения пользователей.
2 способ - построение ИС на основе пакета программ общего назначения MS ОАюе. Пользователь самостоятельно вводит данные по условиям инвестиционного проекта и с помощью электронной таблицы Excel разрабатывает систему показателей, задает формулы для их расчета. Для формирования итоговых резюме по результатам инвестиционного анализа используется текстовый редактор Word.
Преимуществами данного способа является его невысокая стоимость и доступность. Большинство пользователей обладают компьютерной грамотностью и навыками работы с пакетом прикладных программ общего назначения. Возможности программ пакета MS Office позволяют реализовать задачи инвестиционного анализа на необходимом уровне.
Следует отметить недостатки данного способа, а именно, отсутствие готовых моделей, методик, инструментов и алгоритмов для проведения инвестиционного анализа. Качество анализа в высокой степени зависит от степени подготовленности пользователя. Так же снижает функциональность системы отсутствие комплексного и интегрированного подхода к решению задач бизнес-планирования и инвестиционного анализа.
Для большинства предприятий АПК наиболее целесообразным является второй способ построения ИС инвестиционного анализа, поскольку они не имеют достаточно средств для внедрения специализированных систем бизнес-планирования и для обучения специалистов предприятия по работе в данной системе. Низкие характеристики технических средств, используемых в организации, так же не позволяют использовать специализированные системы. Все необходимые функции инвестиционного анализа могут быть реализованы на базе пакета MS Office.
Рассмотрим возможности применения электронной таблицы Exсel при проведении инвестиционного анализа бизнес-проектов АПК.
Одной из важнейших задач инвестиционного анализа является расчет чистого дисконтированного дохода (NPV) инвестиционного проекта. Для проведения необходимых расчетов возможно использование специализированных финансовых функций Excel: ПС,