УДК 330.101.8
А. В. Резуник Вятская сельскохозяйственная академия
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Анализ и оценка информации о внутренней и внешней среде предприятия являются основой не только для принятия отдельных управленческих решений, но и для управления всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, а темпы и эффективность его развития зависят прежде всего от возможностей предприятия перерабатывать все возрастающие объемы информационных потоков. Прирост объема информации превратил ее в один из важнейших факторов, влияющих на все сферы экономического развития.
Так как информационная система предприятия основана в первую очередь на взаимодействии внутрифирменных и межфирменных коммуникаций, ее потенциал определяется не столько техническими возможностями современных средств информации, сколько множеством факторов, совместное действие которых необходимо рассматривать как целостность.
Стремительное развитие науки, техники и производства привело к усилению роли информационного фактора. Любая научная идея, открытие или разработка должны быть подготовлены в виде соответствующих файлов в определенной базе данных, и только тогда они могут быть эффективно востребованы и быстро использованы. Таким образом, темпы научно-технического прогресса зависят прежде всего от возможностей общества перерабатывать все возрастающие объемы информации, от уровня развития информационной инфраструктуры, а также от увеличения потока информации. Экономика уже на современном этапе требует развития информационной системы [1].
Цель исследования: определить информационные ресурсы предприятия, функции, состав и структуру информационно-аналитических технологий; проследить роль информационного фактора и формирование интеграционных связей между объектами различного уровня; обосновать эффективные направления информатизации предприятия, экономические основы информатизации предприятий в рамках формирования единого информационного пространства.
Информационное обеспечение бизнеса в развитых странах
В развитых странах предприниматели наряду с учеными и специалистами выступают основными потребителями информационных услуг и продуктов, а сфера бизнеса - важнейшим и самым большим по объему сектором информационного рынка. Мировая практика последних десятилетий показала, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Свобода информации тесно связывается западными экономистами со свободой конкуренции и рассматривается как одно из базисных условий эффективного функционирования рыночной экономики. Тем более целесообразным представляется рассмотрение состояния этой проблемы в ведущих западных странах [2].
Было бы некорректно недооценивать и громадный вклад США в информатизацию мирового сообщества, и определенные успехи в воспроизводстве капитала в области электронного бизнеса. Однако эти факторы в значительной мере не исчерпывают всего спектра проблем информационного обеспечения американского бизнеса, что проявляется, в частности, в формировании такого направления деятельности, как бизнес «он-лайн» для развития бизнеса «оффлайн». При этом динамика роли государства в повышении эффективности информационного обеспечения бизнеса состоит в том, что на него возлагаются все новые и новые задачи, трудоемкость которых во времени не уменьшается [3].
Периодические издания для бизнеса в традиционной и электронной информационной среде
Предпринимательская деятельность требует от руководителей предприятий принятия решений на всех этапах организации и ведения бизнеса. На каждом этапе одной из основных является информационная составляющая, которая обеспечивает руководителей и специалистов-исполнителей знаниями о текущем моменте и тенденциях развития рынка производимых ими товаров и услуг. Важными информационными блоками для предпринимателей являются блок информации о предприятиях-конкурентах и производимой ими продукции, блок информации о новых технологиях и новациях, позволяющих совершенствовать и развивать производство и реализацию товаров и услуг. Применение наукоемких технологий в производстве товаров и услуг является одним из основных путей развития и сохранения конкурентоспособности [4].
Важными источниками информации о развитии рынка, достижениях производства и применяемых наукоемких технологиях являются традиционные виды опубликованных и неопубликованных документов, относящихся к категории научной, технической и экономической информации.
Отечественные периодические издания идут в ногу со временем и с момента изменения экономических отношений в России являются поставщиками как производственной, так и коммерческой, экономической, рекламной и другой информации, а также метаинформации (вторичной информации), необходимой руководителю-бизнесмену. Значение периодических изданий для бизнеса в зарубежных странах не претерпело изменений, их роль давно признана и оценена [5].
Об объемах информации по бизнесу, коммерческой деятельности предприятий и фирм, маркетингу, рекламе, публикуемой в журналах в виде статей, можно в первом приближении судить из сведений по отражению этой информации в базах данных (БД) ВИНИТИ, в которых статьи из журналов составляют в среднем 70 % всей реферируемой информации. Примерно 65-70 % всех статей в БД ВИНИТИ составляют статьи из зарубежных журналов. Общее число документов, отражаемых ежегодно в БД ВИНИТИ, составляет примерно 1 млн - рефераты статей из журналов и сборников, книг, депонированных рукописей, патентов, авторефератов, диссертаций. Ниже представлены данные (табл. 1), полученные в результате поисков в БД ВИНИТИ по различным тематическим фрагментам за 2002-2003 гг. и в целом по политематической БД за 2003 г. Выборка документов производилась на основе запроса, который предусматривал наличие в заглавии и ключевых словах документов аспектов бизнеса, коммерции, торговли, маркетинга, рекламы, деятельности и продукции фирм, рынка и рыночных отношений в целом. Информация о фирмах как ключевом объекте статей была также выделена из политематической БД отдельно [6].
Таблица 1
Информация по бизнесу в БД ВИНИТИ
БД ВИНИТИ Всего документов по бизнесу по результатам поиска, экз. Статьи из журналов
экз. % от общего числа статей по бизнесу
Политематическая БД 2003 19 628 15 883 81
Автоматика и телемеханика 4 093 3 692 90
Горное дело 1 780 1 596 90
Издательское дело и полиграфия 2 238 2 130 95
Машиностроение 6 085 5 781 95
Металлургия 1 921 1 847 96
Охрана окружающей среды 944 806 85
Транспорт 1 974 1 727 85
Химия и химическая технология 6 933 6 718 97
Экономика промышленности 14 318 9 192 64
Электротехника 1 219 1 138 93
Энергетика 4 507 3 751 83
46 012 38 378 83
Центры научной и технической информации, обрабатывающие опубликованную литературу и подготавливающие на этой основе реферативные издания и базы данных, можно рассматривать в качестве основных индикаторов ценности размещаемой в ней информации для
всех категорий пользователей, в том числе предпринимательского и частного производственного секторов [7].
Для получения такой комплексной характеристики можно воспользоваться данными о периодических изданиях, помещаемых в справочник Ulrichs Periodicals Directory (далее Ulrichs) [8]. Этот справочник, подготавливаемый американской фирмой Bowker, является самым представительным и авторитетным источником информации о сериальных (продолжительных и продолжающихся) изданиях, охватывает издания по всем тематическим направлениям, наиболее полно описывает каждое издание, включает до 43-х элементов данных и выпускается на CD-ROM, что позволяет производить автоматическую обработку данных. Ulrichs издается с 1932 г. и по данным 2003-2004 гг. включает в себя информацию о 206 293 сериальных изданиях, выходящих в настоящее время, в том числе о 141 209 периодических изданиях без ограничения по их характеру. Ulrichs включает также данные о вендорах - коммерческих распространителях, предоставляющих первичные и вторичные издания в телекоммуникационной среде или на динамических носителях (CD-ROM, DVD-ROM) (табл. 2) [9].
Таблица 2
Крупнейшие вендоры информационных ресурсов в Интернет
Система Организация — владелец системы Страна создания / страны офисов Общая характеристика предоставляемой информации Число периодических изданий и других видов документов
Dialog Thomson Company, Dialog Corp. США / Великобритания, Гонконг 900 баз данных всех типов, в том числе крупнейших информационных центров по бизнесу, науке, технике, финансам и праву 800 млн. записей с доступом через Интернет или с доставкой для локальных систем, 15 млн. патентов 60 стран, более 600 периодических изданий
Dialog Datastar Thomson Company, Dialog Corp США Более 450 БД по лекарственным препаратам, бизнесу, финансам, химическим продуктам, энергетике, продуктам питания, правительственной статистике, наукам, технологиям 10 тыс. полнотекстовых периодических изданий
EBSCO EBSCO Publishing США / Великобритания, Австралия 50 библиографических и полнотекстовых БД по бизнесу, науке, технологиям, медицине в электронной и печатной формах 374 периодических реферативных изданий и индексов, 3 346 полных текстов периодических изданий, 150 газет
Factiva Dow Jones and Reuters Company США / в странах всех континентов Реферативные и полноцветные издания по экономике и бизнесу на 22 языках, описание 22 тыс. компаний Более 8 тыс. изданий, 1 990 периодических изданий
The Gale Group Thomson Company, Dialog Corp США / Великобритания, Австралия, Г ер-мания, Швейцария, Малайзия Более 600 БД по науке, технологиям, образованию, бизнесу в электронной, печатной и микроформах 2 881 периодических изданий по бизнесу
Таким образом, в совокупности информацию по периодическим изданиям можно представить, сгруппировав ее следующим образом:
- информация, характеризующая любое периодическое издание, независимо от его назначения, с точки зрения его выходных и содержательных данных: название, история изменения названия, К8К, страна, первый год издания, язык, тираж, цена, характер издания, издатель, автор, адреса издателя и коллективного автора, наличие нетрадиционных форм издания, тематика, аннотация, наличие рецензий;
- информация о включении периодического издания в обработку для подготовки конкретных информационных продуктов и в фонды крупнейших служб доставки документов.
Такой подход к оценке журнала является достаточно универсальным и, как показали эмпирические данные, приемлем для определения уровня журналов научного, научнотехнического, научно-производственного характера всех тематических областей, а также для журналов по бизнесу и экономике. В связи с большим разнообразием информационных изда-
ний, подготавливаемых различными информационными центрами и обществами, методикой охватывается наиболее важная часть журналов, выходящим в мире по всем отраслям знаний.
Заключение
Наблюдается устойчивая тенденция к созданию порталов центрами - генераторами информационных продуктов, предоставляющих собственные ресурсы и услуги в сетевом режиме. Условия телекоммуникационной среды и информационно-коммуникационных технологий дают возможность информационным центрам наращивать объемы своих информационных ресурсов, создавать и широко предоставлять в Интернете услуги на их основе и расширять их в расчете на интересы новых категорий пользователей.
Чтобы приблизить системы связи России к мировому уровню, необходимы инвестиции в размере 60 млрд дол. Освоить такие средства способны компании, имеющие соответствующие технические возможности и мировой опыт. При разумной государственной политике в этой сфере доходы федерального бюджета России ежегодно могли бы возрасти на десятки миллиардов рублей. В процессе создания инновационных решений значительную роль сыграет Инвестиционный фонд поддержки инофрмационно-консультационных технологий, который вложит в перспективные высокотехнологичные ИТ-стартапы 1,5 млрд руб. Фонд проторит дорогу к частному капиталу, так что к 2010 г. средства институциональных инвесторов в нем полностью заместят бюджетные деньги. В сочетании с системой налоговых льгот для участников рынка информационно-консультационных технологий все это позволяет надеяться на решительный прогресс [10].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Кн. 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. - М. - Кострома, 2002. - 163 с.
2. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы ТАСИС: в рамках программы Темпус
- ТАСИС. - Минск, 2001. - С. 45.
3. Актуальные проблемы Европы. Информационное обеспечение бизнеса: Опыт Западной Европы и США: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобальных и регион. проблем.; Ред.-сост. А. К. Субботин. - М., 2004. - 216 с.
4. Костина Л. Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.
- Киров: КФ МГЭИ, 2004. - 144 с.
5. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы / Под ред. А. М. Каминского. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 624 с.
6. Общегосударственная программа информатизации общества на 1991-2005 гг. // СПС «Гарант».
7. Информационные и телекоммуникационные центры: Справ. / ВИНИТИ. - М., 2002. - 354 с.
8. Ulrich’s TM on Disc. - RRB, R. R. Bowker. - 2000-2003.
9. Dialog Database Catalog 2002. Dialog Corp.; A Thomson Company. - 464 p.
10. Андрианов В. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации // Экономист. - 2002. - № 5. - С. 10-15.
Получено 15.11.2006
DATAWARE OF ENTERPRISE ACTIVITY
A. V. Rezunik
Information in the electronic form has recently become an important component of a modern market infrastructure. Freedom of information is considered as one of basic conditions of effective functioning of market economy. Important sources of information on the development of the market, manufacture achievements and applied high technologies are traditional kinds of published and not published documents related to such categories of information as scientific, technical and economic. It is possible to judge as a first approximation about information content on business, commercial activity of enterprises and firms, marketing, advertising published in magazines in the form of articles, due to its reflection in databases where they make about 70 % of all information. The steady tendency to open portals by the centers representing own resources and services in a network mode is now observed. The investment fund of support of information-consulting technologies has a significant role in making innovative decisions in Russia. It will find the way to the private capital, and by 2010 the funds of institutional investors will have completely replaced the budget money.