ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.147
С. А. Курносова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Аннотация. В статье раскрывается значение информационно-образовательного пространства для успешной подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна. Представлены сформулированные на основе контент-анализа научной литературы требования к информации, обеспечивающей качество проектируемых объектов педагогического дизайна.
Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информационное обеспечение, педагогический дизайн, проектирование.
Abstract. The paper stresses the important role of the educational IT environment in successful preparation of higher school students for pedagogical design development. Requirements to the information providing quality of the developed objects of pedagogical design are formulated on the basis of the content-analysis of scientific literature.
Index terms: information-educational space, dataware, pedagogical design, projecting.
В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности выступают современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на создание, сохранение, переработку и обеспечение эффективных способов представления информации потребителю, актуализирующих проблему подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям социального заказа. В современной ситуации доминирования медиаконтента успех становления компетентного специалиста зависит от получения студентами информации о новейших научных и технологических достижениях в области основной и смежных
профессий. Современный учитель должен понимать суть сложных общественных и педагогических процессов, уметь использовать потенциал информационной среды, действуя, как правило, в условиях неопределенности, ограниченности времени, постоянного увеличения и накопления объема профессионально-значимой информации.
Проблеме разработки методологической основы использования информационных технологий в процессе обучения посвящены работы Н. Е. Астафьевой, А. Л. Денисовой, И. Г. Захаровой, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, Н. В. Молотковой, И. В. Роберт, Н. К. Солоповой, М. С. Чвановой и др. Исследования показали, что, несмотря на теоретические достижения ученых в названной области, вопросы подготовки студентов вуза, способных работать в условиях современного информационно-образовательного пространства, требуют дополнительного исследования.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это обстоятельство отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве и т. д. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась такая технология, как дистанционное обучение. Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных коренным образом изменить ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия модернизации образовательной системы в целом. Основными задачами модернизации ставятся возрождение и развитие лучших традиций российского просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интеграция в мировое образовательное сообщество. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года была принята Правительством РФ в декабре 2001 г., и в ней говорится о весомой роли, которую призваны играть средства информационных и коммуникационных технологий.
В результате реализации этих программ российские учебные заведения почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами информационных и коммуникационных технологий с европейскими обра-
зовательными учреждениями, о чем свидетельствуют данные различных международных социологических исследований. Также за последние годы наметилась положительная тенденция к интеграции средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. На данном этапе внедрения компьютерных технологий и Интернет в школах и вузах происходит накопление информационного и образовательного потенциала внутри каждого отдельно взятого образовательного учреждения. Продвижение в этом направлении сдерживается лишь недостаточным количеством преподавателей, имеющих специальную подготовку в области педагогического дизайна, т. е. процесса создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
Термин «педагогический дизайн» был предложен разработчиками проекта «Информатизация системы образования» как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных материалов, формирования учебной среды и построения эффективного образовательного процесса. На Западе соответствующую область делят на сегменты, например: instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т. п. Вопросы теории и практики дизайна подробно рассматривали Е. А. Ариевич, П. П. Алексеев, Н. В. Воронов, В. М. Волошко, И. Я. Герасименко, М. Е. Гизе, В. П. Зинченко, Ю. В. Назаров, М. П. Хилл и др.
С. М. Михайлов отмечает, что дизайн, зародившись на рубеже XIX и XX столетий, достаточно быстро превратился в один из распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности [3]. В современной науке дизайн определяется как междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной зоне контакта его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности [4].
Центральной проблемой дизайна является создание культурно-предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с художественно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологи, социологии, психологии, педагогики и др. С первых шагов возникновения дизайна он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. В современной системе образования в связи с его тотальной информатизацией сло-
жились предпосылки для появления отдельной отрасли практической педагогики - педагогического дизайна. В контексте нашего исследования понятие педагогический дизайн» включает все перечисленные компоненты и представляет собой систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания, процесса анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей, тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности.
Таким образом, педагогический дизайн охватывает всю деятельность по форматированию содержания подготовки специалиста-предмет-ника (рисунок). В качестве основной цели педагогического дизайна нами определяется создание и поддержка такого информационно-образовательного пространства, в котором на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов.
Объекты педагогического дизайна
Процесс проектирования педагогических объектов сравнительно полно и обстоятельно исследован в литературе. По мнению О. С. Газмана, одной из отличительных особенностей проектной деятельности является автодидактизм - способность параллельно с непосредственным созданием проекта обеспечивать формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей [6]. Это свойство связано с получением в период реализации проекта новой информации, освоением новых
видов активности, в том числе совместно с другими, с переживанием позиции творца, позиции человека, управляющего обстоятельствами.
Сама доставка информации зависит от наличия новейших средств коммуникации. Информация как научная категория эксплицируется с различных позиций. Р. Ф. Абдеев связывает понятия «информация», «организация», «управление», «коммуникация» с упорядочиванием коммуникативных связей, накоплением информации, образованием новых структур [1]. По мнению Е. Ю. Никитиной, профессиональное образование студентов выступает как процесс формирования менталитета личности, отражающий квинтэссенцию культуры [5]. При этом сама информация отражает как динамику, так и статику функционирования системы, т. е. устойчивые связи. Поэтому будет методологически правильно рассматривать информацию в связи с подготовкой студентов вуза к проектированию педагогического дизайна.
Проведенные Н. Винером и К. Шенноном исследования проблем кибернетики потребовали нового отношения к информации и коммуникации, философского осмысления сущности информационно-коммуникативного подхода к миру и человеку; А. И. Берг, Б. В. Бирюков относят «информацию» к общенаучным понятиям, связывая ее с теорией информации. В. И. Кремлянский считает информацию атрибутом системы; И. Земан рассматривает ее как результат познавательной деятельности человека; М. И. Сетров - как энергетическую систему [1]. Информация, включенная в систему подготовки студентов к педагогическому дизайну, связана с содержанием функционирования системы, с состоянием ее составных частей, и обновляется в связи с функционированием системы и установлением новых коммуникативных связей, развитием личности.
Проектирование педагогического дизайна предусматривает возможность организовать для студентов такое информационно-образовательное пространство, в котором они смогут полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить необходимые личностные качества. Создание высококачественного и высокотехнологичного информационнообразовательного пространства рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательного пространства - это не только чисто техническая задача. Для его создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования.
Под информационно-образовательным пространством понимается, как правило, системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [3]; антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося [4]. В контексте исследования подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна корректным будет определение данной дефиниции как единого пространства, построенного с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенное дидактическое обеспечение.
Ключевыми свойствами информационно-образовательного пространства вуза являются целостность, открытость, полиструктурность, эмерд-жетность, динамизм, синергичность. В условиях интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна зависит от характера (уровня) их активности в освоении информационно-образовательного пространства: чем выше уровень активности на всех этапах проектирования педагогических объектов, тем более высокая ступень профессионального развития достигается, тем выше уровень трансформации профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, развития - в саморазвитие.
Дидактический потенциал информационно-образовательного пространства позволяет одновременно достигнуть глубокой индивидуализации обучения за счет дифференциации средств и способов формирования индивидуальных образовательных пространств и коллективизации образовательного процесса на базе технологий проектного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Информационно-образовательное пространство вуза как сфера профессионального становления обеспечивает у будущего формирование учителя синергетической системы ключевых, общепрофессиональных, специализированных и узкоспециализированных компетенций для эффективного осуществления педагогической деятельности в информационном обществе на основе новых аксиологических ориентиров, включающих, прежде всего, ценности единства знания и компетенций, ценности рефлексии и самопознания, что отражает современные тенденции в мировой культуре и образовании.
Успешность проектировочной деятельности будет определяться, в том числе, и учетом механизмов возникновения и протекания тех или иных действий и процессов, а также четкостью представления объекта проектирования. Практика показывает, что информационная насыщенность информационно-образовательного пространства имеет первостепенное значение для формирования информационной культуры будущего специалиста в целом и для успешной подготовки к проектированию педагогического дизайна в частности. Информационная насыщенность позволяет интенсифицировать взаимодействие
• между субъектами педагогического процесса;
• субъектом и объектом информации;
• субъектом и широкой социальной средой.
Важно, чтобы информация имела разносторонний характер, удовлетворяла разнообразные интересы субъектов педагогического процесса, ориентировала в информационном поле. Анализ научных исследований показывает, что образовательная информация должна носить системный характер. При этом системность проявляется в трех аспектах:
• как система циркулирующей информации в информационном поле;
• систематизация информации;
• обработка информации.
Еще одним важным принципом информационного обеспечения подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна является избыточность информации. Избыточная информативность - характеристика информации, выражающаяся в неравномерном соотношении средств выражения (сигнала) и ее смысловом наполнении (содержании) [6]. Применительно к исследуемой проблеме мы определяем как информативные все новые, неизвестные обучаемому сведения, и как избыточные - те сведения, которые ему уже известны либо из предыдущего опыта, либо из того же задания.
Е. С. Заир-Бек связывает логику проектировочного процесса с такими этапами, как определение замысла проекта; разработка модели действия; планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации [2]. В. В. Сериков предлагает следующую последовательность: разработка замысла, диагностическое задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса, подбор педагогических средств, прогнозирование вариантов, диагностика результатов [7].
На основе вышесказанного можно выделить три этапа проектирования педагогического дизайна:
• подготовительный;
• этап реализации проекта;
• рефлексивный.
Каждый из этапов в силу функциональной качественной дифференциации требует особого информационного обеспечения.
Подготовительный этап. Проектирование педагогического дизайна ориентировано на создание и преобразование разных объектов и предметов. Объектом проектирования педагогического дизайна является образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие участников и являющийся также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различного рода информации. В силу этого пространство, в котором он протекает, можно рассматривать в качестве единого информационно-образовательного пространства - педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур и состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляется противоречие, т. е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или его состоянием в целом и требованиями к нему. Именно этот узел будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.
Этап реализации проекта. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи его составных частей. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в объекте педагогического дизайна. Основные из них - связи содержания и управления. Связи содержания затрагивают сущность взаимодействующих компонентов - состава и содержания. Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту планирования, позволяют его изменить, приспосабливая к новой среде, к соседствующим системам, процессам и ситуациям.
Рефлексивный этап включает в себя экспертную оценку проекта -проверку специалистами в области педагогического дизайна, а также специалистами, заинтересованными в его реализации. Возможным последствием экспертной оценки проекта может явиться его корректировка. Следует отметить, что рефлексивный этап проектирования педагогического дизайна предполагает не только продуктивную, но и субъектив-
ную оценку результатов. Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении будущим специалистом (или профессионалом) своих знаний, в мониторинге необходимых для профессиональной деятельности умений. Рефлексивная деятельность предполагает готовность к переосмыслению и преодолению проблемных моментов, эффективному выходу из внутренних и внешних конфликтных ситуаций, обретению новых смыслов и ценностей, постановке и решению практических задач. Особенно важно развитие рефлексивной деятельности в тех областях профессиональной деятельности, которые определяют перспективы развития общества, т. е. прежде всего в сфере образования.
Таким образом, необходимым условием подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна является создание информационно-образовательного пространства, обеспечивающего содержательное, ресурсное и дидактическое наполнение данного процесса.
Литература
1. Богословский В. И., Извозчиков В. А. Информационно-образова-
тельное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html
2. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, 1995. 35 с.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 595 с.
4. Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: учеб.-метод. пособие. Тамбов: ТГТУ, 2006. 55 с.
5. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы. М.: МАНПО,2006. 154 с.
6. Розин В. М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопр. философии. 1994. № 10. С. 100-121.
7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
8. Armstrong А.-М. Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches. California: Issue, 2003. 642 р.