УДК 332.024:519.683
Ю.К. ЯКОВЛЕВА, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
В статье представлена структурно-функциональная модель процессов информационного обеспечения индикативного управления социально-экономическим развитием территорий. В ее основу положена технология структурно-функционального моделирования бизнес-процессов IDEF0. В результате механизм индикативного управления представлен как совокупность иерархически упорядоченных, взаимосвязанных диаграмм и их функциональной декомпозиции. Предложенная модель позволяет в логической, удобной и последовательной форме описать взаимосвязи между функциями управления, координаторами и ответственными исполнителями, в систематизированном и формализованном виде предоставляет информацию о ресурсах, информационных потоках, инструкциях, нормативной информации, комплексе моделей и научно-методических подходах.
Ключевые слова: информационное обеспечение, информационные системы и технологии, структурно-функциональное моделирование, механизм управления.
Yakovleva Yu.K. Information support of the indicative management of regional socio-economic development.
The article presents the structural-functional model of the processes of information provision of the indicative management of regional social and economic development. It is based on the technology of structural-functional IDEF0 business processes modeling. As a result, the mechanism of indicative management is presented as a set of hierarchically organized, interrelated diagrams and functional decomposition. The proposed model allows to describe the relationship between the functions of management, coordinators and executives, provides the information on the resources, information flows, instructions, regulatory information, complex models and methodological approaches in a logical, convenient and consistent, formalized form.
Keywords: information support, information systems and technology, structural-functional modeling, control mechanism.
Эффективность управления любой территориальной социально-экономической системой зависит от своевременности, достоверности, полноты и объективности поступающей информации, оперативности ее обработки и генерирования в систему принятия управленческих решений. Эти процессы пред© Ю.К. Яковлева, 2017
ставляют собой систему информационного обеспечения механизма управления и являются его ключевым элементом, роль которого особенно возрастает под влиянием современных вызовов, воздействующих на процессы развития. В связи с чем изменяются приоритеты развития, возникает потребность в совершенствовании форм и методов управления на основе результатов научно-технического прогресса, развития информатики, методов и способов накопления, обработки и передачи информации. Информационные технологии, базирующиеся на современных достижениях в области компьютерной техники, средств коммуникаций и программного обеспечения, способны решить задачи по оптимизации информационного обеспечения управленческого процесса не только на уровне предприятий и организаций, но и муниципальных образований, а также более крупных административно-территориальных единиц.
Об эффективности управления и рациональной организации деятельности в различных общественных сферах с использованием информационных технологий свидетельствует и интерес, вызванный в научном сообществе. Анализ научных работ показал, что как объект исследования наиболее активно указанные процессы рассматриваются на уровне деятельности бизнес-структур, отдельных предприятий, фирм, организаций, что нашло отражение в работах Е.В. Евтеевой, В.В. Баранова, Г.Н. Каля-нова, Ю.Н. Попова, А.Г. Суворова, Т.Ю. Цибизовой, В.И. Пищулина,
Ю.П. Липунцова, А.А. Абдуллаевой, В.М. Володина, И.А. Сергеевой, Е.С. Бабаевой, В.В. Таратухина, Н.В. Па-лешевой, О.П. Разиньковой [1-11]. В последнее время прослеживается тенденция к научному обоснованию целесообразности использования информационных систем и программных продуктов в отдель-
ных структурах государственного сектора. Так, в данном аспекте в работах О.А. Булавенко, А.В.Одинец, З.С. Маго-мадовой, Д.А.Дмитриева рассматриваются учреждения сферы образования [12-14]; в трудах И.Г. Низамова, М.В. Русака, А.В. Шулаева, М.М. Са-дыкова, Н.А. Полиной, Н.Н. Чайкиной -учреждения здравоохранения [15-18]; в работах А.Э. Саак, В.Н. Тюшнякова, Л.В. Иваненко, А.А. Когдина освещаются вопросы использования информационных технологий управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [19-20]. В исследованиях, касающихся применения информационных технологий в сфере государственного управления, активно обсуждаются вопросы общего характера: обоснование целесообразности применения - Ю.А. Слаутин, И.С. Полевщиков, М.А. Буринов, Т.Т. Цатхланова, А.А. Ларин [21-23]; теоретико-методологические подходы к моделированию социально-экономических систем и управлению ими - К.В. Садова, С.С. Краснов, А.М. Коровин [24-25]; применение информационно-коммуникативных технологий для связи государственных органов власти с общественностью -Е.В. Реутов, Р.А. Брусенская, А.И. Назарова, Л.П. Скиба, Е.В. Франгулова [26-28]. Общей тенденцией в современных научных исследованиях является отсутствие должного внимания относительно научно-методических и прикладных аспектов совершенствования процессов управления на важном для развития государства региональном уровне. Актуальными являются проблемы использования информационных технологий не просто в отдельных элементах регионального управления (например, в связях с общественностью или при мониторинге отдельно взятой сферы), а в рамках процесса управления в целом, что может быть реализовано посредством оптимизации ключевой составляющей
процесса управления - его информационного обеспечения, рациональная организация которого позволит преобразовать весь процесс управления в целостный и эффективный механизм.
В рамках концепции индикативного управления социально-экономическим развитием регионов, основные положения которой представлены в работах [29-32], разработан механизм индикативного управления, представляющий собой систему, объединяющую внутреннюю взаимосвязь и порядок осуществления процедур, процессов, организационное, методическое, ресурсное обеспечение. Важным шагом к практической реализации данного механизма является разработка его информационного обеспечения.
Цель статьи - представление структурно-информационной модели информационного обеспечения индикативного управления развитием территорий, разработанной с использованием технологии IDEF0, призванной обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений и повысить эффективность процесса управления в целом.
Разработка информационно-аналитического обеспечения предполагает исследование и оптимизацию информационных процессов и систем. Информационные процессы разделяют на процессы циркуляции и переработки информации, которые делятся на процессы сбора, передачи, обработки, хранения и направления к пользователю. Информационная система - это система, которая организует накопление и оперирование информацией в определенной области [33]. Таким образом, информационное обеспечение процессов управления это сложный и многоуровневый структурный элемент системы управления в целом, поэтому его создание и дальнейшая реализация должны осуществляться с учётом совре-
менных требований и технико-технологических возможностей, на основе существующих современных средств обработки информации, информационных технологий, программных продуктов, систем структурно-функционального анализа и функционального моделирования.
Существующее предложение современных технических и программных средств, подходов к моделированию процессов управления проектами способно решить многие задачи. Так, например, для решения задач аналитического характера могут использоваться программные системы Ехсе1, Matlab и SIMULINK, а также Project Expert с использованием алгоритмов математической оптимизации и имитационного моделирования экономической динамики [34]. На современном этапе для этого применяются различные методы, в основе которых лежит как структурный, так и объектно-ориентированный подходы к моделированию [35]: метод функционального моделирования SADT (IDEF0) считается классическим подходом к управлению на основе процессов, базовым принципом которого является структуризация деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами; метод моделирования процессов IDEF3 - часть семейства стандартов IDEF, используется для моделирования последовательности выполнения действий и их взаимозависимостей в рамках процесса; моделирование потоков данных DFD представляет собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных, а цель такого представления заключается в демонстрации того, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные и выявлении связей между этими процессами; метод ARIS включает в себя комплекс средств анализа и моделирования деятельности, его методическую основу составляет совокупность различных ме-
тодов моделирования, отражающих разные взгляды на системы; метод Ericsson-Penker создан путем введения набора стереотипов, которые описывают основные категории бизнес-модели: процессы, ресурсы, правила и цели деятельности; метод технологии Rational Unified Process направлен на создание основы для формирования требований к программному обеспечению и предусматривает построение двух базовых моделей: модели бизнес-процессов (Business Use Case Model) и модели бизнес-анализа (Business Analysis Model) [36].
Например, технологическая платформа SAP NetWeaver и инструменты ARIS компании IDS Scheer предоставляют разработчику процедурные модели, методы, технологии и справочные материалы, позволяющие управлять бизнес-процессами и легко адаптироваться к изменениям. Активное развитие информационных технологий указывает на необходимость и преимущества интегрированного управления. Большое количество интерфейсов и версий различного программного обеспечения также затрудняют изменение когда-то внедренных процессов. Именно поэтому актуальным является применение технологий, обеспечивающих прямую связь между проектированием бизнес-процессов и их внедрением в виде SAP-систем. При этом важное значение имеет стоимость программного продукта, а также текущие затраты на его внедрение.
Стандарт DFD при моделировании сети процессов организации используется для описания процессов верхнего уровня, которые получаются на начальных этапах процессной декомпозиции. Для построения сети процессов в формате DFD сначала разрабатывается дерево процессов, которые делятся на стратегические, вспомогательные и управленческие. Основным преимуществом такого моделирования является то, что сеть
процессов содержит не только элементы процессов, но и взаимосвязи между ними. Это обеспечивает проверку модели на целостность и непротиворечивость. Интересной является нотация Гейна-Сарсона классической методологии DFD [37]. Данный подход предусматривает введение дополнительного объекта, с помощью которого определяются места бизнес-процесса, где хранится информация или другие ресурсы (хранилище данных). Также при этом предоставляется возможность использования объектов, с помощью которых показывают внешних субъектов, с которыми бизнес-процесс взаимодействует. Главной целью построения диаграмм DFD является предоставление ясного и понятного описания системы на каждом уровне детализации. Такой подход позволяет отображать материальные и информационные потоки, раскрывает особенности преобразования входных данных в выходные, а также выявляет взаимосвязи между этими процессами.
К основным преимуществам методологии DFD относятся [38, 39]: возможность однозначно определить внешние сущности, анализируя потоки информации внутри и вне системы; возможность проектирования сверху вниз, что облегчает построение модели; наличие спецификаций процессов нижнего уровня, позволяющего преодолеть логическую незавершенность функциональной модели и построить полную функциональную спецификацию разрабатываемой системы; модели имеют очень богатый набор элементов, адекватно отражающих их специфику; существуют и поддерживаются рядом CASE-инструментов алгоритмы автоматического преобразования иерархии DFD в структурные карты, демонстрирующие межсистемные, внутрисистемные связи и иерархию систем.
В науке выделяют такие методы создания информационных систем: мето-
ды, ориентированные на структуры; методы, ориентированные на объекты; методы, ориентированные на процессы [40]. Методология IDEF имеет достаточно широкое разнообразие различных нотаций, таких как: IDEF0 и IDEF3 и т.д. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Так, методология IDEF3 позволяет рассматривать процессы, делая акценты на процессах их выполнения. Ее применение является эффективным и оправданным, когда возникает необходимость изучения системы на базе временной синхронизации и рас-синхронизации процедур [41]. В нотации IDEF3 по сравнению с IDEF0 отсутствует возможность отображения входящей и исходящей документации, лиц, принимающих решения, применяемых механизмов и обратных связей, а также контроля.
Нотация ГОEF0 разрабатывается как совокупность иерархически упорядоченных, взаимосвязанных диаграмм. Она описывает функционирование системы в наиболее общем виде, а затем осуществляется ее функциональная декомпозиция. Диаграммы данного вида достоверно изображают функциональную структуру системы, а также процессы, происходящие в ней, с разной степенью детализации; удобно и логично представляются взаимосвязи между функциями системы [42].
ГОЕБО - диаграммы оформляются в соответствии с нормативами: вход слева - ресурс (информация), который превращается в результате процесса в выход; управление сверху - инструкции, нормативная информация, ресурсы, которые не расходуется в процессе, могут параллельно использоваться в других процессах, содержащих сведения о том, как должен осуществляться процесс (сюда относятся все методики, концепции подходы и т.п.); механизм снизу - кто или с помощью чего осуществляется процесс (исполнители, могут быть математиче-
ские модели как средства преобразования информации); выходы справа - цель осуществления процесса.
Таким образом, методы структурно-функционального анализа эффективны при разработке информационного обеспечения индикативного управления социально-экономическим развитием территорий. Наиболее удобно отображаются логические взаимосвязи между функциями системы в рамках применения методологии IDEF0, которая при этом имеет четкую и формализованную структуру. Указанные преимущества определили выбор инструментария структурно-функционального моделирования IDEF0 при разработке информационного обеспечения индикативного управления социально-экономическим развитием территорий, что позволило разработать информационные модели разных уровней иерархии и адаптировать предложенные научно-методические подходы к практическому внедрению. При построении моделей в стандартах IDEF0 могут применяться общеизвестные программы, например, такие как: Bpwin или Ramus Educational, они удобны для адаптации под любую организационную структуру и не требуют дополнительных затрат на разработку программного обеспечения.
Следует отметить, что разработанная концепция и механизм индикативного управления, в рамках которых предлагается система информационного обеспечения, применимы для территорий с различной спецификой и индивидуальными чертами (старопромышленных, рекреационных, моноотраслевых или же с той или иной формой депрессивности регионов, состояние которых определяется влиянием чрезвычайных факторов и т.д.) [29, 30] На рис. 1 представлена схема информационного обеспечения механизма индикативного управления, разработанного для донецкого региона как старопромышленной социально-экономической системы.
Информационное обеспечение механизма индикативного управления социально-экономическим развитием территорий
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В: Территории старопромышленных регионов
АВТОР: Яковлева Ю.К. ПРОЕКТ:
Информационное обеспечение
ЗАМЕЧАНИЯ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ДАТА: 16.01,2017 РЕВИЗИЯ: 16.01,2017
■РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ
ЧИТАТЕЛЬ
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ
JAJA
КОНТЕКСТ: ВЕРХ
Законодательная саза
Значения экономических, социальных и демографических показателей территорий
1входные данные для расчета интегральных и частных
показателей социально-экономического развития Исходные данные щи сопоставления ¡'эталонные
значения показателей) Прогнозы макроэкономического развили
Экономические, социальные и демографические прогнозы развития территорий
Информация от субъектов хозяйствования
Заявки населения и предприятий для программ развития
Информация для программ развития от различных
структурных единиц ц подразделении кррпгорпп Шдикаторы социально-экономического развития
Статистическая информация автоматизированной
системы управления Альтернативные решения в сфере социально-
экономического развития территории Параметры и критерии контроля реализации решений^
в сфере социально-экономического развития Перечень возможных реакций на проблемные ситуации |
в сфере социально-экономического развития территорий
Центр мониторинга
Ресурсные огратичния
Под;
■оды к приоритеты социально-
индика гивному эконошн ynpai
лению
террв гориеи
ского развигш
Механизм индикативного управления социально-экономическим развигаем территорий стар опр омышленных регионов
АО
Проффкные ■ерства
Руковздство терркторий
РукоЕ тосутррства
Методы
□боен Комплексы
показателей
одство
i модели
шания
гний
Параметры о бщег о судар ств енных программ развития
Значения показателей
социально-экономического ' развития
Параметры реагирования ^
на отклонения
Оптимальный набор мероприятий в сфере
социально-экономического развития территорий
Программы социально-
экономического развития территорий
Оптимизационные модели единовременного выбора и перспективного планирования
Ветка: А-0
Название:
Механизм индикативного управления социально-экономическим развитием территорий старопромышленных регионов
Номер:1
Рис. 1. Информационное обеспечение механизма индикативного управления социально-экономическим развитием территорий (первый уровень модели)
На входе представлен перечень информации, характеризующей состояние региона в различных аспектах и формах (статистическая информация, показатели для расчёта интегральных и частных показателей, данные для сопоставления, прогнозные данные, информация от субъектов хозяйствования, населения, муниципальных образований нижнего уровня, параметры и критерии контроля реализации решений и др.) В качестве основных инструкций для регламентации процессов механизма используются: законодательная база, приоритеты разви-
тия, параметры общегосударственных программ развития, а также ресурсные ограничения и подходы к индикативному управлению территорией.
Реализация процессов механизма осуществляется посредством скоординированной работы сотрудников центра мониторинга, профильных министерств, руководства территории и государства, а также на основе применения соответствующих комплексов показателей социально-экономического развития, методов и моделей обоснования решений, оптимизационных моделей единовременного
выбора и перспективного планирования. Эффективное осуществление процессов предложенного механизма индикативного управления позволит получить такие результаты: программы развития территорий, оптимальные наборы мероприятий, параметры реагирования на отклонения, а также значения показателей состояния территорий. Декомпозиция механизма представлена на рис. 2 и включает в себя такие процессы: оценка уровня и разработка программ развития территорий, мониторинг динамики состояния территорий, принятие текущих управленческих решений, контроль за их реализацией, экстренное реагирование на проблемные ситуации, оценка деятельности руководства территорий. В модели отражены информационные связи между процессами механизма. Важным является то, что функции, выполняемые в рамках представленных процессов, осуществляются одновременно и без четко определенной последовательности. Обусловлено это высокой степенью динамизма и сложностью процесса социально-экономического развития региона. Характерным также является наличие прямых и обратных связей между процессами механизма.
Важным процессом механизма индикативного управления развитием территорий является оценка уровня развития (блок А 1, рис. 2). Декомпозиция данного процесса представлена на рис. 3, где выделены основные этапы: формирование набора исходных показателей и осуществление интегральной оценки.
Наличие автоматизированной системы управления, а также осуществление непрерывного мониторинга позволят оперативно предоставлять детализированную информацию и осуществлять выбор необходимых исходных данных для расчетов. Научно-методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития в рамках вышеотмечен-
ного механизма индикативного управления подробно представлены в работах [31, 32]. Реализация блоков А 11 и А 12 (рис. 3) позволит оценивать степень достижения поставленных целей социально-экономического развития и сопоставлять его результаты в разрезе территорий (районов), а также выявлять сферы, требующие особого внимания при разработке программ развития.
Программы социально-экономического развития разрабатываются периодически и могут корректироваться по мере необходимости. Это может быть связано с изменением значений показателей-индикаторов, приоритетов развития, выявлением проблемных ситуаций, требующих урегулирования, в том числе и по результатам мониторинга и т.д.
Разработка программ социально-экономического развития территорий предполагает реализацию ряда взаимосвязанных этапов и начинается с подготовки пунктов и разделов ответственными исполнителями (блок А 21, рис. 4). Для этого используется информация о фактических и плановых экономических, социальных и демографических показателях, а также информация от государственных учреждений, субъектов предпринимательской деятельности и т.д. Сборка программы в единый документ осуществляется с учётом участия и согласования всех структурных элементов системы регионального управления. Как показывает практика, именно на этих этапах возникают сложности, обусловленные субъективными факторами. Итерационные процессы согласования и корректировки содержания программ могут значительным образом увеличивать время на их подготовку, что в результате отражается на эффективности программ и достоверности содержательной части. Осуществление непрерывного мониторинга с применением современных информационно-
Рис. 3. Информационное обеспечение процесса оценки уровня социально-экономического развития территорий
коммуникационных систем позволит вывести процесс формирования программ развития на более высокий уровень за счет повышения оперативности и качества выполнения функций ответственными исполнителями и координаторами.
Общая схема информационного обеспечения мониторинга социально-экономических процессов представлена на рис. 5 и включает в себя последовательность этапов: изучение социально-экономических показателей, выявление нежелательных ситуаций социально-экономической динамики, анализ, интер-
претация и информирование о результатах, разработка реакции на возникающие угрозы.
Осуществление данных этапов в рамках предлагаемого информационного обеспечения позволит не просто наблюдать, оценивать и прогнозировать социально-экономическую динамику, но и содействовать предупреждению нежелательных ситуаций. Мониторинг предоставляет оперативную информацию об отклонениях для принятия текущих решений руководством территории. Схема
00 00 2 КЗ оп
Ь-Ь
чО I
КЗ
о
Ь-ь
СЯ
т гч н я к я к я
гч н я
н
<<
н >
ш
я о я о
я л т гч Я Я X
я
гч
гч ^
т Ь| о
га >
я я
я<
КЗ
о
Ь-ь 2
Разработка программ СЭР территорий
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В: Территории старопромышленных регионов
АВТОР: Яковлева Ю.К. ПРОЕКТ: Информационное
обеспечение
ЗАМЕЧАНИЯ: 123456789 10
ДАТА: 16.01.2017 РЕВИЗИЯ: 18.01.2017
■РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ
ЧИТАТЕЛЬ
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ
ДАТА
КОНТЕКСТ |—|
■п.
^Ьг
Ветка: А2
Название:
Разработка программ СЭР территорий
Номер: 4
Рис. 4. Информационное обеспечение процесса разработки программ оциалъно-экономического развития территорий
¡5!
X
«в»
О
о о
■с
с а
■с
^ X
с о
X X
о X
1 «и Я О о о
X ©V
§ (й о
а
с съ
X X
съ те
о X
Я X
Р съ
к X
43 § X X
05 X
С а
с X
1 05
X
О
43 С\)
съ о
С\) с Ч а
о X о 05 45 а §
те
X
X
¡0
Рис. 5. Информационное обеспечение процесса мониторинга динамики социально-экономического развития
информационного обеспечения в рамках механизма индикативного управления социально-экономическим развитием территорий представлена на рис. 6, где в качестве исходной информации представлены следующие позиции: прогнозы макроэкономического развития, альтернативные решения в сфере управления, а также экономические, социальные и демографические прогнозы. При формировании оптимального набора управленческих мероприятий предусмотрена реализация таких этапов: определение целевых
значений индикаторов, оценка доступных и выделенных ресурсов, формирование перечня потенциально возможных мероприятий, оценка влияния мероприятий на значения индикаторов развития, выбор целевой функции, ограничений и проведение расчетов. Реализация представленной схемы на основе внедрения современных информационно-коммуникационных систем позволит субъектам, принимающим решения на различных уровнях управления, осуществлять выбор наиболее приемлемых мероприятий с
00 00 Z
КЗ оп
I—1 чО I
КЗ
о
I—1
га m п н я
Я
я
Я
я
п н я
н
<<
н >
ш Я о я о
я
нС
m п Я Я X
я
п
п ^
m bi о
га >
я я
Я<
КЗ
о
i—1
Z
Принятие текущих решений в сфере СЭР территорий
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В: Территории старопромышленных регионов
АВТОР: Яковлева Ю.К. ПРОЕКТ: Информационное
обеспечение
ЗАМЕЧАНИЯ: 123456789 10
ДАТА: 16.01.2017 РЕВИЗИЯ: 19.01.2017
ш РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ЧИТАТЕЛЬ ДАТА КОНТЕКСТ:
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ
Информиции о о отклонениях для принятия текущих р ешений руководством территорий
Прогнозы о э ко но mi rja с ко г о развития
Прогнозы о э ко но тч! е с ко г о
I-1 рАЗЕГГПИ
Значения показателей СЭР
Определение целевых значений индикаторов СЭР А41
Альтер напевные решения б сфере СЭР территории
Э ьо но лютое с кие,
сощижные и де мог р афггче с ниш
прогнозы РАЗВИТИЯ территорий
Методы и моде га с обоснования решений
[ ]
3 аконо дателвна.э
оаза
Ресурсные ^
"V огр аничния
Оценка доступных или выделенных ресурсов
А42
J
Руководство государства, территорий, профильные г
лишне тер с тв a J
Методы и модели обоснования решений
[ ]
Пр огр аыыы
СЭР территорий
7 Формирование перечня потенциально возможных мероприятий^^
РуГИОЕОДСТТО ГОСуДАрСТТЕА, Teppirropint, профгшьные
ПЛЕНГССТерСТЕА
Руководство государства, территории, профильные ''мнннс те р с тв а
[ I
Программы
СЭР территорий
Оценка влияния мероприятий на значения индикаторов СЭР А44
Методы ic тодегас обоснования
Руководство государства, территории, профильные ^ министерства
О тгп смсп атц ю иные
тодегас единовременного
выоора и перспекпсввгаго ] плашсровавася
]
Программы
СЭР территорий
|7-
Выоор целевой
функции,
ограничений и
проведение
расчетов
А45
Руководство государства, территорий, профильные лшннс те р с те а.
-г-
][
О птнм аль нь ш
набор ыер о пр i LTii iñ в сфере СЭР территорий
О пп ела сз ащ со иные модели
единовременного
выоораи перспективного
rUHHT[pOtAHILÍ
Ветка: А4
Название:
Принятие текущих решений в сфере СЭР территорий
Номер:6
Рис. 6. Информационное обеспечение принятия текущих решений в рамках механизма индикативного управления
¡S!
3
«в»
О
о о
-С
с а
-С
^ с
с о
3 3
о 3
1 (и Я о о те о
3 Cv
§ съ о
а
С те
£ ^
те те
<-) 3
Я с
Р те
к с
43 б 3 Qj С
Ой X
С а а 3
3 с 3 с
1 05
3
о
Чз с\»
те О
cv> с Ч 3
о 3 о Ой 43 а §
те
3
3
¡0
учетом их текущей и потенциальной результативности, а также имеющихся ресурсов. При этом представляется возможность оценки последствий каждой из альтернатив по всем показателям, которые входят в состав интегрального.
Завершающими и немаловажными процессами информационного обеспечения индикативного управления являются: контроль реализации решений в сфере управления (блок А 5, рис. 2), экстренное реагирование на проблемные ситуации (блок А 6, рис. 2) и оценка деятельности руководства территорий (блок А 7, рис. 2). В результате осуществления данных процессов обеспечивается возможность анализа результатов и корректировки решений, полученных на предыдущих этапах механизма управления. Оперативность реагирования обеспечивается за счет внедрения непрерывного мониторинга социально-экономической динамики на базе современной информационной системы и создания автоматизированного рабочего места сотрудника центра мониторинга.
Выводы и перспективы исследований. Представленная структурно-функциональная модель информационного обеспечения индикативного управления социально-экономическим развитием территорий дает возможность формализации, наглядного представления и обобщения информационных потоков, ресурсов, методов и инструментов. Создаются условия для описания взаимосвязи данных элементов с основными процессами механизма, а также их ответственными исполнителями. Преимуществами предложенного подхода является удобство осуществления функциональной декомпозиции, что позволяет представить систему индикативного управления в виде взаимосвязанных, иерархически упорядоченных диаграмм. За счет этого обеспечивается удобство и опера-
тивность восприятия информации ответственными исполнителями на этапе практического внедрения представленных научно-методических разработок и рекомендаций. Представленная модель является основой для систематизации функций всех участников процессов индикативного управления, предоставляет координаторам, руководству и уполномоченным субъектам управления обобщенную информацию о необходимых организационных изменениях и создает условия для их эффективной реализации.
В дальнейших исследований представляется целесообразным разработка организационного обеспечения, в том числе особенностей формирования и функционирования центра мониторинга, как системы взаимодействия субъектов управления в рамках реализации концепции индикативного управления социально-экономическим развитием территорий.
Список использованной литературы
1. Евтеева Е.В. Использование информационных технологий в системе управления предприятий / Е.В. Евтеева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (24). -С. 19-25.
2. Баранов В.В. Информационные технологии и управление предприятием / В.В. Баранов, Г.Н. Калянов, ЮН. Попов. - М.: Компания АйТи. - 2006. -325 с.
3. Суворов А.Г. Управление крупными компаниями с использованием информационных технологий: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 / А.Г. Суворов. -М.: Московский гуманитарный ун-т. -2004. - 19 с.
4. Цибизова Т.Ю. Разработка систем управления организациями с исполь-
зованием информационных технологий [Электронный ресурс] / Т.Ю. Цибизова, В.И. Пищулин // Наука и образование: научное издание МГТУ. - 2007. - № 4. -Режим доступа: http: CyberLeninka.ru> article/n/razrabotka-sistem.. .s...
5. Липунцов Ю.П. Управление процессами: методы управления предприятиями с использованием информационных технологий / Ю.П. Липунцов. - М.: АиТи, ДМК-пресс, 2010. - 224 с.
6. Абдуллаева А.А. Информационные технологии и их роль в эффективном управлении предприятиями гостиничного бизнеса [Электронный ресурс] / А.А. Абдуллаева // Транспортное дело России. - 2009. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/journal/n/transportnoe-delo-rossii.
7. Володин В.М. Инновационное развитие промышленных предприятий и информационные технологии управления / В.М. Володин, И.А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/ article / n / i nnovatsionnoe - razvitie -promyshlennyh-predpriyatiy-i-informatsion-nye-tehnologii-upravleniya.
8. Бабаева Е.С. Информационные технологии в управлении ресурсами современного предприятия [Электронный ресурс] / Е.С. Бабаева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2011. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/search#ixzz4ZEAI2xcv.
9. Таратухин В.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на управление бизнес-процессами малых и средних предприятий в развивающихся странах [Электронный ресурс] / В.В. Таратухин // Бизнес-информатика. - 2012. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehno-logiy - na - upravlenie - biznes - protsessami-malyh- i-srednih-predpriyatiy-v.
10. Палешева Н.В. Использование программных продуктов для управления товарными запасами на предприятии торговли [Электронный ресурс] // Н.В. Палешева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-programmnyh-produktov-dlya-upravleniya - tovarnymi - zapasami - na-pred-priyatii-torgovli.
11. Разинькова О.П. Применение программных продуктов Global-EAM и «2П-Кадры!» для управления производственным потенциалом предприятия [Электронный ресурс] / О.П. Разинькова, П.И. Разинькова // Программные продукты и системы. - 2016. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/primenenie-programmnyh - produktov - global-eam-i-2p-kadry - dlya-upravleniya-proizvodstvennym-potentsialom-predpriyatiya.
12. Булавенко О.А. Информационные технологии в управлении образованием [Электронный ресурс] / О.А. Булавенко, А.В. Одинец // Современные проблемы науки и образования. -2012. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru / article/ n /informatsionnye-tehnologii-v-upravlenii-obrazovaniem-1.
13. Магомадова З.С. Использование информационных систем в образовательном пространстве современной общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / З.С. Магомадова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/ n / ispolzovanie - informatsionnyh - sistem - v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennoy-obscheobrazovatelnoy-shkoly.
14. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением [Электронный ресурс] / Д.А. Дмитриев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2001. - № 4. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/journal/n/ vektor - nauki - tolyattinskogo-gosudarstven-
nogo - universiteta - seriya - pedagogika-psihologiya.
15. Низамов И.Г. Внедрение современных информационных технологий в управлении лечебно-профилактическими учреждениями [Электронный ресурс] / И.Г. Низамов, М.В. Русак // Казанский медицинский журнал. - 2002. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/ journal/n/kazanskiy-meditsinskiy-zhurnal.
16. Шулаев А.В. Эфективность внедрения информационных технологий в управлении педиатрической службой в условиях непрерывного повышения качества медицинской помощи [Электронный ресурс] / А.В. Шулаев, М.М. Сады-ков, Г.М. Хузиева, А.Р. Гайнутдинов // Вопросы современной педиатрии. -2008. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru / article / n / effektivnost-vnedreniya-informatsionnyh - tehnologiy -v-upravlenii - pediatricheskoy-sluzhboy - v -usloviyah-nepreryvnogo-povysheniya.
17. Полина Н.А. Управление ЛПУ с помощью информационных технологий [Электронный ресурс] / Н.А. Полина // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2012. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru / article / n / upravlenie - lpu-s-pomoschyu-informatsionnyh-tehnologiy-1.
18. Чайкина Н.Н. К вопросу Об использовании в системе здравоохранения современных компьютерных технологий и сестринского персонала с высшим медицинским образованием в их обеспечении [Электронный ресурс] / Н.Н. Чайкина // Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru / article / n / k-voprosu-ob-ispolzovanii - v - sisteme-zdravoohraneniya-sovremennyh - kompternyh - tehnologiy - i-sestrinskogo-personala-s-vysshim-meditsinskim.
19. Саак А.Э. Применение информационных технологий управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [Электронный ресурс] / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Известия Южного фе-
дерального университета. Технические науки. - 2013. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/journal/n/izvestiya-yuzhnogo-federalnogo-universiteta-tehnicheskie-nauki.
20. Иваненко Л.В. Совершенствование процесса внутренних коммуникаций в управлении персоналом организации на примере департамента ЖКХ [Электронный ресурс] // Л.В. Иваненко, А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. - 2014. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru / article / n/ sovershenstvovanie - protsessa - vnutrennih-kommunikatsiy - v - upravlenii - personalom-organizatsii-na-primere-departamenta-zhkh.
21. Слаутин Ю.А. Информационное обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс] / Ю.А. Слаутин, И.С. Полевщиков // Science Time. -2015. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/ journal/n/science-time.
22. Буринов М.А. Сущность информационных технологий как инструмент регионального управления / М.А. Буринов, Т.Т. Цатхланова // Вестник калмыцкого университета. - 2012. -№ 3 (15). - С. 102-105.
23. Ларин А.А. Информационные технологии и эффективность государственного управления / А.А. Ларин // Вестник Нижегородского университета. -2010. - № 2 (1). - С. 252-255.
24. Садова К.В. Имитационное моделирование в управлении социально-экономическими системами / К.В. Са-дова, С.С. Краснов // Вестник Волжского университет им. В.Н. Татищева. - 2011. -№ 18. - С. 65-72.
25. Коровин А.М. Анализ подходов и программного обеспечения для имитационного моделирования социальных и экономических систем / А.М. Коровин // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 35. -С. 98-100.
26. Реутов Е.В. Механизмы формирования обратной связи в региональном и муниципальном управлении / Е.В. Реутов, Р.А. Брусенская // Научные
ведомости: история, политология, экономика, информатика. - 2010. - № 7 (78). -С. 222-228.
27. Назарова А.И. информационные технологии в государственном управлении [Электронный ресурс] / А.И. Назарова, Л.П. Скиба // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. -Режим доступа: http: // cyberleninka.ru / journal / n / aktualnye-problemy - aviatsii - i -kosmonavtiki.
28. Франгулова Е.В. Сущность концепции «Электронное правительство» и мировой опыт ее реализации / Е.В. Франгулова // Вестник АГТУ. Серия: управление, вычислительная техника и информатика. - 2010. - № 1. -С. 10-14.
29. Яковлева Ю.К. Концепция индикативного управления социально-экономическим развитием регионов / Ю.К. Яковлева // Менеджер. - 2016. -№ 4 (78). - С. 172-179.
30. Яковлева Ю.К. Механизм индикативного управления социально-экономическим развитием регионов / Ю.К. Яковлева // Торговля и рынок. -2016. - № 2. - С. 66-79.
31. Азарян Е.М. Подход к интегральной оценке социально-экономического развития территорий / Е.М. Аза-рян, Ю.К. Яковлева // Менеджер. -2016. - № 3 (77). - С. 13-24.
32. Азарян Е.М. Формирование набора исходных показателей для оценки социально-экономического развития регионов / Е.М. Азарян, Ю.К. Яковлева // Торговля и рынок. - 2016. -№ 1/2016 (39). - С. 17-31.
33. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев, В.А. Машурцев. - М.: ИНФРА-М, 2001. -158 с.
34. Цисарь И.Ф. Компьютерное моделирование экономики / И.Ф. Цисарь, В.Г. Нейман. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2008. - 384 с.
35. Корж Л.В. Документащя. Право дшово'1 сфери / Л.В. Корж. - К.: 1н-т дер-жави i права, 2002. - 232 с.
36. Шеер Август-Вильгельм Моделирование бизнес-процессов: перев. с англ. / Август-Вильгельм Шеер; 2-е изд. перераб. и доп. - Москва, 2000. - 222 с.
37. Ковалев С.М. Современные методологии описания бизнес-процессов -просто о сложном [Электронный ресурс] / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультант директора. - 2004. - № 12. -Режим доступа: http: // www.kachest-= article&id = 53:-dfd&catid = 15 bizness-prozhess&Itemid=65.
38. Вендров А.М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов (обзор) / А.М. Вендров // Информационный бюлетень. - 2004. - № 10 (137). - 32 с.
39. Характеристика DFD-метода проектирования при определении функциональных требований к программному обеспечению [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://migku.wikidot.com/ gos-pis-7.
40. Паршина О.А. 1нформацшш системи i технологи в менеджмента нав-чальний поабник / О.А. Паршина, В.М. Косарев, Ю.1. Паршин. - Дншро-петровськ: Дншропетровський ун-т iм. А. Нобеля, 2012. - 312 с.
41. Буч Г. UML. Классика CS / Г. Буч, А. Якобсон, Дж. Рамбо, С. Орлов. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 736 с.
42. Миков Д.А. Анализ методов изучения потоков данных для оценки рисков информационной безопасности / Д.А. Миков // Prospero: ежемесячный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 28-33.
Статья поступила в редакцию 16.02.17