Научная статья на тему 'Информационное обеспечение государственной политики патриотического воспитания'

Информационное обеспечение государственной политики патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
742
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTIC UPBRINGING / MASS MEDIA / STATE POLICY OF PATRIOTIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлова Олеся Викторовна

Рассматривается проблема патриотического воспитания в современном российском обществе. Определяется роль средств массовой информации как каналов трансляции государственных приоритетов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Михайлова Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR STATE POLICY OF PATRIOTIC UPBRINGING

The problem of patriotic upbringing in contemporary Russian society is considered. The role of mass media as the channels of broadcasting the state priorities in this area is defines.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение государственной политики патриотического воспитания»

УДК 316.346

Михайлова Олеся Викторовна

Mikhailova Olesya Viktorovna

аспирантка Московского государственного технического университета гражданской авиации [email protected]

post-graduate student of Moscow State Technical University of Civil Aviation [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

INFORMATION SUPPORT FOR STATE POLICY OF PATRIOTIC UPBRINGING

Аннотация:

The summary:

Рассматривается проблема патриотического воспитания в современном российском обществе. Определяется роль средств массовой информации как каналов трансляции государственных приоритетов в данной сфере.

The problem of patriotic upbringing in contemporary Russian society is considered. The role of mass media as the channels of broadcasting the state priorities in this area is defines.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, средства массовой информации, государственная политика патриотического воспитания.

Keywords:

patriotic upbringing, mass media, state policy of patriotic upbringing.

Информационная политика государства реализует объем тех целей, которые отражают национальные интересы в информационной сфере, определяя пути их достижения. Целевые приоритеты государства в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности, реализации конституционных прав и свобод человека в области получения информации для обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, для политической, экономической и социальной стабильности и пр. Развитие страны невозможно без конструктивной работы всех институтов гражданского общества. В этом процессе одну из ведущих ролей играют средства массовой информации (СМИ), выступая мощным средством управления общественным мнением и одновременно субъектом его формирования. Традиционно сложилось, что в России патриотизм предполагает беспокойство за судьбу страны, ее историю, культуру, особое отношение к соотечественникам. Утрата чувства патриотизма ведет к негативным последствиям, ведь у человека, который не гордится своей страной, ее историей, традициями, достижениями нередко пропадают смысложизненные ориентиры, без которых затруднено личностное развитие. И сегодня во многом именно от СМИ зависит, чем заполнится идеологический вакуум, образовавшийся в нашей стране после отказа от коммунистической идеологии: экстремизмом, шовинизмом или гуманистическими, общечеловеческими ценностями и патриотизмом. Такое социальное чувство, как патриотизм нельзя навязывать силой, но его можно формировать и поддерживать, направлять в созидательное русло, превращая в компонент мировоззрения. Именно это и входит в задачи СМИ, которые выполняют в реализации государственной политики в данной сфере не только информационную (ознакомительную), но и воспитательную функцию.

5 ноября 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев обратился к Федеральному собранию со своим первым президентским посланием. Этот программный документ, излагающий наиболее важные направления развития страны, в частности, включал и вопросы патриотизма. «При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. Именно это и делает нас единым народом, Россией», - заявил Медведев [1]. В настоящее время в нашей стране принята к исполнению Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная 5 октября 2010 г. Она является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Именно эти программы определяют основные пути развития системы патриотического воспитания граждан в нашей стране, содержат систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях, основных направлений участия в этой деятельности федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и СМИ. Действующая в настоящее время Программа предполагает государственное регулирование пропаганды патриотизма в средствах массовой информации. Она включает комплекс правовых, нормативных, информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции. В рамках этой госпро-граммы предусматривается система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе: разработка конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания; формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий; активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества; создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания; организацию постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных деятелей. Программа также предусматривает производство кино- и видеофильмов, издательскую деятельность, постановку спектаклей, направлен-

ных на патриотическое воспитание граждан с учетом особенностей развития, истории и культуры народов России, содействие их взаимообогащению, мобилизацию потенциала творческой интеллигенции в целях создания образов положительных героев для художественных произведений, рассчитанных на различные возрастные и социальные группы населения. Предлагается образование специального печатного органа по проблемам патриотического воспитания. Активизацию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов, согласно программе, предполагается осуществлять путем организации конкурсов с учреждением ежегодных премий по патриотической тематике [2]. Следует отметить, что уже на протяжении девяти лет, с 2002 г., Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Министерством обороны Российской Федерации и Российский государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» проводится Всероссийский конкурс на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания «Патриот России», что безусловно способствует интересу к теме патриотизма в СМИ. В марте 2010 г. был проведен первый Всероссийский конкурс патриотической журналистики «Отечество». Эти смотры профессионального мастерства среди журналистов и редакторов СМИ, уделяющих внимание гражданской тематике, вызывают большой интерес у медиасообщества. Важна также особенность этих конкурсов, которая заключаются в том, что награды предназначается одновременно журналистам и их изданиям. «Награждение связки» предполагает поощрение не только автора материала, но и руководителя, который при определении информационной политики уделяет внимание материалам на патриотические темы. Как отмечают организаторы конкурса «Отечество», в частности, председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев: «Патриотизм - это инстинкт самосохранения любого здорового общества, поэтому сейчас крайне важно вернуть патриотическую повестку дня в конструктивное русло. Творческий смотр призван был выявить и поддержать талантливых журналистов, которые в своих работах поднимают значимые и актуальные для страны проблемы и темы» [3].

Важно, чтобы журналистские тексты были нацелены на формирование патриотических установок, формирование гражданской позиции людей. Публикации о Великой Отечественной войне остаются сегодня одним из основных ориентиров для укрепления современного российского патриотизма, являются источником гордости за свой народ. Как пример, можно привести патриотический проект «Георгиевская ленточка», широко освещаемый в СМИ. В нем охотно принимают участие многие граждане нашей страны. Российские СМИ также активно освещают результаты труда тех, кто ищет на полях сражений останки погибших воинов Великой Отечественной войны. В частности, широко освещалась встреча президента РФ Дмитрия Медведева с членами тульского молодежного поискового центра «Искатель», которые занимаются поиском и восстановлением имен солдат павших во время Великой Отечественной войны. «Это очень благородная, очень непростая работа, но настоящая патриотическая работа. В этом проявляется настоящий непоказной патриотизм, - отметил Д.А. Медведев, - Я абсолютно согласен, что патриотическое воспитание - это неотъемлемая часть большой государственно-народной работы и все вы здесь присутствующие - участники этих дел» [4]. В последнее время широко освещаются победы россиян на различных международных спортивных и культурных мероприятиях, что также способствует развитию патриотических настроений у тех, кто далек от политических установок. Среди СМИ, уделяющих внимание патриотической тематике, можно выделить радиостанцию «Звезда» и ее цикл передач «Моя Россия», в которых рассказывают о заповедных местах и самых отдаленных уголках России, а также телеканал «Звезда», ориентированный на российскую реальность. Информационно-патриотическую функцию выполняет российский национальный интернет-проект телеканал «Триумф России», в задачи которого входит освещение актуальных событий, создание тематических сюжетов, творческих проектов, исторических очерков, авторских проектов о России и россиянах. Можно выделить цикл передач под названием «Наша Победа» («Военные контрразведчики в битве под Москвой» и «Подвиг московских врачей в годы войны») автора Екатерины Пронько на канале ТВ Столица, отметить позитивное освещение будущего России в сюжете «Работа есть!» Мальковой Вероники и Русинова Вячеслава на канале ТВ Центр и пр. Однако этих СМИ для развития идей патриотизма, поддержания положительного образа страны, пробуждения интереса к отечественной культуре, пока недостаточно. Показателен опрос, проведенный 12 февраля 2011 г. на интернет-портале Сообщество «Русская Пресса: присоединяйтесь!». В опросе высказывалась оценка, что состояние СМИ не удовлетворяет большинство населения страны, и была высказана личная оценка автора опроса, что «те, кому дорога Россия, должны доминировать в общественном мнении, в СМИ, оттеснив остальных из фокуса общественного внимания». И ставился вопрос: «Согласны Вы с этим? Или видите более актуальную, первостепенную задачу?». 63,0 % опрошенных были полностью согласны с этим утверждением, 19,0 % заявили, что «это тщетные усилия и пустые хлопоты. СМИ захвачены силами глобализма с неограниченным финансовым и административным ресурсом». И лишь 13,0 % опрошенных высказали мнение, что «это ложная цель. Надо не информационную империю строить, а включаться в протест против нынешнего режима».

Безусловно, примеры позитивного образа Родины оказывают воздействие на умы и сознание граждан и одна из первостепенных задача государства заключается в том, чтобы содействовать деятельности тех, кто нацелен на создание подобных образов. Освещение достижений России, пробуждение и воспитание в людях патриотических чувств - эти темы прямо или контекстуально должны присутствовать в сообщениях журналистов.

Ссылки:

1. Александров А. Миром нельзя управлять из одной столицы // Эхо планеты. 2008. 14.11.

2. URL: http://правительство.рф/gov/results/12530/

3. Объявлены победители первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики // Итар-тасс. 2010. 26.03.

4. Государство не ослабит внимания к патриотическому воспитанию // Итар-тасс регионы. 2010. 11.03.

5. URL: http://gidepark.ru/user/866127661/poll/47169.

References (transliterated):

1. Aleksandrov A. Mirom nel'zya upravlyat' iz odnoy stolitsy // Eho planety. 2008. 14.11.

2. URL: http://pravitel'stvo.rf/gov/results/12530/

3. Obyavleny pobediteli pervogo Vserossiyskogo konkursa patrioticheskoy zhurnalistiki // Itar-tass. 2010. 26.03.

4. Gosudarstvo ne oslabit vnimaniya k patrioticheskomu vospi-taniyu // Itar-tass regiony. 2010. 11.03.

5. URL: http://gidepark.ru/user/866127661/poll/47169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.