2 016 ' 0 3
ВЛАСТЬ
193
KRUTITSKAYA Elena Vasil'evna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Head of the Chair of Advertising and Public Relations, Russian State Social University (4, bld. 1, Vil'gel'ma Pika St, Moscow, Russia, 129226)
PR-TECHNOLOGIES AS A TOOL OF SOCIAL PROJECT MANAGEMENT
Abstract. The article focuses on peculiarities of using PR technologies in the system of social projects management. The main attention is brought to the link between the aim of project designing and the orientation of PR. Some real projects are chosen to demonstrate specificity in selection and using of promotion tools and technics.
Keywords: PR technologies, social projects, promotion tools, target groups, beneficiary, special actions, mass media
МРОЧКО Ольга Геннадьевна — к.и.н., доцент кафедры физического воспитания Московской государственной академии водного транспорта (117105, Москва, Новоданиловская наб., 2, корп. 1; [email protected])
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В современных условиях любая деятельность, в т.ч. физическое воспитание, сопровождается различными формами, методами и средствами информационного обеспечения как необходимым условием успешного решения поставленных задач. Деятельность педагогов по формированию у студентов навыков, умений в области самостоятельно поиска, оценки, восприятия и использования информации определяет такое понятие, как информационное образование, которое является важнейшим элементом информационной культуры в целом. Однако нельзя отождествлять понятия «информационное образование» и «компьютерная грамотность». В этой связи следует различать «общее информационное образование» для массовой аудитории СМИ (читателей, телезрителей, радиослушателей, пользователей сети) и «специальное (профессиональное) информационное образование» для специалистов в сфере информационных технологий.
Ключевые слова: информационное обеспечение, физическое воспитание, информационное образование, компьютерная грамотность
Информационное обеспечение физического воспитания студентов предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач: Во-первых, информирование о государственной политике в сфере физической культуры и спорта; во-вторых, разъяснение значимости физических упражнений для молодого человека; в-третьих, создание осведомленности о спортивно-массовой работе в вузе и проводимых мероприятиях.
Результаты комплексного социологического исследования, проведенного кафедрой физического воспитания МГАВТ в конце 2015 г., показали, что студенты знают основные положения законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих политику государства в сфере физической культуры и спорта. Так, больше половины (54,41%) опрошенных студентов назвали нормативы ГТО, которые установлены для молодых людей данного возраста. О том, какие нормативы предстоит сдавать на зачете по физической культуре, знают 79,41% студентов.
хорошо информированы студенты (70%) о командах, созданных в МГАВТ для участия в различных спортивных соревнованиях (межвузовских, городских,
всероссийских и др.), а абсолютное большинство (91,9%) осведомлены о проводимых в вузе спортивных соревнованиях. Это свидетельствует о внимании и интересе студентов к спортивной жизни вуза.
Источники информированности различны: сообщили преподаватели кафедры физического воспитания - 54,41%; узнали от однокурсников - 36,76%; прочитали на информационном стенде кафедры - 24,26%; посмотрели информацию на сайте МГАВТ (19,11%) или в группе «ВКонтакте «SPORTMSAWT» (18,38%)i.
В ходе исследования была определена роль СМИ как инструмента создания информационного поля в сфере физической культуры и спорта, а также выявлено отношение студентов к различным источникам спортивной информации. Следует отметить, что 63,5% студентов проявляют интерес к сообщениям СМИ о состоянии и развитии физической культуры и спорта в России.
На сегодняшний день основными источниками оперативной спортивной информации для студентов являются сообщения, размещенные на интернет-сайтах (72,26%), и сообщения, транслируемые по телевизионным каналам (47,44%). Значительно меньше студентов получают такую информации из прессы (7,29%) и радиопередач (2,19%).
Какие же виды спорта и физической культуры, о которых информируют СМИ, привлекают внимание студенческой молодежи вуза? Следует отметить, что предпочтения достаточно разнообразны. Наибольшее число студентов интересуют футбол (43,06%), хоккей (22,62%), волейбол (16,79%), биатлон (8,76%), фигурное катание (8,03%), бокс (7,29%), баскетбол (5,11%), плавание (5,11%), художественная гимнастика (5,11%), настольный теннис (4,38%). Некоторые студенты проявляют интерес к горным лыжам, борьбе, фехтованию, легкой атлетике, гребле, лыжам, дайвингу, мотокроссу, бодибилдингу, бадминтону, керлингу и др.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что информационное обеспечение физического воспитания студентов является необходимой составной частью учебного процесса [Петров 2014]. Однако информационное обеспечение не решает всех проблем информационной осведомленности студентов в области физической культуры и спорта. Вопрос должен ставиться значительно глубже. Речь должна идти не столько о внедрении информационных технологий в сферу физической культуры и спорта, сколько об информационном образовании студентов в целом.
Следует подчеркнуть, что понятие «информационное образование» зачастую отождествляется с компьютерной грамотностью пользователей Интернета [Смагина 2010; Бешенков, Ракитина, Миндзаева 2013]. Как уже отмечалось выше, Интернет действительно является основным и наиболее оперативным источником информации для студентов. Однако нельзя сводить информационное образование исключительно к компьютерной грамотности. Знания и умения пользователя являются составными элементами системы информационного образования как составной части учебного процесса в вузе. Информационное образование в таком понимании представляет особый вид информационной деятельности.
Анализ научных исследований и работ по данной проблеме показывает, что большинство авторов рассматривают информационное образование в рамках такой учебной дисциплины, как информатика. Таким образом, содержание, цели и задачи информационного образования сводятся к компьютерной грамотности, компьютерной культуре, коммуникационному обучению.
1 Лакеев Н.С., Мрочко О.Г. Анализ информационной политики государства в сфере физической культуры. Отчет по НИР кафедры физического воспитания МГАВТ М.: Изд-во МГАВТ. 2015. С. 149-151.
2 016' 0 3
ВЛАСТЬ
195
Это является существенным пробелом в деле создания подлинно научных основ разработки и осуществления государственной политики в сфере информационного образования в современных условиях, широкого использования возможностей СМИ в качестве духовных и материальных источников массовой информации и носителей информационной культуры во всех ее проявлениях.
В отечественной и зарубежной научной литературе крайне мало работ, в которых рассматривались бы концептуальные основы информационного образования в философско-политологическом и социально-психологическом аспектах, а также проблемы ее становления в современном обществе [Пузыни 2013: 70]. Объективно назрела необходимость в специальном исследовании информационного образования как компонента формирования и показателя развития информационного общества.
Деятельность педагогов по формированию у студентов как потребителей массовой информации навыков, умений в области самостоятельно поиска, оценки, восприятия и использования информации определяет такое понятие, как информационное образование, которое является важнейшим элементом системы информационной культуры в целом.
В этом плане нельзя не согласиться с мнением, что следует различать общее информационное образование для массовой аудитории СМИ (читателей, телезрителей, радиослушателей, пользователей сети) и специальное (профессиональное) информационное образование для специалистов в сфере информационных технологий [Гендина, Рябцева 2014: 218].
Наряду с другими социальными институтами, СМИ активно содействуют развитию культуры в самом широком ее понимании. Выполняя свои функции, СМИ участвуют в распространении знаний. С другой стороны, поставляя информацию о культурных ценностях, они несут так называемую развлекательную информацию. И в том и в другом случае СМИ способствуют тому, чтобы культура стала доступной для самых широких кругов. Что же касается информации развлекательного свойства, то она как бы готовит аудиторию к восприятию более глубоких сведений социально-политического и социально-экономического характера.
Говоря об уровнях и размерах потребностей личности для ее всесторонней жизнедеятельности, необходимо, по нашему мнению, вести речь и о понятии «необходимые потребности». Их реализация стоит в зависимости от культурного уровня, достигнутого обществом. Это положение можно отнести и к процессу производства и потребления информации. Именно с категорией «культура» соотносимо и определение «информационное взаимодействие» в системе «СМИ - массовая аудитория»: культура производства, распространения, потребления и восприятия информации. Соответственно, и содержание распространяемой СМИ информации, и характер ее потребления массовой аудиторией необходимо рассматривать в контексте общей культуры данного общества.
Овладение навыками информационного образования - необходимая составляющая человеческого развития. Ее значение возрастало и возрастает по мере усложнения форм общения и организации коллективной жизни людей. Как следствие этого процесса, появилась и стала доминировать зависимость общественного прогресса от информации, которую приобретали, осваивая на протяжении многих веков реальный мир, многие поколения. Это позволяет утверждать: создаваемая человеком информационная картина мира глубоко социальна. Она формируется человеком благодаря его активному творческому отношению как к историческому прошлому, так и к реалиям собственного бытия. Именно так, посредством информации передается социальный опыт, координируются усилия людей в процессе взаимодействия с окружающей реальностью, обогащается
духовный мир человека, развиваются его интеллектуальные способности, формируется его морально-нравственный облик.
Будучи неотъемлемой частью культуры в целом, информационное образование неразрывно связано с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей, выступает содержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе информационного взаимодействия. Информационное образование как категория науки и практики может рассматриваться и в широком, и в узком значении. В широком смысле - это достижения цивилизации в развитии информационных связей в обществе, показатель жизнедеятельности людей в такой специфической сфере, как информационная, в которой можно отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции намечающегося дальнейшего развития, степень прогнозирования будущего. Информационное образование в узком смысле - это уровень потребления и восприятия информации массовой аудиторией. Мы рассматриваем информационное образование именно в таком аспекте.
Список литературы
Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. 2013. Информационное образование в России. - Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 42-51.
Гендина Н.И., Рябцева Л.Н. 2014. Информационное образование: дефиниция и принципы. — Вестник Кемеровского государственного университета. № 27. С. 217-223.
Петров П.К. 2014. Информационные технологии в физической культуре и спорте. М.: ИЦ «Академия». 288 с.
Пузыни О.Г. 2013. Модели медиаобразования: российский и зарубежный опыт. - Высшее образование дляXXIвека: доклады и материалы X Международной научной конференции. М.: МосГУ. С. 70-74.
Смагина Е.А. 2010. Проблемы формирования информационной культуры студентов. М.: ИСЭПиМ; Де-По. 120 с.
MROCHKO Ol'ga Gennad'evna, Cand. Sci.(Hist.), Associate Professor of the Chair of Physical Training, Moscow State Academy of Water Transport (2, bld. 1 Novodanilovskaya Emb, Moscow, Russia, 117105; [email protected])
INFORMATION SUPPORT
OF THE PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS
Abstract. In modern conditions, any activity, including physical education, is accompanied by a variety of forms, methods and means of information security as a necessary condition for the successful solution of the tasks. The activities of teachers for the formation of students' skills in independent research, assessment, perception and use of information define such a concept as information education, which is an essential element of information culture as a whole. However, the concepts of information education and computer literacy are not identical. In this regard, we must distinguish between common information education for mass media audience (readers, viewers, listeners, Internet users) and special (vocational) information education for specialists in the field of information technology.
Keywords: information security, physical education, information education, computer literacy