Научная статья на тему 'Информационное обеспечение финансового контроля: проблемы и пути их решения'

Информационное обеспечение финансового контроля: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый контроль / финансы государства / информационное обеспечение / эффективное использование / целевое использование / бюджетные средства / financial control / state finances / information support / effective use / targeted use / budgetary funds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимакова Лилия Александровна, Карловская Евгения Анатольевна, Токарь Елена Викторовна, Коваленко Светлана Николаевна

Одной из основных задач государства в настоящее время является эффективное управление национальными ресурсами страны, в том числе бюджетными средствами. Контроль эффективного использования бюджетных средств проводится посредством действующей системы финансового контроля. Одной из составляющих и необходимых частей её функционирования являются информационные технологии и системы, обеспечивающие проведение результативноориентированного государственного финансового контроля. Именно качественное информационное обеспечение позволяет своевременно получать актуальную информацию, оперативно корректировать действия подконтрольного субъекта, проводить контрольные мероприятия и проверки в полном объеме. Комплексное применение единых информационных систем, программного обеспечения и баз данных бухгалтерского учета позволяет выполнять основные задачи результативно-ориентированного финансового контроля. В данной статье дана характеристика основных информационных источников финансового внутреннего и внешнего контроля, вскрыты проблемы оперативного получения объективных, качественных, прозрачных данных в условиях применения цифровых технологий и намечены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зимакова Лилия Александровна, Карловская Евгения Анатольевна, Токарь Елена Викторовна, Коваленко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Support of Financial Control: Problems and Solutions

One of the main tasks of the state at present is the effective management of the country's national resources, including budgetary funds. Control over the effective use of budgetary funds, compliance with the budget legislation of the Russian Federation and other normative legal acts in the field of budgetary legal relations is carried out at the expense of the current system of state financial control. This system occupies a special place in regulating the activities of state budgetary organizations. One of the components and necessary parts of its functioning is information technologies and systems that ensure the implementation of performance-oriented state financial control. It is high-quality information support that makes it possible to receive timely up-to-date information, promptly correct the actions of a controlled entity, carry out control measures and inspections in full. The use of unified information systems, software and accounting information bases allows the completion of the main tasks of performance-oriented financial control. This article describes the main information sources of internal and external financial control, reveals problems with the prompt receipt of objective, high-quality, transparent data in the context of the use of digital technologies and outlines ways to solve them

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение финансового контроля: проблемы и пути их решения»

УДК 336.13

DOI 10.52575/2687-093 2-2024-51 -3 -631 -642

Информационное обеспечение финансового контроля: проблемы и пути их решения

1 Зимакова Л.А., 1 Карловская Е.А., 1 Токарь Е.В., 2 Коваленко С.Н.

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, Белгород, ул. Победы, 85 2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Россия, 117997, Москва, Стремянный переулок, 36 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация. Одной из основных задач государства в настоящее время является эффективное управление национальными ресурсами страны, в том числе бюджетными средствами. Контроль эффективного использования бюджетных средств проводится посредством действующей системы финансового контроля. Одной из составляющих и необходимых частей её функционирования являются информационные технологии и системы, обеспечивающие проведение результативно-ориентированного государственного финансового контроля. Именно качественное информационное обеспечение позволяет своевременно получать актуальную информацию, оперативно корректировать действия подконтрольного субъекта, проводить контрольные мероприятия и проверки в полном объеме. Комплексное применение единых информационных систем, программного обеспечения и баз данных бухгалтерского учета позволяет выполнять основные задачи результативно-ориентированного финансового контроля. В данной статье дана характеристика основных информационных источников финансового внутреннего и внешнего контроля, вскрыты проблемы оперативного получения объективных, качественных, прозрачных данных в условиях применения цифровых технологий и намечены пути их решения.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансы государства, информационное обеспечение, эффективное использование, целевое использование, бюджетные средства

Для цитирования: Зимакова Л.А., Карловская Е.А., Токарь Е.В., Коваленко С.Н. 2024. Информационное обеспечение финансового контроля: проблемы и пути их решения. Экономика. Информатика, 51(3): 631-642. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-3-631-642

Information Support of Financial Control: Problems and Solutions

1 Liliya А. Zimakova, 1 Evgenia A. Karlovskaya, 1 Elena V. Tokar, 2 Svetlana N. Kovalenko

1 Belgorod State National Research University

85 Pobeda St, Belgorod 308015, Russia

2 Plekhanov Russian University of Economics 36 Stremyanny Lane, Moscow 117997, Russia

Email: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract. One of the main tasks of the state at present is the effective management of the country's national resources, including budgetary funds. Control over the effective use of budgetary funds, compliance with the budget legislation of the Russian Federation and other normative legal acts in the field of budgetary legal relations is carried out at the expense of the current system of state financial control. This system occupies a special place in regulating the activities of state budgetary organizations. One of the components and necessary parts of its functioning is information technologies and systems that ensure the implementation of performance-oriented state financial control. It is high-quality information support that makes it possible to receive timely up-to-date information, promptly correct the actions of a controlled entity, carry out control measures and inspections in full. The use of unified information systems, software and accounting information bases allows the completion of the main tasks of performance-oriented

financial control. This article describes the main information sources of internal and external financial control, reveals problems with the prompt receipt of objective, high-quality, transparent data in the context of the use of digital technologies and outlines ways to solve them.

Keywords: financial control, state finances, information support, effective use, targeted use, budgetary funds

For citation: Zimakova L.A., Karlovskaya E.A., Tokar E.V., Kovalenko S.N. 2024. Information Support of Financial Control: Problems and Solutions. Economics. Information technologies, 51(3): 631-642. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-3-631-642

Введение

Организации государственного сектора и сектора государственного управления по своей природе являются подотчетными обществу, а общество очень трепетно относится как к вопросам раскрытия информации о реализуемых целях, этичности ведения деятельности, достигнутых результатах, так и вопросам контроля за финансовыми ресурсами, использованными для достижения целей. Важное место в решении данных вопросов занимает система измерения, сбора, обработки, подготовки и представления информации о различных элементах эффективности, действующая на постоянной основе. Система отчетности организаций государственного сектора обеспечивает основу для регулярной обратной связи и возможность реализации публичного финансового контроля. Но сегодня недостаточно просто информировать общество о том, куда и сколько финансовых ресурсов потрачено, люди хотят видеть сравнение текущих результатов с запланированными и ожидаемыми, тенденции показателей, с различных сторон, характеризующих подотчетные организации, а также насколько эффективны проекты бюджетного финансирования. Поэтому особую значимость приобретает результативно-ориентированный финансовый контроль, который подразумевает под собой комплекс мероприятий, проводимых государственными органами в рамках проведения внешнего и внутреннего финансового контроля, с целью многопрофильной оценки использования бюджетных средств.

Многопрофильность предполагает, во-первых, проверку направлений использования финансов на основании планов финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), формируемых бюджетными и автономными учреждениями, бюджетных смет казенных учреждений, во-вторых, реальность приобретения, получения и рационального использования ресурсов на решение поставленных задач, в-третьих, сопоставление полученных результатов и затраченных ресурсов, в-четвертых, определение направлений совершенствования финансово-хозяйственной деятельности и определения процедур, обеспечивающих рациональное распределение ресурсов. Достижение многопрофильности оценки использования средств возможно только при наличии хорошо сформированной и слаженно функционирующей системы учетно-аналитического обеспечения управления, доступ к которой представляется в рамках осуществления контрольных процедур.

Увеличение информационных потоков, использование цифровых платформ, изменение правового регулирования социально-экономических отношений в условиях цифровизации, активное применение электронно-цифровых подписей, онлайн-технологий для получения обратной связи - все это, с одной стороны, усложняет процесс информационного обеспечения внутреннего и внешнего финансового контроля, с другой стороны - обеспечивает возможность более быстрого реагирования контролирующих структур на те или иные действия организаций государственного сектора. Поэтому цель данного исследования состоит в выявлении проблем информационного обеспечения финансового контроля и определении путей их устранения на основе цифровой трансформации государственного сектора экономики.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследования выбраны организации государственного сектора -это хозяйствующие субъекты, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности и управляемые органами государственной власти или определенными ими лицами. С финансовой точки зрения государственный сектор включает в себя все экономические ресурсы, на которые распространяется государственная форма собственности и все организации (бюджетные, автономные, казенные), с помощью которых государство и осуществляет государственное регулирование экономикой.

В процессе написания статьи были проанализированы действующие нормативные и законодательные акты, регулирующие получение, распределение и использование государственных бюджетных средств, а также регулирующие проведение финансового контроля, рассмотрены труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные рассматриваемой проблеме. Проведенный опрос и наблюдение позволили выявить проблемы информационного обеспечения финансового контроля в рамках использования бюджетных средств организациями государственного сектора экономики, а абстрагирование способствовало распознаванию причин их возникновения. Синтез и обобщение теоретического и практического материала позволили предложить мероприятия по устранению факторов, препятствующих улучшению качества информационно-коммуникационного пространства организаций государственного сектора, а также выявить возможности интеграции прогрессивных информационных технологий в контрольную среду.

Результаты и их обсуждение

Информационное обеспечение - это широкое понятие, которое предполагает непрерывный процесс по представлению различного рода информации. Непрерывность характеризуется постоянным обновлением, дополнением и актуализацией данных [Валова, 2022]. Важное значение в данном процессе имеют: скорость, объем и качество, которые во многом зависят от применяемых цифровых технологий. Цифровая революция привела к трансформации экономических отношений и, по мнению Исаева Э.А., стала необходимым условием для повышения эффективности контроля в финансово-бюджетной сфере [Исаев, 2022]. Мы согласны с автором и поэтому рассматриваем финансовый контроль с акцентом на изменение подходов к формированию подконтрольных данных и использованию новых инструментов при проведении контрольных мероприятий. Считаем важным выстраивание именно единообразной интегрированной системы информационного обеспечения, которая схематично представлена на рисунке 1.

Контрольная среда имеет большое значение в процессе формирования информационного обеспечения, так как она включает набор стандартов, структур и процессов, которые формируют основу осведомленности руководителей и сотрудников о контроле относительно их действий. Следовательно, стандарты, нормы, правила, кодексы можно рассматривать как первый источник информации, на основе которого косвенно устанавливаются возможности совершения или предотвращения неправомерных действий в части использования финансовых ресурсов.

Необходимость формирования и совершенствования информационного обеспечения продиктована не только современными условиями функционирования государственного контроля, но и существующей правовой системой с её законами. В соответствии с пп.3.3. ст. 32 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ряд документов и информации, в том числе План ФХД государственных и муниципальных учреждений и Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Новая редакция данного закона, вступающая в силу в 2025 г., также содержит данный пункт.

Обратная связь - инструмент контроля, обеспечивающий взаимодействие контролируемых и контролирующих структур. Организации государственного сектора подконтрольны обществу, поэтому посредством размещения плановой и отчетной информации в открытом доступе они обеспечивают возможность реализации обратной связи.

План ФХД - это основа управления доходами и расходами бюджетного и автономного учреждения, поэтому от качества его содержания зависит не только возможность достижения поставленных целей, но и в принципе реальность функционирования субъекта. Этот формат подхода относится и к бюджетной смете казенного учреждения, что также формирует качественный состав данного документа.

Рис. 1. Информационно-коммуникационное пространство организаций государственного сектора

и проблемы информационного обеспечения финансового контроля Fig. 1. Information and communication space of public sector organizations and problems of information

support for financial control

Сегодня наиболее распространенной моделью планирования является бюджетирование, ориентированное на результат, но при этом ценность денег продолжает оставаться приоритетной при рассмотрении вопросов результативности и эффективности деятельности организаций государственного сектора. Данные организации являются подотчетными обществу и должны функционировать во взаимосвязи с общественными интересами, поэтому для них важное значение имеет улучшение качества оказываемых услуг и повышение удовлетворенности клиентов. Использование соотношения цены и качества как критерия эффективности может обеспечить хорошую основу планирования и оценки не только результатов деятельности, но и каждого принципиально важного управленческого решения.

Практика показала, что существует положительная и значимая связь между влиянием бюджетирования, основанного на результатах, эффективностью работы и ответственностью руководителей различных уровней государственных учреждении.

Мы рассматриваем план ФХД и бюджетную смету как источники информации для грамотного распределения ресурсов, обеспечивающие интеграцию всех функций субъекта для достижения поставленной цели. Эти документы содержат целевые показатели и определяют направления расходования денежных средств, поэтому они служат основой для анализа, проводимого в рамках финансового контроля. Ясность и четкость показателей плана и сметы, доведенных до исполнителей - это важная часть результата, но регулярно проводимый мониторинг промежуточных составляющих - это вторая составляющая успеха.

В процессе ведения хозяйственной деятельности организации могут сталкиваться с различного рода препятствиями, которые не были предусмотрены во время подготовки бюджета, поэтому в целях предотвращения серьезных отклонений не только в конце, но и в течение отчетного периода, нужно анализировать возникающие отклонения. Для проведения план-факт анализа используются данные бухгалтерского учета, который, с одной стороны, выступает как информационный источник контроля, с другой стороны, как контролер.

Термины «финансы и учет в государственном секторе» рассматриваются широко и включают такие процессы, как финансовый учет, бюджетирование, ответственность, подотчетность, консолидация финансовых отчетов. Они будут действенными помощниками финансового контроля только при использовании единых подходов к цифровой архитектуре планирования, учета, отчетности, обратной связи. Исследования, проведенные Д.С. Егоровым и Т.Б. Тереховой, показали, что информационная интеграция хорошо реализована на платформе Главного контрольного управления г. Москвы [Егоров, 2020]. Данная платформа обеспечивает выделение основных точек контроля, которые постоянно мониторятся:

- формирование потребности в товарах, работах и услугах (далее - ТРУ): информационные системы ведомственный структур (ведомственные системы контроля);

- планирование закупок: информационные системы АСКД (аналитическая система контрольной деятельности), ЕАИСТ (система торгов г. Москвы), АСУ ГФ (система управления городскими финансами);

- осуществление закупки: информационные платформы АСКД, ЕИС (единая информационная система);

- исполнение контракта: АСКД, ЕАИСТ, Бюджетный учет (единая «облачная» бухгалтерия), Портал поставщиков (единая база данных поставщиков), ИАС МКР (система комплексного развития), АИС Стройинвестиции (система ведения адресных инвестиционных программ).

Кроме этого, цифровой ландшафт системы контроля г. Москвы включает:

- ЕАИСТ (систему контроля осуществления закупок);

- АСУ ГФ (систему управления и контроля городскими финансами);

- ведомственные системы контроля (систему контроля обоснованности потребности);

- бюджетный учет (систему учета, контроля исполнения обязательств);

- ИАС МКР (систему учета достижения результатов национальных проектов);

- Главгосэкспертизу и Мосгосэкспертизу (систему контроля экспертизы стоимости);

- АИС Стройинвестиции (систему контроля адресной инвестиционной программы).

Комплексное использование информационных систем создает условия для работы с

большими базами данных, анализируя и выделяя зоны риска закупочного процесса на любом этапе его проведения. Данный опыт необходимо поляризовать.

Финансовый мониторинг - это один из наиболее действенных и эффективных инструментов финансового контроля, он используется для принятия оперативных управленческих решений и может выступать в качестве основы для корректирующего контроля [Зацаринная, 2024]. Хотя он же выполняет функцию информационного

обеспечения управления [Кузнецова, 2021]. Поставщиком данных для оперативного и последующего финансового мониторинга является бухгалтерский учет.

Для решений задач качественного информационного обеспечения контроля в организациях государственного сектора система бухгалтерского учета должна выполнять следующие функции:

- аккумулировать всеобъемлющую и надежную информацию о государственных финансах;

- являться основой для совершенствования финансового планирования и управления;

- формировать детализированные исходные данные для анализа;

- предотвращать мошенничество и неэффективное использование финансовых средств.

Хорошо организованный бухгалтерский учет в государственном учреждении может продемонстрировать реализацию систем бюджетирования, достижение бюджетных целей и реализацию концепции эффективности. Но адекватность формируемой учетной информации во многом зависит от уровня подготовки, умений и навыков сотрудников бухгалтерской службы. Проведенный опрос старшекурсников и статистика трудоустройства выпускников экономических специальностей вузов показывает, что большинство из них стремятся в бизнес-сферу и только те, кто не трудоустраиваются в коммерческих организациях начинают свою трудовую деятельность в бухгалтерских службах государственных учреждений. Следует также учесть, что учебные программы имеют большую ориентацию именно на бизнес. Отсюда вытекает одна из проблем -недостаточно высокий уровень квалификационной подготовки экономистов, работающих в организациях государственного сектора.

Современный бухгалтер - это уже не просто регистратор фактов хозяйственной деятельности, а это юрист (проверяет правильность и законность оформления документов и операций, на основании которых совершаются хозяйственные операции), контролер (контролирует транзакции, корректность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах, генерацию отчетности), экономист (проводит экономические расчеты), может выступать в качестве эксперта. В нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, важное место отводится профессиональному суждению. Большинство авторов, рассматривающих вопросы подготовки квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, указывают на то, что постоянные изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве, совершенствование автоматизированных программ для ведения учета, использование новых цифровых технологий, хранение данных в облачных хранилищах требуют постоянного повышения квалификации сотрудников бухгалтерских служб [Вандина, 2023; Лайпанова, 2021; Пащенко, 2022]. Наряду с этим, и сотрудники, которые участвуют в контрольных мероприятиях, также должны иметь высокую квалификацию и не только хорошо знать нормативную и законодательную базу, но и понимать, каким образом формируются исходные данные, уметь осуществить сквозную проверку финансовых и хозяйственных операций, придерживаться применимых руководящих принципов, знать, как составляются финансовые отчеты [Коваленко, 2024].

Одна из задач финансового мониторинга: выявление и предотвращение нарушений посредством наблюдения за процессами. Оперативное сопоставление плановых и фактических данных, получаемых из учетной системы, способствует решению этой задачи. Но проблема состоит в том, что в плане ФХД и смете определены направления и размеры финансов, направляемых на определенные цели в рамках одного отчетного периода. Возникает вопрос: «Какие процессы подвергать мониторингу?» [Зимакова, 2021].

Статистические данные свидетельствуют о том, что наиболее рискованным процессом с точки зрения рисков нарушения законодательства и совершения мошенничества является процесс снабжения, который включает распределение ресурсов, подготовку технических заданий, проведение торгов и собственно получение товаров и услуг. По официальны данным ФАС России в I полугодии 2023 года количество жалоб на нарушения в сфере закупок составило 23 655, при этом 10 177 из них признано обоснованными [ФАС России, 2024].

Отдельные этапы закупочной деятельности автоматизированы, отлажена система взаимодействия организаций, осуществляющих закупки, контролирующих органов и Федерального казначейства, и это уже дало положительные результаты [Капитонова, 2020]. Но целесообразно разрабатывать алгоритмы оперативных проверок с целью предотвращения различного рода финансовых мошеннических действий и нарушений в этой сфере уже на этапах подготовки технических заданий.

Интеграция части информационных источников финансового контроля реализована в едином информационном пространстве. Но проблема состоит в том, что статистические данные не всегда являются объективными, так как они основаны на «исторических данных», а решения по ценам на ТРУ принимаются в режиме реального времени и в сложившихся условиях, поэтому необходимо автоматизировать сравнительный анализ цен и тарифов, получая данные с сайтов различных организаций. Использование искусственной нейронной сети (далее - ИНС) существенно облегчает поставленную задачу [Зимаков, 2024]. Так, например, в рамках мониторинга деятельности городских структур и служб в г. Москве используются технологии, сформированные на базе ИНС. При этом первоначально происходит сбор данных на установленных устройствах (коммунальная техника, рейсовые автобусы, парконы), затем анализ на основе собранного «банка фотографий нарушений», после чего выявляется нарушение с помощью ИНС и в дальнейшем происходит пополнение базы и дообучение сети в отношении выявляемых нарушений.

В России создана и продолжает развиваться такая система, ее основная задача состоит в создании единого информационного пространства, обеспечивающего связь организаций государственного сектора и бизнеса, власти и людей. Ю.И. Валова, И.М. Жмуркин отмечают, что созданный государством информационный комплекс содержит достаточно большой объем данных в одном крупном ресурсе, использование которого значительно облегчает проведение финансового контроля [Валова, 2022]

Преимуществом рассматриваемой единой информационной системы, с точки зрения осуществления финансового контроля, является доступ к внешней оперативной информации, получаемой из различных органов. Так, например, данные статистических органов облегчают оценку производителей товаров и услуг, позволяют проводить анализ цен на рынке, что имеет важное значение на этапе предварительного финансового контроля закупок.

Рассмотрим несколько примеров информационных ресурсов и систем, действующих на сегодняшний день в сфере государственного финансового контроля. Одной из таких систем является государственная интегрированная информационная система (ГИИС) «Электронный бюджет». Её проект был разработан в 2011 году и одобрен Правительством Российской Федерации. Главной целью создания данной системы являлось обеспечение прозрачности и открытости данных о бюджетах различного уровня в нашей стране, а также подотчетности бюджетных учреждений и государственных органов высшим контрольно-надзорным структурам.

Однако система выполняет и ряд иных задач, отраженных на рисунке 2.

В целом данная система включает в себя три основных группы элементов, а именно: единый портал бюджетной системы РФ, централизованные и сервисные подсистемы, которые в свою очередь подразделяются на более маленькие, но не менее важные структурные единицы. Данный портал подразделяется на общедоступную информацию и разделы, которые могут использовать исключительно авторизованные пользователи.

В рамках общедоступных данных можно узнать об актуальных новостях, касающихся бюджетной системы и изменений в ней на территории РФ; о национальных проектах; принципах бюджетной системы; действующих законах в бюджетной сфере и мерах ответственности за их нарушение. Информация сайта необходима для результативно-ориентированного финансового контроля за деятельностью государственных и муниципальных казенных учреждений.

Рис. 2. Основные задачи государственной информационной системы «Электронный бюджет» Fig. 2. The main tasks of the state information system "Electronic Budget"

Автоматизированная информационная система «Финансы» предназначена для осуществления сбора, обработки и систематизации данных, а также обеспечения взаимодействия государственных органов в рамках контрольных мероприятий между собой. Основными пользователями данной системы являются Министерство финансов, Федеральное Казначейство и его структурные подразделения, контрольно-ревизионные органы на федеральном и региональном уровнях, а также непосредственно получатели бюджетных средств [Федорова, 2020]. Данная система позволяет выполнять следующие функции:

- составление плана по формированию и использованию бюджетов различных уровней;

- осуществление мониторинга за исполнением бюджета на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- управление бюджетными потоками и контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

- сбор необходимых данных и составление отчетов о состоянии бюджетных средств, находящихся в распоряжении бюджетополучателей;

- техническое обеспечение деятельности контрольно-надзорных органов;

- обеспечение интерактивного взаимодействия всех реализаторов результативно-ориентированного финансового контроля в единой информационной базе.

Внедрение информационных систем в процесс осуществления результативно-ориентированного финансового контроля дает возможность многократно использовать единожды введенные данные для решения различных задач в ходе проведения проверок, не допуская дублирования и избегая потери данных. На сегодняшний день существует целый комплекс информационных систем, задействованных в осуществлении результативно-ориентированного финансового контроля, которые обеспечивают непрерывный обмен данными и контроль за деятельностью государственных учреждений. Однако информационное обеспечение требует постоянного совершенствования, особенно в нынешних условиях быстро изменяющихся ориентиров и целей, для того, чтобы

результативно-ориентированный финансовый контроль, осуществляемый в процессе внешнего и внутреннего контроля со стороны контрольных органов, был эффективным и целесообразным.

Для полноценной работы системы результативно-ориентированного финансового контроля используемые инструменты информационного обеспечения должны соответствовать определенным техническим критериям [Яа]а1, 2018].

Во-первых, своевременность получения аналитических данных и результативных показателей. То есть информация по результатам проверок передается уполномоченным лицам субъектов финансового контроля с помощью информационных систем в строго установленные сроки. Это необходимо для поддержания актуальности и ускорения реализации мероприятий по устранению нарушений бюджетополучателями, тем самым обеспечив повышение эффективности использования бюджетных средств.

Во-вторых, организованность данных. Все системы, как у субъектов, так и у объектов финансового контроля должны иметь единую архитектуру и настройки, чтобы пользователи могли ими пользоваться. Данные, касающиеся контрольных мероприятий и их результатов, должны быть четко структурированы и правильно оформлены.

В-третьих, надежность и достоверность. Информация, подгружаемая в единые информационные базы, должна быть проверена. Именно данный критерий обеспечивает возможность полноценного контроля за эффективностью деятельности бюджетных учреждений.

В-четвертых, интеграция внутренних данных с внешними информационными платформами, на которых размещаются отчеты организаций государственного сектора в открытом доступе.

Ранее уже отмечалось, что отчетность учреждений государственного сектора также используется в качестве информационного источника контроля. При этом ее задача не просто показать, как тратятся государственные деньги, но продемонстрировать способности использовать финансы экономно, эффективно и результативно. В соответствии с действующими правилами и стандартами финансовая отчетность должна составляться своевременно с максимальной точностью и содержать надежную информацию. Поэтому важно, чтобы в бухгалтерском учете и финансовой отчетности поддерживалась согласованность.

Технические ресурсы обеспечивают возможность реализации информационных технологий, поэтому являются важным компонентом информационного обеспечения контроля. Сегодня в России реализуется государственная политика, нацеленная на повышение эффективности, поддержание и совершенствование материальной базы организаций государственного сектора. Но проблема с состоянием и технической оснащенностью организаций, находящихся удаленно от центров федеральных округов, продолжает оставаться. В частности, имеется дефицит современных технических средств, обеспечивающих возможности беспрепятственного обмена информацией, не хватает мощностей по обработке, хранению и передаче информации, сократились возможности закупки некоторых видов оборудования.

Конечно же все проблемы, связанные с информационным обеспечением финансового контроля, не могут быть быстро устранены, но важно стремиться к преодолению препятствий.

Заключение

Цифровые технологии играют важную роль в процессе подготовки данных, используемых в рамках проведения финансового контроля, потому что при их оптимальном использовании не только увеличивается объем аккумулируемых данных и улучшается качество, но и ускоряется их обработка, повышается точность расчетов, снижаются затраты на хранение данных.

Рост социальной ответственности организаций государственного сектора активизирует использование бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение механизмов повышения эффективности работы. Формирование ясных и прозрачных целей и оценочных показателей в планах ФХД и сметах создает более благоприятную среду для оперативного внутреннего и внешнего финансового контроля. Особая сложность состоит в контроле эффективности использования бюджетных средств, так как использование концепции соотношения цены и качества, очень часто основано на субъективной оценке качества.

Бухгалтерский учет является важным информационным источником, обеспечивающим получение оперативных данных, он усиливает связь между исполнением бюджета, подотчетностью, результативностью и эффективностью. Но для того чтобы получать качественную и прозрачную многопрофильную информацию, необходимо изменить приоритеты в кадровой политике в части сотрудников экономических служб. Вести работу по постоянному повышению их квалификации и совершенствованию навыков работы с цифровыми платформами. На периферии много требующих решения проблем связано с техническими ресурсами. В рамках проектов государственной информатизации следует внедрять в процесс государственного контроля более совершенные информационные технологии, которые бы позволяли непрерывно отслеживать использование бюджетных средств со стороны бюджетополучателей и оценивать эффективность и результативность их деятельности.

Список источников

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (Дата обращения (18.03.2024). Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - URL: https://www.budget.gov.ru/

(Дата обращения 05.06.2024). Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - URL:

https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (Дата обращения 04.03.2024). Официальный сайт Счетной палаты. - URL: https://ach.gov.ru/. (Дата обращения 05.07.2024) Официальный сайт Федерального Казначейства России. - URL: https://roskazna.gov.ru/. (Дата обращения 15.05.2024)

Официальный сайт ФАС России. - URL: https://fas.gov.ru/news/32695 (Дата обращения 21.06.2024)

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валова Ю.И., Жмуркин И.М. 2022. Информационное обеспечение органов государственной власти

РФ. Экономика. Информатика, 2: 242-255. Вандина О.Г. 2023. Трансформация - рецепт бухгалтерского учета в условиях цифровизации.

Журнал денежно-кредитной экономики и менеджмента, 3: 204-208. Егоров Д.С., Терехова Т.Б. 2020. Развитие государственного финансового контроля в условиях

цифровизации. Образование и право, 1: 137-142 Зацаринная Е.И., Коваленко С.Н. 2024. Контроль и ответственность заказчиков за нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг. Управленческий учет, 3: 55-62. - EDN ESVHBG

Зимаков М.А. 2023. Применение искусственного интеллекта: преимущества и недостатки. IV Международная научная конференция по междисциплинарным исследованиям: сборник статей. - Екатеринбург: Издательство: ООО «Институт Цифровой Экономики и Права»: 507511. EDN ROHBWT

Зимакова Л.А. 2021. Трансляция опыта проведения налогового мониторинга на таможенную сферу (таможенный мониторинг). Вестник Российской таможенной академии, 4(57): 103-116. DOI 10.54048/20727240-2021-04-103. Исаев Э.А. 2022. Актуальные вопросы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере.

Вестник ГУУ, 8: 139-144. Капитонова Т.С. 2020. Направления совершенствования финансового контроля в сфере государственных закупок. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 5: 307-309

Коваленко С.Н., Коваленко Ю.Н. 2024. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в системе закупок. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях, 1: 39-47. - EDN UTZCCD

Лайпанова З.М., Байкулова Ф.А. 2021. Роль бухгалтера в современном обществе. Тенденции развития науки и образования, 80-1: 146-149.

Пащенко Т.В. 2022. Подготовка бухгалтеров-экспертов: мировой опыт и проблемы начала XXI в. Вестник ПГУ. Серия: Экономика, 1: 125-138.

Федорова И.Ю., Фрыгин А.В, Седова М.В, Прокофьев М.Н. 2020. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов: монография. Москва: Дашков и К: 242.

Rajat Deb. 2018. Financial Audit or Forensic Audit? Government Sector Panorama. Indian Journal of Corporate Governance, 15: 6-9.

References

Valova Yu.I., Zhmurkin I.M. 2022. Informatsionnoe obespechenie organov gosudarstvennoy vlasti RF [Information support of state authorities of the Russian Federation]. Ekonomika. Informatika, 2: 242-255.

Vandina O.G. 2023. Transformatsiya - retsept bukhgalterskogo ucheta v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation is a recipe for accounting in the context of digitalization]. Zhurnal denezhno-kreditnoy ekonomiki i menedzhmenta, 3: 204-208.

Egorov D.S., Terekhova T.B. 2020. Razvitie gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v usloviyakh tsifrovizatsii [The development of state financial control in the context of digitalization]. Obrazovanie i pravo, 1: 137-142

Zatsarinnaya E.I., Kovalenko S.N. 2024. Kontrol' i otvetstvennost' zakazchikov za narusheniya zakonodatel'stva o zakupkakh tovarov, rabot, uslug [Control and responsibility of customers for violations of the law on procurement of goods, works, and services]. Upravlencheskiy uchet, 3: 55-62. - EDN ESVHBG

Zimakov M.A. 2023. Primenenie iskusstvennogo intellekta: preimushchestva i nedostatki [The use of artificial intelligence: advantages and disadvantages]. IV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po mezhdistsiplinarnym issledovaniyam: sbornik statey. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo: OOO "Institut Tsifrovoy Ekonomiki i Prava": 507-511. EDN ROHBWT

Zimakova L.A. 2021. Translyatsiya opyta provedeniya nalogovogo monitoringa na tamozhennuyu sferu (tamozhennyy monitoring) [Translation of the experience of tax monitoring in the customs sphere (customs monitoring)]. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 4(57): 103-116. DOI 10.54048/20727240-2021-04-103.

Isaev E.A. 2022. Aktual'nye voprosy k tsifrovizatsii kontrolya v finansovo-byudzhetnoy sfere [Topical issues of digitalization of control in the financial and budgetary sphere]. Vestnik GUU, 8: 139-144.

Kapitonova T.S. 2020. Napravleniya sovershenstvovaniya finansovogo kontrolya v sfere gosudarstvennykh zakupok [Directions for improving financial control in the field of public procurement]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 5: 307-309

Kovalenko S.N., Kovalenko Yu.N. 2024. Audit effektivnosti ispol'zovaniya gosudarstvennykh resursov v sisteme zakupok [Audit of the effectiveness of the use of public resources in the procurement system]. Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnykh organizatsiyakh, 1: 39-47. - EDN UTZCCD

Laypanova Z.M., Baykulova F.A. 2021. Rol' bukhgaltera v sovremennom obshchestve [The role of an accountant in modern society]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 80-1: 146-149.

Pashchenko T.V. 2022. Podgotovka bukhgalterov-ekspertov: mirovoy opyt i problemy nachala XXI v [Training of expert accountants: world experience and problems of the beginning of the XXI century]. Vestnik PGU. Seriya: Ekonomika, 1: 125-138.

Fedorova I.Yu., Frygin A.V, Sedova M.V, Prokofev M.N. 2020. Gosudarstvennye i munitsipal'nye zakupki kak instrument povysheniya effektivnosti raskhodov byudzhetov [State and municipal procurement as a tool to increase the efficiency of budget expenditures]: monografiya. Moskva: Dashkov i K: 242.

Rajat Deb. 2018. Financial Audit or Forensic Audit? Government Sector Panorama. Indian Journal of Corporate Governance, 15: 6-9.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 03.08.2024 Поступила после рецензирования 03.09.2024 Принята к публикации 09.09.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Зимакова Лилия Александровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Карловская Евгения Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, г. Белгород, Россия

Токарь Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Коваленко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Received August 03, 2024 Revised September 03, 2024 Accepted September 09, 2024

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Liliya Ä. Zimakova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Evgenia A. Karlovskaya, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Elena V. Tokar, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Svetlana N. Kovalenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Basic Department of Financial Control, Analysis and Audit of the Main Control Department of the City of Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.