Экономика и финансы
УДК 330.34 + 339.137 + 658.1:004.056 DOI: 10.14529/em170103
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА
Н.Н. Котова, В.В. Борчанинов
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассматривается проблема информационной безопасности функционирования компании. Изучаются способы получения информации, цикл сбора и её использования в условиях применения новых коммуникационных технологий и усиления процесса информатизации. Анализируется вопрос перехода от полезной информации к информационной перегрузке и раскрываются причины происходящего. Приводится сравнительная оценка источника информации и его содержания по надежности и достоверности по «шестибалльной» шкале, начиная с совершенно надежного источника до утверждения, что надежность невозможно оценить. Оценивается вероятность реализации прогнозов в условиях риска и проблемы экономической безопасности. Отдельно исследуется вопрос об информационной безопасности и составляющие её элементы. Уточняется роль отдела экономической безопасности компании и определяется место в ней таких подразделений, как службы информационной безопасности и группы конкурентной разведки. Относительно содержания функций, выполняемых информационным отделом, рассматриваются этапы сбора и предоставления информации различным носителям информационных потребностей (отделам, службам и подразделениям компании). Особое внимание обращается на группу конкурентной разведки, аналитический характер её деятельности и роль в разработке и реализации сценариев развития компании и выбираемых на их основе стратегий. Приводится перечень методов сбора информации, используемых в конкурентной разведке (методы «обыденного шпионажа»). С точки зрения содержания повышенное внимание уделяется стратегическим информационным потребностям, напрямую связанным с диспозитивным планированием и информационными критериями регулирования, а также со стратегическим планированием. Демонстрируется значение стратегического планирования в условиях повышения экономической безопасности организации и выбора стратегий её развития (в том числе стратегии корпоративной экономической безопасности). Дается перечень мер, призванных обеспечить информационную безопасность организации. Показана значимость конкурентной разведки в сборе и использовании информации, представлена схема процесса конкурентной разведки компании. Перечислены направления деятельности группы конкурентной разведки, включающие фильтрацию полученной информации, усиление её действенности, обеспечение информационной безопасности и ориентацию на реализацию концепции раннего предупреждения. Представлена связь между информационным обеспечением, стратегическим планированием и реализуемыми компанией стратегиями.
Ключевые слова: информационное обеспечение, экономическая безопасность, надежность и достоверность информации, исходные данные, служба безопасности, конкурентная разведка, концепция раннего предупреждения, конкурентоспособность организации, стратегическое планирование, стратегия корпоративной экономической безопасности.
Многие ученые называют XXI век веком информации - Чарльз Хэнди, Гэри Хэмэл, К. Пхалад [14, 18]. В условиях её недостаточности у бизнеса появляется неуверенность в правильности принимаемых управленческих решений. Информация служит основой функционирования рыночных отношений между различными хозяйственными субъектами. За последние 30 лет отрасли расширили свои традиционные границы за счет диверсификации и кооперационных связей с компаниями из других отраслей. Возникла «смешанная экономика» различных отраслей и необходимость координации их деятельности на основе сложившихся бизнес-процессов и совокупных интегрированных цепочек создания стоимости. Отсюда необходимость поддержки общеотраслевой информационной сети для координации информации и создания более эффективных коммуникаций между цепочками формирования стоимости. В подоб-
ной ситуации роль и значимость информации постоянно возрастает.
Восприятие стратегического бизнес-окружения организации основывается на информации, которая включает в себя:
- данные о других конкурирующих организациях;
- общего корпоративного позиционирования с точки зрения достижения стратегических целей организации;
- данные о конкурентных преимуществах и ресурсной базе отдельных бизнес-единиц компании.
Требуемая информация приобретается обычно тремя получившими наибольшее распространение способами:
- непосредственно из внешней бизнес-среды (критерии внешней деятельности);
- от других бизнесов, функционирующих в схожей бизнес-среде;
- от непосредственной деятельности бизнес-единиц и подразделений (с учетом системы взаимоотношений между ними и с компанией в целом).
Для отбора и обновления данных в качестве фильтрующего их механизма могут использоваться сценарии развития организации. Новая, «свежая» информация должна включаться в определенный сценарий лишь тогда, когда она будет соответствовать концепции и философии менеджмента главного офиса.
Цикл сбора и использования информации условно можно изобразить простой схемой: П - О - И,
где П - приобретение, сбор информации; О - определение пригодности информации, проверка её достоверности и надежности; И - истощение, устаревание информации [14, 18].
Компании должны уметь распознавать и усваивать новую ценную информацию и применять её в коммерческих целях (например, новые технологии или современные формы организации бизнеса), т. е. обладать абсорбирующей способностью.
Объем информации в условиях использования новых коммуникационных технологий совместно с развивающимися энергетическими системами и интернет-технологиями постоянно возрастает. Широкое распространение получила идея создания интеллектуальной энергосети, популярность которой растет. По мнению специалистов, интеллектуальная энергетическая сеть должна затронуть все стороны жизни человека в современном обществе (включая жилые помещения, транспортные средства, офисы) [10, 22]. В настоящее время уже существует рынок 3Б-печати, который «испытывает наплыв новых стартапов с такими названиями, как Within Technologies, Digital Forming, Shape Ways, Rapid Quality Manufacturing и Stratasys» [10, 22]. В конечном счете, продолжающаяся цифровая революция изменит инфраструктуру не только национальных, но и глобальной экономик. Трансформация экономики и появление современных бизнес-моделей потребовали решения проблемы управления информацией, поэтому в большинстве компаний должность директора по информационным технологиям стала сегодня реальностью.
Процесс информатизации помимо блага несет существенные угрозы безопасности обществу, государству, компании. В любой компании постоянно увеличивается не только объем данных, получаемых как из традиционных, так и нетрадиционных источников, но возрастает и количество самих источников. При этом доступность информации также возрастает, однако это не означает, что она излагается в виде резюме или заголовков, и, следовательно, не всегда является легко воспринимаемой. Менеджеры компании ежедневно могут получать информацию, которую они не запраши-
вали или которая им неинтересна; информация может быть представлена в форме, оказывающей психологическое воздействие на принятие управленческого решения (даже если пользователь этого не осознает). Разрастающийся информационный поток привел к тому, что достаточно быстро произошел переход от полезной информации к информационной перегрузке, а затем к информационному загрязнению. Одна из причин происшедшего кроется в несоответствии соотношения времени, требуемого для составления баз информационных данных, и времени, необходимого для их прочтения и осмысления. Переходу к веку информационного загрязнения способствовали и персональные компьютеры и электронная почта. В создавшейся ситуации «требуется применение "фильтров" для сортировки и отсева ненужной или устаревшей поступающей менеджерам информации» [9, 20]. Кроме того следует иметь в виду, что предложенная информация может составляться с определенной целью и «сознательно» искажать реальное положение дел. Качество получаемой информации может быть оценено на основе анализа её достоверности и надежности. Один из аналитических способов, используемый в военной разведке, и заключающийся в подтверждении или, наоборот, установлении противоречий между собранными данными состоит в следующем. Проводится одновременная сравнительная оценка источника информации и его содержания с точки зрения надежности и достоверности по «шестибалльной» шкале (см. таблицу) [7].
Оценка надежности и достоверности информации, полученной компанией
Оценка источника Оценка содержания
А. Совершенно надежный А. Достоверность подтверждается другими средствами и соответствует действительности
Б. Обычно надежный Б. Вероятно соответствует действительности
В. Довольно надежный В. Возможно соответствует действительности
Г. Не всегда надежный Г. Имеет сомнительное содержание
Д. Ненадежный Д. Имеет невероятное содержание
Е. Надежность невозможно оценить Е. Достоверность содержания не поддается определению
Неточность исходных данных отражается и при разработке и оценке экономической целесообразности различных проектов. Последствия искажения и недостоверности информации особенно сказываются при создании и реализации мегапро-ектов. Неопределенность и риск в оценке их жиз-
неспособности высоки и связаны со сложностью прогнозирования будущего, включая ожидаемые финансовые показатели. При этом для прогнозов может использоваться недостаточное количество исходных данных (поэтому должен проводиться постоянный сбор и уточнение первичной информации), отсюда и низкая вероятность их реализации в первоначальном варианте. Это приводит в том числе к ошибкам и расхождению величин прогнозируемого спроса на создаваемый продукт с фактическим в пределах 20-70 % [13, 16]. Еще большее несовпадение возникает при определении размера источников финансирования, перерасход средств часто достигает 50-100 % от первоначально названной величины, а иногда и превышает 100 % [13, 16].
Оптимистичный подход при запуске проекта (особенно мегапроекта) может способствовать разработке обманчивых прогнозов по расходам и доходам, возникающим при его реализации, а также будет затушевывать экономические, юридические и экологические проблемы, связанные с внедрением проекта. Фальсифицированные прогнозы приводят к неэффективному использованию всех видов ресурсов, включая информационные. Как указывает Бент Фливбьорг в своей книге «Мегапроекты и риски»: «Для большинства демократических государств преднамеренное дезинформирование законодателей, администраторов, банкиров, общества и СМИ промоутерами и прогнозистами проектов не только считалось бы неэтичным, но в некоторых случаях даже незаконным» поскольку в этом случае нарушалось бы формальное «обязательство правды», «включенное в самые демократические конституции как средство повышения ответственности» [13, 16]. В то же время названная правовая норма в Конституции РФ отсутствует, а в хозяйственных операциях, осуществляемых в реальной экономике, полностью игнорируется.
Рассматривая вопрос экономической безопасности мегапроектов, следует отметить их повышенные риски, причиной возникновения которых выступают:
- высокая степень неопределенности результатов прогнозов в долгосрочном периоде;
- недостаточное количество либо ненадежность исходных данных и, как следствие, разработка неудачных прогнозов;
- неожиданные изменения экзогенных факторов;
- неожиданная политическая конъюнктура;
- предвзятость оценки проекта со стороны промоутеров, консультантов, организаторов;
- отсутствие управления всеми видами рисков - технологическими, экологическими, экономическими, социальными, политическими, с учетом разных уровней рискованности для различных участников мегапроектов при условии распределения рисков между сторонами;
- нарушение требований к детальному мониторингу окружающей среды и эксплуатационных характеристик проекта;
- отсутствие разработанных вариантов сценариев, отражающих последствия реализации крупных проектов и их влияния на инфраструктуру отдельных отраслей, регионов, национальной экономики в целом;
- отсутствие оценки предлагаемого проекта в контексте других крупных проектов.
Мегапроекты реализуются практически во всех странах с той или иной степенью успешности, которая обеспечивается наличием соответствующей информации.
Современному мировому сообществу должна соответствовать развитая инфраструктура информационного обмена. Нормальное функционирование хозяйственных субъектов, образующих национальную экономику, обеспечивается всей информацией, которая подлежит охране. Чтобы избежать или противодействовать опасным информационным воздействиям, необходимо «наладить» информационную безопасность бизнеса. Информационная безопасность включает в себя:
- компьютерную безопасность (эксплуатируемого оборудования и информационных технологий);
- безопасность информационно-вычислительных сетей;
- борьбу с электронным шпионажем;
- безопасность средств коммуникаций.
Полученная информация о конкурентах (существующих и потенциальных), поставщиках, клиентах организации позволит повысить экономическую безопасность компании и будет препятствовать возникновению следующих противоправных ситуаций [3, 6]:
- использованию преступных налоговых схем со стороны контрагентов, задевающих интересы организации;
- сокрытию денежных средств или имущества организациями-контрагентами при неисполнении ими взятых на себя обязательств;
- выявлению неэффективного менеджмента и неэффективных руководителей как организаций-партнеров, так и своей компании;
- нарушению контрактов, заключенных между администрацией и работниками организации, в целях извлечения выгоды как имущественного, так и неимущественного характера, спровоцированному желанием сделать карьеру, семейственностью, наличием административного ресурса и т. п.;
- сокрытию экономической несостоятельности организаций-партнеров.
Ответственность за информационную, имущественную, кадровую безопасность несет отдел экономической безопасности организации. Одним из подразделений, входящим в структуру службы безопасности является служба информационной
безопасности, которая призвана заниматься решением следующих задач [1, 3, 6]:
- защита баз данных компьютерных сетей от несанкционированных проникновений;
- защита устной информации и информации, содержащейся на бумажных носителях.
Работа с информацией, проводимая сотрудниками информационного отдела, включает в себя следующие этапы:
- определение потребителей информации (носителей информационных потребностей, содержание требуемой информации, её объем, точность и частоту предоставления);
- определение ценности «заявленной» информации, возможных источников и путей её получения;
- сбор, изучение и обработка полученной информации, включая её детализацию;
- «сортировка» собранной информации, «сжатие» и сопоставление цифрового материала;
- формирование массивов информации в соответствии с «заявленными» потребностями пользователей;
- выбор форм подачи информации, предоставляемой различным пользователям (в виде графиков, таблиц, формул, аналитических заметок и т. д.);
- организация хранения собранной информации для возможных будущих информационных потребностей при решении еще неизвестных проблем.
К компетенциям службы безопасности относится и разработка превентивных мероприятий, обеспечивающих безопасность организации по предотвращению рейдерских захватов, покушений на имущество собственника и работодателя, утечки конфиденциальной информации, злоупотреблений служебным положением, выявления потенциально опасных кандидатов на работу.
Еще недавно средства коммуникации были относительно «слабыми» и «медленными», благодаря чему бизнес мог получить конкурентное преимущество, имея больший объем информации. В настоящее время ситуация изменилась: информация стала доступна всем. Получение дополнительной информации уже не обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество. Наоборот, организация может приобрести конкурентное преимущество в результате внедрения системы информационной безопасности и реализации концепции раннего предупреждения [5, 17]. К мерам, призванным обеспечить информационную безопасность, следует отнести:
- ранжирование конфиденциальной информации по степени её важности для компании и входящих в неё бизнес-единиц;
- распределение ответственности по обеспечению информационной безопасности между отделами и службами организации;
- разработку методов (включая методы конкурентной разведки) по выявлению внешних и внутренних угроз, опасных для бизнес-единиц и компании в целом;
- формирование всех видов резервных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), необходимых для превентивных мер и пресечения возможных угроз;
- разработку внутренней нормативной базы, гарантирующей безопасность функционирования организации (Перечень должностных обязанностей для бизнес-единиц, отделов и служб, обеспечивающих информационную безопасность деятельности организации; Правила работы с закрытыми базами данных; Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну; Положение о службе безопасности, её функциях и связях с другими отделами и службами (в том числе со службой конкурентной разведки);
- разработку предложений, включаемых в Положение о системе стимулирования работников организации, направленных на усиление информационной безопасности в целях противодействия угроз, возникающих со стороны персонала.
В состав отдела экономической безопасности целесообразно включить и группу конкурентной разведки [4, 5, 8, 9, 17, 20]. К факторам успеха бизнеса в крупных и средних по размеру компаниях относится служба конкурентной разведки, которая может существовать как в качестве подразделения отдела информации, так и самостоятельно. Основной задачей службы конкурентной разведки следует считать: изучение и классификацию собранной, проанализированной и аналитически переработанной информации в рамках стратегий, принятых компанией к реализации. Другой не менее важной задачей является выявление рисков (и в первую очередь стратегических рисков) [2, 5, 15, 17].
Группа конкурентной разведки призвана функционировать в качестве аналитиков. Сбор разведанных опирается на концепцию ранних предупреждений и включает в себя публичные и электронные источники, а также информацию о ресурсах, имеющихся в распоряжении организации (в том числе материальных и нематериальных активов). Конкурентная разведка отличается от промышленного шпионажа. По мнению Дениса Соколова [12], к методам «обыденного шпионажа», используемым и в конкурентной разведке, относятся: а) собеседование, призванное предоставить доступную информацию о конкурентах, которой владеет соискатель; б) вирус, полученный от начальника на компьютер сотрудника - подчиненного, с целью «выкачки» всей доступной информации; в) звонок «неискушенному» сотруднику из труднодоступных стран, для того чтобы взять его «на понт» и получить текущую информацию о компании.
В последние годы все большее распространение в бизнесе получает концепция раннего преду-
преждения. В связи с чем «привычным словосочетанием становится термин конкурентная разведка» [5, 17]. Как пишет Денис Соколов в своей книге «Черные буйволы бизнеса»: «Разведка, как и другие отделы, играют крайне важную роль в развитии компании ..., занимаясь отслеживанием любых изменений в компании конкурента» [12].
В свою очередь конкурентная разведка представляет собой любую информацию или знания о рыночной ситуации и конкурентах, поддерживающих конкурентоспособность организации.
Развитие информационных технологий способствовало росту конкурентной разведки. Вместе с тем конкурентная разведка необходима для сбора и анализа информации, полученной из сети коммуникаций. Это утверждение относится как к сведениям, собранным внутри компании, так и полученным извне. Исследования конкурентной разведки включают также техническую и технологическую разведки. Целью конкурентной разведки является выбор ключевых ориентиров для развития компании. Конкурентная разведка предоставляет информацию, которую можно претворить в действие. Потребность в массиве сведений, собираемых с помощью конкурентной разведки, по сравнению с другими источниками информации объясняется наличием следующих причин:
- отсутствуем четких целей со стороны пользователей информации;
- недостатком времени для проверки достоверности и надежности информации, полученной из других источников;
- различием потребностей у разных пользователей (либо потребности в детальной информации, либо в проанализированной и обобщенной информации);
- наличием очень большого объема информации, который требует обработки со стороны аналитиков;
- присутствием организационных барьеров при расплывчатом распределении ответственности и обязанностей между отделами и службами компании (например, в случае перехода к матричному типу организационной структуры), а также «придерживание» определенных видов информации;
- отсутствием обратной связи с непосредственными пользователями информации;
- предоставлением зачастую поверхностной и несвоевременной информации.
Внедрение конкурентной разведки позволит сгладить перечисленные проблемы (или полностью устранить их). Для сбора и распространения информации служба конкурентной разведки использует внутреннюю компьютерную сеть (Ин-транет), размещая в ней подготовленную и обработанную информацию. Подобная информационная система может эффективно использоваться ключевыми потребителями, помогает экономно использовать время сотрудников компании, способствует повышению информационной безопасности. Поскольку большая часть информации носит конфиденциальный характер, то доступ к системе можно получить лишь в том случае, если обратиться в службу конкурентной разведки с соответствующим обоснованным запросом, что и гарантирует информационную безопасность.
Конкурентную разведку можно рассматривать как циклический процесс (см. рисунок).
Данные конкурентной разведки используются для стратегического планирования и разработки сценариев развития организации. Способствуют повышению информированности сотрудников
Процесс конкурентной разведки компании
компании и обеспечивают информационную безопасность её деятельности.
Владение исчерпывающей аналитической информацией позволит осуществить и выбор хорошей стратегии, о чем пишет в своей книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» Ричард Румельт [11, 21]. Хорошая стратегия означает - «наличие согласованной стратегии, то есть стратегии, координирующей все действия, рабочие методики, принципы и процедуры. Хорошая стратегия не просто опирается на уже существующие сильные стороны компании, а благодаря слаженности своей структуры создает новые».
Изучая роль информации в бизнесе и говоря о возможностях выдачи её разными информационными системами в условиях реализации выбранной стратегии, Пер. Дженстер делает вывод: «Чем точнее информация соответствует стратегии, которой придерживается данная компания, тем вероятнее, что руководители компании смогут использовать наиболее подходящие рычаги в процессе формулирования и реализации соответствующих решений [4, 19]. Отсюда и необходимость использовать в качестве наиболее действенного инструмента сценариев, отражающих контролируемые факторы и факторы неопределенности, связанные с постоянными изменениями состояния внешней бизнес-среды. Разработка сценариев на основе метода «сценарный крест» представляет собой второй шаг сценарного планирования, а первый шаг - это стратегическое планирование, направленное в том числе на внедрение концепции раннего предупреждения. Разработка, доводка, корректировка и обновление портфеля стратегий компании осуществляется с помощью информационных сигналов, получаемых от службы конкурентной разведки.
Информационное обеспечение предназначено для построения системы кадровой безопасности, защиты имущественных и неимущественных интересов компании. Благодаря такому подходу может быть разработана стратегия корпоративной экономической безопасности.
Литература
1. Алавердов, А.Р. Управление кадровой безопасностью организации: учеб. / А.Р. Алавердов. -М.: Маркет ДС, 2010. - 176 с.
2. Боган, Кристофер. Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий: пер. с англ. / Кристофер Боган, Майкл Инглиш; под общ. ред. Б.Л. Ризниченко. - М.: Вершина, 2006. - 368 с.
3. Ващекин, Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Н.П. Ващекин, М.И. Далиев, А.Д. Урсул. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 334 с.
4. Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических
возможностей / П. Дженстер, Д. Хасси; пер. с англ. -М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2016. - 368 с.
5. Джилад, Б. Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
6. Захаров, О.Ю. Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности. Теория и практика / О.Ю. Захаров. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 320 с.
7. Котова, Н.Н. Стратегическое планирование деятельности компании: учебное пособие / Н.Н. Котова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 81 с.
8. Лемке, Г.Э. Коммерческая разведка для конкурентного превосходства / Г.Э. Лемке. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 352 с.
9. Прескотт, Джон Е. Конкурентная разведка: Уроки из окопов / Джон Е. Прескотт, Стивен Х. Миллер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 336 с.
10. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом / Дж. Рифкин; пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 410 с.
11. Румельт, Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно / Ричард Румельт; пер. с англ. О. Медведь. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 448 с.
12. Соколов, Денис. Черные буйволы бизнеса. Как на самом деле работают западные корпорации? /Д. Соколов. -М.: Концептуал, 2014. - 208 с.
13. Фливбьорг, Б. Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций / Бент Фливбьорг, Нильс Брузели-ус, Вернер Ротенгаттер; пер. с англ. - М.: ООО «Альпина Паблишер», 2014. - 288 с.
14. Хэмел, Г. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, О 'Нил Д.; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
15. Bogan, C. Benchmarking for Best Practices: Winning Through Innovative Adaptation / Christopher E. Bogan. - McGraw-Hill, 1994. - 312 p.
16. Flyvbjerg, Bent. Megaprojects and Risk: An Anatomy of Ambition / Bent Flyvbjerg, Nils Bruzelius, Werner Rothengatter. - Cambridge University Press, 2003. - 215 p.
17. Gilad, Benjamin. Early Warning: Using Competitive Intelligence to Anticipate Market Shifts, Control Risk, and Create Powerful Strategies. -AMACOM, 2003.
18. Hamel, G. Strategic Flexibility: Managing in a Turbulent Environment. - Wiley, 1999. - 416p.
19. Jenster, Per V. Company Analysis: Determining Strategic Capability / Per V. Jenster, David Hus-sey. - Wiley, 2009. - 284 p.
20. Prescott, John E. Proven Strategies in Competitive Intelligence: Lessons from the Trenches / John E. Prescott, Stephen H. Miller // The Society of Competitive Intelligence Professionals. - Wiley, 2001. - 288 p.
21. Richard, Rumelt. Good Strategy Bad Strategy: The Difference and Why It Matters. - Grown Business, 2011. - 336p.
22. Rifkin, Jeremy. The Third Industrial Revolution: How Lateral Power Is Transforming Energy, the Economy, and the World / Jeremy Rifkin. - St. Martin's Griffin, 2013. - 304p.
Котова Надежда Николаевна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected]
Борчанинов Владислав Валентинович. Магистрант кафедры экономической безопасности Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected]
THE INFORMATION SUPPORT FOR THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS
N.N. Kotova, V.V. Borchaninov
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article is focused on information security of the company's operation. The ways of obtaining information, collecting and using it in terms of new communication technologies and informatization processes are considered. The authors analyze a transition from the useful information to the information overload and explain this situation. The paper presents a comparative assessment of the information source and its contents on reliability and validity according to a six-point scale, ranging from a completely reliable source to a statement that the reliability can't be evaluated. The probability of forecasts implementation in terms of risks and economic security issues is assessed. Also, the problem of information security and its components is examined. The role of a company's economic security department is clarified. Moreover, the place of such departments as information security service and competitive intelligence groups in its structure is determined. Regarding the content of functions performed by the information department, the stages of collecting and providing information to different departments, services and business units. Particular attention is drawn to a group of competitive intelligence, the analytical nature of its activities, its role in the development and implementation of development scenarios and strategies chosen on the basis of these scenarios. The list of data collection methods used in competitive intelligence (methods of "ordinary espionage") is given. In terms of content, great attention is paid to strategic information needs that are directly related to optional planning and information criteria of control, as well as strategic planning. The importance of strategic planning in terms of increasing the economic security of an organization and selecting its development strategies (including the strategy of corporate economic security) is demonstrated. The paper contains a list of measures designed to ensure the information security of the organization. The importance of competitive intelligence in the collection and use of information is revealed. The authors present a flowchart of competitive intelligence of the company. The article has a list of activities of the competitive intelligence group, including filtration of the received information, increasing its efficiency, information security, and focus on the implementation of an early warning concept. The article presents a connection between information support, strategic planning and strategies implemented by the company.
Keywords: information support, economic security, reliability and accuracy of information, initial data, security service, competitive intelligence, early warning concept, competitiveness, strategic planning, corporate strategy of economic security.
1. Alaverdov A.R. Upravlenie kadrovoy bezopasnost'yu organizatsii [Management of personnel security]. Moscow, 2010. 176 p.
2. Bogan Kristofer, Inglish Maykl. Biznes-razvedka. Vnedrenie peredovykh tekhnologiy [Business intelligence. The introduction of advanced technologies]. Transl. from Engl. Moscow, 2006. 368 p.
3. Vashchekin N.P., Daliev M.I., Ursul A.D. Bezopasnost'predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Business security]. 2nd ed. Moscow, Ekonomika Publ., 2002. 334 p.
Поступила в редакцию 12 декабря 2016 г
DOI: 10.14529/em170103
References
4. Dzhenster P., Khassi D. Analiz sil'nykh i slabykh storon kompanii: opredelenie strategicheskikh voz-mozhnostey [The analysis of the company's strengths and weaknesses: determination of key positions]. Transl. from Engl., Moscow, 2016. 368 p.
5. Dzhilad B. Konkurentnaya razvedka. Kak raspoznat' vneshnie riski i upravlyat' situatsiey [Competitive intelligence. How to recognize external risks and manage the situation]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 320 p.
6. Zakharov O.Yu. Obespechenie kompleksnoy bezopasnosti predprinimatel'skoy deyatel'nosti. Teoriya i praktika [Providing integrated security of business. Theory and practice]. Moscow, Vladimir, 2008. 320 p.
7. Kotova N.N. Strategicheskoe planirovanie deyatel'nosti kompanii [Strategic planning of the company's activity]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2015. 81 p.
8. Lemke G.E. Kommercheskaya razvedka dlya konkurentnogo prevoskhodstva [Business intelligence for competitive advantages]. Moscow, 2011. 352 p.
9. Preskott Dzhon E., Miller Stiven Kh. Konkurentnaya razvedka: Uroki iz okopov [Competitive advantages: Lessons from trenches]. Moscow, 2004. 336 p.
10. Rifkin Dzh. Tret'ya promyshlennaya revolyutsiya: Kak gorizontal'nye vzaimodeystviya menyayut ener-getiku, ekonomiku i mir v tselom [Third Industrial Revolution: How horizontal interactions change the energy, economics and the world at large]. Transl. from Engl. Moscow, 2014. 410 p.
11. Rumel't R. Khoroshaya strategiya, plokhaya strategiya. V chem otlichie i pochemu eto vazhno [A good strategy and a bad strategy. What's the difference and why does it matter?]. Transl. from Engl. Moscow, 2014. 448 p.
12. Sokolov Denis. Chernye buyvoly biznesa. Kak na samom dele rabotayut zapadnye korporatsii? [African buffaloes of business. How do western corporations work in fact?]. Moscow, 2014. 208 p.
13. Flivb'org Bent, Bruzelius Nil's, Rotengatter Verner. Megaproekty i riski: Anatomiya ambitsiy [Megapro-jects and risks: The anatomy of ambitions]. Transl. from Engl. Moscow, 2014. 288 p.
14. Khemel G., Prakhalad K., Tomas G., D. O'Nil. Strategicheskaya gibkost' [Strategic flexibity]. Transl. from Engl. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 384 p.
15. Bogan C. Benchmarking for Best Practices: Winning Through Innovative Adaptation. McGraw-Hill, 1994. 312 p.
16. Flyvbjerg Bent, Bruzelius Nils, Rothengatter Werner. Megaprojects and Risk: An Anatomy of Ambition. Cambridge University Press, 2003. 215 p.
17. Gilad Benjamin. Early Warning: Using Competitive Intelligence to Anticipate Market Shifts, Control Risk, and Create Powerful Strategies. AMACOM, 2003.
18. Hamel G. Strategic Flexibility: Managing in a Turbulent Environment. Wiley, 1999. 416 p.
19. Jenster Per V., Hussey David. Company Analysis: Determining Strategic Capability. Wiley, 2009. 284 p.
20. Prescott John E., Miller Stephen H. Proven Strategies in Competitive Intelligence: Lessons from the Trenches. The Society of Competitive Intelligence Professionals. Wiley, 2001. 288 p. DOI: 10.1002/cir.1013
21. Richard Rumelt. Good Strategy Bad Strategy: The Difference and Why It Matters. Grown Business, 2011. 336 p.
22. Rifkin Jeremy. The Third Industrial Revolution: How Lateral Power Is Transforming Energy, the Economy, and the World. St. Martin's Griffin, 2013. 304 p.
Kotova N.N. Candidate of Sciences (Economics), associate professor, Department of Economic Security, Higher School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Borchaninov V.V. Master's degree student, Department of Economic Security, Higher School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Received 12 December 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Котова, Н.Н. Информационное обеспечение экономической безопасности бизнеса / Н.Н. Котова, В.В. Борчанинов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - Т. 11, № 1. - С. 20-27. Б01: 10.14529/ет170103
Kotova N.N., Borchaninov V.V. The information support for the economic security of business. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 20-27. (in Russ.). DOI: 10.14529/em170103