Научная статья на тему 'Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей'

Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1387
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / WEB-ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / ACCESSIBILITY OF ADDITIONAL EDUCATION / INFORMATION ACCESSIBILITY / PERSONALIZATION / PERSONIFICATION / WEB-PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Игорь Сергеевич

Современный период развития образования характеризуется существенными изменениями, которые затронули все его уровни без исключения. Это касается и дополнительного образования детей, рассматриваемого как один из наиболее значимых приоритетов государственной образовательной политики. В государственной программе развития образования, концепции дополнительного образования, майских Указах Президента Российской Федерации отмечена необходимость развития дополнительного образования, повышения его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями, акцентировано внимание на обеспечении дополнительности, интегративности, вариативности, преемственности и непрерывности образования, межведомственной интеграции в сфере дополнительного образования детей, а также развития некоммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Решение обозначенных задач, в первую очередь, связано с повышением доступности дополнительного образования. В статье рассматривается содержание понятия «доступность дополнительного образования», раскрывается сущность информационной доступности дополнительного образования детей как степени информированности участников образовательного процесса о дополнительных образовательных программах, их содержании и технологиях реализации, условиях обучения и т. д. Это, в конечном итоге, обеспечивает принятие решения о выборе программы дополнительного образования детей. Отмечается, что в условиях опережающего развития информационных технологий и глобальной цифровизации образования решение проблемы повышения доступности дополнительного образования детей может быть обеспечено посредством персонализации и персонификации. Обозначенные ранее направления способны обеспечить расширение доступа к информации о дополнительном образовании, что в сочетании с обновлением содержания и технологий дополнительного образования будет содействовать повышению его доступности, увеличивать охват детей дополнительным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of availability of children’s additional education

The modern period of education development is characterized by significant changes that have affected all levels without exception. This also applies to the additional education of children, considered as one of the most significant priorities of the state educational policy. The state program for the development of education, the concept of additional education, the May Decrees of the President of the Russian Federation noted the need to develop additional education, improve its quality and accessibility for children with different educational needs, focus on complementarity, integrativity, variability, succession and continuity of education, interdepartmental integration in the field of additional education of children, the development of non-profit organizations, implementing programs of additional education of children. The solution of the designated tasks, first of all, is connected with the increase in the availability of additional education. The article discusses the content of the concept «accessibility of additional education», reveals the essence of information accessibility of additional education of children as the degree of awareness of participants in the educational process about additional educational programs, their content and implementation technologies, conditions of education, etc. This ultimately provides a decision on the choice of an additional education program for children. It is noted that in the conditions of advanced development of information technologies and the global digitalization of education, the solution to the problem of increasing the accessibility of additional education for children can be achieved through personalization and personification. The previously designated areas can provide increased access to information on additional education, which, combined with updating the content and technologies of additional education, will help to increase its accessibility and enlarge the coverage of children with additional education.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10450

УДК 374

И. С. Синицын https://orcid.org/0000-0002-7096-1005

Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей

Современный период развития образования характеризуется существенными изменениями, которые затронули все его уровни без исключения. Это касается и дополнительного образования детей, рассматриваемого как один из наиболее значимых приоритетов государственной образовательной политики. В государственной программе развития образования, концепции дополнительного образования, майских Указах Президента Российской Федерации отмечена необходимость развития дополнительного образования, повышения его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями, акцентировано внимание на обеспечении дополнительности, интегративности, вариативности, преемственности и непрерывности образования, межведомственной интеграции в сфере дополнительного образования детей, а также развития некоммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Решение обозначенных задач, в первую очередь, связано с повышением доступности дополнительного образования.

В статье рассматривается содержание понятия «доступность дополнительного образования», раскрывается сущность информационной доступности дополнительного образования детей как степени информированности участников образовательного процесса о дополнительных образовательных программах, их содержании и технологиях реализации, условиях обучения и т. д. Это, в конечном итоге, обеспечивает принятие решения о выборе программы дополнительного образования детей. Отмечается, что в условиях опережающего развития информационных технологий и глобальной цифровизации образования решение проблемы повышения доступности дополнительного образования детей может быть обеспечено посредством персонализации и персонификации. Обозначенные ранее направления способны обеспечить расширение доступа к информации о дополнительном образовании, что в сочетании с обновлением содержания и технологий дополнительного образования будет содействовать повышению его доступности, увеличивать охват детей дополнительным образованием.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительные образовательные программы, доступность дополнительного образования, информационная доступность, персонализация, персонификация, web-персонализация.

I. S. Sinitsyn

Information support of availability of children's additional education

The modern period of education development is characterized by significant changes that have affected all levels without exception. This also applies to the additional education of children, considered as one of the most significant priorities of the state educational policy. The state program for the development of education, the concept of additional education, the May Decrees of the President of the Russian Federation noted the need to develop additional education, improve its quality and accessibility for children with different educational needs, focus on complementarity, integrativ-ity, variability, succession and continuity of education, interdepartmental integration in the field of additional education of children, the development of non-profit organizations, implementing programs of additional education of children. The solution of the designated tasks, first of all, is connected with the increase in the availability of additional education.

The article discusses the content of the concept «accessibility of additional education», reveals the essence of information accessibility of additional education of children as the degree of awareness of participants in the educational process about additional educational programs, their content and implementation technologies, conditions of education, etc. This ultimately provides a decision on the choice of an additional education program for children. It is noted that in the conditions of advanced development of information technologies and the global digitalization of education, the solution to the problem of increasing the accessibility of additional education for children can be achieved through personalization and personification. The previously designated areas can provide increased access to information on additional education, which, combined with updating the content and technologies of additional education, will help to increase its accessibility and enlarge the coverage of children with additional education.

© Синицын И. С., 2019

Keywords: additional education, additional educational programs, accessibility of additional education, information accessibility, personalization, personification, web-personalization.

Развитие дополнительного образования, повышение его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями является одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики, что зафиксировано в различных нормативных документах. Они, в свою очередь, определяют необходимость обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с заказом личности, общества и государства. Так, изначально в Федеральной, а впоследствии Государственной программе развития образования дополнительное образование выделено в отдельный приоритет: в задаче 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы ДОД» предложено к реализации мероприятие 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» [5, 6, 8].

Необходимость поиска новых механизмов и педагогических средств развития дополнительного образования детей отмечается также и в Концепции развития дополнительного образования детей, где в наибольшей степени акцентировано внимание на обеспечении дополнительности, интегративности, вариативности, преемственности и непрерывности образования, межведомственной интеграции в сфере дополнительного образования детей, а также развитии некоммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования детей [7;

9; 10].

Одной из актуальных проблем, обозначенных в майских Указах Президента Российской Федерации (Указ № 599 от 07.05.2012), является повышение охвата детей программами дополнительного образования. Один из вариантов решения данной проблемы предложен в Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование» [11].

Доступность дополнительного образования является одной из важных категорий в теории и практике образования. Для понимания сущности этой категории считаем необходимым проанализировать значение слова «доступность». Д. В. Дмитриев приводит несколько трактовок рассматриваемого термина [4]. Доступным автор предполагает считать то, что соответствует возможностям, способностям кого-либо. Также доступность трактуется с позиций понимания воз-

можности и свободы посещения каких-либо организаций. Автором также приводится трактовка доступности, имеющая под собой экономическое основание. Д. В. Дмитриев, согласно этому основанию, определяет доступность с позиций ценовой доступности вещей и товаров и возможности их приобрести большинством населения.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова [13] понятие «доступность» раскрывается с позиций физического объекта, к которому легко можно подойти; который может быть легко посещаем; информация о котором представлена в легкой для понимания форме.

Существует и понимание доступности с позиций дешевизны продукта или продукта за умеренную плату.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006 «Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности» определяет доступность через свойство объекта находиться в состоянии готовности и используемости по запросу.

Доступность заключается в оценке простоты и рациональности процесса предоставления услуги, ясности и качества информации, объясняющей порядок и процедуры оказания услуг.

В мировой практике доступность определяется качеством документов, регулирующих процесс предоставления услуги, и эффективностью действующей системы информирования, созданием условий для потребителя [1].

Доступность образования является одной из проблем, изучаемых педагогами. При этом приходится отметить, что в современных научных трудах отсутствует единство подхода к пониманию сущности доступности образования, в том числе дополнительного. В педагогических науках существует несколько определений данного понятия. Так, согласно одной из позиций, «доступность образования характеризуется, прежде всего, масштабом участия детей и молодежи в образовании». С позиций психолого-педагогического подхода О. Т. Бабанова пишет, что само слово «доступность» объясняется как возможность чего-либо для многих (для всех)» [2].

Так, доступность дополнительного образования можно рассматривать с позиций равенства различных социальных групп в их взаимоотношениях с учреждениями дополнительного образования как «возможность выбора различными социальными группами учреждения дополни-

тельного образования, а также зачисления и обучения в нем» [12].

Трактовка исследуемой категории может быть осуществлена с позиций, когда ключевыми составляющими, между которыми должен быть поставлен знак равенства, являются индивидуальные и личностные различия людей: «общедоступность образования - это обеспечение доступа к образованию вне зависимости от факторов, различающих людей» [12].

Трактовка доступности с позиций экономического положения и условий предоставления услуг заключается в рассмотрении категории как «совокупности реальных условий обеспечения равных возможностей для получения дополнительного образования индивидами независимо от их экономического положения».

В исследовании С. А. Белякова доступность образования рассматривается как возможность гражданина получить место в соответствующем образовательном учреждении и зависит от отношения числа мест в образовательных учреждениях к числу лиц, которые желают или имеют право занять данные места [3].

Особое понимание доступности образования отражено в трудах социологов. Согласно М. Скилбеку и Х. Коннелл, такие термины, как «доступность» (access), «равная возможность» (equal opportunity), «равенство результатов» (equality of outcomes), «позитивное действие» (affirmative action) и «справедливость» (equity) являются распространенными в области политики образования и ее анализа. При этом понимание доступности не сводится к вопросу о социальной справедливости. Исходя из трактовки доступности, представленной в работе «Терминология квалификации (образование и обучение)», авторы понимают ее как возможность учащихся приступить к программе образования и подготовки, получив знания, умения, навыки или способности [14; 18]. Таким образом, авторы считаются с равенством в процессе получения образования и подготовки.

Результативность обучения в учреждении дополнительного образования также можно рассматривать как основополагающий компонент в данной сфере: «фактическая (реальная) доступность дополнительного образования - это вероятность (шанс) получить дополнительное образование» [8].

Обобщая представленные подходы, доступность дополнительного образования условимся понимать как совокупность организационных,

информационных, территориальных, финансовых, академических и педагогических условий, обеспечивающих детям в комплексе объективные и субъективные равные возможности, а также права получить дополнительное образование [8].

В качестве одного из направлений повышения доступности дополнительного образования детей необходимо рассматривать его информационную доступность, что выражается в наличии или отсутствии информации для принятия решения о выборе программы дополнительного образования детей. Данное направление повышения доступности дополнительного образования является менее значимым, в сравнении с территориальным. Так, результаты анкетирования детей, их родителей (законных представителей), педагогов дополнительного образования, проведенного в муниципальных районах Ярославской области в 2018 г., позволили выявить, что определяющее влияние на выбор учреждения дополнительного образования оказывает именно информационный фактор. Такого мнения придерживаются большинство опрошенных детей и их родителей (законных представителей). Педагоги склоны считать данный фактор определяющим в меньшей степени, чем родители и дети. Его меньшую значимость, в сравнении с территориальным, подчеркнули большее количество педагогов.

Оценивания информационный фактор (вопрос «Из каких источников обучающиеся и их родители получили информацию об организации, в которой можно обучаться по программе дополнительного образования?»), опрошенные указывают, что главным источником информации об организации, где реализуются программы дополнительного образования детей, для них являются рассказы близких, друзей, коллег по работе, а также учителей. В меньшей степени информацию о таких организациях респонденты получают из социальных сетей или с сайтов самих организаций. Этот факт определяет необходимость пересмотреть формы и средства информационной работы организаций, оказывающих услуги дополнительного образования детей.

При этом дети в большинстве случаев отмечают, что информация об организации (программе дополнительного образования), представленная в разных источниках, оказалась полной и актуальной. Родители и педагоги оказались более критичны в ответе на этот вопрос. Согласие с детьми выразили лишь 40 % родителей и 47 % педагогов. В таком же соотношении они отметили содержательность представленной информа-

ции, но подчеркнули, что ее объем не позволяет полностью ответить на все имеющиеся вопросы.

Решение вопроса повышения информационной доступности дополнительного образования в современных условиях обуславливает необходимость поиска способов повышения доступности применительно к региональной системе образования в целом и к отдельным образовательным организациям дополнительного образования, в частности. В первом случаем применительно к условиям реализации проекта повышения доступности дополнительного образования важным направлением повышения его информационной доступности является создание регионального навигатора дополнительных общеобразовательных программ, который следует понимать как информационный ресурс, локализованный в Интернете и включающий сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых на определенной территории. К числу основных задач, которые призван решить навигатор в плане повышения информационной доступности, необходимо отнести

— обеспечение информирования целевой аудитории (дети, родители (законные представители) о соответствующей услуге;

— осуществление поиска и выбора программ, соответствующих запросам и ожиданиям целевой группы;

— проведение записи на программу и оплаты (при необходимости) услуги;

— оценивание качества реализации дополнительной образовательной программы;

— информирование о конкурсных мероприятиях в сфере дополнительного образования и при необходимости их реализацию посредством навигатора;

— формирование портфолио обучающихся;

— построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

В Ярославской области начиная с 2018 г. успешно функционирует портал персонифицированного дополнительного образования (https://yar.pfdo.ru/). Одним из компонентов портала выступает навигатор дополнительных образовательных программ, в котором в настоящее время представлены сведения о программах, реализуемых на территории 8 муниципальных районов региона.

Для помощи пользователям в поиске и выборе программы используются поисковые модули и встроенные в информационный сервис фильтры для так называемого «гибкого», или «расширен-

ного», поиска по указанным характеристикам. Наиболее распространенные фильтры позволяют выбрать программу по ее месторасположению (чаще всего это выбор муниципалитета), по направленности программы и возрасту детей.

Таблица 1

Данные о дополнительных образовательных программах в муниципальных районах Ярославской области, участвующих в приоритетном проекте «Доступное

Применительно к образовательной организации дополнительного образования следует говорить о таких способах, как персонализация и персонификация. Рассмотрим базовые определения и случаи употребления этих понятий.

Персонификация основывается на применении индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом учреждении, оказывающем услуги дополнительного образования. Это, в свою очередь, определяет необходимость проведения четкой идентификации образовательной организации, которая оказывает соответствующие образовательные услуги. Персонификацию можно рассматривать как процесс соотнесения информации об учреждении дополнительного образования с определенным набором данных о нем [17].

Обратным процессом по отношению к персонификации является персонализация. Сущность персонификации состоит в отборе из множества объектов только тех, которые непосредственно соответствуют потребностям и возможностям конкретного гражданина. Под персонализацией выбора учреждения дополнительного образования мы понимаем процесс отбора подходящих для учащегося предложений (в рассматриваемом контексте - дополнительных общеобразовательных программ) в соответствии с его потребностями и возможностями на конкретный момент времени [8].

дополнительное образование»

Муниципальный Наименование показателя

район Кол-во поставщи- Кол-во размещен-

ков, зарегистри- ных программ,

рованных в си- всего

стеме

Любимский 2 45

Брейтовский 2 28

Пошехонский 9 50

г. о. Рыбинск 38 343

Рыбинский 17 67

Даниловский 5 26

Тутаевский 11 118

Большесельский 1 7

Экстраполируя выводы на сферу повышения доступности дополнительного образования и с учетом тенденций развития информационно-коммуникационных технологий, можно заключить, что повышение доступности становится возможным через такую организацию работы сайта образовательной организации, когда он (сайт, потрал) приобретает черты «живого человека», например: попытка заговорить с пользователем через виджет-консультант, предложение вступить в онлайн-диалог с администратором, всплывающие подсказки, помогающие человеку ориентироваться и т. п.

Для успешной реализации персонализации необходимо обеспечить отражение интересов пользователя в объекте (сайте, портале), под-страивание сайта под посетителя. Этому способствует новое направление развития информационных сервисов и технологий - веб-персонализация организации или услуги. В исследованиях Эиринаки и Вазирганиса (Eirinaki and Vazirgiannis, 2013) веб-персонализация рассматривается как процесс настройки контента и структуры веб-сайта под индивидуальные и специфические потребности каждого из пользователей в зависимости от его поведения на сайте [15]. Веб-персонализация как акт реагирования в соответствии с индивидуальными интересами пользователя определена в трудах Мобашера [16]. Неоспоримые достоинства данного способа - быстрота и точность реагирования на уникальные и специфические потребности пользователей.

Важным представляется позиций Мульвены, согласно которой веб-персонализация трактуется как любое действие по адаптации информации и сервисов, предоставляемых сайтом, к потребностям каждого пользователя или группе пользователей. Осуществление веб-персонализации основывается на использовании сведений, которые запрашиваются от пользователя, знании их навигационного поведения и индивидуальных интересов в сочетании с содержанием и структурой сайта [17].

Персонализация как способ повышения доступности призвана предложить пользователю то, что он хочет, не спрашивая его об этом. Так или иначе, все определения вращаются вокруг адаптации существующих сервисов (или иных способов информирования) к конкретному потребителю.

Повышение информационной доступности предполагает также оценку результативности работы в этом направлении. Применительно к

рассматриваемой категории показателями повышения информационной доступности могут выступать

- информированность населения (детей, родителей (законных представителей) о возможностях их участия в освоении программ ДО;

- действенная реклама образовательных услуг ДО;

- использование современных средств связи и навигации, новых информационных технологий в процессе информирования об услугах ДО;

- обеспечение информационной безопасности детей.

В этом плане для оценки повышения доступности дополнительного образования в целом важен поиск набора индикаторов, позволяющих количественно оценить данный процесс. К числу таковых, на наш взгляд, могут быть отнесены следующие:

- достаточность количества организаций для обеспечения потребности детей в дополнительном образовании. Данный показатель может быть измерен через систему абсолютных и относительных показателей:

• количество организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, и их доля от общего числа образовательных организаций в регионе (на рассматриваемой территории);

• количество таких организаций, приходящихся на 1 получателя данной услуги;

• обобщенный индекс концентрации - ИК (по аналогии с показателем Энгеля - Юдзу-ру - Като) организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, с учетом площади территории и численности получателей услуги:

ИК = ЧО(ЧДОП >,

где ИК - индекс концентрации, m - количество образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, ЧО (ЧДОП) - количество организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (число дополнительных образовательных программ), S - площадь рассматриваемой территории, ЧД - численность детей - потенциальных получателей услуги дополнительного образования.

• индекс разнообразия - ИР (по аналогии с индексом этнической мозаичности, предложенным Эккелем) учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы,

на любом территориальном уровне, рассчитываемый по формуле:

т

ИР = 1 -£г р1)2,

I=1

где ИР - индекс разнообразия, т - количество образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, р! -доля организации по числу получателей услуги от общего числа получателей данной услуги на рассматриваемой территории.

Трактовка данного индекса будет проводиться с учетом следующих позиций: чем ближе к 1 получается значение, тем большим разнообразием учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, отличается та или иная территория, а следовательно, большие возможности имеются для выбора детьми таких организаций.

• показать монополизации - ИМ (по аналогии с индексом Херфиндаля - Хиршмана) сферы дополнительного образования детей, рассчитываемый по формуле для любого территориального уровня:

ИМ = £2 + £22 + £32 +...+£2,где ИМ - индекс

монополизации, п - количество образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, 8 - доля организации по числу получателей услуги от общего числа получателей данной услуги на рассматриваемой территории.

Полученная величина должна находиться в диапазоне между 1 и 10 000. Показатель в 10 000 означает полную монополизацию сферы дополнительного образования детей.

Рассмотренные выше направления обеспечения информационной доступности, дополняя друг друга, в сочетании с обновлением содержания и технологий дополнительного образования детей способны обеспечить повышение его доступности, увеличить охват детей дополнительным образованием.

Библиографический список

1. Авраамова, Е. М. Образование как адаптивный ресурс населения [Текст] / Е. М. Авраамова // Проблемы доступности высшего образования. Препринт ^3/2003/01 / Отв. ред. С. В. Шишкин. - С. 86-87.

2. Бабанова, О. Т. Психолого-педагогические барьеры в обеспечении доступности высшего образования для молодежи провинции [Текст] / О. Т. Бабанова // Современные научные достижения : материалы меж. науч-практ конференции. - Белгород : Роснаучкнига, 2006. - С. 13-17.

3. Беляков, С. А. Новые лекции по экономике образования [Текст] / С. А. Беляков. - М. : МАКС Пресс. 2007. - 424 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дмитриев, Д. В. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. В. Дмитриева. - М. : Астрель : АСТ, 2003. - С. 299.

5. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст] : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 300 с.

6. Золотарева, А. В, Синицын, И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей -новый вектор реализации государственной образовательной политики [Текст] / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. - 2018. -№ 1 (9). - С. 8-16.

7. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] : монография / А. В. Золотарева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. -290 с.

8. Золотарева, А. В. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ [Текст] / А. В. Золотарева, М. А. Куличкина, И. С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 6 (105). - С. 61-75.

9. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей России в XXI веке [Текст] : методическое пособие / А. В. Золотарева. - Прага-Ярославль : EAICY-ЯГПУ, 2013. - 140 с.

10. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (Дата обращения: 27.04.2018).

11. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api /0Ь/ 16Z0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf (дата обращения - 27.01.2019).

12. Рощина, Я. М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? [Текст] / Я. М. Рощина // Проблемы доступности высшего образования. НИСП. - М., 2003. - С. 105.

13. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Советская энциклопедия; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.

14. Ballantine, J. H. The Sociology of Education: a systematic analysis / J. H. Ballantine- Prentice Hall, 2001. - 400 p.

15. Eirinaki, M., Vazirgiannis, M. Web Mining for Web Personalization / M. Eirinaki, M. Vazirgiannis // ACM Transactions on Internet Technology. - 2003. - Vol. 3. - №. 1. - P. 1-27.

16. Mobasher, B., Anand, S. Intelligent Techniques for Web Personalization. Available / B. Mobasher, S. Anand [Электронный ресурс]. - URL: http://facweb.cs.depaul.edu/mobasher/research/papers/am

-itwp-springer05.pdf (дата обращения - 27.01.2019).

17. Mulvenna, M. D., Anand, S. S., Büchner, A. G. Personalization on the Net using Web mining: introduction / M. D. Mulvenna, S. S. Anand, A. G. Büchner // Communications of the ACM. - Vol. 43. - № 8. -P. 122-125.

18. Skilbeck, M. Access and Equity in Higher Education: An International Perspective on Issues and Strategies / M. Skilbeck, H. Connell. - HEA, Dublin. 2000. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.hea.ie/files/files/file/archive/corporate/2004/H EAACCES. PDF (дата обращения - 27.01.2019).

Reference List

1. Avraamova, E. M. Obrazovanie kak adaptivnyj resurs naselenija = Education as an adaptive resource of the population [Tekst] / E. M. Avraamova // Problemy dostupnosti vysshego obrazovanija. Preprint = WP3/2003/01 / Otv. red. S. V. Shishkin. - S. 86-87.

2. Babanova, O. T. Psihologo-pedagogicheskie bar'ery v obespechenii dostupnosti vysshego obrazovanija dlja molodezhi provincii = Psychological and pedagogical barriers in providing access to higher education for young people in the province [Tekst] / O. T. Babanova // Sov-remennye nauchnye dostizhenija : materialy mezh. nauch-prakt konferencii. - Belgorod : Rosnauchkniga, 2006. -S. 13-17.

3. Beljakov, S. A. Novye lekcii po jekonomike obra-zovanija = New lectures on education economics [Tekst] / S. A. Beljakov. - M. : MAKS Press. 2007. - 424 c.

4. Dmitriev, D. V. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka = Russian language defining dictionary [Tekst] / D. V. Dmitrieva. - M. : Astrel' : AST, 2003. - S. 299.

5. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razviti-ja regional'noj sistemy obrazovanija = Additional education of children as a factor in the development of the regional education system [Tekst] : kollektivnaja mono-grafja / pod red. A. V. Zolotarevoj, S. L. Palad'eva. - Ja-roslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - 300 s.

6. Zolotareva, A. V, Sinicyn, I. S. Povyshenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovanija detej - novyj vektor realizacii gosudarstvennoj obrazovatel'noj politi-ki = Increasing the availability of additional education for children - a new vector of the state educational policy implementation [Tekst] / A. V. Zolotareva, I. S. Sinicyn // Obrazovatel'naja panorama. - 2018. - № 1 (9). - S. 8-16.

7. Zolotareva, A. V Integrativno-variativnyj podhod k upravleniju uchrezhdeniem dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Integrative-variable approach to the management of the children additional education institution [Tekst] : monografija / A. V Zolotareva. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. - 290 s.

8. Zolotareva, A. V. Koncepcija obespechenija dostupnosti dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm = Concept of providing access to additional gen-

eral education programmes [Tekst] /A. V Zolotareva, M. A. Kulichkina, I. S. Sinicyn // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2018. - № 6 (105). - S. 61-75.

9. Zolotareva, A. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej Rossii v XXI veke = Additional education of Russian children in the XXI century [Tekst] : metodicheskoe posobie /A. V Zolotareva. - Praga-Jaroslavl' : EAICY-JaGPU, 2013. - 140 s.

10. Koncepcij a razvitij a dopolnitel'nogo obrazovanij a detej = Concept of children additional education development [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (Data obrashhenija:

27.04.2018).

11. Pasport prioritetnogo proekta «Dostupnoe dopolnitel'noe obrazovanie dlja detej» = Passport of the priority project «Affordable supplementary education for children» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api /0b/ 16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf (data obrashhenija -

27.01.2019).

12. Roshhina, Ja. M. Neravenstvo dostupa k obra-zovaniju: chto my znaem ob jetom? Inequality of access to education: what do we know about this? [Tekst] / Ja. M. Roshhina // Problemy dostupnosti vysshego obrazovanija. NISP. - M., 2003. - S. 105.

13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka = Defining dictionary of the Russian language [Tekst] : v 4 t. / pod red. D. N. Ushakova. - M. : Sovetskaja jenciklopedija; OGIZ; Gos. izd-vo inostr. i nac. slov, 1935-1940.

14. Ballantine, J. H. The Sociology of Education: a systematic analysis / J. H. Ballantine- Prentice Hall, 2001. - 400 p.

15. Eirinaki, M., Vazirgiannis, M. Web Mining for Web Personalization / M. Eirinaki, M. Vazirgiannis // ACM Transactions on Internet Technology. - 2003. - Vol. 3. - №. 1. - P. 1-27.

16. Mobasher, B., Anand, S. Intelligent Techniques for Web Personalization. Available / B. Mobasher, S. Anand [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://facweb.cs.depaul.edu/mobasher/research/papers/am -itwp-springer05.pdf (data obrashhenija - 27.01.2019).

17. Mulvenna, M. D., Anand, S. S., Büchner, A. G. Personalization on the Net using Web mining: introduction / M. D. Mulvenna, S. S. Anand, A. G. Büchner // Communications of the ACM. - Vol. 43. - № 8. -P. 122-125.

18. Skilbeck, M. Access and Equity in Higher Education: An International Perspective on Issues and Strategies / M. Skilbeck, H. Connell. - HEA, Dublin. 2000. -[Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.hea.ie/files/files/file/archive/corporate/2004/H EAACCES. PDF (data obrashhenija - 27.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.