предприятия, можно проанализировать степень отклонения исследуемого предприятия от параметров экономического потока, оценить эффективность выбранной стратегии управления и, соответственно, управлять эффективностью стратегического управления [9].
Практическая значимость данных исследований заключается в возможности использования полученных результатов для управления эффективностью стратегической деятельности через внедрение методики кластерного анализа на промышленных предприятиях. Использование предложенной методики позволит топ-менеджерам оценивать эффективность стратегического управ-
ления своего предприятия в соответствии с направлением развития однотипного "родственного" кластера, сравнивая параметры экономического потока и предприятия, определять и прогнозировать "траекторию движения" последнего, а также своевременно применять корректирующие воздействия при реализации и оценке стратегий развития своего бизнеса.
В дальнейшем для реализации задачи оценки эффективности стратегического управления необходима разработка программного продукта на базе предлагаемой методики, что позволит повысить эффективность стратегического управления и гибкость организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. URL: http://www.ab!'rd.ru/art!cles/f!nanc!'al_cr!s!s
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономиста, 2006. 293 с.
3. Веснин В.Р. Стратегическое управление. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
4. Бородин А.И., Николаева С.И. К оценке стратегии развития предприятия в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. 2004. № 1(5)
5. URL: http://ru.wik;'peda.0rg/w;'k;'/
6. URL: http://www.expert.ru/ratings/
7. Пестриков С.В. Управление развитием эконо-
мических систем: Монография. М.: Изд-во "Машиностроение-!", 2003.
8. Панофенова Л.И. Оценка эффективности стратегического управления с помощью метода кластеризации // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Экономические науки. 2006. № 49.
9. Панофенова Л.И. Кластерный подход - эффективный инструмент стратегического управления // Наука. Бизнес. Образование 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Самара: Поволж. ин-т бизнеса; Самар. гос. техн. ун-т, 2009.
УДК 657.1:336.14
Лапин А.Е., Заббарова О.А.
Информационное обеспечение анализа эффективности
деятельности бюджетных организаций
Результаты анализа эффективности деятельности бюджетных организаций зависят от состояния информационной базы и качества полученной информации. Сегодня существует большое количество различных источников информации и от того, насколько поступающая информация достоверна, своевременна и грамотно использована, зависит возможность быстрого реагирования администрации на различные изменения внешней и внутренней среды для принятия эффективных управленческих решений. В основном анализ эффективности деятельности
базируется на использовании экономической информации, кроме нее в необходимых случаях используют также информацию о бюджетных полномочиях участника бюджетного процесса и данные о правовом статусе, а также данные социальной значимости бюджетной организации, позволяющие оценить ее производственно-сервисный потенциал.
Современный экономический анализ должен использовать широкий спектр информации о деятельности организации, в том числе бюджетной.
А. Д. Шеремет [5] рассматривает формирование рационального потока информации о деятельности организации в зависимости от ряда принципов. К ним автор относит:
выявление информационных потребностей для проведения анализа и способов их удовлетворения;
объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления и использования всех видов ресурсов в организации;
единство информации, поступающей из различных источников информации (бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также плановых данных);
устранение дублирования в первичной информации;
оперативность информации, обеспеченной современными компьютерными технологиями; защиту информации;
применение прикладных компьютерных программ для анализа информации.
Автор подчеркивает диалектическую взаимосвязь экономического анализа и информации, служащей для него основой. Она заключается в необходимости контроля за достоверностью информации, при этом в условиях информатизации учетного и прочих управленческих процессов роль контрольной функции анализа возрастает.
Г.В. Савицкая [4] предлагает классифицировать информационную базу анализа по трем направлениям:
плановые источники; учетные источники; внеучетные данные.
По отношению к объекту исследования Г. В. Савицкая предлагает выделять внешнюю и внутреннюю информацию. К внутренней информации для анализа она относит данные статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии. Система внешней информации, по ее мнению, "это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальных, хозяйственно-правовых документов и т. д.".
Кроме того, она предлагает классификацию еще по ряду признаков:
по отношению к предмету исследования; по периодичности поступления;
по отношению к процессу обработки и т. д. Савицкая Г. В. также сформулировала следующие требования к информационному обеспечению анализа, включающие: аналитичность информации; объективность информации; единство информации планового, учетного и внеучетного характера;
оперативность информации; рациональность информации. Давыдова В.В. и Саранцева Е.Г. [1] отмечают, что "глубина анализа деятельности бюджетных учреждений зависит от состояния информационной базы" и, по их мнению, информационная база должна включать:
официальные материалы, регулирующие деятельность учреждений по рассматриваемым отраслям;
нормативную документацию, хозяйственные договора и соглашения;
бухгалтерскую и статистическую отчетность. Эти авторы определяют последний источник как основной, так как в бухгалтерской и статистической отчетности отражены результаты исполнения сметы расходов, сведения о состоянии сети, штатов, контингентов, материально-технической базы учреждений.
Новоселова Т.О. и Родина Т.Е. [2] придерживаются мнения, что "основой для анализа является отчетность учреждения" [2] и полагают, что на практике анализ носит в основном ретроспективный характер, так как проводится по итогам работы за год. И далее: "При проведении анализа должна быть подтверждена достоверность отчетности, проверено развернутое отражение в балансе дебиторской и кредиторской задолженности, закрытие счетов учета расходов по окончании года, соответствие основных показателей всех форм отчетности, составление отчетности в разрезе источников финансирования и кодов бюджетной классификации".
Рассмотренные требования к источникам информации экономического анализа следует критически адаптировать в отношении информационной базы анализа эффективности деятельности бюджетных организаций с учетом международных принципов представления информации в бюджетной отчетности и современных методик сбора обработки и передачи информации для формирования консолидированной отчетности публично-правового образования. При
этом следует учитывать интересы потребителей услуг государственного сектора экономики.
Для детального анализа эффективности деятельности бюджетной организации следует классифицировать источники информации на внешние и внутренние.
Внешняя информация позволяет определить возможности, предоставляемые окружающей средой, ознакомиться с изменениями в нормативно-правовом регулировании деятельности участников бюджетного процесса, оценить конъюнктуру рынка идентичных услуг, выявить потребительский спрос на услуги бюджетной организации, провести мониторинг показателей некоммерческих и бюджетных организаций, оказывающих аналогичные услуги.
Ведущее место в информационном обеспечении анализа эффективности деятельности бюджетной организации должна занимать внутренняя информация, включающая учетную, внеучетную и статистическую. Следует отметить, что нормативно-плановую информацию можно отнести как к внешней, отражающей положения Бюджетного кодекса РФ, а также закон о бюджете на соответствующий финансовый год, так и к внутренней, отражающей сведения нормативно-планового характера, непосредственно применяемые для финансирования деятельности организации.
Вторым классификационным признаком информации анализа эффективности следует признать функции управления. В этом случае выделяется информация нормативная, сметная, оперативная, бухгалтерская, статистическая. Следует отметить, что деление информации по функциям носит исторический характер, поэтому формирование интегрированных учетно-аналитических систем учета стирает грани между такими видами информации.
В качестве классификационного признака также выделяют стадии образования информации: первичную, возникающую в процессе осуществления деятельности организации (данные, записываемые в первичных документах - акты на списание, ведомости выдачи материальных ценностей и др.), и вторичную, которую получают в результате обработки первичной информации. Вторичную информацию можно подразделить на промежуточную (например, данные, записываемые в регистрах бюджетного учета) и результативную (бюджетная отчетность организации).
Большое значение имеет деление экономической информации по субъектам, проводящим анализ эффективности деятельности как организации в целом, так и отдельных его подразделений. Предполагается деление информации по подразделениям организации.
Предлагается следующая классификация видов информации для анализа эффективности деятельности бюджетной организации (см. рис. 1).
Для анализа эффективности важно разделить информацию по объектам, которые характеризуются этой информацией.
В системе анализа деятельности бюджетной организации, на наш взгляд, можно выделить информацию, характеризующую:
производственно-сервисный потенциал бюджетной организации (ее способность качественно производить работы и услуги в соответствии с задачами своей деятельности);
эффективность использования всех видов ресурсов при исполнении смет расходов;
соблюдение бюджетного законодательства и порядка финансирования деятельности бюджетной организации;
эффективность использования трудовых ресурсов;
целесообразность данной формы использования бюджетных средств;
платежеспособность и финансовое состояние бюджетной организации.
Примерная схема образования и использования информации для анализа эффективности деятельности бюджетной организации приведена на рис. 2).
Современный экономический анализ основан на использовании широкого круга экономической информации о деятельности организации, но наиболее достоверной и доступной основой для анализа по-прежнему остается внешняя бюджетная отчетность. Вместе с тем при проведении внутреннего финансового анализа наряду с данными внешней бюджетной отчетности следует использовать также информацию, создаваемую системами бюджетного финансового и управленческого учета организации. Особенностью деятельности бюджетного учреждения является наличие следующих ограничений его деятельности: открытие финансирования по смете; ведение учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций;
исполнение бюджета в основном через Федеральное казначейство.
Рис. 1. Классификация видов информации
Директивная информация главных распорядителей бюджетных средств, лимиты бюджетных ассигнований
аяв ация
о м
ан р о
л ф
П ин
Анализ эффективности, качества и социальной значимости деятельности бюджетных учреждений
Внешняя отчетность бюджетной организации
Хозяйственный учет (оперативный, бюджетный, статистический, налоговый)
я я
а ацим
ант
е р
ечт От о ф
Производственно-сервисный потенциал бюджетных учреждений по удовлетворению социально значимых потребностей
Рис. 2. Схема образования и использования информации
В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией. Это может отрицательно сказаться на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в быстро меняющихся условиях хозяйствования. При этом заработанные в соответствии с целями внебюджетной деятельности средства отражаются в соответствии с классификацией доходов бюджета и распределяются в структуре показателей экономической классификации расходов бюджета.
В соответствии с "Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" (от 13.11.2008 г. № 128н) в учреждениях предусматривается следующий единый порядок ведения бухгалтерского учета:
единый план счетов бюджетного учета; для анализа экономической эффективности деятельности бюджетной организации
порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета;
формы первичных учетных документов; автоматизация бюджетного учета, основанная на взаимосвязанном едином технологическом процессе обработки первичных учетных документов;
иные вопросы организации бюджетного учета. Это означает, что бюджетные учреждения в отличие от коммерческих организаций лишены возможности формировать рабочий план счетов и выбирать форму бухгалтерского учета.
Современные исследователи, например [6], считают, что используя опыт организации управленческого учета в бюджетных учреждениях таких стран, как Австрия, Великобритания Нидерланды, необходимо шире внедрять современные методы расчета затрат в бюджетной сфере.
Для обеспечения объективности результатов анализа эффективности деятельности бюджетной организации необходимо предварительно проверить достоверность информационной базы по следующим направлениям:
соблюдение правил составления и представления отчетности;
согласованность показателей различных форм отчетности;
преемственность показателей отчетности;
встречная проверка показателей.
Информационная база анализа эффективности деятельности бюджетной организации включает данные бюджетного и управленческого учета бюджетной организации и основные формы отчетности.
Одним из требований современных условий эффективной деятельности является создание информационной базы, которая учитывала бы требования национального законодательства, а также международных стандартов финансовой отчетности сектора государственного управления. Проблема здесь в том, что для многих организаций сектора государственного управления показатели внешней бюджетной отчетно -сти, составленной по национальным инструкциям и международным стандартам, существенно отличаются. Российская система бюджетного учета и отчетности ориентирована в первую очередь на осуществление бюджетных правоотношений, что входит в противоречие с требованиями рыночной экономики о необходимости отражения в учете реальной экономической ситуации. Поэтому Министерство финансов Российской Федерации осуществляет шаги, направленные на сближение российской и международной систем бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления.
В системе международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе (МСФОГС) разработаны стандарты финансовой отчетности общего назначения: "Финансовой отчетностью общего назначения признается отчетность, предназначенная для пользователей, которые не имеют возможности требовать финансовую информацию, отвечающую их конкретным информационным запросам". Примерами таких пользователей являются граждане, избиратели, их представители и иные члены общества.
Цель финансовой отчетности общего назначения - представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъекта, полезной для широкого круга пользователей при принятии и оценке решений о размещении ресурсов. Так, целью финансовой отчетности общего назначения в общественном секторе должно быть предоставление информации, полезной для принятия решений, и демонстрирование способности хозяйствующего субъекта
отчитаться за вверенные ему ресурсы через предоставление:
информации об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;
информации о том, как субъект профинансировал свою деятельность и удовлетворил свои потребности в денежных средствах;
информации, которая является полезной при оценке возможностей субъекта финансировать свою деятельность и погашать свои обязательства;
информации о финансовом положении субъекта и его изменениях;
агрегированной информации, полезной для оценки результатов деятельности субъекта с точки зрения издержек деятельности, эффективности и достигнутых результатов.
Международная практика допускает, что помимо представления финансовой отчетности общего назначения субъект учета сектора государственного управления может составлять финансовую отчетность для других лиц (например, органы власти, лица, выполняющие надзорные функции и т. д.), которые имеют возможность требовать специальную отчетность. МСФОГС поощряют применение указанных стандартов при составлении специальной отчетности, но сами не устанавливают обязанность и порядок формирования данных форм.
В России бюджетный учет и отчетность предназначены в первую очередь для осуществления бюджетных правоотношений, к которым согласно п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждения и исполнения, а также контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной классификации.
Следовательно, Бюджетный кодекс ставит задачу формирования специальной бюджетной отчетности.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике
на 2001 год и на среднесрочную перспективу" отмечалось: "Необходимо обеспечить реальную открытость и прозрачность бюджетов и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы, обязательность публикации подробной бюджетной отчетности и соблюдение реальной конкурсности при осуществлении государственных закупок товаров и услуг - ключевой элемент этого процесса". В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2008-2010 годы указано по этому же вопросу: "Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности". Отсюда следует вывод, что задача публичности бюджетной отчетности для граждан и иных пользователей в России не решена и сегодня.
Таким образом, в России перестройка систем бюджетного учета и бюджетной отчетности в целях представления всеобъемлющей и достоверной информации о финансовом положении и результатах экономической деятельности публично-правовых образований неограниченному кругу лиц становится одной из важнейших задач.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе -МСФОГС необходим, по нашему мнению, для следующего:
повышения прозрачности системы региональных и местных финансов, а также качества и достоверности бюджетной отчетности;
обеспечения максимально полного учета не охваченных в настоящее время финансовых операций;
создания условий для анализа динамики и уровня бюджетной задолженности;
оценки эффективности оказываемых бюджетных услуг.
Выполним сравнительный анализ содержания внешней бюджетной отчетности формируемой бюджетными организациями в России и в соответствии с МСФОГС.
В России нормативно определено, что бюджетная отчетность формируется "в целях установления единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [3].
Анализ состава и показателей бюджетной отчетности, формируемой органами, органи-
зующими исполнение бюджета в соответствии с Инструкцией [3], свидетельствует о том, что состав бюджетной отчетности максимально приближен к составу такой отчетности по МСФОГС.
Главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств составляется отчетность по следующим формам:
баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);
отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств бюджета (ф. 0503127);
отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
пояснительная записка (ф. 0503160), и др. При этом баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет об исполнении бюджета представляют консолидированную отчетность о исполнении бюджета публично-правового образования.
В состав финансовой отчетности в соответствии с МСФОГС включаются:
отчет о финансовом положении;
отчет о результатах финансовой деятельно -
сти;
отчет об изменениях чистых активов / капитала;
отчет о движении (потоках) денежных средств;
учетная политика и пояснительные записки к финансовым отчетам.
Международные стандарты для сектора государственного управления при отсутствии конкретных требований руководства формируют сле-
дующие требования к информации, представляемой в финансовой отчетности:
уместность для потребностей пользователя при принятии решений;
надежность в силу того, что она а) достоверно представляет результаты финансовой деятельности и финансовое положение субъекта, б) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;
нейтральность, т. е. свобода от предвзятости; осмотрительность;
полнота во всех существенных аспектах. В российской системе нормативного регулирования принципы подготовки и требования к информации, представленной в бюджетной отчетности, не определены. Эффективность анализа, а также получение правильного его результата во многом зависит от качества получаемой информации. Исходя из потребностей анализа эффективности, следует сформулировать следующие требования к информации, представляемой в бюджетной отчетности: достоверность; полнота; сравнимость; публичность;
точность с учетом существенности информации;
нейтральность.
Рассмотренные классификации, предложенная схема образования и использования информации для анализа эффективности деятельности бюджетной организации и разработанные требования к информации представленной к отчетности, позволят сформировать качественное информационное обеспечение анализа эффективности деятельности бюджетных организаций и по его итогам общее мнение о эффективности и результатах деятельности бюджетной организации.
список литературы
1. Давыдова В.В., Саранцева Е.Г. Анализ в бюджетных учреждениях: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2007.
2. Новоселова Т.Ю., Родина Т.Е. Анализ в бюджетных организаций: Учеб. пособие. Хабаровск, 2004.
3. Приказ МФ РФ от 13.11.2008 г. № 128н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ".
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Изд. 4-е. Минск: Новое знание, 1999.
5. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Ястребова О.К. Современные методы учета затрат (костинг): Учеб. пособие. (Проект Административная реформа 11. Материалы семинара 2006 г.).