СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 369
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТУАРНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
_ _ ^^ __
ПЕНСИОННОМ СИСТЕМЫ РОССИИ1
СОЛОВЬЕВ АРКАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР, Москва, Россия Е-mail: [email protected] ДОНЦОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА,
заместитель начальника Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР, Москва, Россия Е-mail: [email protected]
Пенсионная реформа 2015 г. резко повысила не только общественный, но и научный интерес к проблемам отечественной пенсионной системы. В ходе дискуссий выявились серьезные расхождения (зачастую прямо противоположные) в количественных оценках как самой пенсионной системы, так и экономических и социальных результатов пенсионной реформы, особенно долгосрочных. В статье проведен анализ состава и структуры статистической информации, используемой для проведения актуарного оценивания финансового состояния современной пенсионной системы России, рассматриваются различные проблемы информационно-статистического ресурсного обеспечения для оценки экономических и социальных последствий мероприятий в рамках пенсионной реформы, причины и последствия недостаточности статистической информации для прогнозной оценки сбалансированности пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Ключевые слова: пенсионная статистика; пенсионная система; пенсионная реформа; база данных; актуарные расчеты ПФР; система показателей пенсионного обеспечения; система персонифицированного учета.
ARKADY K. SOLOVYEV,
ScD (Economics), Professor, Honored Economist of Russia, Head of the RPF actuarial accounting and strategic planning Dept., Moscow, Russia E-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2015 г., при участии В. И. Гавришовой, Н. В. Мележик.
2 The article is based on the results of government-funded research carried out within the framework of the task assigned by the Financial University in 2015 with participation of V. I. Gavrishova and N. V. Melezhik.
АННОТАЦИЯ
INFORMATION SUPPORT FOR ACTUARIAL ASSESSMENT OF THE FINANCIAL STATUS OF THE PENSION SYSTEM IN RUSSIA2
SVETLANA A. DONTSOVA,
Deputy Head of the RPF actuarial accounting and strategic planning Dept., Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The pension reform 2015 dramatically increased not only the public, but also academic interest to the problems of the national pension system. The discussions revealed serious discrepancies (often diametrically opposed) in the quantitative estimates of both the pension system and the economic and social results of the pension reform, especially in long run. The paper analyzes the composition and structure of statistical data used for actuarial assessments of financial status of the Russian pension system; statistical information resources' provision needed to assess economic and social impact of the activities conducted within the pension reform; causes and effects of insufficient statistical information for forecast evaluation of the pension system balance in the long term. Keywords: pension statistics; pension system; pension reform; database; actuarial calculations of RPF; system of indicators of provision of pensions; system of the personified account.
Пенсионная реформа 2015 г резко повысила не только общественный, но и научный интерес к проблемам отечественной пенсионной системы. В ходе дискуссий выявились серьезные расхождения (зачастую прямо противоположные) в количественных оценках как самой пенсионной системы, так и экономических и социальных результатов пенсионной реформы, особенно долгосрочных.
Среди основных причин таких расхождений наряду с различиями в методологии расчетов следует особо выделить проблемы полноты, достоверности и адекватности использования информационно-статистических ресурсов, обеспечивающих функционирование отечественной пенсионной системы.
В целом надо признать, что пенсионная статистика более других отраслей социальной статистики пострадала в результате перехода на рыночные отношения в социально-трудовой сфере, поскольку советские показатели социальной статистики, которые были к тому же радикально сокращены, не могли отразить все аспекты рыночной социальной политики.
Проблемы пенсионной статистики дополнительно осложнены перманентными пенсионными реформами, которые сопряжены с существенными изменениями параметрических характеристик и постоянно требуют корректировки информации по реформируемым объектам государственной пенсионной системы. Да и сама пенсионная система России представляет собой по своему институциональному
содержанию самый сложный объект государственного управления по целому ряду объективных и субъективных причин, среди которых следует отметить как многоукладность и многообразие видов пенсионных выплат, так и максимально продолжительный период их реализации (отдельные виды пенсионных обязательств перейдут в следующее столетие).
Современные методы управления отечественной пенсионной системой должны опираться на достоверную, полноценную и оперативную информацию и быть направлены на выполнение ее целевых функций, которые можно свести к финансовому и организационному обеспечению выплаты всех видов пенсий, предусмотренных действующим законодательством.
Дополнительные трудности для информационной составляющей бюджетных расчетов создает переход в результате реформы от условно-накопительной на так называемую «трансфертную» пенсионную модель, которая опирается на конкретные параметры трансфертных взаимосвязей Пенсионного фонда России (ПФР) и федерального бюджета.
Для решения этих задач статистика должна отвечать нескольким стандартным требованиям: широте охвата (всесторонне охватывать многочисленные элементы пенсионной системы); глубине охвата (максимально достоверно и детально отслеживать изменения изучаемой проблемы); гибкости (оперативно группироваться в различные конфигурации в зависимости от поставленной задачи);
актуальности и доступности. Для целей долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования в системе обязательного пенсионного страхования, основанной на актуарных расчетах, первоочередной потребностью является наличие статистики о застрахованных лицах, формировании и реализации ими пенсионных прав.
В сжатом виде малая часть нужной информации содержится в двух формах государственной статотчетности, представляемых ПФР в Росстат:
• в форме № 9-Ф (Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации);
• в форме 94 (ПЕНСИИ) (Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных пенсий).
Однако указанные формы не содержат необходимого комплекса информации о численности застрахованных лиц, их занятости, о различных видах стажа (страхового, льготного, нестраховых периодах стажа) и их продолжительности, доходах, страховых взносах и объемах пенсионных прав в зависимости от пола, возраста, инвалидности и категории застрахованных лиц и т. п., которая является основой для прогнозирования государственных пенсионных обязательств.
На первый взгляд, при нынешнем уровне программно-технического развития получение такой статистики для управленческих решений не должно являться проблемой. Однако многообразие потенциальных источников информации создает дополнительные проблемы при их использовании, которые обусловлены тем, что информационные ресурсы формируются под интересы и задачи определенного потребителя, в связи с чем возникают различия в методологии, порядке сбора и обработки данных. В результате использование одинаковых по экономическому смыслу показателей в одних случаях является некорректным, в других — невозможным.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМОЙ
Приведем в качестве примера проблему использования данных о численности
работающих по найму для целей оценки объемов формируемых застрахованными лицами пенсионных прав и государственных пенсионных обязательств. Средне- и долгосрочные прогнозы основных показателей социально-экономического развития России (далее — макропрогнозы), разрабатываемые Минэкономразвития России, содержат базовые параметры для расчета бюджета ПФР, среди которых важное место занимают среднемесячная номинально начисленная заработная плата работников и фонд заработной платы, сопряженные с показателем среднесписочной численности работников организаций.
Динамический анализ среднесписочной численности наемных работников по методологии Росстата и численности наемных работников, рассчитанной на основе данных системы индивидуального (персонифицированного) учета ПФР (далее — СПУ), показывает растущее расхождение между ними. Покажем на конкретных цифрах.
Если в 2002 г. численность работников, по данным СПУ (60,7 млн человек), превышала среднесписочную численность, по данным Росстата (50,6 млн человек), на 20 %, или на 10 млн человек, то в 2011-2012 гг. — уже на 34 %, т.е. более чем на 15 млн человек. Причем среднесписочная численность работников уменьшилась за рассматриваемый период на 4,7 млн человек (9,4 %) — до 45,9 млн человек, тогда как численность работников, по данным СПУ, возросла на 1,1 % — до 61,35 млн человек.
Первопричиной расхождения в значениях показателей из разных официальных источников являются различия в методологии их расчетов, которые ориентированы на обеспечение управленческих задач конкретных ведомств без учета функциональных задач иных органов государственного управления (рис. 1).
В частности, согласно методологии Росста-та средняя численность работников определяется на основе среднесписочной численности работников и средней численности внешних совместителей и работников по гражданско-правовым договорам. Показатель «Среднесписочная численность работников» определяется в расчете на месяц, квартал, год на основании
Динамика наемных работников (всего), по данным СПУ, и среднесписочной
численности работающих в экономике, по данным Росстата, в Российской Тыс. чел. Федерации в 2002-2013 гг. Соотношение
70 -, 65 60 455
50 + 45 40
л
1,20
60,69
35 --
30
4
И
I 1,30
мш
1,22
),67
9,88
1,25
Е
61,36
49,13
62,59
ПС
48,20
1,31
63,23
3
48,10
1,32
64,55
I
48,94
1,32
65,07
П
49,36
1,32
1,33 1,34 1,34
1
1,33
62,69
п
47,43
62,29
I
46,72
61,35 П
45,87
61,34
3
45,90
61,11
I
45,82
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Среднесписочная численность наемных работников, по данным Росстата, тыс. чел.
□ Наемные работники (всего) по данным СПУ, тыс. чел.
"Соотношение наемных работников (всего), по данным СПУ, и среднесписочной численности наемных работников, по данным Росстата, раз
35
1,30 1,25 1,20 1,15 1,10
сгг
Рис. 1. Расхождение в численности наемных работников между данными Росстата и СПУ
ежедневного учета численности списочного состава [включая праздничные (нерабочие) и выходные дни] и деления соответственно на 30 (31), 3, 12. Показатель «Среднесписочная численность за месяц» определяется путем суммирования списочной численности работников за все дни месяца и деления суммы на 30 (31). Показатель «Среднегодовая численность работников организаций» определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы года с последующим делением полученной суммы на 12.
В списочную численность работников организаций отнесены работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам (находившиеся в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках; не явившиеся на работу по болезни; женщины, находившиеся в отпусках по беременности, родам, по уходу за ребенком и др.).
Часть работников, вошедших в показатель «списочной численности», не включены в показатель «среднесписочной численности»:
• женщины, находившиеся в отпусках по беременности, родам;
• лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного непосредственно из родильного дома;
• лица, находившиеся в отпусках по уходу за ребенком;
• работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;
• работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
Кроме того, работники, работавшие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.
В результате численность лиц, фактически работавших в отчетном году по найму, намного выше, чем получающая отражение в отчетности Росстата по показателю среднесписочной численности, в которой не учтены или учтены не полностью (пропорционально):
• лица, работавшие по найму не в организациях;
• лица, занимавшие одно и то же рабочее место в разное время отчетного года (например, при увольнении одного сотрудника и приеме на его место другого);
• лица, работавшие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
• лица, исключенные из среднесписочной численности в соответствии с вышеприведенной методикой подсчета.
Для актуарных расчетов долгосрочных государственных пенсионных обязательств необходимы четкие данные и конкретные параметры выполнения законодательно установленных условий по формированию пенсионных прав различных категорий застрахованных лиц: размер их заработка, виды экономической деятельности, продолжительность и структура трудового стажа, подтверждение суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, наличие льгот и т.д.
При этом каждое застрахованное лицо в составе общей численности наемных работников должно учитываться только один раз как целая единица независимо от продолжительности рабочего времени в течение дня, месяца, квартала, года. Разделение на основных работников и внешних совместителей не осуществляется. Это позволяет исключить двойной учет работника в случае работы застрахованного лица в течение года последовательно или одновременно у нескольких работодателей.
Отмеченные выше расхождения только в одном показателе — численности наемных работников в случае непрофессионального использования неизбежно приводят к значительным просчетам в расчетах объемов государственных пенсионных обязательств. Например, использование меньшей численности работников (по данным отчетности Росстата) ведет к:
• некорректному прогнозированию численности лиц, формирующих пенсионные права, и грубым ошибкам в прогнозе численности пенсионеров, которым в долгосрочной перспективе будут назначаться пенсии;
• завышению суммы заработной платы, приходящейся в среднем на одного человека, занятого по найму, и, как следствие,
• к занижению уровня пенсионного обеспечения по отношению к заработной плате работающих (как известно, коэффициент замещения, исчисляемый как соотношение средней пенсии и средней зарплаты в экономике, — один из важнейших на сегодняшний день показателей, характеризующих благосостояние пенсионеров и эффективность функционирования пенсионной системы);
• искажению объема доходов работников до и после верхней границы базы для начисления страховых взносов и соответственно погрешностям в оценке доходов бюджета ПФР по солидарному и индивидуальному частям тарифа страховых взносов, другим проблемам с достоверностью средне- и долгосрочных прогнозов бюджета ПФР.
Использование данных, рассчитанных по актуарной методологии на основании сведений ПТК СПУ, для прогнозирования перспектив развития системы обязательного пенсионного страхования и бюджета ПФР дает достоверные результаты, однако их применение в бюджетном процессе не регламентировано нормативными актами.
В целом государственная статистическая отчетность, несмотря на содержащиеся в ней значительные объемы данных и достаточно глубокую дифференциацию отдельных показателей населения, практически не отвечает требованиям и условиям для актуарной оценки развития системы обязательного пенсионного страхования, разработки мероприятий по ее совершенствованию и оценки их эффективности.
В большинстве форм государственной ста-тотчетности о трудовой деятельности населения отсутствуют необходимые для оценки и прогнозирования государственных пенсионных обязательств характеристики населения: пол, возраст, стаж и т. п.
Это относится к основным формам статистики о численности и заработной плате работающих:
• форма № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (по всем работодателям, периодичность сбора — месячная);
• форма № 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам зара-
ботной платы» (выборочно по организациям, исключая малое предпринимательство, периодичность сбора — один раз в 2 года по данным за апрель);
• форма № 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям» (выборочно по организациям, исключая малое предпринимательство, периодичность сбора — один раз в 2 года по данным за октябрь).
Форма № П-4 содержит результаты сплошного федерального статистического наблюдения и является наиболее полной по перечню выплат, учитываемых в составе заработной платы. Данные форм № 1 и № 57-Т сформированы по выборочному статистическому наблюдению, которые содержат неполные данные по заработной плате: не включаются вознаграждения работникам по итогам за год, за выслугу лет, единовременные премии, поощрения, материальная помощь к отпуску; другие выплаты, носящие разовый характер.
В рассматриваемых статистических формах отличаются даже сведения о численности работников. Так, если в форме № 1 указаны данные о работниках списочного состава, принятых на постоянную, временную, сезонную работу (включая работников, работавших неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором), которым была начислена заработная плата за апрель, за исключением некоторых групп работников, то в форме № 57-Т среднесписочная численность работников (только за октябрь) определяется путем суммирования работников списочного состава (без учета отдельных лиц, перечень которых также отличается от представленных в рассмотренной выше форме). При этом еще применяются различные методы расчета среднесписочной численности работников, оформленных в соответствии с трудовым договором на неполное рабочее время.
В результате статистические показатели численности работников и начисленная заработная плата в этих формах не сопоставимы по составу, а установленная периодичность сбора данных форм № 1 и № 57-Т (1 раз в 2 года) в условиях макроэкономической нестабильности не дает объективной и
актуальной характеристики параметров рынка труда.
Для решения задач бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования существенным недостатком этих форм по сравнению с формой № П-4 является неполный охват ими видов экономической деятельности, состава обследуемых организаций (не учтены малые и микропредприятия) и численности наемных работников.
Еще беднее информация по возрастному и гендерному составу рабочей силы: разделение по полу имеется только в форме № 57-Т, а информации о возрасте работников не содержится ни в одной из рассмотренных форм.
Использование любой из этих форм для оценки доходов ПФР по страховым взносам и прогнозирования объемов накопленных пенсионных прав граждан неизбежно приведет к недостоверным результатам.
СИСТЕМА БАЗОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПФР
Для обеспечения достоверности прогнозов бюджета не только ПФР, но и других государственных внебюджетных фондов, федерального и региональных бюджетов, макроэкономических прогнозов развития Российской Федерации назрела острая необходимость в выработке единой унифицированной методологии для ключевых статистических показателей, превращении аналитических показателей, полученных из информационных систем ПФР, из отчетности для ведомственного пользования в официальную отчетность для реализации норм Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Разберемся, создание и учет каких показателей, характеризующих формирование и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, является в этой связи первоочередной задачей.
Необходимая для выполнения бюджетно-финансовой функции ПФР статистика в зависимости от цели ее использования должна формироваться по двум принципам:
1 — для оценки расходов ПФР (оценки пенсионных прав застрахованных лиц) каж-
дый человек должен учитываться в отчетном году один раз как отдельная статистическая единица (независимо от того, у скольких страхователей последовательно или одновременно он работает, какую продолжительность рабочего дня имеет), и его страховые взносы должны учитываться в течение года суммарно по всем страхователям;
2 — для оценки доходов ПФР каждый работающий должен учитываться каждый раз, в полном соответствии с числом страхователей, у которых в течение года он работал, поскольку база для обложения страховыми взносами рассчитывается отдельно по каждому страхователю.
До проведения страховой пенсионной реформы ПФР как орган управления государственной пенсионной системой был ориентирован на выполнение одной главной функции — назначение пенсий. Несмотря на это, для информационного обеспечения актуарных расчетов в системе ПФР на протяжении 15 лет формируется база данных актуарных расчетов (БД АР), в рамках которой осуществляется широкомасштабная работа по сбору, упорядочиванию и анализу самых разнообразных данных, необходимых как для актуарных исследований долгосрочных перспектив развития пенсионной системы, так и для совершенствования самой актуарной технологии.
Одним из таких источников информации для формирования базы данных актуарных расчетов являются программно-технические комплексы (ПТК) СПУ [система индивидуального (персонифицированного) учета] и НВП (назначения и выплаты пенсий).
В процессе выполнения работ по формированию БД АР в ПФР разработан фундаментальный комплекс — Система анализа данных для актуарных расчетов, содержащая методики и алгоритмы расчета показателей на основе данных СПУ, обеспечивающие их однозначную интерпретацию, и позволяющая оперативно формировать различные показатели в зависимости от задач актуарных расчетов и стратегического планирования. Рассмотрим основные этапы формирования показателей (рис. 2).
На первом этапе выполняется выбор данных из ПТК СПУ. Основная задача этого
этапа — выгрузка данных о каждом застрахованном лице из ПТК СПУ и их деперсони-фикация. На втором этапе осуществляются обработка данных и расчеты показателей. В процессе обработки информации формируются массивы данных, ориентированные на методы расчета аналитических показателей. Затем проводятся тестовые расчеты необходимых показателей (в разрезе нескольких субъектов РФ, выбранных в качестве тестовых). После проверки и устранения выявленных ошибок в алгоритмах и программном обеспечении выполняется актуарный расчет для всех регионов.
По каждому застрахованному лицу формируются характеристики, которые играют ключевую роль в последующих расчетах показателей (см. таблицу).
ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРОГНОЗА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ПФР
Для расчета доходов бюджета ПФР по страховым взносам застрахованных лиц необходима информация о численности работников по видам деятельности с учетом нормативно установленных особенностей тарифной политики и заработке. Для этого формируются группировки застрахованных лиц в целях получения показателей, характеризующих особенности формирования пенсионных прав, разработаны расчетные характеристики (измерения) по шести направлениям.
1-я группа — стажевые характеристики, отражают выработанную к отчетному периоду или другому определенному году либо возрасту застрахованного лица продолжительность страхового и льготного (дающего право досрочного выхода на пенсию по старости) стажа. Стаж группируется по одногодичным интервалам. В показателе продолжительности стажа необходимо дифференцированно выделять «нестраховые периоды», но только те из них, которые законодательно предоставляют актуальные пенсионные льготы.
При построении показателей на основе стажевых характеристик учитывается также тип договора, заключенного с застрахованным лицом при приеме на работу: гражданско-правовой или трудовой.
Архитектура системы анализа данных
Система персонифицированного учета (ПТК СПУ)
Методики и алгоритмы расчета показателей
к
^
ГО
*
X
О
и
а
ш
с
ш
С1
Модуль БЛ-
процедур (извлечение, преобразование, загрузка)
Сервер приложений
Рис. 2. Формирование информационной базы данных на основе СПУ
2-я группа расчетных характеристик предусматривает группировку застрахованных лиц в зависимости от объема годового дохода, на который начисляются страховые взносы.
3-я группа расчетных характеристик, используемых для построения показателей на основе данных СПУ, основана на учете суммы страховых взносов, поступивших на лицевой счет застрахованного лица в ПФР. Взносы застрахованного лица должны подразделяться на начисленные и уплаченные. Характеристика «начисленные взносы» имеется только у застрахованных лиц, работающих по найму. Показатель «уплаченные взносы» для наемных работников, в свою очередь, должен подразделяться на уплаченные по начислениям отчетного года и по начислениям прошлых лет.
Начисленные и уплаченные страховые взносы подразделяются в зависимости от того, на какую часть пенсии — страховую или накопительную они направляются (с 2015 г. — на страховую и накопительную пенсии). Кроме того, для целей контроля платежной дисциплины работодателей до 2010 г. (пока собиралась необходимая для этого отчетность, с 2010 г. она отменена) формировались группы по проценту своевременно
уплаченных страховых взносов (12 групп от 0 до 100% уплаты).
4-я группа расчетных характеристик предназначена для анализа объемов, структуры и местонахождения пенсионных накоплений. Пенсионные накопления в соответствии с законодательством включают в себя: страховые взносы на накопительную пенсию, взносы по программе софинансирования пенсионных накоплений (которые, в свою очередь, подразделяются на добровольные взносы застрахованного лица, его работодателя и государства), материнский (семейный) капитал, направленный на накопительную пенсию, доходы от временного размещения и доходы от инвестирования пенсионных накоплений.
6-я группа измерений, рассчитываемая по данным СПУ о застрахованных лицах, характеризует сертификации материнского/семейного капитала (МСК) и его использование с учетом статуса заявителя, по очередности рождения (усыновления) ребенка, по году выдачи сертификата на МСК, по числу и видам направлений использования МСК.
Рассмотрим один из основных блоков отчетов «Застрахованные лица. Начисление и уплата взносов».
Характеристики застрахованных лиц в базе данных актуарных расчетов
№ п/п Перечень характеристик Значения
1 Деперсонифицированный номер (на основе СНИЛСа) По каждому застрахованному лицу
2 Регион регистрации в СПУ Субъект РФ
3 Регион подачи индивидуальных сведений Субъект РФ
4 Отчетный период С 2002 г. (данные о конвертации пенсионных прав - с даты начала формирования стажа)
5 Пол Женщины, мужчины, оба пола
6 Возраст (возрастные группы и возрастные интервалы) Одногодичные возрастные группы по группам возрастов
Пятилетние возрастные группы
Возраст моложе трудоспособного (0-15 лет), трудоспособный возраст (16-59 лет для мужчин и 16-54 для женщин), возраст старше трудоспособного (60 лет и более для мужчин, 55 лет и более для женщин)
Мужчины: 1952 г.р. и старше, с 1953 по 1966 г. р., 1966 г.р. и старше, 1967 г.р. и моложе; женщины: 1956 г.р. и старше, с 1957 по 1966 г. р., 1966 г.р. и старше, 1967 г.р. и моложе; мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше; мужчины с 1953 по 1966 г.р. и женщины с 1957 по 1966 г.р.; мужчины и женщины 1966 г.р. и старше; мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе
7 Признак жизни Живые, умершие в отчетном году, живые + умершие в отчетном году
8 Территориальный разрез по уровням 1 - субъект Российской Федерации, 2 - федеральный округ, 3 -Российская Федерация
9 Категории застрахованных лиц НР, СХ, ФП и др. (коды основных категорий)
10 Категории застрахованных лиц, занятых на местах, дающих право досрочного выхода на пенсию 27-1, 27-2 и т.д. (коды льготных категорий)
В него входят пять групп отчетов: П1, П2, П10, П11, П41 (нумерация приведена в соответствии с правилами, используемыми в витрине ОЛАП базы данных актуарных расчетов ПФР).
1. Отчет П1. Регистрация в СПУ; регистрация в отчетном году; уплата взносов; работающие пенсионеры (численность застрахованных лиц по признаку жизни, региону регистрации) включает в себя расчет следующих показателей:
• общая численность застрахованных лиц, зарегистрированных в СПУ;
• численность застрахованных лиц, зарегистрированных в СПУ в отчетном году;
• численность застрахованных лиц, за которых в отчетном году уплачивались страховые взносы;
• численность застрахованных лиц-пенсионеров, за которых в отчетном году уплачивались страховые взносы (работающие пенсионеры).
Данный вид актуарного отчета характеризует численность всех зарегистрированных в СПУ застрахованных лиц в зависимости от места их регистрации в СПУ.
2. Отчет П41. Признак занятости для зарегистрированных в СПУ в соответствующем году (численность застрахованных лиц, зарегистрированных в СПУ) включает в себя расчет показателей:
• численность застрахованных лиц, зарегистрированных в СПУ по состоянию на отчетный год, и
• численность занятых в отчетном году застрахованных лиц из числа зарегистрированных в СПУ в периоды до 01.01.2003, в 2003 г., в 2004 г. и т.д. (в данном отчете под занятостью понимается подача индивидуальных сведений в отчетном году с начислениями страховых взносов больше нуля). Отчет показывает, сколько человек из числа зарегистрированных в СПУ в разные годы были заняты (либо не заняты) в последующие годы после регистрации.
В госстатистике признак занятости учитывается по состоянию на определенную отчетную дату или период (например, последние 30 дней перед проведением обследования по занятости).
3. Отчет П2. Уплата взносов. Предусматривает расчет трех показателей: численность застрахованных лиц, количество поданных индивидуальных сведений и облагаемый доход застрахованных лиц и включает в себя две категории расчетов с одинаковыми схемами подсчета указанных показателей:
• по начисленным страховым взносам в отчетном году;
• по уплаченным страховым взносам в отчетном году.
Показатель численности застрахованных лиц рассчитывается исходя из потребностей актуарных расчетов в нескольких видах:
• по численности застрахованных лиц, за которых работодателем представлены в ПФР индивидуальные сведения;
• по количеству поданных индивидуальных сведений;
• по облагаемому доходу.
Данный отчет позволяет сформировать указанные показатели по основным, льготным и уникальным категориям застрахованных лиц и т. п.
4. Отчет П10. Взносы на страховую часть пенсии (численность застрахованных лиц, суммы начисленных и уплаченных взносов;
основные и льготные категории) и Отчет П11. Взносы на накопительную часть пенсии (численность застрахованных лиц, суммы начисленных и уплаченных взносов; основные и льготные категории).
На основе информации указанных отчетов формируются показатели в следующих видах:
• по численности застрахованных лиц по начисленным взносам на страховую и накопительную пенсии в отчетном году;
• по численности застрахованных лиц по уплаченным взносам на страховую и накопительную пенсии в отчетном году;
• по суммам начисленных взносов на страховую и накопительную пенсии в отчетном году;
• по суммам уплаченных взносов на страховую и накопительную пенсии в отчетном году.
Полученные результаты применяются для анализа и оценки долгосрочных условий в системе обязательного пенсионного страхования в части обеспечения доходной составляющей бюджета ПФР и формирования пенсионных прав застрахованных лиц с учетом особенностей всех возрастных групп, уровня доходов (заработка) и различных видов экономической деятельности застрахованных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для решения стратегической задачи повышения уровня экономического обоснования развития пенсионной реформы в России, формирования государственной бюджетной и социальной политики авторами проведен анализ информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ и Росстата, характеризующих процессы формирования пенсионных прав застрахованных лиц.
В результате актуарного анализа выявлены существенные расхождения данных системы персонифицированного учета ПФР и отчетности Росстата по численности наемных работников, по размеру и распределению заработка застрахованных лиц и др. Причиной этих расхождений являются полнота охвата объекта и методические различия в расчете этих показателей, обусловленные ведомственными интересами. Разработаны методические предложения, позволяющие принципиально решить данную проблему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС «Консультант+».
2. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3378.
4. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных социальных фондов: приказ Росстата от 21.01.2015 № 9 // СПС «Консультант+».
5. Об утверждении статистического инструментария для организации Пенсионным фондом Российской Федерации федерального статистического наблюдения за численностью пенсионеров и суммами назначенных им пенсий»: приказ Росстата от 13.11.2014 № 656 // СПС «Консультант+».
6. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации»: приказ Росстата от 28.10.2013 № 428 // СПС «Консультант+».
7. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы: приказ Росстата от 22.01.2015 // СПС «Консультант+».
8. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за заработной платой работников по профессиям и должностям, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы: приказ Росстата от 18.07.2013 № 285 // СПС «Консультант+».
9. О направлении примерной формы общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением: письмо Минфина России от 18.05.2015 № 02-01-09/28324 // СПС «Консультант+».
10. О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ): письмо Минфина России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 // СПС «Консультант+».
11. Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» / под ред.М.Г. Назарова. М.: Омега-Л, 2010. 1013 с.
12. Социальная статистика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 864 с.
13. Овчаров А. О. Статистическая методология в системе научных методов финансовых и экономических исследований: учебник. Серия: Магистратура. М.: Инфра-М, Магистр, 2013. 464 с.
14. Соловьев А. К., Донцова С. А., Коржов М. А. Учет и отчетность по пенсионным правам и обязательствам государства / Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития предприятий: Материалы II Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2011. С. 428-432.
15. Соловьев А.К., КоржовМ.А. Актуальные проблемы формирования пенсионной статистики / Российская государственная статистика и вызовы XXI века: материалы междунар. науч.-практической конф., посвященной 200-летию образования российской статистической службы. М.: 2011. С. 229-231.
16. Соловьев А. К., Мележик Н. В., Нуриева Н. Н. Актуарный анализ пенсионного обеспечения застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Вопросы статистики. 2013. № 3. С. 60-70.
REFERENCES
1. Budget Code of the Russian Federation dated 31.07.1998 № 145-FZ // Legal Reference System „Consultant +".
2. On approval of the long-term development strategy of the pension system of the Russian Federation: Russian Federation Government Decree of 25.12.2012 № 2524-p // Collection of Laws of the Russian Federation. 2012. № 53 (Part 2). Art. 8029.
3. On the strategic planning in the Russian Federation: Federal Law of 28.06.2014 № 172-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2014. № 26 (P. 1). Art. 3378.
4. On approval of statistical tools for the organization of federal statistical observation of the receipt and expenditure of state extra-budgetary social funds: Order issued by the Federal State Statistics Service dated 21.01.2015 № 9 // Legal Reference System „Consultant +".
5. On approval of statistical tools for organizing by the Pension Fund of the Russian Federation, the federal statistical monitoring of the number of pensioners and the amounts of pensions assigned to them ": Order issied by the Federal State Statistics Service 13.11.2014 № 656 // Legal Reference System „Consultant +".
6. On Approval of the Instructions for filling in forms of federal statistical observation number P-1 „Information on the production and shipment of products and services", № P-2 „Information on investments in non-financial assets", № P-3 „Information on the financial status of the organization", № P-4 „Information on the number and wages of workers", № P-5 (m) „Basic information about the organization": Order issued by the Federal State Statistics Service 28.10.2013 № 428 // Legal Reference System „Consultant +".
7. On approval of statistical tools for organizing federal statistical monitoring of distribution of the number of employees by salary size: Order issued by the Federal State Statistics Service 01.22.2015 // Legal Reference System „Consultant +".
8. On approval of statistical tools for organizing federal statistical monitoring of employees' salary according to professions and positions, staff structure the municipal civil service staff structure: Order issued by the Federal State Statistics Service 18.07.2013 № 285 // Legal Reference System „Consultant +".
9. On the Exemplary Form of general requirements for defining standard costs for rendering public (municipal) services by a state/municipal institution: Letter of the Russian Ministry of Finance 18.05.2015 № 02-01-09 / 28324 // Legal Reference System „Consultant +".
10. On the Methodological Recommendations on establishing general requirements to the procedure of calculation of cost of the state/municipal task for rendering of public (municipal) services (works): Letter of Russian Ministry of Finance 01.10.2014 № 02-01-09 / 49180 // Legal Reference System „Consultant +".
11. Course of socio-economic statistics: Textbook for students studying „Statistics" / ed. M.G. Nazarova [Kurs social'no-jekonomicheskoj statistiki: ucheb dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti „Statistika" / pod red. M.G. Nazarovoi]. M.: Omega-L, 2010. 1013 p.
12. Social Statistics: a textbook for bachelor's degree students [2. Social'naja statistika: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata]. M.: Yurayt, 2014. 864 p.
13. Ovcharov A. O. Statistical methodology for financial and economic studies: a Textbook. Series: Master's degree [Statistichcheskaja metodologija v sisteme nauchnyh metodov finansovyh i jekonomicheskih issledovanij: uchebnik. Serija: Magistratura]. M.: INFRA-M,, Master, 2013. 464 p.
14. Solovyov A.K., Dontsova S. A., KorzhovM. A. Accounting and reporting on retiree's rights and state responsibilities / The role of accounting practices in the sustainable development of enterprises: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference [Uchet i otchetnost' po pensionnym pravam i objazatel'stvam gosudarstva / Rol' uchetnyh praktik v obespechenii ustojchivogo razvitija predprijatij: Materialy II Mezhdunarodnoj]. M., Friendship University, 2011. P. 428-432.
15. Solovyov A.K., KorzhovM. A. The pension statistics: Topical issues / Russian State Statistics and the Challenges of the XXI Century: Proceedings of the international. scientific-practical conf., dedicated to the 200th anniversary of the Russian Statistical Service [Aktual'nye problemy formirovanija pensionnoj statistiki / Rossijskaja gosudarstvennaja statistika i vyzovy XXI veka: materialy mezhdunar. nauch.-prakticheskoj konf., posvjashhennoj 200-letiju obrazovanija rossijskoj statisticheskoj sluzhby]. M., 2011. P. 229-231.
16. Solovyov A. K., Melezhik N. V., Nuriyeva N.N. Actuarial analysis of pension coverage of insured persons working in the Far North and similar areas [Aktuarnyj analiz pensionnogo obespechenija zastrahovannyh lic, rabotajushhih v rajonah Krajnego Severa i priravnennyh k nim mestnostjah] // Journal of Statistics. 2013. № 3. P. 60-70.