УДК 659.44 + 378.046
Л. М. Семёнова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИМИДЖЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В статье дано понятие информационно-технологического ресурса и его роль в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью. Представлен многолетний опыт автора и разработчика информационно-технологического ресурса в формировании имиджа будущего специалиста. Рассматривается структура и содержание ресурса.
Ключевые слова: информационно-технологический ресурс, имидж специалиста по связям с общественностью.
Процесс профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью (РЯ-специалистов) в вузе предусматривает и целенаправленное формирование их имиджа, что является одним из важных профессиональных качеств высококвалифицированного специалиста. Имидже-ологическая подготовка будущих специалистов в сфере связей с общественностью становится важным звеном высшего профессионального образования в развивающейся России. Она опирается на современные требования рынка труда и работодателей. Преподавателями ставится задача подготовить конкурентоспособного, социально активного специалиста, способного творчески трудиться.
Имиджеологическая подготовка студентов осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов, в обучении имиджело-гии. Имиджелогия является дисциплиной регионального компонента и входит в цикл дисциплин специализации для подготовки специалистов в области связей с общественностью. Весь курс разделен на четыре модуля: «Введение в имиджелогию», «Персональный имидж», «Профессиональный имидж», «Корпоративный имидж». Если в учебном плане отсутствует дисциплина «Деловой этикет», то она включается в курс «Имиджелогия», так как знание правил поведения в обществе, манеры специалиста по связям с общественностью формируют его имидж. Цель данного курса - ознакомить студентов с методологией, технологией создания позитивного имиджа фирмы, персоны и любого профессионала, в том числе и с проектированием собственного имиджа, а также обеспечить эффективное профессиональноличностное становление, самореализацию личности в новых социально-экономических условиях. В результате выпускаемые специалисты должны обладать имиджеологической компетентностью.
Многолетний опыт работы автора по формированию профессионального имиджа специалистов в области коммуникации позволил разработать информационно-технологический ресурс.
Ресурсом принято считать средства, позволяющие с помощью определенных преобразований по-
лучить желаемый результат. Слово «ресурс» происходит от франц. ressource «вспомогательное средство», из resourdre «подниматься», далее из лат. resurgere «распрямляться, подниматься», из re- «обратно; опять, снова; против» + surgere (subrigere) «распрямляться, подниматься», далее из sub- «под, ниже» + regere «управлять, направлять; исправлять» (восходит к праиндоевр. reg- «выпрямлять»).
Информационно-технологический ресурс в нашем случае - это открытая система нормативных, учебно-методических, научных материалов, комплекса методов и приемов обучения, технических средств, инструментов мониторинга, реализующая цели по формированию профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью в вузе.
Разработка информационно-технологического ресурса необходима для эффективного образовательного процесса, повышения интереса студентов к обучению, работоспособности будущих специалистов и приобретению имиджеологической компетентности как одного из важных профессиональных качеств специалиста.
Одной из основных целей информационно-технологического ресурса является разработка научно-методического обеспечения процесса формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью и оснащение необходимым инструментарием.
Теоретико-методологические подходы к исследованию профессионального имиджа, концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста в вузе, определение содержания образования специалистов по связям с общественностью, разработка комплексной педагогической технологии позволили построить модель информационно-технологического ресурса.
Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса. Модель - это идеализированное представление о соответствии реальному объекту исследования [1].
В науке уже доказано, что грамотно построенная модель обладает крайне притягательным свойством: ее изучение дает некоторые новые знания об объекте-оригинале. В этом аспекте модель информационно-технологического ресурса нужна для того, чтобы:
- понять, какова структура ресурса, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
- научиться управлять процессом формирова-
ния имиджа в вузе и определять наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях;
- прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на имиджеологическую подготовку студентов.
Предлагаемая модель информационно-технологического ресурса содержит пять компонентов: информационный, технологический, научно-методический, креативный и контрольно-оценочный (рисунок).
Имиджелогия
(модули)
Введение в имиджелогию Корпоративный имидж Персональный имидж Профессиональный имидж Деловой этикет
Интегративно-
компетентностная
технология
имиджеологической
подготовки
Субъекты процесса обучения
Преподаватель
--------7у--------
________iz________
Студент
Информацион- ный Технологи- ческий Научно- методический Креативный Контрольно- оценочный
Метаданные Интегративно- Креативные Критерии
Фактографиче- компетентно- Учебные методы оценки знании
ские данные стная пособия обучения Система
Графические технология Учебно- Комплексная тестирования:
данные Раздаточный методические программа самоконтроль,
Текстовые материал комплексы Содержание и текущии и
данные Демонстра- Монографии структура итоговый
(нормативный, ционный Учебники имиджеологи- контроль
программный, материал ческой ком- Балльно-
текстовый Мульти- петентности; реитинговая
блоки) медийные Школя система
презентации РЯ-опыта Зачеты и
экзамены
Структурная модель информационно-технологического ресурса имиджеологической подготовки специалиста по связям с общественностью
Информационный компонент модели призван систематизировать разнообразную информацию по изучаемой проблеме и обеспечить этими данными преподавателя. Он содержит следующее:
- метаданные (классификации, программы, словари, справочники и др.);
- фактографические данные - аналитические материалы, базы данных наблюдений и обобщений, статистические данные и др.;
- графические данные (рисунки, схемы, таблицы, фотографии и др.);
- текстовые данные (нормативные документы, тексты лекций и др.).
Метаданные (данные о данных) - это такие данные, которые в семантическом плане можно трактовать как содержательные описания информаци-
онных ресурсов и их компонентов. К содержательному разделу относятся:
- неформальные описания массивов и баз данных, их состава и структуры;
- сведения о проектах, программах;
- общепринятые классификации, словари, справочники;
- список обязательной и дополнительной литературы по изучаемому курсу;
- сведения об алгоритмах, моделях, программных средствах и др.;
- база учебно-ознакомительной и производственной практик (договоры, письма, распоряжения);
- терминологический словарь по курсу «Ими-джелогия»;
- пакет раздаточного материала по каждому модулю;
- пакет демонстрационного материала и наглядных пособий.
Фактографические данные включают материалы наблюдений за студентами, отчеты, тесты, анкеты, ведомости, протоколы, а также результаты обработки этих данных. Также сюда входят всевозможные статистические данные, в том числе об успеваемости студентов, результаты балльно-рейтинговой системы, имиджмониторинг и аналитические записки к нему.
Графические данные - это рисунки, схемы, модели, фотографии и сопровождающий их текст. Для поиска таких данных создан каталог, содержащий фотоархив и базу рисунков, схем, моделей, графиков.
В процессе подготовки специалистов изучается тема «Имиджевая фотография», так как создание удачной, хорошо выполненной фотографии входит в функционал специалиста по связям с общественностью и позволяет формировать положительный имидж кого-либо, чего-либо (человека, товара, услуги, организации).
Фотоархив должен содержать фотоматериалы такого качества и уровня, чтобы их можно было использовать многофункционально: в материалах, готовящихся для лекций, мастер-классов, для печати в типографии, для демонстрации по ТВ, рассылки, передачи в органы печати, органы власти, зарубежным партнерам, в качестве памятных подарков. Желательно иметь фотоматериалы в виде цветных слайдов. Цифровая фотография вытеснила традиционную из деловой и бытовой сферы. Такая фототехнология обеспечивает высококачественную съемку, непосредственное введение снимков в компьютер, хранение их и передачу снимков по компьютерным сетям без ущерба для качества.
Каждый материал необходимо сопровождать описанием, в котором указать: тему съемки, кто или что изображено на снимке, дату, место и другое. Без сопроводительного материала фотография в архиве теряет ценность и смысл. Все фотографии должны иметь сопроводительные материалы, которые содержат: фамилию, адрес и номер телефона отправителя; текст комментария; сообщение о том, в каких случаях нельзя использовать фотографию; дату мероприятия или съемки. Если в кадре много людей, нужно внимательно записать их имена и фамилии в порядке расположения в кадре. Все снимаемые должны быть правильно названы. Текст, сопровождающий снимок нового товара, должен доходчиво объяснить его назначение и как им пользоваться.
Следует регулярно обновлять банк фотографий. Внешность людей меняется с возрастом и нежелательно брать из архива устаревший снимок
для демонстрации студентам или для прессы, так как может возникнуть неловкая ситуация. Время от времени следует обновлять фотографии, а также фото на web-сайте. Это служит интересам и преподавателя, и будущего специалиста по связям с общественностью.
Кроме фотоархива существует банк схем, моделей, рисунков и графиков, помогающий в решении проблемы:
- концептуальная модель формирования имиджа будущего специалиста;
- структурно-функциональная модель имиджа специалиста;
- теоретическая модель технологического сопровождения имиджеологической подготовки специалиста;
- компетентностная модель специалиста по связям с общественностью;
- модель имиджмониторинга;
- графики и диаграммы оценочной системы.
Текстовые данные, как правило, представляют
собой текстовые документы, программы, лекции и другие тексты. Все данные целесообразно разделить на блоки, разделы, например: нормативный, программный и текстовый.
Формируя имидж будущего специалиста и обучая самоимиджированию, необходимо знать и руководствоваться правовой базой не только в сфере педагогики, но и в сфере общественных, экономических наук. Данное исследование выполнено в проблемном поле трех дисциплин - педагогики, связей с общественностью и имиджелогии. Приходится соприкасаться с большим количеством документов, законодательно регламентирующих информационные отношения в обществе, правовые и этические нормы, деятельность специалиста по связям с общественностью. При разработке нормативного блока авторы создали и использовали классификацию документов, включающую в себя четыре уровня. К первому уровню отнесли нормативные документы общего и федерального значения:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации о рекламе;
- Закон Российской Федерации о средствах массовой информации;
- Закон Российской Федерации об информации, информатизации и защите информации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
Отдельно выделены (второй уровень) нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17.11.2008 г.;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г.;
- Декларация «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация) от 19.06.1999 г.;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. от 23.12.2005 г.;
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2005 г.;
- Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 гг.
Третий уровень составили международные и национальные документы, регламентирующие этические нормы поведения специалиста в сфере связей с общественностью:
- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по СО (IPRA), принят Генеральной ассамблеей в Венеции в мае 1961 г. (Венецианский);
- Афинский кодекс (кодекс IPRA и CERP), принят Генеральной ассамблеей IPRA в Афинах в мае 1965 г. и в том же году принят CERP. В апреле 1968 г. внесены изменения;
- Европейский кодекс профессионального поведения в области PR - кодекс CERP (Лиссабонский, принят в апреле 1978 г. и дополнен в мае 1989 г., включает критерии и нормы профессиональной квалификации, общие профессиональные обязанности специалиста и его поведение;
- Кодекс профессиональных и этических принципов Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО ), 2001 г.;
- Кодексы АКАР и РА.
В четвертый уровень документации включены документы, относящиеся к практической деятельности специалиста в сфере связей с общественностью:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000);
- профессиограмма специалиста по связям с общественностью;
- квалификационные требования к должностям;
- должностные инструкции.
Программный блок составили:
- авторские программы курсов «Введение в специальность «связи с общественностью», «Теория и практика связей с общественностью», «PR в государственной сфере», «Коммуникационный менеджмент», «Деловой этикет»;
- авторская интегративно-модульная программа курса «Имиджелогия»;
- комплексная программа формирования имиджеологической компетентности;
- авторские программы мастер-классов;
- программа самостоятельной работы студентов, предусматривающая самостоятельное изучение теоретических вопросов, подготовку к практическим занятиям, завершение работы, начатой в аудитории под руководством преподавателя, разработку имиджевых программ, ведение дневников, написание сочинений-размышлений, проектная деятельность студентов, участие в конкурсах, олимпиадах и др.;
- программа и методические рекомендации к учебно-ознакомительной и производственной практикам студентов;
- программа школы PR-опыта;
- программа внешних контактов преподавателей и студентов в области связей с общественностью (конференции, семинары, форумы, конкурсы, фестивали, олимпиады и другие международного, всероссийского, регионального уровней).
Текстовый блок составили материалы преподавательского состава и фонда библиотеки вуза и факультета коммерции:
- тексты лекций;
- тексты авторских методических рекомендаций и учебно-методических комплексов;
- тексты учебных пособий и учебников;
- текст авторского учебного пособия к спецкурсу «Технология формирования имиджа в период поиска работы и трудоустройства»;
- текст авторского учебного пособия к спецкурсу «Технология самоимиджирования и самопре-зентации»;
- тексты авторских монографий: «Формирование профессионального имиджа и готовности к самопре-зентации будущих специалистов в сфере массовой коммуникации», «Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью» (коллективная монография), «Интегративно-компетентностная концепция формирования профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью»;
- профессиональные издания в сфере педагогики, рекламы, связей с общественностью и имиджелогии.
Технологический компонент модели предполагает систему конкретных форм, методов, способов и процедур, с помощью которых осуществляется дидактическое обеспечение процесса формирования профессионального имиджа будущего PR-специалиста. В него включили:
- комплексную интегративно-компетентностную технологию, объединяющую комплекс технологий: антропоориентированные технологии, модульная технология, игровое моделирование, тренинговая и практико-ориентированная технологии;
- мультимедийные презентации для учебного интегративно-модульного курса «Имиджелогия»;
- раздаточные материалы к практическим занятиям;
- демонстрационный материал к занятиям.
Научно-методический компонент модели призван обеспечить научно-методическую поддержку процесса формирования имиджа будущего PR-специалиста. Для этого автором разработаны:
- учебно-методический комплекс к спецкурсу «Технология самоимиджирования и самопрезента-ции»;
- учебное пособие к спецкурсу «Технология формирования имиджа в период поиска работы и трудоустройства»;
- учебное пособие «Имиджелогия»;
- практикум по курсу «Имиджелогия»;
- учебно-методический комплекс «Имиджелогия»;
- учебно-методический комплекс «Введение в имиджелогию»;
- учебно-методический комплекс «Профессиональный имидж»;
- монография «Формирование профессионального имиджа и готовности к самопрезентации у будущих специалистов в области массовой коммуникации»;
- монография «Интегративно-компетентност-ная концепция формирования профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью»;
- монография «Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью» (коллективная).
Креативный компонент информационно-технологического ресурса предназначен для активизации деятельности студентов и предусматривает:
- комплекс креативных методов обучения;
- таблицу систематизации методов обучения;
- комплексную программу формирования профессионального имиджа;
- учебные модули по курсу «Имиджелогия»;
- содержание и структуру имиджеологической компетентности;
- разработки практических занятий, тренингов, коллоквиумов;
- программу школы профессионального PR-опыта.
Контрольно-оценочный компонент ресурса дает практическую возможность проконтролировать и оценить, насколько достигнута поставленная цель. Он содержит:
- уровни сформированности имиджа;
- критерии и показатели оценки эффективности;
- программу и модель мониторинга;
- промежуточное и итоговое тестирование;
- консультации преподавателя по различным темам занятий;
- балльно-рейтинговую систему оценки знаний;
- вопросы к зачетам и экзаменам.
Рассмотрев все компоненты информационнотехнологического ресурса, можно констатировать, что они взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой целостную систему поддержки интегративно-компетентностной технологии, являясь одним из ее механизмов.
Информационно-технологическое сопровождение позволяет наиболее эффективно выстраивать отношения между преподавателем и студентом и реализовать разработанную интегративно-компе-тентностную технологию формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью.
Список литературы
1. Дуранов И. М. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. 315 с.
Семёнова Л. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.
Южно-Уральский государственный университет.
Пр. Ленина, 76, г. Челябинск, Челябинская область, Россия, 454080.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.03.2010.
L. M. Semyonova
INFORMATION-TECHNOLOGICAL RESOURCE IN TRAINING FOR A SPECIALIST OF PUBLIC RELATIONS
In article is given the concept of an information-technological resource and its role of professional training for a specialist of public relations. Long-term experience of the author and the developer of an information-technological resource or image constructing of the future specialist is presented. The structure and the resource substance is considered.
Key words: information-technological resource, image of the public relations specialist.
The South-Ural state university.
Pr. Lenina, 76, Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, Russia, 454080.
E-mail: [email protected]