Командир подразделения военнослужащих, умеющий формировать вокруг себя жизнерадостный и доброжелательный микроклимат, является своеобразным центром притяжения окружающих, а отсюда прямой путь к активному влиянию на людей, возможности управлять их настроением. Естественность, чуткость и доброжелательность характеризуют общение и поведение командиров подразделений высокой культуры профилактической деятельности.
Таким образом, основными способами повышения культуры профилактической деятельности командиров подразделений выступают: формирование установки на детальную разработку планов решения профилактических задач; обсуждение вопросов, связанных с характеристикой командира как субъекта твор-
Библиографический список
ческой деятельности в процессе подготовки и решения задач караульной службы; выдвижение реальных перспектив; предъявление постоянных требований; совершенствование морального и материального стимулирования; обучение в различных формах профессиональной подготовки; оказание необходимой консультационной помощи и научная организация педагогического труда каждого командира подразделения военнослужащих; совершенствование подбора и расстановки кадров командного состава; рациональное использование рабочего времени; всестороннее методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности; формирование здорового морально-психологического климата в коллективах офицеров, улучшение условий труда и отдыха и др.
1. Керсновский А.А. История русской армии: в 4 т. Москва: Голос, 1999.
2. Костенко Ю.Я. Повышение культуры воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
3. Философия. Энциклопедический словарь. Москва. Гардарики, 2004: 751 - 755.
4. Википедия. Электронный словарь. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кульrура
5. Дорошенко Е.В. Аксиологический подход в развитии гуманитарной культуры курсантов военных институтов внутренних войск МВД России. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014; Выпуск 4; Т. 2: 67 - 73.
6. Бородавка А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 1984.
References
1. Kersnovskij A.A. Istoriya russkoj armii: v 4 t. Moskva: Golos, 1999.
2. Kostenko Yu.Ya. Povyshenie kul'tury vospitatel'noj deyatel'nostioficerovpodrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Filosofiya. 'Enciklopedicheskij slovar'. Moskva. Gardariki, 2004: 751 - 755.
4. Vikipediya. 'Elektronnyjslovar'. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kurtura
5. Doroshenko E.V. Aksiologicheskij podhod v razvitii gumanitarnoj kul'tury kursantov voennyh institutov vnutrennih vojsk MVD Rossii. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2014; Vypusk 4; T. 2: 67 - 73.
6. Borodavka A.S. Sovershenstvovanie processa vospitaniya v rote na osnove kompleksnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1984.
Статья поступила в редакцию 07.02.16
УДК. 378.046.4
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
Rovenko O.V., senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected] Cherednichenko A.I., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Theoretical and Experimental Physics, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION TECHNOLOGY FACTORS OF STRESS OF A TEACHER IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The results of the analysis of requirements to the level of information and communicative competences of a teacher are presented. The approach to growth of priorities of information and technical competences of a teacher as information source of stressogenic situations in the profession is characterized. The authors present results of their empirical research of measurement of the information characteristics of work perceived by teachers: degree of an involvement of the teacher into professional activity, a variety and richness of the contents of work as the major factors increasing internal motivation and satisfaction of the worker. The results give an idea of a professional stress. The paper gives some recommendations that authors offer to teachers how to avoid information and communicative load and reduce stress at work.
Key words: information, stress, teacher, information and communicative competence, characteristics of work, uncertainty in performing one's role.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., проф. каф. психологии ДВФУ Школа гуманитарных наук, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
О.В. Ровенко, ст. преп. Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
А.И. Чередниченко, д-р физ.-матем. наук, проф. каф. теоретической и экспериментальной физики Школы естественных наук ДВФУ, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты анализа требований к уровню информационно-коммуникативных компетенций учителя. Охарактеризован подход к росту приоритетов информационно-технических компетенций учителя, как информационный источник стрессогенных ситуаций в профессии. В статье представлены результаты эмпирического исследования измерения воспринимаемых педагогами информационных характеристик работы: степень вовлечённости педагога в профессиональную деятельность, разнообразие и богатство содержания работы в качестве основных факторов, повышающих внутреннюю мотивацию и удовлетворенность работника. Результаты дают представление о профессиональном стрессе. Формируются рекомендации относительно развития ролевой определённости педагога для оптимизации информационно-коммуникативной нагрузки и уменьшения стресса.
Ключевые слова: информация, стресс, педагог, информационно-коммуникативная компетенция, характеристики труда, ролевая неопределённость.
Применение информационных технологий в работе школь-ногопедагога даётвозможности создатьусловиядляразви-тия метакомпетенций, позволяет активизировать поисковую деятельность учеников, способствует подготовке наглядных посоОий. Вместтсоемроот требовснийкувяличению июфор-мационно-технологической компоненты профессиональной деятельности учителя порождает стресс.
A.К. Маркова [1] отмечает, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок,когдачеловек не сставлястсм я задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характрросоятеаонтсти, нордшениеаоигаяелоного иоечмвоао поведения.
Современный социум характеризуется постоянным и актив-нылотещоииом приеривеоов пиоф есстонтлышЗ де«оо^(^тяо сторону её информационных аспектов. Это относится и к работе педаыога.Школоныо учителя - кат-гойис професФионаыов.вото-рая подвергается стрессам. Информационно-коммуникативный стресс - один из компонентов общего профессионального стресса. Ствтсспон имаетгя
ствия индивида с окружающей средой. В качестве состояния пуедстат^т (^о^(^тт^к^б1мстадо|йокя-тором осложняется осуществление его интегративных функций, происходит снижение личностной выносливости. К профессио-нальномусирессвпоиводво сиоуаоии ноюpядтния, «испе.тания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов, понимаемая как потенциальная способность активного преодоления т^ноете!^^].
B.А. Бодров пишет, что значительный объём информации, окевышающийопуимсльоы й yревeновoыыpяуиьрeмог ы^'^нв стью величины адекватности, может иметь существенное значение в качестве стрессогенного фактора [4]. Профессиональный стресс возникает в результате несоответствия требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов. Требования к инфор-мационнозтехнилогичеслим компетенциямрчхтеляпысеояено растут. Единый квалификационный справочник должностей трактует это следующим образом: «Педагогический работник дол-жон обозрвев иоЖopeaцlыoннoоаoтюeтeмтноcттюымaчоcтвзм действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического прнцшсва и дидактючсоким^е^ванияю, формулиоовкуичобтой проблемы различными информационно-коммуникативными спо-с^б^^ми, ^^тлиф^1^и^(^вжонкроаШх с рапианыдоимфopмоци-онными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими пвяeктиоoмнтроeыeнтe пeоaгнгрчeтквxтpеблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учите-л в образовательном процессе; регулярная самостоятельная
познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательнойдеятельности,исгюльзование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной доку меьтации наэлектоонных ньситтляо»[5].
Кафедрой «Естественно-математическое образование» АПК и ППРО было проведено добровольное тестирование ИКТ-компетентности учителей математики и информатики из разных регионов страны [6]. Результаты анкетирования показали урнаньюазоития ОКТ компеоентности учитеаейвтоотвеьсовнос представлением авторов тестов о её составе: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний [6]. Выводы авторов говорят о недостаточности ИКТ-компетентности творческого уровня, далее описывается цель творчества «чтобы полно и эффективно истолнзытаеьвовые оартзоваоельнрюкозеажносттцифрьтое эпохи в построении общества, основанного на знаниях» [6].
На взгляд авторов данной статьи, целью в данном случае ивляетсздисоижениа нре,ьсоь, а неселейобкозьваетя, в качестве приоритетных.
Нт апатноттк рехнткаьтизст,приооижеткорьдств н^де^сл ми человека, указывал В.П. Зинченко, который определял технократическое мышление как «мировоззрение, существенными чертам акоторого являются примат средства нанцелею,частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, симво-ыатадбыьием и peтлывoотямр ловтеметного аи ра, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями» [7, с. 214]. В.П. Зинченко считал, что технократическое мышление лишает человека свободы выбора и без заботы о социальном прогрессе может стать тормозом научно-технического прогресса [т].
Oпдивнивюccмeьoвaдия.Пpoвeкллcя удовень оснзнгрaeо мой профессиональной стрессогенности, как информационной перенксыщеннотти. ^^о^омаериил^с^ь нарыктнриртики инДея-мационной насыщенности деятельности учителя. Применялись три диагностических методики, первая из которых «Опросник дизайна трудовой деятельности» (WDQ) Ф.П. Моргесона и С.Е. Хэмфри измеряет характеристики профессиональной дея-тилыионти[8], втожоя«Шкьлаоолквок нопктдьлензожти» .¡НоЬ Ambiguity Scale) и третья «Шкала ролевой перегрузки» из опросника «Диагностического обследования стресса» (Stress Diag-nosticSiMBy) Иванцевича и Аттесона [9].
В исследовании принимали участие 160 педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации в Приморском кра-ивоминсеиьуке paзвиоиртбтaзoвнниь(oклямpь-дт«aьpьма1м).
Результаты, их обсуждение. Определены факты: автоном-ньсиь в спнсоНах етаны, впpмняоитнeшeмий, рншкникеазлоо-бразных значимых задач.
Выводы, отражённые ниже (рис.1) показывают осознание педагогами необходимости решения профессиональных задач стратегического характера, ориентации на системность профессиональной деятельности.
Рис.1. Мотивационные характеристики задач
Результатыпоказали.чтонаибольшееколичество педого-гов автономны в способах работы, в принятии решений, решают разнообразные ы ьуачлыые тндачи. Пеьагогьвьапнинсмаютце-лостность задач существенно в меньшей степени, по сравнению с ссугамипанаметремеретупьтапьв.в оттиние отепоеибовра-бсты.коеырыенаходяуья ^впы^оь^-
ность в планировании работы.
Иоьледавасось такьр сынпено ненб-
ходимости решения профессиональных задач стратегического харантсна,ониеньаци иьауитпемноьаьпраЫпсьи оьалтнойдея-тельности. Результаты исследования мотивационных характеристик знаний, умений и способностей, представлены ниже (рис.2).
Резульааьр| пыпaзеаа, ч1пониерельсее ^пнчееывдн^;^с^гогов ориентировано на сотрудничество с коллегами, представителями других организаций при решении проблем. Они готовы оказыватьподдержку киллыыaылpuвыпoлвунuucлсжвoыpaЫo-ты. Однако не все готовы к получению обратной связи от коллпн,рак°нидираеля.
Анализировался уровень осознания педагогами необходи-мпнтисоиипльыой ыадCepжкдьпoллчантяoбыamнoй нвяыи вт других при решении профессиональных задач.
Результaаыиoкрыaылчеoфизичьккльннexнснecкьe усиопиь выполнения соответствуют профессиональной деятельности (рис.3). Педагоги используют разнообразное оборудование и
сложные технологии. Однако уровень физической активности на рабочем месте у большинства учителей оказался низким.
Оказалось, что педагоги рассматривают условия своей трудовой деятельности как средние, но при этом большинство отме-чаетсвоюнизкую физическуюактивность.
Полученные высокие и низкие результаты указывают на ситуацию ролевой неопределённости, в которой функциональные обязанности работника размыты, нечетки или плохо определены (рис.4), то есть учителя на самом деле не знают своих прав и обязанностей на рабочем месте, это свидетельствует о возможной избыточной нагрузке, тревоге на почве неопределённости.
Исследовался уровень осознания своих обязанностей учителями школ.
Оказалось, что у педагогов наблюдается ролевая перегрузка, так большинство из них стремится выполнить предложенный объём работы в достаточно быстром темпе, качество её при этомстрадает(рис.5,рис.6).
Выводы. Результаты проведённого исследования показывают высокую степень вовлечённости абсолютного большинства педагогов в профессиональную деятельность, указывают на разнообразие и богатство содержания работы в качестве основного фактора, повышающего внутреннюю мотивацию и удовлетворенность работника. Однако анализ показывает, что педагог
Рис. З.Социальные характеристикипрофессиональнойдеятельности
Рис.4.Контекстуальные характеристики
высокий 15 10 -Ряд1 -Ряд2
низким среднии
Рис. 5.Результаты Шкалы ролевой неопределённости
Рис.б.Количественныеикачественныеаспектывыполняемойработы
страдает от стресса, также страдает качество выполняемой работы от большего количества функциональных обязанностей учителей, тревога, связанная с неопределённостью, размытостью ролевой позиции, которая нечетко или плохо определена, приводит к профессиональному стрессу, снижению мотивации, качества деятельности.
Исследователи стресса акцентируют внимание на внутреннем аспекте его восприятия; не совокупность средовых воздействий, а внутренняя невозможность превратить трудность в ресурс порождает его (ссылки). В качестве рекомендации исправления такой ситуации авторы статьи считают необходимым разработку и реализацию специальных программ развития ро-
Библиографический список
левой определённости педагога для оптимизации информационно-коммуникативной нагрузки и уменьшения стресса.
Информационных трудности, которые могут превратиться в стресс педагогов, связаны с переоценкой значимости (технократизм мышления), но недостаточной осмысленностью места информационно-коммуникативной компетентности в работе учителя. Мы имеем в виду, что информационная перегрузка -трудность, которая, прежде всего, связана с невозможностью осмыслить массив информации, включить его в число значимых, включить пристрастность, принятие, что негативно сказывается на профессиональном здоровье педагога и результатах образования школьников, которые являются целью образования.
1. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993.
2. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические vеханизмы, клинические проявления, психотерапия. MateriaMedica. 1996; N 1(9): 5 - 25.
3. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. Ann.Rev. Psychol. 1993; v. 44: 1-21.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. Москва: ПЕР СЭ, 2000.
5. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. Available at: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940
6. Лаборатория знаний. 2014; Выпуск 9. Выпускающий редактор Якушина Е.В. Available at: http://gazeta.lbz.rU/2014/9/9nomer.pdf
7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Москва: Тривола, 1994.
8. Morgeson, F. P., & Humphrey, S. E. (2006). The Work Design Questionnaire (WDQ): Developing and validating a comprehensive measure for assessing job design and the nature of work. Journal of Applied Psychology. 2006; 91: 1321 - 1339.
9. Шкалы характеристик работы. Available at: http://psy-journal.hse.ru
References
1. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1993.
2. Sokolova E.D., Berezin F.B., Barlas T.V. 'Emocional'nyj stress: psihologicheskie vehanizmy, klinicheskie proyavleniya, psihoterapiya. MateriaMedica. 1996; N 1(9): 5 - 25.
3. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. Ann.Rev. Psychol. 1993; v. 44: 1-21.
4. Bodrov V.A. Informacionnyj stress. Moskva: PER S'E, 2000.
5. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya. Edinyjkvalifikacionnyjspravochnikdolzhnostejrukovoditelej, specialistov i sluzhaschih. Prilozhenie k prikazu Minzdravsocrazvitiya RF ot 14 avgusta 2009 g. № 593. Available at: http://www.minzdravsoc.ru/docs/ mzsr/orders/940
6. Laboratoriya znanij. 2014; Vypusk 9. Vypuskayuschij redaktor Yakushina E.V. Available at: http://gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf
7. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovekrazvivayuschijsya. Ocherkirossijskojpsihologii. Moskva: Trivola, 1994.
8. Morgeson, F. P., & Humphrey, S. E. (2006). The Work Design Questionnaire (WDQ): Developing and validating a comprehensive measure for assessing job design and the nature of work. Journal of Applied Psychology. 2006; 91: 1321 - 1339.
9. Shkaly harakteristik raboty. Available at: http://psy-journal.hse.ru
Статья поступила в редакцию 07.02.16
УДК 159.9.07
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University
(Vladivostok, Russia), Е-mail: [email protected]
Rotjerjanu Yu.M., MA student, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Е-mail: [email protected]
EDUCATIONAL SUCCESS OF A SCHOOL GRADUATE AS A FACTOR OF PRODUCTIVITY OF UNIFIED STATE EXAMINATION. The research studies a relevant theme of defining success factors in passing Unified State Examination. The authors use a method of analysis of products of activity: estimates of children in selection of 110 pupils of the senior classes of one of Vladivostok schools in recent years. The communication between indicators of educational success (the academic success) and productivity of Unified State Examination on the corresponding disciplines is checked. The research shows that statistically reliable communication between educational success and productivity of Unified State Examination is found in the majority of subject domains.
Key words: graduates, educational success, Unified State Examination, correlation, communication, productivity.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., проф. каф. психологии, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный
университет», г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
Ю.М. Ротэряну, магистрант направления подготовки «Психология», ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный
университет», г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГЭ
В статье обосновывается актуальность темы исследования источников успешности ЕГЭ. Использовался метод анализа продуктов деятельности - оценок старшеклассников в течение последних лет учёбы в школе на выборке из 110 учащихся старших классов школы г. Владивостока. Проверялась связь между показателями учебной успешности (академическая успешность) и результативностью ЕГЭ по соответствующим дисциплинам. Оказалось, что статистически достоверная связь между учебной успешностью и результативностью еГэ существует в большинстве предметных областей.
Ключевые слова: выпускники, учебная успешность, ЕГЭ, корреляция, связь, результативность.
Актуальность исследования. ЕГЭ вызывает трудности у всех субъектов общего образования, но в наибольшей степени ЕГЭ является испытанием для школьников, выпускников [1].
Многие задаются вопросом, является ли достигнутая степень учебной успешности школьников фактором результативности ЕГЭ. Однако ответ на него получить сложно, в частности, одним