Научная статья на тему 'Информационно-психологическая безопасность, лженаука и критическое мышление'

Информационно-психологическая безопасность, лженаука и критическое мышление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
547
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЖЕНАУКА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Холодный Юрий Иванович, Тарапанова Елена Александровна

Статья рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности при осуществлении научной и научно-прикладной деятельности от угроз различных форм лженауки. Показан вред, который лженаука приносит обществу и личности. Предлагается знакомить студентов вузов с природой лженауки и принципами формирования критического мышления в целях информационно-психологической безопасности личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY, PSEUDOSCIENCE AND CRITICAL THINKING

The article considers the issues of information-psychological security in the implementation of scientific and applied activities from the threats of various forms of pseudoscience. The article shows the harm that pseudoscience brings to society and the individual. It is proposed to acquaint University students with the nature of pseudoscience and the principles of formation of critical thinking for informationpsychological security of the individual and society.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая безопасность, лженаука и критическое мышление»

11. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.08)

11.1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЛЖЕНАУКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Холодный Юрий Иванович, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Место работы: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Тарапанова Елена Александровна, кандидат философских наук, доцент

Место работы: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Аннотация: статья рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности при осуществлении научной и научно-прикладной деятельности от угроз различных форм лженауки. Показан вред, который лженаука приносит обществу и личности. Предлагается знакомить студентов вузов с природой лженауки и принципами формирования критического мышления в целях информационно-психологической безопасности личности и общества.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, научная деятельность, лженаука, критическое мышление.

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY, PSEUDOSCIENCE AND CRITICAL THINKING

Kholodny Yury I., doctor of legal sciences, PhD in psychology

Place of employment: Moscow state technical university n.a. N.E. Bauman

Tarapanova Elena A., PhD, assistant professor

Place of employment: Moscow state technical university n.a. N.E. Bauman

Abstract: the article considers the issues of information-psychological security in the implementation of scientific and applied activities from the threats of various forms of pseudoscience. The article shows the harm that pseudoscience brings to society and the individual. It is proposed to acquaint University students with the nature of pseudoscience and the principles of formation of critical thinking for information- psychological security of the individual and society.

Keywords: information-psychological security, scientific activity, pseudoscience, critical thinking.

Коренные изменения в жизни российского общества, произошедшие в конце ХХ века, заставили с новых позиций рассмотреть необходимость обеспечения безопасности Российской Федерации и определить её национальные интересы, которые понимаются как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, проявляющиеся в различных сферах их деятельности, в том числе - и в информационной сфере. Проблема и частные вопросы информационно-психологической безопасности Активность средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и новые возможности, открывшиеся в конце ХХ века с появлением Интернета, создали качественно новые условия для информационного воздействия на человека, ту или иную социальную группу и общество в целом. Изобилие разнородных потоков информации требовало дифференцированного подхода к оценке содержания каждого из них.

Ответом на сложившееся положение явилось принятие в 2000 г. «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (далее - ДИБ-2000), которая определила информационную безопасность как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, обще-

1

ства и государства» .

В обширном перечне направлений деятельности ДИБ-2000 указала на необходимость «разработки специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей РФ, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние»2.

Таким образом, среди угроз информационной безопасности были выделены угрозы информационно-психологического характера и признано наличие проблемы информационно-психологической безопасности (далее - ИПБ). При этом ИПБ понималась как «состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере»3.

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (принята 9.09.2000). М.: Изд-во «Ось-89». 2004. С. 4.

2 Там же. С. 28.

3 Проект Федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-

психологической безопасности» (1999 г.) -

http://dokipedia.ru/document/5191797 (дата обращения 19.09.2018).

Социально-политические науки

5'2018

Произошедшие в последующие годы изменения в жизни страны, с одной стороны, и постоянно возникающие вызовы и угрозы, определяемые внешнеполитической обстановкой, с другой стороны, обусловили потребность внести коррективы в государственную политику в информационной сфере, и в 2016 г. была введена в действие новая «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»4 (далее - ДИБ-2016).

В ряду других положений, ДИБ-2016 констатировала, что в последние годы «расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств». При этом налицо «нарастающее информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (п. 12). И ответом на такую активность должна стать «нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества» (п. 21 .д).

На важность сохранения патриотических традиций, особенно - в среде молодежи, указывал Г.В. Грачев, один их первых в России исследователей проблемы ИПБ. По его оценке, «от того, каким образом и с какими социальными и психологическими характеристиками сформировалось новое поколение, как в массовом масштабе произошла трансляция социокультурного опыта, напрямую зависит, каким стало общество, его взаимодействие с государством и процессы обеспечения безопасности личности, общества и государ-ства»5.

Информационная сфера (область деятельности различных субъектов общественной жизни, связанная с созданием, сбором, преобразованием, хранением, распространением и использованием информации) состоит из двух составляющих - информационно-технической и информационно-психологической. Первая охватывает организационно-технические аспекты использования информационных технологий, вторая - вовлечение граждан, социальных групп и общества, в целом, в единое информационное пространство и влияние на них информационных технологий. При этом разработка проблематики ИПБ сводится часто к изложению средств и методов информационно-психологического воздействия на граждан, отдельные социальные групп и общество в конкретных условиях их жизнедеятельности, а также к перечислению угроз ИПБ. Сами же вопросы реализации мер ИПБ отходят на второй план.

Знание различных форм информационно-психологических воздействий и угроз ИПБ и, бесспорно, важно: не зря говорят - «кто предупрежден, тот вооружен». Вместе с тем, ИПБ - очень ёмкое понятие. Оно охватывает большой круг частных вопросов и, в зависимости от характеристик отдельных категорий граждан, конкретных социальных групп и слоёв населения, от

4 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (принята 5.12.2016). - https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 19.09.2018 г.).

5 Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Изд-во ПЭРСЭ, 2003. С. 8.

видов их деятельности и целого ряда иных факторов и обстоятельств, может проявляться в самых различных формах, требуя постоянного внимания и совершенствования.

На активную часть членов общества ежедневно воздействует огромное количество разнородной информации, которую порой подразделяют на «полезную», «вредную» либо «не содержащую в себе какого-либо положительного потенциала». При этом далеко не каждый член общества способен критически оценить воздействующую на него информацию с точки зрения её достоверности, полезности/вредности и т.п. Информационный поток неизбежно, так или иначе, влияет на деятельность конкретного человека в социуме и реализацию его интересов, а также, в конечном итоге, и на жизнь самого социума. «Поэтому меры защиты, с помощью которых достигается ИПБ, следует рассматривать и разрабатывать применительно к конкретным угрозам каждому виду деятельности, осуществляемой людьми, и к конкретным условиям»6.

В этой обширной и, пока еще, недостаточно разработанной области знания, именуемой ИПБ, ограничимся рассмотрением лишь одного её частного аспекта - а именно, ИПБ при осуществлении научной и научно-прикладной деятельности. Выбор этого аспекта - не случаен и определялся рядом причин.

Во-первых, существуют побочные негативные проявления, которые возникают в процессе научной и научно-прикладной деятельности в разных отраслях знания, выходят далеко за рамки этой деятельности и оказывают воздействие на определенные группы общества и отдельных лиц, однако они до сих пор эти проявления привлекали внимание специалистов по ИПБ. Во-вторых, знание упомянутых побочных негативных проявлений должно предостеречь специалистов и общество, в целом, от тех угроз, которые эти проявления в себе таят, а также - подсказать некоторые пути обеспечения ИПБ. В-третьих, с негативными проявлениями, сопровождающими научную и научно-прикладную деятельность, следует знакомить старшекурсников вузов: они должны быть готовы к возможной встрече с такими угрозами в случае участия в указанной деятельности в естественнонаучных, технических или гуманитарных отраслях знания.

Итак, остановимся подробнее на избранной группе неявных угроз.

Наука и нарушения процесса научного познания

В самом общем виде, наука - это системный метод познания всего происходящего вне и внутри человека, и среди проявлений человеческой активности научная деятельность занимает особое место. В сравнении с иными видами человеческой активности, «отличительной чертой науки является ее невероятная прикладная успешность. Именно благодаря науке появились глобальные средства транспорта и связи, сократился тяжелый физический труд, вдвое выросла средняя продолжительность жизни. В истории, по-видимому, нельзя назвать ни одного явления, которое бы столь же радикально изменило лицо цивилизации, как наука»7

Выдающиеся успехи науки, достигнутые трудом многих поколений учёных, обеспечили ей особое - приви-

6 Афонин А.И., Сычев М.П., Холодный Ю.И. Информационно-психологическая безопасность и околонаучная активность // В защиту науки. 2017. № 20. С. 105.

7 Сергеев А.С. Проблема практической демаркации науки и лжена-

уки на российском научном поле // В защиту науки. 2015, №16, С. 50.

легированное - положение в обществе. Оценив прикладную эффективность науки, многие страны выделяют безвозвратное финансирование, которое идет на содержание институтов, создание различных установок, на выделение грантов и проч. Учитывая былые заслуги науки, государства уверены, что тратят деньги с пользой, Они не требуют от ученых гарантий успешности проводимых изысканий, а лишь надеются на их добросовестность в ходе научной деятельности. В счет прежних заслуг науки государства оказывают доверие ученым и вкладывают в их работы огромные средства в надежде, что в итоге будут созданы новые блага для дальнейшего улучшению качества жизни общества. Именно поэтому научная деятельность престижна, одобряема и высоко ценится, но, вместе с тем, процесс вхождение в науку долог, трудоёмок и требует от человека значительных усилий. Некоторые же лица «облегчают» себе этот процесс и выдают свою ненаучную деятельность за научную. Наука постоянно сопровождается своей тенью - лженаукой: «это собирательное название для разнообразных концепций и видов деятельности, которые с различными целями мимикрируют под науку,... (Однако) не существует четких формальных критериев для различения науки и лженауки»8.

История науки свидетельствует о том, что путь исследователя не прост: нередко строились научные теории и проводились научные изыскания, которые завершались безрезультатно или оказывались ошибочными. Либо полученные результаты оказывались невостребованными («преждевременными», «ненужными»), и проходили годы прежде, чем развитие общественной практики, техники и технологий внедряло их в жизнь. Не касаясь этих, естественных для научной деятельности, ситуаций, обратимся к ненаучной деятельности: она «по внешним признакам похожа на научную, но не реализует научную методологию познания и не позволяет надеяться на те плоды, которые приносит наука. Основная цель лженауки - обманом получить общественные средства и признание которыми социум готов поощрять настоящую науку» .

В последние 150 лет неуклонный рост вклада науки в благосостояние человечества сопровождался расширением лженаучной активности и образованию лженауки - «продукта рассуждений и деятельности, основанный на игнорировании принципов, методологии и законов науки»1 .

В зависимости от ситуации термин «лженаука» используют самостоятельно или как собирательное название для четырёх форм ненаучной активности.

Наиболее затратной и получившей большое распространение в 1980-2000 годы стране, является так наз. монетарное наукообразие (здесь и далее - терминология Ю.М. Батурина ): оно нацелено на получение бюджетных ассигнований для проведения ненаучных изысканий. Ю.М. Батурин относит к монетарному наукообразию также рекламу с наукообразной терминологией, обещающей достижение результатов за несколько дней или сразу после первого применения

8 Там же, С. 49.

9 Сергеев А.С. Проблема практической демаркации науки..., С. 5152.

10 Браваренко Ю. Лженаука: кто виноват и что делать? // Портал «Научная Россия», 17.02.2015. - http://scientificrussia.ru/articles/nauka-i-Izhenauka (дата обращения 19.09.20l8).

11 Член-корр. РАН. Ю.М. Батурин - летчик-космонавт, Герой России, бывший директор Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

предлагаемого средства, или лечение без побочных эффектов. Признаком такой рекламы являются личные свидетельства пользователей предлагаемого средства (желательно, известных в стране людей).

По оценке Председателя Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (далее - КБЛ) РАН акад. Е.Б. Александрова, «персонажи» этого наукообразия - это «аферисты, имеющие цель добраться до бюджетного финансирования под предлогом «прорывного» научно-технического решения государственных задач или просто с целью обмана граждан, завлекая их обещаниями исцеления от всяческих болезней или иными способами»12.

Следующая форма лженауки - квазинаука, т.е. профанация науки, «наука» непрофессионалов. По оценке Е.Б. Александров, «персонажами» квазинауки - это «добросовестно заблуждающиеся любители наук (в популярных изложениях), желающие превзойти «отцов-основа-телей». Получив отказ в публикации своих новаций в серьезных изданиях, наиболее настырные из них пробиваются в СМИ с саморекламой и агрессивными нападками на «официальную» науку. К этой же категории примыкают люди в летах..., уверовавшие, что могут судить обо всем на свете. В эту группу часто попадают люди с психическими отклонениями, что, порой, способствует их успеху в неподготовленной аудитории»13.

Третья форма лженауки - паранаука: она применяет научную методологию к объектам ненаучного характера, содержит как истинные, так и ошибочные положения, а её признаки - наличие обязательных отклонений от стандартов науки. К паранауке относят астрологию, парапсихологию, уфологию и проч.

Последней в ряду стоит псевдонаука или имитация науки, охватывающая значительный круг проявлений -от написания наукообразных статей и «возгонки» индекса Хирша до подготовки «липовых» диссертаций и не только. По мнению одного из основателей проекта «Дис-сернет», д.ф-м.н. Ростовцева А.А., псевдонаука «к лженауке напрямую не относится. Но ... фальсификации ученых степеней и званий идут с лженаукой рука об руку и часто ей служат. Фальсификации в сфере научной аттестации служат распространению в обществе невежества и атмосферы лжи, размывают этические нормы»14.

Частными проявлениями псевдонауки выступают:

а) «мелкотемье», когда на защиту выносятся результаты исследований, выполненных на уровне курсовой или дипломной работы;

б) диссертации псевдоавторов, «которые не только никогда не трудились над своим собственным исследованием, не только не писали свою собственную диссертацию, не только не читали ее, но часто даже никогда ее не видели»15;

в) «фантомные диссертации»: они не пишутся, «не создается даже сама диссертация, а просто покупается диплом кандидата или доктора наук: в таких случаях следов диссертации нельзя отыскать ни в одной библиотеке»16;

г) беспардонное околонаучное мошенничество, когда «жулики от науки, у которых никогда не было не только

12 Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным проявлениям // В защиту науки. 2013. № 13. С. 11.

Там же.

14 Ростовцев А.А. Борьба с фальсификациями в российских диссертационных работах // В защиту науки. 2015. № 16. С. 91.

15 Ростовцев А.А. Борьба с фальсификациями., С. 91-92.

16 Там же. С. 92.

Социально-политические науки

52018

никакой диссертации, а даже купленного диплома, ... на визитных карточках и на двери своего кабинета сообщают о том, что они ученые со степенью»17.

Завершая краткий обзор форм лженаучной деятельности, необходимо подчеркнуть их большой совокупный негативный потенциал, в том числе - для обеспечения ИПБ личности, общества и государства. По оценке КБЛ РАН, «в постсоветский период лженаука в России вышла из-под контроля и стала разрушительно сказываться на общественных институтах и безопасности на всех уровнях - от здоровья и образования граждан до разработки государственных программ и стратегий»1 .

Лженаучные исследования, проводившихся в нашей стране в последние десятилетия, не поддаются исчислению; некоторая их часть нашла отражение в издаваемом КБЛ РАН бюллетене «В защиту науки» (далее - ВЗН). Среди множества лженаучных исследований, обошедшихся СССР и России в миллиарды рублей, ВЗН рассказал, например, о работах по изучению «торсионных полей» и созданию «психотронного ору-жия»19. Эти разработки велись десятилетиями, пока ни достигли пика некомпетентности. «Оплаченная из бюджета реанимация «торсионных технологий» вылилась в скандал вокруг спутника «Юбилейный» (запущен в 2008 г.), на котором был контрабандно установлен «безопорный» движитель (т.е. не выбрасывающий реактивной струи), названный авторами «гравицапой». По замыслу авторов, этот двигатель должен был увести спутник за пределы Солнечной системы. Разумеется, никакого действия на орбиту спутника он не оказал. Попытка комиссии акад. РАН Фортова пресечь эту дикую авантюру оказалась безуспешной»20.

Актуальность изучения угроз лженаучных проявлений

Завершая краткое изложение современного понимания структуры лженауки, следует подчеркнуть, что искоренить лженаучную деятельность в разных формах её проявления едва ли удастся в обозримом будущем: она существует столетия и является, к сожалению, неотъемлемым сопровождением науки.

Повседневная жизнь постоянно демонстрирует ситуации, когда необременённость знаниями, вера в лженаучные «чудеса» и стремление добиться желаемого «чудесным образом» одних наталкивается на квази- и псевдонаучное «творчество» других, часто сдобренное мошенничеством. Случаев таких - множество, появляются они с завидным постоянством, получая порой широкую огласку в СМИ. Для иллюстрации приведем лишь два примера.

В начале 2000-х годов недоучившийся студент МГУ, инвалид по зрению А. Попов, объявив себя протодьяконом Российской православной церкви, стал выступать в столичных учебных заведениях с лекциями по библейской тематике в своей интерпретации. Обладая определенными способностями к публичным выступлениям, он смог привлечь внимание аудитории, слабо разбиравшейся в вопросах религии, и со временем вокруг него сформировалась группа его сторонников. Поняв свою востребованность и растущую популярность, бывший студент

17 Там же. С. 92.

18 Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе..., С. 10.

19 Холодный Ю.И. История «психотронного оружия»: появление, «развитие» и угроза рецидива // В защиту науки. 2017. № 19. с. 140162.

20 Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе., С. 13.

начал добавлять себе саны и в итоге объявил себя Богом, образовав псевдоправославную секту «Церковь Бога Кузи». (По некоторым данным, имя «Кузя» бывший студент избрал в память о сдохшем любимом попугае). Деятельность новой «церкви» велась по устоявшимся сектантским канонам: секта замыкалась в себе, подчиняя своих членов воле «Кузи», совершая над ними насилие и выманивая у них деньги. В 2015 г. деятельность секты была пресечена правоохранительными органами, а сам А. Попов и его ближайшее окружение были задержаны, поскольку их подозревали в том, «что они, в том числе силой, вымогали деньги и недвижимость у последователей секты «Бога Кузи»»21.

В 2018 г. А. Попов был признан судом виновным в мошенничестве, создании религиозной организации, посягающей на жизнь и здоровье граждан, и приговорён к пяти годам заключения. При этом анализирую деятельность секты «Бога Кузи», «журналисты никак не могли взять в толк: почему тысячи людей верили Попову и продолжают верить ему до сих пор?»22.

Второй пример - это длившееся четыре часа выступление американского бизнес-коуча Тони Роббин-са, которое прошло 1 сентября с.г. на стадионе «Олимпийский» и собрало около 26 000 зрителей. Указанная встреча с известным в США специалистом, утверждавшим - «Придите ко мне на лекцию, и ваша жизнь изменится к лучшему», - по своей сути представляла собою развлекательное шоу. Очевидно, что продуктивный тренинг, который, видимо, ожидала получить собравшаяся аудитория, принципиально не мог состояться в столь короткое время и в такой большом аудитории. Это была откровенно коммерческая акция: билеты стоили от 30 до 500 (!) тысяч рублей, на рекламу семинара было потрачено около $2 млн, а за своё выступление, по данным портала «Афиша-ОаПу», бизнес-коуч получил $1 млн23. Поэтому неудивительно, что выступление Т. Роббинса, насыщенное массой банальностей, вызвало у многих слушателей негативную оценку24. Появилось даже сообщение об обращении в Генеральную прокуратуру дать оценку прошедшему выступлению, поскольку «такие лекции наносят вред благополучию и здоровью граждан. Согласно мнению специалистов в области психиатрии и психологии, всевозможные «коучи» и «тренеры личностного роста» применяют банальные методы манипуляции сознанием и вызывают у аудитории неконтролируемый экстатический психоз с целью извлечения максимальной материальной наживы»25.

Если сравнить приведенный пример с предыдущим, где аудитория почитателей Бога Кузи была, по-видимому, весьма разношерстной, то на выступлении Т. Роббинса присутствовала публика в подавляющем большинстве состоятельная и образованная. Из этих примеров следует (при определенном упрощении, на которое авторы идут умышленно), что в обоих случаях люди не проявили осмотрительности в оценке ситуа-

21 Кто такой «Бог Кузя» и за что его задержали? // Аргументы и факты. 10.09.2015.

22 Бог Кузя в СИЗО отказался считать себя богом и стал мамашни-ком // Московский комсомолец. 15.09.2015.

23 https://daily.afisha.ru/news/19706-toni-robbins-poluchil-1 -mln-dollarov-za-seminar-v-olimpiyskom/ (дата обращения 17.10.2018).

24 https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnews.ru%2Fden-gi%2Fmoskva-robbins-vystuplenie-olimpijskij%2F (дата обращения 17.10.2018).

25 https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fria.ru%2 Fincidents %2F20181012%2F1530498451.html (дата обращения 17.10.2018).

ции, и, поддавшись информационному воздействию, оказались втянутыми в жульнические акции.

Знакомясь с такой информацией, у внимательного, думающего человека неизбежно возникает целый ряд вопросов и, прежде всего, - почему некоторые люди тяготеют к различным «чудесам», которые предлагают оборотистые псевдо-«боги», заезжие коучи, экстрасенсы и иные личности со «сверхспособностями» или экзотическими идеями? Ответ относительно прост. Это стало возможным в силу того, что в конкретных ситуациях большинство из вовлеченных в них лиц не воспользовались критическим мышлением, которое является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ИПБ личности.

Критическое мышление как фактор ИПБ личности

Психология выделяет несколько важнейших характеристик мыслительной деятельности. Это: самостоятельность мышления - умение использовать общественный опыт и иметь независимость собственной мысли; критичность мышления - умение осуществлять объективную оценку явлений и событий, в том числе - и самого себя; глубина и гибкость мышления - умение сравнивать, анализировать и находить пути решения задач; и т.д.

Понятие «критическое мышление» появилось более века назад, и различные психологические школы вкладывают в него несколько разное содержание, демонстрируя разнообразие мнений и оценок. С точки зрения обеспечения ИПБ личности и умения противостоять разным информационно-психологическим воздействия наиболее существенной из перечисленных характеристик является критичность мышления, т.е. особый алгоритм мыслительных действий. Человек, обладающий критическим мышлением, должен:

- стараться быть информированным;

- разбираться в том, каким источникам доверять, а каким -нет;

- отличать следствия от причин, предположения от фактов;

- уметь оценивать качество высказывания, валидность аргументов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уметь рассматривать аргументы в соответствующем контексте; и т.д.26

Из того немногого, что было сказано выше в статье о лженауке и событиях, связанных с Богом Кузей и Т. Роббинсом, нетрудно заметить, что использование критического мышления позволило бы многим участникам тех событий адекватно оценить складывающиеся ситуации и избежать нежелательных последствий.

Критичность мышления не образуется самопроизвольно и не приобретается с возрастом: её формирование требует от человека определенных усилий. И хотя критическое мышление исследуется давно и о нём написано достаточно много, в отечественной практике пригодной к использованию системы формирования критического мышления, доступной для широкого использования, не существует, а вопросы такого алгоритма мыслительных действий для обеспечения ИПБ личности практически не разработаны. Появившаяся около десяти лет назад работа уральских исследователей27, посвященная критическому мышлению в приложении к проблеме формирования ИПБ личности студентов, является едва ли ни единствен-

26 Алексеева А. Критическое мышление - «а был ли мальчик»? // Сайт ХХ2 век. https://22century.ru/popular-science-publications /critical-thinking (дата обращения 17.10.2018).

27 Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография. - М.: РАН, 2009. 136 с.

ной по данной актуальной теме, но и она ставит больше вопросов, чем дает удовлетворительных ответов.

Борясь с проникновением лженауки в различных её проявлениях в нашу жизнь, необходимо регулярно распространять в обществе выверенные знания, не оставлять без внимания любые лженаучные изыскания и проводить соответствующую разъяснительную работу. В совокупности это должно способствовать защищенности личности и общества от воздействия возможных неявных угроз как при осуществлении научной и научно-прикладной деятельности, так и в быту.

Поэтому, возвращаясь к мысли, высказанной выше в этой статье, считаем целесообразным рекомендовать включение в учебные планы вузов, как минимум, ознакомительных лекций о природе лженауки и принципах формирования критического мышления в целях обеспечения ИПБ личности и общества. Собственный опыт показывает, что лекции по указанной тематике вызывают в студенческой аудитории неизменный интерес, а полученные знания позволят будущим специалистам иметь ясное представление о различных проявлениях лженаучной активности, с которыми они могут столкнуться в своей служебной и повседневной жизни.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,22%.

Список литературы:

1. Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным проявлениям // В защиту науки. 2013. № 13. С. 9-18.

2. Алексеева А. Критическое мышление - «а был ли мальчик»? // Сайт ХХ2 век. https://22century.ru/popular-science-publications/critical-Мпйпд (дата обращения 17.10.2018).

3. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография. - М.: РАН, 2009. 136 с.

4. Афонин А.И., Сычев М.П., Холодный Ю.И. Информационно-психологическая безопасность и околонаучная активность // В защиту науки. 2017. № 20. С. 102-118.

5. Бог Кузя в СИЗО отказался считать себя богом и стал мамашни-ком // Московский комсомолец. 15.09.2015.

6. Браваренко Ю. Лженаука: кто виноват и что делать? // Портал «Научная Россия», 17.02.2015. - http://scientificrussia.ru/articles/nauka-i-lzhenauka (дата обращения 17.10.2018).

7. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Изд-во ПЭРСЭ, 2003.

8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (принята 9.09.2000). М.: Изд-во «Ось-89». 2004.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (принята 5.12.2016). - https://rg.ru /2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 17.10.2018 г.).

10. Кто такой «Бог Кузя» и за что его задержали? // Аргументы и факты. 10.09.2015.

11. Проект Федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» (1999 г.) -http://dokipedia.ru/document/5191797 (дата обращения 17.10.2018).

12. Ростовцев А.А. Борьба с фальсификациями в российских диссертационных работах // В защиту науки. 2015. № 16. С. 91-102.

13. Сергеев А.С. Проблема практической демаркации науки и лженауки на российском научном поле // В защиту науки. 2015, №16, С. 49-68.

14. Холодный Ю.И. История «психотронного оружия»: появление, «развитие» и угроза рецидива // В защиту науки. 2017. № 19. с. 140162.

15. https://daily.afisha.ru/news/19706-toni-robbins-poluchil-1-mln-dollarov-za-seminar-v-olimpiyskom/ (дата обращения 17.10.2018).

16. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnews.ru %2Fden-gi%2Fmoskva-robbins-vystuplenie-olimpijskij%2F (дата обращения 17.10.2018).

17. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fria.ru %2Fincidents %2F20181012%2F1530498451.html (дата обращения 17.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.