Научная статья на тему 'Информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел'

Информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЗАЩИТА ОПЕРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ / PROTECTION OPERATIONAL SOURCES / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / STATE PROTECTION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / БОРЬБА С МАФИЕЙ / THE STRUGGLE WITH THE MAFIA / АГЕНТЫ-ПРОВОКАТОРЫ / ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР / ACQUITTAL / CRIMINAL PROCEDURAL PROTECTION / THE AGENTS-PROVOCATEURS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковец Е. Н.

В статье дается краткая характеристика понятия информационной безопасности Российской Федерации применительно к деятельности субъектов оперативно-разыскной деятельности. Подробно рассматривается один из ее основных элементов информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел. Наряду с отечественным опытом анализируется практика итальянских правоохранительных органов по борьбе с мафией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and psychological security persons, assisting the operative subdivisions of bodies of internal Affairs

The article gives a brief description of the concept of information security of the Russian Federation with regard to the activity of the subjects of operational-search activity. Detail is considered one of its main elements information-psychological security of persons assisting the operational units of the internal Affairs bodies. Along with domestic experience analyzes the practice of the Italian law enforcement bodies on the fight against the mafia.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел»

Е.Н. ЯКОВЕЦ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,

доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

E.N. YAKOVETS,

рrofessor of the Department organization of operative-investigative activity,

doctor of legal Sciences, associate Professor. (Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 681.324

Информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел

Information and psychological security persons, assisting the operative subdivisions of bodies of internal Affairs

В статье дается краткая характеристика понятия информационной безопасности Российской Федерации применительно к деятельности субъектов оперативно-разыскной деятельности. Подробно рассматривается один из ее основных элементов - информационно-психологическая безопасность лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел. Наряду с отечественным опытом анализируется практика итальянских правоохранительных органов по борьбе с мафией.

Информационная безопасность; защита оперативных источников; уголовно-процессуальная защита; государственная защита участников уголовного судопроизводства; борьба с мафией; агенты-провокаторы; оправдательный приговор.

The article gives a brief description of the concept of information security of the Russian Federation with regard to the activity of the subjects of operational-search activity. Detail is considered one of its main elements - information-psychological security of persons assisting the operational units of the internal Affairs bodies. Along with domestic experience analyzes the practice of the Italian law enforcement bodies on the fight against the mafia.

Information security; protection operational sources; criminal procedural protection; the state protection of participants in criminal proceedings; the struggle with the mafia; the agents-provocateurs; the acquittal.

В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"» [1]. Он уточнил, в частности, перечень социально значимых задач оперативно-разыскной деятельности, фигурирующих в статьях 2, 7, 8 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон об ОРД) [2]. Отныне к их числу наряду с добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу го-

сударственной, военной, экономической и экологической безопасности, законодателем отнесено и получение сведений об угрозах информационной безопасности Российской Федерации.

Появление этих нововведений неслучайно. Обеспечение информационной безопасности страны и оперативно-разыскная работа самым тесным образом связаны между собой. Поэтому актуальность принятия указанных законодательных поправок трудно переоценить.

Еще десять лет назад подобные предложения нашли отражение в проекте новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыск-

45

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

46

ной деятельности», разработанном профессором А.Ю. Шумиловым [7]. К сожалению, в тот период реального закрепления в нормах действующего законодательства эти изменения так и не получили.

В чем же выражается сущность информационной безопасности Российской Федерации применительно к деятельности субъектов оперативно-разыскной деятельности и иных видов профессионального сыска? Ответим на этот вопрос, приняв за основу научное определение информационной безопасности, сформулированное профессором А.И. Алексенцевым [6]. Информационная безопасность оперативных подразделений правоохранительных органов определяется следующими основными моментами: 1) состоянием информационной среды, обеспечивающей удовлетворение информационных потребностей субъектов ОРД; 2) безопасностью находящейся в распоряжении субъектов ОРД информации; 3) защищенностью субъектов ОРД от негативных информационно-психологических воздействий.

Информационная безопасность настолько важна в рассматриваемых аспектах, что ее на полном основании можно признать еще одной самостоятельной функцией организации оперативно-разыскной деятельности.

Первый элемент информационной безопасности субъектов ОРД — состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение их информационных потребностей, определяется уровнем информационно-аналитического обеспечения оперативно-разыскной деятельности. В данной статье мы не касаемся этих вопросов, об этом написано в других наших работах [11, 8]. Необходимо признать, что уровень информационно-аналитического обеспечения ОРД в настоящее время не позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед оперативными подразделениями правоохранительных органов. Многое в этом направлении уже сделано. В некоторых силовых ведомствах, таких как МВД России, Федеральная таможенная служба и ряде других, создана довольно эффективная система специализированных субъектов информационно-аналитической работы, совершенствуются нормативные и методические основы их деятельности, предпринимаются попытки формирования интегрированного банка данных оперативно-разыскного назначения (ИБДОРН). Вместе с тем ряд важнейших проблем в этой области, например, обеспечение комплексной уголовной регистрации подозреваемых, организация межведомственного информационного взаимодействия субъектов ОРД и ряд других, не нашел еще практического разрешения.

Второй элемент информационной безопасности субъектов ОРД обуславливает меры по

обеспечению безопасности информации, находящейся в их распоряжении, в том числе циркулирующей в пределах ИБДОРН. В правовом аспекте целью этих мер является защита ведомственных информационных ресурсов и систем информатизации оперативных аппаратов в процессе получения, добывания, обработки и использования сведений, необходимых для решения задач ОРД. Подробнее об этом можно прочитать в других публикациях [9, 10].

В данной статье рассмотрим лишь третий элемент понятия информационной безопасности субъектов ОРД, связанный с обеспечением их защищенности от негативных информационно-психологических воздействий. В рамках анализа данной проблемы в первую очередь следует выделить правовые меры, связанные с обеспечением информационно-психологической безопасности лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД. Они регламентируются положениями ст. 18 Федерального закона об ОРД.

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, должны постоянно анализировать состояние безопасности граждан, которые оказывают им содействие, и при необходимости следить за соблюдением конфиденциальности этой работы. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество таких граждан, а также членов их семей или близких органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать действенные меры к предотвращению противоправных деяний, установлению виновных и привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если такие деяния все же были совершены, то органы, которым гражданин оказывал содействие, обязаны способствовать установлению виновных и привлечению их к ответственности. Это может быть достигнуто за счет принятия необходимых оперативно-разыскных, уголовно-процессуальных и других мер. Неотвратимость наказания виновных за подобные деяния — это базовая составляющая информационно-психологической безопасности конфидентов. Она положительным образом влияет на мотивацию их деятельности.

Сведения о лицах, содействующих на негласной основе органам, осуществляющим ОРД, составляют государственную тайну, которая охраняется российским законодательством. Материалы, содержащие такие данные, не могут быть представлены по требованию судьи, рассматривающего дело по жалобе лица, которое полагает, что действия оперативного подразделения, осуществляющего ОРД, привели к ограничению его прав и свобод (чч. 2—4 ст. 5 Федерального закона об ОРД).

Согласно положениям ст. 21 Федерального закона об ОРД подобные сведения не могут

быть представлены и прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-разыскной деятельности. Он может их получить только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения последних к уголовной ответственности. Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью ОРД, обязаны обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных им документах и материалах.

В большинстве случаев разглашение сведений о лицах, содействующих органам, осуществляющим ОРД, недопустимо и при рассекречивании ее результатов перед направлением их в органы предварительного расследования. Нерассекре-ченные оперативно-служебные материалы, содержащие информацию, которая получена с помощью граждан рассматриваемой категории, не могут быть приобщены к уголовным и другим несекретным делам. Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, которые непосредственно сотрудничают с гражданами на негласной основе, а также все прочие должностные лица, которым известны такие факты, обязаны обеспечивать их безопасность. В случае нарушения соответствующих норм Федерального закона об ОРД они несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

В рамках уголовного судопроизводства обстоятельства оказания содействия со стороны граждан могут находить отражение в материалах уголовных дел и использоваться в дальнейшем лишь в установленном законом порядке. В этой ситуации круг осведомленных лиц об участии того или иного гражданина в ОРД должен быть предельно ограничен. Однако, как свидетельствует практика, даже если уголовное дело в дальнейшем будет рассматриваться в закрытом судебном заседании в соответствии с положениями п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ, эта мера далеко не всегда может обеспечить информационную безопасность конфидента.

В критических ситуациях их безопасность может обеспечиваться с использованием мер государственной защиты в соответствии с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3]. В отношении лиц, совершивших преступления при оказании негласного содействия, а также их родных и близких меры государственной защиты могут применяться и в рамках правового института заключения досудебных соглашений о сотрудничестве (ст. 317.9 УПК РФ).

За разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с положения-

ми ст. 311 УК РФ. До последнего времени мера уголовного наказания за это преступление не всегда являлась адекватной тяжести ущерба, причиняемого данной сфере общественных отношений. На сегодняшний день рассматриваемый вид информации ограниченного доступа законодателем отнесен к государственной тайне [4]. С другой стороны, она продолжает оставаться конфиденциальной информацией, поскольку каких-либо изменений в перечень сведений конфиденциального характера пока не внесено [5].

С учетом приоритета законодательных норм информацию в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, следует теперь относить к государственной тайне. В связи с этим к лицу, по вине которого эти сведения могут быть разглашены, наряду со специальной нормой (ст. 311 УК РФ) можно применять уголовно-правовые санкции, предусмотренные ст.ст. 283, 283.1 и 284 УК РФ.

Однако все перечисленные меры далеко не в полной степени отвечают потребностям оперативно-разыскной практики в плане обеспечения информационно-психологической безопасности лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД, и их освобождения от уголовной ответственности в случае возможного соучастия в совершении преступлений. Для радикального решения этих вопросов российскому законодателю необходимо обратиться к зарубежному опыту правового регулирования борьбы с организованными формами преступности. Наглядным примером являются правовые основания и опыт использования в борьбе с организованной преступностью так называемых агентов-провокаторов правоохранительными органами Италии. Заметный сдвиг в борьбе с мафией в этой стране, произошедший около 10—15 лет назад, во многом был достигнут благодаря хорошо налаженной работе по внедрению в криминальные структуры агентов правоохранительных органов.

На первоначальном этапе этой деятельности использовались только агенты-информаторы, в роли которых выступали либо агенты, сотрудничавшие на контрактной основе, либо оперативники, снабженные соответствующими документами прикрытия. Однако их деятельность была малоэффективной, а криминальные структуры, как правило, довольно быстро выявляли внедренную агентуру, поскольку ей категорически запрещалось совершать уголовно наказуемые деяния.

В связи с этим в конце 1990-х гг. по инициативе МВД и Финансовой гвардии Италии в уголовно-процессуальный кодекс Италии была включена ст. 424, которая ввела в оперативную практику понятие «агента-провокатора». Она

47

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

48

определила круг возможных действий последнего, в том числе и содержащих признаки преступлений, которые он может совершить в процессе выполнения заданий правоохранительных органов. В этой норме прямо указывается на то, что итальянские правоохранительные органы в целях получения доказательственной базы в отношении руководителей и активных членов мафиозных структур имеют право использовать агентов, которые своими действиями умышленно провоцируют последних на совершение преступлений. Вместе с тем основная цель и мотивация действий таких агентов должна быть направлена на создание условий, необходимых и достаточных для привлечения криминального авторитета к уголовной ответственности, а не на достижение преступного результата.

Итальянские правоохранители полагают, что возможные действия внедряемого агента могут принимать три основные формы: 1) прямое подстрекательство к совершению преступления; 2) непринятие мер по предотвращению преступных последствий совершенного деяния, которые агент как сотрудник правоохранительных органов должен был бы незамедлительно осуществить в соответствии с законодательством; 3) материальное соучастие в совершении преступления.

Перед совершением указанных действий агент обязан предварительно сообщить руководству о подготавливаемом преступлении,

Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»: Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 369-ФЗ // Рос. газ. 2013. 25 дек.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

3. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

4. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. и доп.) // Рос. газ. 1993. 21 сентября.

5. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 (с изм. и доп.) // СПС Гарант.

указать состав его участников, место пребывания его исполнителей и организаторов, а также предоставить другую информацию, способствующую принятию необходимых мер, направленных на предотвращение негативных последствий. Все эти данные должны быть документально зафиксированы оперативными работниками в целях возможного использования в дальнейшем для вынесения агенту судебного оправдательного приговора. Исключением из этого правила являются убийства, террористические акты и другие особо тяжкие преступления, за совершение которых ст. 50 УК Италии предусматривает уголовную ответственность как для агентов-провокаторов, так и для сотрудников, осуществляющих руководство внедрением последних в криминальную среду.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Италии установлен следующий перечень оснований, освобождающих внедренного агента от ответственности за совершенные преступления: учет тяжести планируемого преступного деяния, наличие письменной санкции руководства оперативного подразделения на совершение последнего, а также отсутствие у агента умысла на его совершение. Кроме того, любая операция подобного плана должна проводиться под непосредственным контролем прокуратуры, которая вправе затребовать у правоохранительных органов документы, отражающие все ее этапы.

6. Алексенцев А.И. Информационная безопасность // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1.

7. Шумилов А.Ю. Новая редакция оперативно-розыскного закона России. Открытый проект: науч.-справочн. пособ. М., 2004.

8. Яковец Е.Н. Проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. М., 2005.

9. Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособ. М., 2009.

10. Яковец Е.Н. Основы правовой защиты информации и интеллектуальной собственности: учеб. пособ. М., 2013.

11. Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: учеб. пособ. М., 2014.

Тел.: 8 (499) 745-81-96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.