Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура'

Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2334
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Оксана Юрьевна, Кутузова Зоя Юрьевна, Кутузов Александр Викторович

Актуальность статьи обусловлена проблемой формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях развития цифровой образовательной среды в высшей школе. Целью статьи является анализ составных компонентов информационно-образовательной среды в вузе. Как показала практика, в процессе развития цифровизации образования этот фактор определяет необходимость совершенствования всех видов обеспечения учебного процесса, в том числе и информационно-технологического. Переход к цифровизации образования инициирует необходимость содержания деятельности педагогов в информационно-образовательной среде вуза, методов ее осуществления и поиска новых информационных технологий. При этом важно отметить, что в условиях цифрового развития образования необходимо рассмотреть вопросы развития информационно-образовательной среды в вузе. Основная гипотеза исследования основывается на предположении о том, что уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов повысится, если раскрыть сущность и содержание информационно-образовательной среды применительно к процессу формирования профессиональной компетентности у студентов в вузе. Теоретически обосновывается структура информационно-образовательной среды вуза, создающая основу формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях цифровизации образования. Развитие информационно-образовательной среды вуза позволило бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению понятия «формирование профессиональной компетентности у студентов», но и совершенствовать практическую деятельность по их формированию. Следует отметить, что созданная в вузе информационно-образовательная среда предоставляет студентам как субъектам в своей деятельности (учебной, научно-исследовательской, профессиональной и т. д.) такие условия и возможности, при которых осуществляется формирование профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Оксана Юрьевна, Кутузова Зоя Юрьевна, Кутузов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL: ESSENCE AND STRUCTURE

The relevance of the article is due to the problem of the formation of professional competence among students in the context of the development of a digital educational environment in higher school. The purpose of the article is to analyze the constituent components of the educational information environment at the university. As practice has shown, in the development of education digitalization, this factor determines the need to improve all types of support for the educational process, including the information technology. The transition to digitalization of education initiates the need keep the activities of academic staff in the information and educational environment of the university, methods for its implementation and the search for new information technologies. At the same time, it is important to note that in the context of digital development of education, it is necessary to examine the development of the information and educational environment at the university. The main hypothesis of the study is based on the assumption that the level of formation of professional competence among students will increase if the essence and content of the information and educational environment is revealed in relation to the process of formation of professional competence among university students. The structure of the information and educational environment of the university is theoretically substantiated, which makes the basis for the formation of professional competence in students in the context of education digitalization. The development of the information and educational environment of the university would allow us not only to regulate the theoretical approaches to the study of the concept of "students’ professional competences formation", but also to improve the practical work for their formation. It should be noted that the educational information environment created at the university provides students as subjects in their activities (educational, research, professional, etc.) with such conditions and opportunities under which the formation of professional competence is carried out in the process of studying at the university.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201054 2020, № 08 (август) УДК 378.16:004.9

Информационно-образовательная среда вуза:

сущность и структура

Иванова Оксана Юрьевна1

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия

[email protected]

Кутузова Зоя Юрьевна2

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия

[email protected]

Кутузов Александр Викторович3

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия

[email protected]

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях развития цифровой образовательной среды в высшей школе. Целью статьи является анализ составных компонентов информационно-образовательной среды в вузе. Как показала практика, в процессе развития цифровизации образования этот фактор определяет необходимость совершенствования всех видов обеспечения учебного процесса, в том числе и информационно-технологического. Переход к цифровизации образования инициирует необходимость содержания деятельности педагогов в информационно-образовательной среде вуза, методов ее осуществления и поиска новых информационных технологий. При этом важно отметить, что в условиях цифрового развития образования необходимо рассмотреть вопросы развития информационно-образовательной среды в вузе. Основная гипотеза исследования основывается на предположении о том, что уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов повысится, если раскрыть сущность и содержание информационно-образовательной среды применительно к процессу формирования профессиональной компетентности у студентов в вузе. Теоретически обосновывается структура информационно-образовательной среды вуза, создающая основу формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях цифровизации образования. Развитие информационно-образовательной среды вуза позволило бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению понятия «формирование профессиональной компетентности у студентов», но и совершенствовать практическую деятельность по их формированию. Следует отметить, что созданная в вузе информационно-образовательная среда предоставляет студентам как субъектам в своей деятельности (учебной, научно-исследовательской, профессиональной и т. д.) такие условия и возможности, при которых осуществляется формирование профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: процесс формирования профессиональной компетентности, информационно-образовательная среда вуза, электронные образовательные ресурсы.

Поступила в редакцию Received 22.06.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.07.20

Принята к публикации Accepted for publication 22.07.20 Опубликована Published 29.08.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Иванова Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», г. Орел, Россия

2 Кутузова Зоя Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», г. Орел, Россия

3 Кутузов Александр Викторович, кандидат педагогических наук, сотрудник ФГКВОУ ВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», г. Орел, Россия

Введение

Одной из ведущих тенденций развития высшего образования, которое осуществляется на фоне активных инновационных цифровых процессов в жизни России, является усиление внимания к проблеме качественной профессиональной подготовки обучающихся в вузе. В этом контексте актуализирована проблема модернизации высшего образования в плане разработки и внедрения новых средств обучения, педагогических технологий, совершенствования теории и практики их применения в условиях активно развивающейся цифровизации образования, подразумевающего полную автоматизацию учебного процесса, начиная с проектирования образовательного продукта и заканчивая его предоставлением обучающимся.

Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой преподаватель высшей школы для достижения оптимального результата обучения, является создание условий для самореализации и саморазвития обучающихся. При этом огромное значение имеет мотивация к обучению, личностные и профессиональные качества в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях цифровизации.

На сегодняшний день идея формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях развития информационно-образовательной среды (далее -ИОС) в вузе весьма значительна и вызывает серьезный интерес у современных исследователей. В связи с этим вопросы построения информационной образовательной среды в вузе приобретают наибольшую актуальность и отражены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [1].

Следует подчеркнуть, что цифровизация является одним из основных направлений модернизации высшего образования и приоритетной задачей подготовки будущих специалистов [2]. Это объясняется тем, что информационные технологии внедряются сегодня практически во все сферы жизни современного общества: экономическую, образовательную, социальную.

Тем временем В. П. Беспалько отмечает тот факт, что одной из мировых тенденций развития современной системы образования становится внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Цифровизация и компьютеризация образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества [3], что влечет за собой организацию и развитие информационной образовательной среды вуза.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Разработке, внедрению, развитию современной информационно-образовательной среды образовательных организаций посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов.

А. Г. Асмолов утверждает, что информатизация образования - это необратимый процесс использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования, он изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую - информационно-образовательную среду [4]. Другими словами, понятие информационно-образовательной среды трактуется как единое информационное пространство образовательной организации, созданное с помощью объединения информационного материала на традиционных и цифровых носителях. ИОС включает в себя базы данных, электронные библиотеки, программные продукты и методические комплексы.

На сегодняшний день ИОС образовательной организации играет, на наш взгляд, одну из главнейших ролей в организации обучения, объединяя при этом три основных вида обеспечения: информационный, технический и учебно-методический. Но возникают также и определенные трудности ее организации.

Так, авторы Б. С. Ахметов и Е. И. Бидайбеков останавливаются на следующем подходе, сущность которого сводится к определению информационно-образовательной среды учебного заведения и проблемам ее организации как к многокомпонентному комплексу образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих автоматизацию деятельности вуза [5]. В этом контексте представляется актуальной многоас-пектность ИОС в различных образовательных организациях. Часто не учитываются следующие стороны: информационная компетентность преподавателей; непонимание педагогическим коллективом и обучающимися содержания ИОС, привыкание обучающихся к цифровому инструментарию и негативное влияние компьютерных средств на здоровье; привязывание ИОС к Интернету и избирательный доступ обучающихся к сети, утрата коммуникативных навыков и т. д.

Однако С. В. Зенкина придерживается точки зрения об активном использовании информационно-коммуникационных технологий при создании информационно-образовательной среды вуза, что открывает новые возможности и перспективы дальнейшего развития системы высшего образования в целом [6]. Данный процесс является технологической деятельностью, когда все информационные компоненты образовательного процесса интегрируются в цифровом формате и доступны всем участникам обучения. В современных условиях это незаменимый этап развития всего образования в целом.

А. Л. Семенов внес, на наш взгляд, достаточно существенный вклад в систему образования; он анализирует качество использования информационно-образовательной среды и считает, что именно этот фактор во многом определяет успешность образования обучающихся, основным критерием которого является обеспечение студентов образовательными возможностями [7]. Несомненная важность работы А. Л. Семенова состоит именно в том, что описана модель ИОС в рамках решения задач совершенствования дидактической теории обучения в современных быстрораз-вивающихся социально-экономических условиях. Автор указывает на интеграцию форм и стратегий образовательного процесса и информационных технологий.

В работах А. А. Андреева, И. Г. Захаровой, Н. Н. Куровой, В. А. Красильниковой, Б. Е. Стариченко отражены различные подходы к определению информационно-образовательной среды.

В понимании А. А. Андреева ИОС включает в себя различные носители информации, выделяя следующие формы: печатную, электронную, информационно-технические средства и другие. Но среди представленных форм как отдельный элемент автор выделяет программные продукты, которые используются в учебной, финансово-хозяйственной и административной деятельности [8].

И. Г. Захарова считает, что выстраивание ИОС в высшей школе успешно только при содействии в этом процессе профессорско-преподавательского состава, выделяя необходимость создания электронных образовательных ресурсов и их внедрения в образовательную среду [9].

Анализируя мнения вышеперечисленных авторов, на наш взгляд, важно отметить, что становлению и совершенствованию информационно-образовательной среды вуза на сегодняшний день уделяется первостепенное внимание. Использование ИОС в вузе в современных условиях решает следующие задачи:

- повышение качества обучения и уровня сформированности профессиональной компетентности студентов;

- обеспечение доступности образовательных услуг;

- возможность получения образования в течение всей жизни;

- подготовка студентов к использованию информационных технологий в открытом цифровом обществе;

- повышение эффективности функционирования системы образования в целом.

Определением информационно-образовательной среды как совокупности электронных средств и программных продуктов, созданных благодаря современным технологиям, которые рассчитаны на передачу учебной информации, а также организацией и осуществлением образовательного процесса в вузе занималась Б. Е. Стариченко, уделяя особое внимание формированию профессиональной компетентности будущего специалиста [10].

Придерживаясь мнения Б. Е. Стариченко, считаем, что цифровая трансформация приведет к цифровизации, если система высшего образования будет соответствовать требованиям и возможностям цифрового общества и уровень формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе будет кардинально повышен.

По мнению Е. В. Чернобай, информационно-образовательная среда состоит из целей и задач организации проектного процесса, а также из программно-методической (нормативное обеспечение функционирования образовательной системы), ин-формационно-знаниевой (комплекс компетенций обучаемого), коммуникационной (взаимодействие субъектов образовательного процесса в ИОС) и технологической (современные средства обучения в ИОС) сторон [11]. Таким образом, мы отмечаем определенную систему выстраивания компонентов ИОС. В каждом вузе, на наш взгляд, такая система имеет определенные отличия, но в целом разделена на три основных компонента: нормативный, информационный, технологический.

В то же время А. Ю. Уваров отмечает, что в структуру ИОС должен входить информационный блок, который включает информационные системы, сервисы, инструменты, применяемые при решении определенных задач [12]. По нашему мнению, такой подход, безусловно, верен, так как все компоненты ИОС являются основными и выпадение хотя бы одного компонента из системы считаем невозможным.

Новая полоса изысканий в области ИОС представлена авторами П. И. Образцовым, О. В. Крюковым, Р. В. Пимоновым, которые выделяют метод видеотелетренировки, способствующий максимально эффективному применению информационно-телекоммуникационных технологий в информационно-образовательной среде вуза [13].

Анализируя научную работу представленных авторов, невозможно не отметить активное развитие ИОС, которая совершенствуется и обеспечивает возможность доступа обучающихся к информационным ресурсам и сервисам, непосредственно связанным с процессом обучения. При этом происходит активное взаимодействие обучающихся в образовательном процессе, что естественно повышает уровень освоения учебного материала и формирования профессиональной компетентности студентов.

По мнению современных авторов Л. М. Андрюхиной, Н. О. Садовниковой, С. Н. Уткиной, А. М. Мирзаахмедова, в последние десять лет в России заметно интенсивное развитие технологических ресурсов ИОС, их активное освоение и педагогическое осмысление. При этом авторы выделяют технологии блокчейна (blockchain), телеприсутствия, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности [14].

Заслуживает быть отмеченным интенсивное развитие аппаратно-программных и дидактических возможностей информационных технологий. Собственные наблюдения показывают, что, несмотря на появление огромного количества цифрового инструментария, преподаватель и реальная педагогическая коммуникация все чаще вы-

тесняются из учебного процесса. Важно сочетать цифровые технологии и живую коммуникацию. И только в этом случае будет достигнут наиболее высокий уровень сфор-мированности профессиональной компетентности студентов.

Кроме того, помимо отечественных авторов, многие зарубежные авторы отмечают прогресс использования ИОС в образовании:

- Ф. Пиролли придерживается точки зрения, что в последнее время используется множество цифровых устройств, созданных в рамках университетов, цифровые рабочие пространства, платформы дистанционного обучения, совместные инструменты [15];

- разрабатываются учебные платформы и программные продукты, особенно в социальных сетях (например, Фейсбук, Твиттер и т. д.), а также инструменты совместной работы (исх. Google Docs, Google Drive, Dropbox, etc.).

Таким образом, применение ИОС в образовании включает не только определенную систему компонентов, но и различные виды и средства, такие как цифровые пространства, социальные сети, блоги, информационные инструменты.

Однако, хотя некоторые зарубежные опросы показывают, что доступ в Интернет позволяет студентам работать в другой форме, он также является вредным отвлекающим фактором. По мнению зарубежных авторов П. Годро, Д. Миранды, А. Гаро, вредный отвлекающий фактор возникает из-за двойной задачи, вызванной консультацией с этими инструментами [16]. Поэтому необходимо учитывать здоровьесбере-гающий компонент образовательного процесса, позволяющий учитывать возрастные и физические особенности обучающихся. Акцент важно делать на определение основных функций исследуемой проблемы и путей их реализации.

Авторы Ф. Будохан-Лима, Э. Вигуру-Зугасти, С. Фелио проанализировали материалы проблемы, которые свидетельствуют о том, что использование цифровых инструментов также может быть воспринято как форма цифровой невосприимчивости к преподавателям или как проблема зависимости среди студентов [17].

В процессе исследования информационно-образовательной среды мы согласились с мнением зарубежных авторов о том, что процесс обучения строится на различных цифровых устройствах: планшетах, телефонах, ноутбуках, компьютерах и т. д. Организованы различные платформы и цифровые пространства для осуществления работы ИОС. Кроме этого используются различные программные продукты и инструменты. Но необходимо заострить внимание на том, что использование цифровых инструментов может с большой степенью вероятности вызвать зависимость среди обучающихся. Нельзя забывать и о традиционных формах образовательного процесса.

Методологическая база исследования

Под информационно-образовательной средой мы понимаем систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, нацеленную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Основные требования к ИОС в высшей школе отражены в ФГОС ВО. При этом информационно-образовательная среда включает:

- цифровые образовательные ресурсы, современные педагогические технологии;

- организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, в том числе телекоммуникационные средства;

- технологические средства коммуникационных и информационных технологий, оборудование, различные базы данных.

Информационно-образовательная среда в вузе, согласно требованиям ФГОС ВО, обеспечивает возможность цифровизации следующих направлений деятельности:

- информационно-методическая деятельность;

- планирование образовательного процесса и ресурсное обеспечение;

- сохранение и размещение материалов образовательного процесса;

- проведение мониторинга;

- дистанционное образование, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Результаты исследования

На сегодняшний день перед образовательными организациями встают сложные многофакторные задачи по организации обучения и повышению уровня сформирован-ности профессиональной компетентности у будущих выпускников, развивая при этом информационно-образовательную среду с учетом требований социальной перспективы.

Результаты теоретического анализа использования ИОС в вузе позволили рассмотреть информационно-образовательную среду на примере опорного университета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева». Важно отметить теоретические выводы по исследуемой проблеме: информационно-образовательная среда уникальна, включает программно-аппаратное обеспечение и учитывает психолого-педагогические условия образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда вуза способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей компьютерных средств, углубления межпредметных связей; расширению информационно-методической поддержки преподавателей и студентов, а также возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации; предоставлению возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Таким образом, информационно-образовательная среда университета включает в себя следующие разделы: личный кабинет преподавателя, личный кабинет студента, главный каталог автоматизированной библиотечно-информационной системы (АИБС Марк), система дистанционного обучения института заочного и очно-заочного образования, система электронной поддержки учебных курсов Moodle, Mahara (Портфолио студентов и аспирантов) [18].

Вышеперечисленные разделы обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам (АИБС), результатам промежуточной аттестации и результатам освоения программы бакалавриата (в СДО по паролю); можно ознакомиться с процедурами оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; в них формируется электронное портфолио студента, в том числе сохраняются работы обучающегося, рецензии и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/ или асинхронное, посредством сети Интернет.

В Положении о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий университета под информационно-образовательной средой понимается совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, применение в процессе обучения информационных технологий и средств, обеспечивающих освоение студентами образовательных программ, а также взаимодействие студентов с преподавателями университета и/или лицами, привлекаемыми университетом к реализации образовательных программ на иных условиях [19].

Информационно-образовательная среда вуза представляет собой систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, нацеленную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. В ходе теоретического анализа ИОС отмечено использование образовательных программных продуктов для выполнения практикумов и тестовых работ, а также применение информационного материала с усилением средств наглядности, хранения баз данных, систематизации литературы и законодательных документов.

Основные требования к ИОС в образовательной организации отражены в ФГОС ВО. При этом информационно-образовательная среда включает:

- цифровые образовательные ресурсы, современные педагогические технологии;

- организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, в том числе телекоммуникационные средства;

- технологические средства коммуникационных и информационных технологий, оборудование, различные базы данных.

Информационно-образовательная среда вуза, согласно требованиям ФГОС ВО, должна обеспечивать возможность компьютеризации следующих направлений деятельности:

- информационно-методическая деятельность;

- планирование образовательного процесса и ресурсное обеспечение;

- сохранение и размещение материалов образовательного процесса;

- проведение мониторинга;

- дистанционное образование, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса [20].

Опыт внедрения и функционирования информационно-образовательной среды позволил сделать вывод, что для ее эффективного использования необходимо решить ряд проблем:

- применение традиционных форм обучения, так как руководящий и преподавательский состав старшего поколения недостаточно подготовлен к использованию информационных средств;

- традиционное методическое обеспечение не в полной мере способно реализовать свои функции в процессе цифровизации образования (недостаточное оснащение электронными программными продуктами, учитывая требования ФГОС ВО по внедрению информационных технологий в учебный процесс) и т. д.;

- несоответствие между потенциальными и реальными возможностями цифро-визации учебного процесса высшего образования.

Таким образом, при использовании ИОС в вузе для достижения эффективного результата - сформированности профессиональной компетентности у студентов в условиях цифровизации можно отметить следующие положительные стороны:

- применение в процессе обучения информационных технологий;

- использование источников текстовой, аудиовизуальной и графической информации;

- расширение возможности представления обучающимся результатов учебной деятельности;

- появление доступа к электронным учебным материалам для самообразования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление возможности студентам принимать участие в различных дистанционных конкурсах, конференциях и олимпиадах [21].

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что развитие информационно-образовательной среды вуза возможно представить в двух аспектах: с одной стороны, в качестве результата информатизации образования, а с другой - как системный процесс совершен-

ствования компонентов ИОС вуза. Для оценки качества применения ИОС вуза требуется создание инструментария, позволяющего оценивать эффективность использования информационных технологий в реализации компонентов и предоставления возможности определения уровня сформированности профессиональной компетентности обучающихся.

Заключение

Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде [22].

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что одним из основных условий повышения качества образовательной среды в высшей школе является не только использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов, но и комплекс педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на положительный результат образовательного процесса и всех его участников.

Таким образом, в ходе теоретического анализа были проанализированы различные подходы отечественных и зарубежных авторов к применению ИОС в вузе, были выделены положительные и отрицательные стороны; выявлены основные требования к ИОС, обеспечивающие возможность цифровизации всех направлений деятельности вуза; раскрыто содержание ИОС на примере университета; рассмотрены проблемы использования ИОС и положительные стороны.

Следует также подчеркнуть, что формирование профессиональной компетентности обучающихся в вузе носит всесторонний характер и предполагает владение будущим специалистом знаниями, умениями и навыками в различных областях деятельности, в том числе и в информационной области.

Ссылки на источники

1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» // ГАРАНТ - Законодательство.

2. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. - 2018. - № 31. - С. 3-7. -URL https://moluch.ru/archive/217/52242.

3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.

4. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: Изд-во «НексПринт», 2010. - 84 с.

5. Ахметов Б. С., Бидайбеков Е. И. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы // 3-я Всерос. науч.-практ. конф.-выст. - Омск, 2006. - URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/6922.doc.

6. Зенкина С. В., Кузнецов А. А. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда // Основы общей теории и методики обучения информатике. - М.: Бином, 2009. - 154 с.

7. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования: научно-образовательный журнал. - 2005. - № 3. - С. 248-270.

8. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 98-113.

9. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003. - 46 с.

10. Стариченко Б. Е. Концептуальные основы компьютерной дидактики: монография. - Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 220 с.

11. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 54 с.

12. Уваров А. Ю. Ориентиры образовательных реформ и информационные технологии // Образовательная политика. - 2012. - № 1(57). - С. 99-111.

13. Образцов П. И., Пимонов Р. В., Крюков О. В. Применение метода видеотелетренировки, основанного на формировании виртуальной образовательной среды, в системе повышения квалификации вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ОГУ, 2014. - № 1 (57). - С. 385-389.

14. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина, Н. О. Са-довникова, С. Н. Уткина, А. М. Мирзаахмедов // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. - С. 116-147.

15. Pirolli F. Une approche informationnelle de la médiation des savoirs dans les organisations: médiations documentaires et pratiques informationnelles // Communication et Organisations. - 2016. - № 49. - Р. 33-41.

16. Gaudreau P., Miranda D., Gareau A. Canadian university students in wireless classrooms: What dothey do on their laptops and does it really matter? // Computers & Education. - 2014. - № 70. - Р. 245-355.

17. Boudokhane-Lima F., Vigouroux-Zugasti E., Felio C. Incivilités numériques à l'université: les enseignants face aux pratiques estudiantines // Communication & Organisation. - 2019. - Vol. 56. - № 2. - Р. 77-91.

18. URL: http://oreluniver.ru/edu/ios.

19. Положение «О порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». - URL: http://oreluniver.ru/file/documents/ЭОиДОТ_21_10_2019.pdf.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -URL: http://fgosvo.ru.

21. Ложакова Е. А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 3. - С. 28-33.

22. Богдановская И. М., Зайченко Т. П., Проект Ю. Л. Информационные технологии в педагогике и психологии: учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.

Oksana Yu. Ivanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Chair, Orel State University, Orel

[email protected]

Zoya Yu. Kutuzova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Foreign Languages Chair, Orel State University, Orel

[email protected]

Alexander V. Kutuzov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel [email protected]

Information and educational environment of higher school: essence and structure

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of the formation of professional competence among students in the context of the development of a digital educational environment in higher school. The purpose of the article is to analyze the constituent components of the educational information environment at the university. As practice has shown, in the development of education digitalization, this factor determines the need to improve all types of support for the educational process, including the information technology. The transition to digitalization of education initiates the need keep the activities of academic staff in the information and educational environment of the university, methods for its implementation and the search for new information technologies. At the same time, it is important to note that in the context of digital development of education, it is necessary to examine the development of the information and educational environment at the university. The main hypothesis of the study is based on the assumption that the level of formation of professional competence among students will increase if the essence and content of the information and educational environment is revealed in relation to the process of formation of professional competence among university students. The structure of the information and educational environment of the university is theoretically substantiated, which makes the basis for the formation of professional competence in students in the context of education digitalization. The development of the information and educational environment of the university would allow us not only to regulate the theoretical approaches to the study of the concept of "students' professional competences formation", but also to improve the practical work for their formation. It should be noted that the educational information environment created at the university provides students as subjects in their activities (educational, research, professional, etc.) with such conditions and opportunities under which the formation of professional competence is carried out in the process of studying at the university. Key words: process of professional competence formation, information and educational environment of the university, electronic educational resources.

References

1. "Postanovlenie Pravitelstva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' RF "Razvitie obrazovaniya", GARANT - Zakonodatel'stvo (in Russian).

2. Kudlaev, M. S. (2018). "Process cifrovizacii obrazovaniya v Rossii", Molodoj ucheny'j, № 31, pp. 3-7. Available at https://moluch.ru/archive/217/52242 (in Russian).

3. Bespal ko, V. P. (2002). Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov (pedagogika tret'ego ty'syacheletiya): ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Moskovskogo psixologo-social nogo instituta, Moscow; MODE K, Voronezh, 352 p. (in Russian).

4. Asmolov, A. G., Semenov, A. L. & Uvarov, A. Yu. (2010). Rossijskaya shkola i novy'e informacionny'e texnologii: vzglyad vsleduyushhee desyatiletie, Izd-vo "NeksPrint", Moscow, 84 p. (in Russian).

5. Axmetov, B. S. & Bidajbekov, E. I. (2006). "Informacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza: razrabotka, vnedrenie, perspektivy", 3-ya Vseros. nauch.-prakt. konf.-vy'st, Omsk,. Available at: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/6922.doc (in Russian).

6. Zenkina, S. V. & Kuzneczov, A. A. (2009). "Novaya informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel'naya sreda", Osnovy' obshhej teorii i metodiki obucheniya informatike, Binom, Moscow, 154 p. (in Russian).

7. Semenov, A. L. (2005). "Kachestvo informatizacii shkol'nogo obrazovaniya", Voprosy' obrazovaniya: nauchno-obra-zovatel'ny'jzhurnal, № 3, pp. 248-270 (in Russian).

8. Andreev, A. A. (2004). "Nekotory'e problemy' pedagogiki v sovremenny'x informacionno-obrazovatel'ny'x sredax", Innovacii v obrazovanii, № 6, pp. 98-113 (in Russian).

9. Zaxarova, I. G. (2003). Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy' vy'sshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk, Tyumen , 46 p. (in Russian).

10. Starichenko, B. E. (2013). Konceptual'ny'e osnovy' komp'yuternoj didaktiki: monografiya, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbryuken, 220 p. (in Russian).

11. Chernobaj, E. V. (2014). Texnologiya podgotovki uroka v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj srede: posobie dlya uchitelej obshheobrazovatel'ny'x organizacij, 3-e izd., Prosveshhenie, Moscow, 54 p. (in Russian).

12. Uvarov, A. Yu. (2012). "Orientiry' obrazovatel'ny'x reform i informacionny'e texnologii", Obrazovatel'naya politika, № 1(57), pp. 99-111 (in Russian).

13. Obrazczov, P. I., Pimonov, R. V. & Kryukov, O. V. (2014). "Primenenie metoda videoteletrenirovki, osnovannogo na formirovanii virtual'noj obrazovatel'noj sredy', v sisteme povy'sheniya kvalifikacii vuza", Ucheny'e zapiski Or-lovskogo gosudarstvennogo universiteta, Izd-vo OGU, Orel, № 1 (57), pp. 385-389 (in Russian).

14. Andryuxina, L. M. et al. (2020). "Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy' i nezrimy'e bar'ery'", Obrazovanie i nauka, t. 22, № 3, pp. 116-147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147 (in Russian).

15. Pirolli, F. (2016). "Une approche informationnelle de la médiation des savoirs dans les organisations: médiations documentaires et pratiques informationnelles", Communication et Organisations, № 49, pp. 33-41 (in English).

16. Gaudreau, P., Miranda, D. & Gareau, A. (2014). "Canadian university students in wireless classrooms: What dothey do on their laptops and does it really matter?", Computers & Education, № 70, pp. 245-355. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.08.019 (in English).

17. Boudokhane-Lima, F., Vigouroux-Zugasti, E., Felio, C. (2019). "Incivilités numériques à l'université: les enseignants face aux pratiques estudiantines", Communication & Organisation, vol. 56, № 2, pp. 77-91 (in English).

18. Available at: http://oreluniver.ru/edu/ios (in Russian).

19. Polozhenie "O poryadke primeneniya e'lektronnogo obucheniya i distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij". Available at: http://oreluniver.ru/file/documents/EOiDOT_21_10_2019.pdf (in Russian).

20. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru (in Russian).

21. Lozhakova, E. A. (2011). "Pedagogicheskie usloviya i principy' obespecheniya e'ffektivnosti processa formirovaniya informacionnoj kompetentnosti studentov muzy'kal'ny'x special'nostej v xode obucheniya informatike", Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya, № 3, pp. 28-33 (in Russian).

22. Bogdanovskaya, I. M., Zajchenko, T. P. & Proekt, Yu. L. (2015). Informacionny'e texnologii vpedagogike ipsixologii: ucheb. dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya, Piter, St. Petersburg, 304 p. (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Иванова О. Ю., Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - С. 20-29. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201054.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11054

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Иванова О. Ю., Кутузова З. Ю., Кутузов А. В., 2020

Ii г о г

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.