Научная статья на тему 'Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства'

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА / МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УМК / ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL SUBSYSTEM / MODEL OF ELECTRONIC TEACHING MATERIALS / SIMULATION MODELING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич

Рассматриваются технологические подсистемы информационно-методического обеспечения образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства на базе модели учебно-методического комплекса с элементами информационного, программного и методического обеспечения и технологии имитационного моделирования процессов информационного противоборства, включающей в себя компьютерные модели, позволяющие моделировать процессы информационного противоборства на различных уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS FOR SPECIALISTS IN SPHER

The technological subsystems of informational methodological support for educational process of specialists in sphere of information war are studied on the basis of model of teaching materials with elements of information, software and methodological support and technology of information war processes simulation modeling, including computer models, allowing to imitate the information war processes on different levels.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства»

тельное учреждение - рынок труда».

Эта работа должна включать в себя установление квалификационных характеристик по должностям служащих и профессиям рабочих в области физической культуры и спорта, а также стандартов профессий.

В зависимости от сложности профессии, квалификационные характеристики и стандарты профессий должны содержать четко сформулированные требования к уровням и направленности профессионального образования, а также определять профессиональные компетенции, которыми должен обладать работник.

Разработка и принятие квалификационных характеристик и стандартов профессий, удовлетворяющих современным требованиям рынка труда, позволит завершить основной этап ориентации системы профессионального образования на рынок труда и создаст предпосылки для дальнейшего ее совершенствования.

Таким образом, отраслевому вузовскому сообществу предстоит консолидировать усилия по переходу на многоуровневую систему подготовки кадров, по разработке обширного методического обеспечения федеральных образовательных стандартов нового поколения и по проектированию квалификационных характеристик стандартов профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : метод, рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод, объединений вузов : первая редакция / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - М. : [б.и.], 2009. - 80 с.

2. Об утверждении статистического инструментария для организации Минс-порттуризмом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту : приказ от 11 декабря 2008 г. N 309 / М-во эконом, развития Рос. Федерации, Федеральная служба государственной статистики // Справочно-правовая система «Консультант +». - 15.06.2009.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий,

механики и оптики (ИТМО)

Аннотация

Рассматриваются технологические подсистемы информационно-методического обеспечения образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства на базе модели учебно-методического комплекса с элементами информационного, программного и методического обеспечения и технологии имитационного моделирования процессов информационного противоборства, включающей в себя компьютерные модели, позволяющие моделировать процессы информационного противоборства на различных уровнях.

Ключевые слова: информационные технологии, технологическая подсистема, модель электронного УМК, технология имитационного моделирования.

INFORMATIONAL METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL

PROCESS FOR SPECIALISTS IN SPHERE OF INFORMATION WAR

Sergey Vasilevich Nikolaev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The St.-Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Annotation

The technological subsystems of informational methodological support for educational process

of specialists in sphere of information war are studied on the basis of model of teaching materials with elements of information, software and methodological support and technology of information war processes simulation modeling, including computer models, allowing to imitate the information war processes on different levels.

Key words: information technologies, technological subsystem, model of electronic teaching materials, simulation modeling technology.

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение в образовательную систему новых компьютерных технологий позволяет продуктивно решать стоящие перед ней педагогические задачи. Совокупность средств и методов, которые используются для достижения поставленной цели, составляет информационно-методическое обеспечение (ИМО) процесса подготовки специалистов в области информационного противоборства.

РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

Технологии, применяемые в традиционной системе образования, не в полной мере отвечают современным требованиям рационального использования ресурсов для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и в области информационного противоборства (ИП). Это побуждает к поиску основных направлений развития системы образовательных технологий с позиций формирования профессионализма.

Для реализации идеи подготовки многопрофильного специалиста в области ИП нами разработаны технологические подсистемы, предназначенные для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формировании практических навыков работы в предметной области и позволяющие комплексно подходить к решению основных дидактических и методических задач.

Представленные компоненты ИМО образовательного процесса (ОП) специалистов в области ИП сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в ОП через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Учебно-методический комплекс (УМК) для подготовки специалистов в области ИП представляет собой подсистему ИМО ОП, ориентированную на решение основных дидактических задач. Его структура содержит совокупность взаимосвязанных элементов, формируемых в соответствии с основными педагогическими и дидактическими целями, и включает в себя: инновационную учебную программу для специалистов в области ИП; описание методов и форм организации системы обучения; частные методики по изучению дисциплины; учебные и учебно-методические пособия; лабораторный и психологический практикум; средства контроля качества обучения и др. [2].

Методы и формы организации системы обучения в структуре УМК основаны как на традиционных, так и на инновационных моделях усвоения знаний и умений. Модели могут комбинироваться из отдельных элементов и различных методов. Такие комбинации для каждого конкретного уровня обучения определяются сообразно возможностям педагогов, индивидуально-психологическими особенностями обучающихся и образовательными условиями, в которых реализуются дидактические процессы. С достаточной долей условности они могут быть рассмотрены как технологические подсистемы ИМО ОП. Основные элементы традиционного УМК трансформируются в электронную форму. В нее входят: электронный учебник; электронный справочник; описание интерактивных методов обучения; тренажерный комплекс (компьютерные модели и тренажеры); электронный задачник; электронный лабораторный практикум; компьютерная тестирующая система.

Входящие в состав УМК электронные учебные издания (ЭУИ) условно можно классифицировать: на программно-методические:- учебный план, учебная программа; на обучающие - мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в элек-

тронном виде; на вспомогательные - практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник; на учебно-методические - методические указания, методические рекомендации; на контролирующие - тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей.

Структурные элементы электронного УМК, разработанные для обучения специалистов в области ИП, представлены в табл. 1.

Для практического внедрения электронного УМК необходимо учесть ряд факторов, усложняющих учебный процесс. К основным из них относятся:

• необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ними и, прежде всего, компьютера с соответствующим программным обеспечением, дисковода для компакт-дисков или модема для работы в локальной или глобальной сети;

• непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенная утомляемости при работе с монитором.

Таблица 1

Структурные элементы учебно-методического комплекса_________________

Инс юрмационное обеспечение

Электрон- ный учебник Электронные справочники, энциклопедии. Ресурсы интернет Тренажер Модель Задачник Лабора- торный практикум Электрон- ный конспект Сопровож- дение лекции Электронный тест Методички Брошюры Буклеты Плакаты Раздаточ- ный материал Иллюстра- ции

Программное обеспечение

Word Dreamweaver Front Page PowerPoint Access Word Dreamweaver Front Page PowerPoint Access Excel, PowerPoint, Gif-aHHMarop, Adobe Image Ready CS, Flash Excel, PowerPoint, Gif -аниматор, Adobe Image Ready CS, Flash Word, Power Point Excel, Word, Access Publisher Word Corel Draw Publisher Photoshop Visio Word

Методическое обеспечение

Сценарий Подробная информация по элементу Отработка конкрет- ных навыков Связь теории с практикой Основной материал лекции Иллюстра- тивность Самокон- троль Итоговый контроль Информация по основному содержанию курса Таблицы Схемы Иллюстра- ции

Навигация (ориентация) Поиск Размещение на рабочей поверхности экрана Цветовая гамма Закладки Логика построения Анимация Мультимедиа Настройка формата представления Наличие гиперссылок Несколько классификаторов Индивидуальный темп

Варианты п] эедставления

Усовершенствованный вариант - аналог бумажных УМК (электронные учебники, задачники и др.) УМК по уровням образования Профессиональный УМК по курсу

Этапы проектирования

1. Модель содержания 2. Модель освоения 3. Состав комплекса 4. Сценарии и алгоритмы для каждого компонента 5. Реализация в образовательном процессе

Возможность использования дополнительных, по сравнению с традиционными, средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Нам представляется особенно важным включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту.

При решении организационных задач учебного процесса и внедрении в него ЭУИ появляется широкий спектр возможностей для повышения качества подготовки специалистов в области ИП. Он включает в себя:

1. Возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры ЭУИ, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. По желанию обучающегося вместо части фреймов можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений.

2. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах ЭУИ. В печатных изданиях это - оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы. В электронном издании используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

3. Возможность развития поисковых механизмов не только в пределах электронного учебного издания, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.).

4. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя ЭУИ.

5. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний обучающегося, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования обучающемуся предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

Главное преимущество ЭУИ - это возможность интерактивного взаимодействия обучающихся с элементами ЭУИ. Уровни его проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого - при тестировании и личном участии обучающихся в моделировании процессов ИП.

Предложенный учебно-методический комплекс разработан, исходя из содержания профессиональной подготовки специалистов в области ИП, формируемого гуманитарными, тактико-специальными, естественнонаучными, математическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Он состоит из информационного и методического блоков, формирование которых осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам в области ИП [3].

В состав информационного блока входят: учебный план, комплекс учебных программ; конспект лекций; учебники и учебные пособия; контрольно-измерительные материалы. Методический блок включает в себя: технологии и методики обучения; методические пособия и разработки; методики контроля.

Электронный конспект лекций, в отличие от лекций на бумажном носителе, содержит большое количество иллюстраций. Материал лекций заканчивается глоссарием, который включает в себя все изученные понятия и термины и способствует ускоренному формированию понятийного аппарата у обучающихся.

Методическое пособие для преподавателя содержит цели изучения курса, про-

грамму курса, перечень профессиональных знаний, навыков и умений, тематический план, примерные задания к зачету и вопросы к экзамену. Большую часть пособия составляют приложения, содержащие набор тестов, компьютерных упражнений по каждой теме, описание деловой игры и другие методические материалы.

Учебники и учебные пособия предназначены для работы в компьютерном классе и для самостоятельной работы обучающихся.

Учебные материалы по каждой дисциплине имеют одинаковую структуру вне зависимости от того, на каких носителях они размещены.

Электронный справочник включает в себя упорядоченный по определенному правилу список терминов. Он может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник. Справочник позволяет обучающемуся оперативно получать необходимую справочную информацию. Предусмотрено создание электронной библиотеки курса, которая будет реализована на СБ.

Рис. 1. Структурная схема технологии имитационного моделирования процессов ИП Технология имитационного моделирования (ТИМ) представляет собой сово-

купность взаимосвязанных территориально-разнесенных средств моделирования процессов ИП (тренажеров и автоматизированных рабочих мест специалистов), а также соответствующего специального математического и программного обеспечения, объединенных сетью передачи данных по закрытым каналам связи в единую информационную систему (рис. 1). Она позволяет закрепить полученные знания и навыки в ситуациях, моделирующих реальные [1].

Входящие в ТИМ компьютерные модели рассчитаны на моделирование процессов ИП на различных уровнях. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), они могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых процессов информационно-психологического и информационно-технического противоборства, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Эго позволяет использовать их для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерная тестирующая система представляет собой универсальную программную оболочку, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а, с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. В нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор).

Тестирующая система позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования и встроена в оболочку электронного учебника.

Структурная композиция тестов состоит из заданий закрытой формы, содержание которых сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответа. Испытуемому предлагается выбрать номер правильного ответа. Варианты теста имеют одинаковую структуру, но отличаются по содержанию заданий. Показывающее устройство средства измерения представляет собой машиночитаемую форму бланка ответа, содержащую три области заполнения: область информации об испытуемом, теме, времени тестирования, рекомендации к его заполнению; область ответов на поставленные вопросы; область исправления ошибок.

Предварительные результаты экспериментального обучения с использованием рассмотренного информационно-методического обеспечения позволяют сформировать рациональный состав технологических подсистем для осуществления образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модели электронного УМК и технологии имитационного моделирования процессов ИП позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные. В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений и выяснения влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Эго позволяет использовать их в качестве имитаторов процессов ИП, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жигулин, Г.П. Теория и практика информационного противоборства и прогнозирования информационных угроз : учебник / Г.П. Жигулин, С.В. Николаев, А. Д. Яковлев ; СПб ГУ ИТМО. - СПб. : Изд-во ИТМО, 2008. - 286 с.

2. Формирование УМК учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. - 130 с.

3. Николаев, С.В. Интегративный подход к подготовке специалистов в области информационного противоборства : монография / С.В. Николаев ; ВМИРЭ им. А.С. Попова. - Петродворец : [б.и.], 2006. - 260 с.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Алесей Анатольевич Обвинцев, начальник Военного института физической культуры, кандидат педагогических наук, профессор,

Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье проводится краткий анализ научных исследований в сфере теории физической подготовки и её роли в обеспечении различных показателей боевой готовности военнослужащих.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические способности, боеспособность, работоспособность.

HISTORICAL EXPERIENCE IN USING THE PHISICAL TRAINING FOR ENHANCEMENT OF MILITARY MEN'S COMBATIVITY

Aleksey Anatolievich Obvintsev, Head of the Military Institute of Physical Training, candidate of pedagogical sciences, professor,

The Military Institute of physical Training St. -Peterburg

Annotation

The article represents a brief analysis of science researches in physical training theory and its role in providing different indicators of military men’s combativity.

Key words: physical training, physical abilities, combativity, working capacity.

Многовековой опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки армии и флота убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих, являясь составной частью системы боевого совершенствования войск, играет важную роль в повышении боеспособности воинских подразделений. Различные качества, свойства и навыки, вырабатываемые в процессе физической подготовки, оказывают весьма благоприятное влияние на успех учебно-боевой и боевой деятельности личного состава.

Большое значение физического состояния военнослужащих в структуре их боеготовности вытекает из научного понимания сущности человеческой личности, основывается на анализе необходимости различных физических свойств воинов для успешного ведения ими боевых действий.

В соответствии с научными представлениями человеческая личность представляет собой диалектически противоречивое единство, особого рода сплав различных свойств, отражающих биосоциальную природу человека. Поэтому различные физические способности и в целом физическая организация людей являются неотъемлемой частью человеческой личности. Значение показателей физического состояния в структуре человеческой личности проявляется в трех основных аспектах.

Во-первых, от уровня развития тех или иных физических свойств человека в значительной мере зависит его общая работоспособность. Во-вторых, физические особенности людей, влияя на результативность производительной или иной деятельности, оказывают определенное воздействие на их психические свойства и даже на мировоззрение. В-третьих, физическая организация людей обуславливает и их образ жизни в целом.

Из всего этого следует, что в структуре личности военнослужащих наряду с ду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.