Осуществление комплексного сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении в контексте прогнозирования угроз социального развития связано с необходимостью координации усилий всех субъектов, его реализующих. Это предполагает формирование единого отношения к ребенку со стороны всех специалистов сопровождения, постоянный информационный обмен между ними с четким распределением обязанностей, линий взаимодействия и координации усилий, взаимного контроля и ответственности
Для эффективной реализации комплексного сопровождения все его субъекты должны воспринимать цель и задачи предупреждения угроз социального развития ребенка как групповые, требующие кооперации при решении, иметь общие мотивы, побуждающие к совместной деятельности, действиям, результатам. Средством взаимодействия в данном случае может выступать совместное заполнение карты комплексного сопровождения развития ребенка в разделе «Социальное развитие». В данном документе с определенной периодичностью выставляются результаты освоения ребенком социального опыта, динамика в развитии социальной компетентности в соотвествии с возрастом, определяются основные проблемы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть все то, что может послужить основой для прогнозирования угроз социального развития ребенка.
Комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении представляет собой
систему взаимодействия специалистов, педагогов, администрации, родителей и детей. Спецификой деятельности субъектов комплексного сопровождения в прогнозировании угроз социального развития ребенка является необходимость вступать в равноправное, глубоко мотивированное, деловое взаимодействие на основе доверия и уважения.
Литература
1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 1997.
2. Казакова, Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): дис. ... д-ра пед. наук / Е.И. Казакова. - СПб., 1995.
3. Калиничев, Н.А. Педагогическое сопровождение дополнительного эколого-биологического образования учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Калини-чев. - Калуга, 2004.
4. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н.Л. Коновалова. - СПб., 2000.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1994.
6. Чиркова, Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис. ... д-ра психол. наук / Т.И. Чиркова. - М., 1999.
7. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра пед. наук / Т.М. Чурекова. - Кемерово, 2002.
УДК 37
Л.В. Семилетенко
ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные тенденции формирования информационной культуры. Основное внимание уделено той роли информационно-коммуникативных технологий, которую они играют в отношении информационного поведения специалиста начала XXI в.
Культура, информационная культура, информационно-коммуникативные технологии, информационное общество, культура личности.
The article considers the main trends of formation of information culture. The focus is on the role of information and communication technologies (ICTs) in relation to the specialist’s information behavior at the beginning of the XXI-st century.
Culture, information culture, ICTs, information society, culture of the person.
Не случайно развитие культуры в обществе и воздействие на нее различных факторов (природы, техники, политики и др.) является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом. Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества. Использование радио и телефонов, телевизоров и магнитофонов, принтеров и сканеров, калькуляторов и компьюте-
ров, глобальной информационной сети стали оказывать все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства и социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь, культурологическую составляющую общественного бытия.
Придерживаясь мнения об отрицательном воздействии техники на культуру, X. Ортега-и-Гассет отмечает, что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в принципе безграничной, способности, с другой - приводит к небыва-
лому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику, и только в нее... Вот почему наше время - как никогда техническое - оказалось на редкость бессодержательным и пустым» [2, с. 15].
Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под воздействием научнотехнического прогресса высказывает известный писатель-фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным нуждам. «Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека, где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью» [1, с. 24].
Нетрудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная эволюция человека со всеми его достижениями, в том числе и научно-техническими. В действительности речь должна идти о диалектическом изымании из прошлой культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В свою очередь, культура облегчает внедрение новой техники, ее признание обществом и становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим образом не противостоит культуре. Напротив, она является ее элементом, результатом культурного развития, воздействующим на все стороны потенциала развитого общества.
Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге «Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую активность. В результате, чем более «цивилизованным» становился человек, тем меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждался в медикаментозной защите организма. Вместе с тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно нарушено. Никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. «Суть
проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении» - пишет А. Печчеи [3, с. 76].
Выход из создавшейся ситуации А. Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает он, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке» [3, с. 77].
Культура есть сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие на культуру научных достижений. Т ак, большую значимость для новой культуры приобрело появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает возможностью прочитывать в день по 8 книг, объемом в 300 страниц каждая, за счет представления компьютером информации в удобной для восприятия графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования» информации. В первую очередь, безбумажная технология находит себе применение в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.
Следовательно, информационные технологии занимают ныне центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития систем образования и культуры. Практически во всех передовых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, телекоммуникационное оборудование, учебные программы и информация на электронных носителях, а также мультимедиа-технологии становятся привычными не только в высших учебных заведениях, но и в обычных школах начального и среднего образования. Использование информационных технологий является весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, систем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Сегодняшняя ситуация позволяет констатировать: с появлением Интернета и благодаря интенсивному освоению возможностей информационных технологий, современная система образования вступила в новую фазу своего развития - в становление и развитие так называемой информационно-культурологической среды как образа жизни. Такое положение выводит нас на закономерную связь уровня развития информационной техносферы и используемых современных информационных технологий с уровнем общей культуры общества.
Исторический опыт свидетельствует, что любые технические новшества и идеи становятся эффективными в социальном плане лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду
общества, становлясь ее неотъемлемой частью. Информационная культура должна дать человеку в информационном обществе не только информационную свободу, то есть гарантированный доступ ко всей необходимой ему информации, но и обеспечить беспрецедентные возможности для информационных коммуникаций, в том числе и с зарубежными источниками. Она также должна предоставить и новые возможности для развития человека как личности, для практической реализации им своих гражданских прав и свобод. Это обеспечивается уровнем демократизации общества и экономической состоятельностью страны, гарантирующей возможность получения необходимого образования, а также приобретения и использования гражданами современных средств информационной техники.
Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях как «информация» и «культура». Исходя из этого, можно выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке понятия «информационная культура».
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей (ИП). Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.
Однако представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненты. На сегодняшний день нам ближе мнение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При такой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем «несущим конструкциям», которые обеспечивают ее логическую целостность.
В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:
1) информационная культура личности;
2) информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
3) информационная культура общества в целом.
В современных исследованиях информационной
культуры преобладает информационный подход,
поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.
Мы считаем, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие «информационная культура» включит очень многие составляющие:
- культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);
- культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого направления;
- осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);
- умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);
- умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы;
- понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности;
- стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
- воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания;
- умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
- умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
- знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.
С 2000 г. кафедра журналистики Филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе ведет исследование информационного поведения студентов как составной части медиаобразования. Его предварительные результаты показали, что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно названных «элитной», «средней» и «низшей» группами. Критерием для такой дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:
- знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;
- уровня компьютерной грамотности;
- интенсивности использования фондов различных библиотек города;
- использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях).
Стало очевидным, что студенты, включенные в «элитную» группу, чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они больше других читают не только специальную, но и общеобразовательную литературу, высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, уровень информационной грамотности ощутимо влияет на общий уровень культуры студента, и, соответственно, на его успешность в работе и учебе. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияет на социальный статус в неменьшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Более того, это позволяет гораздо быстрее расти в профессиональном плане. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту станет уровень информационной культуры личности, без которой общая культура человека невозможна. Основы этого взаимодействия должны и могут закладываться в рамках медиаобразования.
Доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества. Предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала XXI века, включающая следующие компоненты:
- осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;
- ориентацию на мировые информационные ресурсы;
- комплексное использование различных каналов получения информации;
- способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности;
- стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;
- активность в распространении нового знания;
- соблюдение этических норм делового общения.
Насколько она реальна, покажет время и последующие исследования.
Литература
1. Лем, С. Собрание соч.: в 10 т. / С. Лем. - М., 1995. -Т. 10.
2. Ортега-и-Гассет Избранные труды / Ортега-и-Гассет. - М., 1997.
3. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М., 1985.
УДК 37.034
М.Ю. Стецевич
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.П. Иванова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ОСВОЕНИЕ, ОРИЕНТАЦИЯ
В данной статье рассматривается понятие «нравственные ценности», которое используется для обозначения норм и правил поведения современного человека. Применительно к этому понятию используется термины: воспитание, формирование, освоение, ориентация. Проведен анализ педагогической литературы и ученых, которые рассматривали данную проблему.
Нравственные ценности, воспитание, формирование, освоение, ориентация.
This article considers the concept "moral values", which is used to denote the standards and rules of a modern man’s behavior. Such terms as education, formation, mastering and orientation are used in relation to this concept. The analysis of educational literature and academics considering the problem is carried out.
Moral values, education, formation, mastering, orientation.
Категория «нравственные ценности» является одним из основных понятий философии, социологии, педагогики и психологии. Она используется для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных объектов и явлений действительности, их свойств, а также абсолютных идей,
воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Термин «нравственность» происходит от греческого «этос». Позже древнеримский философ Цицерон ввел понятие «шогаНз» - «моральный», «нравственный». По мере развития общества и различных