7. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg, 2013.
8. Kropli A. Raspoznavanie tvorcheskogo potencíala: ocenka poleznosti testov kreativnosti. Psihologiya i shkola. 2011; № 4: 85 - 100.
9. Sternberg R. Prakticheskij intellekt. Sankt-Peterburg, 2002.
10. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality. Annual Review of Psychology. 1981: V. 32; 439 - 476.
Статья поступила в редакцию 17.05.2019
УДК 37:002
Kulish V.V., Cand. of Sciences (Sociology), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Matveeva N.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Pro-Rector for Research and Innovation, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
INFORMATION AND CULTURAL SPACE OF A MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article is devoted to the theoretical and methodological study of the information and cultural space of a modern educational organization. In the course of the analysis of approaches, theories and individual scientific ideas, the concepts of "information and educational" and "information and cultural" space, "information and educational" and "information and communicative" environment of an educational organization are correlated. The characteristics of the information and cultural space of a modern educational organization and the factors of its formation are revealed. The content, structure and dynamics of changes in the information and cultural space of the educational organization are considered in connection with the components and indicators of the information culture of the subject of educational activity and information infrastructure, information resources and technologies.
Research work was supported by the grant of Russian Science Foundation No. 18-18-00047.
Key words: informational and cultural space, informational and educational environment, educational organization, informational culture, subject of educational activity, information infrastructure of educational organization.
В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц., зав. каф. социологии, политологии и экономики, ФГБОУ ВО «Алтайская государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.А. Матвеева, д-р социол. наук, проф., проректор по научной работе и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный
педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Научно-исследовательская работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 18-18-00047.
Статья посвящена теоретико-методологическому исследованию информационно-культурного пространства современной образовательной организации. В ходе анализа подходов, теорий и отдельных научных идей соотнесены понятия «информационно-образовательное» и «информационно-культурное» пространство, «информационно-образовательная» и «информационно-коммуникативная» среда образовательной организации. Выявлены характеристики информационно-культурного пространства современной образовательной организации и факторы его формирования. Содержание, структура и динамика изменений информационно-культурного пространства образовательной организации рассмотрены в связи с компонентами и показателями информационной культуры субъекта образовательной деятельности и информационной инфраструктуры, информационных ресурсов и технологий.
Ключевые слова: информационно-культурное пространство, информационно-образовательная среда, образовательная организация, информационная культура, субъект образовательной деятельности, информационная инфраструктура образовательной организации.
В современных науках категория «пространство» приобретает знаковый характер, поскольку с помощью её описываются различные «среды» как в физической протяженности, так и в их ментальной или виртуальной сущности. Особый статус актуальности категория «пространство» получает в социально-гуманитарных науках. От трактовки содержания данной категории зависит полнота и глубина описания социально-культурного явления или процесса, четкое определение их границ и характеристик. Именно категория пространства применима к описанию социальных феноменов, обладающих качествами протяженности, осмысленности и представительности. Важное место в понимании пространства в социально-гуманитарных науках занимает раскрытие закономерностей пространственного развития отдельных сфер жизни с учетом их многомерности и гетерогенности [1]. К таким относится информационное пространство.
Понятие «информационное пространство» в научной литературе имеет достаточно продолжительную историю развития и применения. Анализ целого ряда научных работ позволил выделить несколько его трактовок. Под информационным пространством понимается совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Использование единого информационного пространства практически стирает географические и временные границы, обеспечивая «бесшовное» взаимодействие между всеми участниками информационного обмена [2].
Выделяют разные виды информационного пространства: глобальное, корпоративное, индивидуальное, образовательное и т.д. [3]. Акцентируя свое внимание на системе образования, отметим, что сегодня созданием информационного пространства занимается практически каждая образовательная организация. Однако, общепринятой трактовки и набора свойств, единых требований к структуре и содержанию информационного пространства не существует, а нормативные документы лишь увеличивают степень неопределенности. Критичность ситуации в системе образования нарастает, когда разные информационные пространства должны пересекаться и (или) использоваться совместно, что требует сопряженности многих их свойств и наличия универсальных требований к их построению.
Ключевым моментом для решения данной проблемы является включение в информационное пространство образовательной составляющей как неотъемлемой части его существования и основной задачи развития. Таким образом, в мас-
штабах организации понятие «информационное пространство образовательной организации» должно быть идентично понятию «информационно-образовательное пространство». Информационно-образовательное пространство является пространством осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Их возрастающая роль в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационно-образовательного пространства поселения, региона, страны в целом [4].
Понятие «информационно-образовательное пространство» в самом широком смысле слова применительно к функционированию и развитию образовательной организации можно поставить в один ряд с понятием «информационно-культурное пространство». Так, Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская под информационно-образовательным пространством понимают неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования [5]. М.В. Щербакова рассматривает информационное образовательное пространство как совокупность технических, педагогических, методических, нормативных компонентов, обеспечивающих дополнительные условия развития различных компетенций учащихся [6]. Следовательно, вся деятельность образовательной организации направлена на формирование набора компетенций обучающихся, начиная от общекультурных и заканчивая профессиональными. С позиции системного анализа образовательной деятельности речь идет о формировании социального субъекта в широком антропологическом и культурологическом смысле. И тогда информационно-образовательное пространство его формирования не может быть ни каким иным, кроме как информационно-культурным.
Ещё одним, не менее важным вопросом, находящимся в плоскости научных дискуссий, является проблема соотношения понятий «информационно-культурное пространство» и «информационно-образовательная среда». С нашей точки зрения, понятие «информационно-культурное пространство» шире, чем понятие «информационно-образовательная среда». Информационно-культурное пространство должно максимально полно удовлетворять информационные потребности всех участников образовательного процесса. Информационно-куль-
турное пространство образовательной организации выполняет целый ряд функций: концентрирует потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения; обеспечивает целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения; создает условия для того, чтобы обучающийся мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки; организовывает разностороннее взаимодействие, обмен знаниями и мнениями и т.д. [7]. Все это предполагает существование различных информационно-образовательных сред.
Обращаясь к характеристикам информационно-образовательной среды конкретной образовательной организации, в частности, вуза, Б.Т. Укуев определяет информационную среду как «объединение сетевой инфраструктуры, корпоративных данных, программ и пользователей среды» [8], а В.И. Сафонов как «комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством» [9]. Исследователи чётко указывают на содержание информационной среды, где основными её элементами выступают «инфраструктура» и «информационные ресурсы».
С определенной степенью допущения информационно-образовательную среду можно назвать «оболочкой», формой информационно-культурного пространства образовательной организации. Информационно-культурное пространство образовательной организации может располагаться в одной или нескольких информационно-образовательных средах. Например, в педагогическом вузе может быть создана открытая саморазвивающаяся информационно-образовательная среда, которая представляет собой специальным образом организованное пространство, аккумулирующее условия и возможности для развития и реализации человеком своего потенциала в будущей педагогической деятельности и получения ценного профессионального опыта [10].
В рамках изучения информационной среды исследователи выделяют информационно-коммуникативную среду, понимая её как системно организованную совокупность информационного, организационного, методического, технического и программного обеспечения, которая способствует возникновению и развитию информационно-учебного взаимодействия между субъектами среды с целью профессионального и личностного развития [11]. Ресурсы информационно-коммуникационной среды могут обеспечить целый ряд потребностей субъекта образования: доступность получения и обмена знаниями и информацией; комплексная поддержка процесса профессиональной подготовки, научных исследований, инновационной деятельности, защиты информации; создание распределенной базы данных, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения; открытый доступ к образовательным ресурсам региональных центров информатизации и центров информационных технологий; развитие геоинформационных систем в образовании [11]. Информационно-коммуникативная среда является обязательной составляющей информационно-образовательной среды современной образовательной организации.
Подводя итог сопоставительного анализа понятий «информационно-образовательное, информационно-культурное пространство» и «информационно-образовательная, информационно-коммуникативная среда», отметим, что информационно-образовательная среда, включающая коммуникативную составляющую, представляет собой комплекс определенных условий для активизации субъектов образовательной деятельности, обозначения рамок и содержательной наполненности информационно-культурного пространства образовательной организации. Информационно-образовательная среда является способом организации информационно-культурного пространства образовательной организации и системы образования в целом.
В процессе формирования информационно-культурного пространства современной образовательной организации требуют решения целый ряд социально-педагогических задач: управление информационными потоками, развитие личностных смыслов присутствия в информационно-культурном пространстве, присвоение нравственной информации обучающимися и др. Их решение связано с определенными трудностями. Так, например, в результате проведенного В.А. Новиковой исследования были выявлены противоречия, на наш взгляд, влияющие на содержание и структуру информационно-культурного пространства образовательной организации [12]:
- между увеличивающейся доступностью всевозможной информации по разным областям знания и процессом ее обесценивания, когда знания лишаются личностных смыслов, что происходит в силу разрозненности больших объемов информации, ее частой противоречивости и незавершенности;
- между лавинообразным ростом информации и некоторой ограниченностью возможностей учебного процесса в вузе адекватно реагировать на это явление, что обусловлено, прежде всего, временными рамками, психофизиологическими особенностями субъектов учебного процесса, распространенностью устоявшихся традиционных педагогических технологий, недостаточным использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для обогащения образовательного процесса соответствующими техническими средствами;
- между потребностями общества в специалисте с высоким уровнем ин-
формационной профессиональной культуры и недостаточным использованием ресурсов информационного пространства вуза в ее формировании;
- между традиционной ориентацией учебного процесса на передачу информации от преподавателя к студенту и недостаточной готовностью студента к самостоятельному, целенаправленному, систематическому поиску новых знаний;
- между дидактическими возможностями информационных и коммуникационных технологий, реализуемых в образовательном процессе вуза, и недостаточным уровнем их интеграции в учебно-воспитательную деятельность, активизирующую внутренние резервы саморазвития личности;
- между активным развитием информационной инфраструктуры вузов и низкой степенью включенности студентов и преподавателей в процесс эффективного использования ресурсов информационного образовательного пространства [12].
Выявленные противоречия характерны не только для образовательных организаций высшего образования. Они отражают общую тенденцию взаимодействия субъектов образования с информацией на каждой ступени образования. Для их решения применим информологический подход [13]. С позиции информо-логического подхода культурно-информационное пространство образовательной организации рассматривается как открытая система, где имеются педагогически упорядоченные и неупорядоченные источники получения и потоки информации, порождаются факторы информационного взаимодействия, возникают его закономерности и принципы.
Следуя этому подходу, важно понимать взаимообусловленность информационно-образовательного пространства образовательной организации с процессом формирования информационной культуры социального субъекта образования. Развивая идеи теории социальной инерции образования, разработанной Н.А. Матвеевой [14], заметим, что позиция субъекта образовательной деятельности, его включенность в информационно-культурное пространство во многом задана инерционностью системы. Сегодня она следует современным требованиям, содержащимся в профессиональном стандарте педагога и стандарте среднего или высшего образования. Например, в стандартах содержатся требования о необходимости владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владения компьютером, интернетом, другими информационно-компьютерными технологиями, умения анализировать информацию интернета, СМИ, применять современные информационные методы и ИКТ-технологии в педагогической деятельности и т.д. [15, 16]. В таком случае, с одной стороны, субъект образовательной деятельности должен следовать требованиям заданной информационно-образовательной среды. С другой, - его активность, способность действовать в информационно-культурном пространстве образовательной организации определяется уровнем сформированности его информационной культуры. И информационно-образовательная среда образовательной организации - далеко не единственный фактор формирования информационной культуры обучающегося.
Социологический подход к пониманию человека как субъекта, носителя информационной культуры, предполагает социальное измерение следующих его характеристик: умение пользоваться современными средствами извлечения, обработки и систематизации знаний; понимание сущности и роли информационных процессов в природе и обществе; владение навыками применения информационного подхода в анализе объектов и явлений в обществе; способность работать с различными источниками информации; владение основами аналитико-синте-тической переработки информации [17, 18]. С нашей точки зрения, информационная культура - это способность общества, социальной организации, социальной общности, личности эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Информационная культура субъекта образовательной деятельности (обучающегося и учителя) выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и социальных установок для взаимодействия с информационно-образовательной средой в информационно-культурном пространстве образовательной организации. Основными компонентами и показателями информационной культуры субъекта образовательной деятельности являются:
- когнитивный компонент включает качественные и количественные характеристики информированности. Его показателями являются информационное мировоззрение, информационный стиль мышления, информационная компетентность;
- мотивационно-ценностный компонент характеризуется умениями оценивать и контролировать собственную информационную деятельность. Его показателями являются степень осознания личных информационных потребностей; развитая мотивация к получению и обмену информацией;
- деятельностно-практический компонент проявляется в поиске и актуализации информации и способности ее использовать в новых ситуациях. Этот компонент предполагает наличие системы конкретно-практических умений и навыков использования источников информации. Показателями этого компонента являются информационное поведение, технологическая готовность, познавательная активность, знание информационной этики.
Таким образом, формирование информационно-культурного пространства образовательной организации находится в прямой связи с формированием ин-
формационной культуры субъекта образовательной деятельности. Информационная культура субъекта образовательной деятельности задаёт динамичность и протяженность информационно-культурного пространства образовательной организации, позволяет смещать и раздвигать рамки общекультурных и профессиональных линий его содержания, изменять его информационно-образовательную среду.
Вместе с тем, на качество информационно-культурного пространства образовательной организации влияет уровень развития социокультурного и социально-экономического пространства территории, на которой расположена организация. Речь идёт, в первую очередь, о культурно-образовательном пространстве региона, под которым понимается «организованная целостность, в которой ключевыми компонентами выступают сферы культуры и образования, актуализирующие и транслирующие смыслы, созданные в процессе человеческой деятельности в регионе, определяющие идентичность жителей и их образ жизни» [19, с. 29]. Исследователи также указывают и на обратное влияние этих процессов: формированию единого информационно-культурного пространства региона способствуют процессы информатизации учреждений образования и культуры, скорость информационного обмена [20, 21].
Наряду с уровнем развития территории в процессе формирования информационно-культурного пространства образовательной организации необходимо учитывать такие факторы, как «расположение образовательной организации по отношению к информационным центрам», «доступность интернет-ресурсов для большего количества пользователей (обучающихся, педагогов, родителей)», «перемещение реальных мероприятий в виртуальные (научно-методические и практические конференции)», «количество обучающихся, охваченных дистанционным образованием». Таким образом, социально-культурная и образовательная политика региона, его информационная инфраструктура, а также степень интегрированности населения в информационно-культурное пространство территории является внешним комплексным фактором, влияющим на характеристики информационно-культурного пространства образовательной организации.
Обобщая, можно выделить несколько групп факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование информационно-культурного пространства образовательной организации:
- глобальные (мировые информационно-коммуникационные сети и представленные в них ресурсы культуры и образования различных стран и народов);
- национально-государственные (информационная, образовательная и национально-культурная политика государства, определяющая основы жизнедеятельности населения);
- локальные (коллективы организаций, детская и молодежная субкультуры, семья).
Под воздействием этих факторов современное информационно-культурное пространство образовательной организации стремительно меняется. Это требует постоянных изменений в информационной инфраструктуре образовательной организации и в целом системы образования. Изменения касаются всех элементов и функций информационной инфраструктуры.
Информационная инфраструктура - это совокупность информационных технологий, аппаратных и программных средств, средств связи и телекоммуникаций на базе бизнес-процессов в организации [22]. Инфраструктура состоит из следующих элементов: компьютеры и серверы; программное обеспечение серверов и рабочих станций; данные и средства хранения данных; оргтехника (принтеры, копиры, факс аппараты, сканеры); сети передачи данных, телефонные сети; активное и пассивное сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, структурированные кабельные сети); телефонные станции и пр.
Информационная инфраструктура образовательной организации выполняет следующие функции: сбор и регистрацию информационных ресурсов; хранение информационных ресурсов; актуализацию информационных ресурсов; обработку информационных ресурсов; предоставление информационных ресурсов пользователям. В контексте анализа информационно-культурного пространства образовательной организации согласимся с Е.Ю. Аншуковой: «Информационная инфраструктура выступает в качестве системы организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства системы образования и средств информационного взаимодействия» [22, с. 192].
В образовательной организации, ориентированной на развитие своего информационно-культурного пространства, наряду с информационной инфраструктурой динамично должны развиваться и информационные ресурсы. Информационные ресурсы - это не только электронные документы или информация на электронных носителях. Они включают также обычные документы, коллекции документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [23]. Информационные образовательные ресурсы являются основой для создания информационных образовательных продуктов и образовательных услуг.
Библиографический список
И, следовательно, их развитие оказывает влияние на качество информационно-культурного пространства образовательной организации.
Информационно-культурное пространство образовательной организации постоянно должно наполняться новыми информационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, ее доставки и хранения, а также как средство, через которое осуществляется учебный диалог [24]. Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса в образовательной организации: переход от репродуктивного обучения к креативному, интерактивному. В большинстве современных образовательных организаций в основе инновационных методов обучения лежат информационные технологии (в современном понимании, то же, что и компьютерные [25]). Они помогают формировать творческий, инновационный подход к социальной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Таким образом, информационные технологии обеспечивают в рамках информационно-культурного пространства образовательной организации ещё и возможности для её инновационного развития.
Вместе с тем, несмотря на тенденцию усиления роли информационных технологий в деятельности образовательных организаций, Е.А. Шуклина указывает на некоторые риски, связанные с потерей или ослаблением взаимодействия обучающихся с образовательным учреждением и педагогами вследствие использования информационных технологий. Тенденция заключается в следующем: «Система образования будет стремиться к совершенствованию своих технологий и взаимодействия педагогов с учащимися, чтобы последние чувствовали себя комфортнее в общении с преподавателями, чем в самообразовании. Но объективные тенденции усиления возможностей самообразования будут и далее пробивать себе дорогу, индивид всё чаще будет прибегать к самообразованию, чем к взаимодействию с образовательным учреждением и его педагогами. Так общественные предпосылки развития образования совпадут с индивидуально-личностными потребностями людей в усилении самообразования» [26]. В качестве проблемы остаётся вопрос «Как будет трансформироваться информационно-культурное пространство образовательной организации?», а также «За счёт каких социальных механизмов будет обеспечено её сохранение и дальнейшее развитие?».
Обобщая анализ подходов, теорий и отдельных научных идей в отношении изучения информационно-культурного пространства образовательной организации, обозначим выявленные его характеристики и дадим авторское понимание сущности этого феномена.
Информационно-культурное пространство образовательной организации является необходимым условием развития социального субъекта образования и системы образования в целом.
Способом существования информационно-культурного пространства образовательной организации является единая или множественная информационно-образовательная среда.
Определяющим показателем качества информационно-культурного пространства образовательной организации является уровень сформированности информационной культуры субъекта образовательной деятельности, которая одновременно может выступать как результат и предпосылка освоения информационно-культурного пространства образовательной организации.
Характеристики информационно-культурного пространства образовательной организации определяются во многом влиянием внешней (глобальной, национально-государственной, локальной) информационной среды, а также обусловлены уровнем социально-культурного и социально-экономического развития территории, на которой расположена организация.
В структуру информационно-культурного пространства входят информационная инфраструктура, информационные ресурсы и технологии, которые выступают в качестве средства коммуникации социальных субъектов, а также обеспечивают возможности для инновационного развития образовательной организации и системы образования в целом.
Содержание информационно-культурного пространства образовательной организации определяется характером основной социальной деятельности - образовательной и типом взаимодействия основных социальных субъектов образования (обучающегося и учителя).
Таким образом, под информационно-культурным пространством современной образовательной организации мы понимаем открытую, динамичную систему постоянно изменяющихся информационных и социально-культурных процессов, объёмов и направленности информационных потоков, их стихийных и организованных источников, а также средств, методов и технологий хранения и воспроизводства информации, обеспечивающих способность и возможность субъекта образовательной деятельности потреблять, присваивать, распределять, владеть, пользоваться и распоряжаться информацией в целях формирования социального субъекта всех сфер жизнедеятельности человека и общества и обеспечения устойчивого развития образовательной организации и системы образования в целом.
1. Мурзина И.Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал. Монография. М.: Издательство Перо, 2014.
2. Заславский А.А. Направления развития информационного пространства образовательной организации для повышения эффективности внутреннего управления // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 1 (39): 7б - 82.
3. Зиндер Е.З. Информационные пространства: генезис требований к фундаментальным свойствам // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014; № 10: 88б -89б.
4. Подяконова A.C, Васина Л.В. Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017; № 1 (2): 30 - Зб.
б. Иванова Е.О. Дидактика в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская // Педагогика, 2009; № 10: 8 - 1б.
6. Щербакова М.В. Критерии внедрения информационного образовательного пространства образовательной организации // International Journal of Open Information Technologies. 201б; Т. 3, № б: 20 - 2б.
7. Койвунен AE. Информационное пространство образовательных организаций среднего общего образования // XX юбилейные царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. 201б; 77 - 80.
8. Укуев Б.Т. Модели создания информационной базы учебного заведения на основе интегрированной среды // Наука и инновационные технологии. 2017; Т. 3, № 2 (3): б - 8.
9. Сафонов В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2013; № 1: 48 - б2.
10. Мащенко М.В. Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей // Наука и перспективы. 2017; № 2: 90 - 9б.
11. Глузман НА Организация и функционирование информационно-коммуникационной среды в современном образовательном пространстве // Фундаментальные и прикладные науки сегодня. Материалы XI международной научно-практической конференции. 2017; 30 - 33.
12. Новикова ВА Формирование информационного пространства вуза: направления и перспективы / ВА Новикова // Информатика и образование. 2008; № 1: 11б - 117.
13. Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Aвтореф. дисс. канд. пед. наук. / Н.Н. Гладченкова. Ростов-на-Дону, 2001.
14. Матвеева НА Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): монография / НА Матвеева. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.
1б. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/924
16. Профессиональный стандарт педагога. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15 Профстандарт_педагога_(проект).pdf
17. Белов АВ. Информационное общество и информационная культура в России: к постановке проблемы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009; № 1: 198 - 202.
18. Григорьев A.K Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы МВД // М.: Вестник РУДН, 2010. Available at: http://ido.rudn.ru/ vestnik/2010/2010_2/13.pdf
19. Олефир С.В. Информационно-образовательное пространство для детей и подростков: принципы формирования // Фундаментальные исследования. 2013; № 8-2: 4б9 - 4б3. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31943
20. Шишкина О.В. Информационно-познавательное пространство как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3: Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13120
21. Журавлева ИА Управление региональными образовательными системами: учеб. пособие / ИА Журавлева. ЭВК. Иркутск: Оттиск, 2013.
22. Aншукова Е.Ю. Об организации единого информационно-образовательного пространства в ДОО в условиях введения ФГОС ДО» // Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. 201б; № 9: 191 - 197.
23. Павлов A.K Информационные ресурсы в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2014; № б-1: 74 - 77. Available at: http://www. expeducation.ru/ru/article/view?id=5б30
24. Казакова М.Н. Информационно-коммуникативные технологии в организации образовательного процесса // Исследовательский потенциал молодых учёных: взгляд в будущее. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых учёных и магистрантов. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 2012: б7 - б8.
2б. Жердева СА Организация образовательного процесса на основе эффективного использования современных информационных технологий // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под. ред. Т.Ю. Овсянниковой, И.Р Салагор. 201б: 104 - 10б.
2б. Осипов AM Современная социология образования: учебное пособие. НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 201б.
References
1. Murzina I.Ya. Regional'noe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: struktura, funkcii, sociokul'turnyj potencial. Monografiya. M.: Izdatel'stvo Pero, 2014.
2. Zaslavskij A.A. Napravleniya razvitiya informacionnogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii dlya povysheniya 'effektivnosti vnutrennego upravleniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2017. № 1 (39): 7б - 82.
3. Zinder E.Z. Informacionnye prostranstva: genezis trebovanij k fundamental'nym svojstvam // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2014; № 10: 88б -89б.
4. Podyakonova A.S., Vasina L.V. Problemy razvitiya edinogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva v ramkah funkcionirovaniya oficial'nyh sajtov sistemy obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2017; № 1 (2): 30 - Зб.
б. Ivanova E.O. Didaktika v informacionnom obschestve / E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaya // Pedagogika, 2009; № 10: 8 - 1б.
6. Scherbakova M.V. Kriterii vnedreniya informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii // International Journal of Open Information Technologies. 201б; T. 3, № б: 20 - 2б.
7. Kojvunen A.V. Informacionnoe prostranstvo obrazovatel'nyh organizacij srednego obschego obrazovaniya // XX yubilejnye carskosel'skie chteniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 201б; 77 - 80.
8. Ukuev B.T. Modeli sozdaniya informacionnoj bazy uchebnogo zavedeniya na osnove integrirovannoj sredy // Nauka i innovacionnye tehnologii. 2017; T. 3, № 2 (3): б - 8.
9. Safonov V.I. Organizaciya informacionnogo vzaimodejstviya v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii <https://elibrary.ru/contents.asp?id=33822014>. 2013; № 1 <https://elibrary.ru/contents.asp?id=33822014&selid=188838б2>: 48 - б2.
10. Maschenko M.V. Informacionno-obrazovatel'naya sreda dlya podgotovki buduschih uchitelej // Nauka i perspektivy. 2017; № 2: 90 - 9б.
11. Gluzman N.A. Organizaciya i funkcionirovanie informacionno-kommunikacionnoj sredy v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya. Materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017; 30 - 33.
12. Novikova V.A. Formirovanie informacionnogo prostranstva vuza: napravleniya i perspektivy / V.A. Novikova // Informatika i obrazovanie. 2008; № 1: 11б - 117.
13. Gladchenkova N.N. Kul'turno-informacionnoe prostranstvo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak sreda stanovleniya nravstvennogo opyta lichnosti: Avtoref. diss. kand. ped. nauk. / N.N. Gladchenkova. Rostov-na-Donu, 2001.
14. Matveeva N.A. Inercionnost sistemy obrazovaniya v Rossii (teoriya, metodologiya i opyt sociologicheskogo issledovaniya): monografiya / N.A. Matveeva. - Barnaul: Izd-vo BGPU, 2004.
1б. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/924
16. Professional'nyj standart pedagoga. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3071/fajl/1734/12.02.15 Profstandart_pedagoga_(proekt).pdf <https://minobrnauki.rf/ dokumenty/3071/fajl/1734/12.02.15%20Profstandart_pedagoga_(proekt).pdf>
17. Belov A.V. Informacionnoe obschestvo i informacionnaya kul'tura v Rossii: k postanovke problemy // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sociologiya i social'nye tehnologii. 2009; № 1: 198 - 202.
18. Grigor'ev A.N. Informacionnaya kul'tura v obrazovatel'noj deyatel'nosti vysshej shkoly MVD // M.: Vestnik RUDN, 2010. Available at: http://ido.rudn.ru/vestnik/2010/2010_2/13.pdf
19. Olefir S.V. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo dlya detej i podrostkov: principy formirovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 8-2: 4б9 - 4б3. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31943
20. Shishkina O.V. Informacionno-poznavatel'noe prostranstvo kak faktor professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3: Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13120
21. Zhuravleva I.A. Upravlenie regional'nymi obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobie / I.A. Zhuravleva. 'EVK. Irkutsk: Ottisk, 2013.
22. Anshukova E.Yu. Ob organizacii edinogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva v DOO v usloviyah vvedeniya FGOS DO» // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 201б; № 9: 191 - 197.
23. Pavlov A.I. Informacionnye resursy v obrazovanii // Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № б-1: 74 - 77. Available at: http://www.expeducation.ru/ ru/article/view?id=5630
24. Kazakova M.N. Informacionno-kommunikativnye tehnologii v organizacii obrazovatel'nogo processa // Issledovatel'skij potencial molodyh uchenyh: vzglyad v buduschee. Sbornik materialov VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, soiskatelej, molodyh uchenyh i magistrantov. Tul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. L.N. Tolstogo. 2012: б7 - б8.
2б. Zherdeva S.A. Organizaciya obrazovatel'nogo processa na osnove 'effektivnogo ispol'zovaniya sovremennyh informacionnyh tehnologij // Investicii, stroitel'stvo, nedvizhimost' kak material'nyj bazis modernizacii i innovacionnogo razvitiya 'ekonomiki. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod. red. T.Yu. Ovsyannikovoj, I.R. Salagor. 201б: 104 - 10б.
2б. Osipov A.M. Sovremennaya sociologiya obrazovaniya: uchebnoe posobie. NovGU imeni Yaroslava Mudrogo. Velikij Novgorod, 201б.
Статья поступила в редакцию 21.05.2019