Научная статья на тему 'Информационно-культурное пространство как макрофактор социализации молодёжи'

Информационно-культурное пространство как макрофактор социализации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / INFORMATION AND CULTURAL SPACE / YOUTH SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ю. Е.

В статье раскрывается социологическое содержание и структура понятия «информационно-культурное пространство», обосновывается субъектно-субъектный подход к исследованию взаимодействия современного сетевого информационно-культурного пространства и процесса социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND CULTURAL SPACE AS A MACROFACTOR OF YOUTH SOCIOLIZATION

The article reveals the contents and structure of the sociological concept of “information and cultural space”, substantiates a subject-subject approach to the study of the interaction of modern networked information and cultural space and the process of socialization of young people.

Текст научной работы на тему «Информационно-культурное пространство как макрофактор социализации молодёжи»

Библиографический список

1. Кулиш, В.В. Функционирование исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ современной России (по материалам социологических исследований в Алтайском крае): автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Барнаул, 2011.

Bibliography

1. Kulish, V.V. Funkcionirovanie istoricheskoyj pamyati v zhiznennom samoopredelenii vihpusknikov shkol sovremennoyj Rossii (po materialam sociologicheskikh issledovaniyj v Altayjskom krae): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.07.14.

УДК 008:002 + 316.346.32-053.6

Morozova Yu. Ye. INFORMATION AND CULTURAL SPACE AS A MACROFACTOR OF YOUTH SOCIOLIZATION.

The article reveals the contents and structure of the sociological concept of "information and cultural space", substantiates a subject-subject approach to the study of the interaction of modern networked information and cultural space and the process of socialization of young people.

Key words: information and cultural space, youth socialization.

Ю.Е. Морозова, аспирант каф. социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МАКРОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ*

В статье раскрывается социологическое содержание и структура понятия «информационно-культурное пространство», обосновывается субъектно-субъектный подход к исследованию взаимодействия современного сетевого информационно-культурного пространства и процесса социализации молодежи. Ключевые слова: информационно-культурное пространство, социализация молодёжи

Социализация личности всегда протекает в определённом информационно-культурном пространстве. Современное информационно-культурное пространство социализации молодого поколения динамично меняет свои формы, свойства и характеристики. В условиях проявления рисков информационного общества, нарастания агрессивности интернет-среды, усиления влияния СМИ как агента социализации личности, снижения уровня социального здоровья молодого поколения становится необходимым выявление и исследование явных и латентных механизмов взаимодействия молодёжи с элементами информационно-культурного пространства.

Информационно-культурное пространство выступает необходимым источником развития духовности и социальных качеств молодёжи, формирующим мировоззрение и совершенствующим систему ценностей, приобщающим к культуре и способствующим развитию цельной личности. Проблема информационно-культурного пространства как макрофактора социализации молодёжи предполагает обращение к анализу различных подходов в определении сущности и содержания данного феномена.

Исследователи рассматривает информационно-культурное пространство через взаимосвязь терминов «информация», «культура», «пространство» [11]. Остановимся на каждом из этих понятий подробнее.

Содержание понятия «пространство» достаточно разработано в философии. Данное понятие используется для обозначения протяжённых, структурированных, взаимодействующих объектов бытия. Особые характеристики приобретает социальное пространство, которое трактуется как многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой [1]. С этих позиций, находиться молодежи в социальном пространстве означает выступать в роли социального субъекта во всем многообразии связей и отношений.

Специфический подход к пониманию социального пространства во всех сферах деятельности информационно-коммуникационных технологий предложил М. Кастельс. По его мнению, «пространство не есть фотокопия общества, оно и есть обще-ство...Пространственные форма и процессы формируются динамикой общей социальной структуры.Социальные процессы влияют на пространство, воздействуя на построенную среду, унаследованную от прежних социопространственных структур. В действительности, пространство есть кристаллизованное вре-

мя» [6, с. 385]. Рассматривая с этих позиций процесс социализации молодежи, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, социальное пространство выступает макрофактором социализации молодого поколения, с другой, - сам процесс социализации влияет на социальное пространство своим содержанием и временными характеристиками, «оформляет» его.

Анализируя воздействие процесса информатизации на пространство, М. Кастельс считает, что современное общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного воздействия, изображений, звуков, символов. Таким образом, социальное пространство имеет субъектно-объек-тную природу, это особая среда, в которой формируются и реализуются социальные интересы в отношении наиболее значимых объектов материального и духовного мира.

Особое место в этой системе принадлежит одному из видов социального пространства - информационному. В информационном пространстве происходят процессы, имеющие определяющее значение для развития цивилизации: формируются и циркулируют научные представления, продуцируются и распространяются технологии, фиксируются поведенческие стандарты. Информационное пространство в качестве неотъемлемой части социального пространства выполняет в обществе свои особенные системообразующие функции: 1) функция социальной памяти (сбор, обработка, хранение информации и знаний); 2) формирование социальной структуры общества; 3) обеспечение социальной функции коммуникаций (создание и обеспечение функционирования коммуникационных сетей) [4].

Реализация данных функций имеет определяющее значение для успешной социализации молодого поколения. Следует подчеркнуть, что социальная система выстраивает свою структуру и деятельность в соответствии с намеченной целью [5]. Цель взаимодействия информационного пространства с процессом социализации молодежи определяется обществом, но при этом не исключается активная позиция формирующегося социального субъекта. Таким образом, содержание информации, культурно-символические рамки ее создания и трансляции определяются и проявляются в системе субъектно-субъектных отношений. С этих позиций информационное пространство точнее определять как информационно-культурное.

Обратимся к рассмотрению содержательных элементов информационно-культурного пространства: информации и культуре.

В словаре русского языка С.И. Ожегов определяет информацию как «сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами» [9, с. 265]. Герасименко В.А. рассматривает информацию как атрибут объективного мира, имеющий теоретическое и практическое значение для современного общества [2, с. 78]. Человек существует в режиме постоянного воздействия со стороны информации, т.к. информационные потоки в окружающем мире непрерывны и неиссякаемы. Информация в процессе социализации личности имеет смысл тогда, когда «дошла» до человека, явно или латентно воспринята им сквозь призму имеющихся социально-культурных ценностей и норм. Таким образом, информация является формой взаимодействия информационно-культурного пространства с человеком, процессом становления и развития его личности.

К числу основных содержательных элементов информационно-культурного пространства относится и культура. Среди многообразия подходов к определению понятия «культура» в контексте нашего исследования следует выделить несколько аспектов. Во-первых, культура предстает проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетент-ностей, навыков, умений и знаний). В процессе социализации молодежи культура, с одной стороны, выступает объективным макрофактором процесса, с другой, - субъективно окрашенной личностной характеристикой. Во-вторых, культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Таким образом, взаимодействие молодежи с информационно-культурным пространством всегда носит характер явного (убеждение) или (и) латентного (внушение, кодирование) воздействия пространства на социализацию личности.

Современное информационно-культурное пространство оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, основывается на новых символах, нормах и правилах, привычках, моделях, программах, формальных языках, алгоритмах, виртуальных представлениях. Всё это предполагает необходимость овладения новой «информационной грамотностью» [7, с. 17]. В связи с увеличивающимся объёмом и усложнением информации личность должна уметь ею пользоваться, распоряжаться, т.е. владеть информационной культурой. Под информационной культурой мы понимаем способность человека эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Таким образом, чтобы быть грамотным объектом информационно-культурного пространства, необходимо обладать качествами социального субъекта, способного к преобразовательной деятельности в сфере информации и культуры.

Также информационно-культурное пространство определяют как системную совокупность элементов информационной и культурной сфер жизни общества, обусловленную общественными отношениями, складывающимися в связи с созданием, освоением, передачей, распространением и хранением социокультурной информации. На наш взгляд, узко рассматривать информационно-культурное пространство как одну из сфер общественной жизни нельзя. Наше понимание информационно-культурного пространства как макрофактора социализации молодежи ближе к её характеристике как открытой самоорганизующейся системе, включающей в себя информационные потоки и информационные поля, находящиеся во взаимодействии. Информационно-культурное пространство «накрывает» все сферы социализации молодежи, пронизывает все социальные отношения и связи личности.

В этой связи методологически важным является вопрос о структуре информационно-культурного пространства. Складная А.Я. выделяет следующие структурные компоненты: 1) субъекты информационно-культурного пространства (общество, государство, социальные группы, личность и др.); 2) объекты информационно-культурного пространства (общество, государство, социальные группы, личность и др.); 3) информационные ресурсы; 4) информационные технологии; 5) совокупность знаний; 6) систему ценностей и ценностных ориентаций личности и социальных групп [11, с. 30]. В предложенной структуре

информационным (ресурсы и технологии) и культурным (знания, ценности, ценностные ориентации) компонентам отводится инструментальная роль социального механизма взаимодействия субъектов и объектов информационно-культурного пространства. С позиции предлагаемого нами подхода, информация и элементы культуры являются одновременно объектами взаимодействия различных типов обществ, социальных институтов, социальных групп, отдельных личностей - всех уровней социальных субъектов, а также в силу своего управленческого воздействия сами носят субъектный характер, который выражен в определенных кодах, знаках, символах, направленности и силе их воздействия на человека.

Этот вывод подтверждается проявлением одной из существенных характеристик современного информационно-культурного пространства - наличием сетевых связей.

Сетевое общество, по М. Кастельсу, «создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [6, с. 505]. В результате развития медийной сферы возникают параллельные реальности. Телевидение дало возможность, не выходя из дома почувствовать, что ощущают люди, принадлежащие к другим культурам. Так в информационном пространстве начинают жить разные культуры. СМИ, а сейчас и Интернет, «множат реальности». С одной стороны, они носят поликультурный характер, а, с другой, - универсальный, задавая в глобальном масштабе единые стандарты поведения, образ мыслей. Виртуальную реальность легко трансформировать таким образом, чтобы она кодировала личность целенаправленно, в определенном направлении, заданном информационной сетью.

В истории человечества сеть является не новой формой социальной организации, но в современную эпоху определяющим основанием ее создания является социальная информация. По мнению М. Кастельса, сеть имеет преимущество перед традиционными иерархически организованными связями. Это наиболее подвижная и адаптивная форма организации, способная развиваться вместе со своим окружением и эволюционировать. Основными характеристиками сети являются: отсутствие центра и действие на основе бинарной логики: включение/исключение. Всё, что входит в сеть, полезно и необходимо для её существования, что не входит - не существует, с точки зрения сети, и может быть проигнорировано [6, с. 588]. Таким образом, сеть не конкурирует в своем воздействии на личность с другими агентами социализации, а просто исключает их, в одностороннем порядке воздействуя на человека. Понимание этих механизмов особенно важно для успешной социализации молодого поколения.

Таким образом, современное сетевое информационно-культурное пространство социализации молодежи обладает следующими тенденциями: 1) появление многообразной по формам и направленности виртуальной культуры, 2) возникновение параллельной реальности как агента социализации, 3) создание динамично трансформирующейся, но устойчивой в своем воздействии информационной сети.

Сложившиеся тенденции информационно-культурного пространства содержат риски для нормальной социализации молодежи. Молодёжь, включаясь и осваивая сетевую реальность, попадает, часто незаметно для себя, под определённое воздействие информационно-культурного пространства. Происходит процесс изменения поведения человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе непосредственного или опосредованного взаимодействия с ним.

Таким образом, современное сетевое информационно-культурное пространство раскрывается в виде разнообразных социально-культурных связей субъекта (сети) и объекта (молодёжи). В современном обществе кодирование личности становится основной целью-свойством сетевого информационно-культурного пространства, которое проявляется в различных моделях сетевой коммуникации.

Традиционно выделяют три основных теоретических модели коммуникации [12]. Первая - информационно-кодовая модель, где сетевая информация представлена следующими видами: изобразительная (графическая), звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Каждый вид сетевой информации несёт в себе определённый культурный код, и тем или иным образом влияет на объект её получения, прежде всего молодёжь. Исполь-

зование данной модели позволяет вычленить формы существования информационно-культурного пространства и каналы их воздействия на органы чувств и мышление человека.

Вторая - инференционная модель, в рамках которой сеть выступает субъектом взаимодействия и передаёт информацию объекту в доступной для него форме. Задача доступности информации сводится, прежде всего, к ее упрощению, что предполагает использование определенных информационно-культурных кодов. Доступность и упрощённость информации является одной из характеристик современного информационно-культурного пространства. Применение данной модели в исследовании социализации молодежи позволяет рассмотреть взаимодействие молодого поколения и информации на основе субъектно-субъек-тных отношений.

Третья - интеракционная модель предполагает, что сеть помещена в социально-культурное пространство и является результатом межкультурного взаимодействия социальных субъектов. Следовательно, сеть как субъект виртуальной реальности, будучи социально и культурно детерминирована, берет культурные коды извне и посылает их назад в реальное социальное пространство в трансформированном виде. Степень и направленность этой трансформации во многом зависит от целей социального кодирования.

Библиографический список

Для эмпирического описания взаимосвязи социализации молодежи и информационно-культурного пространства целесообразно использовать данные модели. Социализация молодёжи протекает как процесс освоения и создания определённого социального пространства. Информационно-культурное пространство является одним из его системообразующих видов. Взаимодействие молодёжи и информационно-культурного пространства носит субъектно-субъектный характер. Молодежь как социальный субъект пользуется им, создает его и одновременно является объектом воздействия со стороны информационно-культурной сети, нового субъекта социальной реальности. Таким образом, информационно-культурное пространство выступает макрофактором социализации молодёжи.

Определение направленности и степени его влияния в рамках эмпирического социологического исследования подразумевает выявление явных и латентных механизмов, кодов воздействия информационно-культурного пространства на молодёжь.

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2014 - Алтайский край) № проекта 1413-22008/14 «Региональные особенности функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ».

1. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики. - СПб.; М., 2005.

2. Герасименко, В.А. Основы информационной грамотности. - М., 1996.

3. Григорьев, С.И. Неклассическая социология образования начала XXI века / С.И. Григорьев, Н.А. Матвеева. - Барнаул, 2000.

4. Игнатов, В.С. Информационное пространство. Структура и функции / В.С. Игнатов, Д.В. Пименова // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Социология. - 2007. - № 3.

5. Ищенко, А.Г. Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. - М., 2004.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. О.И. Шкаратана. - М., 2000.

7. Кузьмин, Е.И. Формирование информационного общества в XXI в. / Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. - СПб., 2006.

8. Матвеева, Н.А. О соотношении инерционности и субъектности в образовании // СОЦИС. - 2002. - № 3.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., 1989.

10. Рунов, А.В. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. - М., 2003.

11. Складная, А.Я. Информационно-культурное пространство формирования личности военнослужащих: сущность, структура и направление реализации // Вестник Военного университета. - 2010. - № 4.

12. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник. - М., 2010.

Bibliography

1. Burdje, P. Socialjnoe prostranstvo: polya i praktiki. - SPb.; M., 2005.

2. Gerasimenko, V.A. Osnovih informacionnoyj gramotnosti. - M., 1996.

3. Grigorjev, S.I. Neklassicheskaya sociologiya obrazovaniya nachala XXI veka / S.I. Grigorjev, N.A. Matveeva. - Barnaul, 2000.

4. Ignatov, V.S. Informacionnoe prostranstvo. Struktura i funkcii / V.S. Ignatov, D.V. Pimenova // Izvestiya vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. Obthestvennihe nauki. Sociologiya. - 2007. - № 3.

5. Ithenko, A.G. Rolj informacii v formirovanii i razvitii sociuma v istoricheskom proshlom. - M., 2004.

6. Kasteljs, M. Informacionnaya ehpokha: ehkonomika, obthestvo, kuljtura / pod red. O.I. Shkaratana. - M., 2000.

7. Kuzjmin, E.I. Formirovanie informacionnogo obthestva v XXI v. / E.I. Kuzjmin, V.R. Firsov. - SPb., 2006.

8. Matveeva, N.A. O sootnoshenii inercionnosti i subjhektnosti v obrazovanii // SOCIS. - 2002. - № 3.

9. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1989.

10. Runov, A.V. Osobennosti kommunikativnoyj sredih v modelyakh informacionnogo obthestva. - M., 2003.

11. Skladnaya, A.Ya. Informacionno-kuljturnoe prostranstvo formirovaniya lichnosti voennosluzhathikh: suthnostj, struktura i napravlenie realizacii // Vestnik Voennogo universiteta. - 2010. - № 4.

12. Sharkov, F.I. Kommunikologiya: osnovih teorii kommunikacii: uchebnik. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 15.07.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.