_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 316.7+37.0
Теркулова Ирина Наильевна
Аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, irena88@list.ru, Новосибирск
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье описаны социально-воспитательные эффекты использования информационно-коммуникационных технологий как педагогического условия социализации школьников в единстве сфер социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи на основе анализа трех крупных практических зарубежных исследований: исследования по использованию ноутбуков и планшетов в образовании (Канада, Квебек) и исследование цифрового рабочего пространства во Франции.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), социализация, социально-воспитательные эффекты, цифровое рабочее пространство.
Мы живем в век быстрых изменений, центральную роль во всех сферах жизни индивидуума играют технологии, и педагогика не может игнорировать влияние кибермира и ИКТ на социализацию молодежи. Однако масштабных исследований по анализу возможностей ИКТ в образовательном процессе, представляющем единство обучения и воспитания, практически нет [4]. По нашему мнению, педагогически обоснованное использование ИКТ в педагогическом процессе, направленное на решение задач социального воспитания, может помочь в адаптации учащихся к жизни в современном информационном обществе, воспитывая необходимые качества личности. Актуальным в этой связи может быть обращение к анализу зарубежного опыта освоения информационных средств в образовательном процессе, который сформировался в практике французской и канадской школ [3; 5].
Нами были рассмотрены три крупнейших исследования, два из которых были проведены в регионе Квебек (Канада), и одно во Франции в масштабе страны. Выборка основана на принципе масштабности и уникальности (анализируемые исследования являются новыми, массовыми и отражающими современную ситуацию по исследуемому вопросу), а также на схожести поставленных в рамках анализируемых исследований и нашей работы вопросов.
В рамках первого исследования канадскими учеными Thierry Karsenti и Simon Collin [7] было проведено изучение использования
ноутбуков в начальной и средней школе. У авторов была уникальная возможность провести исследование совместно со Школьным советом Квебека, представляющим объединение из 25 школ. Данное объединение одно из первых массово внедрило ноутбуки более 10 лет назад: 4500 ноутбуков среди учеников в возрасте от 9 до 17 лет и персонала школ. В исследовании принимали участие 2712 учеников начальной и средней школы и 389 учителей. Авторы ставили перед собой цель определить роль технологий в развитии различных способностей, а также главные преимущества использования ИКТ для школьников и учителей и основные проблемы, возникающие у учеников и учителей. Сбор данных в рамках этого исследования осуществлялся путем анкетирования учеников и учителей. Вопросы были отобраны и проработаны через обширный анализ научной литературы по анкетированию в сфере технологий в образовании, с учетом того, что у каждого ученика в классе был свой ноутбук. В школе все участники исследования имели ноутбуки и подключение к Интернету. За указанное время более 15 000 детей воспользовались возможностью обучаться с помощью ИКТ; количество учеников, по данным отчетности Школьного совета Квебека, не сдающих финальные школьные экзамены, снизилось более чем на половину (с 42 % до 20 %).
Второе масштабное исследование было проведено также в Квебеке (Канада) Thierry Karsenti и Aurélien Fievez [8] в 2012-2013 гг.
и касалось использования планшетов в образовании. В нем приняли участие 18 средних и начальных школ Квебека: 6057 учеников (12-16 лет) и 302 учителя.
В качестве инструмента сбора данных было выбрано анкетирование, индивидуальные и частично направляемые групповые встречи. В рамках исследования имели место два контекста использования айпэда в школах: у каждого ученика есть айпэд, в школе и дома (87 % участников); ученик делит планшет как минимум с еще одним учеником, и планшет остается в школе (13 % участников).
Третье интересующее нас исследование было проведено в 2014 г. Министерством образования Франции [6]. Оно заключалось в анализе работы цифрового рабочего пространства, созданного в рамках программы по внедрению ИКТ на современном этапе в образовательную среду французской школы. Само цифровое образовательное пространство представляет собой образовательный интернет-портал, где любой член образовательного процесса (включая администрацию образовательного учреждения и родителей) через единую и безопасную точку доступа может пользоваться набором информационных услуг, связанных с их деятельностью. Цифровое рабочее пространство позволяет выявлять и развивать уровни профессиональных и образовательных практик и удовлетворять потребности в сопровождении участников образовательного процесса. Отчет ЕУАЬиБЭТ показывает развитие рабочего образовательного пространства за последние 2 года [6]. Более 6500 образовательных учреждений (лицеев и колледжей) приобщились к рабочим образовательным пространствам, по данным на 2014 г., предоставляя таким образом более 10 миллионам пользователей огромное количество цифровых услуг. В исследовании принимали участие старшие школьники, родители, учителя, методисты и управляющий персонал средних учебных заведений (школ, колледжей). В 2012 г. приняло участие 14586 респондентов, из которых 9012 учеников (возраст 11-18 лет) и 1801 учителей и методистов. В 2014 г. - 18034 респондента, из которых 10137 учеников (возраст 11-18 лет) и 2067 учителей и методистов. Следует отметить, что цифровое рабочее пространство
доступно в более чем 90 % учебных заведений, а в них - 100 % учителей.
Опрос проводился с помощью онлайн-консультаций, осуществляемых следующим образом: отправка образовательным комитетам (29 образовательных комитетов по всей стране) материалов опросника со списком учебных заведений, участвующих в исследовании, далее отправка образовательными комитетами материалов опросника учебным заведениям и информирование всех участников опроса главой образовательного учреждения. Опросник включал несколько критериев, в том числе и вклад цифрового рабочего пространства в работу образовательных учреждений и в образовательную миссию, что именно нас и интересовало.
В процессе анализа результатов вышеперечисленных исследований нами были выделены эффекты, возникающие непосредственно в контексте использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и имеющие отношение к контексту социального воспитания, являющегося частью процесса социализации [1; 2].
В нашем понимании социально-воспитательный эффект ИКТ - это следствие результата использования ИКТ, являющееся психологическим явлением, выраженное в формировании социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, определенных черт характера и компетент-ностей (и компетенций в более широком понимании).
Некоторые социально-воспитательные эффекты в силу полноты и емкости их понимания лежат в рамках как расширения социального опыта, так и социального образования, и социальной помощи:
- умение организовывать свою деятельность: способность представлять комплексно свою цель и оценивать ее достижение (оценка сложности цели, подбор доступных ресурсов, рассмотрение различных способов действия по решению проблемы, выбор лучшего и предвосхищение выбранной схемы действий), управление реализацией задач на всех этапах (применение полученных ресурсов сообразно цели, контексту и своим собственным личным качествам), анализ своих действий (умение взглянуть ретроспективно на свои действия, оценивая
32
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2016
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
их эффективность и требования, и умение перенести полученные знания и опыт в другие контексты);
- автономия - способность учащегося принять собственное, свободное и ответственное решение в своем обучении, где он самоопределяется на различных уровнях своей деятельности.
В сферах социального опыта и индивидуальной помощи мы видим:
- развитие навыков общения, которые включают выбор способа общения, управления процессом общения (выбор эффективных стратегий и др.) и имеют социальную (оставаться на связи, социализироваться и др.) и образовательную (работать в команде, отправлять и получать информацию, задавать вопросы и отвечать и др.) интенции;
- сотрудничество - способность эффективно взаимодействовать, определяющаяся внесением вклада в совместную работу (активное участие в деятельности класса и школы, планирование и реализация работы с другими, разделение ответственности и взаимоответственность и др.), социальным взаимодействием с другими в рамках команды (принятие другого с его качествами, активный обмен мнениями, способность выслушать и уважение отличного от своего мнения, разрешение конфликтный ситуаций и др.) и анализом проделанной совместной работы (измерение степени достигнутости целей, оценивание своего вклада и вклада других участников группы в совместную работу, определение путей совершенствования по итогам работы и др.).
В сферах социального образования и индивидуальной помощи находятся следующие социально-воспитательные эффекты:
- развитие цифровой компетенции, которая включает не только владение навыками использования ИКТ, но и осознание ценности интеллектуальной собственности, уважение частной жизни, предвосхищение но-
вых контекстов использования, применение стратегии взаимодействия, общения и помощи сообразно поставленным задачам и др.;
- критическое мышление, благодаря которому дети учатся преодолевать шаблонность и создавать свое собственное мнение.
С точки зрения социального образования мы можем выделить дифференциацию (в одном классе находятся и одаренные дети, и дети с трудностями в обучении) и индивидуализацию обучения. В сфере индивидуальной помощи наблюдется:
- развитие креативности (творческого мышления), которое заключается не только в добавлении новых ресурсов, новых знаний, а в большей степени в новой, нестандартной трактовке учениками существующих;
- учебное продвижение в своем собственном ритме через возможность вернуться к определенному образовательному этапу в любое время в любом месте с помощью ИКТ;
- мотивация и вовлеченность;
- подготовленность к жизни в современном информационном обществе.
По результатам анализа мы видим, что успешность использования ИКТ в качестве педагогического условия социализации заключается в их обдуманном использовании как учителями, так и учениками. Под обдуманным использованием мы понимаем целенаправленное использование ИКТ в образовательном процессе с учетом задач школы не только образовывать, но и способствовать достижению задачи социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи. Проведенный анализ показал, что ИКТ обладают значительным социально-воспитательным потенциалом и представляют интерес для отечественной науки и практики в свете реализации Стратегии развития воспитания, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
2. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 26-31.
3. Ромм Т. А., Теркулова И. Н. Социально-педагогический потенциал трансвер-сальных компетенций в канадской школе // Нижегородское образование. - 2014. - № 3. -С. 202-205.
4. Теркулова И. Н. Проблематика ИКТ в современном социальном воспитании // Вопросы
воспитания. - 2013. - №1 (14). - С. 48-52.
5. Теркулова И. Н. Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий во французской школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 197-199.
6. EVALUENT L'enquête nationale 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://eduscol.education. fr/cid84333/enquete-nationale-evaluent-2014.html (дата обращения: 20.05.2015).
7. Karsenti T., Simon Collin S. Une étude sur les apports des ordinateurs portables au primaire et au secondaire [Электронный ресурс]. - URL: https:// halshs.archives-ouvertes.fr/edutice-00676148/docu-ment (дата обращения: 18.03.2015).
8. Karsenti T., Fievez A. L'iPad à l'école: usages, avantages et défis [Электронный ресурс]. -URL: http://karsenti.ca/ipad/pdf/rapport_iPad_ Karsenti-Fievez_FR.pdf (дата обращения: 25.04.2015).
Поступила в редакцию 15.11.2015
Terkulova Irina Nail'evna
Postgraduate Student ofa Pedagogy and Psychology Department of History, Liberal and Social Education Institute, Novosibirsk State Pedagogical University, irena88@list.ru, Novosibirsk
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A PEDAGOGICAL FACTOR OF SOCIALIZATION IN FOREIGN SCHOOL
Abstract. The article reveals social and educational effects of using the information and communication technologies as a pedagogical factor of students' socialization in unity of social experience, social education and individual help on the ground of analysis of three huge practical pieces of research: on using laptops and tablets (iPad) in education (Canada, Quebec), and on digital workspace in France.
Keywords: Information and communication technologies (ICT), socialization, social and educational effects, digital workspace.
References
1. Mudrik, A. V., 2009. Vvedenie v sotsialnuju pedagogiku [Introduction into social pedagogy]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 568 p. (in Russ.).
2. Romm, T. A., 2013. Strategicheskie orien-tiry social'nogo vospitanija v postindustrialnom obschestve [Stragetic points of social upbringing in postindustrial society]. Sibirskij pedagogich-eskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 26-31(in Russ., abstr. in Eng.).
3. Romm, T. A., Terkulova, I. N., 2014. Sotsial-no-pedagogitcheskj potentsial transversalnyh kompe-tentsij v kanadskoj shkole [Social and pedagogical potential of transversal competences in Canadian school]. Nizegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 3, pp. 202-205 (in Russ., abstr. in Eng.).
4. Terkulova, I. N., 2013. Problematika IKT v sovremennom sotsialnom vospitanii [Information and communication technologies in contemporary social education]. Voprosy vospitanija [Questions of Education], 1, pp. 48-52 (in Russ.).
5. Terkulova, I. N., 2014. Sotsialno-vospita-tel'nyj potentsial informatsionno-kommunikatsion-nyh tehnologij vo frantsuzskoj shkole [Socio-educa-tional potential of information and communication technologies in French school]. Vestnik Kostromsko-go gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekraso-va [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 1, pp. 197-199 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. EVALuENT L'enquête nationale 2014 [online]. Available at: http://eduscol.education.fr/ cid84333Zenquete-nationale-evaluent-2014.html (Accessed 18 May 2015) (in French).
7. Karsenti, T., Simon Collin, S. Une étude sur les apports des ordinateurs portables au primaire et au secondaire [online]. Available at: https://halshs. archives-ouvertes.fr/edutice-00676148/document (Accessed on 18 March 2015) (in French).
8. Karsenti, T., Fievez, A. L'iPad à l'école: usages, avantages et défis [online]. Available at: http:// karsenti.ca/ipad/pdf/rapport_iPad_Karsenti-Fievez_ FR.pdf (Accessed 25 April 2015) (in French).
Submitted 15.11.2015
34
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 I 2016