Смирнова Н.А. ©
Доцент, кандидат технических наук,
Национальный открытый институт, г. Санкт-Петербург
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Рассматриваются тенденции развития электронного обучения в современной высшей школе. Анализируются характеристики программного обеспечения информационной образовательной среды вуза.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные технологии, системы управления обучением.
Keywords: distance education, educational technology, learning management system.
В наше время знания являются основными ресурсами устойчивого развития общества и качества жизни в целом. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые возможности в различных сферах современной жизни, в том числе и в образовании. Можно отметить [1] три основных направления, по которым осуществляется развитие и совершенствование информационно-коммуникационных обучающих технологий (ИКТ):
• как сопровождение классического традиционного процесса обучения (face-to-face) -ИКТ предоставляют участникам образовательного процесса дополнительные информационные ресурсы и средства коммуникации, значительно усиливающие степень педагогического воздействия на обучаемого;
• как поддержка дистанционного обучения - ИКТ обеспечивают реальную возможность проводить обучение на расстоянии, решая комплекс социальных проблем за счет принципиального повышения доступности образования;
• как собственно on-line обучение - ИКТ реализуют обучение в режиме реального времени территориально-распределенной аудитории обучаемых.
Своеобразной революцией в области on-line обучения стало создание MOOC — Massive Open Online Courses. МООС является наиболее перспективной и популярной формой on-line-обучения. Массовый открытый онлайн-курс (MOOC) представляет собой особый тип образовательного интернет-курса, предполагающий массовое участие и бесплатный доступ. Типовой курс обучения, как правило, представлен видеолекциями с субтитрами, домашними заданиями, текстовыми конспектами лекций, тестами и итоговыми экзаменами.
В последние годы такие проекты стали предлагать элитные университеты - Г арвард, MIT, Стэнфорд и др. Наблюдается своеобразная экспансия on-line-курсов элитных университетов, поскольку получить престижный диплом Стэнфорда или Гарварда, «не выходя из дома», представляется многим перспективой весьма заманчивой. Ведущие университеты мира включились в глобальный эксперимент по переформатированию рынка образовательных услуг. Студенты по всему миру получили возможность слушать лекции ведущих специалистов с мировыми именами, уровень которых на голову выше тех, что предлагают их собственные школы и университеты. Для этого нужно всего лишь знать английский язык и иметь доступ в Интернет.
В настоящее время можно выделить [2, 3] пять крупнейших в мире платформ дистанционного обучения.
© Смирнова Н.А., 2015 г.
• Некоммерческая образовательная организация Khan Academy. Цель — «предоставление высококачественного образования каждому, всюду». Сайт академии предоставляет доступ к более чем 3600 бесплатным лекциям по математике, истории, здравоохранению, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике и др.
• MOOC-платформа Coursera является одной из наиболее успешных, предлагает более 420 образовательных курсов, имеет более чем 80 партнеров и объединяет более 4,5 млн студентов со всего мира. Авторами курсов являются профессора ведущих мировых университетов, в том числе Принстона, Стэнфорда, Колумбийского университета.
• Некоммерческий проект в сфере on-line-обучения edX предлагает бесплатный доступ к более чем 60 курсам, разработанным университетами Беркли, Остина, Джорджтауна, Гарвардом, MIT и другими. Помимо образовательной составляющей, основатели MOOC-платформы ставят задачу ис-следования эффективности обучения.
• Образовательная компания Linda.com, предоставляющая сотни on-line -тренингов для изучения компьютерных, дизайнерских и бизнес-навыков, позволяющих достигать личных и профессиональных целей. Сервис Linda.com собрал около 2500 обучающих курсов. Секрет успеха — предоставление большого количества востребованных on-line-тренингов от десятков действующих профессионалов из различных сфер деятельности.
• Коммерческая образовательная организация Udacity предлагает около 30 курсов, разработанных не только университетскими профессорами, но и ведущими отраслевыми экспертами по таким направлениям, как компьютерная наука, дизайн, математика, технологический бизнес. Каждый курс предлагает несколько уровней сложности — для начинающих, базовых и продвинутых слушателей.
Среди российских проектов можно выделить следующие основные группы on-line-платформ: библиотеки обучающего видео, on-line-образовательные программы, платформы для предоставления отдельных on-line-курсов.
«Eduson» - образовательная платформа, которая специализируется на прикладных бизнес-тематиках и корпоративном обучении. В качестве лекторов привлекают в первую очередь практиков - профессионалов высокого класса, предпочитая иностранных менеджеров и гуру бизнеса.
Образовательный проект «Uniweb» предлагает дополнительное профессиональное образование. Имеет 15 академических партнеров: МГИМО, РГГУ, Высшая школа экономики, МГУ и др. Проект рассматривается как бизнес с длинным горизонтом окупаемости, все программы платные.
Российский образовательный on-line-проект «Универсариум» - представляет собой бесплатные курсы по математике, биологии, экономике, про-граммированию, истории культуры и др.
Следует отметить, что подобные радикальные преобразования вузовской образовательной среды затрагивают преимущественно сферы экономики и бизнеса. Техническое образование предпочитает базироваться на смешанной модели («blended model»), рационально сочетающей в себе традиционные классические и информационные технологии [4].
В процессе развития технологий e-Learning, в конце 90-х годов прошлого столетия, возникли системы категории Learning Management System (LMS) - системы управления обучением, включающие средства не только для организации и контроля использования компьютерных курсов и тренингов, но и для администрирования учебного процесса в целом, в том числе его традиционных форм. Наиболее распространенные на сегодняшний день системы - Moodle, Blackboard, SAKAI. LMS служит фундаментом для построения всего процесса электронного обучения.
Любая LMS предполагает наличие стандартных модулей (средства разработки курсов, курсы, система управления контентами, система управления обучаемыми, система взаимодействия с Internet). Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора
подходящих траекторий обучения на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов.
В последнее время активно развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом - Learning Content Management System (LCMS). В отличие от LMS подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения и
ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контентов, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. Ярким представителем систем класса LCMS является разработка компании IBM - Lotus Workplace Collaborative Learning.
Значительное число учебных заведений ориентируется на бесплатно распространяемое программное обеспечение, которое позволяет организовывать
дистанционный учебный процесс. Подобной программой является MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), предназначенная для организации взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, для организации традиционных
дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения (используется уже в 160 странах [5]). Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения обучаемыми заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Особую ценность Moodle представляет собой именно потому, что его можно использовать как с системой Windows, так и с пакетами свободно распространяемого программного обеспечения: Linux, Ubuntu, OpenOffice.org и др.
Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS [6,7].
Литература
1. Пресс И. А. Интеграция информационно-обучающей среды вуза в Интернет-пространство: Сб. трудов Третьей международной конференции по вопросам применения информационнокоммуникационных технологий в образовании «MOSCOW Education Online 2009».- 2009.- М: РВ-Принт, с. 376 - 378.
2. Пресс И.А. Интеграция классических и информационных технологий как педагогический базис
модернизации современной образовательной си-стемы: Сб. трудов V Международного
конгресса «Роль бизнеса в трансфор-мации Российского общества - 2010». - 2010. - М.: ООО "Global Conferences". - С. 496 - 498.
3. Боброва Проблемы интеграции педагогических и информационных технологий.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 12, 2014, ч.2, с.58-60.
4. Л.В. Боброва, А.Ю. Писарев. Проблемы управления качеством образовательного процесса.// Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», № 2 (49) , 2013, Москва, Центр стратегических исследований, с.271-274.
5. Л.В. Боброва. Практико-ориентированное дистанционное обучение как фактор создания инновационной экономики: Сб. материалов III-й международной научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования», - Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», Прага, 2013, с.36-38.
6. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE: учебное пособие. -Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.
7. Н.А. Смирнова. Системы управления обучением в образовательном процессе высшей школы. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 12, 2014, ч.2, с.131-134.