УДК 008, 001.2
DOI: 10.18384/2310-7227-2022-3-90-101
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АНТРОПНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Шалагина Г. Э.1, Шалагин С. В.2
1Казанский национальный исследовательский технологический университет 420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 68, Российская Федерация
2Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Рассмотреть взаимовлияние современных инфокоммуникационных технологий и человека в сегментах информационного общества, таких как проектирование и использование вычислительной техники, туризм совместного потребления, дистанционное образование. Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет проекция значимых областей комплексного антропологического знания (физическая, социокультурная, философская антропология) на исследования в области информатики. Показано, каким образом этничность через интернализированные физические паттерны, в частности письма, может способствовать совершенствованию дружественных графических интерфейсов программно-технических устройств, как технологические возможности осуществления совместного потребления в туризме формируют вненаходимую социокультурную идентичность современника и какие виды дистанционного образования антропомерны, а какие расчеловечивают образовательный процесс. Результаты. Выявлено, что в контексте информационного общества существуют риски циф-ровизации для антропной идентичности, но одновременно сформировались и охранительные тенденции, в ходе которых люди компенсируют уязвимость собственной физичности антропо-мерным использованием технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основе междисциплинарного подхода авторы обновили проблематику исследуемой области на стыке информатики и социогуманитарных наук. Работа адресована специалистам в области философии науки и техники, преподавателям философских наук, исследователям социогуманитарной проблематики, аспирантам всех направлений.
Ключевые слова: антропная идентичность, антропологическая экспертиза технологий, дистанционное образование, инновационизм, информационное общество, совместное потребление, транзиторность, устойчивое развитие, цифровизация
INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND ANTHROPIC IDENTITY: THE INFLUENCE OF HUMAN AND TECHNOLOGY IN THE CONTEXT OF THE INFORMATION SOCIETY
G. Shalagina1, S. Shalagin2
1Kazan National Research Technological University
ul. Karla Marxa 68, Kazan 420015, Tatarstan, Russian Fédération
2Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI
иl. Karla Marxa 10, Kazan 420111, Tatarstan, Russian Federation
© CC BY Шалагина Г. Э., Шалагин С. В., 2022.
Т9^
Abstract
Aim. To consider the mutual influence of modern infocommunication technologies and a person in the segments of the information society, such as the design and use of computer technology, shared tourism, distance education.
Methodology. The main content of the study is the projection of significant areas of complex anthropological knowledge (physical, sociocultural, philosophical anthropology) onto research in the field of informatics. It is shown in what way ethnicity can contribute to the improvement of friendly graphical interfaces of software and hardware devices through the internalized physical patterns, in particular writing. It is also shown that the technological possibilities of joint consumption in tourism form an out-of-place sociocultural identity of a contemporary. It is depicted which types of distance education are anthropomeric and which dehumanize the educational process.
Results. It was revealed that in the context of the information society there are risks of digitalization for anthropic identity, but at the same time, protective tendencies have also formed, during which people compensate for the vulnerability of their own physicality by anthropomeric use of technology. Research implications. On the basis of an interdisciplinary approach, the authors updated the problematics of the area under study at the intersection of computer science and the socio-humanitarian sciences. The work is addressed to specialists in the field of philosophy of science and technology, teachers of philosophical sciences, researchers of socio-humanitarian issues, graduate students of all areas.
Keywords: anthropic identity, anthropological expertise of technologies, distance education, innova-tionism, information society, joint consumption, transitivity, sustainable development, digitalization
Введение
Мы живём в условиях информационного общества, цифровизации. Наступает новая реальность 5.0. Данное обстоятельство актуализирует изучение вопроса об открытых и латентных механизмах воздействия современных инфокоммуникационных технологий (ИКТ) на антропную идентичность. Такая постановка проблемы актуальна в гуманитарных и технических науках в условиях информационного общества. Сегодня идёт процесс цифровизации практически всех аспектов социального, доля населения, вовлечённого в процессы обработки компьютерной информации, непрерывно растёт. Доступность ИКТ каузирует комплексное воздействие на своих пользователей, варьируя их статус, природу и судьбу в наступающей новой инфо-социальной реальности 5.0.
Усиление влияния ИКТ на общество вызвало в постнеклассической научной парадигме активное осмысление места и роли ИКТ в антропологической и социальной перспективе и, как следствие, возрастание роли самих информационных наук. Об этом пишут многие исследователи в Российской Федерации и за рубежом (В. А. Кутырев [5], М. Н. Эпштейн [15], А. П. Свитин [7],
П. Л. Храпкин [8], Ж.-М. Мерме, М. Отто [2], У. Боггс [4], Р. Шеннон [14] и др.) Указанные исследования затрагивают такие области, как химия, гуманитарная информатика, цифровая гуманистика, цифровая антропология. В работе будут рассмотрены некоторые аспекты влияния ИКТ на ан-тропную идентичность современника, которые проявляются в практиках создания и использования вычислительной техники, в применении ИКТ в туристическом бизнесе, в образовании. Будут сделаны выводы о рисках цифровизации, а также об охранительных тенденциях, которые сопровождают современный технический прогресс.
Антропная идентичность в комплексе антропологического знания
В свете рассмотренных выше изменений в науке и социуме интересен вопрос, как именно ИКТ влияют на самую фундаментальную и базовую характеристику человека - его антропную идентичность. Под антропной идентичностью мы понимаем фундаментальную и комплексную, с учётом комплексности самого антропологического знания, характеристику человека,
которая складывается с учётом его частных идентичностей, таких как физическая, социокультурная, гендерная, возрастная, групповая, этническая, национальная. В печати отмечалась апофатичность категории «антропная идентичность», что не отменяет влияния этого философско-ан-тропологического концепта на облик социальных институтов и особенности их функционирования: «Знание, продуцируемое философской антропологией, заключается в значительной его апофатичности. Сказанное относится, прежде всего, к категории "антропная идентичность", о которой говорят скорее в терминах отсутствия, нежели дают чёткие её дефиниции... На самом деле не важно, что чему-то нельзя дать научную дефиницию (например, понятию человеческой природы)... Парадокс, но это самое "неопределяемое" понимание того, что такое "человек", тем не менее, определяет если не весь облик социальных институтов, то, во всяком случае, описывает особенности их функционирования, и таким косвенным образом обнаруживает себя повсюду...»1. Определение статуса сегодняшнего транзиторного социума (является ли наше постмодерное время переходным в рамках одной цивилизации, или мы наблюдаем / переживаем межцивилизационное состояние и даже разлом) является проблемным. Сегодня мы переживаем цивилизаци-онный переход (предположительно от постмодерна к новому Средневековью), поэтому апофатические характеристики человека возможны, они схватывают одновременно и вненаходимую идентичность современника, и ускользающую от познания сущность человека как такового. Философско-антропологическая рефлексия предполагает осмысление ценностного приоритета витализма, жизни, рефлексию аспектов физичности, следование принципам гуманизма, что особенно актуализиро-
1 Галанова Г. Э. Предисловие // Антропологическая экспертиза Российского законодательства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 11-12 февраля 2005 г. / отв. ред. Г. Э. Галанова. Казань: Таглимат, 2005. С. 9.
валось в условиях пандемии СОУГО-19. С позиций учения о душе Аристотеля человек понимается трояко: и как носитель растительного начала, и как животное, и как человек, нус или ум [3]. Человек как кан-товская «вещь в себе» - это прежде всего живое существо. Но во вторую очередь это мыслящее существо, осознающее свою фи-зичность, слабость перед лицом внешних вызовов и потому компенсирующее эти «несовершенства» путём создания техники.
Инфокоммуникационные технологии и жизнь: влияние социокультурной идентичности на создание и использование вычислительной техники
Элементы ИКТ представляют собой сложные программно-аппаратные комплексы (ПАК), порядок применения которых оказывает влияние на их пользователей. А это сейчас значительная часть современного общества. Влияние ИКТ на человека идёт через проектирование антропомерных, унифицированных и интуитивно-понятных интерфейсов. К значимым для учёта при создании ПАК характеристикам человека относятся физические (пол, этнос, гендер), они плавно перерастают в социокультурные (манера двигаться, обусловленная одеждой, культурой, телесно выраженные культурные привычки реагирования). Техника должна соответствовать характеристикам человека для осуществления бесшовной связи человека и устройства [10].
В настоящее время из-за улучшения технических характеристик средств вычислительной техники (ВТ) сохраняется тенденция к совершенствованию дружественного графического интеллектуального интерфейса современных ПАК. Создатели ВТ работают в симуляционной парадигме. Пользователи устройств проходят профессиональное становление посредством симу-ляторных программ, которые оказывают на них всё большее влияние, подменяя собой реальные процессы. Сказанное актуально не только для рядовых пользователей ВТ
(ПЭВМ, смартфонов и других гаджетов), но и для диспетчеров техники, представляющей повышенную опасность. Например, для диспетчеров и пилотов авиационной техники военного и гражданского назначения. С симуляторным интерфейсом связан определённый антропологический риск: выработка безответственности пользователя, как в компьютерной игре. И дело не в «аморальности» диспетчера, а в игровом характере самой симуляционной ситуации. В этом состоит тот самый «человеческий фактор». Однако симуляционная парадигма, несмотря на всю раздающуюся критику в её адрес, неизбежна, создатели аппаратно-технических устройств и пользователи (пилоты, диспетчеры) вынужденно остаются работать в симуляторной (симуляционной) парадигме.
При создании ВТ для повышения качества взаимодействия пользователя с техническим устройством необходимо учитывать антропологические, в том числе культурные, особенности пользователя. В качестве примера рассмотрим этнические характеристики человека, определяющие, в том числе, пространственные особенности письма и чтения. Этничность представляет не только социокультурный, но и телесный аспект. Речь идёт не о врождённых биологических параметрах этноса, а об интернализованных паттернах реагирования на реальность, связанных с этнокультурными особенностями. Эти паттерны, будучи не врождёнными, а культурно приобретёнными, тем не менее активно манифестируются телесно, являются для человека предзаданной объективной реальностью, определяющей дальнейшие социальные практики, в том числе и его взаимодействие с интерфейсом ПАК.
Рассмотрим это на примере. Арабский язык (и его диалекты) является родным примерно для 150 млн. чел. Арабская практика письма предполагает иную, по сравнению с европейской, телесную ориентацию - справа налево. Однако ведущее положение на рынке современных средств ВТ и ПАК традиционно занимают корпорации, ориентирующиеся на пользователя -
носителя англосаксонской культуры, пишущего слева направо (к ним же относятся и представители славянской и других культур). В начале развития интернета у английского языка была фора, иноязычные пользователи были вынуждены улучшать свои языковые навыки в английском. Со временем это стартовое преимущество нивелировалось. Так, в 1996 г. более 80% интернет-пользователей были носителями английского языка, а к 2010 г. эта цифра упала до 27,3% [9, с. 154].
Этническая принадлежность пользователя накладывает определённые ограничения на особенности интерфейсной части ПАК. Например, на порядок расположения визуальных образов, на порядок набора текстов и на наборное поле клавиатуры различного назначения. Забавный факт: китайцы либо пишут смс стилусом, когда программа распознавания предлагает иероглифы, похожие по написанию, либо используют цифровой язык, так как в китайском языке цифры звучат так же, как и некоторые слова1. Развитие экранных интерфейсов позволяет создавать виртуальные клавиатуры, адаптированные под антропокультурные особенности пользователей, тогда как создание физического наборного поля, отличного от традиционного, представляет техническую трудность.
По нашему мнению, в рамках парадигмы компьютерного моделирования можно выделить два пути развития интерфейсной части современных средств ВТ. Первый путь - использование, «оцифровка» существующих наработок, изначально разработанных и адаптированных под технические средства, существовавшие ранее. Второй путь - проектирование новых интерфейсов на основе базовых визуальных образов, адаптированных под культурные (этнические) особенности пользователя. Данные пути соответствуют решению пря-
1 Например, 8 - 'ба': 88 - 'ба-ба', англ. "bay-bay", рус. «пока». Или 517 - wo yau qi, рус. «я хочу есть», 44 -xie xie, рус. «спасибо», 066 - ni lai le, рус. «ты тут?», 753 - chi wu can, рус. «я обедаю» и др.
мой и обратной задач компьютерного моделирования.
В настоящее время мы видим примеры развития интерфейсной части ВТ как по первому, так и по второму пути. Первый пример - использование в интерфейсной части принципа разложения китайских иероглифов на составные части для их набора на пишущей машинке. Данный принцип был предложен Линь Юйтаном в 1946 г. В настоящее время данный принцип лежит в основе структурных методов, применяемых для ввода в ЭВМ китайских иероглифов. Второй пример - применение стандартной, привычной для нас клавиатуры «ОШЕЯТУ-ЙЦУКЕН». Но при этом одной клавише соответствует не одна, а 7-8 графем, которые меняются в зависимости от выбора 7-8 альтернативных раскладок клавиатуры. Для работы с такой клавиатурой требуется достаточно серьёзная тренировка. Вместе с тем данный вид интерфейсов позволяет пользователям ВТ применять в своей практике приобретённые ранее умения и навыки. Древние китайские, корейские и японские тексты записывались в вертикальные колонки, идущие справа налево. Сегодня указанные языки чаще пользуются горизонтальным письмом слева направо. Переход на это направление письма осуществлялся в XIX-XX вв. под влиянием европейских языков. Пиньинь - это система романизации для китайского языка, существует с 1958 г. по настоящее время.
Первые компьютеры предполагали только горизонтальное письмо слева направо, причём только латиницей. В настоящее время большинство текстовых редакторов не позволяют полноценно поддерживать вертикальное письмо. Но операционные системы, локализованные в Восточной Азии, поддерживают вертикальную печать. Документ редактируют как горизонтальный текст, добавляя впереди символ а при печати он сам сориентируется вертикально.
Примеры второго пути развития - создание графических интерфейсов экранного типа (экранных интерфейсов), ориенти-
рованных на сенсорные экраны, «тачпады» современных мобильных гаджетов. Для экранных интерфейсов поля ввода текстов и графические образы имеют потенциал для адаптации под иной порядок ввода и отображения информации: справа налево или сверху вниз. К решению указанных задач разработчики программно-технических устройств могут привлекать антропологов, изучающих культуру пользователей, под чьи культурные, в том числе этнические, особенности планируется адаптация интерфейсов. Проблема адаптации интерфейсов ПАК под культурные особенности пользователя имеет комплексный характер, включает как технико-технологический, так и социально-антропологический аспекты. В силу указанных обстоятельств информационные науки перестают быть отдельным научным анклавом, проникая в поле гуманитарных наук.
Инфокоммуникационные технологии и жизнь: человек-путешественник в туризме
ИКТ вовлекают всё больше людей в процессы цифровизации. Парадоксально, но новые технологии способствуют возвращению традиционных форм социальности в условиях информационного, постиндустриального мира. Практики экономики совместного потребления (Р. Ботсман, Р. Роджерс), «умного города» (Э. Таунсенд), «умной нации» (Ли Сяньлун), будучи инновационными, возрождают традиционные, домодерные формы социальности.
Рассмотрим сказанное на примере туризма. Практики совместного потребления в туризме (проживание и поездки с незнакомцами через каучсерфинг, бла-бла-кар и подобные сервисы) распространяют традиционные внутрисемейные и дружеские формы взаимодействия на незнакомцев, возвращая формы социальности, характерные для традиционной культуры, утраченные в атомарном обществе модерна. «Реставрируется» общинный менталитет, социокультурная идентичность и ме-
ханизмы кооперации историческом эпохи до появления приватности, а это эпоха Средневековья, в наши дни - нового, цифрового [13].
Например, экономика совместного потребления в области туризма воплощается в организации совместных (вот он, про-сьюмеризм) туров с местным жителем (такой подход предлагает Манолис Псаррос)1. Тур с местным - это также воплощение феномена «варваризации» в туризме, когда туристы сами организуют себе тур. Туристы сегодня приезжают смотреть не столько архитектуру, сколько людей (особенно если в городе почти не осталось памятников старины). В конце концов, «город - это люди, а не стены», как сказал Фукидид. Создаются специальные сервисы поиска местного гида наподобие сайта ка-учсерферов, ТрипАдвайзор или Uber, проект «Организуйте Впечатление» на Airbnb2. «Организуйте Впечатление» - это пешие и другие экскурсии по известным гиду уникальным и своим любимым местам, соответствующие стандартам качества Airbnb, таким как экспертность, инсайдерский доступ и создание социальных связей. Экспертность здесь уже понимается в духе «Любителя» Э. Мерифилда [6], это не мир профессионалов с бюрократическими допусками, правилами, сертификациями экскурсоводов, а свободное творчество, прогулка для себя и предложение присоединиться к «народному экскурсоводу» (термин создателя «Роуд-муви по России» Дениса Нижегородцева). Такая концепция конфликтует с позицией, в которой любительство (amateur) называется дилетантизмом (dilettante). Впечатление предлагает инсайдерский доступ, когда опыт выходит за рамки типичной туристической деятельности, а гостям предлагается принять активное участие в жизни сообщества или культуры, проникнуть в потаённые угол-
1 Манолис Псаррос (Греция, Великобритания) - эксперт и консультант по туристическому маркетингу, спикер форумов «Объединённые города и местные власти» и «Расширяя горизонты» в Казани в мае 2016 г.
2 Впечатления Airbnb [Электронный ресурс]. URL: https://www.airbnb.ru/s/experiences?redirectSource=sl ash_experiences (дата обращения 10.04.2022).
ки города в окружении местных жителей. Открываются места или виды деятельности, которые обычный путешественник вряд ли обнаружит самостоятельно, он получает доступ к чему-то уникальному или иным образом недоступному для среднего посетителя, приобщается к опыту местного. Задача - создание значимых человеческих связей, и здесь возможна политизация туризма, когда въехавший в ту или иную страну турист заведомо «считы-вается» как носитель определенных ценностей». В любом случае организаторы подобного туризма говорят не о «клиентской базе» или «постоянных клиентах», а о «сложившемся сообществе» путешественников. В случае каучсёрфинга мы проживаем с незнакомцами, в случае кар-шеринга мы делим время дороги с посторонними людьми. Рейтинг принимающей стороны в каучсёрфинге зависит от гостеприимства, радушия, предполагающего в том числе и содействие в знакомстве с городом. Валюта экономики совместного потребления - доверие, репутационный капитал, личные отношения. Новые цифровые коммуникационные технологии (привязка документов, профилей соцсе-тей к аккаунту на сайте Л1гЬпЬ) увеличивают возможности создания репутаций и доверия, проведения саморекламы и самоинспекции. В результате перечисленных практик формируется новая социокультурная идентичность человека путешествующего, будь то гость или организатор «народного» тура: это открытая, незамкнутая, манифестируемая вненахо-димая и номадичная идентичность.
Инфокоммуникационные технологии
и жизнь: дистанционное образование
ИКТ в образовании являются оптимальным решением в условиях биологической угрозы, как произошло в пандемию СОУГО-19. Другими образовательными технологиями в период эпидемического неблагополучия могли бы стать уличные практики древнеримской Стои или школы перипатетиков Аристотеля в тёплое
время года, смещение учебных семестров на летний период, использование вместо закрытых аудиторий уличной территории вуза, обустройство там открытых пространств для лекториев и лужаек для практических занятий1. Классификаций дистанционного образования (ДО) множество, например классификация по методике организации на три вида, такие как синхронный, асинхронный и синхронно-асинхронный дистант [16]. Мы при использовании ИКТ в образовательном процессе различаем онлайн-образование или синхронный дистант (обучение человека человеком в ходе общения посредством видеоконференций), дистанционное образование или асинхронный дистант (когда преподаватель общается со студентом посредством проверки его заданий и ответов на письменные вопросы) и собственно цифровизацию образования (обучение посредством платформ, когда реципиент образовательной услуги не видит человека -преподавателя; преподавателя как такового нет, есть только методолог, предварительно создавший обучающую среду). Первый вид дистанционного образования справедливо воспринимается как элитарный, второй является самым распространённым, вынужденным и не любимым ни публикой, ни преподавателями. Публикой -за отсутствие общения, преподавателями - за вынужденную индивидуализацию подхода к каждому студенту и колонизацию всего свободного времени. Последний вид ДО (платформенная цифровизация) позиционируется сегодня как массовый, рентабельный способ обучения, но является, на наш взгляд, крайне расчеловече-ным, неантропомерным способом уже не
1 Важно понимать, что дистанционные образовательные технологии вызваны исключительно гигиеническими соображениями относительно условий обучения в период пандемии. Революция в системах вентиляции и технологии очистки воздуха поспособствуют безопасному нахождению в помещениях вузов. А пока приведём афоризм Г. Э. Шалагиной: «В пандемию СОУГО-19 преподаватель в вузе - это всё равно что бармен в ночном клубе. Замкнутое помещение, толпа и каждый норовит подсесть к тебе поближе».
обучения, а только оказания образовательной услуги. По сути, третий вид ДО - это оцифровка второго. Ведь стоит различать компьютеризацию (оснащение техникой), автоматизацию (оцифровку человеческих процессов) и собственно цифровизацию (подчинение человека, сотрудников организации логике цифры). Императив индивидуализации, а фактически просто персонального учёта успеваемости, осуществляемый человеком «вручную», - это труд, который требует автоматизации. В третьем случае цифровая модель образовательного процесса первична, человеческие качества вторичны, осуществляться же эта модель может разными платформенными средствами. В результате с преподавателями происходит то, что метко описал Нейл Селвин: «Учителя, работающие как роботы, являются гораздо более вероятным сценарием, чем их прямая замена роботами» [1, с. 21]. Платформенная цифровизация -это грядущее расчеловечивание образовательного процесса. Обучающиеся за своё стремление к точным стандартам и выраженным в цифре критериям оценивания знаний и умений расплатятся отсутствием общения с преподавателем - человеком, экспертом. Осуществляемая человеком экспертиза знаний заменится механическим суммированием цифровых достижений. Эту печальную картину реципиенту такой образовательной услуги подкрасит только предварительно выработанная неприязнь к культуре преподавателей-экспертов. Предпосылки к этому имеются.
Риски постмодерна и цифровизации для антропной идентичности: инновационизм и морально-этическая транзиторность
Новейшие технологии сегодня внедрены практически везде: в промышленности, в фарминдустрии, в медицине, в образовании и т. д. Рисками постмодерна в области цифровизации являются инновационизм и морально-этическая транзиторность. Инновационизм, т. е. социально-экономическая установка на перманентную
новизну производимых товаров и услуг [12, с. 199] чреват экзистенциальными рисками, связанными с внедрением инновационного продукта в сжатые временные сроки. Сказанное актуально как для инженеров-проектировщиков, так и для пользователей ПАК, вынужденных перестраивать свои навыки под новые ИКТ. Инновационизм способен деформировать антропную идентичность посредством формирования морально-этической тран-зиторности, а именно норм нравственного поведения человека и социальной группы, предполагающих в качестве моральной ценности готовность к переменам [12, с. 198]. Данное явление также осмысливается как постмодернистский морально-нравственный релятивизм.
Охранительные тенденции информационного общества: этический
консерватизм, устойчивое развитие
Понимание человека неотделимо от социальных контекстов. Социальные обстоятельства привносят большую роль в методологию научно-технического творчества, а ценностная парадигма цифровой реальности XXI в. отражается на понимании базовых и фундаментальных постулатов технических / технологических наук. Критический анализ парадигмальных границ существующих практик реализации компьютерного моделирования и проектирования способствует преодолению «методологической эйфории» в информационных науках. В информационном обществе технические / технологические науки в большей степени, чем в периоды предшествующих технологических укладов, контактируют с социумом. Это обстоятельство позволяет по-новому осмыслить природу технического творчества и ценностную вовлечённость информационных наук в социотехнические процессы, сближение социогуманитарной и инженерно-технологической сфер и возможность со-циогуманитарной экспертизы инноваций.
В ходе осуществления процессов циф-ровизации необходимо взвешенное ис-
следование экзистенциальных рисков от инновационизма и моральной транзитор-ности для антропной идентичности, т. к. для реализации устойчивого (самоподдерживающего) развития социально-экономический инновационизм нуждается в уравновешивании посредством этического консерватизма. Сегодня в обществе наблюдаются охранительные неинноваци-онистские тенденции, когда люди откликаются здоровым консерватизмом на деятельность Прогрессоров и Евангелистов высоких технологий, являясь скорее Антехнистами. Социум критически осмысливает необходимость неоднократной перестройки трудовых навыков под новое оборудование, каким является в основном ИКТ. В области практической реализации противовесом инновациониз-му стала возможность внедрения евро-регламента для производителей крупной и мелкой электроники, чтобы продлить срок службы технических устройств на 10 лет1. Изначально инициатива исходила от Министерства природных ресурсов, затем проработать этот вопрос было поручено Минпромторгу и Минэкономразвития. В Европе производитель обязан снабжать технику подробными инструкциями по её ремонту и выпускать комплектующие для замены неисправных деталей в течение семи - десяти лет. Пока речь идёт только
0 бытовой технике, но вскоре закон могут распространить на смарфтоны и ноутбуки. Эта мера предотвратит слишком частую замену гаджетов по причине «морального устаревания».
Здоровый консерватизм, стабильность значимых социальных параметров - соратники счастья [12, с. 200]. Если жизнь полна трудностей, связанных с необходимостью приспособления ко всё новым социальным обстоятельствам, тогда она «длинная», на-
1 В правительстве обсудят увеличение срока службы электроники до 10 лет [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/05/25/v-pravitelstve-obsudiat-uvelichenie-sroka-sluzhby-elektroniki-do-10-let. html?utm_source=yxnews&utm_medium = de sktop&fbclid = IwAR17D3v6UgIiElhkgbFRB_ biUM9lLzJSwyFGA9iJCBN5WmE-bS30_Bb96KY (дата обращения 10.04.2022).
полненная событиями, но, возможно не вполне счастливая. Неантропомерный темп технологического прогресса программного обеспечения создал ситуацию, когда консервативным фактором в гонке инноваций становятся люди, отказывающиеся перманентно ресоциализироваться. Парадокс: создатели технологий, призванных удовлетворять потребности социума, вынуждены сначала создавать эти потребности, прибегая к помощи гуманитарных технологий, например дизайна эмоций [12, с. 199].
Концепт устойчивого развития, появившийся в 1970-1980-х гг., стал ответом на растущую озабоченность по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий влияния изменённой экологической ситуации на экономическое и социальное развитие. Однако сегодня понятие эколо-гичности, экосистемности предполагает более широкое использование, актуален руссоизм в терминах экологичности отношений внутри- и межорганизационной экосистемности. В понимании устойчивого (самоподдерживающего) развития важно делать акцент не на развитии, а на обязательной устойчивости того, что развивается [5, с. 122]. Пандемия СОУГО-19 показала, что устойчивое развитие сегодня - это не только научный концепт, а скорее норма жизни [11, с. 100]. Люди осознали базовую ценность собственной жизни в её непосредственном витальном понимании, так она оказалась в условиях биологической опасности. Произошла стихийная экспертиза антропомерности технологий в области бизнеса, образования, медицинской помощи, и она продолжается. Этот «посыл снизу» стихийно запустил социотехниче-ские перемены, открывающие совершенно новые эмпирические перспективы устойчивого развития. Человек уязвим, как любая материя. Не всегда человек в силу физического здоровья осознаёт свою уязвимость. Парадокс, но не вполне крепкий физическим здоровьем И. Кант прожил долгую и плодотворную жизнь, поневоле отрефлек-сировав как за себя, так и за человека как такового слабость материальной оболочки
и значимость разумной организации жизни. Пандемия СОУГО-19 показала, что технологии при их разумном использовании могут послужить настоящим щитом и защитой той разновидности белковой формы жизни, к которой относится человек. Такое понимание технологий далеко от трансгуманистических «идеалов» совмещения в теле человека антропного и технологического, чтобы технологическое «улучшало» человека. Естественная биовитальность и высокие технологии - это экстремумы онтологической тотальности, и не нужно стремиться к их физическому совмещению, но только к разумному использованию технологий во благо жизни.
Заключение
Усиление влияния ИКТ практически на все сферы жизни и деятельности современного общества каузирует активное осмысление их социокультурной роли. Цифровизация активно вторгается в процессы формирования базовых и социокультурных характеристик как отдельного индивида, так и социальных групп общества в целом. В работе были рассмотрены некоторые аспекты взаимовлияния ИКТ и антропной идентичности современника, которые проявляются в ходе создания и использования вычислительной техники. Применение цифровых технологий в туристическом бизнесе, образовании трансформирует социокультурные и базовые характеристики идентичности человека. Помимо новых возможностей цифровиза-ция несёт в себе и определённые риски, поэтому важно понимание деформирующих факторов технологий для антропной идентичности. К числу охранительных тенденций, которые сопровождают современный технический прогресс, помимо этического консерватизма следует отнести и концепт устойчивого развития.
Статья поступила в редакцию 12.04.2022.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е. А. Искусственное вместо естественного // Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени: материалы II Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения д-ра филос. наук, проф. С. М. Шалютина, г. Курган, 22-23 апреля 2021 г. / отв. ред. Р. Ю. Царёв. Курган: Курганский государственный университет, 2021. С. 21-22.
2. Аналитическая химия. Проблемы и подходы: в 2 т. Т. 1 / пер. с англ; под ред. Р. Кельнера, Ж.-М. Мерме, М. Отто, Г. М. Видмера. М.: Мир: АСТ, 2004. 608 с.
3. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1 / под ред. А. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. С. 370-448.
4. Боггс У, Боггс М. UML и Rational Rose / пер. М. Кузьмина. М.: Лори, 2008. 600 с.
5. Кутырёв В. А. Время Mortido. СПб.: Алетейя, 2012. 336 с.
6. Мэрифилд Э. Любитель. Искусство делать то, что любишь / пер. А. Боровиковой, Е. Изотова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 200 с.
7. Свитин А. П. Становление информационной химии: философско-методологические аспекты. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнёва, 2003. 152 с.
8. Храпкин П. Л. Системы автоматизированного проектирования: роль человека и компьютерной среды // Развитие вычислительной техники и её программного обеспечения в России и странах бывшего СССР: история и перспективы (SoRuCom-2014): труды III Международной конференции, г. Казань, 13-17 октября 2014 г. Казань: Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева, 2014. С. 385-388.
9. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху / пер. Д. Симановского. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 319 с.
10. Шалагин С. В., Шалагина Г. Э. Проблемы адаптации интерфейсов программно-технических устройств под культурные особенности пользователя // XII Конгресс антропологов и этнологов России, г. Ижевск, 3-6 июля 2017 г.: сборник материалов / отв. ред. А. Е. Загребин, М. Ю. Мартынова. М.; Ижевск: Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2017. С. 220.
11. Шалагина Г. Э., Шалагин С. В. Когнитивные проблемы компьютерного моделирования и проектирования в свете концепции устойчивого развития // Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени: материалы II Международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения д-ра филос. наук, проф. С. М. Шалютина, г. Курган, 22-23 апреля 2021 г. / отв. ред. Р. Ю. Царёв. Курган: Курганский государственный университет, 2021. С. 98-100.
12. Шалагина Г. Э. Понятие счастья в условиях инновационизма и моральной транзиторности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (85). С. 198-201.
13. Шалагина Г. Э. Инновационные тренды совместного потребления в этническом туризме: к вопросу о «новом средневековье» // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: г. Казань, 2-6 июля 2019 г.: сборник материалов / отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: Казань: Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2019. С. 143-144.
14. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука / пер. с англ. М.: Мир, 1978. 424 с.
15. Эпштейн М. Н. От анализа к синтезу. О призвании философии в XXI веке // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 52-63.
16. Эрштейн Л. Б. Синхронно-асинхронное дистанционное обучение информационным технологиям на примере Microsoft Access // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 60-74.
1. Alekseeva E. A. [Artificial Instead of Natural]. In: Tsarev R. Yu., ed. Mashiny. Lyudi. Cennosti: kogni-tivnye i sociokul'turnye sistemy vpotoke vremeni: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, pos-vyashchyonnoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra filos. nauk, prof. S. M. SHalyutina, g. Kurgan, 22-23 aprelya 2021 g. [Machines. People. Values: Cognitive and Sociocultural Systems in the Stream of Time: Proceedings of the II International Scientific Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of S. M. Shalyutina, Kurgan, April 22-23, 2021]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2021, pp. 21-22.
REFERENCES
2. Kellner R., Mermet J.-M., Otto M., Widmer H. M., eds. Analytical Chemistry. The Approved Text to the FECS Curriculum Analytical Chemistry (Rus. ed.: Zolotov Yu. A., ed. Analiticheskaya himiya. Problemy ipodhody. T. 1 Moscow, Mir Publ., AST Publ., 2004. 608 p.).
3. Aristotle. De anima (Rus. ed.: O dushe. In: Asmus A. F., ed. Aristotle. Sochineniya. T. 1 [Essays. Vol. 1]. Moscow, Mysl Publ., 1976, pp. 370-448.).
4. Boggs W., Boggs M. Mastering UML with Rational Rose 2002 (Rus. ed.: Kuzmin M., transl. UML i Rational Rose. Moscow, Lori Publ., 2008. 600 p.).
5. Kutyryov V. A. Vremya Mortido [Time of Mortido]. St. Petersburg, Aletejya Publ., 2012. 336 p.
6. Merrifield A. The Amateur. The Pleasures of Doing What You Love (Rus. ed.: Borovikova A., Izotov E. transls. Lyubitel'. Iskusstvo delat' to, chto lyubish. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2018. 200 p.).
7. Svitin A. P. Stanovlenie informacionnoj himii: filosofsko-metodologicheskie aspekty [Formation of Information Chemistry: Philosophical and Methodological Aspects]. Krasnoyarsk, Siberian State University of Science and Technology named after M. F. Reshetnev Publ., 2003. 152 p.
8. Khrapkin P. L. [Computer-aided Design Systems: The Role of Man and the Computer Environment]. In: Razvitie vychislitel'noj tekhniki i eyo programmnogo obespecheniya v Rossii i stranah byvshego SSSR: istoriya iperspektivy (SoRuCom-2014): trudy III Mezhdunarodnoj konferencii, g. Kazan', 13-17 oktyabrya 2014 g. [Development of Computer Technology and Its Software in Russia and the Countries of the Former USSR: History and Prospects (SoRuCom-2014): Proceedings ofthe III International Conference, Kazan, October 13-17, 2014]. Kazan, Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev Publ., 2014, pp. 385-388.
9. Zuckerman E. Rewire. Digital Cosmopolitans in the Age of Connection (Rus. ed.: Simakovsky D., transl. Novye soedineniya. Cifrovye kosmopolity v kommunikativnuyu epohu. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2015. 319 p.).
10. Shalagin S. V., Shalagina G. E. [Problems of Adapting the Interfaces of Software and Hardware Devices to the Cultural Characteristics of the User]. In: Zagrebin A. E., Martynova M. Yu., eds. XII Kongress antro-pologov i etnologov Rossii, Izhevsk, 3-6 iyulya 2017g. [XII Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia, g. Izhevsk, July 3-6, 2017]. Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology named after N. N. Miklukho-Maklay RAS, 2017, p. 220.
11. Shalagina G. E., Shalagin S. V. [Cognitive Problems of Computer Modeling and Design in the Light of the Concept of Sustainable Development.]. In: Tsarev R. Yu., ed. Mashiny. Lyudi. Cennosti: kognitivnye i sociokul'turnye sistemy v potoke vremeni: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyas-hchyonnoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra filos. nauk, prof. S. M. Shalyutina, Kurgan, 22-23 aprelya 2021 g. [Mashiny. People. Values: Cognitive and Sociocultural Systems in the Stream ofTime: Proceedings of the II International Scientific Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of prof. S. M. Shalyutina, Kurgan, April 22-23, 2021]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2021, pp. 98-100.
12. Shalagina G. E. [The Concept of Happiness in Terms of Innovation and Moral Transitivity]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teo-rii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice], 2017, no. 11 (85), pp. 198-201.
13. Shalagina G. E. [Innovative Trends in Joint Consumption in Ethnic Tourism: On the Issue of the "New Middle Ages"]. In: Martynov M. Yu., ed. XIII Kongress antropologov i etnologov Rossii, Kazan', 2-6 iyulya 2019g. [XIII Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia, g. Kazan, July 2-6, 2019], Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology named after N. N. Miklukho-Maklay Publ., 2019, pp. 143-144.
14. Shannon R. Systems Simulation (Rus. ed.: Maslovsky E. K., ed. Imitacionnoe modelirovanie sistem -iskusstvo i nauka. Moscow, Mir Publ., 1978. 424 p.).
15. Epshtejn M. N. [From Analysis to Synthesis. On the Vocation of Philosophy in the 21st Century]. In: Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2019, no. 7, pp. 52-63.
16. Ershtejn L. B. [Synchronous-asynchronous Distance Learning in Information Technology on the Example of Microsoft Access]. In: Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational Education and Labor Market], 2021, no. 3, pp. 60-74.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шалагина Гульнара Эдуардовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета; e-mail: [email protected]
Шалагин Сергей Викторович - доктор технических наук, профессор кафедры компьютерных систем Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева - КАИ; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Gulnara E. Shalagina - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Department of Philosophy and History of Science, Kazan National Research Technological University; e-mail: [email protected]
Sergei V. Shalagin - Dr. Sci. (Technology), Prof., Department of Computer Systems, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Шалагина Г. Э., Шалагин С. В. Информационно-коммуникационные технологии и антропная идентичность: взаимовлияние человека и технологий в контексте информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 3. С. 90-101.
DOI: 10.18384/2310-7227-2022-3-90-101
FOR CITATION
Shalagin G. E., Shalagin S. V. Infocommunication Technologies and Anthropic Identity: the Influence of Human and Technology in the Context of the Information Society. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no. 3, pp. 90-101. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-3-90-101