13. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 237 с.
14. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. Страсбург, 1996. 145 с.
15. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения // Департамент методического обеспечения
СПбГПУ : [сайт]. - [СПб.], 2011. - URL: http://uap.spbstu.ru/fgos -♦ ^-
УДК 373.5:004
Светозарова Н. С.
Московский гуманитарный педагогический институт
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Автор рассматривает понятие и признаки информационной компетенции, отмечает необходимость и особенности ее формирования у учащихся старших классов. Особое внимание в статье уделяется умениям, навыкам и способам деятельности старшеклассников, владеющих информационной компетенцией, и подчеркивается важность способности применять полученные знания на практике. Автор также рассматривает динамику развития информационной компетенции и перечисляет методы, которые используются при формировании данной компетенции у учащихся старших классов.
Ключевые слова: информационная компетенция, формирование информационной компетенции, информационное образование, информационная деятельность, компьютерные технологии
В условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе, особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности.
Именно с появлением новых педагогических инструментов -компьютерных технологий - существенно меняются не только формы и методы обучения, но и подходы к воспитанию личности. Процесс использования современных компьютерных технологий в повседневной жизни, готовит учеников к реальной и нужной обществу трудовой деятельности; способствует формированию у них положительного отношения к средствам новых информационных технологий, убежденность в эффективности этих технологий.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широко и неоднозначно определяется на современном этапе развития педагогики (В.Л.Акуленко, Н.В.Баловсяк, М.Г.Дзугоева, О.Б.Зайцева, А.Л.Семенов, Н.Ю.
Таирова, О.М.Толстих). В исследованиях ученых понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [6]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [8].
Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы Н.И. Гендинои, Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова, О.А. Кизика, Н.Х. Насировой, В. А. Фокеева и других. Ряд ученых рассматривает информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности.
Хуторской А.В. [11] и Тришина С.В. [10] рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, которая имеет объективную и субъективную стороны. Авторы подчеркивают, что информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы отдельно, а к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий, развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей, осуществление интерактивного диалога в пространстве.
Следует обратить внимание на то, что общее состояние информационной компетентности школьников не может быть признано удовлетворительным. То обстоятельство, что выпускники школы испытывают существенные трудности на первых этапах обучения в вузах, является негативным следствием бессистемности, нетехнологичности информационного образования в учреждениях общего образования. Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась противоречие между необходимостью целенаправленного формирования информационной компетентности личности и отсутствием научного и организационно-методического обоснования методе и способов эффективного ее формирования. Указанная противоречивость и определила актуальность темы исследования и побудила нас исследовать условия эффективности формирования информационной компетентности школьников.
По мнению А.Н. Завьялова, информационная компетентность - это знания, умения, навыки и способность их применять при решении задач в средствах новых информационных технологий [5].
В. Недбай определяет информационную компетентность как способность находить, оценивать, использовать и сообщать информацию в различных ее видах и представлениях [8].
Американские исследователи определяют информационную компетентность как сочетание компьютерной грамотности, умений работать с традиционными видами информации в библиотеке, технологической
грамотности, этики, критического восприятия и навыков коммуникации.
Информационная компетентность - подтвержденная способность личности использовать информационные технологии для гарантированного донесения и освоение информации с целью удовлетворения собственных индивидуальных потребностей и общественных требований по формированию общих и профессионально-специализированных компетенций человека.
Анализ понятий компетентности и информационной компетентности у исследователей данной проблемы позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, информационную компетентность можно рассматривать как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к этой деятельности, при этом под информационной деятельностью понимается совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространение информации;
во-вторых, информационная компетентность специалиста напрямую связана со сферой его деятельности;
в-третьих, информационную компетентность можно рассматривать в трех аспектах - в составе ключевых компетенций; как составляющую профессиональной компетентности специалиста; как этап в становлении его профессиональной и информационной культуры, что связано с интеллектуальной культурой специалиста (А.Мытник) [9].
К значимым признакам информационной компетентности относят:
• знание информатики как предмета;
• использование компьютера как необходимого технического средства;
• активная социальная позиция в отношении привлечения средств и методов использования ИКТ;
• мотивация субъектов образовательного пространства;
• совокупность знаний, умений и навыков поиска, анализа и использования информации, данных и знаний;
• ценностное отношение к информационной деятельности;
• наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетентность;
• деятельностный характер обобщений умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
• проявления умений осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации и связанные с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность (М. Головань) [2].
Выделим умения, навыки и способы деятельности, учеников старших классов, которые они проявляют, владея основами информационной компетенции
5 - 7 классы:
- пользование аналитического и объяснительного чтения;
- составление конспекта прочитанного материала;
- умение переконструировать текст;
- использование таблиц, схем, графиков для систематизации материала;
- умение вести записи при прослушивании объяснения и сообщения;
8 - 9 классы:
- владение всеми видами учебного чтения в максимальном темпе;
- умение работать с дополнительным источником (научно-популярной брошюрой, статьей в прессе, энциклопедией, Интернетом);
- умение подготовить устный доклад;
- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;
- умение обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы;
10 - 11 классы:
- умение извлекать информацию при динамическом чтении;
- умение критически воспринимать свою и чужую речь;
- умение работать с несколькими дополнительными источниками информации (документ, учебное пособие, научно-популярная книга, Интернет)
- умение сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках;
- умение сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам;
- самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебника
- писать реферат, составлять тезисы выступления;
- самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете;
- определять категорию научной информации (гипотеза, проблема, теория)
Структура информационной компетенции ученика
Умение рабо научной литер
Умение воспринимать информацию из разных источников
Умение переводить визуальную информацию в вербальную и наобосот
Рис. 1. Структура информационной компетенции ученика
Динамика развития информационной компетенции для всех трёх ступеней обучения - начальная, основная, средняя, общая школа представлена в таблице 1:
Таблица 1
Динамика развития информационной компетенции трёх ступеней обучения
Ступени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции
Начальная школа (1-4 классы) Книги; СМИ, рассчитанные на детскую аудиторию; телевизор; магнитофон; видеомагнитофон; телефон; компьютер. Отдельные темы по всем учебным предметам информационный + элементарный операционный
Основная школа (5-9 классы) + принтер, модем, копир Отдельные тематические блоки по всем учебным предметам информационный + операционный
Старшая профильная школа (1011 классы) + электронная почта и Интернет Все учебные предметы информационный + операционный
Исходя из существующих уровней усвоения учащимися качества учебного материала, и любой информации вообще, можно определить этапы формирования информационных компетенций, которые должен проходить ученик во время работы с информацией:
- Ознакомление - ученик определяет количество информации по проблеме и возможность ее обработки;
- Репродукция - ученик изучает массив информации по проблеме, накапливает ее;
- Преобразования - критическое осмысление массива информации: сравнение фрагментов из разных источников одной тематики, определение их подлинности; изъятие рабочей информации: ее обобщения;
- Творческий этап - создание собственного интеллектуального продукта на основе полученной и преобразованной информации: формулирование гипотез, их проверка и доказательство, создание собственных теорий, написание творческих работ, художественных произведений.
Исходя из этого, можно различать следующие виды информационных компетенций учащихся основной школы:
- Элементарные - усвоение на начальном уровне необходимой учебной информации (которые требуют обязательного совершенствования на следующем уровне);
- Базовые - владение оптимальным объемом информации, необходимым
для усвоения основного учебного содержания умение критически осмысливать массивы информации: сравнивать фрагменты из разных источников по одной тематике, определять их подлинность, извлекать информацию, необходимую для работы; обобщать ее;
- Творческие - создание собственного интеллектуального продукта на основе полученной и преобразованной информации [3].
Отличительной особенностью образовательных стандартов, разрабатываемых сегодня, является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и умею применять на практике».
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем - составляют основу понятия «компетентность». Несмотря на то, что на сегодняшний день уже сложилась определенная классификация компетентностей, круг компетенций, которые необходимо формировать у сегодняшних школьников, не определен окончательно. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.
Сейчас, с задачей формирования информационной компетентности школьников сложилась особая ситуация. Действительно, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что ученик, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способный решать насущные практические задачи с помощью компьютера? Как обстоят дела в этой области действительности, и кто должен заниматься решением проблемы подготовки информационно-компетентных граждан современного информационного общества - в этом помогают разобраться материалы авторов «большой семерки» [7].
Авторы отмечают, что формирование информационной компетентности является процессом перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Формирование информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умение наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
То есть, считается, что информационно-компетентный ученик может определить природу и размеры необходимой информации. При этом он принимает участие в обсуждении проблемы, формулирует вопросы, уточняют, какая именно информация нужна; использует общие источники информации для ознакомления с проблемой, определяет наличие (отсутствие) нужных
сведений; различает ключевые понятия и термины в нужном поле информации; понимает, что знание организовано по дисциплинам и это влияет на доступ к информации; различает цель и назначение потенциальной информации для той или иной аудитории (учебная, научная) определяет пригодность нужной информации. Также можно добавить, что сформированный информационно-компетентный ученик эффективно осуществляет поиск нужной информации, использует компьютер и другие технологии. При этом он находит наиболее приемлемые методы доступа к информации, строит и применяет эффективные исследовательские стратегии (составляет план, определяет ключевые слова, синонимы, термины для информационной потребности, подбирает словарь специальной лексики), использует различные поисковые системы, классификации, индексы в библиотеке или на сайте; оценивает соответствие найденной информации поставленной цели и определяет, нужна ли альтернативная информация, другие методы поиска; выделяет, записывает, обрабатывает информацию и ее источники.
Формирование информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умение наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. Это в полной мере проявляется при участии учащихся в олимпиадах и конкурсах по предмету, при использовании INTERNET - технологий.
Главной задачей дистанционного обучения является развитие творческих и интеллектуальных способностей человека с помощью открытого и свободного использования всех образовательных ресурсов и программ, в том числе, доступных в Интернете. Например, одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать профильное образование старшеклассников.
Формирование информационной компетентности учащихся включает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанные на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания, представления об информационных объектах и их преобразования в человеческой практике, в частности с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Важная роль в формировании информационной компетенции учащихся отводится
использованию информационных технологий.
Таким образом, информационную компетентность можно рассматривать как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к этой деятельности, при этом под информационной деятельностью понимается совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространение информации.
Перед педагогом-предметником стоит задача использовать возможности предмета для формирования искомой компетенции через систему продуманных мероприятий во время урока и во внеклассное время, систему особых упражнений и самостоятельных заданий.
К методам, которые используются при формировании информационной компетенции ученика относятся: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с текстом учебника, работа с картой, работа со статистическими данными, решение задач, познавательная игра, практический метод, частично-поисковый метод, анализ источников (лабораторный), обучающий контроль, проектный метод, исследовательский метод, тренинг.
К наиболее эффективным для формирования информационной компетенции относятся анализ источников, метод проектов и исследовательский метод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурмакина, В.Ф., Зелман, М., Фалина, И.Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. - М., 2007. - 56 с.
2. Головань, М. Компетенция и компетентность: опыт теории, теория опыта / М. Головань // Высшее образование. - 2008. - №3. - С. 23-30.
3. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2002. -169 с.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
5. Максимова, Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - №3.
6. Семёнов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании -М.: Изд-во МИПКРО, 2010. - 12 с.
7. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
8. Матвеева, Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7.
9. Мытник, С.А. Технологии программирования: учеб. пособие / С.А. Мытник. — Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. — 196 с.
10. Тришина, С.В., Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в
системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
11. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.
12. Элвин Тофлер. Третья волна // Народное образование. - 2008. - № 2.
■ ♦ ■
УДК 81'243:378.147
Алмазова А.Б.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Современная система образования предполагает не только профессиональное, но и личностное развитие студентов вузов. Данная статья показывает важность и уместность второго компонента обучения, а также дает описание и рекомендации по использованию инновационных технологий при составлении дидактических материалов по предмету «иностранный язык».
Ключевые слова: современная система образования, личностное развитие студентов, саморазвитие студента, инновационные технологии, дидактический материал, поликодовый текст.
Как отмечают современные исследователи, мир сегодня характеризуется как огромными техническими, технологическими, производственными, культурными достижения, так и одновременным глобальным кризисом (экономическим, социальным, демографическим), охватившим все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум. Данное обстоятельство, по мнению исследователей, объективно фиксируют новое историческое состояние развития, которое можно определить как «рубежные перемены стадиального характера» [3:3].Данное положение дел, безусловно, ведет к необходимости переосмысления современного процесса образования в принципе, а особенно в вузах. Современная гуманистическая концепция ориентирована на личностное становление и саморазвитие студента, которое должно происходить в период его учебы в вузе. Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном план [4].