Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Социология
УДК 316.77,004
Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение
Бикетова Я.О.
Аспирант кафедры романской филологии Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье с позиций системно-деятельностного подхода сформулированы понятия и выделены основные компоненты структуры информационно-коммуникативной компетентности. На основе анализа данных экспертного опроса установлена степень сформированности когнитивного, научно-образовательного и профессионального компонентов информационно-коммуникативной компетентности персонала татарстанских предприятий, очерчены возможные перспективы и пути дальнейшей модернизации как отдельных компонентов, так и информационно-коммуникативной компетентности в целом.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-коммуникативная компетентность.
В условиях становления в Российской Федерации информационного общества все большую актуальность приобретает исследование разнообразных аспектов процесса информатизации, в частности, информационно-коммуникативной компетентно сти людей, занятых сбором, обработкой, производством, распространением и применением инновационной информации в основных сферах общественной жизнедеятельно сти.
Автор не разделяет мнения тех, кто полагает, что в России уже сложилось информационное общество благодаря мощному импульсу, который был придан развитию процесса информатизации принятием в 2002 г. Правительством РФ ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.» [см.: 1]. Впрочем, некоторые элементы, характеристики и черты информационного общества, несомненно, сложились и включены в практику повседневных взаимодействий, в том числе и интеракций в сфере производства товаров и услуг. В частности, такие, как широкое применение компьютеров, осознание важности компьютерной грамотности, массовое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ.
Современную российскую действительность в аспекте степени достигнутой информатизации мы оцениваем сквозь призму концепции одного из ведущих теоретиков информационного общества У Мартина. Реализуя социологический подход, ученый 180
выделил технологический, экономический, политический, культурный и социальный критерии информационного общества. Применяя эти критерии к оценке современной отечественной реальности, убеждаешься, что информационного общества как целостной социальной системы в России не существует. Взять хотя бы критерий социальный, сформулированный У. Мартином как возрастание роли информации, выступающей важным стимулятором роста качества жизни населения. Носитель интеллектуального капитала в России, напротив, как правило, крайне стеснен в средствах, что не позволяет ему достичь сколько-нибудь высокого качества жизни.
Как бы то ни было, концепция У Мартина привлекает нас не только возможностью комплексной оценки степени институционализации информационного общества, но и тем, что одно из основных понятий предлагаемой статьи «коммуникация» квалифицируется У Мартином как «ключевой элемент информационного общества» [см.: 2].
Термин «коммуникация» в связке с понятием «компетентность» получил основательную проработку в ряде исследований, выполненных в русле упомянутой выше Федеральной целевой программы. Назовем несколько работ, в которых компетентность и коммуникативная компетентность рассмотрены под углом зрения психологии, культурологи и социальной педагогики [см.: 3-6].
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Социология
Особое внимание обратим на работу О.А. Захаровой, в которой информационно-коммуникативная компетентность «концептуализирована» как одна из составляющих информационной культуры, а также выявлены основные системообразующие структурные компоненты этой компетентности. В структуру информационно-коммуникативной компетентности названный автор включает когнитивный, мотивационный, коммуникативный, рефлексивный и технологический компоненты. Когнитивный определяется как готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями. Мотивационный дефинируется как уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде. Коммуникативный характеризуется как знание, понимание, применение технических средств коммуникации в процессе передачи новой информации. Рефлексивный описывается как уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности. И, наконец, технологический компонент интерпретируется как понимание принципов работы и возможностей информационных технологий [см.: 7, с. 15].
Из работ последнего времени выделим статью
З.Х. Мифтахетдиновой, в которой затронута тема профессиональной компетентности муниципальных служащих под углом зрения влияния последней на качество жизни населения. Статья интересна тем, что в ней предпринят ретроспективный анализ понятия «компетентность» на основе сравнения значения данного понятия со смыслами терминов «компетенция» и «профессионализм». При этом автор, анализируя работы предшественников, определяет различие между компетентностью и компетенцией. Это различие автор усматривает в том, что понятие «компетентность» относят ближе к понятийному полю «знаю что», тогда как термин «компетенция» в большей степени характеризуется словосочетаниями «знаю как» и «знаю зачем» [см.: 8, с. 218].
Не станем спорить с цитируемым автором, но мы бы не стали усложнять формулировки терминов, давно вошедших в лексикон социально-гуманитарных наук. Эти формулировки просты и понятны. Компетентность определяется как наличие знаний и опыта, необходимых для ведения эффективной деятельности в определенной профессиональной сфере. Или, отталкиваясь от латинского слова «competens» (подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий), - как качество человека, обладающего обширными знаниями в какой-либо области [см.: 9]. Между тем понятие компетенция выводится из латинского же термина «competere» (соответствовать, подходить) и истолковывается как способность применять знания, умения, навыки для успешного решения задач общего
характера, а также в определенной широкой области. Компетенцию определяют также как совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, позволяющая применять знания, умения и навыки для ведения продуктивной деятельности [см.: 10].
Таким образом, если уж и пытаться во что бы то ни стало выявить разницу между однокоренными, близкими по значению понятиями «компетентность» и «компетенция», то лучше обратиться к оному из авторитетных словарей иностранных слов. Хотя бы потому, что и тот, и другой термины имеют нерусское происхождение. В словаре, на который мы ссылаемся, определяется только один термин «компетенция». И определяется он как осведомленность в какой-либо области, с одной стороны, и как круг обязанностей какого-либо лица - с другой [см.: 11, с. 181].
Нетрудно заметить, что в такой редакции дефиниция компетенции, употребим распространившееся в последние годы выражение «как бы», вбирает в себя два смысла. В первом случае компетенция - это личностная характеристика, качество личности. Во втором - совокупность должностных обязанностей человека, занимающего определенную статусную позицию в обществе. Подводя итог сказанному, отметим, что компетентность понимается нами как способность индивида квалифицированно исполнять ролевые функции, обусловленные социальным статусом, реализуя в профессиональной деятельности приобретенные в ходе жизненного опыта и обучения знания, умения и навыки.
Поскольку нас интересует не компетентность как таковая, в общем значении этого слова, а компетентность информационно-коммуникативная, уточним значение последней. Информационно-коммуникативную компетентность мы истолковываем как комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для ведения эффективной деятельности в информационно-коммуникативной сфере социальной практики, которая в условиях становления информационного общества все глубже проникает во все области и среды человеческого бытия. Информационно-коммуникативная компетентность - это способность аккумулировать, обрабатывать, систематизировать, продуцировать, транслировать и использовать в практической деятельности инновационную информацию, ведущую к модернизации производства, росту объемов и повышению качества производимых товаров и услуг.
Операционализация понятия «информационно-коммуникативная компетентность» с позиций социологии возможна на основе применения методологии системно-деятельностного подхода. В этом случае информационно-коммуникативную компетентность следует рассматривать как специфическую систему социальной деятельности, структурными компонентами которой выступают те элементы, аспекты, стороны, проявления деятель-
181
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Социология
ностнои активности, которые связаны с процессом приобретения, обработки, упорядочения, производства и практического использования информации для целей оптимизации удовлетворения жизненных потребностей людей.
Системно-деятельностный подход дает возможность выделить в структуре информационно-коммуникативной компетентности такие компоненты, которые могут быть измерены конкретно-социологически, то есть при помощи суммирования опросных данных и определения на этой основе интерсубъективных мнений о качестве как отдельных компонентов, так и информационно-коммуникативной компетентности в целом.
Модифицируя концепцию О.А. Захаровой, выделим в структуре информационно-коммуникативной компетентности ряд компонентов, которые обозначим как субкапиталы информационно-коммуникативного капитала индивида, в условиях институционализации информационного общества образующего важнейшую составную часть личностного капитала вовлеченных в хозяйственную и иную социальную практику людей. Выделенным субкапиталам дадим краткую характеристику:
- когнитивный (способность к пониманию целей, задач, средств достижения и путей рационального использования планируемых результатов в сфере информационно-коммуникативного обмена);
- научно-образовательный (обладание необходимым запасом общенаучных и профессиональных знаний для осуществления эффективных информационных коммуникаций);
- профессиональный (наличие навыков и умений решать конкретные задачи в сфере информационнокоммуникативного обмена);
- ценностно-нормативный (умение интериоризи-ровать, вырабатывать, транслировать и опираться в информационно-коммуникативной практике на мировоззренческие, нравственные, профессиональные ценности и нормы);
- мотивационный (преобладание ценностнорациональных и целерациональных мотивов, обусловливающих информационно-коммуникативную деятельность);
- технологический (навыки владения
компьютером, современными технологиями и техническими средствами ведения информационно-коммуникативного обмена); -
- лингвосоциальный (владение речевыми и неречевыми средствами осуществления информационно-коммуникативных взаимодействий).
Некоторые компоненты информационнокоммуникативной компетенции получили диагностику в ходе проведенного в 2012 г. конкретно-социологического исследования социального капитала Республики Татар-182
стан под руководством профессора М.А. Нугаева [12]. Исследование было осуществлено в форме экспертного опроса. В качестве экспертов выступили специалисты в области исследования хозяйственной практики, которые представляли Казань, а также ряд городов и районных центров республики. На долю автора выпало участие в разработке программы исследования, проведении опроса и обобщении его результатов.
Приведем небольшое количество данных, характеризующих степень сформированности и вовлеченности в профессиональную практику некоторых важных компонентов информационно-коммуникативной компетентности работников татарстанских предприятий, подвергшихся конкретно-социологической диагностике. Предметом такой диагностики стали, в частности, когнитивный, научно-образовательный и профессиональный компоненты информационно-коммуникативной компетентности, связывающие эти компоненты с соответствующими субкапиталами личностного капитала работников предприятий республики.
Из рисунка 1 видно, что две трети экспертов оценивают уровень интеллектуальных способностей работников татарстанских предприятий, обследованных в ходе опроса, как «средний» или «низкий». Причем основная масса оценок приходится на средний показатель. Едва ли это дает основание для заключения, что когнитивный компонент информационно-коммуникативной компетентности работников находится на должном уровне с точки зрения потребностей современного общества, вступившего в полосу информационного развития. Исходя из того, что только треть экспертов считает уровень интеллектуальных способностей работников «высоким» или «очень высоким», следует другой вывод. А именно: процесс информатизации российского, а вместе с ним татарстанского общества находится в начальной стадии своей эволюции. Следовательно, нельзя требовать от работников, по крайней мере, их большинства, высокой степени информационно-коммуникативной компетентности. Вместе с тем определенный
6,70%
6,7094
IОчень высеем ■ВЫЕБВМ
I Среди ш I Ннзкш
Рис. 1. Уровень интеллектуальных способностей персонала предприятий
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Социология
когнитивный ресурс накоплен и вовлечен в практику профессиональной деятельности, что открывает перспективы для его дальнейшей модернизации, количественного роста и более широкого применения в хозяйственной деятельности.
Научно-образовательный компонент информационно-коммуникативной компетенции в аспекте общеобразовательных и профессиональных знаний, которыми обладают работники, получил примерно такие же оценки экспертов, что и уровень интеллектуальных способностей. Вот данные экспертного опроса, сведенные в рисунке 2.
Рисунок 2 показывает, что эксперты большинством в две трети опрошенных расценивают уровень знаний работников татарстанских предприятий как «средний» или «низкий». Из чего следует вывод, аналогичный заключению, сделанному по результатам анализа опросных данных, касающихся уровня интеллектуальных способностей работников. Большинство последних не обладает должным научно-образовательным капиталом, который мог бы служить гарантией высокого уровня информационно-коммуникативной компетенции в разрезе ее научно-образовательного структурного компонента. В то же время почти треть экспертов оценили уровень знаний работников как «высокий» и даже как «очень высокий». Наличие таких оценок позволяет предположить, что накопленный и частично вовлеченный в практику к моменту проведения опроса объем общенаучных и профессиональных знаний имеет неплохие перспективы для количественного роста и более широкой реализации в практической деятельности работников.
Конкретно-социологическое измерение качества профессионального компонента информационнокоммуникативной компетентности работников принесло результаты, заключенные в рисунке 3.
Из представленной диаграммы видно, что большинство экспертов (две трети от общего числа) уровень обладания персоналом татарстанских
навыками и
■ Очень высокий
■ Высокий
■ Срвднин
■ Низким
Рис. 2. Уровень знаний персонала предприятий
предприятий профессиональными
4 4ПЧ4
умениями определяют как «средний». Эти оценки гармонируют с оценками уровня интеллектуальных способностей и знаний работников обследованных предприятий.
В заключение статьи подведем основные итоги. Социологический ракурс предполагает интерпретацию информационно-коммуникативной компетентности как системно-деятельностного феномена, результата личностной активности в определенной социальной среде, с одной стороны, и инструмента деятельности, важной составной части личностного капитала - с другой. В первом случае речь идет о формировании компетентности, во втором - об ее использовании для достижения целей информационной коммуникации. Эмпирическое измерение компонентов информационно-коммуникативной компетентности в среде работников известных экспертам предприятий позволило сделать следующий вывод. Все три диагностированные компонента информационно-коммуникативной компетенции персонала предприятий РТ находятся в средней стадии развития. Достигнутая степень не дает возможности говорить о сформированности когнитивного, научно-образовательного и профессионального компонентов информационно-коммуникативной компетентности работников татарстанских предприятий. Сформированности с точки зрения преобладания модернистских и постмодернистских типов социальных коммуникаций и соответствующей компетентности в сфере информационно-коммуникативных взаимодействий. Дальнейшие перспективы повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности работников предприятий РТ следует искать на путях модернизации системы социальных отношений и осовременивания социальных коммуникаций в Российской Федерации и в ее субъектах.
Рис. 3. Уровень обладания персоналом предприятий профессиональными навыками и умениями
183
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Социология
Литература:
1. Информационное общество. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%E C%E0%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE% E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
2. Мартин У.Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В.А. (гл. ред.) и др. - М., 1990. - № 3. - С. 115-123.
3. Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 172 с.
4. Мартынова И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения социальных гуманитарных дисциплин в вузе: учеб.-метод. рекомендации. - Екатеринбург; Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. - 116 с.
5. Чернышева Е.А. Конструирование гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - M, 2008. - 18 с.
6. Крестьянинова Е.Н. Социально-философские аспекты информационно-коммуникативной деятельности: автореф. дис. ... канд. филос. наук.
- Уфа, 2011. - 19 с.
7. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений: автореф. дис. ... канд. культурологии.
- М., 2007. - 24 с.
8. Мифтахетдинова З.Х. Профессиональная компетентность муниципальных служащих как условие повышения качества жизни населения // Вестник экономики, права и социологии. - 2014.
- № 3. - С. 217-220.
9. Компетентность. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F2 %ED%EE%F1%F2%FC
10. Компетенция. - URL: https://ru.wikipedia.org/wi ki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E 8%F
11. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
12. Нугаев М.А. Эмпирическое измерение качества социального капитала личности (на материалах Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 3. - С. 221-225.
Information-Communication Competence:
Sociological Analysis and Empirical Measurement
Ya.O. Biketova
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper presents the notions and main components of information-communication structure from the point of view of system-pragmatist approach. Based on the analysis of expert poll data, the author of the article estimates the degree of well-formedness of cognitive, educational and professional components of information-communication competence of Tatarstan enterprises personnel and outlines main directions and prospects of modernization of information-communication competence and its components.
Key words: competence, competence, information and communicative competence.
184