ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. П. Безрукова
А. А. Безруков Т. К. Тимиргалиева
На данном этапе качество образования во всех образовательных системах, составляющих систему непрерывного образования, рассматривается с позиций компетентностного подхода. И. А. Зимняя, анализируя место компетент-ностного подхода в системе современного образования, рассматривает его как подход, задающий «рамочную конструкцию»: цель - результат, и отмечает его значимость, но не исключительность. Относимые к различным сторонам образовательного процесса подходы, взаимодействуя, дополняют друг друга [3]. Принимая во внимание необходимость усиления акцентов на деятельностную составляющую обучения, а также учитывая значение интенсивно развивающихся образовательных информационно-коммуникационных технологий, применительно к организации учебного процесса, а также к средствам обучения, целесообразно выделить информационно-деятельностный подход.
Информационно-деятельностный подход является в определенной мере развитием информационного подхода, разработка которого непосредственно связана с использованием компьютера в обучении. Наряду с этим, особенностью информационного подхода является выделение в качестве доминирующего взаимодействия в образовательных системах информационного взаимодействия, что позволяет различные аспекты усвоения знаний и управления обучением рассматривать с точки зрения законов информатики. Информационный подход опирается на идеи когнитологии и когнитивной психологии, которые человеческий мозг рассматривают как сложную информационную систему, непрерывно занятую приемом, переработкой, хранением и воспроизведением информации, а также управлением различными процессами в организме [5]. На основе анализа положений информационного и деятельностного подходов в образовании нами сформулированы сущностные характеристики информационно-деятельностного подхода: проектирование обучения с учетом информационных основ обучения, базирующихся на психофизиологических особенностях восприятия, переработки, хранения и воспроизведениям информации человеком; широкое использование в обучении возможностей современных информационно-коммуникационных технологий; усиление деятельностного аспекта обучения посредством внедрения в традиционную систему образования современных педагогических технологий, обеспечивающих совместную учебную деятельность субъектов дидактиковоспитательного процесса с целью выведения обучающихся на уровень самоорганизации и самореализации в учебном процессе.
В контексте приведенных выше характеристик под информационнодеятельностным обучением понимается способ организации совместной учебной деятельности преподавателя и обучающегося, базирующийся на широком использовании образовательных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) при котором преподаватель, формируя мотивы,
338
обеспечивает необходимые условия для активной самостоятельной учебнопознавательной деятельности обучаемых посредством внедрения в традиционную систему обучения современных педагогических технологий, основанных на идеях гуманизации, индивидуализации и проблемности обучения [1]. Критерии выбора педагогических технологий для реализации информационно-деятельностного обучения определяются особенностями конкретной образовательной системы.
Нами исследованы возможности информационно-деятельностного обучения в системе общего образования, высшего педагогического и дополнительного образования. В процессе исследований использовался инструмент системного подхода - концептуальное моделирование. Следует отметить, что использование ИКТ в образовании рассматривалось в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов. Неоднократно исследовались дидактические принципы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе как общеобразовательной, так и высшей школы. Вместе с тем увеличивающееся быстродействие компьютеров в обработке информации всех типов, появление новых периферийных устройств и связанного с ними программного обеспечения обусловливают необходимость переосмысления дидактических возможностей и функций компьютера в обучении. В частности, актуальны вопросы оптимального распределения учебной информации между различными ее источниками, управления учебной деятельностью, вопросы, связанные с разработкой дидактических материалов для реализации эффективного обучения с использованием современного компьютера.
При проектировании учебно-воспитательного процесса с использованием компьютера наряду с традиционным информационным взаимодействием преподаватель - обучаемый возникают два новых: преподаватель -компьютер и обучаемый - компьютер. Ряд вариантов оптимального перераспределения циркулирующей информации между тремя участниками на данном этапе хорошо известен [4; 5]. Это «объектно ориентированная» схема, которая реализуется в случае использования обучаемым компьютера в качестве средства обработки информации; «проблемно ориентированная» схема, которую целесообразно использовать при решении обучающимися учебной проблемы; «предметно-ориентированная» схема, которая реализуется, когда компьютер непосредственно управляет действиями обучающегося. В работе [6] предложена схема информационного взаимодействия, учитывающая возможность использования учителем авторских электронных образовательных ресурсов. Нами разработаны и апробированы в учебном процессе комбинированная схема с использованием авторских электронных образовательных ресурсов и видеопроектора, а также с объектно ориентированной, проблемно ориентированной либо предметно-ориентированной схемами [7].
Применительно к общему образованию критериями выбора педагогических технологий с целью реализации информационно-деятельностного обучения являются нацеленность технологии на формирование мотивации к учению, на развитие учебно-исследовательской компетенции учащихся. Этому в наибольшей степени соответствуют методы и технологии проблемного обучения. Нами был обоснован выбор наряду с ИКТ проектноисследовательской технологии. Исследования эффективности использования
339
конкретной комбинированной схемы информационно-деятельностного взаимодействия в сочетании с проектно-исследовательской технологией в рамках урока и внеурочной работы при обучении химии показали, что информационно-деятельностное обучение позитивно влияет на развитие как химических компетенций, так и универсальных учебных действий старшеклассников [7].
Возможности информационно-деятельностного подхода в системе подготовки учителя в высшей педагогической школе исследовались на примере подготовки учителя химии [1]. Применительно к этой образовательной системе для реализации информационно-деятельностного обучения наряду с ИКТ целесообразно использовать технологию модульности и индивидуального кумулятивного индекса, проектно-исследовательскую технологию, метод студенческих учебно-научных групп. Разработаны и успешно апробированы схемы интеграции указанных технологий с традиционным обучением. Предложена классификация электронных образовательных ресурсов, предназначенных для лекционного курса, организации самостоятельной работы студентов, мониторинга качества обучения, и на их основе разработаны соответствующий комплекс электронных образовательных ресурсов и методики его применения. Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что система информационно-деятельностного обучения посредством усиления деятельностной компоненты в обучения создает условия для эффективного развития как химических, так и методических компетенций будущего учителя, вносит весомый вклад в развитие его информационной компетенции, а также создает реальные условия для развития его творческой активности.
Что касается дополнительного образования взрослых для Сибири и Дальнего Востока, то, учитывая масштабы этих регионов, особую значимость имеют дистанционные образовательные технологии [2]. Рассматривая методические вопросы реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, безусловно, необходимо учитывать специфику обучения взрослых. Образовательный процесс - это средство для решения собственных затруднений в реальной жизни. Принципиальные особенности обучения взрослых хорошо известны. Усвоенным будет лишь то знание, которое добыто в той или иной степени самостоятельно, так как лишь такое знание может быть применено обучающимся в ситуации, которая отличается от представленной преподавателем или в теории. С этой точки зрения, сам процесс конструирования содержания обучения взрослых людей и проектирование их учебно-познавательной деятельности соответствует логике информационно-деятельностного подхода.
Опыт реализации программ с использованием современных дистанционных образовательных технологий позволяет заключить, что существенное ограничение на их использование накладывает меняющийся в широких пределах (от нулевого до достаточно высокого) уровень ИКТ-компетентности слушателей, что обусловливает поиск наиболее эффективных схем интеграции дистанционных образовательных технологий и традиционных технологий обучения. Интересным, с этой точки зрения, является наш опыт реализации программ повышения квалификации специалистов по военнопатриотическому воспитанию учащихся и молодежи (2010), руководителей и специалистов молодежных центров Красноярского края (2011). По результа-
340
там реализации указанных программ разработаны схемы интеграции, позволяющие в определенной мере нивелировать различающийся уровень ИКТ-компетентности слушателей и обеспечить успешное освоение программы всеми слушателями.
Анализ использования дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки «Менеджмент в образовании»: свыше 1000 ч и свыше 500 ч, а также обширный опыт разработки компьютеризированных лекций, накопленный авторами данной статьи в процессе очного обучения студентов и слушателей университета, позволил нам определить подходы к модернизации лекции в рамках дистанционного обучения, сформулировать требования к видеолекции, реализуемой в режиме онлайн.
В рамках дополнительного образования информационно-деятельностный подход использован нами при проектировании сетевого исследовательского сообщества преподавателей, магистрантов, аспирантов университета, учащихся и учителей общеобразовательных школ, основная цель которого заключается в создании условий для развития творческого мышления, исследовательской компетенции учащихся независимо от места их проживания, развития профессиональной компетентности учителей, магистрантов и аспирантов в области организации исследовательской деятельности учащихся. Разработана концепция и информационно-деятельностная модель функционирования сетевого сообщества [8]. Разработаны и реализованы программы повышения квалификации учителей, работающих в сообществе, модули к программе дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» для магистрантов, направленные на развитие их компетенций в области использования дистанционных технологий в организации исследовательской деятельности учащихся. На данном этапе исследуется эффективность различных схем информационно-деятельностного взаимодействия участников сообщества.
Список литературы
1. Безрукова Н. П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе. - М., 2006.
2. Безрукова Н. П. Подходы к модернизации региональной системы повышения квалификации работников образования // Совр. тенденции развития образования взрослых: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 1-2 марта 2011 г. - Красноярск: ГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011.
3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
5. Стариченко Б. Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем. - Екатеринбург: УрГПУ, 1998.
6. Сыромятников А. А. Методика компьютерной поддержки начального этапа обучения химии. - М., 2003.
7. Тимиргалиева Т. К. Методика информационно-деятельностного обучения химии на старшей ступени общеобразовательной школы. - М., 2013.
8. Bezrukova N., Bezrukov A. Methodological basis of development of research competence of secondary school students in the network research community // CBU International Conference Proceedings 2013 (Integration and Innovation in Science and Education) /ed. Hajek Petr. -Prague: Central Bohemia University, 2013.
341