УДК 351(091)(470) ББК Т3(2) 0 - 33
М.Ю. ХАРИТОНОВ, О.В. ВАСИЛЕНКО
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: история государственного управления, государственное управление, управление, процесс принятия решений, информационно-аналитическое обеспечение, информация, периодизация информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления. В статье рассматривается проблема информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления. Дана периодизация информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления. На примере отечественной истории рассматриваются особенности, субъекты и механизмы информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления.
«Качества настоящего лидера заключаются не в том, чтобы единолично руководить всем, довлеть над всеми, а в умении слушать коллег и доверять им, воспринимать их предложения и, что называется, делегировать часть своих полномочий - конечно, при постоянном внимательном контроле за тем, что делается, как делается, и за результатами работы. Эти качества приобретают сегодня особую ценность» - это цитата из выступления Президента РФ В.В. Путина во время семинара-совещания руководителей регионов 29 января 2015 г. наглядно отражает актуальность заявленной в заглавие темы [1]. На всем протяжении истории руководителям, или лицам, принимающим решения (ЛПР), различного уровня приходится принимать те или иные управленческие решения. Результатом таких решений в государственном управлении должны являться эффективные процессы в управляемых сферах деятельности. Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависят от способности руководителя в нужный момент произвести обработку информации, т.е. осуществить ее сбор, анализ и использование. Для ЛПР, которому предстоит сделать выбор, информация, представленная консультантом (аналитиком, советником, центром обработки), зачастую воспринимается как наиболее достоверная и объективная. А вся история мировой управленческой практики показывает, что управленческое консультирование в условиях информатизации общества повышает качество принимаемых решений. Сложность рассмотрения данного вопроса заключается еще и в том, что отличительной особенностью органов государственной власти от других структур, например коммерческих, является невозможность «буквального» применения имеющихся теоретических моделей управления к политическим и социально-экономическим событиям. Поэтому ЛПР в государственном управлении нуждается в более тщательном информационно-аналитическом обеспечении.
Методологические проблемы управления, начиная со второй половины XX в., занимают центральное место в социальном управлении. Актуализация подобного рода как теоретических, так и практических исследований, целью которых является оптимизация механизмов государственного управления, определяется важностью, которую играют последствия принятых решений в социуме. Эти решения важны как с позиции государства, так и с позиции общества.
Теоретические исследования указанного выше вопроса относятся к междисциплинарным исследованиям, так как затрагивают широкий спектр таких наук, как история, менеджмент, философия, политология и др. Поскольку вышеназванная тема не изучена, необходимо начать ее с рассмотрения всего массива литературы, как-то связанного с этой проблематикой. При этом в
управленческой литературе сложилась позиция, что «... одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения» [5. С. 37], следуя данному выводу, авторы придерживаются системного подхода в рассмотрении указанной выше темы.
Самая большая группа исследовательских подходов представлена обзорными учебными материалами по управлению, менеджменту и истории управленческой мысли. Нельзя не отметить систематическое изложение курса «Разработка управленческого решения» Б.Г. Литвака [5], в котором автор соединяет опыт западного менеджмента и российскую практику управления; пособие А.А. Дегтярева о теоретико-методологических основах принятия политических решений [2]; учебник Р.А. Фатхутдинова о качестве управленческих решений, методах обеспечения их сопоставимости, роли экономических законов и научных подходов в повышении эффективности решений, технологиях их разработки и реализации, методах анализа, прогнозирования и экономического обоснования [11]; работа Н.Б.Филинова рассматривает методы, математический и информационный инструментарий, процедуры, индивидуальные и групповые технологии разработки и принятия управленческих решений [12]; А.Э. Саак и В.Н. Тюшняков рассматривают сущность, содержание и типологию управленческих решений в системе государственного и муниципального управления [9]; основные закономерности развития российской государственности и функционирование государственных органов и учреждений с момента появления на Руси государства и до наших дней рассмотрены в пособиях В.И. Куликова [4] и В.И. Маршева [7].
Другая группа работ представляет собой научные статьи и монографии, посвященные отдельным вопросам управления. Обзор социального управления в русле социальных наук и культурно-исторического подхода представлен в монографии Г.В. Щёкина [14]. Собственно по исторической теме опубликованы статьи, описывающие различные фигуры советников в истории управления: это работы Г.И. Марченко [6], О.Ю. Климова [3] и др.
К отдельной группе исследуемой литературы необходимо отнести источники по истории государственного управления в России [13].
Исходя из вышеизложенного обзора литературы, мы думаем, что настала необходимость в изучении информационно-аналитического обеспечения в процессе принятия решений в истории государственного управления.
В литературе, посвященной управлению, и ранее рассматривался вопрос об информационно-аналитическом обеспечении. Особую роль здесь играет понятие «информация», под которой чаще всего понимается совокупность сведений и сигналов о процессах и явлениях, протекающих во внешнем окружении и самом организме человека. Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и во вне организации. На наш взгляд, понятие «информационно-аналитическое обеспечение» объемнее раскрывает вопрос о том, как формировалось и менялось представление о профессиональных качествах экспертов, через которых шел информационный поток первым лицам государства. Под информационно-аналитическим обеспечением будем иметь в виду сбор, обработку и использование информации, необходимой ЛПР для принятия управленческого решения. На сегодняшний день можно говорить о нескольких трактовках вышеназванного понятия. В контексте данной статьи мы будем иметь в виду обеспечение объективной информацией ЛПР. Консультант (советник или совещательный орган) передает не просто собранные исходные данные, а уже обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких как сбор первичной информации, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее цир-
куляции и т.д. Таким образом, одним из основных условий принятия эффективного решения является обладание ЛПР необходимой информацией.
Д.А. Новиков пишет, «чем большей информацией об управляемом объекте и окружающей среде обладает управляющий орган, тем, в большинстве случаев, выше эффективность управления» [8. С. 15]. Несмотря на то, что консультирование имеет древние корни и практически все правители древности имели советников, только в ходе промышленной революции зарождается профессиональная деятельность по консультированию. По мнению Г.В. Щекина, «... управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники или "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне» [14. С. 180]. Трансформация окружения ЛПР в лице родственников, жрецов, магов постепенно привела к абсолютно новой социальной группе, профессионально обучающейся различным направлениям менеджмента. Анализ исторического материала позволяет говорить о крайне медленном развитии профессионального информационно-аналитическое обеспечения, что было связано как с технологиями, так и с медленным преобразованием общества.
Предварительный обзор исторических исследований позволяет нам прийти к следующему: становление информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления в России условно можно представить в виде трех этапов. В основу периодизации, предложенной авторами, положена стандартная классификация по подходу к принятию решения в менеджменте.
На первом этапе - интуитивном - (Х-ХУ вв.), в период зарождения государственности, информационно-аналитическое обеспечение в большей степени выглядит в виде информационной поддержки интуитивных решений ЛПР. Особенностями данного этапа являются слабость центральной власти и остатки родового самоуправления. Для этого периода характерно занятие лидерских позиций или по праву рождения, как это было с князем Игорем (912-945 гг.), или захват власти (Святополк I Ярополкович Окаянный 1015., 1017-1019 гг.), или избрание вечем (Новгородская республика 1136-1478 гг.). Поскольку речи не шло о профессиональных экспертах, то эти роли обычно выполняли родственники и ближайшее окружение первых лиц князя (бояре). Распоряжения носили приказной характер, в чем определяющую роль выполняла дружина. Государственные функции выполняют одни и те же люди. Сбор, анализ, обработка информации осуществлялся узким кругом приближенных лиц, чьи профессиональные качества заменялись на личные. Итог таких решений зачастую зависел от умения ЛПР отличать ложную информацию от объективной.
На втором этапе - традиционном - (конец ХУ-ХУ11 вв.) ЛПР начинают делать выбор, основанный на суждениях, подкрепленных знаниями. В этот период укрепление власти происходит за счет формирования государственных органов власти, подчинения сословий. В зависимости от того, на что или на кого делал ставку руководитель, были как эффективные результаты, так и провалы в управлении.
На третьем этапе - рациональном (XVIII - начало XX вв.), в связи с нарождающимся капитализмом можно говорить о рационализации в процессе принятия решений. Связано это было с деятельностью Петра I, который приближал к себе людей, обладающими профессиональными знаниями. История нового времени изобилует примерами фаворитов, сподвижников, реформа-
торов, у которых было различное происхождение, образование, но главное, что отличает их - это оценка их потенциала, выполнение ими профессиональных функций (А. Меншиков, Г. Потемкин, М. Сперанский).
Таким образом, предварительный обзор исторических исследований подводит к мысли, что любые исторические примеры можно рассматривать как реальные сценарии: информационно-аналитического обеспечение - процесс принятия решений - результат. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что дальнейшее изучение информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в истории государственного управления может стать важнейшим направлением обоснования механизма принятия решений в социальном управлении на современном этапе.
Литература и источники
1. Выступление президента РФ В.В.Путина на семинаре-совещании с главами субъектов Федерации, председателями законодательных собраний, мэрами крупных городов. 29 января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47540 (дата обращения: 02.11.2015).
2. Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М.: КДУ, 2004. 416 с.
3. Климов О.Ю. Интеллектуальная элита: советники и консультанты эллинистических царей // Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э.Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. Вып. 10. 160 с.
4. Куликов В.И. История государственного управления в России. М.: Академия, 2003. 368 с.
5. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2002. 392 с.
6. Марченко Г.И. Квинт Цицерон как политический консультант // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 82-91.
7. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: МАКС Пресс, 2010. 648 с.
8. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. 161 с.
9. Саак А.Э, Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. СПб.: Питер, 2007. 272 с.
10. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: РИОР, 2010. 362 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 344 с.
12. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: ИНФРА-М, 2009. 308 с.
13. Хрестоматия: Документы по истории государственного управления в России. М.: Этно-социум, 2014. 494 с.
14. Щёкин Г.В. Теория социального управления. Киев: МАУП, 1996. 408 с.
ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ВАСИЛЕНКО ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
M. KHARITONOV, O. VASILENKO
PROVIDING INFORMATIONAL AND ANALYTICAL SUPPORT FOR DECISION-MAKING PROCESS IN HISTORY OF PUBLIC ADMINISTRATION
Key words: history of public administration, public administration, management, decisionmaking process, informational and analytical support, information, periodization of informational and analytical support for decision-making process in history of public administration.
The article is devoted to the problem of informational and analytical support for the decision-making process in the history of public administration. The authors provide a periodization of informational and analytical support for the decision-making process in the history of public administration. On the example of national history, the authors consider the peculiarities, subjects and mechanisms of informational and analytical support for the decision-making process in the history of public administration.
References
1. Vystuplenie prezidenta RF V.V.Putina na seminare-soveshchanii s glavami sub"ektov Federat-sii, predsedatelyami zakonodatel'nykh sobranii, merami krupnykh gorodov. 29 yanvarya 2015 g. [A Speech by RF President V. Putin at the meeting with Heads of the Federation Subjects, Speakers of Legislative Assemblies, and Big City Mayors]. Available as: URL: http://www.kremlin.ru/events/pre-sident/news/47540 (Accessed: 2 November 2015).
2. Degtyarev A.A. Prinyatie politicheskikh reshenii [Adoption of political decisions]. Moscow, 2004, 416 p.
3. Klimov O.Yu. Intellektual'naya elita: sovetniki i konsul'tanty ellinisticheskikh tsarei [Intellectual elite: advisers and consultants of the Hellenistic tsars]. In: Frolov E.D., ed. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Research and publications on Ancient World History]. St. Petersburg, 2011, iss. 10, 160 p.
4. Kulikov V.I. Istoriya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [History of Russian Public Administration]. Moscow, Akademiya Publ., 2003, 368 p.
5. Litvak B.G. Razrabotka upravlencheskogo resheniya [Development of the administrative decision]. Moscow, Delo Publ., 2002, 392 p.
6. Marchenko G.I. Kvint Tsitseron kak politicheskii konsul'tant [Quintus Tullius Cicero as political consultant]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [ Social sciences and present], 2010, no. 4, pp. 82-91.
7. Marshev V.I. Istoriya upravlencheskoi mysli [History of administrative thought]. Moscow, MAKS Press Publ., 2010, 648 p.
8. Novikov D.A. Mekhanizmy funktsionirovaniya mnogourovnevykh organizatsionnykh sistem [Multilevel organizational systems Mechanics]. Moscow, 1999, 161 p.
9. Saak A.E., Tyushnyakov V.N.Razrabotka upravlencheskogo resheniya [Working out an Administrative Decision]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 272 p.
10. Smirnov E.A. Upravlencheskie resheniya: [Administrative decisions]. Moscow, RIOR Publ., 2010, 362 p.
11. Fatkhutdinov R.A. Upravlencheskie resheniya [Administrative decisions]. Moscow: INFRA-M Publ., 2009, 344 p.
12. Filinov N.B. Razrabotka i prinyatie upravlencheskikh reshenii [Preparing and Making Administrative Decisions]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 308 p.
13. Khrestomatiya: Dokumenty po istorii gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [Anthology: Documents on History of Russian Public Administration]. Moscow, 2014, 494 p.
14. Shchekin G.V. Teoriya sotsial'nogo upravleniya [Theory of social management]. Kiev, MAUP Publ., 1996, 408 p.
KHARITONOV MIKHAIL - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State university, Cheboksary, Russia.
VASILENKO OKSANA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
Ссылка на статью: Харитонов М.Ю., Василенко О.В. Информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия решений в истории государственного управления // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 184—188.