Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 36-48.
УДК 81'42
Ю.В. Хроколо Омск, Россия
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ВИД МЕТАНАУЧНОГО ДИСКУРСА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Информационно-аналитический дискурс выделен в контексте научного дискурса. Сделано предположение, что рассматриваемый вид дискурса обладает некоторыми признаками научного дискурса, но вне связи с конкретной наукой. Осуществлена попытка его анализа по методике, предложенной В.И. Карасиком: определены типовые участники информационно-аналитического дискурса, его хронотоп, цели, ценности (в том числе ключевые концепты), стратегии, жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы. Выделение указанных компонентов обосновано лексическим составом текстов информационно-аналитических жанров. Доказана институциональность информационно-аналитического дискурса.
Ключевые слова: информационно-аналитический дискурс, научный дискурс, метанаука, информация, выводное знание, анализ, синтез.
Информационно-аналитическая деятельность (далее - ИА деятельность] - деятельность, основанная на применении процедур анализа / синтеза совокупности известных сведений об объекте и предназначенная для получения нового знания о нем. В процессе осуществления ИА деятельности используется широкий круг методов анализа данных, в том числе и заимствованных из разных наук. Особую роль в ИА деятельности играют общие методы научного исследования - анализ и синтез информации, неразрывно связанные между собой и лежащие в основе любой познавательной и практической деятельности. Г.Ф. Гордукалова упоминает, что «словосочетание "информационные анализ и синтез" сформировалось в среде родовых терминов информационной деятельности» [Гордукалова 2015: 107]. Общенаучные методы «анализ / синтез», представляющие трудно расчленимое единство технологий, позволяют рассматривать ИА деятельность в контексте научной деятельности. Осуществление ИА деятельности всегда приводит к ее объективации в дискурсе. Можно предположить, что в информационно-аналитическом дискурсе (далее - ИА дискурс] имеются некоторые признаки научного дискурса. Вместе с тем ИА деятельность - это не «классическая» наука с едиными объектом и предметом.
© Ю.В. Хроколо, 2016
Соответственно, и ее дискурс - не сугубо научный. Характеристики этого дискурса до сих пор не становились предметом специального лингвистического исследования. В связи с этим представляется необходимым построить описательную модель ИА дискурса, анализируя его по методике, предложенной В.И. Карасиком и предполагающей характеристику типовых участников дискурса, его хронотоп, цели, ценности, стратегии, жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы [Карасик 2004: 303].
Материалом для анализа ИА дискурса послужили тексты ИА исследований, представленные в открытом доступе на сайтах маркетинговых, консалтинговых агентств, компаний, осуществляющих социологические исследования, библиотек, научно-технических центров (НТЦ] и других учреждений, занимающихся ИА деятельностью, а также тексты, найденные в поисковых системах Google, Yandex по соответствующим поисковым запросам (всего около 15 сайтов].
Типовые участники. Агентом ИА дискурса является информационный аналитик. До недавнего времени такой должности не было в большинстве российских организаций. Сейчас руководители компаний, работающих в разных отраслях экономики, осознают необходимость присутствия информационного аналитика в штате. В связи с этим наблюдается востребованность аналитиков на рынке труда.
Анализ массива должностных инструкций аналитиков, найденных по соответствующему запросу в поисковой системе Google, позволил более четко определить специализации аналитиков, сформировавшиеся на данном этапе существования профессии. Среди их названий можно выделить следующие типы словосочетаний: атрибутивные именные (финансовый аналитик, системный аналитик], сложные субстантивные, предполагающие наличие родовидовых отношений (экономист-аналитик, маркетолог-аналитик, бизнес-аналитик, логист-аналитик, аналитик по виду или группе видов спорта, инженер-аналитик, бухгалтер-аналитик, провизор-аналитик, аналитик-консультант] и атрибутивно-субстантивные комплексы (аналитик отдела анализа, прогноза и обеспечения эффективности научной и образовательной деятельности, аналитик модельной деятельности, аналитик отдела маркетинга, аналитик службы анализа и отчетности, аналитик консолидированной информации] [Валгина 2003: 34].
Контент-анализ должностных инструкций позволяет согласиться с Г.Ф. Гордукаловой, которая выделила четыре специализации информационных аналитиков: 1] аналитики-универсалы, приобретающие специализацию на предприятии (стажер-аналитик, лаборант-аналитик, референт-аналитик]; 2] аналитики по предметной или отраслевой специализации рынка (аналитик рынка недвижимости, аналитик по страхованию, бизнес-аналитик розничной торговли]; 3] аналитики широкого круга специализаций по функциональному признаку (инвестиционный аналитик, кредитный аналитик, финансовый аналитик, биржевой аналитик]; 4] ана-
литики узкой целевой специализации по функциональному признаку (аналитик бизнес-логист корпоративных информационных систем (КИС), аналитик портала, вирусный аналитик, спам-аналитик) [Гордукалова 2015: 85].
Необходимо отметить, что в названиях должностей информационных аналитиков не всегда присутствует слово «аналитик» (специалист информационного обеспечения, SMM-менеджер (Social media marketing, досл. - «маркетинг в социальных медиа»), менеджер проектов, менеджер внедрения CRM (Customer relationship management, досл. - «управление отношениями с клиентами»), продакт-менеджер, UX-дизайнер (User experience, досл. - «опыт взаимодействия») и др.). Можно встретить и метафоричные названия должностей, связанных с ИА деятельностью (бизнес-архитектор).
Анализ найденных текстов в жанре должностных инструкций дал основания выявить типовые функции информационных аналитиков: осуществление аналитической научно-исследовательской работы с целью сбора, оценки и анализа получаемой информации, а также выработки практических рекомендаций; организация аналитического и методического обеспечения проведения исследовательских работ; осуществление мониторинга публикаций, в том числе в российских и зарубежных средствах массовой информации, их оценка; координация деятельности соисполнителей при совместном выполнении работ с другими структурными подразделениями организации; составление отчетной документации.
По данным Г.Ф. Гордукаловой, профессиональная подготовка аналитиков универсального профиля осуществляется на библиотечно-ин-формационных факультетах вузов культуры, педагогических университетов1.
Чаще всего в объявлениях о вакансиях аналитиков работодатели указывают требование высшего технического или экономического образования (сайты вакансий hh.ru, adzuna.ru, superjob.ru, ngs.ru). Информация к открытым вакансиям на сайте крупнейшего маркетингового агентства в г. Омске «Делфи» свидетельствует об этом. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации также рассматривает резюме экспертов-аналитиков в различных отраслях экономики: финансовой,
1 Специальная подготовка аналитиков была введена только в конце 1990-х гг. на некоторых факультетах вузов России (экономических, менеджмента, прикладной информатики] [Гордукалова 2015: 80]. Зачастую аналитиками узких специализаций становятся непосредственно на рабочем месте, применяя знания и навыки, полученные в процессе обучения в вузе по выбранной специальности. Изначально подготовкой аналитической продукции занимались только эксперты из разных сфер, кандидаты и доктора наук. Сейчас при подготовке аналитических материалов в конкретной узкой предметной области аналитику не обязательно быть специалистом в ней, а достаточно обладать знаниями о методах и технологиях сбора, анализа, синтеза информации и о формах ее представления.
транспортной, ЖКХ, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, инноваций, информационных технологий, энергетики, бюджетной политики, сельского хозяйства и стратегического планирования. Однако среди аналитиков нередки и представители гуманитарных областей знания, например социологи (Центр бизнес-контактов «Войс», Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (ГЭПИЦентр-2]].
Клиенты ИА дискурса. К услугам учреждений, специализирующихся на проведении маркетинговых, социологических и иных ИА исследований, обращаются как компании, в структуре которых не предусмотрен ИА отдел, так и компании, в которых таковой есть. Причина обращения последних: новейшие и максимально эффективные методики проведения информационных исследований, применяющиеся агентствами, регулярное повышение квалификации их сотрудников, высокий уровень качества предоставляемых услуг.
Клиентами ИА дискурса являются представители государственного и частного сектора экономики, разных ее отраслей, о чем свидетельствует анализ массива ИА текстов. Рассмотрим клиентов крупнейших маркетинговых и консалтинговых агентств, осуществляющих ИА деятельность в г. Омске (ГЭПИЦентр-2, «Делфи», «Войс»]:
1. Органы государственной и муниципальной власти (Управление президента РФ по связям с общественностью, Пресс-центр Правительства РФ, Министерство РФ по делам Федерации, Администрация Омской области].
2. Предприятия и организации, работающие в области:
- промышленности, сельского хозяйства, энергетики (ОАО «Омская энергосбытовая компания», Сибирско-скандинавская автобусная компания, ОАО «Лакомка», ОАО «Омский бекон», ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт»];
- коммунального хозяйства, транспорта, связи (ОАО «Омскводока-нал», компания «ТрансАэро», ООО «Межрегионгаз», ООО «Производственная фирма «Чистый город», ООО «Мобил-Телеком», Омский филиал ОАО «Ростелеком», «Контур Медиа», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком»];
- строительства (ООО «Техно Град», ОАО «Московский институт «Гидропроект», ООО «Строительные технологии и системы», ХК «Блокстрой»];
- торговли, общественного питания (ООО «Компания-Холидей», МУП «Ярмарочный комплекс «Торговый город», ООО «АТ-Маркет», ЗАО «Веста», МУП «Фирменный магазин «Океан», «Сибирский Гурман», «Торгинвест»];
- оказания страховых услуг (АСК «АСКО», «РОСГОССТРАХ»];
- оказания полиграфических услуг («Дизайн-принт», ЗАО «Кайрос»].
3. Автоцентры (Центр «РЕНО», ОАО «Омск-Лада»].
4. Ассоциации, фонды, общественные и религиозные организации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Ассоциация рынков и
предприятий, Омский областной Союз предпринимателей, Омский областной Фонд борьбы с наркоманией, Союз Сибирских Казаков].
5. Средства массовой информации («Аргументы и факты», МузТВ, Издательский дом «Коммерческие вести», ОРТРК «12 канал», «Бизнес-курс»].
6. Учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения (Омский государственный академический театр драмы, Омский государственный музей изобразительных искусств им. М. Врубеля, Санаторий «Омский», Аптечная сеть «36,6», «Фармэксперт Аналитика и Консалтинг»].
7. Банки (ГУ ЦБ РФ по Омской области, «Альфа-Банк», ИТ-Банк, Омский банк Сбербанка РФ].
8. Фондовый рынок (ЗАО «Октан-Брокер», «Октан-Инвест»].
9. Рекламные агентства (Омский видеоэкран, ООО «Рекламная площадь»].
10. Маркетинговые компании, исследовательские центры (GFK-Русь, ROMIR, IXONICA, SYNOVATE (Russia), Nielsen, O+K, VALIDATA, Центр «Аналитик», Южно-российский исследовательский центр «Фактор», «Левада-Центр», ВЦИОМ].
11. Коммерческие структуры (ЗАО «Геа-Сервис», ЗАО «Поликон», Компания «Сней», ООО «Вестком»] и т. д.
Хронотоп. Зарождение ИА дискурса можно отнести к началу 1960-х гг., когда федеральные и региональные органы научно-технической информации (НТИ - ВИНИТИ, ИНИОН, РКП и т. д.] и крупнейшие библиотеки (РГБ, РНБ, ЦНСХБ, ГПНТБ, ГПНТБ СО РАН и т. д.] начали планомерную работу по подготовке библиографических, реферативных и тематических обзоров.
На современном этапе ИА дискурс осуществляется не только в центрах НТИ и библиотеках, но и в маркетинговых и консалтинговых компаниях, исследовательских центрах, а также в ИА отделах, входящих в организационную структуру учреждений. ИА отделы так же, как должности аналитиков, в разных организациях называются по-разному: отдел НТИ, служба информации, отдел информационных технологий / интернет- и интранет служб/корпоративной информационной системы, центр анализа информации, ИА центр, центр стратегического управления, центр знаний, отдел развития, отдел перспективных исследований, служба информационного мониторинга, маркетинговый / рекламно-информационный отдел, аналитическая группа, пресс-служба и др. Задачи отдела, его отношение к информационному обеспечению, подчинение и место в структуре предприятия изменяются в зависимости от названия отдела [Горду-калова 2015: 495-496].
Если аналитический отдел не входит в структуру организации, то в ее штате выделяется сотрудник, на которого ложатся функции информационного аналитика.
Понятие «сроки» в контексте анализа ИА дискурса можно рассматривать как с точки зрения норм времени, отведенных для разработки и предоставления ИА услуг и продуктов, так и с точки зрения временных режимов, в рамках которых исследуется тот или иной объект (ретроана-лиз, мониторинг, прогнозирование].
Нормы времени на выполнение ИА процессов разных видов пока официально не регламентированы. В сроки закладываются процедуры сбора, обработки, анализа и предоставления информации заказчику, а также при необходимости мониторинговое наблюдение за изменениями в объекте исследования. Некоторые маркетинговые агентства размещают на своих сайтах сроки проведения исследований. Например, на сайте «Делфи» для каждой услуги определен временной интервал, в течение которого специалисты агентства обещают ее выполнить. Кроме того, для заявок на выполнение конкретной услуги указан срок их рассмотрения. ВИНИТИ работает как под заказ, так и на опережение: на сайте представлена подробная информация о выполненных ранее обзорах, доступных для приобретения.
Учреждения с ИА отделом в структуре или должностью в штате самостоятельно определяют годовой объем работы по каждому процессу, нормы времени измерения и учета выполненных процессов.
В процессе реализации ИА дискурса происходит анализ прошлого / настоящего объекта, закрепленного в виде информации, с целью диагностики настоящего / прогноза будущего. Далеко не всегда результатом анализа текущей ситуации будет являться составление прогноза с перечислением возможных путей развития объекта. Основную задачу в каждом случае аналитик формулирует сам. Она может быть имплицитно или эксплицитно выражена в запросе пользователя. Чаще всего ИА исследования осуществляются для диагностики современного состояния объекта, выявления причин возникновения кризиса для его предотвращения в будущем. Информационная диагностика осуществляется в трех временных режимах: ретроспективном анализе (ретродиагностике), оперативном экспресс-анализе и мониторинговом анализе. «Ретроспективный анализ предполагает выявление закономерностей и тенденций развития объекта за предшествующий период времени; оперативный экспресс-анализ характеризует состояния объекта в определенный, избранный период его развития; мониторинговый анализ включает непрерывное наблюдение за развитием объекта (или знания о нем] через равные периоды времени, начиная с определенной временной точки» [Гордукалова 2015: 350].
Информационный анализ может завершаться на этапе информационной диагностики, а может быть продолжен в рамках информационного прогнозирования. Прогноз подразделяют на кратко-, средне- и долгосрочный в зависимости от времени существования объекта. Истинность прогноза аналитик проверяет с течением времени [Гордукалова 2015: 357].
Для того чтобы обеспечить наиболее полный и достоверный сбор информации об объекте, заказчик предоставляет аналитику свободный доступ к закрытым базам данных и внутренним документам учреждения. Результаты информационного анализа пересылаются на электронную почту заказчика или передаются ему лично в руки. ИА дискурс реализуется через опосредованную коммуникацию.
Цель ИА дискурса заключается в получении нового выводного знания на основе уже существующего. Стоит отметить, что новое знание формулирует аналитик, а пользуется им заказчик для принятия верного управленческого решения. Поэтому аналитик в итоговых документах не должен оперировать общими фразами, давать тривиальные рекомендации, которые могут быть применимы и вне деятельности и сферы влияния заказчика [Гордукалова 2015: 349]. От этого зависит повторное обращение заказчика и расширение круга клиентов.
Чтобы добиться высокой оценки качества полученного знания, аналитик использует только актуальные, авторитетные и адекватные в отношении цели анализа источники информации. По мере накопления опыта аналитик формирует собственный круг источников, имен экспертов, методов сбора и анализа информации, способов ее предоставления заказчику. Если ситуация типовая, с которой аналитик уже работал в прошлом, то достижение цели получения нового знания произойдет быстрее, чем при отсутствии подобного опыта у исполнителя. Тем не менее каждая типовая ситуация несет в себе новые условия и закономерности, которые необходимо учитывать.
Формулировка нового знания в разных текстах ИА дискурса будет различаться, так же как различаются цели подготовки таких текстов и объекты исследований. Например: Подобная динамика связана во многом с тем, что на отдельных участках сети общего пользования достигнуты предельные показатели пропускной способности. Это обусловлено несколькими причинами... (Регулирование тарифов на железнодорожные грузоперевозки: резервы эффективности); Ввиду текущих кризисных тенденций в экономике России возможно замедление инвестиционной активности в области газоснабжения регионов Сибири и Дальнего Востока, что отразится на невысоких темпах увеличения уровня газификации (Трудности на пути восточного газового вектора); Число организаций высшего образования в 2014/15 учебном году по сравнению с 2010/11 учебным годом уменьшилось на 14,8 % (Экономические инструменты повышения доступности высшего образования); Из введенных в 2014 году 84 млн кв. м жилой площади 62 млн приходится на города и поселки городского типа (74 %), и 22 млн - на сельскую местность (26 %) (Жилищное строительство и рынок недвижимости в период спада экономики); Ожидается, что принятые изменения позволят обеспечить баланс спроса и предложения электрической энергии и мощности и избежать их дефицита в среднесроч-
ной перспективе (Изменения и тенденции в регулировании ТЭК России и мира: в фокусе IV квартал 2015]; По итогам февраля самыми цитируемыми блогерами в российских СМИ стали Рамзан Кадыров, Павел Астахов и Илья Яшин (Рейтинг цитируемости российских блогеров за февраль 2016 года]; С точки зрения имиджа Евгения Куйвашева, можно говорить о достаточно позитивном «речевом шаблоне», который использовался СМИ для информирования своих аудиторий о его деятельности (Имиджи Федеральных структур в региональных СМИ Уральского Федерального Округа].
Ценности ИА дискурса основаны на реализации его высшей цели: получении выводного, итогового знания об объекте, ранее неизвестного и существенного для развития объекта на современном этапе. Любые процессы, осуществляемые в рамках ИА деятельности, строятся на базе уже существующей информации, ее оперативности и надежности. Поэтому главная ценность ИА дискурса - информация в двух ее ипостасях: в качестве исходных данных и в качестве итогового (выводного] знания.
В текстах ИА дискурса определенных жанров указывается происхождение исходных данных. Например: Через отчёт-анкету получен и обработан массив дополнительных сведений. Необходимые для более глубокого анализа показатели собираются с применением интернет-сервисов (Информационный доклад о деятельности тверских муниципальных библиотек в 2014 г.]; Продолжается формирование сводной базы вопросов и ответов «Омской виртуальной справки». В течение 2012 года пользователями задано 152 вопроса, в 2013 - 75 вопросов, а в 2014 - 68 вопросов (Годовой отчет о деятельности виртуальной справочной службы «Омская виртуальная справка»]; Большинство ключевых, особенно развитых, стран мира опубликовали данные о динамике ВВП в IV квартале 2015 г.: в США и Евросоюзе прирост ВВП в годовом выражении составил 1,8 %... (Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики].
В зависимости от жанра ИА текста выводное знание может быть как предельно концентрированным, сжатым, передавать только результаты проведенного исследования, конкретные рекомендации заказчику, так и гармонично включенным в массив исходных данных, известных ранее об объекте, дополненным системой доказательств, которые контролируют достоверность диагноза или прогноза.
В текстах ИА дискурса, как и в текстах научного дискурса, прослеживается четкая оппозиция «старое знание - новое знание», однако одно без другого не может существовать.
Обратим внимание, что особую ценность в ИА дискурсе представляет текстовая и числовая (статистическая] информация, представленная в наглядной, графической и иной зрительно воспринимаемой форме: в виде кластеров, схем, графиков, диаграмм, таблиц и т. д.
Ключевыми концептами ИА дискурса являются процессы, связанные со сбором и переработкой информации: ИА поиск, анализ / синтез,
информационное моделирование, информационная диагностика, информационное прогнозирование, визуализация (представление].
Стратегии ИА дискурса полностью соответствуют стратегии ИА деятельности и реализуются через следующие действия:
1. Анализ и уточнение запроса / объекта исследования. Пример работы с читательским запросом в библиотеке: Читатель: Меня интересуют источники, в которых бы рассматривались основные этапы разработки стратегии. Библиотекарь: Ваш запрос нуждается в уточнении. Пожалуйста, укажите область знания или уточните, стратегия чего именно Вас интересует (военная стратегия, ролевая игра-стратегия и т. д.). Пример из маркетингового исследования - отчета по результатам мониторинга: Исходя из того, что нас интересовала ситуация сразу по нескольким органам власти, то объект был конкретизирован: 1. Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе, 2..., 3....
2. Выявление предметного поля объекта: В ходе TEMPLES анализ проводится по ключевым параметрам рыночной среды: Инновационные технологии во всех сферах деятельности; экономические изменения; влияние рыночных факторов...
3. Информационное моделирование, оценка информационной модели объекта в виде рубрикатора, файла авторитетных рубрик, графов, схем, таблиц. В ИА тексте может отсутствовать, если главная цель исследования - не создание информационной модели, а диагностика или прогнозирование объекта.
4. Информационная диагностика и прогнозирование объекта: Внутренние цены на ячмень возрастут на 38 % за 15 лет, а на кукурузу - на 34 %. Прогнозная динамика цены пшеницы до 2030 года предполагает...
Классификация жанров ИА дискурса носит неустоявшийся, открытый для изменений и дополнений характер. Каждое информационное учреждение может типизировать свои ИА продукты по-своему. Библиотечным сообществом признана классификация ИА продуктов В.В. Брежневой (термин автора классификации], в основе которой лежит их четкое разделение по характеру сведений, предоставляемых в процессе обслуживания (документального, библиографического, фактографического, консультационного, в результате информационных исследований] [Брежнева 2012: 129].
Г.Ф. Гордукалова предлагает классификацию обзорно-аналитической продукции (ОАП, термин автора классификации], которая несколько отличается от классификации В.В. Брежневой. В ней объединены как основные формы представления результатов ИА дискурса, разработанные в органах НТИ и библиотеках, так и жанры, постепенно формирующиеся при выполнении нетипичных аналитических задач и предназначенные для достаточно узкой потребительской аудитории, а также жанры, в которых проявляется тенденция интеграции в одном информационном продукте документов, содержащих разный уровень свертывания сведений об
объекте: библиографическую, реферативную, полнотекстовую, обзорно-аналитическую, прогнозную информацию [Гордукалова 2015: 77]. Считаем целесообразным привести классификацию Г.Ф. Гордукаловой подробнее:
1. Классические жанры: аналитический обзор (Трудный путь в Европу (о некоторых проблемах вступления Польши в ЕС)), аналитический отчет (Анализ рынка гостиничных услуг города Омска), аналитический доклад (Аналитический доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Московской области в 2014 году «Библиотеки Подмосковья: традиции и новации»), аналитические обзорные справки (ситуационные справки, экспресс-справки, мониторинговые справки, ретроспективные) (Обзорная справка о результатах работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности, по итогам ... года).
2. Специализированные жанры: обзорные справки нормативно-правовой информации (бизнес-справки от специалистов компании «Гарант»), статистические справки (Востребованность услуг электронной регистратуры у пациентов в I полугодии ... года), внешнеэкономические справки, кредитная история/справка/отчет, справка/отчет риэлтера на рынке недвижимости, отчет аудитора, маркетинговый отчет/обзор/справка (Мониторинг известности и отношения к банкам на рынке Санкт-Петербурга), консалтинговый отчет/справка (Повышение эффективности работы риэлтерской компании), отчет о патентных исследованиях, социологический отчет/обзор/справка (Отчет о проведении социологического исследования причин низкой электоральной активности молодежи Архангельской области (октябрь - декабрь 2005 года)), рекламная стратегия (Продвижение кедов Red Keds ВКонтакте), психологический портрет, имиджевая справка (Имиджевая справка о губернаторе Ярославской области). Среди них Г.Ф. Гордукалова выделяет продукты ретроспективного характера: электронная хрестоматия (Электронная хрестоматия по методике преподавания математики), программа бенчмаркинга; текущую ОАП: ленты деловых новостей, дайджесты новостей, проблемно-тематические дайджесты, дайджесты прессы (PortNews.ru), персональная электронная газета («Мои новости» Яндекс), рейтинги (Forbes), экономические индексы; прогнозно-аналитическую информацию: перечни ожидаемых событий, прогноз качественных индикаторов, прогноз перспективного образца, сценарии развития событий (Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года), прогноз причинно-следственных связей.
3. Комплексные жанры: экспертные системы (психолингвистическая экспертная система «Ваал(R)»), базы знаний (Wiki), обучающие базы данных, карты знаний, пакеты знаний, порталы знаний, информационно-аналитические системы (ИАС) (региональные ИАС по управлению ресурсами Ивановской области), консультации в области информационных ресурсов, электронные путеводители (серия электронных путеводителей Российской национальной библиотеки) [Гордукалова 2015: 434-466].
Основную часть продукции аналитика составляют краткие обзорные справки.
Каждый жанр предполагает определенный уровень аналитико-син-тетической переработки информации и особенности изложения результатов того или иного проведенного ИА исследования.
Для универсальных аналитиков автором прорывных работ «Анализ информации: технологии, методы, организация» и «Технологии анализа и синтеза профессиональной информации» является Г.Ф. Гордука-лова. Большую значимость в образовательной и профессиональной сферах аналитиков-универсалов играет имя Д.И. Блюменау и его учебно-практическое пособие «Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов».
Для аналитиков-«отраслевиков» прецедентные имена и тексты будут иными. Например, для сотрудников ИА служб органов власти одно из широко известных имен - А.С. Ахременко (автор учебного пособия «Политический анализ и прогнозирование»).
Если же углубляться в историю, то Аристотель, написавший труды «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», - первый теоретик и «методист» информационной аналитики.
Дискурсивные формулы ИА дискурса можно обнаружить в заключительных частях готовых документов, содержащих результаты анализа или рекомендации заказчику. Например, после проведенного анализа рисков используются оценочные характеристики рисков и глаголы обратить внимание, оценить возможность рисков зоны А, В или С. Конечная группа неопределенных рисков обязательно приводится с формулировкой не определяется возможность наступления следующих рисков:... Если рекомендации даются для последующей экспертизы группы проектов, то приводится общая оценка проекта (рисковый - нерисковый - неопределенный) и перечень особых рисков зоны А.
Конкретные рекомендации могут формулироваться только на основе реализованных проектов-аналогов. Например, не брать обозначенный в проекте кредит, вкладывать деньги малыми долями без стартового капитала, провести тендер соисполнителей и др. [Гордукалова 2015: 374].
Таким образом, опираясь на концепцию дискурса В.И. Карасика, следует отметить, что ИА дискурс - институциональный дискурс, поскольку ИА деятельность осуществляется через речевое взаимодействие субъектов речи, реализующих свои статусно-ролевые возможности в рамках таких общественных институтов, как библиотеки, маркетинговые агентства, исследовательские центры [Карасик 2004: 280].
Список литературы
1. Брежнева В.В. Информационное обслуживание. СПб.: Профессия, 2012.
368 с.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. 4-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2003. 416 с.
3. Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации. СПб.: Профессия, 2015. 544 с.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с.
References
1. Brezhneva, V.V. (2012), Informatsionnoe obsluzhivanie [Information services], St. Petersburg, Professiya publ., 368 p.
2. Valgina, N.S. (2003), Sovremennyi russkii yazyk: Sintaksis [Modern Russian language: Syntax], Moscow, Vysshaya shkola publ., 4th ed., corrected, 416 p.
3. Gordukalova, G.F. (2015), Tekhnologii analiza i sinteza professional'noi in-formatsii [Technology of analysis and synthesis ofprofessional information], St. Petersburg, Professiya publ., 544 p.
4. Karasik, V.I. (2004), Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse], Moscow, Gnozis publ., 389 p.
Yu.V. Khrokolo Omsk, Russia
INFORMATION AND ANALYTICAL DISCOURSE AS A KIND OF METASCIENTIFIC DISCOURSE: KEY FEATURES
Information and analytical discourse is highlighted in the context of scientific discourse. It is suggested that this type of discourse has some of the attributes of scientific discourse, but no connection to the specific science. We has made an attempt to analyse it by the method proposed by V.I. Karasik: typical participants of information and analytical discourse, chronotope, goals, values (including key concepts), strategy, genre, precedent texts and discourse formulas are defined. The selection of these components is justified by the lexical composition of the texts of information and analytical genres. The institutional character of the information and analytical discourse is proven.
Key words: information and analytical discourse, scientific discourse, meta-science, information, deductive knowledge, analysis, synthesis.
Сведения об авторе: Хроколо Юлия Владимировна, преподаватель кафедры «Библиотечно-информационная деятельность»
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the author:
Khrokolo Yuliya Vladimirovna, Lecturer at the Chair of Library and Information Activity
Dostoyevsky Omsk State University 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 22.04.2016
Для цитирования: Хроколо Ю.В. Информационно-аналитический дискурс как вид метанаучного дискурса: основные характеристики // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 36-48.
For citation: Khrokolo, Yu.V. (2016), Information and analytical discourse as a kind of metascientific discourse: key features. Communication Studies, No. 2 (8), pp. 36-48. (in Russian).