Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 2 - Курск:
Науком, 2011. - 93 с., ил. ISBN 978-5-4297-0003-8
УДК 004.9
Титова Г.С.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ
Рассмотрена информационно-аналитическая система управления вузом, цели ее создания, основные требования к ней, важнейшие ее составляющие.
Инновационные процессы в образовании, понимаемые как комплексная деятельность по созданию, освоению и распространению инноваций невозможны без создания инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения. Основой такой инфраструктуры выступает информация, возникающая в процессе информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза.
Информационно-аналитическая система вуза на основе подробного учета данных по деятельности учебного заведения и процесса оказания образовательных услуг, от вступительных экзаменов до выпуска, позволяет структурировать и автоматизировать деятельность каждого подразделения, и что самое главное, дает в руки руководству мощный инструмент для планирования, мониторинга, анализа и своевременного корректирования деятельности всей организации в целом. А система управления обучением позволяет преподавателям и студентам использовать в рамках учебного процесса современные информационные технологии.
Создание в образовательном учреждении информационно - аналитической системы управления (ИАСУ) позволит оптимизировать сложившиеся каналы сбора информации и обеспечить более полное удовлетворение информационных потребностей руководителей и педагогов.
ИАСУ - это совокупность средств, методов, исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления.
Целью создания ИАСУ вуза является информационно-аналитическое обеспечение:
- организационной деятельности вуза;
- управления учебным процессом;
- управления качеством образования;
- управления научными исследованиями;
10
Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 2 - Курск:
Науком, 2011. - 93 с., ил. ISBN 978-5-4297-0003-8
- международной деятельностью;
- управления персоналом;
- управления экономикой и финансами;
- бухгалтерского учета;
- расчетов по заработной плате и стипендиям;
- управления социальным развитием;
- управления материально-техническим снабжением;
- управления проектами;
- библиотечно-издательской деятельности.
Основные требования, которым должны отвечать современные ИАСУ:
- модульное построение АИС, обеспечивающее наращиваемость и заменяемость модулей систем
- единая технологическая база на основе единого ядра в рамках информационного пространства вуза;
- единая БД контингента вуза, исключающая дублирование информации;
- оперативный доступ к единой БД с разделением прав пользователей;
- формирование электронного портфолио студента и его сопровождение в БД при двухуровневом (многоуровневом) образовании;
- формирование банка данных по документообороту вуза;
- формирование рейтинга студента по технологическим картам дисциплин в соответствии с Болонской системой образования;
- формирование рейтинга профессорско-преподавательского состава с учетом новой системы оплаты труда.
Важнейшими составляющими ИАСУ являются:
- персонал - члены педагогического коллектива, участвующие в функционировании информационно-управляющей системы (т.е. сборе, обработке, анализе, своевременном информировании и т.д.);
- информационные ресурсы - конкретное содержание информации, которая используется в управленческой деятельности;
- материальные ресурсы - носители информации, технические средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;
- каналы циркуляции информации - конкретные уровни коммуникации, предназначенные для постоянного пополнения и востребования информации.
В существующей практике управления используются два основных вида ИАСУ:
- MIS (Manager Information System) - системы - в нужный момент времени в наиболее удобной форме представляют руководителю необходимую информацию о прошлом, настоящем и будущем управляемой системы.
- DSS (Decision Support System) - системы - ориентированы на интеллектуальное обеспечение процесса принятия управленческого решения и ставят своей целью поддержку данного процесса.
Наиболее часто встречающаяся проблема развития ИАСУ заключается во введении в начале эксплуатации тех или иных подсистем большого объема ин-
11
Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 2 - Курск:
Науком, 2011. - 93 с., ил. ISBN 978-5-4297-0003-8
формации и ее актуализации состояния. Без выполнения этой работы невозможно нормальное функционирование информационной системы. Для поддержания БД в актуальном состоянии и работы с конечными пользователями необходимо создать сектор информационного обеспечения, функциями которого являются обучение конечных пользователей подсистем, сопровождение программных продуктов, оказание консультаций, анализ наполнения базы данных.
Создание ИАСУ вуза является актуальной задачей, имеющей важное значение в управлении высшим учебным заведением, требует значительных трудозатрат и может быть реализовано только коллективом высококвалифицированных разработчиков при постоянной поддержке со стороны руководства вуза.
Библиографический список
1. Гусева А.И., Киреев В.С., Тихомирова А.Н., Филиппов С.А. Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий: Монография. М.МИФИ, 2009.
2. Андреев В.В. Информационная подсистема оценки рейтинга профессорско-преподавательского состава // Программные продукты и системы. 2009. № 4.
3. Мутанов Г.М., Мамыкова Ж.Д., Кумаргажанова С.К., Федькин Е.М. «Информационная инфраструктура «е-университета» ВКГТУ им. Д.Серикбае-ва» //Известия Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова. Теоретический и прикладной научно-технический журнал - Бишкек- №19,-2009.
4. Мутанов Г.М., Мамыкова Ж.Д., Кумаргажанова С.К. «О методологии управления ориентированного на результат в системе высшего учебного заведения» // Журнал «1здешс» - «Поиск»: Серия естественно-технических наук -№3 (1), - 2010.
12