Л А. ТРОФИМОВА, В В. ТРОФИМОВ
Людмила Афанасьевна ТРОФИМОВА — доктор экономических наук, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов СПбГУЭФ.
Окончила Томский государственный университет. С 1998 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ
Автор свыше 100 научных работ, в том числе 10 монографий и учебников.
Сфера научных интересов — управление инновациями и инвестиционной деятельностью.
Валерий Владимирович ТРОФИМОВ — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой информатики СПбГУЭФ.
Окончил Томский государственный университет. С 2002 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ.
Автор свыше 200 научных работ, в том числе 25 монографий и учебников.
Сфера научных интересов — математические и инструментальные методы экономики.
^ ^ ^
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ГОРОДА-ПОРТА
Информационно-аналитическая поддержка развития любого объекта (туризма в том числе) предназначена обеспечивать информационными продуктами все уровни менеджеров, принимающих свои решения. Качество таких решений существенно зависит от качества используемой при этом информации, а свойства информационного продукта напрямую зависят от свойств применяемых информационных технологий, реализованных в виде соотвстехвующих информационных систем. Таким образом, информационно-аналитическая поддержка может быть раскрыта через описание применяемых информационных технологий, реализованных в виде соответствующего программного обеспечения для построения соответствующих информационных систем.
Для того чтобы обосновать выбор того или иного пакета прикладных программ при построении соответствующей информационной системы, создающей нужные информационные продукты, необходимо знать виды деятельности менеджеров и типы принимаемых ими решений.
Особенности туризма в городе-порте. Санкт-Петербург, являясь городом-портом, наряду с другими видами туристической деятельности, присущими «сухопутным» городам, обладает неоспоримым преимуществом — возможностью реализовывать морской круизный туризм.
ГРНТИ 20.01.04
© Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов, 2012
Отличительными факторами морских круизов являются: возможность посещения нескольких стран за один раз, концентрация развлечений в ограниченном пространстве корабля, прекрасные морские виды и множество способов провести досуг. Туристская организация, арендующая судно, несет ответственность за организацию всей культурной и развлекательной работы в портах захода и других мероприятий для туристов как на борту морского круизного судна, так и на берегу [2; 5]. Другим важным преимуществом морского круизного туризма для города является тот факт, что в условиях дефицита гостиничных мест в период высокого туристского сезона круизным туристам гостиничное размещение не требуется, так как они живут на борту судов.
Популярность морского круизного туризма вызвана тем, что для пребывания в городах захода круизного лайнера не требуется визы, в том числе и в Санкт-Петербурге, — при условии участия в групповых экскурсионных программах и стоянки судна в порту не более 72 часов. Кроме того, стоимость круизного туризма сопоставима с обычным видом туризма.
Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров. По прогнозам специалистов, в течение пяти лет в регионе Балтийского моря, в частности в Санкт-Петербурге, ожидаемый прирост круизных пассажиров составит 20 %.
Доходы от круизного туризма. Центр развития туризма из города Хельсинки оценил расходы каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург на круизном судне, в 300 евро и выше. С января по конец октября 2009 г. поток иностранных туристов, прибывших в Северную столицу на круизных лайнерах, составил 428 тыс. человек, что на 30 % выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Круизный туризм приносит доход в бюджет города как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т. п. Таким образом, ежегодно поступления от обслуживания круизных туристов в Санкт-Петербурге в среднем, по официальным данным, составляют около 250 млн долларов США.
Перспективы развития круизного туризма в Санкт-Петербурге. В настоящее время Санкт-Петербург является одним из портов захода для мировых круизных компаний. Однако с модернизацией аэропорта «Пулково», вводом в эксплуатацию Западного скоростного диаметра и возможным упрощением визового режима для иностранцев Санкт-Петербург может выступать в качестве порта базирования судов (лайнеры будут начинать и заканчивать свои маршруты в Санкт-Петербурге). Первый опыт развития данного направления круизного туризма имеет компания St. Peter Line, представляющая круглогодичные круизы в Хельсинки, Стокгольм и Таллинн.
Важными проблемами развития морского круизного туризма в Санкт-Петербурге, по нашему мнению, являются: неразвитая портовая инфраструктура; неполное соответствие единым международным стандартам процессов приема и обслуживания круизных судов и пассажиров; медленные разработка новых круизных туров и их продвижение на рынке туристских услуг.
Для эффективного решения указанных проблем проекты совершенствования портовой инфраструктуры, позволяющие преобразовать Санкт-Петербург из порта заходов в порт базирования, должны сопровождаться информационно-аналитической поддержкой, реализованной с помощью информационных систем моделирования и управления проектами на базе процессного и проектного подходов.
Решению проблем разработки (особенно продвижения) новых круизных туров могут существенно помочь новые информационные интернет-технологии, предлагающие продвижение с помощью некоммерческих сайтов, блогов и социальных сетей. В связи с ограниченным объемом данной статьи подробно остановимся только на информационно-аналитической поддержке решения первой проблемы.
Для преобразования Санкт-Петербурга из порта-захода в порт-базирования судов необходимо развивать его инфраструктуру путем совершенствования существующих элементов и создания новых. Этому существенно помогает информационно-аналитическая поддержка, основанная на применении как процессного, так и проектного подходов [3; 4].
Информационно-аналитическая поддержка проектов совершенствования портовой инфраструктуры, позволяющих преобразовать Санкт-Петербург из порта захода в порт базирования, может быть осуществлена на базе процессного и проектного подходов, реализованных с помощью информационных систем: моделирования, построенной на базе ПО AnyLogic (инструмент имитационного модели-
рования нового поколения, объединивший подходы системной динамики, дискретно-событийного и агентного моделирования) и управления проектами, построенной на базе ПО Оайгеп (на базе новейших технологий облачных вычислений 8аа8 и предназначенной для реализации проектов оказания услуг).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутко И. Туризм. Транспортные туры и круизы. М.: «Феникс», 2010.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Федеральное агентство по туризму. М., 2008.
3. Трофимов В.В., Ильина О.П., Кияев В.И. и др. Информационные технологии / под ред. проф. В.В. Трофимова. М.: Юрайт; ИД «Юрайт», 2011. 624 с.
4. Трофимов В.В., Ильина О.П., Барабанова М.И. и др. Информационные технологии в экономике и управлении / под ред. проф. В.В.Трофимова. М.: Юрайт; ИД «Юрайт», 2011. 475 с.
5. Чудновсшй А.Д., Жукова МЛ, Сенин B.C. Управление индустрией туризма. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2005. 448 с.